Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Н. М. Вахтангова


"Беседы о Вахтангове". Записаны X. Н. Херсонским
Издание ВТО, М.-Л., 1940 г.
OCR Detskiysad.Ru

Когда мы впервые встретились с Евгением Богратионовичем, он был в то время гимназистом 7-го класса Владикавказской гимназии. Мы познакомились с ним на репетиции. В гимназии готовили спектакль в пользу недостаточных учеников. На женские роли были приглашены три девушки, среди них я. Ставили „Пробел в жизни" Печорина-Цандера. После спектакля наше знакомство продолжалось. Евгений Богратионович ввел меня в кружок „Арзамас", состоявший из гимназистов и гимназисток. Кружок считался конспиративным. Мы занимались в нем самообразованием. Читали „Капитал" Маркса, „Политическую экономию" Железнова.
Увлекались Львом Толстым и Горьким. Тогда как раз вышел из печати „Буревестник", „Двадцать шесть и одна". По рукам ходили номера „Колокола" Герцена и ленинской „Искры", подпольные брошюры. Вскоре я была направлена кружком в воскресную школу заниматься со взрослыми.
Летом 1902 года Евгений Богратионович впервые самостоятельно ставил спектакль. Гимназисты и гимназистки играли чеховские водевили „Предложение" и „Медведь". Представление было дано на подмостках во дворе одного дома. Следующий гимназический Спектакль состоялся в январе 1903 года — „На хлебах из милости", комедия Виктора Крылова, где мы опять были заняты вместе.
— Евгений Богратионович хотел по окончании гимназии уехать учиться в Москву?
— Да, но, когда он окончил гимназию, отец послал его в Ригу для поступления в политехнический институт. Москва пугала старика, и он думал, что вдали от столицы его сын больше займется учением.
— Как сложились у Евгения Богратионовича годы студенческой жизни?
— По приезде в Ригу Евгений Богратионович не столько занимался подготовкой к конкурсным экзаменам, сколько увлекся драматическим кружком, в котором сейчас же стал работать и выступил в двух спектаклях подряд: „На хуторе" Гнедича (спектакль состоялся 27 июля 1903 года в Мариенбауме) и в „Тяжкой доле" (в Риге 31 июля). Впоследствии на программе второго спектакля Евгений Богратионович сделал надпись: „Советую вам, Евгений Богратионович, никогда роли любовников не играть".
Не выдержав экзаменов, он уехал в Москву, где поступил на естественный факультет Московского университета. На естественном факультете он пробыл недолго и в эту же зиму перешел на юридический. В Москве Евгений Богратионович поселился в квартире, которая сдавалась студентам. Случайно все они оказались из Вязьмы. Вскоре Евгений Богратионович с ними подружился настолько, что вскоре очутился в Вязьме у них в гостях, где устраивал вечер в традиционный студенческий Татьянин день.
Евгений Богратионович часто приезжал во Владикавказ. В начале 1904 года на рождественских каникулах во Владикавказском собрании им была поставлена комедия „Летние грезы". Вахтангов исполнял роль петербургского чиновника Хлюстина. Тогда же была поставлена комедия Мясницкого „Ни минуты покоя", в которой Евгений Богратионович играл роль Василия — лакея доктора. В спектакле «Ни минуты покоя" под девичьей фамилией Байцурова участвовала и я, как и во многих других любительских спектаклях до поступления Евгения Богратионовича на профессиональную сцену.
В 1904 году среди московского студенчества нарастало революционное движение. Это выражалось в организации всевозможных кружков и в выступлениях, носивших открытый общественный характер, вплоть до студенческих забастовок. В апреле университет был закрыт, и Евгений Богратионович снова уехал во Владикавказ, к отцу. Отец предложил ему работать в конторе на его табачной фабрике, но сын держал себя всегда вдали от отца, от фабрики и отказался, хотя самочувствие у него было очень подавленное от того, что он не работал. Он надеялся на работу в драматическом кружке.
15 августа 1904 года Вахтангов поставил драму Гауптмана „Праздник примирения". Спектакль состоялся в г. Грозном в исполнении все того же студенческого кружка. Пьеса шла под названием „Больные люди".
... Мы находим уцелевшую в альбоме Евгения Богратионовича программу этого спектакля. На ней напечатана цитата из Лессинга: „Во всякой трагедии они находят действие лишь там, где любовник падает к ногам, они не хотят признавать того, что всякая внутренняя борьба страстей, всякая смена мыслей, уничтожающих одна другую, есть тоже действие. Может быть, это происходит от того, что они мыслят и чувствуют слишком автоматически, не отдавая себе отчета в своей духовной деятельности. Серьезно возражать таким людям — труд бесполезный" (рассуждения о фабуле...).
Надежда Михайловна вспоминает:
— В этой постановке сказались уже театральные впечатления, вынесенные Евгением Богратионовичем из Москвы, в особенности от Художественного театра, о чем говорят и самый выбор пьесы и стремление добиться в актерском ансамбле психологической правды и тщательной художественной отделки.
Зимой 1904—1905 года Евгений Богратионович вновь жил в Москве среди тех же вязьмичей, с которыми он встретился в первый год своей жизни в столице. В 1904 году я тоже приехала в Москву, где поступила на Высшие женские курсы, сначала на естественный факультет, затем перешла на историко-филологическое отделение.
12 января 1905 года на рождественские каникулы Евгений Богратионович поставил в Вязьме в пользу нуждавшихся студентов комедию Отто Эрнста „Педагоги" („Воспитатель Флаксман") и сам играл роль Юргена Генриха Флаксмана, старшего учителя народной школы. Спектакль этот был организован смоленско-вяземским землячеством московских студентов. Евгений Богратионович начал принимать активное участие во всей работе этого землячества. Летом того же года он опять был во Владикавказе.
Осенью 1905 года мы с Евгением Богратионовичем уехали уже вместе в Москву, а в октябре повенчались. Для того чтобы совершить этот обряд, нам нужно было еще выполнить и другие церковные обрядности, а так как мы с ним отстали от церкви, то этот день оказался для нас очень хлопотным. До 10 часов утра мы должны были исповедаться и причаститься, чтобы вечером быть повенчанными.
Желая отметить этот день чем-нибудь приятным для нас, мы пошли на дневной спектакль Художественного театра. Шла „Чайка". После театра мы были в церкви.
На мою патриархальную семью произвело потрясающее впечатление, что я венчалась в простом английском костюме и все было очень скромно, как обычно у студентов и курсисток. Нам нужно было пойти на этот обряд потому, что Евгений Богратионович был связан с семьей, и моя семья также меня к этому обязывала. Но Евгений Богратионович не сразу сообщил домой, что он женился. В следующем своем деловом письме к отцу он сообщил об этом между прочим, как о своем личном деле.
Из письма моей матери мы узнали, что Богратион Сергеевич был возмущен нашим браком и проклял сына, так как бедная невестка была, по его мнению, неподходящей парой. С сентября по март старик Вахтангов прекратил даже посылку денег сыну. Но в марте пришла телеграмма, в которой Богратион Сергеевич писал: „Прощаю, благословляю и жду вашего приезда домой".
Мы весной приехали во Владикавказ и остановились в семье Вахтанговых. Приняли нас там очень сдержанно. Я уступила просьбе Евгения Богратионовича остановиться в его семье, чтобы не осложнять еще больше их натянутых отношений. Мы чувствовали себя стесненными. Богратион Сергеевич тут же предложил мне работать на фабрике, писать на машинке, и положил оклад 10 руб. в месяц. Старик считал достаточным, что меня кормят и содержат, а жалованье пойдет на „булавки". Отец просил сына тоже работать на фабрике, но Евгении Богратионович от этого отказался и тихонько от отца и семьи стал опять организовывать свой драматический кружок.
Так мы прожили лето 1906 года.
Богратиону Сергеевичу было особенно обидно, что спектакли его сына шли в цирке, который находился как раз напротив фабрики. Отец знал, что Евгений Богратионович приглашает на эти спектакли рабочих и раздает им бесплатные билеты...
В альбоме Евгения Богратионовича сохранились следующие программы поставленных им в 1906 году спектаклей:
29 июня в городском театре во Владикавказе в пользу общественной библиотеке поставлена пьеса Тимковского „Сильные и слабые". Евгений Богратионович играет роль Георгия — помощника присяжного поверенного. Надежда Михайловна — уже под фамилией Вахтангова — играет роль его сестры Риммы.
20 июля 1906 года во Владикавказе в зале Ремесленного собрания концерт в пользу бедных семей. Во втором отделении идет лирическая драма в одном акте Майкова „Три смерти". Действие происходит во времена Нерона. Вахтангов играет Люция — эпикурейца.
В этом же году владикавказское студенческое общество на усиление своего фонда устраивает два концерта с танцами, конфетти, цветами и почтой. Евгений Богратионович исполняет соло на мандолине. Во втором концерте им поставлена комедия с пением и танцами „Каморра".
6 августа 1906 года в цирке-театре идет „Казнь" Ге. Вахтангов играет Викентия Львовича.
25 августа 1906 года в Собрании приказчиков состоялся спектакль „Благодетели человечества" — драма Филиппи. Евгений Богратионович играет роль доктора Эдуарда Мартиуса. На программе его рукой написано: „Хотелось уйти со сцены — до того мерзко играли. Эту же пьесу поставили в Сычевке, да не так".
Надежда Михайловна рассказывает:
— Хотя, как видите, на каждой программе наверху стоит: „С дозволения начальства", и спектакли и концерты пользуются в городе успехом, отец . Евгения Богратионовича на них не бывает, и домой мы возвращаемся всегда, как виноватые. С отцом мы встречаемся только за обедом. Обеды проходят в полном молчании, или старик упрекает, что все сидят на его шее. В августе нам нужно уезжать в Москву. С большим страхом мы говорим, что еду и я. Отец очень удивлен и предлагает мне остаться во Владикавказе работать у него. Он говорит, что мне больше учиться не нужно. Происходит объяснение — и я уезжаю из этой семьи навсегда.
Когда мы вернулись во Владикавказ на рождественские каникулы, то поехали прямо к моей матери, что для Вахтангова-отца явилось большой неожиданностью и оскорбило его. С этого времени мы становимся только редкими гостями в его доме.
— В Москве Евгений Богратионович посещал университет?
— Да, но занят он был больше театром.
От этого времени сохранилась программа: „Театр Романова" (так называемая „Романовка" на Малой Бронной), концертный зал собрания служащих кредитных учреждений. В пользу профессионального общества садовников. Драматическою труппою студентов Московского университета поставлены будут „Дачники", пьеса М. Горького. Евгений Богратионович играет Власа, а роль Суслова исполняет Б. М. Сушкевич. С этого времени началось их знакомство, продолжавшееся в течение всей жизни Евгения Богратионовича. На программе же рукой Вахтангова впоследствии приписано: „Свистели достаточно много".
Надежда Михайловна продолжает:
— В декабре 1906 года мы поехали на рождественские каникулы во Владикавказ, а 1 января 1907 года у нас родился сын. Мы назвали его Сергеем. Старик Вахтангов очень надеялся, что рождение сына изменит наши отношения с дедом. Впервые он приехал в дом моей матери на крестины внука. Крестины были обставлены очень торжественно, старик был взволнован, и расстались мы как бы в хороших отношениях, но в дом к нему не переехали.
Отец давал сыну деньги только на его жизнь в Москве для продолжения учения. По окончании каникул Евгений Богратионович уехал в Москву. Я осталась жить во Владикавказе, в доме своей матери. Встретились мы с мужем только в мае, когда он приехал на лето. Я работала в нотариальной конторе и давала частные уроки, делала переводы с французского для местной газеты. Жила совершенно самостоятельно. Иногда у Евгения Богратионовича появлялись надежды получить какой-то заработок от его постановок, но большинство спектаклей не только не приносило никаких доходов, но заканчивалось убыточно для их организаторов.
Я снова перелистываю альбом, раскрытый Надеждой Михайловной:
26 февраля 1907 г. в г. Клину Е. Б. Вахтангов участвует в постановке пьесы Юшкевича „В городе" под режиссерством В. Трубецкого. Евгений Богратионович играет роль Гланка. На сохранившейся программе надпись его рукой: „Сбор полный (около двухсот), хороший спектакль, было много слез и восторгов". В этом же спектакле Б. М. Сушкевич играет отца Гланка.
24 апреля 1907 года в г. Вязьме Е. Б. Вахтангов ставит драму „Вечная любовь" Германа Фабера и играет роль Фридриха Фюринга.
24 июня 1907 года в помещении владикавказского коммерческого клуба музыкально-драматическим кружком поставлен спектакль „Отметка в поведении", „трагедия одного ученика", в четырех действиях Швайера. Вахтангов исполнил роль гимназиста Феликса. Надежда Михайловна вспоминает, что он хорошо играл эту роль. Драматический конфликт пьесы близок к отношениям, сложившимся в доме Евгения Богратионовича.
29 июля 1907 года в том же помещении и тем же кружком с участием режиссера Молчанова и артистки Бауэр поставлена комедия В. Протопопова „Рабыни веселья". Вахтангов играет роль Шмулевича.
31 июля 1907 года там же состоялся юбилейный спектакль, составленный из пьес: „Слушай, Израиль", драма Дымова, и „Что такое любовь", одноактная оперетта. Вахтангов играет роль Эндмана в пьесе „Слушай, Израиль".
22 октября 1907 года в общественном собрании г. Клина были поставлены пьесы: „Искры пожара", драматический этюд в одном действии Григория Ге, с участием Б. М. Сушкевича, и комедия в 3 действиях „В бегах Ростокина и Преображенского, в которой Вахтангов играл роль Ладнева.
— В этом же году, — рассказывает Надежда Михайловна, — он часто пишет во владикавказской газете „Терек" небольшие статьи об искусстве, литературные фельетоны, очерки и рецензии.
Все это время я жила во Владикавказе. Я делала взносы на курсы для того, чтобы не порвать с ними. Я надеялась, что на следующий год я поеду в Москву. Но материальное положение наше нисколько не изменилось, и я должна была остаться во Владикавказе ради сына. Я только наездами бывала в Москве. Евгений Богратионович видел своего сына только тогда, когда бывал на каникулах во Владикавказе. Так продолжалось до 1911 года, когда Евгений Богратионович был принят в МХАТ и получил определенный заработок.
После поступления Евгения Богратионовича в драматическую школу Адашева отец, как вы знаете, порвал с ним всякие отношения. С этого года начинается профессиональная театральная деятельность Евгения Богратионовича. Живем мы очень скромно. Отдельной квартиры мы иметь не могли, приходилось снимать комнаты, что всегда было неудобно. Впервые мы получили квартиру в связи с организацией студенческой драматической студии, из которой впоследствии вырос театр имени Вахтангова. Первое время участники этой студии занимались с Евгением Богратионовичем в студенческих комнатах, кочуя по всей Москве. Окрепнув, студия сняла этаж из пяти комнат в Мансуровском переулке, предоставив две комнаты Евгению Богратионовичу для его семьи.
Евгений Богратионович свое детство помнил всегда суровым и поэтому сыну своему хотел дать все, чего сам был лишен. Когда Сережа стал подрастать, Евгений Богратионович особенно много обращал внимания на его художественное воспитание. Первый спектакль, который он показал Сереже, был „Синяя птица" в Художественном театре. Евгений Богратионович играл роль Сахара. Позже это были — „Конек-Горбунок", „Сверчок на печи", „Борис Годунов" с участием Шаляпина и симфонические концерты.
— Евгений Богратионович любил музыку?
— В Москве, когда он был студентом, он не пропускал ни одного выдающегося концерта. Студенты ходили главным образом на утренние генеральные репетиции концертов. В свободное время Евгений Богратионович часто играл на мандолине под аккомпанемент рояля. У нас в доме всегда была музыка. После Евгения Богратионовича осталась целая библиотека нот. Это все серьезные музыкальные произведения.
Мы возвращаемся к альбому собранных Вахтанговым театральных программ.
За время с 1908 года до поступления в труппу Художественного театра в 1911 году Вахтангов поставил очень много спектаклей силами любителей. Тут все чаще встречаются имена начинающих актеров, многие из которых выросли потом в профессиональных артистов. К этому периоду относятся: „Забава" Артура Шницлера, много раз поставленная Вахтанговым с участием В. Гондатти, Вахтангова, Сушкевича; „Калхас" („Лебединая песня") А. Чехова с участием Вахтангова и Сушкевича; концерты с участием Л. И. Дейкун, Н. В. Петрова и Вахтангова; „На дне" (Вахтангов играет роль Барона, подражая Качалову), сцена из „Женитьбы" Гоголя (Вахтангов играет Степана), сцены из „Мертвых душ" (Вахтангов играет Плюшкина), „Зиночка" Недолина, „Грех" Дагны Пшибышевской (Вахтангов играет Леонида), „Дядя Ваня" А. Чехова (Вахтангов играет Астрова, подражая исполнению К. С. Станиславского), „У царских врат" Кн. Гамсуна (Вахтангов — Ивар Карено — подражает В. И. Качалову).
Наряду с серьезными драматическими пьесами Вахтангов любил ставить водевили и веселые „кабаре", в которых был очень изобретателен.
Наши беседы с Надеждой Михайловной на этом не кончаются. Мы встречаемся еще и еще раз в кабинете Евгения Богратионовича, где постоянно теперь сумерки. На полу, покрытом ковром, не слышно шума шагов. В шкафу его книги. На столе, на стенах фотографии, собранные после его смерти. Надежда Михайловна негромко рассказывает о многих днях его жизни. О трудовой коммуне А. Сулержицкого на берегу Черного моря. О том, как Евгений Богратионович воспитывал сына и отгонял от него все, что могло напоминать переживания его собственного печального детства и отрочества. О друзьях-артистах. О постоянной напряженной работе Вахтангова.
— Он всегда был молодым, очень молодым. Весна была его любимым временем года. И нельзя иначе как весной жизни назвать то состояние, какое он вызывал вокруг себя.
Надежда Михайловна вспоминает:
— В 1919 году мы провели лето в Шишкееве, Пензенской губ. Евгений Богратионович приехал туда со Второй студией МХАТа готовить „Сказку об Иване-дураке" Толстого. Туда же приехала и Мансуровская студия.
По утрам репетировали, а вечером все собирались у Евгения Богратионовича, и шли беседы. По воскресеньям отдых проводили торжественно. Это называлось: „Великосветский прием". Целую неделю мы ходили босые, в сарафанах, а в воскресенье все собирались к нам в пять часов к чаю и должны были приходить в своих лучших туалетах и каждый со своей чашкой. Мы жили на площади против церкви, в доме священника. С нашей террасы было видно, как со всех концов идут к нам „гости". Моя мать пекла пироги. После чая выходили на крылечко, и Евгений Богратионович устраивал бега. На крылечке мы открывали тотализатор и ставили на бегунов. После играли в горелки. В наши игры втягивались шишкеевские девушки и парни. Гулянье продолжалось до поздней ночи. В одно из воскресений мы со своего крылечка увидели, как у церкви собирался сход. На этом сходе, оказывается, поднимался вопрос, как выжить актеров из деревни, потому что мы развращаем нашими гулянками молодежь. Тогда Евгений Богратионович поставил спектакль. Была приглашена вся деревня. После этого отношения резко изменились. Даже старики приходили на наши игры. Когда мы уезжали, нас провожали, как друзей.
Надежда Михайловна говорит о последних днях Вахтангова:
— 13 февраля 1922 года Евгений Богратионович в последний раз играл в Первой студии в „Потопе" совершенно больным. После этого был созван консилиум врачей. Было выяснено, что Вахтангов безнадежно болен и жить ему осталось недолго. Решили, что он должен лежать дома и нужно обставить его последние дни возможно лучше. Решили ничего ему об этом не говорить, хотели не говорить и мне. Но был доктор, наш друг, который предупредил меня. Евгений Богратионович вскоре заболел воспалением легких и совсем слег. Шли последние репетиции „Турандот". В жару, с высокой температурой он выезжал на репетиции. В последний день, когда Вахтангов был в студии, он позвонил мне, что останется там ночевать, так как репетиция кончалась в четыре часа утра. До девяти я ждала его дома. Потом вышла навстречу и в переулке встретила сани с Евгением Богратионовичем. С тех пор он больше не вставал.
27 февраля Евгению Богратионовичу было особенно худо, но он потребовал, чтобы я непременно пошла на спектакль „Принцессы Турандот". Когда читали письмо Евгения Богратионовича, обращенное к его учителям, ученикам и товарищам, весь зал рыдал. К. С. Станиславский в антракте ездил к Евгению Богратионовичу. Той же ночью пришлось вызвать врача, так как Евгению Богратионовичу стало плохо из-за болезненных явлений в области сердца. Уходя, врач сказал: „Кризис миновал. Как жаль, что Евгений Богратионович не умер сегодня, потому что начинаются его ужасные мученья". Так и случилось. Воспаление легких прошло, но продолжалась его основная болезнь. Он переживал ужасные муки, но просил не нарушать домашнего режима. Проф. В. Н. Виноградов больше других завоевал его внимание и любовь, так как он сумел убедить Евгения Богратионовича в том, что он должен поправиться. Евгения Богратионовича беспокоило, если ходили на цыпочках, если говорили тише, а В. Н. Виноградов учитывал психику больного,— он шел бодрыми, крепкими шагами. Вахтангов говорил: „Это врач!".
Чтобы Вахтангов не заметил, что режим в доме все-таки наступил новый, нашей приемной стала кухня. Ход в квартиру мы открыли по черной лестнице. Все собрания наши и разговоры происходили на кухне. Там был народ весь день и всю ночь. В те дни шли спектакли „Турандот" и „Гадибук". После каждого спектакля участники — Захава, Котлубай, Завадский, Миронов, Шихматов — приходили к нам. Из „Габимы" приходили непременно Цемах, Ровина, Элиас. От Первой студии среди дня после репетиций всегда бывал Б. М. Сушкевич. Евгений Богратионович не подозревал, что около него плачут женщины и рыдают мужчины.
Евгений Богратионович просил перевести его из кабинета, где ему было тоскливо, в наши комнаты. Его устроили в столовой, — окно выходило на улицу, было больше света. Вахтангов очень следил за тем чтобы самому быть всегда нарядным. Он никогда во время болезни не был не брит.
Была весна, ему носили цветы, и вся обстановка вокруг него была праздничной.
Евгений Богратионович каждый вечер с нетерпением ждал окончания спектакля. Во время антрактов ему звонили, как идет спектакль, а после приходили к нему. Он всю жизнь был очень гостеприимен и теперь, больной, любил устраивать возле себя чай. В комнате у него стоял стол с подарками, которые ему приносили. Здесь были и цветы, и фрукты, и конфеты, и вино. Евгений Богратионович любил во время чая сказать: „А ну-ка, дай что-нибудь с нашего царского стола".
Самым большим страданием для Евгения Богратионовича в этот период болезни было то, что он не репетирует своей роли в „Михаиле архангеле" (ее репетировал Чехов). Евгений Богратионович очень интересовался репетициями и хитрил с Н. Н. Бромлей, чтобы затянуть их на сентябрь и не выпускать этого спектакля в мае. Он надеялся, что в сентябре сам сыграет. Но 24 мая состоялась генеральная репетиция. Евгений Богратионович потребовал, чтобы я поехала и искренно ему рассказала, понравился ли мне Чехов или не понравился.
После 24 мая Вахтангов стал чувствовать себя все хуже и хуже, ему уже изменяла память, ему было трудно говорить, но все-таки он требовал, чтобы его лечили. Бывали моменты, когда он говорил: „Ведь меня не лечат", и, чтобы создать иллюзию, что его лечат, к нему ездили врачи разных специальностей. Константин Сергеевич прислал к нему хирурга Федорова, он приезжал два раза, чтобы сказать: „Немножко поправитесь — и я вам сам сделаю операцию, и вы будете здоровы". Герцен говорил: „Хотите, я вам сейчас сделаю операцию?", но тут сам Евгений Богратионович помогал ему и говорил: „Нет, я слаб сейчас для операции. Дайте поправлюсь". Больше десяти врачей посещало его.
29 мая утром я заметила, что Евгений Богратионович слабеет. В семь часов я позвонила в театр Б. Е. Захава и сказала, что Евгению Богратионовичу очень плохо. Пришли Захава, Мансурова, Орочко, Миронов, Котлубай, Некрасова и многие другие. Потихоньку, незаметно, один за другим, входили в комнату Евгения Богратионовича. Ближние садились на кресла, дальние стояли за креслами и у стен. Собралось человек тридцать.
Евгений Богратионович умирал, окруженный своими учениками.
На другой день в два часа приехал Константин Сергеевич.
А на следующий — Евгения Богратионовича хоронили. Гроб с его телом ученики и товарищи несли на руках от студии до Новодевичьего кладбища.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +