Узнайте свой гороскоп совместимости:


Семья и дети
Кулинарные рецепты
Медицина и здоровье
Красота и косметика
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Сонник
Магия камней
Гороскопы
Аудиосказки
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Развитие речи >>

Недостатки речи при тугоухости и их устранение


М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Тугоухость и ее причины. Понижение слуха чаще всего вызывается разными болезнями ребенка, частично разрушающими орган слуха (скарлатина, корь, грипп, оспа, тиф, дифтерит, коклюш, золотуха, простуда, затяжной насморк, болезни носа, носоглотки).
Бывает, что тугоухость возникает от механических повреждений (удар по уху, сильный крик, поцелуй, попадание воды, насекомых, а также разных предметов в ухо).
В очень редких случаях слуховой аппарат неправильно развивается еще во внутриутробный период жизни. Иногда это наблюдается у детей тугоухих или глухонемых родителей.
Из-за тугоухости не все звуки достигают коры мозга, и в ней образуются несовершенные кинестезические импульсы. Эти импульсы вызывают косноязычие.
Различается тугоухость, возникшая до формирования речи и после этого, т. е. после 2,5—3 лет. В первом случае при значительной или тяжелой степени тугоухости наблюдается резкое недоразвитие речи (речь непонятна, медленно развивается); во втором случае речь относительно понятна и сравнительно легко поддается развитию.
Тугоухость бывает острой (скоропроходящей при своевременном лечении) и хронической (вяло протекающей) ив редких случаях прогрессирующей, без соответствующего лечения сравнительно быстро ведущей к глухоте.
Слух проверяют так. Врач или воспитатель поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает на расстоянии 10—15 см от лица свой рот листом бумаги, чтобы ребенок не разгадывал по движениям рта говорящего произносимые звуки. Затем на определенном расстоянии от уха ребенка произносят вслух с обычной разговорной громкостью и шепотом отдельные слова или короткие фразы и предлагают громко повторять их. При тяжелой тугоухости шепотная речь не применяется.
При проверке слова, чтобы активизировать слуховое внимание ребенка, начинают произносить с наименьшего расстояния — у самого уха, постепенно отходя от тугоухого. В результате исследования устанавливается степень тугоухости, что очень важно как для воспитания, так и для лечения.
Для лечения существенно определение больного уха, для чего поочередно затыкают уши ватой или пальцем и повторяют проверку.
Слух проверяется шепотом, потому что в нашей речи много глухих звуков. Если ребенок не будет воспринимать шепотную речь, он не сможет слышать глухие согласные, а следовательно, всю речь окружающих будет воспринимать искаженно.
В случае безуспешности изложенной методики, что особенно наблюдается у дошкольников младшего возраста (не повторяют предъявляемых слов, отвлекаются), проводится подготовительная работа. Воспитатель играет с ребенком, пользуясь музыкальными игрушками, и отмечает его слуховые реакции на разных расстояниях. Затем в игре, предложив ребенку закрыть глаза или отвернуться, называет игрушки или картинки, стимулируя его на разных расстояниях повторять эти названия или выполнять с предметами действия (найти, принести, положить и т. д.). Продолжая игру, воспитатель переходит к описанным более точным приемам проверки слуха.
Легкая степень тугоухости не оказывает особого влияния ни на речь, ни на обучение вообще. Но знать о ней надо, особенна врачу, чтобы предупредить дальнейшее усиление тугоухости и развивать слух.
При умеренной степени тугоухости речь окружающих в условиях детского сада воспринимается относительно хорошо. Такого ребенка берет на учет не только врач, но и воспитатель. Значительная степень тугоухости является большим препятствием для воспитания ребенка в массовом детском саду, сильно расстраивает речь, а следовательно, требует особого внимания к нему.
Если тугоухий слышит разговорную речь обычной силы не менее чем в 2 м от воспитателя, при остальных нормальных способностях он может успешно воспитываться в массовом детском саду.
Детей с тяжелой тугоухостью чаще всего приходится направлять в детские сады для тугоухих, где с ними ведутся специальные слухо-речевые занятия. Но это следует делать вдумчиво, так как пребывание в нормальном детском саду во многих отношениях полезнее, чем в детском саду для тугоухих. Большое значение имеет правильная речь товарищей, а также и то, что в специальном детском саду ребенок чувствует себя неполноценным.
К сказанному надо добавить, что нельзя руководствоваться только голыми показателями исследования слуха. Часто некоторые дети с умеренной степенью тугоухости понимают речь хуже, чем иные дети со значительной степенью тугоухости. Многое зависит от умственного развития ребенка (он догадывается о многом, чего не дослышал, лучше «читает с лица»), от его внимания, интереса к занятиям. Вопрос о пребывании ребенка в массовом детском саду в конечном итоге решается воспитателем на основании длительных наблюдений (до нескольких месяцев).
Нередко родители не замечают, что их дети говорят плохо из-за тугоухости, и не оказывают им надлежащей помощи.

Недостатки речи у тугоухих

На речь влияет обычно лишь тугоухость на оба уха. При наличии одного здорового уха речь не страдает, за исключением детей от 2 до 5—6 лет, умственно отсталых, у которых даже при незначительном недостатке слуха речь развивается с некоторыми затруднениями и ошибками.
Значительная тугоухость надолго задерживает период формирования полноценной детской речи. Тугоухие плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, а следовательно, не могут контролировать слухом свое произношение.
В зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение речи.
Менее страдают звуки, артикуляция которых видна (п, б, м, ф, в), а также гласные звуки, особенно ударные. У тугоухих наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. При этом из слов чаще выпадают безударные слоги и согласные звуки при стечении их.
Типичным для тугоухого является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими, нередко с, з с т, д; т с к. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками (пуговица — путается, пилка — вилка, взяли — брали и т. п.).
В последнем случае речь своеобразно осмысляется: «кукла большая» вместо «плохая». Тугоухий ребенок, как видно, стремится увязать слова по их смыслу, причем чаще заменяет слова менее употребительные в детской жизни более употребительными.
Перечисленные фонетические недостатки отличаются неустойчивостью, напоминающей подобные явления в речи нормальных маленьких детей, хотя причина ее иная. Из-за плохой слышимости безударных окончаний тугоухие нередко недоговаривают слова («заглатывают», «съедают» концы их), что ведет к путанице падежей и других форм языка. Речь у тугоухих аграмматична.
Структура некоторых слов изменяется настолько, что они становятся неузнаваемыми. К тому же речь тугоухих монотонная и глухая, так как они не улавливают ее интонации.
Тугоухий ребенок плохо понимает нашу речь не только потому, чго недостаточно слышит, но и потому, что у него речь слабо развита, нарушено нормальное общение с окружающими. Поэтому он не может так хорошо анализировать содержание слышанного, как его нормально слышащий сверстник. Такая недостаточность снижает возможности лучшего использования неполноценного слуха.

Методика развития слуха и обучения правильному произношению

Если болезненный процесс в ушах не развивается, то тугоухость в процессе нормальной речевой деятельности ребенка, особенно при специальной логопедической помощи, постепенно снижается. Сама по себе практика правильного говорения улучшает слух, слуховое внимание.
Улучшению слуховых восприятий речи способствует развитие дифференцировок элементарного слуха. На этой базе постепенно развивается и фонетический слух, что является главной задачей, а следовательно, улучшается речь в целом.
Применяемая методика состоит из одновременной работы как над внятностью речи, так и над пониманием ее (с учетом обстановки, темы разговора). Для снижения тугоухости в основном пользуются слуховым и речедвигательным анализаторами, зрительным меньше.
В группе тугоухий ребенок должен находиться поближе к воспитателю, чтобы иметь возможность не только лучше слышать, но и видеть его артикуляцию («читать с лица», «с губ»).
Разговаривая с ним, воспитатель должен стоять так, чтобы лицо было видно ребенку. Говорить с ним нужно громко (но не крикливо), медленно, четко артикулируя звуки и в свою очередь требуя от него громкой и отчетливой речи, в некоторых случаях и повторения исправленного воспитателем слова.
Необходимо повторять сказанное до тех пор, пока ребенок не поймет его. Без этого при сильной тугоухости речь не только не развивается, но часто еще больше ухудшается, особенно если расстройство слуха усиливается.
Недостатки отдельных звуков в речи устраняются в общем теми же приемами, как и у нормально слышащих косноязычных детей, с учетом уже отмеченных особенностей. Слишком громкие звуки вызывают у тугоухих болезые ощущения. Умеренный шум в большинстве случаев не мешает тугоухому, так как он его вообще не слышит. Поэтому создавать специальную тишину при разговоре с ним нет надобности.
С тугоухими детьми полезно проводить такие игры (глаза у детей закрыты):
1. «Где звонили?» Дети указывают место.
2. «Находка». По усилению и ослаблению звука колокольчика, рожка и т. п. тугоухий отыскивает спрятавшегося товарища или названный скрытый предмет.
3. «Угадай, кто позвонил» (указывают по месту в кружке).
4. «Колокольчик». Дети сидят кружком, один из них ходит вне круга, звонит в колокольчик и затем осторожно кладет его позади кого-либо. Кто первый укажет, за кем лежит колокольчик, тот становится ведущим.
5. «Угадай, что делают» (перелистывают книгу, стучат по столу, стеклу).
6. «Улитка». Ребенок отгадывает говорящего по голосу: «Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе я пирога».
7. «Жмурки». Ловят товарища по звуку колокольчика.
8. «Кто умеет слушать?» Дети отгадывают, чем издаются звуки (стук карандаша, звуки разных музыкальных инструментов), или находят издающие звук предметы.
9. «Кто кричал?» Дети по голосу находят игрушки: собаку, котенка и т. п.
10. «Сказка». Хорошо, рассказывая сказку, в соответствующих местах, наиболее интересных, захватывающих детей, ослаблять голос до шепота.
11. «Речевое лото» на развитие фонематического слуха (кот - рот — крот, мяч — мак и т. п.).
12. «Поспешишь — людей насмешишь». Ребенку предлагается указывать разложенные на столе сходные по названию предметы или картинки: «Где Мишка? Где миска? Где трава? Где дрова?» В случае ошибки воспитатель указывает и называет картинки (вот трава, трава, а это дрова, дрова, дрова).
13. «Слушай — не зевай». Дети слушают рассказ, сказку и, услышав заранее указанное слово, или встают, или повторяют его. Полезны пение, музыка (восприятие и исполнение), слушание детских радиопередач.
Приведенные занятия ценны в смысле развития слуха и слухового внимания и для нормально слышащих детей. Поэтому их можно проводить и фронтально, обращая особенное внимание на тугоухих.

продолжение книги...






Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится под утро...

Прочитать полностью >>





.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>






Что вам сегодня приснилось?


.

Как одеваться стильно и недорого?


Как быть, если зарплата не так велика, чтобы вы могли позволить себе покупать каждую понравившуюся вещь? Только не впадать в уныние! Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы.

читать далее >>

Брак по расчету: возможно ли счастье?


Еще совсем недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого, наследие минувших времен. Но, как показывает современная действительность, этот вид брачного союза благополучно существует и ныне.

читать далее >>


.

Совместимость имен в браке и любви


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

.

Снится беременность?


В каждом соннике свое толкование снам о беременности. Какие-то сонники сулят нехорошие события в реальной жизни, а какие-то обещают позитив.

Присниться беременность может в любом возрасте и лицу не только женского, но и мужского пола.

Беременность – это символ богатства, творчества или половой зрелости. Но есть и такие ситуации, которые следует растолковывать...

прочитать полностью >>

.


Сны и будущее


Подлинные вещие сны, передающие нам подсказки и важную информацию, обычно коротки по сюжету, и сам сюжет настолько необычен, что...

Читать далее >>


По ту сторону сна


Ореол мифов и загадок окружал сновидения с давних времен. Правители нанимали колдунов, умеющих толковать значения образов, чтобы...

Читать далее >>

.

Заговоры: правда или вымысел?


Вера в силу произнесенного слова кажется неистребимой. Но оправдана ли она? Для ответа на этот вопрос сначала следует подробнее рассказать о том, что представляют собой заговоры.

читать далее >>

Сглаз и порча: что это?


Каждый слышал о порче и сглазе, однако не все относятся к этому серьезно. А зря! Человек представляет собой сложную систему, состоящую не только из физического тела.

читать далее >>

.

Уход за собой в домашних условиях


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать под себя.

прочитать полностью >>

.


Магический приворот


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются?

Читать далее >>


Здоровый сон


Расстройство сна говорит, прежде всего, о ярком нарушении биоэнергетического баланса в вашем организме, что в итоге может привести к плачевным результатам...

Читать далее >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, специалисты по оккультным наукам и ювелиры, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

Имя и судьба


Не последнюю роль в судьбе человека играет имя, которое подарили ему родители. О влиянии имени на судьбу известно давно.

Читать полностью >>

Имя и карьера


Наряду с характером и судьбой, имя определяет и профессию – на каком поприще человек сможет наиболее успешно построить карьеру.

Читать полностью >>

Имя и здоровье


Имя человека влияет на все аспекты его жизни, в том числе и на состояние его здоровья. На этом знании основаны магические обряды и заговоры.

Читать полностью >>

Имя и характер


Имя оказывает огромное влияние на характер человека. Оно способно смягчить или усилить его наклонности и отдельные черты.

Читать полностью >>
 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Книжные новинки    Библиотека    Задать вопрос юристу    Организация лечения за рубежом    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +