Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

Возрастные особенности детской речи и ее механизмов в онтогенезе


М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Изучение зарождения и развития речи детей преддошкольного и дошкольного возрастов необходимо для разработки правильных методов обучения речи и предупреждения появления недостатков в ней.

Анатомо-физиологические механизмы речи. Мозг

Ребенок рождается с еще несовершенным мозгом. Особенно слабо развита кора полушарий. Онa бедна нейронными связями и нервными путями, что ведет к косности, диффузности и однообразию мозговых процессов.
У маленьких детей процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, иррадиация возбуждения и торможения над концентрацией их. При этом возбуждение легко, без задержки переключается с сенсорных (чувствительных) путей на слабо изолированные двигательные пути и часто вызывает случайные реакции в порядке «короткого замыкания».
Отзывчивость на раздражители повышена, почти беспрерывные ориентировочные реакции нарушают устойчивость доминантных процессов (внимания) и поддаются торможению под влиянием лишь сильных раздражителей - внешне ярких, новых, вызывающих острый интерес. Условные рефлексы крайне неустойчивы и склонны к широкой и стойкой генерализации. Типична быстрая утомляемость высшей нервной деятельности.
Вследствие анатомо-физиологических особенностей мозга маленький ребенок, с одной стороны, ограничен в своих речевых, в частности фонетических возможностях; с другой стороны, легко поддаваясь тем или иным воздействиям, быстро перестраивается как в сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону отклонений от них.
Этим и объясняется фонетическая недифференцированность и неустойчивость речи ребенка. Но так как господствующим раздражителем в конце концов является правильная речь окружающих, то ребенок постепенно овладевает речью взрослых.

Артикуляторный аппарат

Несовершенства произношения детей в первую очередь обусловлены еще недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Артикуляции мало дифференцированы от сопутствующих лишних движений. Они слабо координированы, особенно в мелких движениях губ, языка. Мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги.
Однообразные движения и положения органов речи быстро вызывают утомление. Поэтому требуется очень частая смена новых, еще не автоматизированных артикуляций (усиливаются процессы дыхания, кровообращения, что обеспечивает работоспособность).
Язык заполняет большую часть ротовой полости, что ограничивает его двигательные возможности. Он оттянут назад и плохо продвигается вперед. У детей ясельного возраста под влиянием рефлекса сосания наблюдается выпячивание губ вперед, что искажает произношение.
По этой же причине язык до того, как ребенок овладеет жеванием, всегда диффузно напряжен и всей своей массой приподнят к нёбу, что придает всем звукам мягкость. Остаточные явления сосательного рефлекса наблюдаются еще у дошкольников старшей группы, даже у школьников I класса.
При артикуляции язык недостаточно плотно примыкает к надлежащим пунктам зубов, десен, нёба; губы смыкаются слабо, а мягкое нёбо мало поднимается. Полное или частичное отсутствие зубов во время смены молочных также затрудняет четкое произношение некоторых звуков, особенно свистящих.
Вследствие отсутствия сильных, точных движений и смыканий органов речи все звуки у ребенка до трех лет смягчены, не дифференцированы и неясны. Постепенно к пяти годам эти несовершенства сглаживаются, и артикулирование становится правильным.
Нечеткое произношение звуков, нарушая точность акустических восприятий собственной речи, еще больше закрепляет неправильные звуки и вносит путаницу в воспринятые от окружающих слуховые образы слов и звуков.
По своему анатомическому строению мышцы ребенка более эластичны и сокращаются медленнее, что уменьшает утомляемость. Поэтому, несмотря на слабость их, при свойственной ребенку живости рефлексов его движения отличаются известной легкостью и свободой. Этим и объясняется возможность раннего звукопроизношения. Так как маленькие дети понимают больше слов, чем произносят, то развитие артикуляции отстает от развития восприятий речи, т. е. фонематического слуха.

Дыхательный аппарат

Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер в отношении позвоночника грудная клетка приподнята (ребра не могут опускаться) и при вдохе почти не расширяется - действует только диафрагмальное дыхание.
Но с дальнейшим развитием дитяти ребра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3-7 годам создаются условия для грудного дыхания, сочетающегося с диафрагмальным. С развитием же плечевого пояса грудное дыхание становится господствующим.
Все же так как у дошкольника ребра меньше наклонены, чем у взрослого, то дыхание его в значительной степени поверхностно. С 7 лет у мальчиков снова развивается диафрагмальное дыхание, у девочек же остается без изменения.
Дыхание из очень частого постепенно переходит к более редкому. С 8 лет девочки дышат несколько чаще мальчиков. У детей от 2 недель до 6 месяцев число вдохов и выдохов в минуту 25-30; от 10 до 15 лет - 18-22; у взрослых - 15-16.
Учащенный дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что в свою очередь ведет к искажению звуков.
Из-за легкой возбудимости дыхательного центра в мозгу ребенка, недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры еще более учащают пульс дыхания, нарушают его ритм, а следовательно, усиливают несовершенства речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение - пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе. Полное урегулирование дыхания достигается лишь к 15-18 годам.
У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Дитя вдыхает в середине слова (мы с мамой пой- (вдох)- дем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Голосовой аппарат

Недостаточная дифференцированность работы коры больших полушарий, ее несовершенная регуляция голосом и несовершенство голосового аппарата создают ряд возрастных своеобразий голоса. У дошкольников гортань мало развита, голосовые связки короткие, голосовая щель узкая.
Слабо развиты и резонирующие носовая, гайморовы и лобная полости. Все это обусловливает высокий регистр, бледный тембр, слабость и музыкальную бедность детского голоса. Голос малыша - то крикливый, то, наоборот, очень слабый (до шепота), то хриплый, то дрожащий или срывающийся с низких тонов на высокие.
Иногда дети говорят низким хриплым голосом («детским басом») вследствие недостаточного напряжения голосовых связок.
У дошкольника, особенно в младшем возрасте, вследствие еще недостаточного развития тормозных процессов в коре, больших полушарий, подкорковые процессы слабо регулируются корой. Поэтому вся его деятельность ярко эмоциональна. Эта эмоциональность в речи выражается интонациями, т. е. разнообразными изменениями голоса. Интонация - это своеобразная мелодия речи, выражающаяся в гибкости голоса (изменение его тембра и тона даже в пределах одного слога).
Физиологический механизм интонаций чрезвычайно сложный и тонкий. Как музыкальное средство выразительности слова интонация осуществляется взаимодействиями дыхания, голоса, ритма и темпа. В противоположность богатым интонациям взрослого человека, выражающим тонкие оттенки, нюансы чувства и мысли, интонации речи дошкольника подчас ярки, резки, но однообразны и музыкально бедны.
Они находятся в соответствии с неразвитыми еще содержанием мышления и внутренних переживаний, с одной стороны, голосодвигательным механизмом - с другой. Также несовершенны и модуляции (переходы от одной тональности к другой), чаще всего они резки и грубы. У детей возбудимого нервного типа интонации более ярко выражены, при тормозном типе - слабо проявляются.
При всем этом речевые интонации и фразовые ударения усваиваются ребенком рано и без особых затруднений.

Слуховой аппарат

Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Он функционирует уже с первых часов жизни ребенка, когда еще замечается некоторая тугоухость, как следствие заполняющей ухо серозной (слизистой) жидкости, постепенно частично рассасывающейся, частично выделяющейся через евстахиеву трубу.
Уже с первого месяца вырабатываются слуховые условные рефлексы, а с пяти месяцев этот процесс совершается достаточно быстро. Младенец начинает различать голос матери, музыку и т. п. Без подкрепления эти рефлексы скоро угасают. Такое раннее участие коры в развитии слуха обеспечивает раннее развитие звуковой речи. Но хотя слух в своем развитии и опережает развитие движений органов речи, все же на первых порах и он недостаточно развит, что обусловливает ряд несовершенств речи.
1. Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются недифференцированно (не осознается разница между ними), т. е. нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь.
2. Слабые критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и к своей собственной тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения. Поэтому же дети не замечают своих недочетов, которые затем приобретают характер привычки, преодолеваемой впоследствии со значительным трудом.
У детей следует различать биологический («элементарный») слух как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека).

Зрительный аппарат

Зрение, имеющее существенное значение в развитии словесной речи, проявляется уже в первом полугодии, но еще мало дифференцировано. В первые месяцы жизни ребенка лучше развиты анализаторы, тесно связанные с актами еды. Но постепенно они уступают по своему значению в жизни ребенка ведущим анализаторам - слухо-двигательному и зрительному. С момента такой перестройки (с двух лет) начинается стадия бурного развития речи ребенка.

Особенности психических процессов развития речи

В тесном диалектическом взаимодействии и единстве с физиологическими процессами речи, как материальной основы, развиваются и психические процессы - формирование содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Возрастные анатомо-физиологические особенности ребенка определяют психическое своеобразие речи.
Ослабленное понимание или полное непонимание содержания слова ведет к плохому анализу фонематического состава слова и, следовательно, к плохому произношению его. Наблюдается недостаточное связывание, сопоставление звуковых рядов в созвучных словах (например, замок, сапог, комок, домок), что тормозит звуковой анализ слова и тем самым уточнение его звуков.
Ребенок раннего возраста не осознает необходимости точно воспроизводить слышимую речь, вслушиваться в нее, поэтому часто искажает ее, пропускает, заменяет или переставляет слова и звукосочетания. Но в средней, особенно в старшей группе у детей уже начинает развиваться критическое отношение к звуковой стороне речи: они замечают ошибки произношения у себя и у товарищей, пытаются преодолеть их.
Такое постепенно развивающееся активное, сознательное, творческое включение детей в процесс овладения речью очень помогает воспитателю в логопедической работе.
У некоторых детей в возрасте 2,5-5 лет наблюдается стремление задержаться на детском этапе развития, в результате чего появляется капризная, манерная, сюсюкающая, лепетная или нарочито искусственная речь с исковерканными словами. При недостаточном внимании со стороны окружающих подобная манера может надолго задержать нормальный ход развития речи.

Развитие речи в зависимости от социального окружения

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.
Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4-5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.
Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить.
Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.
Еще Я. А. Коменский порицал родителей за потакание неправильностям детской речи. К. Д. Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых. Ошибочно думать, что фразами «пойдем тпруа» или «Лелечка бобо, она бах-бах» мы вступаем в более интимные отношения с ребенком, развиваем его ум. У маленьких детей это достигается «музыкой», интонацией слова, а не звуковым составом его.
Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи, видно из такого примера. Мать разговаривала со своей дочерью Аней исключительно ее языком, ее звуками, в результате чего неправильное произношение у Ани удерживалось до пятилетнего возраста. Воспитатель младшей группы с трудом научила Аню произносить звуки к, л, с, ш, которые по-прежнему не применялись ею в речи.
Даже среди воспитателей детских садов иногда встречается подобная слабость к детскому лепету. Одна из воспитательниц заявила логопеду: «Полно вам исправлять речь, пусть так говорит - мне это нравится». Такая сентиментальность тем более недопустима, что сами дети не любят, когда взрослые разговаривают с ними, подражая их произношению.
Особенно вредно подобное подделывание под речь малыша, когда оно идет вразрез с требованиями воспитателя. Под влиянием противоречивых раздражителей («сшибки» положительного и тормозного) дитя иногда впадает в истерическое состояние (срыв нервной системы).
Ю. И. Фаусек рассказывает о случае, когда воспитательница поправляла сюсюкающую речь ребенка, хвалила его за успехи в этом, а мать, придя в детский сад, заговорила с ним: «Ах, ты мой масюсенький.. .» Четырехлетний ребенок при этом сердито затопал ногами и заплакал, крича: «Не хочу, не хочу!»
Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями (киса, Боба и т. п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дяй вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.
Возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и даже расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.
Из изложенного видно, что своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка - фонетическую, словарную и грамматическую.
Хотя речь у подавляющего большинства дошкольников к 5-7 годам в отношении внятности достигает языковой нормы, однако в силу индивидуальных, социальных и педагогических особенностей развития своеобразие произношения в той или иной мере у некоторых детей иногда задерживается до 7-10 лет.
При определении вида речевых недочетов (своеобразий или патологии) следует учитывать средние возможности для возрастных ступеней дошкольников. Так, отсутствие или неправильное произношение до 5-6 лет звук р без наличия патологии является возрастной особенностью. Но если такая картавость сохраняется и в школьном возрасте, то перед нами стойкий дефект - косноязычие как последствие педагогической запущенности.
При наличии же короткой уздечки языка и подобных анатомических поражений, этот недочет является уже патологическим.
Произнесение с как т считается своеобразием лишь до 4-5 лет, а затем запущенностью или патологией. Для с, произносимого как ф, эта цифра снижается до 3-4 лет. Так же и с недостатками дыхания, голоса, ритма.
Нередко лишь в процессе логопедической работы удается определить природу речевого несовершенства. Этим и объясняется наблюдаемый в нашей, особенно в зарубежной, литературе чрезвычайный разнобой в статистических данных о недостатках в речи детей как дошкольного, так и школьного возрастов. В каждом конкретном случае причиной возрастного своеобразия речи дошкольника являются преимущественно или те, или иные из изложенных особенностей развития речи у маленьких детей. Поэтому в семье, где имеются картавые взрослые, одни дети говорят картаво, а другие правильно.
Из сказанного становится ясным и то, что в младшей группе детского сада состояние анатомо-физиологических механизмов речевого аппарата и социальное окружение играют в развитии речи значительно большую роль, чем в старшей группе детей, у которых сознательное отношение к языковым явлениям достигает уже достаточно высокого уровня, рамки социального окружения расширяются.
Установлено (Онезорг), что влияние на речь маленького ребенка со стороны детей (братьев, сестер, товарищей, особенно старших по возрасту) даже в условиях семейного воспитания сильнее, чем со стороны взрослых и, следовательно, наиболее интенсивно стимулирует ребенка к развитию речи, но, естественно, недостаточно правильной и богатой.
Так как речь ребенка развивается только через подражание, то в яслях, домах малютки и детских садах, особенно в группах малышей, этому развитию грозит большая задержка (бедность словаря, искаженность произношения и пр.). Примеры этого нередки. Трудности подобного рода вполне преодолеваются правильной организацией языковой культуры в таких учреждениях, ведущая роль в которых принадлежит воспитателю. Чем больше воспитатель (няня) разговаривает с детьми, чем лучше стимулирует их к разговору, тем успешнее формируется их речь; чем чаще малыши общаются с детьми старшего возраста (общие прогулки, игры и т. п.), а также со взрослыми, тем богаче становится их речь.

Развитие у ребенка фонетической стороны речи в связи с содержанием ее

Различное речевое окружение, организованное у ребенка и неорганизованное воздействие его, обратная фонетической реакция ребенка на него, индивидуальное развитие психики, памяти, внимания, мышления в целом, особенности физического состояния детского организма, тип высшей нервной деятельности - все это обусловливает чрезвычайную пестроту и разновременность индивидуальных фонетических и смысловых проявлений в развитии детской речи.
Изменение состава крови, новые по рождении физические раздражители среды (боль, голод, неудобное положение) возбуждают дыхательные и фонационные подкорковые системы мозга, в результате чего появляются первые крики.
Это рефлекторно-эмоциональные еще не расчлененные (диффузные), растянутые, непрерывно меняющиеся, неустойчивые гласные комплексы. Они сопровождаются неопределенными шумами, близкими к согласным звукам придыхательного типа, особенно в момент сближения у младенца губ (например, у-а, э-э, а-й).
Крики младенца по тону, по тембру, по силе голоса, по месту и способу образования, по прерывистости и продолжительности их дифференцируются сообразно его переживаниям. По этим крикам мать узнает о его состоянии и потребностях.
Крик вызывает появление матери и с нею приятное ощущение. Устанавливаются условные связи, в результате чего через известное время дитя при неприятном состоянии начинает кричать. Таким образом, крик не только играет роль упражнения голоса, но и средства общения, постепенно приобретающего сознательный характер (чаще всего во второй половине первого года) (Л. Качмарек).
Из таких криков с первого месяца постепенно возникают на базе сосательного рефлекса намеки на звуки согласного типа м, п, б. Они появляются в слогоподобном комплексе, в сочетании с последующим гласным или дифтонгом (в открытом слоге), как правило, не поддающимся воспроизведению взрослыми. Закрытые слоги образуются реже и позже.
Диффузность первых звуков происходит вследствие рассеивания (иррадиации) возбуждения: в работу включаются многие излишние мышечные группы.
На рубеже первого и второго месяцев при первых проявлениях приятного чувства (радости) у младенца возникают короткие звуки вроде гы, кхы, связанные с изменением дыхания при выражении радости,- «гуканье», часто с пусканием пузырей. В этот период у ребенка, по наблюдениям Е. К. Кавериной, появляются наряду с криком кряхтение, улыбка с широким раскрыванием рта и первые спокойные звуки а-а, возникающие обычно во время пауз в «разговоре» с ним взрослого.
Таким образом, под влиянием активного воздействия взрослого в процессе взаимообщения его с ребенком у последнего возникает и развивается специфическая реакция «общения» в виде улыбки, особого рода подвижности и звукопроизношения. Следовательно, реакция общения не природный процесс, как ложно думают некоторые буржуазные ученые, а приобретенный. Мало-помалу голосовые реакции ребенка видоизменяются, организуются и становятся его потребностью, независимо от голода, боли и т. п.
К концу второго-третьего месяца ребенок издает звуковые комплексы, состоящие из заметно расчлененных, но недостаточно четких протяжных звуков: а-а-а, а-гу, а-гы, бу, бум-бу и т. д.; на третьем-четвертом месяце: мам, амм, тль, пль. Этим начинается стадия «гуленья».
Звуки гуленья похожи на щелканье, фырканье, бульканье, еще не вполне четки и с неустойчивыми артикуляциями и не имеют социального значения. На пятом-шестом месяце произносятся уже хорошо различимые отдельные звукосочетания (ма, ба, па, да, на), а затем на основе самоподражания (автоимитации) они повторяются (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, дя-дя-дя, на-на-на). Такая автоимитация облегчается уже проторенными в мозгу нервными путями и поддержкой развивающимся слухом. Ребенок вступает в стадию лепета.
Артикуляции в лепете по сравнению с гуленьем приобретают большую точность и устойчивость, вырабатываются определенные сочетания звуков, особенно смычных с гласными. Появляются согласные звуки, преимущественно взрывные, правда еще очень неточные и слабые, разные комбинации их с гласными: ребенок начинает расчленять и сочетать звуки. Благодаря чередованию гласных и сочетаний с ними согласных вырабатываются слоги и ударения на них.
Лепет, как и гуленье, вызывается более слабыми и более разнообразными раздражителями, чем крик. Ребенок гулит и лепечет большей частью при спокойно-удовлетворенных состояниях. Он как бы забавляется, «играет» до утомления своим голосом, как руками и ногами, после чего быстро засыпает В этой «игре» упражняются еще слабые органы речи, в результате чего развиваются координации речевых движений, дифференцируются слуховые (ребенок прислушивается к своему голосу), такгильные и кинестезические раздражители, образуются новые звуковые связи.
Таким удовлетворением потребностей организма на данной стадии развития ребенка одновременно подготовляется и более сложная работа органов произношения его будущей речи. Следовательно, трактовать лепетный период как только целенаправленную подготовку к будущей речи, что делали авторы, стоявшие на порочных, идеалистических позициях, антинаучно.
Нередко в этот период уже произносятся ш, ж, ч и даже р, но затем исчезают, когда дитя начинает произносить их сознательно (Швачкин).
Качмарек также отмечает, что некоторые дети не произносят в это время такие звуки, которые имелись у них в гулении и лепете.
В стадии лепета уже отчетливее, чем при гуленье, проявляется определенная условная связь между раздражителями и ответными, движениями: при приближении матери к ребенку, он улыбается, лепечет «радостными звуками».
Автоимитация является хорошей подготовкой для подражания речи других (гетероимитации). Сначала ребенок подражает тем звукам окружающих, которые он сам произносит и артикуляцию которых хорошо видит. В начале этого периода широко используется и зрение (ребенок иногда ощупывает губы говорящего), а затем звуки повторяются в основном по слуху.
К восьмому-девятому месяцу такое подражание становится любимым занятием ребенка. На десятом месяце дитя подражает и таким звукам окружающих, которые самостоятельно еще не произносит: вау-вау, кис-кис, ту-ту, тик-так (Щелованов, Гвоздев).
В этот период произносятся и такие звуки, которых нет в системе даже, родственных языков, и такие, которые невозможно письменно обозначить.
Далее у ребенка происходит лепетное сочетание слогов с ударением на первом слоге, постепенно появляются ритмические сочетания разных слогов с таким же ударением (тэн-та, кэн-бэ). Это уже словоподобный лепет. В этот период звуки лепета менее связаны с инстинктивными реакциями, т. е. часть из них приобретает характер условных рефлексов, что содействует овладению звуками речи окружающих.
Постепенно лепет полностью угасает, во-первых, потому, что для него нет подкрепления в речи взрослых, во-вторых, потому, что в нем нет социальной значимости вторых сигналов. В лепет понемногу начинают проникать слова, интонации и ритм речи взрослых, не выходя, однако, из рамок эхолалии.
На основании условных связей с семи-восьми месяцев, по Щелованову, ребенок уже понимает несколько слов, означающих особенно ярко окрашенные вещи, звучащие, двигающиеся предметы, людей, которых ребенок наиболее часто видит. Понимание слов облегчается, если во время созерцания ребенком предмета или в момент исчезновения его (папа спрятался за спину матери) спросить о нем, а затем, указав предмет, назвать его: «Где папа? Вот папа. Где цып-цып?» и т. д.
Сюда же относятся игры и просьбы, при которых ребенок по слову производит движение («Дай ручку» и пр.). Дитя хлопает ручонками при слове ладушки, машет руками при слове до свидания.
С девяти-десяти месяцев выполняет поручения: «дай», «принеси» (сначала взрослые показывают предмет). Если систематически называть ребенку окружающие его предметы, явления, то к четырнадцати-пятнадцати месяцам он будет понимать в речи окружающих все относящееся к его повседневной жизни.
При этом дитя еще не улавливает звукового состава слова, а охватывает его звуковой рисунок, интонацию, ритм, как более простые элементы слова.
Следовательно, ведущую роль в развитии речи в этом возрасте, как правильно отмечает Л. Качмарек, играет активность окружающих, все лучше понимающих ребенка, а главное - «разговор» матери с еще не говорящим ребенком, когда она на всякие его движения реагирует речью, учитывая его состояние и помогая ему («Ой, как мы голодны», или: «Золотко мое, устало сидеть»), и приведенные выше вопросы, просьбы.
Произношение же развивается иным путем.
Лепетные слоги уже во второй половине первого года постепенно синтезируются ребенком на основе рефлекса подражания в первые, лепетные же слова - нечеткие, с неполным составом звуков. У дитяти устанавливаются условные связи между этими звукосочетаниями и раздражителями первой сигнальной системы. Эти связи чрезвычайно умножаются и дифференцируются в последующие возрастные периоды в практике воспитания, обучения и образования трудовых актов (Н. И. Красногорский).
Хотя младенцы всех национальностей лепечут одинаково (ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, де-де и т. п.), но у юного представителя каждой нации эти звукосочетания, образуя слова, связываются с иным значением: мама у русского ребенка с значением «мать», а у грузинского - «отец» и т. п.
Мать, ассоциируя определенное звукосочетание с собой, повторяя, подчеркивая его, как бы «навязывает» ребенку национальное название себя (русская - мама, грузинская - деда).
Как видим, смысл слов определяется социальной средой.
В этот период (конец первого и начало второго года) ребенок уже синтезирует лепетные слова-слоги в предложения (двучленные условнорефлекторные цепи): те-зи (тетя Зина), дя-бо (дядя Боря), по-гу (пойдем гулять). У ребенка возникает усиленная потребность в речи - часто он в целях удовлетворения своих желаний просит мимикой, жестом.
Мать подхватывает эти движения словами: «Ну скажи - мама, дай мяч» и т. п. Дитя понемногу начинает повторять за матерью, а около полутора-двух лет начинает говорить отдельными коротенькими фразами. До исхода второго года у детей наблюдается как бы механическое повторение слов, концов вопросов, концов услышанной фразы. По-видимому, здесь проявляется внутренняя речь, помогающая понять услышанное.
Итак, к концу первого года ребенок произносит уже отдельные слова, названия предметов, с которыми чаще имеет дело. В эту пору ребенок замечает почти исключительно вещи, и слова воспринимаются им как неотделимое свойство вещи: название предмета и самый предмет слиты в одно целое («предметная» стадия речи).
Вновь возникшее слово вначале, вероятно, только дополняет воздействие раздражителя первой сигнальной системы и остается в значительной степени еще первосигнальным раздражителем. С повторением этого слова усиливается переход раздражения от возбужденного очага первой сигнальной системы на очаг звукоречевого раздражения (звуковую оболочку слова).
Происходит отвлечение от конкретности - слово становится своеобразным обобщенным заместителем конкретного предмета (по Красногорскому). Первые слова неустойчивы, часто надолго исчезают, заменяются другими, а затем снова появляются.
Для овладения словом недостаточно его слышать - нужна у ребенка потребность в общении и достаточная практика в нем (Ф. И. Фрадкина), а также умелое подкрепление. Например, на оклик ребенка «няня» мать не поворачивается к нему, и с улыбкой делает это, когда он сказал «мама». В возрасте до 11 месяцев у младенца имеется 5-10 слов.
Наибольшая интенсивность развития речи ребенка наблюдается в возрасте от 2 до 5 лет, особенно в 2 года. Начиная с 5-10 слов к концу первого года словарь ребенка к концу второго года достигает 200-400 слов и фраз из 2-3 слов, к концу третьего года - 1000, к концу четвертого года - 2000, а в шесть лет - 3000-4000 слов.
Словарное обогащение развивается не изолированно, а в процессе усвоения ребенком «словарных цепей или шаблонов» (динамических стереотипов), состоящих преимущественно из прочно закрепившихся слов.
Рост словаря - отражение общего развития речи. Он не только содействует развитию мышления, грамматического строя, который устанавливается аналогичными способами, но и стимулирует к дифференциации слов.
Так, Саша поправил девочку, назвавшую его медвежонка «куколкой»: «Не куколка, а миська» (Люблинская). К 5-7 годам произношение и связная речь ребенка постепенно уподобляются произношению взрослых.
В трехлетнем возрасте многие дети уже сравнительно хорошо говорят, употребляют формы падежа, лица, времени, числа, воспринимают словосочетания и фразы как целое. В эти годы у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками, что поддерживается поощрением окружающих. Дети подолгу «болтают» бессмысленные наборы звуков; нередко при этом имитируют чтение книг и газет.
Наблюдающаяся примерно до 5 лет предметность слов у малыша побуждает его к конкретизации речи на основе стремления приспособить непонятное к понятному. Создается своя этимология с «предметным» переосмыслением неясных слов (кусарики, колотик вместо сухарики, молоток; кнопку откнопил и т. п.).
В иных случаях ребенок, не владея нужным словом, ставит имеющееся у чего слово в стереотипную форму («Я удеру и сейчас придеру». «Я наумеился прыгать», по аналогии: «пей - напейся», а следовательно: «умей - наумейся». «Папа самее мамы» - как возражение против «сама мама сказала»). (Люблинская).
Нередко наблюдается непроизвольный возврат к более старому, несовершенному и умышленный при игре «в маленьких» или когда дитя ласкается к матери или друзьям.
Темп речи ребенка вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью, особенно же при эмоциональных состояниях. Чаще, чем у взрослых, у маленьких детей существует тенденция более короткие слова произносить медленнее и наоборот, особенно в эмоциональной речи.

Развитие фонетической дифференциации

Первоначально слово означает и объект, и цель, и средство действия (проф. В. В. Бунак), т. е. является предложением. Например, словом «мяу» ребенок означает: 1) «Вот кошка». 2) «Кошка, уйди», 3) «Кошка, приди». 4) «Боюсь кошки». 5) «Дай кошку» и т. д.
В этом проявляется ситуативность речи малышей на основе генерализации многих условных раздражителей: здесь слово выражает собой целую ситуацию.
Переход от слова-предложения к предложению из нескольких слов требует умения расчленить слитность ситуации на отдельные компоненты. Это происходит при наличии у ребенка 40-60 слов, обычно в возрасте 1-2 лет (Люблинская). Лишь впоследствии, с возникновением у ребенка определенного содержания, т. е. понимания слова, оно выделяется из сформировавшегося предложения как часть его.
Новое слово, как и всякий первый раздражитель, сначала вследствие иррадиации возбуждения носит генерализованный, многозначимый характер. Оно означает много сходных предметов как по существенным признакам, функции (сапогами ребенок может называть и валенки, и калоши, и боты), так и по несущественным («вау-вау» означает и фарфоровую фигурку, и собаку, и портрет дедушки, и стенные часы, и лошадь).
Иногда в зависимости от общности некоторых признаков вещей в данной ситуации и слабости анализа, наоборот, один и тот же предмет называется разными словами. Так, по Розенгарт, утка называется то собакой (один размер игрушек), то чайником (они одного цвета).
Как первоначальное понимание, так и овладение произношением у ребенка вначале опирается на ритм и интонацию слова без различения звукового состава его. Ребенок говорит: нанок вместо огонек, тититй вместо кирпичи и т. п.
Он стремится воспроизвести даже ритм фразы. Маленькие дети, например, любят произносить ритмические цепи рифмованных звукосочетаний (тити-тили-тико-том). В дифференцировке смысла речи на первых порах детства главную роль играет эмоциональная окраска произносимого.
В «период мелодий» (Качмарек) дитя по ним понимает речь, им в первую очередь подражает и широко использует их для дифференциации своих высказываний (Онезорг). Иногда ребенок дополняет интонацию мимикой и жестом (Коген). Так как он подражает интонации взрослых, то его речь по интонациям кажется богаче речи окружающих (Земан). К трем годам происходит подравнивание речи к взрослым, но в эмоциональных состояниях - возврат к прежнему.
Различение фонем происходит сравнительно медленно: еще на втором году дети не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слова, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, т. е. выделение фонем.
Соответственно с этим уточняется и артикуляция. От нее зависит качество произносимых звуков. Сначала артикуляция происходит только рефлекторно, без контроля сознания, затем в некоторых случаях она осуществляется сознательно.
Этим объясняются общеизвестные случаи исчезновении у маленьких детей уже имевшихся в речи тех или иных неосознанных звуков, по-видимому, более легко поддающихся торможению. Часто через некоторое время заторможенные звуки внезапно снова появляются в зависимости от давности угашения, от раздражителей среды и т. п.
Уже в конце первого полугодия в лепете многих детей можно различать вполне ясные звуки а, б, п, м, г; затем постепенно, к началу второго года, появляются э, у, ы, о, и, т. е. все гласные, и согласные в, т, д, к, х, ль, с, ф. Большинство этих звуков формируется не сразу в правильном виде, а через промежуточные, переходные звуки.
Такими звуками являются соответствующие нормальным звукам смягченные (дь, ть, нь, сь, ць, рь, ль) или сходные по способу артикуляции (вместо р-л, вместо с-т и т. п.), двугубное л или в вместо л, б вместо в (тёль - стол, ляпа, япа, вапа - лапа, бадя - вода, люцка - ручка); вместо щелевых смычные (дип вместо жив).
Постепенно через переходные звуки согласные дифференцируются. Например, т переходит в к через стадии: т зубное - т нёбное - т какуминальное (кончиком языка) - нормальное к; с в ш: с - сь - ш. При этом все переходные звуки некоторое время сосуществуют.
Всякий заместитель звука представляет некоторое число артикуляторных движений, соответствующее, хотя и не вполне, числу движений замещаемого звука. Это не только продвигает ребенка по пути овладения замещаемым звуком, но обогащает артикуляционный фонд ребенка, облегчающий овладение и другими звуками.
У каждого ребенка имеются свои доминирующие звуки, которыми чаще всего заменяются другие звуки. Более поздно появляющиеся звуки формируются из диффузных звуков раннего периода. Это проходит разными путями даже у одного и того же ребенка. Например:
1) с'уби - с'з'уби - з'убы - зубы.
2) т'уби - с'уби - йюби - ш'юби - ж'юби - жубы - зубы.
Диффузность звуков делает их неустойчивыми: в одном и том же слове произносится то один звук, то другой (банка и банга, пить и пись, матики и мацики - мальчики). Период окончательного закрепления нового звука длится от 15 до 22 дней, иногда до трех месяцев. Чем сложнее артикуляция, чем дольше существовал заместитель ее и больше отличается от нормальной артикуляции, тем длительнее этот период.
Выделение фонем (по данным Швачкина) происходит в процессе их фонематического противопоставления в следующей временной последовательности: сначала выделяется гласная а в отличие от прочих гласных; затем дифференцируются и-э, у-о, и-у, э-о, и-о, э-у. Труднее всего усваиваются и-у, так как они образуются наибольшим сужением в ротовой полости; о-у сходны в артикуляции и плохо различаются друг от друга.
Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные. Причем для различения сонорных главную роль играет слух, шумных - артикуляция.
Значительно позже, примерно через год, различается мягкость и твердость согласных. В последующей дифференциации сонорных между собой ребенок в зависимости от индивидуальности опирается то на слух, то на артикуляцию или на то и другое. В дальнейшем из шумных прежде всего выделяются губные п, б, м, ф, в (здесь помогает и зрение). Они отличаются от язычных, при этом в первую очередь выделяются взрывные, как акустически более яркие, артикуляционно более легкие (п-т, б-д, п-к, б-г, п-ф, т-с, к-х). Далее различаются один от другого язычные переднего и заднего рядов (т-к, с-х).
В последующем развивается более трудная дифференциация глухих и звонких согласных, хотя неосознанно они употреблялись ребенком и раньше. Это различение затрудняется одинаковостью артикуляции. В дальнейшем наступает период дифференциации шипящих и свистящих звуков и, наконец, различие л-й, р-й.
Как правило, в периоде формирования согласных звуков глухие, не осложненные работой гортани, предшествуют звонким, взрывные преобладают над щелевыми, потому что ребенку легче на короткое время грубо прижать орган речи, чем длительно удерживать его сближенным на небольшом расстоянии. Вот почему ш, ж, с, з, ц появляются значительно позже других согласных звуков - лишь на третьем году, а иногда даже в конце пятого года. Твердые звуки лир возникают вследствие особой сложности своих артикуляций значительно позже других звуков, часто лишь к пятому-шестому году и позже.
Во всех случаях лучше выделяется первый звук слова. Такой ход развития фонем наблюдается у большинства детей. Значительная часть из них скорее усваивает фонемы акустически, меньшая - артикуляционно (Швачкин), т. е. не все звуки, различаемые ребенком по слуху, произносятся им.
Вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем - доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест. Овладев, например, звуком ш (раньше произносил с), ребенок говорит: волоши, шук; овладев звуком р (говорил л), проиносит: рапа, рожка. Иногда заменяются и иные звуки, близкие по артикуляции (и в силу процесса генерализации), как-то: рожик вместо ножик, рача вместо дача.
Чем дольше «недоношенный» звук задерживается в речевой практике ребенка, тем медленнее и труднее он приобретает свою завершенную форму.
Так как развитие слуха ребенка опережает развитие его речевой моторики, то с конца второго года недостатки произношения преимущественно обусловливаются несовершенствами моторики, на улучшение которой и должно обращать особое внимание. Новые, сходные по артикуляции звуки обычно появляются целой группой. Поэтому очень важно появление одного из них.
Из звуковых сочетаний наиболее устойчивыми оказываются сочетания согласных п, б, затем т, ль, дь, к, нь, д, преимущественно с гласным а, изредка с у и о (па, ба, ма, пап, бап, мам и т. п.). Частое смягчение звуков вызывается большим артикуляторным напряжением (обратное редко бывает), которое вызывает приподнятие средней части языка и наблюдается в эмоциональной речи.
У детей до двухлетнего возраста распространены замены звонких согласных глухими. Чаще это наблюдается при взрывных (папа вместо баба, тети вместо дети и т. п.), особенно же при эмоциональной речи: фыйдем! фот путу! (вот буду!). Почесова объясняет такое явление тем, что излишняя энергия, обращенная на артикуляцию, тормозит вибрацию голосовых связок. Это вполне совпадает с учением Павлова о роли доминантного раздражителя. Но междометия и звукоподражание не подчиняются этому правилу.
Из последних примеров видно, что свойственная маленьким детям эмоциональность обусловливает определенные фонетические своеобразия их речи.
При синтезе слова решающую роль играет сила слогов, как звуковых раздражителей. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и сам произносит вначале только первый или только ударный слог.
Неударный же слог, особенно предударный, часто сильно искажается или совсем опускается (мидой - помидор, атобиль - автомобиль, кляндаш - карандаш).
Нередко все слово заменяется одним из его слогов, независимо от их количества (ва - варежки, ко - молоко и т. п.), затем присоединяется к нему второй по силе слог, часто - последний, и, наконец, вводится в слово более слабый слог.
Через некоторое время под влиянием речи окружающих или обучения дитя овладевает нормальным произношением слова. Так, слово молоко последовательно произносится: моко, моколо, молоко.
Таким образом, физиологический закон силы звуковых раздражителей определяет первоначальный ритм детской речи - преобладание хорея (установлено Швачкиным): бака, вместо собака, Вадя вместо Володя, Сеня вместо Семен и т. п.
Бывает, что выпадают и ударные слоги (бо вместо болит, бу вместо больной). Чем больше слогов в слове, тем чаще случаи пропусков их. Слабый звуковой анализ, недостаточность артикуляции (Швачкин), кинестезических дифференцировок и чувства ритма - существенные причины пропуска слогов. Легче усваивается открытый слог, закрытый слог встречается в детской речи реже и появляется позже.
При стечении в одном слоге нескольких согласных, из-за трудности артикулирования, отчасти вследствие слабости фонетического анализа, остается обычно только один из них: сясьно - страшно, ябоко - яблоко, тёль - стол, басой - большой, мася - масло. Часто эти сочетания заменяются звуком т: лекато - лекарство.
Наиболее трудными для ребенка являются следующие сочетания: два взрывных (бг), сонорный - врзывной (лк), фрикативный - взрывной (ст), два фрикативных (сх) и согласные с одинаковым (сз) или близким местом образования (сд, вп), При этом переход звука заднего образования к звуку переднего образования (хв) дается легче, чем в обратном порядке (вх).
В то же время самые трудные из этих сочетаний, находящиеся в начале или в конце слова, оказываются самыми легкими в середине его: они там расщепляются между слогами (восход - вос-ход; обгон - об-гон). Этим и объясняется, что подобные сочетания в начале или в конце слова сокращаются (выпадает один из согласных), а в середине его полностью сохраняются.
Иногда дитя, во избежание стечения согласных, вводит дополнительные гласные, постепенно редуцирующиеся: не зинаю - не зазнаю - не знаю (Сикорский), на ковере, корабель и т. п.
Не выпадают, по Гвоздеву, только те группы, в которых вторым звуком является один из звуков группы л, р, й (j). Эти стечения усваиваются в первую очередь. Затем ребенок овладевает сочетаниями взрывного с фрикативным, значительно позднее - сонорного с взрывным.
Кроме пропусков (элизий) и замен (субституций), у детей в возрасте 3-5 лет наблюдаются: 1) перестановки (метатезы), особенно в длинных словах и когда в них имеются р и л (вызываются трудностью запомнить последовательность звуков в слове): помолала, коломотив, левольвер (и у взрослых!), талерка, чедоман, прадва, галавить, петель, ковала; 2) удвоения (редубликации): нюню - одну; 3) слияния (контаминации) двух слов в одно: Мифимич вместо Михаил Ефимович, игрусу -грушу (под влиянием слова игрушка), пателефон - патефон и телефон; 4) уподобления (ассимиляции) под воздействием общего сходства слов, звуков (бупка вместо булка, бамяжка вместо бумажка). Видом уподобления являются такие случаи: лалаз - залез, пинценя - печенья, маместо - на место, натакан - стакан; 5) преждевременное произнесение последующего в слове звука (антиципация).
Эти особенности произношения являются в иных случаях вследствие недостаточности дифференциации процесса торможения в области слухового анализатора и обусловленной им слабости фонематического анализа; в других случаях из-за несовершенства двигательного анализатора, иногда по причине инертности процессов высшей нервной деятельности (повторение, антиципация).
В усвоении ребенком звуков речи чрезвычайно важным является осознание им фонематической значимости их. Между тем дитя до 3-4 лет с трудом отвлекается от предметного содержания слова, чтобы сосредоточить свое внимание на его звуковой форме. Вначале оно усваивает фонемы практически, но постепенно год за годом спорадически начинает постигать форму слова сознательно.
Хотя в 3-4 года дети еще не вычленяют из слова отдельных звуков, но замечают неправильности звучания слов. «Я так не умею», или «Она не умеет» (выговорить слово с данным звуком). Поэтому дети отрицательно относятся к имитации их речи взрослыми.
Нередко дошкольник 4-5 лет, услышав какой-либо звук речи, отмеченный матерью или воспитателем, указывает на ряд слов, в которых имеется этот звук, учитывает поправки произношения, сам замечает неправильности его и поправляет товарищей.
Почесова также отмечает, что в известном возрасте у ребенка имеются все фонемы материнского языка, но не все они реализуются в его разговоре. Он долго не произносит р и обычно заменяет его звуком л (рак - лак). Но он горячо протестует, если взрослые имитируют его неправильное произношение. Так, когда отец назвал девочку «Иленка» вместо «Иренка», то ее братец потребовал: «Сильнее крикни!» Более четкое произношение отцом этого слова не успокоило его: «Еще громче скажи!» Мальчик удовлетворился лишь тогда, когда услышал «Иренка». «Я же сказал - Иленка». Как видно, понимание речи у ребенка намного опережает говорение.
«Малые щенята имеют большие уши»,- говорит об этом известный лингвист Есперсен. В последующем, хотя ребенок и различает слухом фонемы, но некоторое время в силу закрепившихся корковых связей часто заменяет их другими, ранее произносимыми.
Так, он сравнительно долгое время воспринимает речь окружающих через свое «фонетическое сито», т. е. на основе укоренившихся неправильных звуковых раздражителей (образов). Этим же объясняется, что в новых, малоупотребительных словах звуки произносятся правильнее, чем в более старых (Онезорг).
Отсюда вытекает методическое правило: вновь воспитываемые звуки надо включать в новые слова. Доминирующими становятся те звуки слова, которые теснее связаны со смыслом его (звуки корня слова, флексии).
Подытоживая фонетические своеобразия в онтогенезе речи, следует подчеркнуть важное для легопедической практики и подтверждаемое ею положение, выдвинутое проф. А. Н. Гвоздевым: определяющую, главную роль, затрудняющую формирование у детей звукопроизношения, играет недостаточно еще развитая речевая моторика аппаратов речи.
В то же время (примерно на третьем году) слух ребенка уже достаточно развит для тонких звуковых восприятий. Таким образом, слух является ведущим анализатором в усвоении речи окружающих. Вместе с тем он же становится контролирующим регулятором собственного произношения, что усиливает развитие фонематического слуха.
На этом взаимодействии слуха и артикуляции строится логопедическая работа в детских садах. Но в патологических случаях изложенные закономерности нарушаются.
Процесс непрерывного развития речи ребенка с первых месяцев его жизни протекает индивидуально различно, то задерживаясь, то ускоряясь, с неодинаковыми периодами смены старого качества новым. То ребенок делает большие успехи, то вдруг останавливается, то теряет уже приобретенные речевые навыки, то внезапно восстанавливает их.
Фонетические особенности также у разных детей изживаются в разных возрастах (от 3 до 8 лет). Эти сроки преимущественно зависят от воспитателей, так как, по словам К. Д. Ушинского, «возраст ребенка в руках учителя».

Типичные фонетические возрастные особенности речи детей

Для логопедического успеха важно знать наиболее часто встречающиеся возрастные особенности произношения дошкольников. Нередко у них, особенно в младшей группе, наблюдаются фонетические недочеты, свойственные более раннему (преддошкольному) возрасту.
1) В трехлетнем возрасте ш, ж, ч, щ больше всего заменяются звуками с, з, в свою очередь часто недостаточно четкими. Щ иногда заменяется своими составными, но еще нечеткими элементами (ш, ч, ть): сапка, сяпка, зук, зюк, цай; сепка, шепка, чепка, тепка. Реже вместо этих звуков употребляются т и д (тапка, дук, дюк, тяй), произносимые иногда лишь приближенно и неустойчиво.
2) с, з, ц заменяются т или д, а ц часто - с (тани, дуб, сапля, тапля - сани, зуб, цапля).
3) Изредка вместо шипящих и свистящих произносятся ф, в, (фапка, вук, фани, вуб - шапка, жук, сани, зуб).
4) р, л, з отсутствуют или заменяются й (j), ль (от, ампа, убы; йот, йампа, йубы; лёт, лямпа, любы - рот, лампа, зубы); р нередко заменяется л твердым (лот - рот), л часто заменяется в или коротким у (вампа, уампа - лампа).
5) х, к, г или отсутствуют, или заменяются звуками т и д (тосю - хочу; тот - кот; дуси - гуси), изредка наоборот (гомик - домик, пекух - петух).
6) й (j) или отсутствует, или заменяется звуком ль (аблеко, ляблеко).
7) Иногда м заменяется н и наоборот (нясо - мясо, мага - нога).
8) Переднеязычные (с, з, ц; ш, ж, ч; д, т, л, н) произносятся межзубно.
9) Согласные звуки произносятся смягченно, что специфично для двух- и трехлеток (дюби, дяй, тюль - зубы, дай, стул.) Реже наблюдаются обратные явления - замена мягких твердыми (тота Луба).
10) Звонкие согласные заменяются глухими и, значительно реже, наоборот (купы, том, пулка - губы, дом, булка; гаська, Даня, буська - кашка, Таня, пушка).
11) Из гласных труднее усваиваются и и у, часто соответственно сближающиеся с е, о.
12) Один и тот же звук в разных сочетаниях и положениях в слове (в начале, в середине, в конце) то правильно произносится, то искажается, то выпадает (роза, но шай вместо шар, тлюба, каова).
Кроме того, в этом возрасте из нескольких рядом стоящих согласных обыкновенно произносится лишь один (тёль, ципёнок - стол, цыплёнок); неударные слоги часто выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных или новых словах.
В четырех-, пятилетнем возрасте число неправильных звуков заметно уменьшается, так что к концу пятого года почти все дети произносят правильно даже такие трудные звуки, как шипящие, и в подавляющем большинстве овладевают труднейшим из звуков р. Скорее всего исчезают замены м звуком н и наоборот, с, з звуками ф, в; й - ль, л - р; в значительной части сокращаются замены шипящих свистящими, л - ль, р - л, й, а также недостатки звонкости. Медленнее (по Александровской) сглаживаются недочеты звуков л и с, з, ц, отсутствие к, г или замены их звуками т и д (изредка наоборот).
Чаще всего и наиболее резко в средней группе проявляются следующие недочеты звуков:
1) Звуки ш, ж (особенно часто), ч, щ обычно заменяются звуками с, з, ц в твердой или смягченной форме или выговариваются нечетко.
2) Шипящие, свистящие и д, т, л, н произносятся межзубно.
3) р и л заменяются й (j) или ль.
4) л заменяется двугубным л или в.
5) й (j) заменяется звуком ль.
Звонкие согласные смешиваются с глухими, шипящие с свистящими. Типичным для этой группы детей является неустойчивость усвоенных звуков (употребляются то правильно, то неправильно) и переупотребление вновь усвоенных звуков.
В возрасте 6-7 лет дети говорят в общем правильно, но все же у значительного числа их (в среднем, не менее, чем у 10%) имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаще замены звуков). Сюда относятся: картавый или с недостаточным рокотом (одноударный) звук р, шипящие, боковые свистящие и шипящие, отсутствующие к и г или замена их звуками т и д наблюдаются еще у шестилеток, приобретают стойкий характер и переходят в школьный возраст. Нередко произношение неряшливое, «смазанное», «сквозь зубы». Тогда, несмотря на отсутствие патологии, такие недостатки называются косноязычием.
Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин.
1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно.
В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже приумножаются. Кроме того, у ребека тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.
4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.
Фонетическое развитие речи ребенка протекает в системе развития языка в целом, в неразрывном взаимодействии всех его сторон - звукопроизносительной (фонетической), словарной (лексической), грамматической и интонационно-ритмической. Только при знании такого системного развития языка ребенка возможно научное понимание речевых нарушений у него, в частности фонетических, и успешное преодоление их, равно как и предупреждение всякого рода трудностей в овладении в будущем грамотой и правописанием.
Упомянутое взаимодействие, по Левиной, проявляется в том, что развитие лексико-грамматической стороны языка стимулирует необходимое для нее совершенствование (дифференциацию, анализ и синтез) звуковых элементов слова. Прогресс в этой области создает условия лексико-грамматического успеха.
Так, после периода фонетически нерасчлененных первых односложных слов-предложений («ффу» - спички, «у-у» - ехать), диффузных по значению и грамматически бесформенных, примерно в возрасте 1-3 лет появляются более совершенные во всех отношениях слова.
Ребенок уже начинает четко произносить ударный слог услышанного слова (ка - каша, бем - чемодан). С этого времени он овладевает двусложными словами (адя - радио, буду и т. п.).
Со стечением согласных справляется несколько позже - в 2 года произносит хвостик, гваски - глазки. Тогда же он начинает постоянно различать морфологические элементы слова. Собираясь идти к «бабе», говорит «бабу», хотя до этого всегда произносил только баба.
Фонетическое развитие отстает от лексико-грамматического и тем самым, с одной стороны, тормозит его, с другой - стимулируется к самоусовершенствованию потребностями со стороны более активно развивающихся свойств слова.
Фонетической базой для перехода от лепетной речи к более точным словам является овладение ребенком двусложными словами. Одновременно им делаются попытки вычленения морфологических признаков слова, что создает «новые побуждения к вычленению значимых звуковых элементов слова и ...к овладению его звуковым составом» (Левина). Уже внятно произносятся трехсложные слова (масина, агыда).
Отставание фонетического развития от лексико-грамматического продолжается и вызывает смешение значений таких слов, как пакет и букет, при наличии различения соответствующих предметов. По этой же причине ребенок нередко одним словом обозначает разные предметы: пояс - пояс и поезд. Такое положение усиливает стимуляцию дальнейшего уточнения звуковых восприятий (вместо сасиси употребляется сасины, т. е. Сашины).
Возникновение новых грамматических форм (флексий) ведет к обогащению словаря и структуры предложения («Сасин хлеб»). В последующем охарактеризованное системное развитие речи постепенно достигает к пяти годам нормы родного языка.
Как уже отмечено выше, ребенок сознательно усваивает язык, овладевая все более точными обобщениями. Примером их служит детские «словотворчество» по морфологической аналогии (восемтую, потому что пятую, шестую).
Общий вывод из принципа системного развития речи: в логопедическом процессе обучения ребенка правильной речи следует уделять внимание развитию всех сторон ее.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +