Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Гомер. Одиссея


К. М. Нартов, "Зарубежная литература в школе"
М., «Просвещение», 1976 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Гомеровский эпос, как принято обозначать в совокупности поэмы «Илиада» и «Одиссея», это не первый пример литературного творчества. Само содержание «Илиады» и «Одиссеи» указывает на другие поэмы, оставшиеся неизвестными для нас. На лирические и драматические произведения, также не дошедшие до нас, имеются многочисленные ссылки в античной литературе. Бесспорным является и существование типичных для фольклора любой страны обрядовых, трудовых, религиозных песнопений, всегда предшествующих письменной литературе.
Рассматривая особенности гомеровского общества, Энгельс определяет его как момент разложения общинно-родового строя и зарождения государства. Принято считать, что «Одиссея» несколько моложе «Илиады», время же возникновения обеих поэм приблизительно датируется VIII—VII вв. до нашей эры.
Само авторство Гомера на протяжении тысячелетий подвергается сомнению уже хотя бы потому, что исторически достоверных сведений о нем не существует с давних времен. Гомеровский вопрос и по сей день не считается решенным, несмотря на огромную аналитическую, прежде всего текстологическую литературу.
Гомеровский эпос составляет как бы часть троянской мифологии, сюжетно связанной с событиями греко-троянской войны, отображенными в огромном количестве не дошедших до нас мифов и сказаний. В значительной части своей они были собраны в утраченной поэме «Киприи» Стасина Кипрского. «Илиада» повествует о десятом, последнем годе осады Трои (Илиона), о событиях, предшествовавших ее падению. Конец Трои, возвращение ахейских вождей на родину, битвы, поединки, приключения, связанные с судьбами осаждавших и защищавшихся, описывались в поэмах, от которых до нашего времени дошли только названия. О возвращении Одиссея, одного из греческих вождей, царя Итаки, мы узнаем из одноименной поэмы Гомера.
Таким образом, «Одиссея» в определенной мере продолжает «Илиаду». В поэме читатель встречается с именами, знакомыми ему по «Илиаде». В центре рассказа история одного из греческих вождей, сыгравшего важнейшую роль в победе над троянцами. «Одиссея» не составляет последовательного повествования о десятилетнем путешествии героя к родному дому. Происходящее в поэме относится к десятому году со дня падения Трои, но в тексте, особенно в рассказах Одиссея, идет речь и о других событиях, свершившихся после разграбления ахейцами Илиона.
Композиция составлена из двух широко распространенных в древнем фольклоре сюжетных линий. Первая — возвращение мужа после долгих и трудных странствий к жене в канун или самый момент ее свадьбы с другим; свадьба, как правило, расстраивается, разлука и страдания сменяются счастливым концом. Вторая — поиски сыном пропавшего отца. Чаще всего кульминацией действия оказывается момент встречи неузнанных друг другом героев, столкновение между ними и, наконец, финал — в одних случаях трагический, в других — счастливое открытие тайны родства.
Чтобы составить представление о композиции поэмы, различных сюжетных ходах ее, содержательном объеме, разнообразии персонажей, необходимо хотя бы очень коротко обратиться к развитию действия. Поэма открывается обращением к Музе, просьбой сообщить что-нибудь о судьбе Одиссея. В этом обращении, однако, уже содержится информация о том, что произошло с героем и его спутниками в течение девяти предшествующих лет, обозначается и положение, в котором Одиссей оказался под властью нимфы Калипсо:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну сопутников; тщетны
Были, однако, заботы, не спас он сопутников: сами
Гибель они на себя навлекли святотатством, безумцы,
Съевши быков Гелиоса, над нами ходящего бога,—
День возврата у них он похитил. Скажи же об этом
Что-нибудь нам, о Зевесова дочь, благосклонная Муза.
Все уж другие, погибели верной избегшие, были
Дома, избегнув и брани и моря; его лишь, разлукой
С милой женой и отчизной крушимого, в гроте глубоком
Светлая нимфа Калипсо, богиня богинь, произвольной
Силой держала, напрасно желая, чтоб был ей супругом (I, 5—19).

Ко всему, что имело место до этого момента, поэма затем возвратит нас в подробном рассказе. Одиссея (песни IX—XII), а пока повествуется о совете богов, совещающихся относительно дальнейшей судьбы героя.
Заступницей его выступает всегдашняя покровительница Афина Паллада, чье сердце сокрушает «тяжкой своею судьбой Одиссей хитроумный». Пользуясь отсутствием Посейдона, Афина уговаривает отца своего Зевса помочь возвращению Одиссея. Зевс, собственно говоря, и непротив, хотя ему понятен гнев брата Посейдона, чей сын, «циклоп Полифем богоравный», ослеплен Одиссеем. Итак, Гермес, вершитель воли богов, отправляется к Калипсо с известием, «что срок наступил возвратиться в землю свою Одиссею, в бедах постоянному», в то время как Афина Паллада полетела в Итаку к сыну Одиссея Телемаху «отважностью сердце его преисполнить», побудить к запрету женихам Пенелопы, его матери, посещать Одиссеев дом, а самому пуститься на розыски отца, «чтоб в людях о нем утвердилася добрая слава».
Во второй песни Телемах созывает народное собрание итакийцев, требует от женихов, чтобы они оставили свои притязания, но собрание оказывается бессильным перед знатными женихами. Телемах тайно отправляется в Пилос к Нестору за вестями об отце, затем вместе с сыном мудрого старца Писистратом к Менелаю в Лакедемон (Спарту).
В четвертой песни Менелай передает Телемаху услышанное от прорицателя Протея известке о томящемся на острове Одиссее. Тем временем женихи, продолжавшие бесчинствовать в доме Пенелопы, в страхе перед Телемахом устраивают ему засаду:

Тою порой женихи в корабле водяною дорогой
Шли, неизбежную мысленно смерть Телемаху готовя (IV, 842—843),

Четыре первые песни «Одиссеи»—это рассказ о жизни мирной Греции. Труды и праздники, путешествия и повседневные игры, песнопения, жертвоприношения и свадьбы составляют их содержание. В то же время здесь и характеристика героев, их взаимоотношений, описание жизни богов на Олимпе, где решается будущее Одиссея, приметы быта, картины, связанные с экономическими особенностями материковой и островной, равнинной и горной Греции.
Пятая песнь, наконец-то, представляет нам самого страждущего Одиссея. Нимфа Калипсо, получив от Гермеса приказ отпустить героя, снаряжает его, подавляя сердечную боль, в дорогу, и тот пускается в путь. Буря, насланная Посейдоном, разметала легкий плот, три дня носит его по морю, пока измученный, обессиленный не достигает Одиссей берега:

...под ним подкосились колени; повисли
Руки могучие; в море его изнурилось сердце;
Вспухло все тело его; извергая и ртом и ноздрями
Воду морскую, он пал, наконец, бездыханный, безгласный,
Память утратив, на землю; бесчувствие им овладело (V, 453—457).

В шестой песни происходит встреча Одиссея с Навсикаей, дочерью феакийского царя Алкиноя, в чьих владениях герой оказался. Две следующие песни повествуют о встрече странника с Алкиноем, о празднестве в его честь, где слепой певец Демодок услаждает слух пирующих песнями о подвигах ахейцев, сражавшихся у Трои. Одиссей просит певца обратиться к событиям, связанным с деревянным конем, поведать, «как в город он был хитроумным введен Одиссеем». Воспоминания исторгают из глаз Одиссея слезы, и, побуждаемый Алкиноем, он (начинается девятая песнь) приступает к рассказу о своих приключениях.
Путешествие Одиссея оказывается в высшей степени сказочным, сюжетная основа его традиционна для фольклора, сходные по смыслу события содержатся в древнейших сказаниях о необычных и многотрудных путешествиях моряков. Начинается оно, впрочем, вполне реалистично: отплыв от берегов Трои, Одиссей со спутниками попадает в страну киконов, нападает на город Исмар («град мы разрушили, жителей всех истребили»), но затем, потерпев поражение в битве с новым войском, поспешно продолжает путь. Вскоре они встречаются с лотофагами, поедателями лотоса. Вкусивший лотоса забывает отчизну и навсегда остается в стране лотофагов. Силой уведя на корабль двух своих спутников, попробовавших чудесный цветок, Одиссей и его товарищи «в землю прибыли сильных, свирепых, не знающих правды циклопов».
Далее следует широко известное описание пленения путешественников гигантским людоедом, одноглазым циклопом Полифемом. Хитростью Одиссей спасает часть своих товарищей, ослепляет Полифема и, удачно обманув его соплеменников, выбирается из пещеры, а затем и самой страны циклопов.
В десятой песни Одиссей встречается с повелителем ветров Эолом, получает из его рук крепко завязанный мех с неблагоприятными ветрами и почти достигает берегов любимой Итаки, но спутники, решившие, что бог наградил Одиссея мешком с драгоценностями, развязывают его; поднимается буря, начинаются новые приключения, ибо Эол отказывает герою в дальнейшей помощи:

...неприлично
Нам под защиту свою принимать человека, который
Так очевидно бессмертным, блаженным богам ненавистен
(X, 72—74).

В стране лестригонов, людоедов «ростом с великую гору», погибают все корабли Одиссея, за исключением одного, добравшегося до острова волшебницы Цирцеи. Цирцея обращает товарищей Одиссея в свиней, но герой с помощью Гермеса избегает этой участи и выручает спутников. Год проводят они на острове чародейки, а затем по ее повелению отправляются в Аид, чтобы вопросить душу прорицателя Тиресия, который, как предрекает она,

Скажет тебе, где дорога, и долог ли путь, и успешно ль
Рыбообильного моря путем ты домой возвратишься (X, 539—540).

По точному замечанию И. М. Тройского, «в контексте «Одиссеи» необходимость посещения царства мертвых совершенно не мотивирована, но этот элемент сказания содержит, по-видимому, в обнаженной форме основной мифологический смысл всего сюжета о «странствиях» мужа и его возвращении (смерть и воскресение...). В «Одиссее» он использован для того, чтобы свести героя с душами близких ему в прошлом людей».
В одиннадцатой песни Одиссей узнает от Тиресия о всех несчастьях своего будущего, но и о благополучном возвращении домой и о том, что кончину свою встретит он

...украшенный старостью светлой, своим и народным
счастьем богатый (XI, 136—137).

Агамемнон же советует Одиссею скрыть от Пенелопы свое возвращение, ибо «на верность жены полагаться опасно». Впоследствии герой воспользуется этой грустной рекомендацией доверчивого Атрида, погибшего от рук своей супруги Клитемнестры.
Двенадцатая песнь содержит рассказ о дальнейшем путешествии героя. Покинув остров Цирцеи, он проплывает мимо обиталища сладкоголосых сирен, чудным пением завлекающих спутников (заткнув гребцам уши, привязанный к мачте Одиссей сумел насладиться их песнями), затем спасается от двух бродящих скал, проплывает между утесов хищных чудовищ Скиллы и Харибды, пожирающих и заглатывающих путников. На острове Тринакрии сбывается мрачное предсказание о судьбе товарищей Одиссея. Измученные голодом, они убивают священных быков Гелиоса, надеясь умерить впоследствии его гнев за вынужденное кощунство:

После — когда возвратимся в родную Итаку, воздвигнем
В честь Гелиоса, над нами ходящего бога, богатый
Храм и его дорогими дарами украсим... (XII, 345—347).

Однако небожители не пожелали простить невольных святотатцев, в ответ на жалобу Гелиоса Зевс разбивает корабль, все гибнут, кроме Одиссея, который попадает на остров Калипсо.
С этого момента действие начинает развиваться последовательно, в нем постепенно иссякают чисто сказочные мотивы. В песни тринадцатой Одиссей, приняв богатые дары феакийского царя Алкиноя, на быстролетном корабле достигает берегов Итаки. Гребцы оставляют его сонным, разложив рядом сокровища. Представшая перед Одиссеем Афина помогает ему спрятать дары феакийцев, дает советы, как уничтожить женихов, обращает его в старца и направляет к свинопасу Эвмею. Тем временем Посейдон превращает феакийский чудесный корабль в недвижимую морскую скалу.
В четырнадцатой песни неузнанный Одиссей рассказывает Эвмею вымышленную историю о своей горестной жизни.
Пятнадцатая песнь описывает возвращение на Итаку Телемаха, который в следующей песни встречается с открывшимся ему отцом. Вместе размышляют они над местью женихам. Осторожный Телемах предупреждает Одиссея о многочисленности женихов:

Слушай: пришло их с Дулихия острова к нам пятьдесят два,
Знатны все родом они, шесть служителей с ними; с Закинфа
Острова прибыло двадцать; а с темнолесистого Зама
Двадцать четыре: все знатных отцов сыновья; напоследок
К ним мы и двадцать должны из Итаки причесть, при которых
Фемий, певец богоравный, глашатай Медонт и проворных
Двое рабов, соблюдать за обедом порядок искусных (XV, 248—254).

Положившись на помощь Афины и Зевса, отец с сыном разрабатывают план борьбы с женихами.
В семнадцатой песни Одиссей приходит в свой дом, сносит грубость заносчивого Антиноя, первого среди женихов, видится с Пенелопой, Восемнадцатая песнь повествует о бое Одиссея с Иром, бродягой, пьяницей, прихлебателем женихов. Бой выигран, но женихи продолжают оскорблять Одиссея, принимаемого ими за старца-странника. Девятнадцатая и двадцатая песни свидетельствуют о надменности, злосердечии, буйстве женихов, которых лишь воля богов удерживает от покушения на жизнь Телемаха, Одиссей продолжает готовить момент отмщения, а знаки свыше, предсказания, знамения, вещие сны говорят о приближающемся горьком конце женихов.
Песнь двадцать первая повествует о начавшемся соревновании женихов в стрельбе из Одиссеева лука. Победителя предпочтет Пенелопа. Так решила она, зная, что женихи вряд ли сладят с Одиссевым луком. Да и сами женихи сомневаются в этом, Наиболее могучий среди них — Антиной замечает:

...Сомневаюсь, однако,
Я, чтоб легко натянул кто такой несказанно упорный
Лук. Многосильного мужа такого, каков Одиссей был,
Нет между нами (XXI, 91—94).

Действительно, все оказались бессильными хотя бы согнуть грозное оружие. Одиссей же легко справляется со своим луком. В следующей песни Одиссей с помощью сына и двух рабов жестоко расправляется с женихами, оставив в живых только певца Фемия и глашатая Медонта. Следом за женихами уничтожены Телемахом по приказу отца и двенадцать неверных служанок.
Двадцать третья песнь содержит рассказ об опасениях Одиссея по поводу возможных волнений на острове в связи с убийством женихов.

Мы ж погубили защитников града, знатнейших и лучших
Юношей в целой Итаке: об этом должны мы подумать
(XXIII, 121—122),—

говорит он Телемаху и старается скрыть от горожан трагедию в доме своем. Пенелопа не спешит броситься в объятия супруга и признает Одиссея только после его рассказа об особенностях спальни и большой кровати, некогда построенной исчезнувшим мужем. Наконец-то взаимное узнавание завершено. Счастливый, хотя и знающий о предстоящих еще испытаниях Одиссей отправляется навестить своего отца Лаэрта.
Начало последней песни возвращает нас к событиям троянской войны: души Агамемнона и Ахилла беседуют о своей горькой участи. Появляются в сопровождении Гермеса и души погибших женихов. Следует рассказ о возвращении Одиссея и наказании претендентов на руку Пенелопы:

Так говорили о многом они, собеседуя грустно
В темных жилищах Аида, в глубоких пределах подземных
(XXIV, 203-204).

Одиссей же, навестив отца, открывается Лаэрту. В это время родичи погибших юношей собираются отмстить Одиссею, но вмешательство Зевса и Афины приостанавливает в самом начале новую битву.

Скоро потом меж царем и народом союз укрепила
Жертвой и клятвой великой принявшая Менторов образ
Светлая дочь громовержца богиня Афина Паллада (XXIV, 546—548).

Так всеобщим примирением завершается «Одиссея». Дальнейшие приключения Одиссея, возвещанные прорицателем Тиресием, в тексте поэмы уже не находят места.
«Идеология Гомера, уходя своими корнями в общинно-родовую формацию, отражает также и восходящую цивилизацию, восходящий гуманизм, включая критику разлагающейся родовой аристократии, скептическое отношение к богам и героям, вполне определенную антивоенную тенденцию и вообще гуманизм в морали, религии и эстетике. Не чужд Гомеру также и критический подход к новому, только что зарождающемуся рабовладельческому обществу».
Несомненен сказочный характер многих элементов поэмы, воспринимавшихся уже современниками Гомера как волшебный вымысел, противостоящий реальному течению жизни. Пребывание Одиссея на чудесных островах, посещение им царства мертвых уже в те отдаленнейшие времена представлялись красочной поэтической фантазией. Вчитываясь в эти эпизоды, видишь, что главное, значимое в них — сам Одиссей, его стремления, испытания его воли, его неистощимое мужество в преодолении преград на пути к родному дому.
Точно так же и общество в его отношениях, материальной культуре, философских и религиозных представлениях, отображенное поэмой, не является слепком какого-то момента в развитии древней Эллады. В некоторых случаях, через легенды и сказания, пришли к Гомеру приметы социального устройства и вещного мира эпохи «златообильных Микен», отделенной от него пятью-шестью веками, в других были запечатлены особенности жизни времени создания «Одиссеи». Археологические раскопки последних десятилетий подтверждают высокую точность многих описаний утвари, оружия, предметов одежды и т. п., щедро включенных в обе поэмы Гомера.
Как и в «Илиаде», Гомер предстает перед нами певцом бранных подвигов, героической доблести в борьбе, мужества и решимости человеческой. Вместе с тем Гомер славит жизнелюбие и доброту, все проявления гуманизма, доступные его героям:

...нам не надолго жизнь достается на свете;
Кто здесь и сам без любви и в поступках любви не являет,
Тот ненавистен, пока на земле он живет, и желают
Зла ему люди; от них поносим он нещадно и мертвый;
Кто ж, беспорочный душой, и в поступках своих беспорочен —
Имя его, с похвалой по земле разносимое, славят
Все племена и народы, все добрым его величают (XIX, 328—334).

Чистота помыслов, верность слову, подчинение личных интересов общему благу — вот, по Гомеру, удел достойных: «Горе тому, кто себе на земле позволяет неправду!» (XVIII, 141). В эпоху нарождающегося рабовладельческого государства укрепляется власть богатейшей аристократии и влияние царя на дела общества. Но сама по себе знатность или даже царское достоинство немного стоят у Гомера, если не сочетаются с высокими нравственными, душевными качествами. Так, наглая, попирающая моральные нормы молодежь из знатнейших семейств (женихи Пенелопы) способна вызвать лишь чувство возмущения, а ужасающая гибель этих неправедных людей не только неминуема, но и оправданна. Негодование и страх пробуждает в путешественниках жестокий царь лестригонов людоед Антифат.
С другой стороны, мудрый, доброжелательный, пекущийся о своем народе царь феакийцев Алкиной заслужил его любовь и доверие. Личные достоинства правителей сочетаются обычно с демократизмом их поведения: Навсикая, дочь Алкиноя, вместе с подругами и рабынями стирает на берегу моря белье, Одиссей дружески общается со своими рабами, строит опочивальню, сооружает плот (кстати сказать, с физической помощью нимфы, «богини богинь Калипсо»), Пенелопа ткет.
В прошлое уходят родовые обычаи, но все же собрание народа, теперь уже мнение полиса, оказывается верховным нравственным судом на земле (вмешательство богов своеобычно и непредусмотримо): недаром Телемах созывает народное собрание в поисках защиты от женихов. Правда, последние разгоняют народ, еще раз демонстрируя разницу между хорошими и дурными правителями. Зато под управлением Алкиноя счастливо, в достатке и радости живут феакийцы: «целой страной обладает веселье», «всюду сладко пируют в домах, песнопевцам внимая», «гости рядом по чину сидят за столами, и хлебом и маслом пышно покрытыми». В гомеровском обществе силу закона имеют обычаи, сложившиеся общественные установления, находящие опору также и в религиозных верованиях. Нарушивший эти обычаи ставит себя вне домашнего очага, вне фратрии, вне полиса.
Недаром первым вопросом, обращенным к страннику, бывает: «Где твой город? Кто твои родители?» Ибо достойный человек не может быть просто личностью, он обязательно принадлежит семье, государству — полису.
Женихи не допускают Одиссея к участию в стрельбе из лука, опасаясь насмешек со стороны простого люда:

...Мы лишь боимся стыда, мы боимся
Толков, чтоб кто не сказал меж ахейцами, низкий породой:
«Жалкие люди они! За жену беспорочного мужа
Вздумали свататься; лука ж его натянуть не умеют.
Вот посетил их наш брат побродяга, покрытый отрепьем;
Легкой рукой тетиву натянул и все кольца стрелою
Метко пробил он». Так скажут. И будет нам стыд нестерпимый
(XXI, 323-329).

Огромное значение придается в поэме чести или долгой, доброй «сияющей славе». Человек обязан подчинить свою жизнь добрым, светлым побуждениям, этим заслуживает он любовь и признательность окружающих. Самоотверженное служение становится предметом восхищения и потомков, достоянием песни.
Норма, чувство меры — при всех сказочных преувеличениях приключенческой линии — провозглашаются в поэме высшим благом и в отношениях между людьми, и в пристрастиях и увлечениях, и в милости и в гневе. Безмерность, даже продиктованная самыми лучшими побуждениями, докучает людям. Менелай, отпуская домой Телемаха с богатыми дарами, говорит:

...во всем наблюдать нам умеренность должно;
Худо, если мы гостя, который хотел бы остаться,
Нудим в дорогу, а гостя, в дорогу спешащего, держим,
Будь с остающимся ласков, приветно простись с уходящим
(XV, 71—74).

Любознательность, универсальный интерес к миру — достояние почти всех героев «Одиссеи». Они жадно впитывают рассказы обо всем на свете и с такой же неуемной страстью спешат поделиться увиденным и узнанным.
Боги в «Одиссее» во многом, конечно, влияют на людские судьбы. Гнев Посейдона на десять лет удерживает вдали от дома Одиссея, губит его спутников. Помощь Афины Паллады обрекает на смерть женихов Пенелопы и т. д. и т. п. В то же время они в определенных рамках оставляют за людьми право выбора, предпочтение одной из возможностей, большую личную свободу. Может быть, самый разительный пример такого отношения в диалоге Одиссея с Телемахом, мечтающим о союзниках в борьбе с многочисленными женихами:

«Выслушай то, что скажу, и в уме сохрани, что услышишь:
Если б Кронион отец и Паллада великая были
Наши помощники, стали ль тогда б мы приискивать новых?»
Кончил. Ему отвечая, сказал Телемах богоравный:
«Подлинно ты мне надежных помощников назвал; высоко,
Правда, они в облаках обитают...» (XVI, 259—264).

Во многих случаях люди действуют по внушению богов, но недаром же столь часто самые незаметные персонажи именуются «богоравными». Так, богоравным назван и пастух — свинопас Эвмей: доброжелательство, верность и многолетняя преданность своему господину, трудолюбие возносят его до уровня олимпийцев.
Одной из прогрессивных тенденций поэмы становится позитивная оценка производительного труда, упорядочивающего природу, раздвигающего возможности человека, дающего ему ощущение творчества. «...Поэту свойственна высокая оценка мирного труда, которая достигает своего высшего предела там, где поэт характеризует бесчеловечность одичалой природы именно отсутствием человеческого труда—земледелия, ремесла, мореплавания, например, описание острова, на котором находилась пещера людоеда Полифема («Одиссея», IX, 116—130)».
Четыре дня строит Одиссей плот, чтобы плыть с острова Калипсо на родину. Весь процесс строительства описан подробнейшим образом, зримо, вещественно. Последовательность и цель всех операций, ход работы, оценка отдельных элементов сооружения— все передано точно, с откровенным любованием сноровкой героя в трудоемкой работе:

Двадцать он бревен срубил, их очистил, их острою мелью
Выскоблил гладко, потом уровнял, по снуру обтесавши.
Тою порою Калипсо к нему с буравом возвратилась.
Начал буравить он брусья и, все пробуравив, сплотил их,
Длинными болтами сшив и большими просунув шипами;
Дно ж на плоту он такое широкое сделал, какое
Муж, в корабельном художестве опытный, строит на прочном
Судне, носящем товары купцов по морям беспредельным.
Плотными брусьями крепкие ребра связав, напоследок
В гладкую палубу сбил он дубовые толстые доски,
Мачту поставил, на ней утвердил поперечную райну,
Сделал кормило, дабы управлять поворотами судна,
Плот окрутил для защиты от моря плетнем из ракитных
Сучьев, на дно же различного грузу для тяжести бросил.
Тою порою Калипсо, богиня богинь, парусины
Крепкой ему принесла. И, устроивши парус (к нему же
Все, что его развивать и свивать, прикрепивши веревки),
Он рычагами могучими двинул свой плот на священное море
(V, 244—261).

Греки Гомера чрезвычайно разносторонние люди, они многое умеют делать сами, даже цари, как говорилось выше, не гнушаются простой работы. Но в обществе уже намечается разделение труда, появляется определенная специализация. Ремесленники носят характерное наименование демиургов, т. е. работающих для народа: это врачеватели, зодчий, гадатели и т. п. К числу демиургов принадлежат и «певцы, утешающие душу божественным словом».
Подвиг, ставший достоянием песни,— высшее счастье, доступное человеку. Поэзия — мост человечества к далеким потомкам; множество раз в поэме славится высокое искусство вечного слова: «Сладко вниманье склонять нам свое к песнопевцу, который, слух наш пленяя, богам вдохновеньем высоким подобен» (IX, 3—4).
С образом Одиссея связаны прежде всего нравственные проблемы. Мужественный, стойкий в несчастьях, справедливый человек оттесняет на второй плав героя кровавых битв, бесстрашного воина. Во всех перипетиях Одиссея в первую очередь выручают находчивость, изобретательность, моральная стойкость, а затем уже физическая сила и телесная выносливость. Очевидным в этом плане представляется противопоставление тупого великана Полифема энергичному, разумному и гуманному в главном Одиссею.
Доброе имя, «однодушная жизнь» с близкими, порядок в родной земле — во имя всего этого страдает и борется Одиссей.
Одиссей — признанный хитрец и среди людей и даже на Олимпе. Его острый ум, изворотливость, умение предвидеть ответные реакции своих «контрагентов» — отличительная принадлежность его натуры. В то же время тонкий ум, изобретательность героя служат общему делу («Илиада») или же восстановлению попранной справедливости, когда речь идет о нем самом.
Итакийский властитель мудр, справедлив, честен. Он хорошо понимает, что движет поступками других людей, готов простить обиды, нанесенные ему, если только враги проявляют искреннее раскаяние. Наиболее достойных среди женихов Пенелопы он хотел бы уберечь от погибели, но неразумное поведение их и воля богов обрекают обидчиков на тяжкий конец.
Одиссей не только опытный, могучий воин, он хороший мореплаватель, искусный ремесленник, старательный садовод.
Это многоопытный, стойкий, целеустремленный человек, страстно привязанный к родному краю. Любовь к отчизне сильнее даже соблазна бессмертия, сулимого ему Калипсо: беспечальная жизнь вдали от радостей и тревог родной земли, от верной Пенелопы и мужающего сына отвергается им хотя и деликатно, но по существу самым категорическим образом.
Разумная Пенелопа во все времена почитается символом верной жены, терпеливо и строго ждущей своего избранника. Она добра, свято чтит память и заветы мужа, терпима до такой степени, что не может порой совладать с непокорством рабынь-служанок. Любящая мать, не жалея сил, воспитывает Телемаха в преданности добрым обычаям, верности долгу сына, хочет видеть его добронравным, заслуженно пользующимся хорошей славой, хозяином дома и наследником царя.
Во дворце, где хозяйничают вечно пьяные, наглые женихи, она сохраняет достоинство, доступными ей средствами борется, чтобы оттянуть минуту немилого замужества, ибо Одиссея любит она долго, верно и с неослабевающей страстью. Недаром тень Агамемнона с горечью противопоставляет ее коварной и злобной Клитемнестре, изменившей царственному Атриду, а затем и погубившей его с помощью любовника.
Намерение выйти замуж, когда повзрослеет Телемах, внушено ей самим Одиссеем накануне расставания, но условия, поставленные ею перед женихами, обрекают ее, как видит читатель, на безбрачие.

B песнях Камен сохранится
Память о верной, прекрасной, разумной жене Пенелопе
(XXIV, 197-198).

В «Одиссее», как и в «Илиаде», мы обнаруживаем все признаки эпического стиля: объективность изображения мира, предметность его картин, превалирующих над духовными движениями человека, основательность, фундаментальность, «извечность» в показе устойчивой, традиционно сложившейся действительности.
Вместе с тем в ткань героических поэм проникают элементы, характерные и для более позднего времени: определенная лиричность, фрагменты осознанной трагедийности и комические мотивы. Разумеется, все это существует в рамках прочного стилевого единства, спаянного свободным, раскованным, живым и интонационно многообразным изложением.
Психические свойства героев и чувства, ими овладевающие, еще не ставятся в неразрывную связь с цельной личностью их, они или проявляются не слишком мотивированно, или же вкладываются в душу «извне», волею богов. Но отсутствие постоянного внимания к тонким сердечным движениям не нарушает логической связности действия, определяемого как внешними причинами, так и цельностью чувств персонажей.
Эпический характер, природную чистоту отображения жизни, первозданность действительности гомеровской «Одиссеи», может быть, как никто, остро почувствовал замечательный переводчик ее В. А. Жуковский: «Это тихая, широкая, светлая река без волн, отражающая чисто и верно и небо, и берега, и все, что на берегах живет и движется; видишь одно верное отражение, а светлый кристалл, отражающий, как будто не существует: око его не чувствует».
Точность описаний, зримая достоверность деталей убеждают своей непосредственной естественностью, простые, обыденные понятия и поступки становятся весомыми и значительными прежде всего благодаря рельефности, неожиданной четкости, стершееся и незаметное оборачивается важным и существенным. Общий тон, настрой поэмы не высокопарен, но возвышен и торжествен.
Поэт испытывает восхищение перед реальным миром, в котором живут его герои, стремление к определенности и правдивости, убедительности ведет к олицетворению отвлеченных понятий, к изображению богов, невзирая на их силу, могущество, бессмертие, существами, подобными людям. Очевидна высокая сценичность многочисленных эпизодов поэмы, драматичность характеров ее, особенно, конечно, характера Одиссея. Образом Одиссея скреплены многочисленные сюжетные ответвления поэмы, именно его судьба придает композиционную цельность эпическому произведению.
Гомер предпочитает рассказу о событии его изображение, даже когда формально мы имеем именно рассказ. Живая, рельефная картина содержит в себе и многообразную характеристику явления, и авторское мнение о происходящем, и отражение динамических изменений в явлении или предмете. В любой песни поэмы можно найти тому подтверждение.
«Мудрая, доброжелательная непредвзятость просветляет сумрачную суровость старинного героического эпоса». Величавая простота, непосредственность восприятия и изложения, спокойная обстоятельность во всем, неторопливость рождают ощущение подлинно эпической полноты.
«Одиссея» написана гексаметром, прямого аналога которому нет в русском стихосложении, ибо размер этот основан не на ударности, а на длительности слогов.
Во времена Гомера место аэдов — певцов-импровизаторов — заступили рапсоды, исполнители, излагавшие уже закрепленный текст, хотя это и не исключало еще некоторой свободы в обращении с содержанием. В VI в. до нашей эры комиссия, учрежденная афинским тираном Писистратом, отредактировала и канонизировала для последующего исполнения текст «Илиады» и «Одиссеи».
Поэтический дух подлинника, явственно обнаружившийся в процессе перевода, подсказал Жуковскому слова, истолковавшие самую суть выразительности гомеровского стиха: «...надобно отказаться от всякого щегольства, от всякой украшенности, от всякого покушения на эффект, от всякого кокетства; надобно производить действие неощутительно целым, простотою, неразительностию, неприметностию выражений, стройностию широких, обильных периодов, иногда прерываемых, как будто без намерения, отдельными стихами, мало блестящими, так, чтобы каждый стих в периоде и каждое слово в стихе составляли одну общую гармонию, не нарушая ее никаким отдельным, разительным, часто диким звуком».

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +