Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Автобиография Н. К. Яковлева


Сборник автобиографий «Старейшие мастера Малого театра»
Редиздатотдел ВТО, М., 1949 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

В Рязани, в семье повара и дочери живописца, 25 апреля 1869 года родился сын Николай.
Три моих брата умерли в раннем возрасте. Как единственный ребенок, оставшийся в живых, я был баловнем деда, отца и особенно матери.
Всегда живой, подвижной и веселый, особенно увлекался разными играми и горазд был на выдумки. Любимая игра — в солдаты.
В Рязани стояли Фанагорийский, Тульский и другие полки. В городском саду играли военные оркестры. Солдаты с песнями ходили по городу.
Ребятишки, предводительствуемые мною, бегали вслед за солдатами на плац и, вооружившись деревянными винтовками, в точности копировали ружейные приемы, штыковой бой. И тоже с песнями расходились домой.
В очень раннем возрасте проявилась у меня способность к искусству. Я лихо пел солдатские песни, а на детской гармонике подбирал те марши и вальсы, что игрались по вечерам в городском саду. Любил хоровое пение, музыку, посещал концерты и спектакли столичных актеров.
Девятилетним мальчиком определили меня в рязанскую классическую гимназию. На первом плане здесь были латинский и греческий языки. Терпеливо преодолевая эту премудрость, я переходил из класса в класс.
В возрасте одиннадцати — четырнадцати лет я очень увлекался цирком. К нам в Рязань часто приезжали цирки братьев Никитиных, Труцци и Робинзона.
Зимой, получая от отца пятачок на завтрак, я денег не тратил: на сбережения можно было сшить клоунские костюмы из двух старомодных теткиных платьев с позументами и бахромой, купить войлочный колпак, обзавестись гримом.
А летом, у себя в саду, вместе с такими же любителями цирка — сверстниками мы давали целые представления, в которых я всегда выступал в роли клоуна. Даровая публика нашего и соседнего домов охотно посещала эти представления и награждала исполнителей дружными аплодисментами.
В пятом классе за неуспеваемость в латыни и греческом я был оставлен на второй год. Виной этому было мое увлечение концертировавшими в Рязани А. И. Южиным, О. А. Правдивым, Л. И. Градовым-Соколовым, И. Ф. Горбуновым.
С этих пор на смену всем стремлениям и страстям пришло заполнившее все мое существо без остатка увлечение театром.
Вместо уроков я стал заучивать комические рассказы Горбунова, куплеты Градова, сценки Мясницкого из воскресных номеров «Московского листка».
Затем я перешел на чтение вслух произведений Гоголя, стихотворений Пушкина, Некрасова, и слушатели уверяли, что я умею хорошо передать характер произведения и что чтение мое производит впечатление.
Чем больше преуспевал я в своей страсти к искусству, тем скромнее становились мои гимназические успехи. На письменных выпускных экзаменах по древним языкам я получил двойку и к устным испытаниям допущен не был. Поэтому вместо аттестата зрелости мне было выдано свидетельство об окончании гимназии без права поступления в университет.
Из последних сил тянулся все эти годы мой отец, чтобы дать сыну образование, «вывести в люди»... И вот — катастрофа, сын подвел...
Чтобы успокоить отца, я поступил в Харьковский ветеринарный институт. Но первое посещение анатомического театра оказалось и последним. Я убедился, что это не по мне, прекратил занятия и вернулся в Рязань. Здесь отец устроил меня на должность помощника регистратора в местном отделении государственного банка.
Среди служащих банка были такие же, как и я, любители театра. Всем нам доводилось выступать в благотворительных концертах, играть в любительских спектаклях, а иногда и в бенефисных спектаклях артистов местной драматической труппы.
Эти выступления приносили мне большой успех. Чувство гордости и какой-то окрыленности охватывало меня, и я бесповоротно решил ехать в Москву и держать экзамен на вновь открывшиеся драматические курсы при Театральном училище Малого театра.
Быстро приближались дни экзаменов. Накануне, испросив в банке отпуск на три дня, я приехал в Люберцы (под Москвой) к двоюродной сестре Н. П. Войновой, которая была провинциальной актрисой, и сообщил ей о своем намерении.
Она и ее муж одобрили мое стремление попытать счастья и даже вселили в меня бодрость. Но накануне экзамена со мной приключилась беда, едва не прикончившая разом всё мои радужные надежды и планы: разболелся зуб, раздуло щеку, физиономия моя покривилась и сделалась совершенно неприличной.
Перед экзаминаторами я предстал в самом неприглядном виде — небритый, щека подвязана. А за столом — целый синклит: управляющий конторой Пчельников, инспектор школы Черемухин, артисты А. П. Ленский, О. А. Правдин, И. Н. Греков, профессора...
— Что это с вами, молодой человек? — спросил О. А. Правдин.
— Флюс, — с трудом преодолевая волнение, ответил я.
— Снимите-ка повязку.
При виде перекошенной физиономии с раздувшейся щекой все заулыбались.
— Да, недурен! — сказал Правдин. — Стихи приготовили?
Увы, у меня было приготовлено все, кроме стихов, — и басни, и рассказы, и монологи.
— Ну тогда читайте экспромптом.
Правдин дал мне хрестоматию и указал на стихотворение Шиллера «Кубок».
Откашлявшись, я начал. Вероятно, мой бытовой тон, интонации горбуновских рассказов и пьес Островского, все это мало вязалось с романтикой баллады и образом молодого пажа.
Экзаминаторы улыбались.
— Довольно! Возьмите вот это, — и Правдин развернул четвертую главу из «Мертвых душ».
Глава большая, около тридцати страниц. Экзаминаторы слушали с напряженным вниманием. У всех на лицах одобрительные улыбки, а И. Н. Греков громко смеется...
Через десять минут мне было объявлено, что я принят на курсы. И через несколько дней, прошедших как в чаду, я уже начал учиться в классе О. А. Правдина.
Весь первый курс Осип Андреевич занимался с учениками только дикцией и декламацией. Он требовал четкой, внятной и осмысленной подачи текста. Начали с чтения карамзинских периодов и классических гекзаметров.
Потом перешли к чтению поэм, басен, баллад, элегий. Система Правдина — строгая, несколько суховатая, но последовательная и прочная.
Я занимался так успешно, что совет курсов постановил не только освободить меня от платы за право учения, но и зачислить на стипендию. Отец высылал мне 25 рублей в месяц. Мой товарищ и сожитель Г. Первеев не получал и этого. И я отказался от стипендии в его пользу.
Уже с первого курса я стал выступать в школьных спектаклях и с однокурсниками и со старшими учениками.
Драматические курсы давали своим ученикам обширную подготовку. Занятия не ограничивались одним только сценическим искусством. Лучшие профессора того времени читали у нас лекции по истории театра и быта, по русской и иностранной литературе.
Но «два ли не самым ценным учебным пособием было регулярное посещение театров, в которых мы могли видеть всех тогдашних корифеев сцены. Каждую пьесу, например, в Малом театре, мы смотрели по нескольку раз и от спектакля к спектаклю все тоньше разбирались в мастерстве своих любимцев.
В мае 1893 года я окончил драматические курсы с аттестатом первого разряда со званием неклассного художника. Сразу же был принят в труппу Малого театра.
Первый мой выход в Малом театре состоялся 8 сентября 1893 года. Из-за болезни артиста Н. М. Падарина я играл роль Малкина в пьесе «Жрица искусства». Но это случайное выступление не было еще дебютом. Дебютировал я в роли Никиты Ульина в пьесе П. Гнедича «Венецианский истукан».
Вскоре мне довелось принять участие в «Орлеанской деве» Шиллера, возобновленной для бенефиса М. Н. Ермоловой в Большом театре. Накануне генеральной репетиции у артиста М. Ф. Багрова, исполнявшего роль короля Карла, скончалась мать. Багров участвовать в спектакле не мог. Перед театром встал вопрос, кем заменить исполнителя. Ермолова сама указала на Яковлева — она запомнила меня по выпускным спектаклям драматических курсов.
Ужас охватил меня при мысли, что придется выйти на сцену Большого театра, играть вместе с Ермоловой, Южиным, Горевым, Правдиным. Что пережил я и испытал, — это невозможно передать словами.
Целую ночь учил роль. А наутро привезли меня в театр, одели костюмы Багрова, которые оказались как на меня сшитыми, показали мизансцены...
Репетировал я с книгой в руках, боясь запнуться, сбить партнера. После репетиции Мария Николаевна пригласила «короля» к себе и сама прошла со мной всю роль от начала до конца, а затем приказала явиться к ней в гриме.
— Никуда не годится, — с первого же взгляда забраковала Ермолова.
Второй грим оказался удачнее.
— Так и играйте, — сказала Мария Николаевна. — Только поменьше волнуйтесь.
А как тут было не волноваться?!
Сцена громадная, суфлер далеко, помощи ждать неоткуда. И в довершение — король Карл появляется на сцене верхом, а я до этого ни разу не садился на лошадь. Режиссер А. М. Кондратьев нарядил двух пожарников герольдами. Они взяли под уздцы лошадь и благополучно доставили короля к собору, с паперти которого предстояло произнести речь к народу.
За полдесятка апельсинов ученик балетной школы В. А. Рябцев, изображавший ребенка в толпе, согласился суфлировать королю, если что будет неладно...
Однако все сошло благополучно.
Как правило, в то время молодых актеров в течение нескольких лет занимали на выходах, во вторых ролях или в водевилях. Сыграть большую роль доводилось немногим и чаще всего случайно.
А. П. Ленский внес предложение о спектаклях с участием молодежи во всех ролях. Дирекция неохотно пошла на реформы, предложенные Ленским. Но благодаря его настойчивости, вере в полезность и нужность этого он добился устройства воскресных утренников, в которых главные роли исполнялись молодыми актерами.
Это была для нас и сценическая практика и продолжение школьных занятий, да еще под руководством такого великого мастера сцены, как А. П. Ленский. На утренниках я сыграл Чепурина в «Трудовом хлебе», Кудряша («Гроза»), Ваню («Ночное»), Разлюляева («Бедность не порок»).
1 сентября 1898 года напротив Малого театра открылся так называемый Новый театр, представлявший собой филиал Малого театра. Это было событием огромной важности и в моей биографии и в биографии всех молодых актеров моего поколения: Н. М. Падарина, Н. О. Васильева, П. М. Садовского, И. Н. Худолеева, Е. Д. Турчаниновой, Е. М. Садовской, В. Н. Рыжовой, М. Ф. Ленина, А. А. Остужева, С. В. Айдарова, А. В. Васенина.
Вот тут-то и началась настоящая работа, в этом Театре мы все и получили боевое крещение.
Я сыграл в Новом театре множество ролей. И мой второй учитель — Ленский — занимал меня не только в бытовых пьесах, но и в классических комедиях.
...Более полувека играю я в Малом театре. Играл Белугина и Аркашку, Бальзаминова и Карандышева, Мурзавецкого и Кудряша, Хлестакова и Городничего, Кочкарева и Ноздрева, Загорецкого, Фигаро, Скапена, Василькова и Шуйского и многие другие роли.
Люблю все хорошие роли. И никогда сам себе ролей не выбирал, не просил. Только раз изменил этому правилу. В «Мертвых душах» мне дали Чичикова. Репетирую, а сердце щемит — хочется Ноздрева сыграть. Собрался с духом, признался режиссеру... Это единственная роль, на которую сам напросился.
У Меня часто спрашивают, как я работаю над ролью? Творческий метод мой очень прост. Беру пьесу, внимательно читаю несколько раз. Из ремарок автора, из реплик других действующих лиц выписываю все, относящееся к данному персонажу. На основании этого материала составляю характеристику того человека, которого буду играть.
Одновременно стараюсь раскрыть идею, мысль автора, вложенную во всю пьесу в целом и, в частности, в мою роль. Изображаемое мною лицо я «ношу» всегда с собой, вернее — оно само «ходит» за мной до тех пор, пока не вьдльется в совершенно определенную форму.
У меня свой подход к назначению режиссера, к его задаче в постановке спектакля, в работе с актерами. А. П. Ленский никогда не навязывал актерам своей трактовки пьесы или роли. Он шел от актера, от его возможностей, от его замысла, и старался только помочь актеру как можно полнее и ярче выявить все это на сцене.
Такой подход к преподаванию и режиссуре положен был и в основу моей многолетней преподавательской деятельности на драматических курсах и в основу постановок, осуществленных мною в Малом театре.
Я воспитал немало актеров. Среди моих учеников заслуженные артисты В. Чиркин, В. Флоринский, О. Фрелих, Е. Уварова, Е. Скульская, А. Тулубьева, Н. Рыжов, А. Сашин-Никольский, Н. Григоровская, заместитель председателя ВТО А. Покровский и многие другие.
Двадцать пять лет моей сценической деятельности исполнилось в сентябре 1918 года — в первый год Великой Октябрьской социалистической революции.
Молодая республика Советов переживала трудное время: гражданская война, топливный и продовольственный кризисы, эпидемии. Все это коснулось и театров.
Но с огромной преданностью родному искусству, ясно сознавая свой долг перед Родиной, народом и свою ответственность пред великой эпохой, выдерживали мы все испытания.
Я гордо могу заявить, что труппа старейшего русского театра сразу понесла свое искусство в самую гущу новых рабочих аудиторий. Все эти годы мы играли во всех московских клубах, на заводах, в красноармейских казармах.
Малый театр не отставал от жизни советской страны, шел с ней нога в ногу и всегда нес свое искусство и мастерство в пролетарские массы. Правда, трудновато, голодно и холодно было, не было дорог, транспорт был плохой, но это нисколько не мешало и не уменьшало рвения работать все больше и больше. Мы ясно сознавали, что несем культуру своему родному, раскрепощенному народу.
В моих воспоминаниях, в моих думах о прошлом и настоящем Москва и Малый театр неотделимы. «Простонародью», как выражались в дореволюционное время, были доступны только верхние ярусы в зрительном зале. Желающих попасть на спектакль бывала масса, а театры можно было перечесть по пальцам.
И что примечательно — не в партере, не в ложах, где сидели купцы и чиновники, а именно наверху, на галлерее, находились самые горячие поклонники театра: это были прежде всего студенты и рабочие.
Вспоминая об этих далеких годах, невольно провожу сравнение между прежними деревянными балаганами и нашими чудесными дворцами культуры, между единичными любительскими спектаклями и всесоюзными смотрами художественной самодеятельности, между окраинами «ситцевой» Москвы и прекрасными заводскими поселками Москвы индустриальной.
Как отрадно нам, артистам, смотреть теперь в переполненный зрительный зал и знать, что рядом с академиком сидит стахановец, по соседству с генералом — колхозник, вблизи министра — рядовой рабочий. И все они составляют нашу аудиторию умных, свободных в своих суждениях советских зрителей, которые требуют от нас, служителей искусства, высокохудожественных, глубоко идейных произведений.
Вот этот-то прекрасный, требовательный зритель, пришедший в театры вместе с Великой Октябрьской социалистической революцией, подсказал нам, актерам старшего поколения, новые, широкие пути в искусстве.
Я никогда не расставался с Островским. Я — актер «театра Островского» и до революции переиграл множество ролей в его пьесах. Казалось, Островский понят, узнан, исчерпан до дна. Но нет. Присматриваясь к тому, как зрительный зал после революции слушает пьесы Островского, я начинал видеть и нового Островского: и более сурового судью ушедшего теперь прошлого, и более светлого, озаренного, верящего в неисчерпаемые нравственные силы русского народа.
Помню, как это новое восприятие произведений любимого писателя помогло мне сыграть жутким и беспощадным Тита Титыча Брускова в «Тяжелых днях». Образ как будто получился у меня крупный и впечатляющий. То же можно сказать и о гоголевском Городничем да и о других ролях.
Для такого чуткого и мудрого зрителя, как наш советский зритель, хочется создавать все новое и новое на театре, чтобы образы звучали сильно и громко, во славу побед нашего народа, во славу нашего социалистического Отечества.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +