Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> История, география и краеведение >> Путешествия и отдых >>

Французское крестьянство XVII века


А. Е. Рогинская. "Очерки по истории Франции XVII—XIX вв."
Изд-во Института международных отношений, М., 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

История Франции XVII—XVIII веков является историей разложения феодального строя и формирования в его недрах капиталистического уклада.
Во Франции этого периода, как и в пору средневековья, экономической основой была феодальная собственность на землю. Политическая власть находилась в руках господствующего класса феодалов — дворянства и духовенства. Основными антагонистическими классами того времени являлись крестьянство и феодалы.
Начиная с XVI века, во Франции по мере развития производительных сил стали появляться первые ростки капиталистической промышленности — сначала в виде рассеянной, а затем и централизованной мануфактуры. В то же время средневековое сословие горожан постепенно превращалось в буржуазию и предпролетариат. Складывались и крепли капиталистические отношения, которые расшатывали феодальный строй.
Правящий класс тогдашней Франции должен был создать такой аппарат политической власти, который обеспечил бы господство феодалов в условиях становления новых социально-экономических отношений. Эту задачу осуществил французский абсолютизм, начавший формироваться еще в XVI веке.
В результате роста эксплуатации обострялась классовая борьба. История Франции XVII—XVIII столетий наполнена почти непрерывными крестьянскими восстаниями, с которыми иногда переплетались рабочие волнения. Одновременно нарастала борьба между буржуазией и феодалами за политическую власть. Соотношение боровшихся сил являлось определяющим для существования феодально-абсолютистской монархии.
Во Франции XVII века насчитывалось около 18 млн. крестьян и менее 300 тыс. светских и духовных феодалов. Земля являлась феодальной собственностью. В руках феодалов сосредоточивалось 3/5 всей пахотной земли; 1/5 земли находилась у духовенства и 1/5 составляли владения короля.
Владея основным средством производства — землей, господствующий класс осуществлял свою диктатуру, держа в тисках феодальной эксплуатации многомиллионное крестьянство. Основная масса крестьян в рассматриваемый период была лично свободной: крестьяне имели право свободного передвижения и распоряжения своей личностью. Сеньор не мог предписать им ни рода, ни места занятий. Однако, являясь лично свободным, французский крестьянин XVII века был поземельно и судебно зависимым от феодала: он уплачивал сеньору феодальную ренту за пользование землей и подчинялся феодальной юрисдикции. Помещик устанавливал в своих владениях правила и порядок, обязательные для крестьян.
В виде исключения во Франции сохранялись незначительные категории лично зависимых крестьян (преимущественно в восточной, отчасти — в северной Франции). К числу лично зависимых крестьян относились сервы. Они были «прикреплены» к помещику и не имели права свободного передвижения; их обязанностью была личная служба феодалу.
Сервы подчинялись «праву первой ночи» и другим прихотям помещика. Еще одной группой лично зависимых крестьян были так называемые «менмортабли» (люди «мертвой руки»). Они не имели права по своему усмотрению передавать свое имущество по наследству — этим имуществом после смерти крестьянина распоряжался сеньор. Практически имущество оставалось у наследников, но они должны были уплатить сеньору «менморт» — особый взнос натурой или деньгами.
Французские дворяне XVII века почти не имели барской запашки; значительную часть своей земли они отдавали в пользование крестьянам.
Основными формами крестьянских держаний XVII века были цензива и аренда.
Цензива представляла собой наследственное держание, она была прочно закреплена за крестьянином и обычно переходила по наследству из поколения в поколение вместе со всеми феодальными платежами, лежавшими на ней. Крестьянин был вправе распоряжаться цензивой, он мог сдавать ее в аренду целиком или по частям и даже продавать ее. Однако право крестьянина распоряжаться цензивой вплоть до ее заклада и продажи не означало права собственности на землю: при продаже земля сохраняла все лежавшие на ней феодальные платежи, которые, как и прежде, поступали сеньору в виде феодальной ренты независимо от того, в чьи руки эта земля попадала.
Аренда, в отличие от цензивы, предоставлялась на срок. С ростом товарно-денежных отношений феодал стал предпочитать более выгодную для него краткосрочную аренду на несколько лет, а не до конца жизни арендатора или до определенного колена в его потомстве, как то имело место в XVI веке.
Начиная с XVII века, соотношение между числом наследственных держателей (цензитариев) и арендаторов меняется в сторону увеличения количества последних. Преобладающей формой аренды в XVII веке была испольщина. При испольщине арендная плата состояла из половины урожая, а иногда и более (скот и сельскохозяйственный инвентарь принадлежали пополам землевладельцу и арендатору). Маркс определял испольщину как переходную форму от феодальной ренты к ренте капиталистической.
Арендатор, помимо арендной платы, уплачивал сеньору все феодальные платежи, лежавшие на земле. Таким образом, аренда была гораздо обременительнее для крестьянина, чем цензива. В XVII веке многие арендаторы находились на грани обезземеливания, владея лишь мелкими участками. Арендатор был накануне превращения в наемного рабочего.
Французское крестьянство XVII века было обременено многочисленными феодальными платежами: сеньору, государству, церкви, ростовщику.
Сеньору за свой земельный надел — цензиву — крестьянин платил так называемый ценз в виде барщины (отработочная рента), или в виде оброка (продуктовая рента), или деньгами (денежная рента). В XVII веке во Франции встречались все три формы феодальной ренты. В силу развития товарно-денежных отношений сеньор стремился заменить барщину и оброк денежной рентой, которая постепенно становилась господствующей формой.
В некоторых районах Франции крестьянин уплачивал феодалу за землю, помимо ценза, так называемый шампар в виде части урожая. Наряду с этим помещик обладал рядом феодальных монополий — баналитетов, согласно которым крестьянин был обязан молоть свое зерно только на мельнице сеньора, печь хлеб лишь в его хлебопекарне, давить сок из своего винограда его прессом. За все эти «услуги» крестьянин также должен был платить натурой или деньгами.
Государству крестьяне уплачивали ряд налогов — прямых и косвенных (акцизы). Основные прямые налоги были: талья — имущественный налог и капитация — подушный налог. Наиболее распространенными косвенными налогами были акцизы на соль, вино и табак.
Из числа акцизов наиболее ненавистным для крестьян была габель — налог на соль. Продажу соли государство превратило в свою монополию: назначало на нее произвольную цену и норму потребления, которую крестьяне обязаны были соблюдать. Попытки покупать более дешевую контрабандную соль строго карались: специальные соляные приставы устраивали облавы, конфискации, нередко и настоящие побоища.
Взимание габели нередко вызывало крестьянские восстания.
Государственные налоги не были стабильны: их сумма периодически менялась. Как правило, государственные налоги отнимали у крестьян от 50 до 75% их дохода.
Церковь взимала с крестьян десятую часть урожая — так называемую десятину. Ростовщик становится обычной фигурой во французской деревне XVII века.
Налоги в сочетании с сеньориальными платежами вызывали задолженность крестьян-цензитариев, которая с течением времени все увеличивалась. Чтобы достать денег для уплаты сеньору и государству, цензитарий вынужден был отдавать землю ростовщику под залог (ипотека).
Однако и с ростовщиком, которому закладывалась земля, крестьянин также не мог рассчитаться и оказывался вынужденным вновь и вновь перезакладывать землю. В конце концов рост ипотечной задолженности превращал крестьянина в неоплатного должника, что приводило к утрате им своего надела в пользу ростовщика. Тогда, как правило, крестьянин арендовал свою-же землю или часть ее на кабальных условиях. Иногда, продавая цензиву вместе со скотом и инвентарем, крестьянин тут же брал в аренду не только землю, которая принадлежала ему раньше, но и проданных им быков, инвентарь и т. д.
Земледельческая техника XVII века характеризуется крайней отсталостью. Непомерное бремя феодальных повинностей, давившее на крестьян, не позволяло и думать о какой-либо интенсификации сельскохозяйственного производства. Это обстоятельство обусловливало низкую производительность труда. Крестьянское хозяйство оставалось в XVII веке, как и в средние века, натуральным.
Свой крайне примитивный сельскохозяйственный инвентарь — деревянную соху, мотыгу и заступ — крестьянин обычно изготовлял собственными руками; одевался он в домотканное, грубо окрашенное платье, обувался в деревянные башмаки — сабо. Его хижина была сделана из дерева и глины, зачастую не имела окон и трубы; пол был земляной, крыша соломенная; скот и птица нередко помещались вместе с людьми.
Во Франции XVII века обозначился процесс обезземеливания крестьянства. Своеобразие этого процесса заключалось в том, что крестьяне, имея возможность отчуждать землю, оказывались перед угрозой экспроприации не путем сгона, как это имело место в Англии, а путем вынужденной продажи своего участка. Маркс обращал внимание на то, что во Франции экспроприация совершалась иным способом, чем в Англии.
«Чтобы экспроприировать земледельцев, нет необходимости изгнать их с их земель, как это было в Англии... Попробуйте сверх определенной меры отбирать у крестьян продукт их сельскохозяйственного труда — и... вам не удастся приковать их к их полям».
Однако следует отметить, что вследствие относительной слабости капиталистических отношений во Франции XVII века процесс экспроприации крестьянства шел сравнительно медленно. Ни в XVII, ни даже в XVIII веке полная экспроприация французского крестьянства не имела места.
Капиталистические отношения все глубже проникали во французскую деревню XVII века. Основной формой развития капитализма в деревне была рассеянная мануфактура. В поисках средств для уплаты феодальных повинностей крестьяне брали работу на дом: они выделывали пряжу, плели кружева, занимались гончарным производством, ткали полотна и другие ткани, изготовляли простую мебель, изделия из жести и т. д.
Все эти продукты деревенской кустарной промышленности приобретал за бесценок городской скупщик, который затем с барышом перепродавал их купцам или промышленникам в город. Отсутствие связи между крестьянином и непосредственным потребителем его товара ставило крестьянина-производителя в зависимость от скупщика. Этот последний обычно превращался и в раздатчика. Он давал крестьянам сырье и инвентарь, иногда — денежный аванс. Крестьяне в результате безвыходной задолженности мануфактуристу оказывались у него в полной кабале: срок изготовления, качество товара; наконец, цена на него — все это зависело от произвола мануфактуриста.
Французское крестьянство было неоднородным: из его среды выделялась зажиточная верхушка. Однако в рассматриваемый период во французской деревне почти не было крупных крестьянских ферм.
Основная крестьянская масса была задавлена бременем феодальных поборов, землепашество давало ничтожные результаты, и крестьянин — основной кормилец феодального государства, его материальная база и опора — находился в крайне бедственном положении. Писатель того времени Лабрюйер дает следующую картину жизни французского крестьянина: «Вы встречаете в деревнях крестьян и работников, подобных диким зверям, черных, мертвенно-бледных, ...склонившихся над землей, которую они вскапывают и перекапывают с непобедимым упорством... Они живут на черном хлебе, воде и овощах. Они избавляют других людей от труда сеять, пахать и собирать жатву и поэтому заслуживают того, чтобы и им хватало хлеба, который они сами посеяли».

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +