Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

§ 1. Звуки речи и элементы интонации как "строительный материал" для знаковых единиц языка


Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) — сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр — сами по себе ничего вне языка не обозначают, не кодируют действительность, но без них нет речи: из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова, просодемы придают соединению слов смысл предложения. Следовательно, звуки речи и просодемы — «строительный материал» устной речи (письменная речь — графический код устной речи).
Ребенок учится говорить. Это возможно не иначе, как научившись предварительно: 1) артикулировать все характерные для данного языка фонемы; 2) произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях в слове, в соответствии с традицией, т. е. по правилам орфоэпии; 3) модулировать просодемы, создающие интонацию.
Как известно из опыта обучения детей родной речи, самым трудным для ребенка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Если дефекты в речи ребенка касаются звуковой стороны, логопеды считают причиной этих дефектов прежде всего то, что ребенок никак не может научиться правильно «работать» языком, важнейшим артикуляционным органом. Чаще всего детям не удаются артикуляции средненёбных согласных: [р], [л], [ш], [ж], иногда — задненёбных: [г], [к], [х].
В фонетике (в качестве примера возьмем фонетику русского языка) детальнейшим образом описана работа всех артикуляционных органов (языка, губ, зубов, голосовых связок и проч.) при образовании всех фонем.
Например, известно, что [ш] — звук переднеязычный альвеолярный (кончик языка прикасается к деснам), щелевой (язык прикасается к деснам не плотно, остается щель), твердый (средняя часть языка не поднята к нёбу), глухой (голосовые связки не работают). Так же описаны все 42 звука.
Не только логопеды, но и каждый культурный воспитатель обращается к фонетике: знание «анатомии» звуков речи помогает им ускорить процесс усвоения их детьми. И все же процесс овладения артикуляциями звуков очень длительный и трудный; он длится пять, а то и семь лет: чисто говорить дети начинают в лучшем случае в конце пятого года жизни. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачу твердого усвоения артикуляций всех звуков к седьмому году жизни — времени, когда начинается обучение детей чтению и письму.
Задача усвоения детьми правильного произношения может быть решена легко, если дети растут среди людей с орфоэпическим произношением (в этом случае у них с первых же дней жизни бывает правильно поставлена артикуляционная база), и трудно (точнее — никак невозможно), если они слышат из уст взрослых диалектное или просторечное произношение слова.
В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии в их модулировании артикуляционных органов.
Некоторые просодемы довольно легко описать. Например, темп речи зависит от того, быстро или медленно мы проговариваем ударные слоги в словах, входящих в данное предложение (безударные слоги русские всегда проговаривают очень быстро, независимо от темпа всей речи). Сравните: С(а-а)нки б(ы-ы)стро мч(а-а)тся. — С(а)нки б(ы)стро мч(а)тся. Речь детей, страдающих скороговоркой, легко нормализуется, если их научат протягивать ударные слоги в словах.
Можно также показать просодему — различие высоты тона звука. Для этого нужно просто сопоставить интонации двух однословных предложений — повествовательного и вопросительного: «Да?» — «Да»; «Нет?» — «Нет»; «Он?» — «Он». В вопросительном предложении гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в повествовательном предложении.
Просодему силы голоса можно представить как «громко», «тише», «тихо».
Но вот просодема тембра голоса (тембр в значении «эмоциональная выразительность» — выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования и т. д.) никак не поддается описанию, воспитатель может ее только произнести и предложить детям имитировать свое произношение. Например, можно провести дидактическую игру, в которой требуется произносить одно и то же слово (предложение) — «Самолет!» (или «Летит!»)—в меняющейся ситуации: 1) с чувством страха: летит вражеский самолет; 2) с чувством радости: летит самолет, на котором детям везут подарки.
Опыт свидетельствует, что дети без усилий усваивают все просодемы, особенно легко им даются модуляции тембра голоса (вспомним, что они еще в младенческом возрасте различают в интонациях голоса взрослого ласку, угрозу, намерение успокоить и т. д.), многие дети перенимают просодемы почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. Но обучающие (родители, воспитатели, даже учителя в школе), сами отлично владея интонациями родного языка (ведь речь без интонации не существует!), не замечают их (как не замечают наличия в воздухе кислорода, и только нехватка его напоминает, как он нужен). Если же ребенок не усваивает некоторых просодем «самостоятельно» (таких детей меньшинство, но все же они есть), взрослые обычно не скоро обращают внимание на этот дефект речи, не помогают ребенку, и он поступает с этим дефектом в школу, где устранить интонационный дефект бывает еще труднее, чем дефект в артикуляции звуков речи.
Перечисленные и некоторые другие элементы интонации (просодемы) дети, естественно, учатся вычленять из цельной интонации предложения и выполняют их также не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Они усваивают две интонации законченности: повествовательную («Жил старик со старухой у самого синего моря», «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали») и вопросительную («Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой?»).
На фоне законченных интонаций детям показывают логическое ударение (актуальное чтение предложения) и тренируют их в выполнении незаконченных интонаций — смысловых отрезков распространенного предложения. Как известно (из работ А. Н. Гвоздева), таких интонаций шесть: 1) интонация перечисления («И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблоко летит», «Обнимает он царицу, и сынка, и молодицу, и садятся все за стол»), чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение; 2) интонация противопоставления («В третий раз закинул он невод, — пришел невод с одной рыбкой, с непростою рыбкой — золотою»); 3) интонация звательности («Чего тебе надобно, старче?»; «Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи...»); 4) интонация предупреждения, или интонация двоеточия («Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!»; «Удивился старик, испугался: он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал, чтоб рыба говорила»; «...Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!»; «Только видит: вьется вьюга, снег ложится на поля, вся белёшенька земля»); 5) интонация вводности («Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку...»); 6) интонация обособления («Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась — и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого»).
Все описанные звуковые фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо — громко, быстро — медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.
Л. В. Щерба обратил внимание на существование в русской литературной речи двух основных произносительных стилей.
Полный стиль (или книжный), обязательный для речи публичной — при чтении лекции, выступлении на собрании, в работе диктора радио и телевидения, а также для речи ученика, отвечающего урок, и для всякого человека, который хочет, чтобы его хорошо поняли, который старается облегчить слушающему понимание его.
Для речи полного стиля характерна четкая дикция (каждый звук в слове энергично и старательно артикулируется), средний темп, сила голоса соразмеряется с величиной помещения, тембром голоса, в речи выражается собственное достоинство, т. е. вежливость и уважение к тем, кто слушает.
Неполный стиль (или разговорный) используется в бытовом общении. Тут допустимы и несколько вялые артикуляции звуков в словах, и скороговорка или, наоборот, замедленное произнесение фраз, и шепот; тембральная (эмоциональная) окраска разговорной речи — самая разнообразная: вся гамма чувств отражается в звучании разговорной речи. Каждый человек, владеющий достаточно культурной речью, может без специальной подготовки использовать всегда уместно оба стиля речи, сообразуясь с ситуацией. Специально подготовленная речь называется ораторским искусством (в публицистических выступлениях) или художественным чтением (в актерских работах).


Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +