Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

ПЕРВЫЕ СЛОВА


Первый год жизни является подготовительным периодом и для развития у ребенка активной речи. Наряду с развитием речевого слуха и понимания речи благодаря произнесению звуков, слогов упражняется его артикуляционный аппарат. Вначале малыш еще не умеет им управлять, и произносимые певучие звуки являются лишь выражением хорошего настроения.
Двух-, трехмесячный ребенок подолгу певуче гулит, а на ласковое обращение к нему взрослого отвечает общим оживлением, радостными звуками. В этот период, для того чтобы вызвать у ребенка гуление, достаточно создать общую положительную эмоциональную настроенность.
Задача взрослых — развивать у малыша умение прислушиваться к звукам. С этой целью его внимание привлекают звучащей игрушкой, пением, разговором, произнесением отдельных слов. Благодаря «озвученной среде» младенец приобщается к внешнему миру, у него шлифуется слух, вырабатывается способность реагировать на звук, а затем и на слово. Постепенно он начинает отыскивать источник звука, устремляя взгляд в соответствующую сторону, а в дальнейшем выделять голос матери, реагировать на интонации. Все это стимулирует голосовые реакции ребенка: сначала появляются гортанные звуки, затем гуление, а в 5—6 месяцев — лепет.
В результате произнесения первых непроизвольных звуков у ребенка развивается артикуляционный аппарат, слуховое сосредоточение. А это, как известно, служит предпосылкой развития речи ребенка, умения воспринимать слово взрослого. На четвертом месяце важно продолжать развивать у ребенка голосовые реакции. Например, взрослый называет малыша но имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая его тем самым к радостному оживлению, к активному произнесению звуков.
К 5—6 месяцам ребенок начинает произносить слоги. Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т. п. Это не только забава: малыш слушает себя, что важно не только для развития органов речи, но и для формирования речевого слуха.
Взрослые, чтобы поддержать лепет малыша, подхватывают произнесенные им звуки, а ребенок вторит им. Так постепенно формируется способность подражать речи взрослого.
В этот период развития ребенка в связи с расширением его двигательных возможностей, совершенствованием ориентировки в окружающем, а также развитием действий с предметами возникает задача особой важности — развивать способность малыша понимать речь взрослого — учат понимать отдельные слова, действовать по словесному указанию: дай, возьми, брось, где мяч ...
К 8 месяцам малыш подражает лишь тем звукам, которые имеются в его собственном лепете, а в 9 — 10 месяцев и таким, которых он сам еще не произносил: «Кошка, кис-кис!» - говорит мама, показывая Алешеньке плюшевую кошку. Мальчик повторяет, надувая щечки: «Кс-кс». Трудно, но зато как интересно!
«Кс-с-с...» — лепечет Алешенька, увидев издали знакомый ему предмет, и мама подает ему кошку. Вот это открытие! Значит, можно получить игрушку таким способом! Так малыш овладевает первыми осмысленными словами и начинает пользоваться ими как средством выражения своих желаний, средством общения с окружающими, в первую очередь, конечно, с родными, близкими.
К концу года ребенка учат осмысленно произносить 8—10 слов (мама, папа, баба, дай, на и др.), но в этом возрасте он еще слабо владеет органами речи, ему трудно воспроизвести даже те слова, которые он давно понимает. Поэтому, обучая ребенка активной речи, надо называть предметы полным словом и вместе с тем облегченным (кошка — киса, бабушка — баба, кукла — ляля и т.п.). Этим приемом придется пользоваться и в первые месяцы второго года жизни малыша.
Хотя первые слова, произносимые ребенком, далеко не совершенны, но мать и другие близкие люди понимают, что он хочет выразить. Это его первые попытки общаться с людьми посредством речи. Эти попытки надо всячески поддерживать.
Надо стараться сопровождать словом все, с чем сталкивается ребенок в процессе воспитания тех или иных умений. Скажем, во время умывания: «Сейчас Коленька откроет кран. Видишь, вода льется? А теперь возьмем мыло. Намылим руки, и водой польем. Вот какие чистые! Помоем лицо, вытрем полотенцем». Когда слово сочетается с действием, ребенку оно особенно понятно.
...Наташа боится воды и не любит умываться. Мама старается сделать эту процедуру приятной для ребенка, вспоминает вслух народную потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Девочка слушает и без капризов дает умыть лицо. А затем подставляет румяные щеки мохнатому полотенцу.
В первую половину второго года ребенок накапливает словарь. За это время неизмеримо возрастает количество слов, которые он понимает. Взрослым кажется, что он уже все понимает, только сказать не умеет. Ход развития детской речи, действительно, таков, что активная речь не успевает за пониманием. Малыш уже знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, машины, нескольких животных, растений, умеет показывать части тела у себя и у животных-игрушек, назвать различные действия. В активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Ребенок часто обращается к взрослым с помощью мимики и жестов.
Резкий скачок в развитии речи наблюдается у детей после полутора лет. Очень быстро растет запас активно употребляемых ими слов. Они не только повторяют за взрослым слова, но и сами пытаются выяснить названия окружающих предметов.
Ребенок уже имеет немалый опыт в звукопроизношении, позволяющий переводить его постепенно от «облегченных» названий к полным. К концу второго года в активе ребенка уже до 300 правильно произносимых им слов. Правда, он еще не владеет такими звуками, как р, л, ш, ч, щ, и часто заменяет или вовсе пропускает их.

ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать и грамматическим строем речи. Он употребляет простые предложения. Сначала они еще несовершенны, но постепенно малыш учится, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять разнообразные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги. Его речь приближается к речи взрослых и приобретает все большее значение в его жизни. Теперь она становится основным средством общения со взрослым и регулирует поведение малыша. Но этому предшествует кропотливая работа.
Рассматривая, например, с ребенком картинки, имеющие сюжетное содержание, необходимо побуждать его строить предложения. Для этого следует задавать вопросы, например: «Что делает девочка?» (Ест, бежит, играет, прыгает.), «Куда она идет?», «Кого она увидела?» и т. п.; показывать картинки, которые знакомят ребенка с размером (большой и маленький), названием цвета. Развитию обобщающей функции слова способствуют картинки, изображающие один и тот же предмет, но разного размера или цвета (одно и то же действие выполняет то мальчик, то девочка) или разных животных (кошка, собака едят; гусь, утка плавают и т. п.).
В этом возрасте дети любят занятия с игрушками, особенно когда взрослые обыгрывают их вместе с ребенком. Общение взрослого и ребенка, возникающее в игре, полезно использовать как средство развития речи: в игровых ситуациях дети проявляют наибольшую активность, легче входят в контакт со взрослыми, охотно откликаются на их предложение повторять слова, обозначающие предметы и действия.
Приглашением к игре может служить своеобразный сюрпризный момент. Например, заранее подготавливают все необходимые для игры предметы, закрывают их ширмой: «Ну-ка, посмотри, кто тут спрятался?» Ширму отодвигают, и ребенок видит в кроватке куклу. «Катя спит, она устала. Тише, не шуми! Я сейчас ей песенку спою». Куклу бережно берут на руки и начинают напевать, покачивая ее в такт песне: Баю-баю-баю, Куколку качаю! Куколка устала: Целый день играла.
Затем предлагают: «Давай вместе споем Кате: баю-баю». Ребенок подпевает: «Баю-баю-баю».— «А вот наша Катя проснулась! Поздоровайся с куклой!» Потом Катя идет гулять, спускается по лесенке, сделанной из кубиков. При этом важно, чтобы ребенок повторял вместе со взрослыми: «Катя пошла гулять». Куклу сажают в машину; взрослый учит малыша подражать звуку машины: «Би-би-би!» Игра заканчивается приглашением куклы погулять вместе с ребенком. Получив куклу, он уходит на прогулку.
Такие обыгрывания можно проводить с любой понравившейся ребенку игрушкой — трамваем, машиной, пароходом, мягким мишкой, зайцем и др. «Трамвай поехал», «Мишка пришел в гости», «Любопытный зайчишка» (задающий вопросы ребенку) и т. п. Все это несложные сюжеты для игры с ребенком, побуждающие его к разговору.
Очень важно следить, чтобы ребенок не заменял слово жестом. Для этого надо ставить его в условия, при которых он вынужден был бы пользоваться речью. «Не понимаю, что ты хочешь», - говорит мама своей малышке, пытающейся дотянуться до мяча, закатившегося под трюмо. Девочка кряхтит, но достать не может. А мама делает вид, что не понимает. — «Что там? — спрашивает она ребенка. — Мяч? Скажи: «Достань мяч».
Желание иметь игрушку заставляет, наконец, произнести нужную фразу.
Обогащению, активизации словаря ребенка будет способствовать его высказывание о виденном, о впечатлениях, полученных от интересной игры, сказки, рассказа воспитателя и т.п. Для этого надо задавать соответствующие вопросы.
В своих несложных предложениях дети часто неправильно согласуют слова, искажают род или изменяют окончания. Обязательно надо поправлять их.
— Я видел птичков больших, — говорит малыш, захлебываясь от переполнивших его впечатлений. — А еще я видел слонов и обезъянков.
- Ты видел птичек и обезьянок, — уточняет мама и заставляет малыша повторить. — Скажи: я видел птичек и обезьянок.
А как велико желание у ребенка высказаться после просмотра диафильма! Он торопится рассказать о том, что взволновало его. И в этом ему надо помочь: расспросить малыша о содержании диафильма, задать вопросы, заставляющие его задуматься. Например, после просмотра сказки-диафильма «Курочка-ряба» спросить: «Почему плачут дед и баба? Кто уронил яичко?» и т. п. Проследить, чтобы он не торопился с ответом: «Сначала подумай».
Дети третьего года жизни способны понять содержание картинок, раскрывающих какой-нибудь несложный сюжет. Если показать иллюстрации одной из знакомых книжек, уже не раз прочитанных, например «Козлята и волк», «Катя в яслях», «Теремок», ребенок, глядя на них и отвечая на вопросы, почти полностью передаст содержание этих сказок.
Если правильно развивать речь ребенка в первые два года жизни, то третий год принесет большое удовлетворение, малыш свободно пользуется речью: он задает вопросы, отвечает, когда его спрашивают, правильно строит не только простые, но и сложные и даже сложноподчиненные предложения. В его фразах имеются все части речи. Активный словарь к 3 годам достигает 1200—1300 слов, значительно чище становится произношение.
Все это благоприятно сказывается на умственном развитии малыша.

ПЕРВОЕ СЛОВЕСНОЕ ОБОБЩЕНИЕ



Благодаря овладению словом совершенствуется способность к обобщению, которая формируется еще в доречевой период в процессе действий с предметами.
Эти первые словесные обобщения еще очень несовершенны, так как основываются на внешних, несущественных признаках, но они — свидетельство и средство развивающегося мышления.
«Кс-с, кс-с!» — говорит малыш при виде не только кошки, но и всего пушистого, а словом ляля называет и голубоглазую куклу, и неваляшку, и деревянную матрешку. Это результат того, что взрослые, показывая игрушки малышу, рассматривая их, обращали внимание на то, что имеется у всех игрушек общего.
Так называемые обыгрывания новых игрушек, где в игровой форме показывают, как обращаться с ними, или инсценировка несложных сюжетов всегда вызывают у малышей живой интерес и активный разговор.
А благодаря играм в лото ребенок учится сравнивать, проводить простейшие аналогии. Он активно думает, учится в слове выражать мысль. Изображая, например, как лает большая собака и маленький щенок или как мяукает кошка и ее котенок, ребенок уточняет понятия «большой» и «маленький».


"Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, под ред. Л.Ф.Островской, М., 1979 г.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +