Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Трудовое воспитание >>

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАНЯТИЙ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ С РУЧНЫМ ТРУДОМ


Д. В. Сергеева, преподаватель кафедры дошкольной педагогики Горьковского педагогического института им. М. Горького

В «Программе воспитания в детском саду» ручной труд выделяется как самостоятельный вид деятельности со старшей группы. Программные задачи по ручному труду прямо требуют от воспитателей организовать работу так, чтобы умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, использовались при последующем изготовлении различных поделок для игры, подарков, сувениров. Но на практике воспитатели затрудняются в осуществлении взаимосвязи между занятиями по конструированию из бумаги, природного и бросового материала и ручным трудом детей, где бы полученные умения и навыки закреплялись. В практике нередко бывает так: где есть увлеченный человек, там есть и систематический ручной труд, где его нет, работа проводится от случая к случаю.
Чтобы обеспечить систематическую работу с различными материалами, создать взаимосвязь между занятиями по конструированию из различных материалов (бумаги, природного и бросового материалов) и ручным трудом вне занятий, необходимо прежде всего четкое различение характерных особенностей двух видов деятельности: учебной и трудовой.
Программа детского сада четко и правильно показывает специфику цели, стоящей перед педагогом на занятиях по конструированию и в ручном труде. Цель занятий по конструированию — формировать навыки, необходимые для создания поделки из различных материалов, умения анализировать образец, выкройку, рисунок, фотографию, дать знания о путях изготовления поделок и способах работы с различными материалами с учетом их свойств. Эта задача перед детьми старшего дошкольного возраста может быть поставлена прямо: «Мы сегодня научимся», «Мы будем учиться» и т. п. В ручном труде цель педагога другая: приучать детей использовать, творчески применять навыки и знания, полученные на занятии.
Анализ планов воспитательной работы, большого количества занятий по конструированию и трудовых процессов показал, что педагоги не всегда четко вычленяют специфику цели и мотива в занятии и ручном труде, а это приводит к снижению воспитательных возможностей того и другого. Чаще всего в занятии педагог ставит перед детьми цель сделать что-то для малышей, для мамы, т. е. выдвигает общественно значимый мотив или сообщает содержание занятия, не раскрывая его значимости («Дети, сегодня мы с вами будем делать вот такую игрушку»). Вместе с тем очень редко ставится цель научить их делать какую-либо вещь, что наиболее целесообразно на занятии. Занятия ограничивают возможности формирования как познавательных, так и действенных общественных мотивов, даже если педагог выдвигает их перед детьми. Ведь он лишь называет мотив, тогда как вся последующая система приемов его воздействия направлена на вооружение навыками, способами действий и т. п.
В практике ручной труд, как правило, не связан с занятиями по конструированию. Очень часто детям вне занятий предлагается работа с материалом, свойства и способы работы с которым им малоизвестны или неизвестны совсем, так как еще не было соответствующего занятия. А это приводит к тому, что, руководя таким трудом, педагог много объясняет, показывает и в начале, и в ходе работы детей. По сути дела такой труд отличается от занятия лишь тем, что в нем принимают участие не сразу все дети. Характерные особенности трудовой деятельности четко не выступают, а значит, и не могут быть использованы в должной мере в воспитательных целях.
Содержание ручного труда, предложенное программой, очень близко к содержанию занятий по конструированию из бумаги, природного и бросового материалов (различного вида и назначения коробочки, кукольная мебель и другие игрушки и сувениры). Этим обусловливается необходимость закрепления практических навыков и способов работы с различными материалами, которые даются на занятиях, в условиях дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности детей.
Как же была поставлена эта работа в нашем опыте? На занятиях по конструированию воспитатель прежде всего ставил перед детьми задачу учебного характера — научиться работать с предлагаемым материалом. Он раскрывал свойства материала и его особенности, особенности работы с ним, способы крепления его с другими материалами, формировал навыки работы.
И вторая задача, решаемая на занятии,— заинтересовать детей данным видом материала, вызвать желание заняться работой с ним в свободное время. Ставя перед детьми цель научиться хорошо делать, педагог старался создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из этого материала.
После занятия воспитатель реализовал другую задачу — организуя определенным образом трудовую деятельность детей, закреплять навыки работы, формировать общественные мотивы, развивать инициативу, творческий подход к делу.
Прежде всего важно было позаботиться о том, чтобы в трудовом уголке всегда имелся в достаточном количестве материал, с которым дети учились работать на занятии. Воспитатель продумывал, как наиболее педагогически целесообразно объединить их в подгруппы, обеспечивая участие в труде каждого ребенка, использовал и специальные приемы, побуждающие к трудовой деятельности.
Для того чтобы вызвать у детей желание заняться ручным трудом в свободное время, воспитатель еще после объяснения хода работы, перед тем как приступить к ее выполнению, спрашивал их: «Когда вы научитесь делать эту вещь (называл конкретно), для кого вы ее потом сделаете?» Дети высказывали возможные варианты: для малышей, своему младшему брату или сестре, для мамы, для игры в группе и т. д. Затем в ходе их самостоятельной трудовой деятельности воспитатель напоминал о выдвинутых ими мотивах, поддерживал желание отдать поделку тем, кому дети ее предназначали. В последующем интересовался, как отнеслись к подарку те, кому он был вручен.
В целях формирования действенных общественных мотивов педагог широко использовал прием «заказов». Например, после дневного сна входит воспитатель младшей группы и говорит: «Дети, я видела, какие красивые коробочки для занятий вы научились делать. Нашим ребятам тоже нужны такие, но они еще малы и не сумеют их сделать. Хорошо было бы, если бы вы нам помогли!» Дети сразу соглашаются помочь, и «заказ» выполнялся в течение нескольких дней. Как правило, они сами относили работу в младшие группы. Мы придавали большое значение тому, что каждый ребенок видит, как относятся к продуктам его труда те, кому он предназначен. В дальнейшем это служило стимулом для участия в трудовой деятельности, полезной для других. Дети всегда возвращались из группы малышей очень довольные, заявляя: «Мы им еще сделаем подарки!»
Дети выполняли работу по ручному труду, близкую по содержанию с занятием. Для того, кто плохо усваивал материал на занятии, практическое повторение было полезно и необходимо для закрепления навыков и способов действий. А для тех, кто овладел навыками работы с материалом на занятии, всегда ставилась задача, требующая творческих размышлений. Например, на занятии дети учились читать элементарный чертеж на бумаге и делать по нему коробочку (пунктирная линия — сгиб, сплошная прямая линия — разрез). После занятия воспитатель помещал в уголок труда чертежи, по которым можно сделать коробочку другой конструкции или даже другую вещь (стаканчик, розетку, коробку с крышкой и т. д.) и затем украсить рисунком, аппликацией.
На одном из занятий дети учились работать с яичной скорлупой, соединять ее с бумагой пластилином (все делали петрушку). Одновременно в трудовой уголок были внесены картинки с изображением других игрушек из яичной скорлупы. И дети делали чайные чашки с блюдцами, чайники, самовары и другие игрушки для украшения елки на участке к празднику проводов русской зимы.
Еще пример: на занятии дети делали письменный стол из спичечных коробков, а вне занятия им было предложено сделать всю необходимую мебель (диван, кровать, кресло и стулья) для шести маленьких кукол, принесенных в группу. В дальнейшем из картона были сделаны интерьеры комнат для этих кукол, дети с удовольствием и долго играли с ними. Несколько таких интерьеров было сделано в подарок младшим детям.
Таким образом, создавалась связь между занятиями по конструированию, где давались способы работы с различными материалами, и последующей самостоятельной трудовой деятельностью, в которой дети применяли навыки и знания о способах изготовления поделок, усваивали целевое их назначение.
Занятия по конструированию и ручной труд, связанные одинаковым или близким содержанием, потребовали четкой мотивации каждого из них: на занятиях формировались мотивы учебной деятельности и ставились учебные цели: «Мы научимся», «Будем учиться делать», а в трудовой деятельности, особенно при организации преднамеренных педагогических ситуаций («заказов»), создавались условия для формирования общественных мотивов.
Исследования советских педагогов и психологов показывают, что каждый из видов деятельности оказывает свое определенное специфическое влияние на личность. Это « язывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях». Предложенная нами система обучения и формирования навыков по ручному труду прежде всего обеспечила регулярное участие каждого ребенка в труде (1—2 раза в неделю, а иногда и больше). Значительно расширилась сфера самостоятельности и самодеятельности: наряду с играющими детьми появились группки работающих. Если в начале года дети слабо проявляли самостоятельность в постановке трудовой задачи (всего 14%), то в конце года почти все они ставили трудовую цель и охотно выполняли работу по изготовлению предметов, предназначенных для других.
При организации работы мы опирались на перспективный план, в котором предусмотрели на каждом занятии усложнение технических и конструктивных навыков в работе с каждым видом материала (природный, бросовый, бумага), обеспечивая тем самым развивающий характер занятий. В подборе поделок мы использовали рекомендации 3. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой, А. А. Чернышевой, Э. К. Гульянц, М. А. Гусаковой по формированию представлений о типичных способах работы с каждым видом материала и навыков работы с ним.
В ручном труде вне занятий планировали применение тех конструктивных и технических навыков, которые были получены на занятиях, но это не исключало возможности участия детей в работе, требующей новых или малоизвестных навыков. Если такая работа возникала по инициативе детей и диктовалась потребностями их жизни, воспитатель поддерживал и помогал им.
В каждом трудовом процессе предусматривалось усложнение предлагаемой детям работы (по сравнению с предложенной на занятии) в зависимости от усвоения программного материала.
Программа детского сада предусматривает в старшей группе по конструированию одно занятие в неделю (4 занятия в месяц). Примерно половину из них мы отвели на занятия с бумагой, природным и бросовым материалами, чередуя с занятиями по конструированию из строительных материалов.


Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +