Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Старшеклассники пишут о современной советской поэзии


"Творческие сочинения в старших классах", под ред. Н. В. Колокольцева
Изд-во «Просвещение», М., 1966 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Введение в старших классах уроков внеклассного чтения современной советской литературы открывает перед словесником возможность проводить сочинения, основанные на самостоятельной оценке произведений, не входящих в программу. Интерес в этом отношении представляют, в частности, классные сочинения-миниатюры, посвященные анализу произведений современной советской поэзии.
Эти сочинения являются подлинно творческими, потому что они, как правило, оригинальны, являются результатом самостоятельного анализа художественного текста. Они свидетельствуют и об усвоении учащимися ряда важнейших теоретико-литературных понятий. Основываясь на материале современной поэзии, отражающей нашу действительность, эти сочинения при соответствующем отборе стихотворных текстов дают возможность заострить внимание учащихся на важнейших морально-этических проблемах, без которых не мыслится воспитание нового человека.
В течение ряда лет на уроках, посвященных изучению поэзии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, мы формировали у учащихся понятие о композиции художественного произведения как средстве выражения его идейного содержания, о роли изобразительных и выразительных средств языка в раскрытии мыслей и чувств автора. При ответах и при выполнении письменных работ, связанных с анализом стихотворений уже изученных поэтов, обращалось внимание школьников на умение оперировать литературоведческой терминологией. Нельзя было, предостерегая учащихся от формализма в разборе поэтического произведения, не обратить внимания на то, что анализ средств художественной выразительности стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова в школьном учебнике отрывается от раскрытия идейного содержания, сводится к перечислению метафор, эпитетов, сравнений. В XI классе при повторении творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова ученики знакомились с отрывками из статей литературоведов, анализирующих стихотворения поэтов. Сопоставлялся анализ одного и того же стихотворения различными авторами.
Так, анализ И. Андрониковым стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» в статье, напечатанной в журнале «Юность», 1964, № 10, сравнивался с анализом этого же стихотворения в статье В. Турбина и И. Логинова «Эпиграф неведомых творений», помещенной в «Учительской газете» 14 октября 1964 года. При этом указывалось, что авторы обеих статей не стремятся «разобрать по косточкам» все произведение, а выделяют важнейший из компонентов, играющий роль в раскрытии идейного содержания. Учащихся заинтересовал в этих статьях своеобразный анализ изобразительных средств, рисующих особенность пейзажа в стихотворении «Родина».
Если И. Андроников обращает внимание на необычное употребление эпитета безбрежный, относящегося вопреки традиции не к слову рек, а к слову лесов, то В. Турбин и И. Логинов подчеркивают «маринистский» характер эпитетов, употребляемых М. Ю. Лермонтовым, и универсальность пейзажа в стихотворении «Родина».
Подготовке учащихся к самостоятельному анализу незнакомого стихотворного текста способствовало раскрытие лутей создания поэтического образа, роли ассоциаций в этом процессе и связи поэтического образа с эпохой. Этот разговор о секретах мастерства поэта состоялся на одном из уроков внеклассного чтения, посвященном знакомству с современной советской поэзией.
Чтению стихотворений, заранее выученных учащимися, предшествовала вступительная беседа о мастерстве поэта, в которой использовались высказывания самих поэтов о поэтическом творчестве. Вначале мы остановились на способности поэта видеть значительное в будничных фактах, о чем в стихотворении советского поэта К. Ваншенкина «Властители дум» образно сказано: «Художник видит вдруг то, что не видел шедший рядом».
Затем отметили, вспомнив слова В. В. Маяковского, уподоблявшего поэзию добыче радия, способность истинно талантливого поэта находить не только нужные слова, наиболее точно и ярко выражающие его мысли, но и такие средства выражения, которыми до него не пользовались поэты, ибо, как сказал поэт Н. Асеев, «повторные средства выражения мысли становятся непригодными потому, что они ослабляют мысль, делая ее созданной по образцу», а «ослабленность выражения мысли делает мысль бездейственной».
Было также отмечено, что активную работу мысли читателя вызывают и обычные слова, но, звучащие необычно, о чем метко сказал поэт Д. Самойлов в стихотворении «Слова»:
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны:
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны,
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
Упражнения, названные лингвистом А. Пешковским стилистическим экспериментом, помогли учащимся оценить силу выразительности слов поэта. Школьники с увлечением отыскивали пропущенные нами при чтении ряда стихотворений советских поэтов эпитеты и сравнения. Особенно они были поражены выразительностью сравнений.
Чтобы наглядно представить роль ассоциаций в создании поэтического образа, мы обратились к стихотворению В. Солоухина «Очаг», которому присуща острая политическая окраска. Первоначальное значение слова очаг, связанное с представлением о теплоте, о домашнем уюте и спокойствии, ассоциируется у поэта с позднейшими значениями, которые приобрело это слово: «очаги тбц», «очаги радиации». Веем своим существом протестуя против развязывания новой войны, поэт с болью восклицает:
Как жестоко испорчено слово «очаг»,
Теплота,
Доброта очага позабыта!
А знакомство со стихотворением Леонида Мартынова «Тень телевизорной антенны», образно раскрывающим стремительный бег времени, огромные изменения в жизни и сознании народа, наглядно показало не только роль ассоциаций в создании поэтического образа, но и обусловленность образных средств, употребляемых поэтом определенной эпохи:
Тень
Телевизорной
Антенны,
Похожая на букву «Т»,
Легла на мраморные стены,
Напоминая о кресте.
Но
Не о том
Кресте соборном
У Бауманского метро,
А — древнем, трехконечном, черном,
Как в шкуру вросшее тавро.
Известно
Из литературы,
Да и понятно без нее,
Что могут
Древние фигуры
Менять значение свое.
И дни придут,
И кто-то снова,
Увидев вещь, как буква «Т»,
Но назначения иного,
Припомнят уж не о кресте.
Но
О другом изобретенье
Давным-давно минувших дней —
О телевизорной
Антенне
И всем, что делалось под ней!
Систематическая подготовка учащихся к классному самостоятельному анализу незнакомого текста не исключала перед заданием самостоятельного анализа одного из стихотворений. В процессе этой беседы были сформулированы основные требования, предъявляемые к анализу стихотворного произведения. В этой беседе, систематизировавшей основные теоретико-литературные понятия, ранее усвоенные учащимися, внимание класса было обращено на то, что при анализе поэтического произведения необходимо остановиться лишь на важнейших компонентах, играющих наибольшую роль в раскрытии его идейного содержания. Кроме того, говорилось, что, анализируя стихотворение, следует указать, какие мысли и чувства пробуждает в читателе поэзия. С интересом было воспринято предложение после чтения стихотворения представить картины, нарисованные поэтом.
Какие же стихотворения были предложены учащимся XI класса для анализа? Для формирования у учащихся понятия о прекрасном в жизни и в искусстве выбор стихотворений определялся его связью с темой красоты мирной жизни и созидательного труда, человеческих отношений и родной природы, с темой значения искусства в жизни общества.
Известно, что чтение стихотворного произведения служит источником эстетического наслаждения, если оно ассоциируется с конкретными жизненными представлениями и опытом читателя, если оно вызывает так называемые сопереживания. При распределении текстов для выполнения задания учитывалась читательская подготовленность, эстетические представления, вкусы и взгляды учащихся. Так, старшеклассникам, увлекающимся математикой, физикой, кибернетикой, было предложено стихотворение Вл. Лившица «Кибернетика». Ученице, пишущей стихи, рекомендовалось стихотворение Вл. Федорова «Слова-дрова», а самому серьезному и зрелому юноше — стихотворение Л. Яшина «Ужель по смерти суждено мне это...», связанное с раздумьем о любви,- смерти и бессмертии.
Работа выполнялась с большим интересом, совершенно самостоятельно, в течение одного урока. С поставленной задачей почти все срравились. Так, например, своеобразно определив жанр стихотворения Фазиля Искандера «Соль», ученица четко, логично и вместе с тем взволнованно раскрыла его идейнее содержание через анализ композиции и эмоциональный характер сравнений. Вот это стихотворение:

Соль

Я знаю соль... Я понял соли цену.
Живая кровь вязка и солона.
Где жизнь творится — соль там неизменна.
Но понимать ее учила нас война.
Нежданно соль в тот год исчезла в лавках,
И обнажилась истина одна.
Запомнилось: когда за солью давка,
Грозит война или идет война.
Значенья раньше ей не придавали.
Что соль?! На год хватило бы кулька...
Ее в пакетиках на рынке продавали
Дороже хлеба, водки, табака.
Я вспоминаю пастухов смятенье,
Коров мычащих, блеющих овец.
Они лизали белые каменья,
Как до войны лизали лизунец.
Потом, поймав ноздрями воздух влажный,
Чащобы пробивая головой,
Спускались к морю.
Гул стоял протяжный
Валило стадо на соленый водопой...
Конец войне. Да помянут живые
Великих мертвецов моей страны!
Целую мать, узнавшую впервые.
Что слезы счастья тоже солоны.
Я видел пахаря. По круче шел и шел он —
Живое воплощение труда.
И сохла соль на лбу его тяжелом
И на плечах, землистых, как руда.
Он стряхивал рукой ее небрежно.
Он шел за плугом по сырой земле.
И та же соль в солонке белоснежна
Блестит прохладно на обеденном столе.

«Я знаю соль... Я понял соли цену...»— так начинает свое стихотворение Ф. Искандер,— пишет ученица. Это целый рассказ о соли. Рассказ, полный раздумья. Скорее ода соли. Повествование о соли и является темой произведения:
Где жизнь творится — соль там неизменна.
Но понимать ее учила нас война.
Автор рассказывает: как началась война — сразу исчезла в лавках соль. Война... Сколько страшного в этом слове. Сразу меняется все, даже мелочи, которым не придавали значения:
Что соль?! На год хватило бы кулька...
Автор ставит многоточие, а затем пишет: «Ее в пакетиках на рынке продавали дороже хлеба, водки, табака». А дальше он вписывает ревущие, мечущиеся стада коров, овец, «пастухов смятенье». Все страдал» от недостатка соли. Автор показывает, какие бедствия таит в себе война. И именно в этом, т. е. в протесте против войны, заключается идея произведения. Раскрытию этой идеи подчинена и его композиция. Стихотворение состоит из двух частей. В первой рассказывается о соли, такой, какая она была ве время войны: «Дороже хлеба, водки, табака». Поэт сравнивает ее с кровью: «Живая кровь вязка и солона». Во второй части он рассказывает о матери, «узнавшей впервые, что слезы счастья тоже солоны», о пахаре, на лбу и плечах которого сохнет соль. Здесь уже нет сравнений с кровью, нет тревожной настроенности, здесь «соль в солонке белоснежна блестит прохладно на обеденном столе». В первой части соль — горе, во второй части — счастье для людей.

Своеобразно было воспринято каждым из трех учащихся стихотворение С. Смирнова «К звездам»:

Ты посмотри, какая красота!
Вечерний снег мерцает еле-еле.
Поляна лунным светом залита
Вокруг немой заиндевелой ели.
А ель во всем величии своем
Стоит среди нетоптаного снега
И конусообразным острием
Устремлена к несметным звездам неба.
И кажется, вот-вот раздастся гром,
И дерево стремительное это
Покинет свой лесной ракетодром
И устремится в небо, как ракета.
Во власти предотлетной тишины
Березы белоствольные застыли,
А легкий иней, весь в лучах луны,
Летит, летит, подобно звездной пыли.

За описанием красоты русской зимы учащиеся увидели выражение мыслей автора о величии советского народа, покорившего космос. Интересно, как каждый из трех учащихся определил своеобразно идею стихотворения. Приводим выдержки из этих сочинений. Один ученик, например, пишет:

Стихотворение это написано в форме обращения. Автор обращается к нам, к своим современникам. Конусообразное острие ели вызывает у поэта определенные ассоциации. И вот ель уже сравнивается с космическим кораблем, готовым в любую минуту стартовать к звездам.
Идея стихотворения — тесная связь поэта с дейетвительностью.
Поэт, вероятно, хотел сказать, что наше время, время радио и ракетной техники, накладывает свой отпечаток и на поэзию...

Ученица высказывает мысль, что «в стихотворении отражена мечта человечества познать тайны космоса. Эта мечта раскрывается в самом названии стихотворения — «К звездам». Несколько прямолинейно выражает идею стихотворения другая ученица:

Смирнов говорит, что вся природа стремится вверх, к звездам. Человек тоже не должен сидеть на месте, довольствуясь достигнутым. Человек должен стремиться к большему, вверх. Такова идея произведения. Эпитеты «лунным светом поляна озарена», «стремительное дерево», «предотлетная тишина», а также сравнения «поляна — лесной ракетодром», «дерево — ракета», «иней — звездная пыль» помогают увидеть природу во всем величии и красоте, подобно человеку, стремящемуся вверх.

В ряде сочинений говорилось об ассоциациях, возникающих при чтении стихотворений, характеризовался внутренний мир лирического героя. Среди таких работ можно назвать сочинение, посвященное анализу стихотворения Л. Яшина «Ужель по смерти суждено мне это...»:

Ужель по смерти суждено мне это:
Стать воздухом, огнем, водой, звездою, светом!
Коль так, то пусть я буду воздух твой.
Чтоб без меня дышать ты не могла бы,
Огнем, чтоб согревать тебя, друг мой,
Лучом, чтоб обходила ты ухабы,
Глотком воды, чтобы в тебя войти;
Звездой, тебе сияющей в пути.
Умру,— пусть будет так, как я хочу;
Вздохнешь — я воздух, я к тебе лечу.
Зажжешь огонь,— тебя я согреваю,
Захочешь пить,— я жажду утолю,
Посмотришь в небо,— это я сияю, -
Все потому, что я тебя люблю.

В стихотворении Льва Яшина звучат мысли о двух совершенно разных понятиях — о любви и о смерти. Рассуждения о смерти, ожидающей рано или поздно каждого человека, не часто встречаются в нашей оптимистической поэзии. Поэт думает о том, что будет с ним после того, как он умрет, и одновременно говорит о своей чистой и возвышенной любви, о готовности стать для любимой всем тем, что поддерживает человеческую жизнь. Из стихотворения видно, что герой, не задумываясь, отдал бы свою жизнь за любимую девушку. Это любовь не эгоиста, а честного, хорошего человека. И если он умрет, то любимая будет помнить о нем, глядя на небо, огонь и воду...
При разборе сочинений ставилась цель: сочетать общеобразовательные задачи с воспитательными. Надо было построить урок так, чтобы учащиеся не только увидели недостатки и положительные стороны своих сочинений, но чтобы школьников взволновали проблемы, связанные с восприятием красоты окружающей нас действительности, не на материале одного стихотворения, а на ряде стихотворений, которые анализировал весь класс.
В связи с этим возник вопрос о таком построении урока, когда чтение стихотворения вслух сменялось чтением двух-трех сочинений, посвященных анализу этого стихотворения. Сочинения сравнивались, отмечалось их своеобразие, достоинства, недостатки. Устанавливая последовательность чтения стихотворений и сочинений, посвященных их анализу, мы исходили из поисков такой внутренней логики построения урока, которая помогла бы связать проблемы, поставленные авторами различных по содержанию и жанрам стихотворений. Поэтому вначале было прочитано стихотворение Вл. Лившица «Кибернетика» и стихотворение Вл. Федорова «Слова-дрова». Перед учащимися встали вопросы о роли поэзии в обществе, о сложности поэтического труда, о настоящей поэзии, об основных темах в творчестве современных советских поэтов.
Романтика труда раскрывалась в стихотворениях, присланных читателями «Комсомольской правды» на конкурс, проводимый под девизом «Наш современник»:
Проблема внутренней и внешней красоты человека была раскрыта учащимися и при чтении стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Красота человеческих отношений, проявляющаяся в любви, предстала перед учащимися при чтении стихотворения Л. Яшина «Ужель по смерти суждено мне это...». Затем было прочитано стихотворение С. Смирнова «К звездам», раскрывающее своеобразное восприятие красоты природы человеком, живущим в эпоху покорения космоса.
После чтения стихотворения учащиеся оценивали сочинения, посвященные ему. Интересно прошло путем сравнения обсуждение сочинения двух учеников о стихотворении Вл. Лившица «Кибернетика» (шутка):

Рисует мне порой воображенье
Большую электронную машину,
Вольфрам и никель. Бронзу и стекло.
В нее поэт закладывает темы:
«Весна», «Любовь», «Закат над Волгой», «Ревность»...
Включаются контакты, раздается
Басовое шмелиное гуденье,
И тотчас возникает на бумаге
Единственно возможные слева.
А сам поэт
В удобной спецодежде
Лишь изредка подвичивает клеммы
Да деловито протирает замшей
И без того сверкающий металл,
Чтоб вечером, в кругу своих собратьев.
Сказать, сдувая с толстой кружки пену:
— Сегодня поработалось на славу!
За смену выдал сорок тысяч строк!..
Видать, не за горами это время,
Поскольку и сегодня есть поэты.
Столь схожие с машиной электронной,
Что поневоле оторопь берет...
Но думается мне, что и тогда,
В протонно-электронном этом Завтра,
Найдутся чудаки, что будут рьяно
Выкапывать у дряхлых букинистов
Старинные кустарные стихи.
В этом стихотворении Лившиц рассказывает, как работает электронно-счетная машина на литературном поприще. Для чего он это делает? Есть у нас поэты, которые пишут стихи ради количества. Зачастую в этих стихах нет глубокого содержания. Они пишутся на любую тему и по любому поводу:
— Сегодня поработалось на славу!
За смену выдал сорок тысяч строк!—
так работает машина. Но поэты, о которых я говорил выше, отстают от машин. Ведь машина работает быстрее. Сейчас установлено, что если в машину ввести тысячи букв и других знаков, то машина, поработав годик-другой, выдаст все, что было написано на земле с самого начала существования жизни на ней, и все, что еще будет написано в будущем. Однако это не говорит о сверхъестественном таланте машины. Ведь все дельное, что она напишет, будет составлять миллионные доли процента от всего написанного. Остальное - сплошная бессмыслица.
Машина может работать там, где не нужна душа (последней в машине, конечно, нет).
Но я, кажется, слишком увлекся. Надо ближе к делу. По-моему, Владимир Лившиц очень удачно сравнил «чудаков»-поэтов с электронно-счетной машиной. В машину заложили тему — она выдала кучу стихов на эту тему. В них можно среди бессмыслицы найти нечто похожее на стихи поэтов, «столь схожих с машиной электронной».

Вот второе сочинение об этом стихотворении:

Это — небольшое стихотворение-шутка. Но за шутливым изображением будущего поэтов скрыто глубокое содержание. Оно поражает необычайной полемичностью. Кажется, поэт переносит нас в будущее, но это только прием, которым он пользуется. Да и зачем машина, когда многие современные поэты вполне могут с ними конкурировать? Это, конечно, при известной натренированности рук и (немного) головы. «Выдавая за смену» горы пустых, бессодержательных стихов, они навесят огромный вред обществу. Многие люди еще принимают эти «произведения» за новое искусство, отравляясь этими стихами, казалось бы, совершенно безвредными. Владимир Лившиц удачно использовал шутку, чтобы высмеять этих поэтов. Для сатирического заострения темы он использовал технические термины. Он рисует сложнейшую «поэтическую машину», призванную заменить «старинные кустарные стихи» древних поэтов. Но никогда машина не эаменит человека. Самая «умная» машина — всего лишь только машина.

Сравнивая сочинения, можно сделать вывод, что оба ученика верно понимают идейное содержание стихотворения. Но если первый, демонстрируя некоторую осведомленность в области ряда достижений кибернетики, больше рассуждает но поводу того, что пишет Вл. Лившиц, то второй, свободно оперируя литературоведческой терминологией, прежде всего отмечает особенности жанра стихотворения и художественных приемов, подчиняющихся раскрытию идейного содержания.
Подводя итоги, мы должны отметить, что большинство учащихся в своих сочинениях анализировали стихотворения в единстве содержания и формы. Правда, были учащиеся, которые подменяли анализ стихотворения пересказом его содержания. Требуя самостоятельного выявления недостатков таких сочинений, мы тем самым еще раз акцентировали внимание на требованиях, предъявляемых к анализу поэтических произведений в единстве содержания и формы.
Результаты домашнего сочинения свидетельствовали о возросшей у старшеклассников глубине понимания поэзии, осмыслений прочитанного. Особенно интересным оказалось сочинение, посвященное стихотворению В. Шефнера «Гордыня»:

Над пустотою, нависая криво,
Вцепясь корнями в трещины камней,
Стоит сосна у самого обрыва,
Не зная, что стоять недолго ей.
Ее давно держать устали корни,
Не знающие отдыха и сна,
Но с наждым годом круче и упорней
Вверх, наискось все тянется она.
Уже и зверь гордячки сторонится,
Идет в обход, смертельный чуя страх,
Уже предусмотрительные птицы
Покинули гнездо в ее ветвях.
Стоит она, беды не понимая,
На сумрачной, обветренной скале...
Ей чудится — она одна прямая,
А все иное — криво на земле.

Вероятно, многие видели деревья, растущие на краю обрыва. Разные мысли пробуждает вид дерева, наперекор всему тянущегося вверх. Поставленное в тяжелые условия, дерево продолжает жить, упорно стремится выпрямиться, стать вровень со всеми. Вадим Шефнер пишет о сосне, стоящей у обрыва: «Ее давно держать устали корни, не знающие отдыха и сна, но с каждым годом круче и упорней вверх, наискось все тянется она». Пожалуй, так она и будет расти под углом ко всему окружающему, гордо держа голову. Это послужило темой для стихотворения. Название стихотворения — «Гордыня» — перекликается с последними строками: «Ей чудится — она одна прямая, а все иное — криво на земле». Этим в форме распространенной метафоры автор говорит о людях, ставящих себя правофланговыми, по которым должны равняться другие, о людях, которые, несмотря на все предупреждения, продолжают жить по-своему, «наискось»:
Уже и зверь гордячки сторонится,
Идет в обход, смертельный чуя страх,
Уже предусмотрительные птицы
Покинули гнездо в ее ветвях.
Очень хорошая идея и, кажется, хорошо выражена при помощи олицетворения. Но стоило ли автору привлекать для этой цели сосну? По-моему, эту хорошую идею нужно было выразить другим путем. Образ сосны явно неудачный. Когда, запрокинув голову, смотришь вверх на упорно стоящее дерево, бросившее вызов всем, кто говорит о бесполезности такого существования, о смерти, рождаются ли мысли о гордыне дерева? Неужели в том, что дерево, отстаивая свое право на жизнь, цепляется корнями за обломки скалы, вот-вот готовые сорваться вниз, растет, безнадежно тянется прямо к солнцу, неужели в том видно стремление противопоставить себя миру? Нет! Это скорее говорит о могучей животворной силе природы, рождает мысли об огромной воле людей, выживающих в самых невыносимых условиях. Летчик Маресьев, Николай Островский, Прокофий Нектов — вот люди, нашедшие в себе волю выжить и силы, чтобы продолжать делать полезное. И так ли уж бесполезна и никому не нужна сосна, как изобразил автор? Разве не усыпает она каждый год землю семенами, давая начало жизни новым, быть может, прекрасным деревьям? Они попадут в лучшие условия и принесут много пользы и радости всему живому, населяющему наш мир. Очень жаль, что автор, хорошо владеющий языком, в стремления во что бы то ни стало выразить свою идею, не разглядел всего этого.

Верно определив тему и идею стихотворения, ученица высказала мнение о несоответствии в нем формы содержанию. Доказывая свою правоту, она опирается на те литературные и жизненные ассоциации, которые вызывает вид дерева, растущего на краю обрыва, и с ней трудно не согласиться.
Подобная работа оказалась вполне под силу учащимся старших классов. Она потребовала активности воображения и мышления, умения применить на практике сформировавшиеся теоретико-литературные понятия, вызвала интерес к поэзии и способствовала развитию умения отличать подлинную поэзию от подделки под нее. Вместе с тем нельзя не отметить, что выбор стихотворений, их анализ и коллективное обсуждение помогли учащимся понять, в чем проявляется красота окружающей нас действительности — красота мирной жизни и созидательного труда, красота человеческих отношений, красота родной природы.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +