Узнайте свой гороскоп совместимости:


Семья и дети
Кулинарные рецепты
Медицина и здоровье
Красота и косметика
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Сонник
Магия камней
Гороскопы
Аудиосказки
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Развитие речи >>

§ 1. Организация уголка книги в разных возрастных группах. Беседа о прочитанных книгах


За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Детей не просто знакомят с содержанием книг, но постоянно привлекают их внимание к самим книгам, величайшим достижениям человеческого ума. Воспитание благоговейного отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушное и неуважительное отношение к книге взрослых наносит огромный вред воспитанию детей.
Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.
Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок. В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста «Программой воспитания в детском саду», так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.
Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.
Дети могут брать книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В старшей группе должно быть организовано дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней групп сам ее ремонтирует, желательно в присутствии малышей. В старшей группе к починке книг привлекаются и дети.
В уголке книг в детском саду периодически организуются тематические книжные выставки, например: «Наши книги о В. И. Ленине», «Советская Армия охраняет наше детство», «Сказки А. С. Пушкина», «Наши книжки о природе». Кроме книжек, экспонируются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг. Иногда иллюстрации сводятся в тематические альбомы.
Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавия сказок, рассказов. Труднее обстоит дело с фамилиями авторов, но таких авторов, как А, С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов, М. М. Пришвин, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, С. В. Михалков, А. Л. Барто, дети запоминают. Естественно, творческие биографии поэтов и писателей малыши усвоить не могут, но отдельные эпизоды из жизни писателей в их памяти все-таки остаются: А. С. Пушкин любил свою няню Арину Родионовну и писал сказки и стихи, Л. Н. Толстой учил детей в школе и написал рассказ «Филиппок», И. А. Крылов писал интересные басни про зверей, А. П. Гайдар воевал с врагами нашей Родины.
Начиная со средней группы проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже — и почему им нравится та или иная книга.
Желательно, чтобы дети побывали на экскурсии в библиотеке, в книжном магазине, посмотрели большие книжные витрины. К радости детей совершается покупка нескольких книг для группы. В тех детских группах, где воспитатели умно и тактично ведут работу, книгу встречают радостно, как самого дорогого друга.

Беседы о прочитанных книгах

В младшей и средней группах дети слушают и по вопросам воспитателя пересказывают много потешек, сказок, рассказов, стихотворений, постепенно у них формируются способности к эстетическому восприятию художественных произведений.
Дети старшего дошкольного возраста подходят уже к новому виду занятий — специальным беседам о прочитанных книгах.
Замечено, что пересказ прослушанного непосредственно за рассказом не вызывает большого интереса у детей, но тем не менее он необходим детям всех возрастов, поскольку способствует развитию связной монологической речи, уяснению и запоминанию содержания. Пересказывая художественные произведения, ребенок развивает память, мышление, воображение.
От последовательного и содержательного пересказа дети постепенно переходят к более трудной форме уяснения смысла художественных произведений. На занятиях — беседах о ранее прочитанных книгах детям задают вопросы для размышления: какой рассказ или какая сказка больше всего понравилась? Почему? Кто в этой сказке или в этом рассказе не понравился? Почему? Что говорил такой-то герой по такому-то поводу? Что бы получилось, если бы герой поступил так? Как вел себя герой в минуту опасности? И т. д.
Опытные воспитатели создают такую обстановку на занятиях, что все участники беседы непременно хотят высказать свое мнение. Очень важно для таких занятий-бесед выделить те произведения, которые по-настоящему увлекают и волнуют малышей.
Постановка общих вопросов дает возможность уйти от малоинтересной формы беседы о прочитанном, когда дети ведут пересказ по вопросам, дробящим повествование и не создающим обстановки свободного общения воспитателя с детьми. Однако в ходе беседы возможны, а иногда необходимы наводящие вопросы для напоминания содержания или важных подробностей.
Как же активизировать детей в ходе занятия—беседы о прочитанных книгах?
Во-первых, при проведении занятий воспитатели должны проявлять исключительное внимание к маленьким собеседникам. Замечательный польский педагог Януш Корчак писал о детях от их имени: «Неудобно быть маленьким. Все время надо задирать голову... Все происходит где-то наверху, над тобой... Может быть, поэтому мы любим стоять около взрослых, когда они сидят — так мы видим их глаза». Уважительное отношение к детским рассуждениям стимулирует малышей к разговору.
Во-вторых, воспитатели в ходе беседы должны разумно поощрять активных детей и тактично понуждать робких и застенчивых постепенно включаться в беседу. От кивка головы к отдельному слову и маленькому высказыванию — такой путь обычно проходят малоразговорчивые, застенчивые дети.
В-третьих, воспитатель от начала и до конца беседы должен поддерживать интерес детей к тому, о чем они вспоминают, что рассказывают: то он как бы невзначай вспомнит занимательный эпизод из прочитанной с детьми книги, то задаст «хитрый» вопрос, требующий размышления, то приведет интересный пример из жизни детей и т. д.
В-четвертых, взрослый, ведущий беседу с дошкольниками, должен уметь создать такую обстановку, чтобы каждое его слово находило в детях эмоциональный отклик. Прекрасный учитель и воспитатель, друг детей В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам — одна из предпосылок гармонического развития личности».
В-пятых, уже в дошкольные годы детей нужно иногда ставить в своеобразные «проблемные ситуации», чтобы они по-своему, по-детски могли решать вопросы нравственного плана. Создавая обстановку, требующую напряженной мыслительной деятельности, воспитатель должен уметь стать на позицию ребенка.
В-шестых, поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, в ходе беседы воспитатели могут повторно демонстрировать рисунки — иллюстрации замечательных детских художников В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, Г. Никольского и др.
Конечно, конкретные условия проведения занятий — бесед о прочитанных книгах потребуют от воспитателя поиска своих приемов и форм работы с книгой.
Издательство «Книга» начинает выпуск красочно оформленных библиографических сборников «Книга о книгах для детей». Эти аннотированные сборники помогут воспитателям формировать круг чтения дошкольников.


Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru





Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится под утро...

Прочитать полностью >>





.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>






бесплатная консультация юриста и адвоката
.

Что вам сегодня приснилось?


.

Как одеваться стильно и недорого?


Как быть, если зарплата не так велика, чтобы вы могли позволить себе покупать каждую понравившуюся вещь? Только не впадать в уныние! Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы.

читать далее >>

Брак по расчету: возможно ли счастье?


Еще совсем недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого, наследие минувших времен. Но, как показывает современная действительность, этот вид брачного союза благополучно существует и ныне.

читать далее >>


.

Совместимость имен в браке и любви


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

.

Снится беременность?


В каждом соннике свое толкование снам о беременности. Какие-то сонники сулят нехорошие события в реальной жизни, а какие-то обещают позитив.

Присниться беременность может в любом возрасте и лицу не только женского, но и мужского пола.

Беременность – это символ богатства, творчества или половой зрелости. Но есть и такие ситуации, которые следует растолковывать...

прочитать полностью >>

.


Сны и будущее


Подлинные вещие сны, передающие нам подсказки и важную информацию, обычно коротки по сюжету, и сам сюжет настолько необычен, что...

Читать далее >>


По ту сторону сна


Ореол мифов и загадок окружал сновидения с давних времен. Правители нанимали колдунов, умеющих толковать значения образов, чтобы...

Читать далее >>

.

Заговоры: правда или вымысел?


Вера в силу произнесенного слова кажется неистребимой. Но оправдана ли она? Для ответа на этот вопрос сначала следует подробнее рассказать о том, что представляют собой заговоры.

читать далее >>

Сглаз и порча: что это?


Каждый слышал о порче и сглазе, однако не все относятся к этому серьезно. А зря! Человек представляет собой сложную систему, состоящую не только из физического тела.

читать далее >>

.

Уход за собой в домашних условиях


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать под себя.

прочитать полностью >>

.


Магический приворот


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются?

Читать далее >>


Здоровый сон


Расстройство сна говорит, прежде всего, о ярком нарушении биоэнергетического баланса в вашем организме, что в итоге может привести к плачевным результатам...

Читать далее >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, специалисты по оккультным наукам и ювелиры, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

Имя и судьба


Не последнюю роль в судьбе человека играет имя, которое подарили ему родители. О влиянии имени на судьбу известно давно.

Читать полностью >>

Имя и карьера


Наряду с характером и судьбой, имя определяет и профессию – на каком поприще человек сможет наиболее успешно построить карьеру.

Читать полностью >>

Имя и здоровье


Имя человека влияет на все аспекты его жизни, в том числе и на состояние его здоровья. На этом знании основаны магические обряды и заговоры.

Читать полностью >>

Имя и характер


Имя оказывает огромное влияние на характер человека. Оно способно смягчить или усилить его наклонности и отдельные черты.

Читать полностью >>
 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Книжные новинки    Библиотека    Задать вопрос юристу    Организация лечения за рубежом    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +