Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Усиление феодальной эксплуатации


А. П. Каждан, Г. Г. Литаврин. "Очерки истории Византии и южных славян"
Изд-во Учпедгиз, М., 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru

В социальном развитии византийской деревни XIII—XV вв. мы замечаем двойственные и, на первый взгляд, противоречащие черты: с одной стороны, это было время роста крупного землевладения и усиления феодальной эксплуатации, с другой — эпоха зарождения новых, предкапиталистических отношений.
Рост крупной земельной собственности становится особенно стремительным с конца XIII в., при династии Палеологов, отражавшей интересы провинциальной феодальной знати. Византийские монастыри, несколько потрепанные в период латинского владычества, теперь интенсивно приобретают новые земли. Не только императорские пожалования и покупка, но прямой обман и насилие были источником обогащения византийских монахов, которые не брезговали составлением поддельных грамот и сутяжничали из-за клочков земли.
В патриаршей грамоте, составленной в 1315 г., рассказывается, как монахи одного из афонских монастырей во время тяжбы со своими соседями ворвались в их владения, вырубили оливковые деревья, подожгли строения.
Росло в это время и светское феодальное землевладение. Уже в XIII в. появилось немало независимых правителей, настоящих владетельных князьков. Историки сохранили имена некоторых из них: например, Савва Асиден был независимым правителем в Сампсоне, недалеко от Милета, а Феодор Манкафа — в Филадельфии. В XIV в. большое число крупных и мелких полунезависимых владений существовало в Фессалии. Естественно, что обратной стороной роста крупной феодальной собственности (как светской, так и монастырской) было значительное сокращение государственных доменов и числа государственных париков.
В соответствии с укреплением феодальной собственности все более отчетливо пробивает себе, дорогу новый для Византии принцип — идея раздела империи на патримониальной основе между сыновьями монарха. Уже в конце XIII в. императрица Ирина (Иоланда Монферратская) потребовала от своего мужа Андроника II (1282—1328), сына и преемника Михаила Палеолога, разделить государство между его многочисленными сыновьями. Отказ Андроника, приверженного к традиционной политике византийского самодержавия, вызвал резкий конфликт между супругами. Ирина удалились в Солунь и стала плести тонкую сеть интриги, пытаясь привлечь на свою сторону и византийскую знать и иноземных правителей.
Позднее феодальная знать подняла открытый мятеж против Андроника II, противопоставив престарелому императору его внука Андроника III, который уже в 1325 г. был коронован как соправитель своего деда. За спиной молодого монарха стояли крупнейшие феодалы империи, подобные Кантакузину.
Укрепление феодальной собственности в Византии проявлялось не только в количественном росте поместий монастырей и светских феодалов, но и в увеличении их прав на землю и личность крестьянина. Если в XI—XII вв. феодалы были по преимуществу собственниками определенной квоты государственной ренты, взимаемой с переданных им париков, то теперь они превращаются в собственников (как правило, наследственных) подлинных феодальных вотчин; в XI—XII вв. феодал имел в своих руках определенное количество крестьян — теперь ему принадлежала деревня (или часть деревни) со всеми населяющими ее крестьянами, независимо от их числа; недаром крестьяне именовались теперь «прирожденными париками».
Эта перемена не была простым изменением имени, терминологии: суть дела заключалась в том, что оформлялись новые права, которыми прежде феодалы не обладали. К XIII—XIV вв. феодалы присваивают себе права общины и выступают, словно, от ее имени, в качестве субъектов права предпочтения. То самое право, которое в X в. должно было служить препятствием для роста крупной собственности, теперь оказывается принадлежащим самим феодалам. На основании этого феодалы выступают с притязаниями на выморочный крестьянский надел, т. е. на землю крестьянина, умершего без наследников. Если в X—XI вв. динаты не имели права наследовать крестьянам, то в XIV в. выморочный надел монастырского крестьянина переходил его господину — монастырю.
С конца XIII в. в византийских документах начинает упоминаться так называемый авиотикий — право, присвоенное себе феодалами и несколько напоминающее западноевропейское право «мертвой руки». Авиотикий давал феодалу возможность захватить часть наследства бездетного крестьянина: если крестьянин умирал, не имея детей, вдова получала лишь третью часть его имущества, остальные две трети делили между собой церковь и господин умершего крестьянина.
Расширяется в это время и власть феодала над личностью крестьянина: все более упрочиваются иммунитетные права монастырей и светских феодалов. Значительная часть феодальных поместий, светских и монастырских, была свободна от обложения или по крайней мере могла не платить многие государственные налоги. Уже в XIII в. прониары созывали суд «людей своей пронии», иными словами — вотчинную курию. Грамота, дарованная трапезундскому монастырю Сумела (середина XIV в.), свидетельствует, что парики подлежали монастырскому суду; кроме того, монахам было разрешено собирать из своих париков вооруженные отряды для борьбы с турками.
Расширение прав феодалов на личность крестьянина приводит в конечном итоге к установлению в Византии крепостного права. Мы уже видели, что в XI в. частновладельческие парики могли покидать землю своих господ, хотя феодальная знать пыталась добиться ограничения свободы крестьянского перехода. По-видимому, в Никейской империи еще также не существовало крепостного права: известно, что монахи Лемвийского монастыря (близ. Смирны) обращались к императору со специальной просьбой, когда они хотели вернуть назад своих париков, ушедших в другие деревни. Но на Балканах — возможно, под влиянием крестоносцев — уже в XIII в. свобода крестьянского перехода была ликвидирована. Греческие архонты Пелопоннеса в своем договоре с крестоносцами впервые сформулировали этот принцип в общем виде, заявив, что крестьяне должны оставаться в тех деревнях, где они живут. Здесь уже в поместных описях XIII в. встречается утверждение, что парики должны принадлежать своему господину «до последнего их дыхания». Другая сторона крепостного права освещена в грамоте, выданной гражданам Янины в 1319 г., где указывалось, что никто из них не должен принимать на свою землю чужого парика.
Ухудшение правового положения крестьян было тесно связано с увеличением феодальной ренты. Отработочная рента в XIV в. была небольшой: в одних поместьях она составляла 12 дней в году, в других — один день в неделю, и, по-видимому, оказывалась менее значительной, нежели барщины в сербских и болгарских землях. Византийские крестьяне платили также натуральную ренту — главным образом хлебом и вином; при этом известно, что на протяжении XIV в. были введены некоторые новые натуральные налоги, уплачивавшиеся зерном. Хотя точные расчеты затруднительны, можно оказать, что в платежах византийских крестьян XIV в. преобладала денежная рента. Ее основной частью было подворное, размеры которого определялись не только хозяйственными возможностями крестьянского двора (размер надела, кличество скота), но и чисто средневековым фактором — феодальной традицией, которая по-своему складывалась в различных областях и даже в различных поместьях. При этом, как правило, крестьяне, владевшие меньшим участком, уплачивали относительно более высокую ренту. Размеры подворного не изменялись, существенно на протяжении XI—XIV вв. Однако денежная рента росла в это время, но росла она за счет всевозможных дополнительных платежей. Одним из таких дополнительных платежей был зевгаратикий, который в XI в. взимался в незначительных размерах, а в XIV в. мог достигать 20% всей суммы денежной ренты. Первоначально, по-видимому, зевгаратикий был десятиной с зевтарей, т. е. с воловьих упряжек, однако в XIII—XIV вв. это прежнее значение было забыто, и зевгаратикий взимался независимо от числа волов.
Византийские акты перечисляют многочисленные другие дополнительные поборы: «пастбищное», десятину овец и свиней, десятину пчел, плату за выпас на горных пастбищах и в дубовых рощах, поборы за рыбную ловлю и охоту. В грамотах, относящихся к Морейскому княжеству, т. е. к владениям крестоносных завоевателей, упоминаются разнообразные сборы за пользование -господским прессом для выжимания оливкового масла и господской льномялкой, однако трудно сказать, существовали ли эти поборы только в латинских государствах или они были введены также и на территории, принадлежавшей ромеям. Феодалы взимали судебные пошлины, при этом число их возрастало с течением времени: так, лишь в XIV в. появляется в грамотах «прелюбодейная деньга»; наконец, в пользу феодалов шли в некоторых случаях рыночные пошлины.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +