Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

§ 6. Язык как предмет усвоения. Речь


Язык — знаковая система

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой природе языка: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим его миром, или, как говорят языковеды, внеязыковой реальностью. Свойство это объясняется знаковой сущностью языка.
Для удобства усвоения язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую (шифрующую) окружающую человека действительность (внеязыковую реальность). Знаки языка — это морфемы, слова, словосочетания, предложения.
Усвоить языковой знак — это: 1) запомнить его материальную оболочку, т. е. запомнить его звучание и соответствующие ему мышечные движения органов речи; 2) понять, какому предмету или явлению внеязыковой реальности он соответствует, что он кодирует, т. е. понять его смысл.
Материальная оболочка языковых знаков, или «материя языка», в устной речи — это звуки, т. е. фонемы и просодемы (элементы интонации — сила звука, высота тона, тембр голоса, темп речи), в письменной речи — графемы, т. е. буквы и небуквенные графические знаки (пробелы между словами, знаки ударения, знаки препинания и т. д.).
Для каждого человека «материя языка» — это прежде всего ощущения речедвигательные и слуховые при работе мышц речевого и слухового аппарата, а также ощущения зрительные (при чтении) и речедвигательные при работе мышц речевого аппарата и пишущей руки (при письме). Фонемы, просодемы и графемы не являются знаками, поскольку вне языка ничего не обозначают и только служат для конструирования языковых знаков; в лингвистике такие языковые единицы называют фигурами.
Ребенок, обучающийся речи, должен запомнить (узнавать на слух и уметь артикулировать) все фигуры — фонемы и просодемы родного языка, чтобы конструировать из них языковые знаки. Школьник, обучающийся письменной речи, должен научиться соотносить фонемы и просодемы своей устной речи с буквами и другими графическими знаками.
Смысл языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, предложений) — это их соответствие предметам, действиям, признакам, отношениям реального мира, которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой знак — значит соотносить эту морфему, слово и т. д. с определенным явлением действительности.
Например, слово книга понимают все говорящие на русском языке, потому что соотносят с ним определенную вещь; словоформу в книге (форму предложного падежа существительного) понимают все как ответ на вопросы где? в чем?

Лексические и грамматические языковые значения

Смысл языкового знака может быть или предметным или логическим. Знак языка, имеющий предметный смысл, обозначает предметы и явления, их действия, их признаки (например, свет — физическое явление, светить, осветить — действия света, светлый, светло — определенные признаки какого-то предмета или действия). Знак языка, имеющий логический смысл, обозначает логические отношения (для света— отношения цели, из-за света — отношения причины, на свету — отношения места, не тень, а свет — отношения противопоставления).
Языковые значения предметного ряда называют лексическими языковыми значениями, языковые значения логического (мыслительного) ряда называют грамматическими языковыми значениями.
Таким образом, когда говорят, что ребенок понимает значение слова (свет) и его формы (для света), то это значит, что он правильно соотносит данную последовательность звуков (или букв) с внеязыковым явлением предметного ряда (светом как таковым) и тем самым вычленяет лексическое значение слова; правильно соотнося формальные элементы слов с внеязыковыми явлениями логического ряда (предлог для и окончание а, создающие смысл отношений цели), он вычленяет грамматическое значение слова.

Оценочные коннотации (дополнительные значения) языкового знака

Особенностью каждого языкового знака — и лексического и грамматического — является еще и то, что он, кроме обозначения внешней по отношению к говорящему реальности, может обозначать внутреннее состояние говорящего — его оценку этой реальности, т. е. выражать его эмоции, чувства. Например, лексическое значение слов спит, почивает, дрыхнет одно и то же — «находится в состоянии сна»; но слова эти обозначают разную оценку говорящим данного состояния: словом дрыхнет он выражает свою отрицательную эмоцию (порицание, пренебрежение); слово почивает может выражать его возвышенное чувство (благоговение), слово спит не имеет эмоциональной окраски (говорящий только констатирует факт, не проявляя своего отношения).
Грамматические языковые значения тоже выражают оценку говорящим реальности. В качестве примера рассмотрим две конструкции побудительного предложения: «Ну, читай!» — грубым, капризным тоном требует от воспитателя ребенок; «Читайте, пожалуйста, Мария Васильевна!» — ласковым, приветливым тоном просит воспитателя ребенок. В обоих предложениях эмоции проявляются прежде всего в тембре голоса, в тоне, каким были сказаны эти предложения; кроме того, эмоции выражены грамматическими средствами: в первом предложении употреблены повелительная форма глагола единственного числа и побудительная частица ну!, в результате фраза имеет грубо повелительный характер; во втором предложении — повелительное наклонение глагола множественного числа, т. е. форма вежливости, вводное слово (пожалуйста) и обращение показывают уважение говорящего к собеседнику.

Речь

Речью называют правильное использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегулировки. Речью же называют и конкретные случаи использования знаков языка.
Правила употребления лексических и грамматических знаков языка называют нормой языка. Норма устанавливается традиционно.
Например, в русском языке есть суффиксы -тель,-щик, -ист, которые образуют слова со значением лица (водитель, носильщик, велосипедист); человек, владеющий нормой языка, не ошибается в употреблении этих суффиксов; он не скажет возильщик, носилист, велосипедитель, поскольку помнит, что «так не говорят». Другой пример возьмем из лексики: русские говорят об отправляющемся в путь поезде отходит, о пароходе — отчаливает, о самолете — стартует, о лошади — трогает; если человек помнит это, значит, он владеет нормой языка. Пример из синтаксиса: нельзя строить словосочетания так: «верить о счастье», «тревожиться о сыне», надо: «верить в счастье», «тревожиться за сына»; кто не помнит, как правильно должны быть связаны слова в словосочетаниях, с помощью каких падежных форм или предлогов, тот не знает нормы языка. В стилистике знание норм языка проявляется в том, что человек не употребляет в одном тексте слова или словоформы разных стилей. Например, в предложении «С горы упал большой камень и перекрыл дорогу» можно заменить некоторые слова их синонимами: упасть — низвергнуться — грохнуться; большой камень — каменная глыба — здоровенный булыжище; перекрыть — преградить — сделать пробку. В данных рядах синонимов первые слова — нейтральные, вторые — книжные, третьи — разговорные. В предложения их можно ввести так: «С горы низверглась каменная глыба и преградила нам путь» (книжный стиль); «С горы грохнулся на дорогу здоровенный булыжище — и вот тебе пробка» (разговорный стиль). Сказать «булыжище низвергается» или «низвергается и делает пробку» — значит смешать стили, допустить стилистическую ошибку. Нормы употребления в речи звуков языка составляют правила орфоэпии, а нормы передачи их на письме — правила графики и орфографии.
Традиция употребления элементов языка (знаков) в речи не регулируется правилами в собственном смысле слова: на вопрос, например, о том, почему надо говорить «писать о поездке», но — «описать поездку», ответ может быть только один — так принято, такова традиция. Традиция просто запоминается.
Чтобы овладеть родной речью, надо запомнить традицию употребления языковых знаков: их сочетаемость, взаимозаменяемость, звуковое и графическое оформления.
Итак, обучать ребенка речи — значит помогать ему усваивать (запоминать) «материю языка» (тренировать органы речи), облегчать понимание смысла знаков языка — лексического и грамматического (тренировать интеллект), учить выражать оценку реальности с помощью лексических и грамматических знаков (тренировать эмоции и чувства); облегчать запоминание литературной нормы, т. е. традиции употребления (сочетаемости и возможности взаимозаменяемости) языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, предложений), их звукового и графического оформления.


Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +