Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Творчество революционно-демократических поэтов Г. Гервега, Г. Веерта и Ф. Фрейлиграта


М. Е. Елизарова и др., "История зарубежной литературы XIX века"
М., «Просвещение», 1972 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Сороковые годы XIX века были периодом расцвета немецкой революционно-демократической поэзии.
Помимо Гейне, в эти годы со своими стихами выступил ряд поэтов. Наиболее выдающимися из них были Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт и Г. Веерт. Расцвет творчества Гервега падает на годы, предшествовавшие революционному взрыву; наибольшее значение творчество Фрейлиграта и Веерта имело в период самой революции 1848 года.
Георг Гервег (1817—1875). Георг Гервег выступил в 1841— 1843 годах со сборником «Стихи живого человека», который был восторженно встречен всеми передовыми людьми Германии (первый том сборника вышел в Цюрихе в 1841 году, второй том вышел в 1843 году). Успех сборника Гервега объясняется тем, что политическая по преимуществу тематика стихов, их гражданский боевой пафос были в немецкой поэзии тех лет чем-то необычным и новым.
Гервег сразу же заявил себя сторонником тенденциозной политической поэзии. Когда в 1841 году Фрейлиграт, стоявший тогда еще на эпигонских позициях романтической аполитичной лирики, заявил в одном из своих стихотворений: «Поэт на башне более высокой, чем вышка партии, стоит» («Испания»), то Гервег ответил ему стихотворением «Партия» (оно было опубликовано в 1842 году в «Рейнской газете»).
В этом стихотворении Гервег страстно утверждал партийность поэзии, необходимость для поэта решить, к какой партии он принадлежит, и служить ее идеалам своим искусством:

О партия моя, ты гордая основа
И мать бесчисленных сверкающих побед!
Как может не понять священнейшее слово,
Как может не постичь великое поэт?
Скажи, как мужу муж, с тобой нам по дороге?
Ты раб иль гражданин? Подумай и решись.
С Олимпа снизойдя, под Илионом боги
За партии свои, как смертные, дрались.
...........
Глашатаи! Певцы! Нет места безучастью!
Под тучей грозовой кто остается тих?
Бросайтесь в этот бой с неудержимой страстью,
Как верный острый меч, оттачивая стих!
Так выбирайте стяг! Я буду не в обиде,—
Он может быть другим, не в цвет моих знамен,
Я все давно решил, почувствовал, увидел,
И мне венок лавровый партией сплетен!

В своих политических стихах Гервег прославляет борьбу за свободу и призывает к уничтожению тирании.
Многие стихотворения Гервега написаны в форме риторического обращения, что является одним из выражений декламационно-ораторской стихии его поэзии. Так написано и одно из наиболее известных его стихотворений — «Песнь о ненависти»:

Вперед, чрез все преграды гор!
Вперед, заре навстречу!
Жене — последний нежный взор
И с саблей — прямо в сечу!
До самой смерти чтоб бойцу
Рука не изменяла!
Любовь нам больше не к лицу:
Нам ненависть пристала.
Крушите деспотов скорей!
Разите их клинками!
Да будет ненависть сильней
Любви, владевшей вами!
До самой смерти чтоб бойцу
Рука не изменяла!
Любовь нам больше не к лицу:
Нам ненависть пристала.

Тираноборческому и свободолюбивому пафосу стихов Гервега свойственна большая доля абстракции: слова «тирания», «деспотизм», «свобода» и другие никак не конкретизируются поэтом, у них нет точного «адресата», в них нет исторически точного социально-политического содержания.
Абстрактность стихотворений Гервега отражает во многом еще смутное ощущение недовольства, стремление к ломке старого, отжившего социально-политического строя Германии, надежды на лучшее будущее — настроения, охватившие широкие слои немецкого общества в период начинавшегося революционного подъема. Не отличаясь ни четкостью политических взглядов, ни большой политической прозорливостью, Гервег сумел выразить только то общее, что было характерно для настроения буржуазии, мелкой буржуазии и пролетариата накануне революции.
Нечеткость политических взглядов Гервега привела его в период революции к попытке во главе отряда немецких эмигрантов вторгнуться в Германию (из Франции), чтобы установить там республику. Эта попытка, которая кончилась разгромом отряда и бегством Гервега, с самого начала вызвала к себе резко отрицательное отношение Маркса. До этого времени Маркс относился к Гервегу дружественно (они познакомились в редакции «Рейнской газеты» в октябре 1842 года).
Фальшивое положение, в которое поставил себя Гервег в период революции, обрекло его как поэта на молчание в самый разгар революционных событий. Правда, Гервег был субъективно преданным делу революции и до конца жизни оставался верным своим революционно-демократическим взглядам» Поэт продолжал писать политические стихи, но его творчество в условиях победившей реакции не имело такого значения, как в 40-х годах. Лучшими стихами его остались те, которые вошли в сборник «Стихи живого человека».
Фердинанд Фрейлиграт (1810—1876). Фердинанд Фрейлиграт выступил как поэт еще в начале 30-х годов. В стихах этих лет он охотно обращался к экзотическому Востоку.
Под влиянием нарастания общественного недовольства в стране Фрейлиграт, экзотические стихи которого получили признание у буржуазного читателя и которому была пожалована прусским королем пенсия, переходит на революционно-демократические позиции и обращается к политической лирике (сборники «Исповедание веры», 1844, и «Са ira», 1846).
Фрейлиграт, отказавшись от королевской пенсии, был вынужден эмигрировать.
Одно из наиболее политически зрелых стихотворений сборника «Са ira», «Снизу наверх», рисует, как нарядный пароход везет по Рейну короля с королевой, а в глубине, под палубой, находится машинист-пролетарий, в уста которого Фрейлиграт вкладывает следующие строки:

Как государство — пароход. Здесь в роскоши везут тебя!
А там, внизу, в нужде, во тьме, в труде приравненный рабу,
Поддерживаю я огонь и сам кую свою судьбу —
Мою, но и твою, монарх! Бьет лопастями чей удар?
Своей мозолистой рукой железо держит кочегар.
Король, ведь ты совсем не Зевс,— пожалуй, я скорей титан:
Я сдерживаю под тобой всегда клокочущий вулкан.
Ведь все зависит от меня: лишь поворот руки один —
И роскоши твоей конец, и ты падешь с твоих вершин!
И палубу размечет взрыв, и с ней взлетишь на воздух ты,
Освободившись, выйдем мы на свет дневной из темноты.
Мы — сила! Государство вновь скуем,— оно пришло в разлад,
И божьей ненавистью мы — доныне пролетариат!

Таким образом, это стихотворение по идейному замыслу — пониманию исторической роли пролетариата — близко к стихотворению Гейне «Силезские ткачи»; в нем Фрейлиграт отрешился от свойственного ему в более ранних стихах отношения к пролетариату как только страдающему классу, вызывающему к себе сочувствие и сострадание.
Когда вспыхнула революция, Фрейлиграт вернулся в Германию и принял активное участие наряду с Веертом в издаваемой Марксом и Энгельсом «Новой Рейнской газете». В этом же году Фрейлиграт вступает в «Союз коммунистов».
Революционные выступления в Берлине и Вене вызвали горячий отклик в стихах Фрейлиграта («Вена», «Мертвые — живым», «Блюм», «Виндшигрец и Блюм» и другие).
Одно из лучших стихотворений этих лет, «Мертвые — живым», отличается внутренней патетикой и драматизмом; оно написано как бы от имени павших в революционных боях в марте 1848 года в Берлине и обращено с призывом к оставшимся в живых — завершить дело революции:

В крови и со свинцом в груди, с раскроенными лбами,—
Так вы несли нас на досках, подняв над головами!
.....................
Посев, что зрел, как пали мы, лежит, снопами брошен.
Кровавый мартовский посев свободы — тоже скошен.
Лишь, уцелевши кое-где, еще пылают маки,—
О, если б так же красный гнев, оставшись, тлел во мраке!
Он вспыхнет! Знаем мы: близка конечная расплата,
Завоевали много вы, назад не меньше взято!
О, слишком много каждый день паденья и позора,
И верьте мертвым, нам: тот гнев грозой воскреснет скоро!
Он в нас живет. И вспыхнет вновь! От спячки всех пробудит,
И революция тогда законченною будет!..

В последнем номере «Новой Рейнской газеты», которая была задушена реакцией, Фрейлиграт поместил стихотворение «Прощальное слово «Новой Рейнской газеты»:

Так прощай же, прощай, грохочущий бой!
Так прощайте, ряды боевые,
И поле в копоти пороховой,
И мечи и копья стальные.
Так прощайте! Но только не навсегда!
Не убьют они дух наш, о братья!
И час пробьет, и, воскреснув, тогда
Вернусь к вам живая опять я!
И когда последний трон упадет
И народ в опьянении мести
Оплатит в борьбе последний свой счет,
Тогда будем мы снова вместе!
На Дунае, на Рейне, словом, мечом
Народу восставшему всюду —
Бунтовщица, затравленная врагом,—
Застрельщицей верной я буду!

Об этом последнем номере «Новой Рейнской газеты» Энгельс писал: «Мы должны были сдать свою крепость, но мы покинули ее, унося все военное снаряжение, при звуке барабанов, с развевающимся красным знаменем последнего номера, в котором мы предостерегали кельнских рабочих от безнадежных путей и говорили им:
«Редакторы «Neue Rheinische Zeitung», прощаясь с вами, благодарят вас за выраженное им участие. Их последним словом всегда и повсюду будет: освобождение рабочего класса!».
Той же верой в полное торжество дела рабочего класса было проникнуто и стихотворение Фрейлиграта, помещенное в этом номере.
Поражение революции 1848 года заставило Фрейлиграта уехать из Германии: он смог вернуться лишь в 1868 году. В годы реакции поэт отходит от революционно-демократических позиций, на которых он стоял в 40-е годы.
Георг Веерт (1822—1856). Георга Веерта Энгельс назвал в посвященной ему статье «первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата».
Большое значение для Веерта имело то, что в начале своего творческого пути он приобщился к немецкой народной поэзии. Он воспринял немецкую народную песню принципиально иначе, чем до него романтики или молодой Гейне. Простота, естественность народной песни, ее юмор и реализм, нашедшие выражение в трезвом и подчас грубоватом изображении окружающей действительности, стали достоянием поэзии самого Веерта.
Ему с самого начала был чужд риторический, декламационный пафос поэзии Гервега и Фрейлиграта, и, наоборот, Веерту были близки — и поэтому оказали на него влияние — стихи Гейне с их иронической простотой и конкретностью поэтического мышления, с их сатирической установкой.
Большое значение для миросозерцания и тем самым для творчества Веерта имело знакомство с положением пролетариата в более передовой капиталистической стране — в Англии, с английским рабочим движением — чартизмом (в 1843 году на некоторое время Веерт приезжает в Англию) — и близость с Марксом и Энгельсом, продолжавшаяся до самой смерти Веерта. Под руководством Энгельса Веерт изучал политическую экономию, философию и историю.
Героем стихов Веерта постепенно вместо ремесленника, подмастерья (см. стихотворение «В дубраве», «Три бравых подмастерья», «Под вишнею цветущей»), т. е. обычных героев народной песни, становится пролетарий. Если в стихах Веерта вначале труженик еще выступает как объект сострадания («Сто гасвелльских горняков», «Старый трактирщик из Ланкашира»), то в других стихах, написанных иногда одновременно, появляется изображение протеста трудящихся против своей участи и идея грядущей расплаты за социальную несправедливость.
В стихотворении «Литейщик пушек» (1845) Веерт рисует английского рабочего-литейщика, трудившегося всю жизнь и выброшенного на улицу капиталистом:

Он шел,— качалось все кругом
В глазах, слезой омытых,
А в сердце — ненависть, как гром
Всех пушек, им отлитых.
И он сказал: — Не за горой
Тот день, проклятый Молох,
В тебя мы собственной рукой
Ударим из тяжелых!

На восстание силезских ткачей Веерт откликнулся стихотворением «Сидели они под ивой...» (1845), в котором звучит идея солидарности пролетариев всех стран. Веерт описывает сидящих за кружкой пива рабочих из Ланкашира и Йорка:

Смеялись и песни орали
До света вечерних огней,
А вечером парни узнали
О битве силезских ткачей.
Когда ж им все стало известно,
Огромные сжав кулаки,
Вскочили в ярости с места
Чумазые здоровяки!
И шляпы наземь летели,
И слезы текли из глаз,
Поля и луга гремели: —
Силезия, в добрый час!

Эта же идея проходит и через стихотворение «Немец и ирландец».
В период революции 1848 года Веерт активно сотрудничает в «Новой Рейнской газете». Веерт взял на себя фельетон. «Я сомневаюсь,— писал Энгельс в статье о Веерте,— были ли когда-нибудь в другой газете такие живые и остроумные фельетоны». Наиболее значительной серией фельетонов, превратившейся в небольшой сатирический роман, является «Жизнь и подвиги знаменитого рыцаря Шнапханского» (вышли отдельным изданием в 1849 году) — сатира на прусского юнкера.
Одновременно Веерт помещал в газете остроумные и злые сатирические стихи, в которых он издевался над немецким мещанством («Плаксы и смутьяны»), трусостью и ограниченностью буржуа («Ваше высокородие, имею честь», «Сегодня я ехал в Дюссельдорф»), над германским центральным правительством и созданной им армией («Святая наша немецкая рать» и другие).
В одном из стихотворений этих лет Веерт писал:

Я высшего счастья на свете не знал,
Чем жалить врагов завзятых
И невзначай веселым словцом
Тревожить друзей мешковатых...

В сатирических стихах Веерт особенно близок к Гейне. «Он часто пользовался гейневскими формами, но лишь для того, чтобы наполнить их совершенно оригинальным самостоятельным содержанием»,— отмечает Энгельс. Это объясняется тем, что политические убеждения Веерта отличались большей четкостью, что он был «здоровее и искреннее» Гейне (Энгельс).
После поражения революции Веерт отходит от литературы — он снова возвращается к занятиям торговыми делами. Умер Веерт вдали от родины, в Гаване, где находился по торговым делам.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +