Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Общество «Земля и воля» и польское восстание


С. Н. Драницын, "Польское восстание 1863 года и его классовая сущность"
Гос. соц.-экономич. изд-во, Л., 1937 г.
OCR Detskiysad.Ru

Тайное общество «Земля и воля», образовавшееся в кругу лиц, близких Чернышевскому, оформилось приблизительно в августе 1862 года. Во главе его стоял строго конспиративный «Русский центральный народный комитет», с которым и завязал сношения Польский центральный национальный комитет. (2)
Вопреки мнению Пантелеева, утверждавшего, что русский офицер Потебня «отдаленно принадлежал к обществу «Земля и воля», если не считать его случайной помощи в
-----------------------------
2. Козьмин, «Земля и воля», Б. С. Э., т. 26.
-----------------------------
устройстве побега некоторых поляков», А. А. Слепцов утверждает, что Потебня создал в Варшаве офицерскую группу «Земля и воля», насчитывавшую до 200 членов. Из записки петербургского генерал-губернатора Суворова узнаем, что, в связи с революционным движением в Польше, начали появляться в Петербурге прокламации «Земли и воли» и «Свободы», которые были полицией захвачены и переданы в III отделение, причем прокламация «Свобода» была выпущена на бумаге разных цветов, носила голубую печать и, как оказалось, отпечатана была за границей. Далее записка говорит, что «в зале Руадзе, во время чтения лекций проф. Костомарова происходили шумные сцены(!), в коих участвовали студенты с молодыми офицерами военных академий и гражданскими лицами, кои вели разговоры в либеральном духе. В связи с этим было донесено, что в военных академиях офицеры начали принимать участие в положении (?) революционных польских партий, так как там находилась большая часть офицеров из польских уроженцев, приятели и товарищи Сераковского». (1) На известную связь революционного движения в Польше с обществом «Земля и воля» указывают следующие факты, упоминаемые в той же записке кн. Суворова: «Показались в Петербурге квитанции Народного жонда с печатью в получении денег, жертвуемых на восстание. Оказалось, что эти квитанции выходили от инженерных офицеров Юндзилло, Рудомина и Янишевского, кои были арестованы и преданы суду. По доносу участвовавшего в восстании б. студента петербургского университета Олтаржевского, выяснилось, что Юндзилло был самым главным распорядителем польской революционной партии в Петербурге и что он (Юндзилло) покупал и пересылал в Царство Польское оружие через посредство художника Антона Жанкевича, у которого находятся в известном ему, Олтаржевскому, ящике счета на забранное имущество, и поименовал лиц, помогавших революции: братья Маркевичевы, Андрей Фортюков, Рождественский, Евгений Печаткин, Александр Штукенбург, Малиновский др.». Упомянутые в этом списке лица принадлежали к рус-
--------------------------
1. Записка о распоряжениях А. А. Суворова во время политических беспорядков 60-х годов, ЛОЦИА.
--------------------------
ской революционной организации «Земля и воля». Комитеты «Земли и воли» были образованы во многих городах России. Из дела офицеров гусарского Белозерского полка Столпакова и Белозерского видно, что оба эти офицера, принадлежа к этому обществу, проживали в г. Короче Курской губ. и вели переписку со служащими г. Чернигова: оператором врачебной управы — Носом и васильковским уездным землемером Андрущенковым. По доносу сослуживца по полку — поручика Герасимова, Столпакову и Белозерскому предъявлено было обвинение на суде, что они считали действия русского правительства по отношению к полякам неправильными... «Затем Белозерский,— доносит Герасимов, — дал ему воззвание к русскому народу: на воззвании была наложена печать с подписью «Русский центральный народный комитет» и «Земля и воля», — и много рассказывал ему о целях и средствах этого общества». (1) Произведенным затем расследованием было обнаружено проживание у доктора Носа Андрущенки, у которого были найдены воззвания «Земли и воли». Последний был вынужден признать, что он дал Белозерскому стихотворение «Долго нас помещики душили» и воззвание «Свобода».
Однако, несмотря на всяческое сочувствие польскому восстанию, повидимому, в обществе «Земля и воля» не было единодушия и соответствующей моменту силы и значения. Так героической вспышкой окончился так называемый «Казанский заговор» 1863 года. Этот эпизод находится прежде всего в тесной, непосредственной связи с польским восстанием 1863 года и является во всяком случае, хотя и побочным, но «вспомогательным» актом самого восстания. (2)
По свидетельству Пантелеева, в центральном комитете «Земли и воли» состоялись в конце ноября 1862 года два свидания с делегатами Польского центрального комитета. «На первом из них Падлевский заявил: восстание в Польше, если только правительство не отменит набора, неминуемо: вспыхнет (по времени выходило месяца через два). На вопрос Падлевского, могут ли поляки рассчитывать на
--------------------------
1. «Былое» № 9, 1906, стр. 43—44.
2. «Голос Минувшего» № 6, 1913, Статья Ершова «Казанский заговор 1863 г.», стр. 199 и др.
--------------------------
какую-либо помощь со стороны русской революционной партии последовал нерешительный ответ». Во-первых, категорическое заявление Падлевского, что восстание вспыхнет в самом непродолжительном времени, произвело на рассказчика и его товарищей по комитету ошеломляющее и удручающее впечатление, «ибо нам казалось, говорит он, что поляки идут на верную гибель. Во-вторых, какую же помощь мы можем оказать им? Никакой: у нас нет ни малейших средств сделать в их пользу хотя бы самую незначительную диверсию. Надо быть честным, нельзя подавать какие-либо призрачные надежды людям, идущим на смерть. Так говорило большинство в комитете, и такой ответ решено было дать, объяснивши, что «Земля и воля» находится еще в периоде подготовительного собирания сил и их организации». (1)
В свою очередь, и члены землевольческого комитета задали вопрос, который живо интересовал тогда русскую радикальную и народническую интеллигенцию: как смотрит Польский центральный комитет на будущее Литвы и Юго-западного края? На этот вопрос Падлевский ответил в том же духе, в каком писал Центральный комитет Герцену, т. е. что «по освобождении этих провинций, их населению немедленно будет предоставлено право, путем плебисцита, самому решить: желает ли оно соединиться с Польшей или каким другим способом устроить свою судьбу». (2) Русский центральный комитет просил отсрочки восстания, но польский делегат заявил вполне резонно, что никто не в силах остановить неминуемый взрыв; между тем общество «Земля и воля» в этой отсрочке видело успех дела, так как ждал о повсеместного крестьянского восстания вследствие недовольства реформою 1861 года, а эти волнения и бунты, ожидавшиеся в 1864 году, могли бы содействовать успеху польского восстания.
Однако землевольческий центральный комитет проявил известную активность во время восстания. Так, 2 марта, в годовщину вступления на трон Александра II, по всему Петербургу, Москве и другим городам (что видно также из дела Столпакова и Белозерского), а также
---------------------------
1. Паптелеев Л. Ф., Из воспоминаний прошлого, СПБ. 1905, стр. 297.
2. Там же, стр. 298.
---------------------------
и по городам Царства Польского, было распространено воззвание с печатью «Земля и воля». Воззвание было озаглавлено: «К русским офицерам и солдатам». От имени русского народа воззвание призывало офицеров и солдат, сражавшихся в Польше, чтобы они бросили свои знамена и обратили оружие против «царского деспотизма и чиновничества», на которых исключительно падает вина за кровь, которая теперь льется в Польше. (1)
Кроме того, в Царстве Польском и Литве в огромном количестве было распространено другое воззвание с подписью «Санкт-Петербург», озаглавленное «Русские воины», где было сказано: «Помните, что польское дело это есть ваше дело и что от свободы Польши зависит ваша свобода».
После ознакомления с делами III отделения можно говорить о тесной связи русского революционного движения с польским. В письме к царю митрополит Филарет сообщает, что ему была представлена прокламация Mepoславского о способах подготовления и начатия восстания. «Высокопреосвященный» доносчик получил сведения от тайного агента, отставного поручика Балашевича, действовавшего под фамилией «графа Альберта Потоцкого». Со слов последнего, Филарет предупреждает царя о распространении направленных в пользу Польши идей не только в московском, но и в киевском, харьковском и казанском университетах. (2) Особая следственная комиссия в своем докладе говорит, что «в Зайчневском, сколько можно судить из его бумаг и данных по делу ответов, встречаются странные противоположности: он добрый сын и вместе с тем своими выходками причинил семейству много горя; точный математик и верящий на слово разноречивым учениям социалистов; русский патриот и в то же время поборник отделения Польши». (3)
Зайчневский вел с крестьянами разговор о несправедливости «Положения» о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, о несправедливости поземельной собственности и выражал мысль о безрассудстве восстания без
-----------------------------
1. Dzieje 1863 roku, t. II, стр. 397.
2. Герцен, Соч., т. XI, стр. 172. Собрание отзывов и мнений митр. Филарета, т. V, стр. 68. См. Письма Маркса Балашевичу, т. XXVI, стр. 182, 183.
3. Герцен, Соч., т. XI, стр. 178.
-----------------------------
оружия. Кроме того, он после панихиды, бывшей в Москве по убитым в Варшаве, произнес речь на паперти в пользу отделения Польши и помощи полякам. Сам Зайчневский подтвердил в Комиссии, что «речь была произнесена по случаю происшедшей манифестации в Варшаве, окончившейся, вследствие вмешательства русских войск, убийством польских патриотов. Составлена была мною и заключала в себе выражение сочувствия к идее, руководившей и в настоящее время руководящей поляков. Я сказал в ней еще, что наступило время доказать всем, что правительство и образованное, развитое меньшинство различно, что это последнее сочувствует самостоятельности Польши, первое же идет против нее». (1)
Правильно ли категорическое отрицание Пантелеевым прикосновенности к казанскому заговору общества «Земля и воля»? По мнению Пантелеева, «поляки старались привлечь к казанскому делу русскую молодежь, ссылаясь на то, что оно идет от «Земли и воли», но лица, к которым они обращались, хотя до известной степени сами принадлежали к «Земле и воле», ответили, однако, отказом». (2)
Так называемый «Казанский заговор» является чисто польским предприятием, задуманным польскими революционерами. Цель этого заговора состояла в том, чтобы посредством распространения подложного царского манифеста вызвать восстание среди крестьян в поволжских губерниях, где Положение 19 февраля 1861 г. вызывало острое недовольство крестьянства. Душою казанского дела был польский эмигрант Кеневич, который, по поручению польского революционного комитета, связался в феврале 1863 года с членом общества «Земля и воля» М. Черняком, слушателем академии генерального штаба. Заговор был раскрыт, вследствие предательства студента казанского университета Глассона. Согласно Пантелееву, попытка распространить по Волге ложный манифест (3) и тем поднять крестьянское восстание была устроена поляками совершенно самостоятельно, не только без малейшего участия комитета «Земли и воли», но даже в секрете
-----------------------------
1. Там же.
2. Пантелеев, назв. соч., изд. «Академия», 1935, стр. 295.
3. Герцен, Соч., т. XVI, стр. 333—334. (Текст манифеста.)
-----------------------------
от него. (1) Критикуя это мнение Пантелеева, М. К. Лемке, в свою очередь, также не дает прямого ответа на поставленный вопрос, а напротив, усложняет и даже затемняет эту интересную страницу в истории русско-польских отношений и революционного движения. (2)
Материалы следственных комиссий — виленской и казанской, — действовавших независимо одна от другой, свидетельствуют скорее о правильности точки зрения Пантелеева, тем более, что показания, данные Черняком, говорят о связи польского революционного движения с русским и, в частности, с обществом «Земля и воля», а не о связи последнего с казанским заговором.
При вторичном допросе в виленской комиссии 27 июля 1864 года Черняк на вопрос, принимал ли он участие в «казанском заговоре», ответил следующее: «Познакомившись с Кеневичем, как я уже показал, в феврале 1863 года, я согласился принять участие в польском восстании. Между прочими доводами в пользу этого восстания Кеневич сообщил мне, что он, по поручению Жонда народового, имел свидание с членом русского революционного общества «Земля и воля». Член этот сделал ему надежду, что многие солдаты и офицеры русские перейдут в ряды повстанцев, и что летом, быть может, вспыхнет восстание в южных губерниях России. В конце февраля Кеневич опять виделся со мною и сообщил мне, что он убедился в том, что тенденции общества «Земля и воля» состоят в том, чтобы путем пропаганды письменной и словесной, работая хотя бы десятки лет, распространить во всем народе русском непоколебимое убеждение в необходимости ниспровержения настоящего порядка вещей, и тогда одною всеобщею волею без кровопролития будет достигнута цель общества». Далее Черняк подчеркивает в своем показании то положение, что «русское революционное общество, очевидно, не намерено сделать вооруженного восстания. Но Кеневич, считая возмущение на юге России весьма важным подспорьем для польского восстания, задумал сам, независимо от русских революционеров, устроить это дело. План его был следующий: основываясь на том, что Приволжье было
----------------------------
1. Пантелеев, назв. соч., изд. «Академия», стр. 293,
2. Герцен, Соч., т. XVI, стр. 337.
----------------------------
не раз театром народных смут, и что даже в последнее время народ там ждет какой-то золотой грамоты и вообще недоволен настоящим порядком вещей, что и заявил несколькими местными беспорядками, то стоит только распространить там ложный манифест, дающий самые широкие права крестьянам, с изъяснением, что чиновники и дворяне не допускают приведения в действие сего манифеста, и поднимется весь приволжский народ. Это дело он задумал вести так, как будто бы делалось русскими революционерами. Кеневич дал мне инструкцию, что в Казани я должен был узнать через Иваницкого, нет ли какого-нибудь революционного общества. Если таковое есть, то стараться непременно получить свидание с несколькими членами, объявить им, что в обществе «Земля и воля» произошло разделение, а именно, что значительное большинство, во главе которого стоит Бакунин, только что пробравшийся в Россию, находит настоящее время, когда войска будут отвлечены на запад по случаю польского дела, весьма удобным для произведения восстания в России, что я один из агентов этого общества» (в удостоверение того, что он будто бы явился агентом «Земли и воли», Черняк получил от Кеневича рекомендательное письмо на имя предъявителя к русским революционерам с подписью Бакунина). «А так как время дорого и терять его на подготовление народа к восстанию было бы теперь неуместно, то партия радикальная решилась прибегнуть к последнему средству, пользуясь напряженным ожиданием крестьян какой-то особой воли, распространить между народом ложный царский манифест, удостоверяющий все ожидания крестьян, и произвесть таким образом восстание... Сообщив Иваницкому о плане Кеневича, я спросил его, не знает ли он о каком-нибудь революционном обществе в Казани; он мне ответил, что действительно в Казани есть много молодых людей с революционным направлением, которые знают о существовании общества «Земля и воля» в С.-Петербурге, но, кажется, непосредственных сообщений с оным не имеют; кроме того, есть несколько человек поляков, которых он надеется убедить принять участие в этом деле, а потому приезд мой к нему будет небесполезен».
Из дальнейших показаний Черняка видно, что «казанские члены революционного общества были согласны на произведение восстания в Казани и в окрестностях, но только, как средство возбуждения народа, будут употреблять не предполагаемые манифесты, а свои прокламации в социальном духе». «Для образчика, — показывает Черняк, — мне была прочитана одна из таких прокламаций на простонародном наречии, в которой говорилось весьма пространно, что бог сотворил всех людей равными, что земля есть достояние всего общества, а не отдельных лиц, и т. п., что все сии природные права уничтожены сильными мира сего, а потому силою их нужно возвратить».
Показания Черняка в виленской комиссии совпадают в основном с показаниями студентов казанского университета, причем и в докладной записке этой комиссии нет данных для того, чтобы можно было утверждать участие или какую-нибудь связь центрального комитета «Земли и воли» с казанским делом. Отсутствие этой последней связи не дает никаких оснований к отрицанию взаимоотношений между обществом «Земля и воля» и революционным жондом. П. Л. Лавров, критикуя навет на русскую революционную демократию одного польского литератора-шовиниста, что «все партии России ненавидят Польшу», заявляет последнему, что «он не мог не знать, что все произведения партии, группировавшейся около Герцена, проникнуты самым глубоким сочувствием к польскому движению. Автор статьи не мог не знать, что деятели «Земли и воли» в начале 60-х годов были в самой тесной связи с польскими революционерами; он не мог не знать, что были русские, которые бились в рядах польских повстанцев в 1863 году». (1)
Процесс «Великоруссцев» со всей ясностью обнаружил связь общества «Земля и воля» с польским освободительным движением, так как в состав «Земли и воли» вошли многие, принадлежавшие к обществу «Великоруссцев». Конечно, как и «Земля и воля», этот кружок не представлял собою чего-то единого, монолитного. Его программа была выражением интересов развивающейся буржуазии, заинтересованной «в отмене крепостнических отношений, в создании конституции и освобождении Польши». (2) Поэтому не без
---------------------------
1. Лавров П. Л., Соч., т. III, изд. Об-ва политкаторжан, стр. 374.
2. «Былое» № 7, 1905, стр. 82, 98.
---------------------------
основания виленская следственная комиссия в своей записке, составленной Гогелем, говорит о полонофильски настроенных «великоруссцах» и достаточно ярко характеризует роль революционных мелкобуржуазных кружков тогдашней России. Эта записка приводит следующую цитату из № 2 «Великорусса» (1861 г.): «Крестьяне еще не организовались для общего восстания, эпохою которого будет лето 1863 года..., русские должны требовать безусловного освобождения Польши. Поляки не удовольствуются ничем, кроме полной отдельности от нас. Мы должны вовсе уйти из Польши. Если мы не сделаем этого сами, поляки все-таки освободятся; они ждут только первого случая, чтобы восстать поголовно...».
«Великорусс» был слишком высокого мнения о единстве национально-освободительного движения в Польше, поэтому очень курьезными являются рассуждения о том, что «нам не удастся подавить их теперь, как при Паскевиче, потому что теперь в Польше нет внутреннего раздора, которому тогда мы были обязаны торжеством». «Великорусс» требует вывода русских войск из Царства Польского и из «всех земель, где масса народа или говорит по-польски или привязана к прежней униатской вере, потому что во всех этих местах народ имеет, если не имя поляков, то польский дух (!!?)». (1)
Эта же записка Гогеля сообщает, что «к приезду Падлевского в Петербург там уже существовали отдельные «кружки», которые под влиянием поденщиков польской справы — Герцена, Огарева и К° составили несколько тайных обществ: великоруссов, южноруссов, «Земля и воля» и, подстрекаемые этими поденщиками, общества эти, направляемые поляками, поставили себе целью распространять социалистические учения и путем революции ниспровергнуть существующий порядок в государстве». Ближайшей задачей была пропаганда в сельском населении идеи, что земля составляет собственность всего народа, и возбуждение крестьян против землевладельцев, дворянства и вообще против власти. (2) Преувеличивая влияние польских революционеров на русские тайные общества, цити-
---------------------------
1. Знаки восклицания ставит автор записки.
2. Архив кн. Долгорукова, № 22.
---------------------------
рованная записка правильно отмечает связь между польским и русским мелкобуржуазными движениями. Таким образом (и это важно всячески подчеркнуть) польское национальное движение, в лице своих революционно-демократических элементов, было всемерно поддержано вождями русской революционной демократии. А ряд членов русской революционной организации «Земля и воля» принял активное участие в польском движении и пошел за это на каторгу и смерть. Этими фактами полностью опровергается утверждение националистических буржуазных историков, что весь русский народ без различия классов и политической ориентации был враждебен польскому освободительному движению. Однако, будучи по своему составу и содержанию своей деятельности преимущественно мелкобуржуазной организацией, общество «Земля и воля» совершенно не было связано с рабочим движением и не разрешило даже вопроса о будущем политическом строе России. Также и в вопросе «освобождения Польши» оно не сумело предпринять ни одного решительного шага в организации крестьянского повстанческого движения в России, которое могло бы отвлечь часть русской армии от подавления польского восстания.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +