Узнайте свой гороскоп совместимости:


Семья и дети
Кулинарные рецепты
Медицина и здоровье
Красота и косметика
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Сонник
Магия камней
Гороскопы
Аудиосказки
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Развитие речи >>

§ 2. Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом обращении


Поэтическое и логическое (обобщенное) восприятие слова

Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка, как мы уже говорили, происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии, которое оно обозначает (кодирует), или о том понятии, которому оно соответствует.
Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает (осязает), прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет). Предмет, на котором ребенок сосредоточил свое внимание, входит в его сознание через все пять чувств — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка: он оказывается способным испытывать не только крайние состояния: «прекрасно» — «отвратительно», но и всю гамму промежуточных чувств. После того как чувственное восприятие предмета с помощью слова закрепилось в памяти ребенка как представление об этом предмете, слово, называющее его, возбуждает в ребенке прежде всего все те чувства, которые он испытал при чувственном соприкосновении с данным предметом.
Например, ребенок слышит слово елка, и сразу все пережитые ощущения и чувства в нем оживают: в воображении он видит конкретную елку, ее зеленую хвою, пирамидально спускающиеся мохнатые ветки («лапы»), он почти реально ощущает ее смолистый запах, и пальцы его непроизвольно отдергиваются от этого «видения», чтоб не уколоться; все существо малыша наполняется радостью, воспоминанием о той радости, которую он испытал, увидев впервые в своей жизни нарядную новогоднюю елку или елочку в летнем лесу.
Подобное восприятие слова называется поэтическим.
Если воспитатели «подают» ребенку слова родной речи с самого раннего возраста во всей их поэтической выразительности (т. е. заботятся о чувственной основе их восприятия), то у ребенка развивается поэтический дар, необходимый человеку не только для того, чтобы творить самому, но и для того, чтобы понимать творчество поэтов. К. Маркс сказал: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».
После того как ребенок усвоит «чувственную основу» слова, он оказывается способным к пониманию его обобщающего значения. Именно поэтому обогащение словаря детей раннего возраста и дошкольников должно быть организовано в процессе ознакомления их с окружающим, бытом, природой, трудом людей, их общественной жизнью. Причем воспитатель (и все взрослые, окружающие ребенка) должен общаться с ребенком посредством связной, грамматически оформленной речи (т. е. просто речи, поскольку бессвязный набор слов речью называться не может). Следовательно, отдельные слова ребенок сам выделяет из слышимой им речи взрослого.

Приемы объяснения слов, называющих окружающее

Известно, что на третьем году жизни дети переживают так называемый «первый период вопросов» — в этом проявляется их стремление узнать названия всего того, что они видят вокруг: «Кто это?», «Как зовут?», «Что это?», «Как называется?»
Любознательность ребенка в этот период носит прежде всего «лингвистический» характер: ребенка интересуют слова в такой же степени, как и сущность предметов, называемых этими словами. Отвечая на вопросы ребенка во время свободного с ним общения, обозначая словом встретившийся ему и обративший на себя его внимание предмет, воспитатель обогащает словарь ребенка. Таким же образом ребенок узнает и запоминает названия признаков предметов (прилагательные), действий и состояний (глаголы, причастия, деепричастия) и их признаков (наречия).
Названия предметов, недоступных непосредственному наблюдению ребенка (например, скала, тундра, пальма, кит — для жителя Москвы), дети узнают, рассматривая картинки, изображающие их. Способность человека легко соотносить предмет с его изображением («моделью») — врожденная. Сам ребенок очень рано и очень охотно начинает, рисуя, изображать предметы, которые видел. Попросите его нарисовать маму, папу, себя самого, кошку, слона, машину, и он с удовольствием «изобразит» их. Ребенок всегда убежден внутренне, что его рисунки похожи (так же как он убежден, что звуковой состав его первых слов похож на звуки слов, которые он слышит от взрослых).
Итак, ребенок обогащает свой словарь в живом речевом общении со взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых им в действительности или представляемых по картинкам. Следовательно, работа ведется практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или на картинку. Метод этот используется во всех возрастных группах детей.
Ребенок быстро (услышав иногда всего один раз) и прочно (на всю жизнь) запоминает слова, называющие тот предмет или явление, которые его заинтересовали. Но это происходит в том случае, если воспитатель соблюдает методические правила произнесения слов:
1) говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово;
2) произносит четко, т. е. энергично и правильно артикулируя;
3) соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова;
4) старается вставлять это слово в предложения так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.
Например, вы пришли с ребенком в библиотеку, и он заинтересовался полками, на которых стоят книги.
— Это стеллаж, — говорите вы. — На стеллаже стоят книги. Библиотекарь подходит к стеллажу и снимает с него книги. Перед стеллажом стоит лестница, чтобы по ней подниматься к верхним полкам. В библиотеке не один, а несколько стеллажей.
Слушая эти предложения, ребенок почувствует, что слово стеллаж в речи изменяется. Конечно, воспитатель не сообщает малышу грамматических терминов, но одновременно с обогащением словаря развивает у него грамматическое чутье.
Однако дети не всегда проявляют заинтересованность окружающими их предметами и не всегда спрашивают их названия. Воспитатель сам должен привлекать внимание детей ко многим окружающим их предметам, качествам, действиям. Делает он это систематически, в строгом соответствии с «Программой воспитания в детском саду». По плану своей работы по ознакомлению детей с окружающим и развитию речи ежедневно он намечает тему (сообразуясь с «Программой...») и составляет для себя словарик на один день или на неделю, который дети и усваивают с его помощью в положенный срок.
Примерное количество слов, которое дети могут усвоить в течение недели:
дети третьего года жизни — 5 слов,
дети четвертого года жизни — 10 слов,
дети пятого года жизни — 15 слов,
дети шестого года жизни — 20 слов,
дети седьмого года жизни — 30 слов.

Предупреждение непонимания детьми речи воспитателя

Воспитатель всегда должен быть готов к тому, что ребенок может не понимать обращенную к нему речь взрослого, а иногда даже не понимать слов или грамматических форм, которые произносит он сам.
Формы проявления ребенком этого непонимания бывают различные. Малыш может просто играть услышанным и понравившимся ему сочетанием звуков, не вкладывая в него никакого содержания.
Витю (1 год 11 месяцев) смешит, когда бабушка, обращаясь к нему, говорит:
— Горе ты луковое! Горе ты луковое!
Уверенный, что подражает бабушке, он тоже выкрикивает:
— Тылуква! тылуква!
Такого слова нет в русском языке, и всякому ясно, что ребенок не понимает бабушкиных речей.
Играя созвучиями, ребенок может и совершенно правильно произносить слова, которые для него ничего не обозначают, следовательно, не имеют для него никакого смысла.
Трехлетняя Элла, например, встретила однажды пришедшую в их дом гостью звучным словом:
— Транс-це-ден-тальный! Гостья умиляется:
— Трансцедентальный? Какое красивое слово!
В данном случае ребенок тоже не понимает смысла произносимого им слова: в три года человеку еще «нечем» понимать философские отвлеченности.
Всем известны случаи, когда дети заменяют непонятные им слова в заученных стихах. Вот как «расправились» старшие дошкольники из г. Сочи со словом сугроб из стихотворения «Детство» И. Сурикова:
Поэт. Мне в сугробе горе, а ребятам смех.
Виталик. Всем ребятам горе, а ребятам смех.
Слава. Мне Федоре горе, а ребятам смех.
Толя. Мне суборе боре, а ребятам смех.
Все три мальчика не услышали в стихах словоформы «в сугробе», поскольку не видели еще сугроба и слова этого не знают; но каждый из маленьких декламаторов пытается сохранить ритм стиха, вкладывая в него свой смысл (Виталик) или прибегая к литературным контаминациям (Слава не очень кстати демонстрирует свое знакомство с «Федориным горем»), а то и просто вставляя бессмысленные звукосочетания (Толя: «суборе боре»).
Предупреждать детскую игру звукосочетаниями невозможно и нецелесообразно: это естественный процесс овладения фонетической системой родного языка. Объяснять малышам смысл слов, которыми они играют, надо только в том случае, если им доступны их значения. Так, на втором году жизни человек не может почувствовать разницы между горем и горем луковым (т. е. ненастоящим), трехлетний не может осмыслить понятие высокой степени обобщения (трансцедентальный). Но смысл такого слова, как сугроб, уже в раннем возрасте дети могут усвоить, и то, что они не поняли его, заучивая программное стихотворение, — это вина воспитателя, который допустил дидактическую ошибку: не объяснил это слово, т. е. не предупредил его непонимание детьми при разучивании стихотворения.
Дети могут произносить слова, вкладывая в них совершенно иной смысл. Особенно часто это случается со служебными словами, например с предлогами.
Бабушка просит четырехлетнюю Таню:
— Положи мои очки на полку, рядом с книгой, чтобы я их быстро нашла, когда понадобятся.
Таня охотно бросается выполнять поручение, но кладет очки не рядом, а под книгу. Бабушка хочет проверить, девочка не поняла ее или просто шалит:
— Таня, возьми мою палку и поставь ее рядом с тумбочкой. Девочка бежит к тумбочке и пытается подсунуть под нее палку:
— Бабуля, никак! Никак не влезает.
Эту ошибку можно рассматривать и как грамматическую; такие ошибки особенно важно предупреждать, разъясняя детям логический смысл предлогов и соответствующих им окончаний существительных.
Многие дети не сразу овладевают значением слов высокой степени обобщения; обычно малыши понимают такие слова слишком узко. Например, Катя (3 года 9 месяцев) неправильно выполняет поручение матери «достать из шкафа и поставить на стол чайную посуду»: девочка достает только чашки и блюдца; чайник и сахарницу она не считает посудой. Выполняя приказание «убрать свои платья», девочка рассовывает их в скомканном виде в ящики с игрушками, не связывая со словом убрать такие действия, как «встряхнуть», «сложить», чтоб не помять и т. д. Перед нами примеры суженного понимания слов посуда, убрать. Иногда сужение понятия, допускаемое ребенком, бывает настолько неожиданным, что воспитателю трудно быстро разобраться в причине ошибки. Вот такой пример.
Трехлетний Марат знает уже все буквы (сам выучил с кубиков). Он знает наизусть те сказки А. С. Пушкина, которые ему читали, может сказать, где какое слово написано, из каких букв оно состоит. Со стороны кажется: мальчик умеет читать. Мать решила учить его чтению, купила ему книжку «Азбука» и именно на этом слове попыталась объяснить сыну, как складываются буквы в слова.
— Ну, читай: «Аз-бу-ка».
— Аз-бу-ка, — вторит малыш.
Результаты обучения оказались для матери неожиданными. Вот мать и сын стоят на троллейбусной остановке. Марат называет буквы на транспаранте (там написано «Троллейбус»):
— Т, потом р, потом о, потом л..., а зачем еще л! — удивляется он.
Собравшиеся на остановке люди заинтересованно следят за маленьким чтецом.
— Но ты читай же, что получается из этих букв, — советует оказавшийся рядом мужчина. — Читай!
Марат рад угодить приятному человеку:
— Аз-бу-ка, — громко и выразительно «читает» он.
Как видим, для Марата слово читать имеет пока что значение совершенно конкретного действия: читать — значит произносить слово азбука, читать в общеупотребительном смысле этого слова он еще не умеет и значения этого действия на себя не распространяет.
Вводя в индивидуальный словарь ребенка слово, воспитатель должен предупредить его непонимание или неточное понимание: для этого он должен знать методические приемы объяснения слов разной степени обобщения, слов, имеющих переносное значение, и уметь профессионально пользоваться этими приемами. (Описание приемов см. в следующем разделе книги.)
Иногда ребенок не понимает речь взрослого из-за неосмотрительного употребления им общих фраз с недоговоренностями, которые свойственны разговорной речи. Вот пример непонимания ребенком такой фразы, приведенный М. М. Кольцовой.
Случай в средней группе детского сада. Вадик во время обеда с фырканьем ест кисель. «Вадя, как ты ешь!» — раздраженно спрашивает воспитательница. «Хорошо ем!» (ест мальчик, и правда, с аппетитом). — «Ну-ка выйди за дверь за такую хорошую еду!»
Воспитательница вывела Вадика из-за стола за фырканье во время еды. Но понятно ли было ребенку, что произошло? Нет, он понял слова воспитательницы буквально, и когда его позже спросили, за что он был наказан, он ответил: «За то, что ел хорошо». Воспитательница должна была бы сказать малышу, что во время еды нельзя фыркать, что это некрасиво, неприятно для окружающих; но она не произнесла этих слов, считая их само собой разумеющимися в фразе «Как ты ешь!», сказанной с соответствующей интонацией.
Недомолвки, которых дети могут не понять, появляются в речи взрослого человека, в частности воспитателя, незаметно для него самого при употреблении им некоторых синтаксических конструкций, свойственных разговорному языку, например выражения запрета: «Я тебе возьму!», «Я тебе кину!», «Я тебе сяду!» (т. е. «Я не позволяю тебе брать», «Не надо кидать», «Не садись») и т. п.; выражения отрицания: «Нужен мне твой мяч!» (т. е. «Я не брала твоего мяча»); «Тоже мне мастер!», «Нашелся мастер!» (т. е. «Он плохой мастер», «Ты совсем не мастер»); «Дождешься от тебя помощи!» (т. е. «Ты не помощник»); «Стану я тебя слушать!» (т. е. «Не буду я тебя слушать» или «Я тебя не послушаюсь»), выражения одобрения: «Вот это да!», «Вот это мастер!» (т. е. «Он хороший мастер»). Внимание воспитателя к подобным конструкциям в своей речи отнюдь не означает запрета на их употребление. Они, как уже сказано, естественны для русской разговорной речи, и дети должны их усвоить, но усвоить, правильно понимая их значение, о чем воспитатель должен позаботиться.


Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru





Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится под утро...

Прочитать полностью >>





.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>






бесплатная консультация юриста и адвоката
.

Что вам сегодня приснилось?


.

Как одеваться стильно и недорого?


Как быть, если зарплата не так велика, чтобы вы могли позволить себе покупать каждую понравившуюся вещь? Только не впадать в уныние! Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы.

читать далее >>

Брак по расчету: возможно ли счастье?


Еще совсем недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого, наследие минувших времен. Но, как показывает современная действительность, этот вид брачного союза благополучно существует и ныне.

читать далее >>


.

Совместимость имен в браке и любви


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

.

Снится беременность?


В каждом соннике свое толкование снам о беременности. Какие-то сонники сулят нехорошие события в реальной жизни, а какие-то обещают позитив.

Присниться беременность может в любом возрасте и лицу не только женского, но и мужского пола.

Беременность – это символ богатства, творчества или половой зрелости. Но есть и такие ситуации, которые следует растолковывать...

прочитать полностью >>

.


Сны и будущее


Подлинные вещие сны, передающие нам подсказки и важную информацию, обычно коротки по сюжету, и сам сюжет настолько необычен, что...

Читать далее >>


По ту сторону сна


Ореол мифов и загадок окружал сновидения с давних времен. Правители нанимали колдунов, умеющих толковать значения образов, чтобы...

Читать далее >>

.

Заговоры: правда или вымысел?


Вера в силу произнесенного слова кажется неистребимой. Но оправдана ли она? Для ответа на этот вопрос сначала следует подробнее рассказать о том, что представляют собой заговоры.

читать далее >>

Сглаз и порча: что это?


Каждый слышал о порче и сглазе, однако не все относятся к этому серьезно. А зря! Человек представляет собой сложную систему, состоящую не только из физического тела.

читать далее >>

.

Уход за собой в домашних условиях


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать под себя.

прочитать полностью >>

.


Магический приворот


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются?

Читать далее >>


Здоровый сон


Расстройство сна говорит, прежде всего, о ярком нарушении биоэнергетического баланса в вашем организме, что в итоге может привести к плачевным результатам...

Читать далее >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, специалисты по оккультным наукам и ювелиры, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

Имя и судьба


Не последнюю роль в судьбе человека играет имя, которое подарили ему родители. О влиянии имени на судьбу известно давно.

Читать полностью >>

Имя и карьера


Наряду с характером и судьбой, имя определяет и профессию – на каком поприще человек сможет наиболее успешно построить карьеру.

Читать полностью >>

Имя и здоровье


Имя человека влияет на все аспекты его жизни, в том числе и на состояние его здоровья. На этом знании основаны магические обряды и заговоры.

Читать полностью >>

Имя и характер


Имя оказывает огромное влияние на характер человека. Оно способно смягчить или усилить его наклонности и отдельные черты.

Читать полностью >>
 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Книжные новинки    Библиотека    Задать вопрос юристу    Организация лечения за рубежом    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +