Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Трудовое воспитание >>

Работа с деревом


"Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Детей седьмого года жизни следует приучать пользоваться молоткм, пилой, клещами, плоскогубцами. Воспитание этих навыков возможно в практической деятельности по изготовлению каких-либо полезных предметов.
Работа по дереву привлекает детей своей новизной, использованием разнообразных инструментов.
Особенно она важна в воспитании мальчиков, которым на шестом, а тем более на седьмом году необходима такая деятельность, в которой они могли бы приложить физические усилия, достигнуть известной сноровки в работе с настоящими инструментами, в обработке дерева, превращая его из простой доски или чурбака в разные вещи. Здесь проявляются смекалка, находчивость, инициатива, поиски путей реализации замысла, взаимопомощь, стремление сделать игрушку прочной, красивой, что особенно ценно в подготовке детей к школе.
Работа с деревом представляет известные трудности, значительно большие, чем, например, работа с бумагой, картоном. Она требует от ребенка известных физических усилий, но именно в силу этого развивает у ребенка настойчивость, выдержку, волю.
Эта работа привлекательна для мальчиков тем, что она похожа больше, чем какая-либо другая, на настоящее дело; это уже не труд понарошку, они делают настоящую, прочную вещь, которую можно использовать в игре, в быту детского сада, подарить родителям, друзьям, малышам. Сознание этого дает детям большое удовлетворение, побуждает выполнять работу добросовестно, тщательно, проявить свою изобретательность, смекалку, конструкторские способности.
Эта деятельность многое дает для развития детей. Воспитательный эффект заметен через 2—3 месяца с момента начала работы. Одним из показателей эффективного влияния этого труда на развитие детей — изменение устойчивости их замысла.
Витя 6,5 лет на одном из первых трудовых занятий задумал сделать пушку для парохода и взял для этого такой большой деревянный брусок, что пушка не уместилась на пароходе. Витя старался некоторое время сделать ее меньше: он пытался отрезать часть бруска ножом, потом отпилить, но это у него не получилось, не хватало умений. Витя оставил работу, не довел ее до конца.
Иная картина через 3 месяца, после 7—8 регулярно проведенных занятий с деревом. Витя делает броневик. Действия его целесообразны. Прежде чем приступить к работе, Витя подбирает все необходимые части. В процессе работы выбирает гвозди нужной длины, соизмеряя их с толщиной доски (на предыдущих занятиях воспитательница учила этому при поделке ящиков для рассады, стульчиков для кукол).
Он проявляет большую сообразительность при подгонке и скреплении частей: например, когда требуется прикрепить фанеру к доске, сначала вбивает гвоздь в фанеру, а затем уже вместе с фанерой прибивает ее к доске.
В работе Вити отчетливо проявляется стремление сосредоточиться, выдержка, отсутствие суетливости, чего не было еще 1,5—2 месяца назад. За все время работы (40 мин.) он почти не отвлекался, только иногда, когда работающий рядом с ним Толя обратился к нему за советом, помог Толе и снова принялся за прерванное дело.
Характерна для его работы и следующая деталь: Витя несколько раз ударил себя молотком по пальцу. Было очень больно, но он не прервал работу.
Несмотря на то что замысел был сложным, выполнение его было сопряжено со многими трудностями, Витя довел работу до конца. Он пробует прочность броневика, показывает его воспитателю, с гордостью заявляет: «Я все сам сделал». В этом заявлении нет и тени хвастовства, но есть большое удовлетворение от хорошего результата. Витя возит броневик по столу, показывает ребятам, рассказывает, что было особенно трудно сделать.
В работе по дереву особенно важно соблюдение основных дидактических принципов: следует идти от простого к сложному, соблюдать последовательность усложнения в подборе конструкций. Необходимо обеспечить повторность действий при выполнении новых поделок, но с использованием тех умений, которые требовались в изготовлении ранее выполненных конструкций.
В руководстве работой по дереву необходимо шире пользоваться наглядностью в обучении детей. Детям следует показать приемы работы при обучении навыкам, они должны наглядно воспринять части конструкции и готовый образец.
На первых этапах обучения детей навыкам работы с деревом необходимо уделить взимание техническим приемам. Это может быть достигнуто при условии предложения детям такого материала, который в известной мере предопределяет конструкцию и вместе с тем не требует от ребенка большой затраты сил, дает возможность сравнительно быстро поручить результат.
Следует заранее заготовить части предмета, который дети должны будут сделать. Например, для сколачивания скамеечки надо дать два кубика одинакового размера и дощечку. Сделать скамеечку смогут дети 5,5—6 лет. Затем поделку можно покрасить, и она может быть использована в играх детей на участке детского сада. Через некоторое время можно усложнить эту конструкцию — сделать садовую скамейку со спинкой.
Приемы работы и детали конструкции те же, но в дополнение надо дать два бруска, которые приколачивают к кубикам одной из длинных сторон скамьи, а к ним прибивают по 3—4 поперечные планки, их можно выкрасить в разные цвета.
Эти операции повторяются при изготовлении скамеечек для кукол в подарок малышам. Чтобы работа не была простым механическим повторением, можно предложить сидение скамьи сделать из 3—4 узких планок, которые прибивают к кубикам. Их также следует покрасить соответственно в те же цвета, что и рейки спинки скамьи. Надо научить детей выбирать разного размера гвозди для опоры спинки и реек. К заготовке материала следует привлекать родителей. В подготовительной к школе группе значительная часть материала может быть подготовлена детьми.
Так же можно организовать работу по изготовлению стола. Для этого могут быть даны бруски для ножек стола и доска-крышка. Легкость изготовления таких конструкций дает возможность детям сосредоточивать все внимание на овладении техническими умениями. Усложнение технической стороны работы может идти по линии измерения детьми деталей при их заготовке. Это делается при помощи линейки или спецальной мерки. Измерительные работы — важная сторона, труда, они делают поделки детей более пропорциональными, развивают глазомер, содействуют повышению требования самих детей к эстетическому оформлению игрушек.
По мере овладения первыми приемами работы молотком дети могут сделать несколько простых игрушек: самолеты, санки, диванчики, столы разного размера и формы. При этом важно, чтобы дети постепенно научились подбирать части конструкций по размерам, соответствующим размерам кукол, для которых они делают стол, стулья, скамеечки, санки.
Полученный результат доставляет детям большое удовлетворение и, естественно, повышает их интерес к этому труду.
Поскольку дошкольникам доступны только такие операции, как распиловка, сколачивание деталей, в условиях детского сада можно использовать полуфабрикаты. При этом педагогическая ценность состоит в том, что ребенок должен ясно представить себе вещь, какую надо сделать, отобрать нужные детали.
На первых этапах обучения навыкам работы с деревом необходимо уделить внимание техническим приемам.
Вначале с детьми следует рассматривать простые поделки. Для этой цели можно использовать предметы, изготовленные детьми, перешедшими в школу; разобрать, из каких частей состоят они. Например, стул состоит из кубика и дощечки, которая длиннее стороны кубика. Чтобы все стульчики были одинаковыми, надо отпиливать от бруска одинаковые кубики, а для этого следует отмерять по мерке, которую можно озготовить из полоски бумаги.
Детей приучают делать заметки, намечая место будущего распила, прикладывая для этого образец к заготовке или измеряя меркой.
При организации работы с деревом необходимо предусмотреть место, куда дети будут складывать готовые изделия, где будут храниться полуфабрикаты, образцы, а также незаконченные поделки. Постоянное место хранения должны иметь и инструменты: пилы, молотки, гвозди. Все это создает необходимые условия для формирования у детей культуры труда.
Если позволяют условия, на участке детского сада может быть оборудована небольшая мастерская, в которой помещаются 2—3 стола для работы, стеллаж для размещения полуфабрикатов, заготовок (лучше, если в стеллаж будут вмонтированы небольшие открытые ящики, в которых разместятся детали по формам, а также весь необходимый инструмент). Здесь же можно сосредоточить и весь «бросовый» материал: коробки, катушки, веревки, а также природный материал: шишки, желуди, кора.
Отдельно следует расположить предметы, являющиеся образцами, и незаконченные детские изделия. Желательно иметь зарисовки некоторых детских работ (можно фотографии), простейшие чертежи.
По мере того как дети овладевают навыками, можно ставить перед ними более сложные задачи: не давать им готовые части конструкции, предопределяющие ее, а учить отбирать материал нужной формы и размеров из заготовленных заранее взрослыми хорошо обработанных досок, брусков, кубиков, колес, реек, жести, пластмассовых форм; следует также приготовлять столярный или синтетический клей, наждачную бумагу для обработки деталей. Дерево следует давать сухое, без сучков; его легче распиливать и забивать в него гвозди.
Гвозди, как мы уже говорили, надо иметь разных размеров и такие, чтобы они не сгибались при ударе по ним молотком. Недоброкачественный материал требует от детей много лишних усилий, вызывает огорчение, некоторые дети, встречая препятствия, отказываются продолжать работу.
Трудности, возникающие на первых порах, иногда не дают возможности осуществить замысел, а работы, доведенные до конца, часто отличаются плохим внешним исполнением, выглядят небрежно, что вызывает неудовлетворение у самих детей.
По мере укрепления навыков работы дети приобретают большую выносливость, и возникающие трудности уже не обескураживают их, а, наоборот, вызывают желание самостоятельно справиться, преодолеть препятствия.
При организации педагогического процесса важно предусмотреть, чтобы работа протекала в гигиенических условиях: где бы ни работали дети — в групповой комнате, на веранде или на участке, они должны иметь достаточно места (чтобы была исключена возможность травм), много света, чтобы помещение было хорошо проветрено.
Работу с деревом целесообразно организовывать не со всей группой. При фронтальной организации создается большой шум, воспитателю трудно руководить одновременно работой большой группы, он не имеет возможности уделить внимание каждому ребенку, оказать конкретную помощь. Наиболее целесообразно при этом виде работы разделять группу на 2—3 подгруппы по 7—8 человек.
Важно, чтобы дети договорились, кто с кем будет работать. Так как работа с деревом часто требует взаимопомощи (подержать доску, подать клей и пр.), наиболее удобно организовать труд детей парами. Иногда целесообразно эти пары подбирать по усмотрению воспитателя, объединяя умелого ребенка с тем, который еще не владеет навыками, увлеченного работой — с тем, который не проявляет интереса к работе.
Но при подборе пар следует предпочтение отдать добровольному принципу объединения детей. Он оправдывает себя в том отношении, что дети, симпатизирующие друг другу, легче договариваются между собой, между ними укрепляется дружба, они смелее рассказывают друг другу о новых возникающих замыслах и стремятся их реализовать.
Следует иметь в виду, что работа детей парами требует серьезного внимания педагога. Здесь надо видеть характер детских взаимоотношений: чтобы дети не подавляли инициативу друг друга, чтобы каждый мог проявлять свою активность иполучил удовлетворение от работы.
По окончании работы необходимо поговорить с детьми о том, кто что делал, осуществили ли свой замысел, как они преодолели возникающие трудности.
При подведении итогов работы воспитателю надо подчеркнуть успехи тех детей, у которых ранее работа не получалась, такое внимание воспитателя, его одобрение проделанной работы приучает детей радоваться результатам не только своей работы, но и товарищей.
Работа по замыслу детей очень важна в педагогическом процессе: будь то рисование или лепка, конструирование из бумаги или из дерева.
Замысел новой конструкции возникает как потребность в ходе игры. В летнее время на участке дети много играют. В ходе игр появляется необходимость в различных предметах. Располагая элементарными навыками работы с деревом и имея необходимый материал и инструменты, дети старшей и подготовительной к школе групп могут изготовить различные предметы для своих игр и для детей младших групп.
Так, для игр в «семью», «дочки-матери», «детский сад» могут сделать столы, табуреты, скамейки, кресло, письменный стол, диван, шкаф для одежды, телевизор, вешалку для полотенец, кровать, полочки для книг и этажерки.
Во дворе, на участке детского сада можно выделить место, где могут быть сделаны беседки для кукол, качели, гамаки, кресла-качалки, колодец со спускающимся ведром, маленький песочный ящик. Для игры с песком потребуются лопатки, носилки, тачки, грузовики. Дети могут сделать различные машины: легковые автомобили, грузовики, пожарный автомобиль, «скорую помощь» и др., для игры «Машины на нашей улице», с удовольствием мастерят поезда, платформы, семафор и играют в «железную дорогу».
Ко Дню Советской Армии делают самолеты, корабли, подводные лодки, танки, ружья, пистолеты, шашки и играют в «военных».
Детьми могут быть изготовлены некоторые предметы, нужные в группе. Чаще всего это ящики для посадки лука, семян, для выращивания рассады.
Следует привлекать старших детей и к более сложной работе, например к оказанию помощи взрослым при постройке беседки на участке детского сада, в сооружении песочного ящика, садовых скамеек, в ремонте оборудования участка (домиков, горки, лесенок). Дети не только могут подержать доску, подать какой-то материал, но и сами укрепить расшатавшиеся ступеньки, прибить отвалившийся наличник у окна домика. Труд вместе со взрослыми дети очень любят, они видят его практическое назначение и стараются оправдать оказанное им доверие.
Дети часто склонны приступать к выполнению замысла без предварительной подготовки. Следует приучить их к тому, чтобы сначала они подумали, как будут делать, например, кроватку для кукол, подобрали для этого подходящий материал, приготовили все, что нужно на рабочем месте: инструменты, гвозди, клей, деревянные части поделки, материал (например, ткань, если хотят сделать кроватку типа «раскладушки»).
Этот этап подготовки работы очень важен: он предупреждает бесполезные поиски (то, что характеризует метод «проб и ошибок»), приучает детей к планированию деятельности, учит предвидеть. При этом результат деятельности всегда выше, кроме того, почти исключается замена возникшего замысла другим, более примитивным.
В педагогическом руководстве трудовой деятельностью воспитателю надо приучать детей готовить рабочее место, ясно представлять себе тот предмет, который они намерены сделать. Такая подготовка не только упорядочивает деятельность детей, придавая ей внешне организованный характер, но и способствует развитию мышления.
Планомерная работа с детьми старшей, а тем более подготовительной к школе группы развивает умение заранее наметить план действий, особенно если цель конкретна и близка во времени. Иногда следует накануне определить с детьми, что будут делать, как предполагают осуществить задуманное. Из имеющегося материала подобрать основные части задуманной конструкции, если их не оказывается — подготовить их. На другой день осуществляется сам процесс изготовления вещи: соединение частей, сколачивание деталей, пригонка их, а также покраска изделия.
Предварительное продумывание предстоящей работы дает возможность ребенку направить усилия на усовершенствование конструкции, тщательную отделку, способствует получению результата более высокого качества.
В общем комплексе условий, способствующих развитию конструктивной творческой деятельности детей, наличие умений играет важнейшую роль. Но, как мы стремились это показать, обучение навыкам не является самоцелью, а осуществляется в ходе деятельности, при подборе усложняющихся конструкций.
При этих условиях воспитателю нет необходимости вторгаться в творческий процесс ребенка со своими указаниями, заставлять упражняться в недостаточно усвоенном навыке. Но каждый раз, когда ребенок чувствует свою беспомощность, педагог должен оказать ему помощь советом, практически выполнить более сложную часть работы, которая оказывается не по силам (вытащить гвоздь, прибитый не там или не так, как надо), еще раз показать сложные приемы соединения деталей (например, при поделке шкафа показать, как боковые стенки соединить через деревянный брусочек, а при поделке тележки, автомобиля показать, как прибить кусочек жести, чтобы колесо не соскакивало с оси).
Вовремя оказанная ребенку помощь создает возможность доводить работу до результата, воспитывает уверенность в своих силах, а приобретенные при этом навыки становятся более осознанными. Постепенно дети приобретают необходимую сноровку, овладевают техникой деятельности.
Таким образом, у детей старшей и подготовительной к школе групп развивается умение ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы, рационально использовать материал, применять целесообразные приемы работы. У детей седьмого года жизни развивается относительная ловкость, точность и быстрота действий, точность глазомера, умение приспосабливать материал, самостоятельно находить выход из затруднительного положения. Все это открывает новые возможности для развития начал творческой деятельности.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +