Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Что такое опера (продолжение)


А. Соловцов, "Книга о русской опере"
Изд-во "Молодая гвардия", М., 1960 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Совместное пение нескольких персонажей, или вокальный ансамбль, очень часто встречается в операх. Ансамбли имеют разные названия в зависимости от числа участников. Ансамбль двух голосов называется дуэтом (пример: дуэт Лизы и Германа в шестой картине «Пиковой дамы»); ансамбль трех голосов — трио или терцетом (трио Грязного, Бомелия и Любаши в первом акте «Царской невесты»); ансамбль четырех голосов носит название квартета (только что упомянутый квартет в «Евгении Онегине»). Дуэты, трио и квартеты — весьма распространенные виды вокального ансамбля. Значительно реже встречаются ансамбли для пяти участников — квинтеты (квинтет «Мне страшно» Германа, Лизы, графини, Елецкого и Томского в первой картине «Пиковой дамы»). Еще реже оперные композиторы пишут ансамбли для шести (секстет), семи (септет) и большего числа голосов.
Почему форма ансамбля, явно немыслимая в драматической пьесе, прочно вошла в оперу? Дело опять-таки в музыкальной природе оперы. Вокальный ансамбль не имеет ничего общего с нестройным говором нескольких человек. Вокальный ансамбль — музыкальное произведение. Такое же музыкальное произведение, как ансамбль инструментальный. Кстати сказать, инструментальные ансамбли носят те же названия: трио, квартет и т. д. (все знают, например, грио «Памяти великого артиста» Чайковского). Создавая вокальный ансамбль, композитор располагает разнородными средствами музыкального искусства. Именно музыка дает возможность композитору сохранить в ансамбле индивидуальный облик каждого участника.
В первой картине «Пиковой дамы» происходит встреча Германа и князя Елецкого. Душевное состояние их очень различно: Елецкий счастлив — он женится на любимой девушке, Герман страдает — непреодолимые препятствия стоят между ним и Лизой. Голоса Германа и Елецкого сливаются в дуэте. Это великолепный и цельный по музыке ансамбль, и вместе с тем как не похожи страстные жалобы Германа («Несчастный день, тебя я проклинаю») на спокойно-радостную, размеренную речь князя («Счастливый день, тебя благословляю»).
В этом дуэте музыка подчеркивает контрастность чувств, контрастность обликов Германа и Елецкого. Таких ансамблей, где каждый его участник выражает свои чувства, высказывает свои мысли, не похожие на чувства и мысли других участников, очень много в операх. Но не меньше и ансамблей другого типа, когда действующие лица охвачены одним общим чувством. Таков, например, дуэт Лизы и Германа (в шестой картине «Пиковой дамы»). Им кажется, что для них настали, наконец, дни счастья. Они произносят одни и те же слова («О да, миновали страданья»), в обеих партиях развивается одна и та же мелодия. Человеку, впервые слушающему оперу, сначала может показаться, что ансамбль и хор — это одна и та же вокальная форма: ведь и ансамбль и хор — совместное пение. На самом деле это формы хотя и близкие, но все-таки разные. В ансамбле участвует несколько действующих лиц оперы, а хор (точнее, участники хора) — своего рода коллективное действующее лицо. Это ясно уже из названий хоров: хор крестьян в «Евгении Онегине», хор гусляров в «Снегурочке», хор мальчиков в «Пиковой даме», хор дружины в «Садко» и т. д. Хоры занимают важное место п оперной драматургии, особенно в драматургии русской классической оперы.
Мы знаем, что опера — это театральное произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют. Однако в операх есть сцены, иногда очень большие, где действующие лица и не говорят и не поют. Что же они делают? Танцуют. Во многие оперы входят танцевальные (иначе — балетные) сцены. Напомним несколько общеизвестных: «Польские танцы» в «Иване Сусанине», «Восточные танцы» в «Руслане и Людмиле», «Вальс» в «Евгении Онегине», «Пляски персидок» в «Хованщине», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре». Как и в балетных спектаклях, танцы исполняются с сопровождением оркестра. Иногда к оркестру присоединяется пение, но тогда поет хор, а танцуют балетные артисты.
Вполне понятно, что танцы в опере имеют гораздо меньшее значение, чем в балете, где артист «лишен слова», а выразительные средства его ограничены танцевальными движениями, жестами и мимикой. Например, пользуясь лишь этими средствами (и, конечно, помощью музыки, исполняемой оркестром), Одетта «рассказывает» Зигфриду о заколдовавшем ее злом волшебнике. А этот рассказ имеет очень важное значение в развитии сюжета «Лебединого озера» — одного из балетов Чайковского.
В опере сюжет развивается, понятно, не в балетных сценах. Танцы в опере — это именно танцы, пляски, которые вводятся большей частью для обрисовки быта. В оперной драматургии танцевальные сцены занимают второстепенное место. Но по музыкальной ценности многие танцевальные оперные эпизоды не уступают лучшим вокальным сценам. Недаром в симфонический репертуар вошли и «Половецкие пляски», и «Пляски персидок», и «Восточные танцы», и ряд других танцевальных сцен из опер. До сих пор мы говорили о действующих лицах оперы, находящихся на сцене. Поговорим теперь об очень важном «действующем лице», которого мы не видим на сцене. Это оркестр, расположенный, как мы знаем, в особом помещении перед сценой. Возможно, что некоторые читатели нам возразят: какое же это действующее лицо? Действуют персонажи оперы: они радуются и страдают, любят и ненавидят, совершают те или иные поступки, побеждают или гибнут и т. д. и т. п. А оркестр просто аккомпанирует певцам. Он нужен постольку, поскольку в опере не говорят, а поют.
Конечно, оркестр — это не персонаж оперы, носящий имя и фамилию. Но роль оркестра в опере настолько велика, что его можно рассматривать как своего рода «действующее лицо», хотя бы и в кавычках.
Начнем с «простого аккомпанемента певцам».
Вспомним очень известный оперный отрывок — балладу Томского «Однажды в Версале». Томский рассказывает приятелям о тайне трех «верных» карт, которую старая графиня в годы своей молодости узнала в Париже от графа Сен-Жермена.
Через всю балладу, нарастая от куплета к куплету, проходит ощущение чего-то таинственного, страшного, предвещающего несчастье. В наиболее драматическом последнем куплете быстро взлетающие пассажи оркестра говорят и о трагических событиях, которые повлечет за собой рассказ Томского, и о душевном смятении Германа, слушающего рассказ; в то же время эти пассажи предвещают готовую разразиться грозу. Здесь, в балладе Томского, оркестр отнюдь не «просто аккомпанирует» певцу, а создает ощущение назревающей драмы, то есть является активным участником действия. Активным, но не самостоятельным. Оркестр не столько действует, сколько содействует артисту, помогает ему создать сценический образ. Кроме того, оркестр как бы «рисует в звуках» ту обстановку, в которой происходит событие.
В некоторых оперных сценах оркестру отведена иная, более самостоятельная роль.
Третий акт «Царской невесты». Горница в доме Собакиных. Скоро должна состояться свадьба Марфы, дочери Собакиных, и Ивана Лыкова. Жениха и невесту поздравляют, пьют за их здоровье. Вино наливает Григорий Грязной. Незаметно для окружающих он всыпает в чарку Марфы порошок.
В развитии драмы это очень важный момент. Давно любящий Марфу Григорий хочет «приворожить» девушку; он думает, что порошок, который выпила Марфа, — это «приворотное зелье», полученное им от знахаря Бомелия. На самом деле Григорий дал Марфе другой порошок. Любаша, любовница Грязного, подменила невинное «приворотное зелье» медленно действующим ядом, который она получила от того же Бомелия.
Никто из присутствующих на сцене, не исключая и Григория, не подозревает, что с этого момента Марфа обречена, что ей суждена длительная болезнь и мучительная смерть. Продолжается спокойный разговор. И только оркестр говорит слушателю, что произошло значительное и трагическое событие. Настойчиво повторяется в оркестре короткая зловещая мелодия — тема Бомелия — на фоне мрачно-тревожного аккорда.
Наконец нужно сказать, что оркестр иногда оказывается единственным «действующим лицом». Мы имеем в виду чисто оркестровые, симфонические эпизоды оперы. Это прежде всего увертюра (о ней уже упоминалось в начале главы). Увертюра дает представление о характере оперы, она «вводит» слушателя в круг событий, которые произойдут на сцене. В увертюре обычно развиваются некоторые из основных тем оперы. Например, в увертюре к «Псковитянке» Римского-Корсакова три темы, три контрастных музыкальных образа. Один — мрачно-величавая тема Грозного; второй — тема вожака псковской «вольницы» Михаилы Тучи, его горячего обращения к псковичам с призывом бороться за древнюю вольность псковскую; третий — женственно-мягкая мелодия юной псковитянки Ольги. Господствуют в увертюре мужественные темы Грозного и Тучи, создавая полную драматизма картину ожесточенной борьбы.
Более скромные задачи композиторы ставят обычно в небольших вступлениях. Например, лаконичное вступление к «Евгению Онегину» создает нежно-поэтический образ Татьяны. Впрочем, вступлениями композиторы иногда называют и крупные симфонические эпизоды, исполняемые перед поднятием занавеса. Вступление к «Хованщине» — целая музыкальная картина, которой Мусоргский дал название «Рассвет на Москве-реке».
Увертюры и вступления — не единственные самостоятельные эпизоды в опере. Во многих операх есть так называемые музыкальные антракты; это обычно вступления к отдельным актам и картинам оперы Широко известны, например, музыкальные антракты из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. Композитор объединил их общим названием «Музыкальные картинки к сказке о царе Салтане». Не менее известна симфоническая картина из «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова — «Сеча при Керженце»; в ней композитор рисует героическую битву русской дружины с татарским войском. Аналогичный замысел имеет симфоническая картина «Полтавский бой» из «Мазепы» Чайковского.
И эти и многие другие симфонические эпизоды из опер часто исполняются на концертной эстраде как самостоятельные произведения.
Из всего, что нами рассказано, читателю ясно, что опера — очень сложное, многогранное художественное произведение. Именно этой сложностью оперы, и в первую очередь ее музыкальной сложностью, обусловлена весьма существенная особенность оперного спектакля.
В драматическом театре руководитель постановки — режиссер. Он ведет подготовительную работу с актерами, проводит репетиции. Наступает день премьеры. Режиссер сидит в зале и, понятно, внимательно следит за спектаклем. После спектакля он, вероятно, будет беседовать с артистами, укажет на удачи и неудачи. Но в продолжение спектакля он остается зрителем. Драматический спектакль не требует непосредственного руководства актерами во время исполнения пьесы. Да и нет возможностей осуществить такое руководство.
В оперном театре дело обстоит значительно сложнее. Подготовку спектакля осуществляют два человека: режиссер и дирижер. Режиссер — руководитель сценической стороны постановки, дирижер — музыкальный руководитель. Само собой разумеется, совместная работа режиссера и дирижера может быть успешной лишь в том случае, если они находят единый взгляд на истолкование произведения, если между ними не возникает непримиримых разногласий — словом, если их совместная работа становится творческим содружеством.
На премьере оперы режиссер, как и режиссер драматического театра, садится в зрительном зале. Дирижер же не остается пассивным зрителем, он занимает место впереди оркестра, чтобы руководить спектаклем. Именно спектаклем, а не только оркестром, как может показаться человеку, редко бывающему в оперном театре. За палочкой дирижера следит весь коллектив участников оперного спектакля: солисты, хор, оркестр. Дирижер в отличие от режиссера не только готовит спектакль От таланта и мастерства дирижера в очень большой мере зависит успех каждого спектакля, его «тонус». Если дирижер ведет спектакль вяло, без увлечения, то опера прозвучит тускло, оставит слушателей равнодушными; если же дирижер проведет спектакль с огнем, с вдохновением, то и артисты будут петь с подъемом, опера прозвучит ярко, сильно и взволнует слушателей.
Два слова еще об одном из творцов оперного спектакля — о художнике. Его функции в оперном театре те же, что и в театре драматическом. Талант художника, его вкус, знание и ощущение эпохи, понимание характера оперы, ее сюжета и музыки — все это проявляется в так называемом художественном оформлении спектакля: в декорациях, в обстановке, в костюмах. Вполне понятно, что удачное художественное оформление усиливает то впечатление, которое производит опера.
Теперь, когда мы рассказали, хотя и очень кратко, об особенностях оперы, о том, что представляет собой этот вид искусства,— теперь мы можем дать отвег на вопрос, поставленный в начале главы: в чем секрет поистине всенародной любви к опере, к оперному театру? В том, что это синтетический жанр искусства. В опере синтезированы, объединены в художественное целое различные виды искусства: муаыка, театр, живопись, танец Причем музыка представлена наиболее богато и многообразно. Поэтому вполне законно автором оперы называют композитора, а не либреттиста. Либретто, текст оперы, — очень важный элемент оперного произведения, но все же подчиненный музыке. Либреттист обычно составляет текст оперы под непосредственным руководством композитора, а очень часто композитор сам пишет либретто.
Тот вид оперы, о котором мы говорили, сложился не сразу. Опера прошла долгий путь, исчисляемый столетиями. Как возникла опера, как она развивалась — об этом будет рассказано в следующей главе книги.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +