Узнайте свой гороскоп совместимости:


Семья и дети
Кулинарные рецепты
Медицина и здоровье
Красота и косметика
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Сонник
Магия камней
Гороскопы
Аудиосказки
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Развитие речи >>

§ 1. Звуки речи и элементы интонации как "строительный материал" для знаковых единиц языка


Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) — сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр — сами по себе ничего вне языка не обозначают, не кодируют действительность, но без них нет речи: из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова, просодемы придают соединению слов смысл предложения. Следовательно, звуки речи и просодемы — «строительный материал» устной речи (письменная речь — графический код устной речи).
Ребенок учится говорить. Это возможно не иначе, как научившись предварительно: 1) артикулировать все характерные для данного языка фонемы; 2) произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях в слове, в соответствии с традицией, т. е. по правилам орфоэпии; 3) модулировать просодемы, создающие интонацию.
Как известно из опыта обучения детей родной речи, самым трудным для ребенка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Если дефекты в речи ребенка касаются звуковой стороны, логопеды считают причиной этих дефектов прежде всего то, что ребенок никак не может научиться правильно «работать» языком, важнейшим артикуляционным органом. Чаще всего детям не удаются артикуляции средненёбных согласных: [р], [л], [ш], [ж], иногда — задненёбных: [г], [к], [х].
В фонетике (в качестве примера возьмем фонетику русского языка) детальнейшим образом описана работа всех артикуляционных органов (языка, губ, зубов, голосовых связок и проч.) при образовании всех фонем.
Например, известно, что [ш] — звук переднеязычный альвеолярный (кончик языка прикасается к деснам), щелевой (язык прикасается к деснам не плотно, остается щель), твердый (средняя часть языка не поднята к нёбу), глухой (голосовые связки не работают). Так же описаны все 42 звука.
Не только логопеды, но и каждый культурный воспитатель обращается к фонетике: знание «анатомии» звуков речи помогает им ускорить процесс усвоения их детьми. И все же процесс овладения артикуляциями звуков очень длительный и трудный; он длится пять, а то и семь лет: чисто говорить дети начинают в лучшем случае в конце пятого года жизни. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачу твердого усвоения артикуляций всех звуков к седьмому году жизни — времени, когда начинается обучение детей чтению и письму.
Задача усвоения детьми правильного произношения может быть решена легко, если дети растут среди людей с орфоэпическим произношением (в этом случае у них с первых же дней жизни бывает правильно поставлена артикуляционная база), и трудно (точнее — никак невозможно), если они слышат из уст взрослых диалектное или просторечное произношение слова.
В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии в их модулировании артикуляционных органов.
Некоторые просодемы довольно легко описать. Например, темп речи зависит от того, быстро или медленно мы проговариваем ударные слоги в словах, входящих в данное предложение (безударные слоги русские всегда проговаривают очень быстро, независимо от темпа всей речи). Сравните: С(а-а)нки б(ы-ы)стро мч(а-а)тся. — С(а)нки б(ы)стро мч(а)тся. Речь детей, страдающих скороговоркой, легко нормализуется, если их научат протягивать ударные слоги в словах.
Можно также показать просодему — различие высоты тона звука. Для этого нужно просто сопоставить интонации двух однословных предложений — повествовательного и вопросительного: «Да?» — «Да»; «Нет?» — «Нет»; «Он?» — «Он». В вопросительном предложении гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в повествовательном предложении.
Просодему силы голоса можно представить как «громко», «тише», «тихо».
Но вот просодема тембра голоса (тембр в значении «эмоциональная выразительность» — выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования и т. д.) никак не поддается описанию, воспитатель может ее только произнести и предложить детям имитировать свое произношение. Например, можно провести дидактическую игру, в которой требуется произносить одно и то же слово (предложение) — «Самолет!» (или «Летит!»)—в меняющейся ситуации: 1) с чувством страха: летит вражеский самолет; 2) с чувством радости: летит самолет, на котором детям везут подарки.
Опыт свидетельствует, что дети без усилий усваивают все просодемы, особенно легко им даются модуляции тембра голоса (вспомним, что они еще в младенческом возрасте различают в интонациях голоса взрослого ласку, угрозу, намерение успокоить и т. д.), многие дети перенимают просодемы почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. Но обучающие (родители, воспитатели, даже учителя в школе), сами отлично владея интонациями родного языка (ведь речь без интонации не существует!), не замечают их (как не замечают наличия в воздухе кислорода, и только нехватка его напоминает, как он нужен). Если же ребенок не усваивает некоторых просодем «самостоятельно» (таких детей меньшинство, но все же они есть), взрослые обычно не скоро обращают внимание на этот дефект речи, не помогают ребенку, и он поступает с этим дефектом в школу, где устранить интонационный дефект бывает еще труднее, чем дефект в артикуляции звуков речи.
Перечисленные и некоторые другие элементы интонации (просодемы) дети, естественно, учатся вычленять из цельной интонации предложения и выполняют их также не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Они усваивают две интонации законченности: повествовательную («Жил старик со старухой у самого синего моря», «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали») и вопросительную («Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой?»).
На фоне законченных интонаций детям показывают логическое ударение (актуальное чтение предложения) и тренируют их в выполнении незаконченных интонаций — смысловых отрезков распространенного предложения. Как известно (из работ А. Н. Гвоздева), таких интонаций шесть: 1) интонация перечисления («И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблоко летит», «Обнимает он царицу, и сынка, и молодицу, и садятся все за стол»), чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение; 2) интонация противопоставления («В третий раз закинул он невод, — пришел невод с одной рыбкой, с непростою рыбкой — золотою»); 3) интонация звательности («Чего тебе надобно, старче?»; «Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи...»); 4) интонация предупреждения, или интонация двоеточия («Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!»; «Удивился старик, испугался: он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал, чтоб рыба говорила»; «...Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!»; «Только видит: вьется вьюга, снег ложится на поля, вся белёшенька земля»); 5) интонация вводности («Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку...»); 6) интонация обособления («Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась — и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого»).
Все описанные звуковые фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо — громко, быстро — медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.
Л. В. Щерба обратил внимание на существование в русской литературной речи двух основных произносительных стилей.
Полный стиль (или книжный), обязательный для речи публичной — при чтении лекции, выступлении на собрании, в работе диктора радио и телевидения, а также для речи ученика, отвечающего урок, и для всякого человека, который хочет, чтобы его хорошо поняли, который старается облегчить слушающему понимание его.
Для речи полного стиля характерна четкая дикция (каждый звук в слове энергично и старательно артикулируется), средний темп, сила голоса соразмеряется с величиной помещения, тембром голоса, в речи выражается собственное достоинство, т. е. вежливость и уважение к тем, кто слушает.
Неполный стиль (или разговорный) используется в бытовом общении. Тут допустимы и несколько вялые артикуляции звуков в словах, и скороговорка или, наоборот, замедленное произнесение фраз, и шепот; тембральная (эмоциональная) окраска разговорной речи — самая разнообразная: вся гамма чувств отражается в звучании разговорной речи. Каждый человек, владеющий достаточно культурной речью, может без специальной подготовки использовать всегда уместно оба стиля речи, сообразуясь с ситуацией. Специально подготовленная речь называется ораторским искусством (в публицистических выступлениях) или художественным чтением (в актерских работах).


Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru





Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится под утро...

Прочитать полностью >>





.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>






бесплатная консультация юриста и адвоката
.

Что вам сегодня приснилось?


.

Как одеваться стильно и недорого?


Как быть, если зарплата не так велика, чтобы вы могли позволить себе покупать каждую понравившуюся вещь? Только не впадать в уныние! Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы.

читать далее >>

Брак по расчету: возможно ли счастье?


Еще совсем недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого, наследие минувших времен. Но, как показывает современная действительность, этот вид брачного союза благополучно существует и ныне.

читать далее >>


.

Совместимость имен в браке и любви


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

.

Снится беременность?


В каждом соннике свое толкование снам о беременности. Какие-то сонники сулят нехорошие события в реальной жизни, а какие-то обещают позитив.

Присниться беременность может в любом возрасте и лицу не только женского, но и мужского пола.

Беременность – это символ богатства, творчества или половой зрелости. Но есть и такие ситуации, которые следует растолковывать...

прочитать полностью >>

.


Сны и будущее


Подлинные вещие сны, передающие нам подсказки и важную информацию, обычно коротки по сюжету, и сам сюжет настолько необычен, что...

Читать далее >>


По ту сторону сна


Ореол мифов и загадок окружал сновидения с давних времен. Правители нанимали колдунов, умеющих толковать значения образов, чтобы...

Читать далее >>

.

Заговоры: правда или вымысел?


Вера в силу произнесенного слова кажется неистребимой. Но оправдана ли она? Для ответа на этот вопрос сначала следует подробнее рассказать о том, что представляют собой заговоры.

читать далее >>

Сглаз и порча: что это?


Каждый слышал о порче и сглазе, однако не все относятся к этому серьезно. А зря! Человек представляет собой сложную систему, состоящую не только из физического тела.

читать далее >>

.

Уход за собой в домашних условиях


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать под себя.

прочитать полностью >>

.


Магический приворот


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются?

Читать далее >>


Здоровый сон


Расстройство сна говорит, прежде всего, о ярком нарушении биоэнергетического баланса в вашем организме, что в итоге может привести к плачевным результатам...

Читать далее >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, специалисты по оккультным наукам и ювелиры, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

Имя и судьба


Не последнюю роль в судьбе человека играет имя, которое подарили ему родители. О влиянии имени на судьбу известно давно.

Читать полностью >>

Имя и карьера


Наряду с характером и судьбой, имя определяет и профессию – на каком поприще человек сможет наиболее успешно построить карьеру.

Читать полностью >>

Имя и здоровье


Имя человека влияет на все аспекты его жизни, в том числе и на состояние его здоровья. На этом знании основаны магические обряды и заговоры.

Читать полностью >>

Имя и характер


Имя оказывает огромное влияние на характер человека. Оно способно смягчить или усилить его наклонности и отдельные черты.

Читать полностью >>
 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Книжные новинки    Библиотека    Задать вопрос юристу    Организация лечения за рубежом    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +