Вершиной болгарской поэзии XIX века явилось творчество Христо Ботев а. Всю свою недолгую, но яркую жизнь Христо Ботев посвятил делу борьбы за независимость родины и социальное раскрепощение народа. Он был убежденным революционером-демократом, поборником дружбы болгарского народа с русским и другими свободолюбивыми народами, талантливым руководителем национально-освободительного движения в период его наивысшего подъема в Болгарии. Стихотворения и публицистика Ботева вошли в сокровищницу национальной культуры Болгарии. Жизнь и деятельность. Христо Ботев родился в городе Калофер, в семье хорошо известного в Болгарии народного учителя Ботю Петкова. Ботю Петков был одним из наиболее образованных людей своего времени. Своего сына он воспитал в духе любви и уважения к русской культуре и литературе. С детства Христо Ботев знал русский язык, был знаком с творчеством Пушкина, Гоголя, Белинского. В 1863 году X. Ботев был послан учиться в одесскую гимназию. Три года жизни в России оказались решающими для формирования его мировоззрения. Ботев сближается с русским революционным народничеством, знакомится с трудами русских демократов. Режим казенной гимназии тяготил его; программа учебного заведения не удовлетворяла. Гимназия была оставлена. Ботев много читает. Его любимый литературный герой — Рахметов. В своей жизни Ботев стремится во всем подражать этому замечательному герою романа Чернышевского.
В 1866 году Ботев покидает Россию. В Болгарии начинается его деятельность по подготовке вооруженного восстания. Ботев вернулся на родину сознательным революционером. Принципы революционной теории и тактики, выработанные Ботевым в результате знакомства с некоторыми трудами Маркса и Энгельса (первый том «Капитала», «Манифест Коммунистической партии»), и идеи русских революционеров-демократов он применял к конкретной болгарской действительности, глубокое знакомство с которой он обнаруживал на протяжении всей своей деятельности борца-организатора.
За революционную агитацию Ботев подвергался постоянным преследованиям. Он работает учителем в ряде городов Болгарии и Румынии, корректором в типографии. Основным долгом его жизни становится революционная борьба.
С 1874 года он становится руководителем Болгарского революционного центрального комитета. В 1876 году, когда в Болгарии вспыхнуло восстание, Ботев во главе отряда из двухсот революционеров переправляется из Бухареста, где находился центр болгарской революционной эмиграции, на территорию Болгарии. Отряд Ботева был разбит, и сам он погиб от вражеской пули. Литературные взгляды. Выдающийся мыслитель и общественный деятель, Ботев был в то же время и лучшим болгарским поэтом своего времени.
Эстетические взгляды Ботева имеют в своей основе утверждение демократических принципов в искусстве. Он сторонник народности и правдивости в искусстве, он непримиримый враг теории «искусства для искусства». В одной из своих статей Ботев писал: «Необходимо, чтобы и наука, и литература, и поэзия, и журналистика, словом, вся духовная деятельность его руководителей (руководителей народа.— Н. М.) приобрела характер политической пропаганды, то есть сообразовалась с жизнью, стремлениями и потребностями народа,— так, чтобы не было науки для науки, искусства для искусства, а журналистика перестала пережевывать старые, сгнившие и давным-давно выброшенные европейские отбросы».
В своих публицистических статьях Ботев сформулировал требования, предъявляемые им к литературе и писателям.
Основной смысл литературы Ботев видит в служении народу, в стремлении помочь народу добиться свободы и независимости. И поэтому для каждого писателя, по мнению Ботева, вопрос — для чего и для кого он пишет, какую пользу может принести его труд для народа—должен быть основным вопросом; этот вопрос Ботев ставил и перед собой.
«Только тот, кто жил, страдал и плакал вместе со своим народом, только тот сможет его понять и ему помочь»,— писал Ботев.
Поэзия и журналистика, наука и просвещение имеют в глазах Ботева смысл только тогда, когда они вооружают народ политически. Считая журналистику важным оружием в революционной борьбе, Ботев со всей присущей ему силой и страстностью критиковал лживость и беспринципность официальной печати, официальной журналистики, лишенной живой мысли и познавательной ценности, но наводненной лицемерными рассуждениями о пользе мелких реформ.
Ботев понимал, что для расцвета науки, культуры, литературы «необходимо одно условие, которое носит название свободы», и что единственный путь к его осуществлению — в революции. Критикуя аполитичность и отсутствие актуальной тематики в современной ему печати и указывая правильные пути для ее дальнейшего развития, Ботев убедительно доказывал, насколько далеки официальная печать, произведения писателей из лагеря либеральной буржуазии и переводы произведений третьестепенных иностранных авторов от стремлений и потребностей народа.
Ботев считал, что полезными и нужными произведениями являются такие, которые отвечают запросам народа, имеют познавательное и воспитательное значение. Он писал: «Романы, повести, рассказы и вообще чисто литературные произведения должны приравниваться или, попросту, отвечать стремлениям и характеру того народа, на язык которого переводятся. Поэтому и нам нужны в данный момент такие литературные произведения, которые отвечают нашим потребностям и стремлениям и имеют в то же время совершенный общечеловеческий смысл».
Истинно народный писатель для Ботева — это гражданин-борец, которому присуще сознание ответственности перед народом за свою деятельность, который обладает прогрессивным мировоззрением, которому свойственна любовь к своей родине и народу, гражданская доблесть, скромность и честность.
Все высказывания Ботева по литературе отличаются строгой последовательностью. Они подчинены одной цели, которую Ботев ставил перед литературой,— революционной борьбе за освобождение народа.
Литературная деятельность Ботева — соединение страстной идейности, актуальности с высоким поэтическим мастерством. Его стихи зовут к борьбе, к революции как единственно правильному пути для достижения свободы и независимости народа. Заслуга Ботева состоит в том, что он правильно понял основную тенденцию своей эпохи — стремление болгарского народа к национальному и социальному освобождению; красота его поэзии и сила публицистики состоят в утверждении этой тенденции, отвечающей интересам народных масс. Отсюда неослабевающий оптимизм Ботева, его вера в светлое будущее своего народа. В статье «Народ вчера, сегодня и завтра» он писал: наш народ «не имеет прошлого, не имеет и настоящего, а одно только будущее — и будущее светлое, так как у него вместе с другими славянами есть что сказать миру и дать человечеству»2. Об этой же ясной вере в осуществление цели, к которой вместе со всем народом стремился и Ботев, с еще большей силой говорит знаменитый «Символ веры Болгарской коммуны», в котором нашли свое полное отражение социалистические идеалы Ботева: «Верую в единое и неделимое отечество всех людей и общее владение всем имуществом. Исповедую единый светлый коммунизм — исцелитель всех недугов общества. Чаю пробуждения народов и будущего коммунистического общества во всем мире». Поэтическое творчество Ботева. Единство личного и общественного, творческое отношение к действительности, умение правильно понять и определить основную тенденцию своего времени определяют пафос поэзии Ботева.
Если в ранних стихотворениях Ботева («Моей матери», «К брату», 1867) еще звучит мотив расхождения мечты с действительностью, то очень скоро он уступает место призыву к активной революционной борьбе («Элегия», 1870; «Борьба», 1871):
И в этом царстве, кровавом, грешном, слез, и разврата, и черного дела, в сем царстве скорби, где злу нет предела, вскипела борьба, вскипела!
И близится он, священный конец.
Так крикнем: «Хлеб или свинец!»
(«Борьба».)
Тема социального протеста занимает ведущее место в поэзии Ботева. Лирические мотивы личных переживаний подчиняются призыву долга («Моей первой возлюбленной», 1871).
В поэзии Ботева личная тема органически переходит в общественную, полностью сливаясь с ней.
В богатой по разнообразию мотивов и тем поэзии Ботева можно наметить две основные, ведущие темы, развиваемые в каждом из его поэтических произведений одновременно. Одна из них — отражение тяжелой действительности и условий жизни болгарского народа; другая — страстный протест и призыв к непримиримой борьбе. И как бы глубока ни была скорбь поэта, его ненависть к врагам народа, чорбаджиям и духовенству сильнее скорби («В кабаке», 1873). Потому с такой силой бичует он аполитичность и пассивность толпы («Юрьев день», 1873), с такой остротой клеймит эгоистическое и трусливое благоразумие обывателей, мнимый патриотизм («Патриот», 1872), лживость, лицемерие и глупость духовенства («Моя молитва», 1873). В то же время для творчества Ботева характерен мотив нарастающей и приближающейся грозы («Туча», 1873), в котором звучит приближение взрыва народного гнева:
Туча встала над Балканом, Гуси, утки мчатся с гамом. Разыгралась непогода, Ждать великой бури надо!
(«Туча».)
Этот мотив становится ведущим в поэзии Ботева. Одним из основных в поэзии Богева является образ героя-борца, павшего смертью храбрых, но навсегда оставшегося живым в памяти и песнях народа («Казнь Василия Левского», «Хаджи Димитр», 1873).
Кто в грозной битве пал за свободу — не умирает: по нем рыдают земля и небо, зверь и природа и люди песни о нем слагают...
(«Хаджи Димитр».)
Характерная особенность творчества Ботева заключается не только в том, что каждое из его стихотворений является правдивым отражением того или иного момента болгарской действительности, но главное в том, что, поняв основную тенденцию действительности, он отразил ее развитие и устремление к будущему, каким его представлял себе поэт. Отсюда внутренняя страстность и динамичность его поэзии.
Ботев не удовлетворяется одним лишь реалистическим показом действительности: он не только разоблачает ее темные стороны; страстный протест, призывы к борьбе, твердая уверенность в победе, свойственные поэту до конца его жизни и звучащие во всех его произведениях, заражают и вдохновляют читателей и слушателей, открывая перед ними путь к светлому будущему.
По своей форме стихотворения Ботева близки болгарским народным песням. Связь поэзии Ботева с устным народным творчеством проявляется и в простоте языка, и в песенных размерах многих его стихотворений, и в обращении к традиционным фольклорным темам. Лучшим примером этого может служить стихотворение Ботева «Хаджи Димитр», воспевающее отважного героя освободительной борьбы болгарского народа. Написанное в форме народной баллады, оно стало одним из самых любимых и распространенных произведений в Болгарии. В этом стихотворении героическая романтика воплощена в фольклорных образах, факты истории сочетаются с фантазией и народными поверьями. Поэзия Ботева с наибольшей силой и полнотой воплотила в художественных образах устремления и чаяния болгарского народа. И потому творчество Ботева по праву считают вершиной болгарской литературы XIX века.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.