Вот уже три дня, как в доме «карусель»,— говорит Паша. Приехали на побывку папа и мама Анки и Аленки. Все перепуталось. Утром девочки босиком, в одних трусах, целый час делают гимнастику с Алексеем в большой комнате, возятся, пыхтят на всю квартиру, прыгают и хохочут.
— Молодцы! — кричит Алексей.— Ноги выше! Так! Ирина, а ты что же? Не подымаются, говоришь? Плохи твои дела. Мало каши ешь.
— Она много каши ест,—возражает Анка,—это я кашу не люблю. А Иришка все, что угодно, ест. Просто, у нее ноги короткие.
— Ничего, подрастут,— говорит Алексей.— Ну, теперь, в заключение, будет цирк. Парад алле!
Дверь в столовую, где мы с сестрой пьем чай, распахивается, и на четвереньках медленно входит Алексей. Аленкины серые рейтузы у него на голове — так что одна штанина болтается у подбородка, а другая свисает сбоку, как длинное ухо. На спине этого невиданного зверя торжественно восседают все три девочки, уцепившись одна за другую.
— Гоп! Гоп! — визжит Аленка.— Вы видите — это слон! Мы едем на слоне!
Торжественная процессия объезжает вокруг стола. Потом «слон» останавливается, мотает штаниной, как хоботом, и вдруг, подняв голову, начинает громко трубить.
— Слышите? — говорю я.— Слон уже устал. Теперь надо его покормить, он целую ночь ничего не ел.
— А мы тоже ночью не едим! — кричат девчонки.— Мы тоже голодные!
Тут «слон» неожиданно встает, и девчонки скатываются с него, как с дерева.
— Ах, извините, я — без галстука,— говорит «слон» тоненьким голосом и стремглав выбегает из комнаты. Девочки тоже бегут за ним — умываться.
Потом они требуют, чтобы он завтракал с ними вместе — за маленьким столом. Они стараются усадить его на низенький круглый табурет, но он никак не умещается — колени торчат выше тарелки, а когда пробуют спрятать его ноги под стол — вдруг весь столик с тарелками и чашками начинает тихонько подыматься вверх и качается. Девчонки хохочут и ничего не могут есть от смеха.
— Алексей, перестань! Пашенька не любит, когда за столом балуются,— говорю я.
После завтрака ездили «всей семьей — всей толпой» по магазинам, гуляли по Крещатику, зашли в кофейную, ели мороженое — по целой вазочке. Иришка даже не могла все съесть, сказала, что у нее «язык ка-леет», и отдала Алене. Вернулись домой, обедали все за большим столом, как взрослые.
После обеда Алексей сказал:
— А теперь, девочки, займитесь своими делами, а мы — своими будем заниматься. Сейчас к нам придут художники из театра, знакомые придут повидаться. Давайте друг другу не мешать. Ладно?
— Ладно! — согласились девочки.— А можно мы в большой комнате будем играть?
— Можно,— сказал Алексей,— валяйте! А мы будем в столовой.
— Только не очень шумите,— сказала сестра.
— Мы запремся — и ничего не будет слышно— сказали девочки весело. Они очень любили играть в большой комнате.
Я ушла к себе и не видала, что они перетаскивали в большую комнату, как собирались играть. Скоро прибежала ко мне Иришка, взъерошенная, с озабоченной рожицей, и молча остановилась передо мной.
Это была ее манера: стоять передо мной и молчать, когда ей нужно было что-нибудь попросить.
— Ну, что тебе? — отрываясь от книги, спросила я.
— Нам нужно лекарство.
— Какое лекарство? Зачем?
— Нам нужно...— сказала она убежденно и стала крутить большой палец на левой руке.
— Что за выдумки? У тебя болит что-нибудь?
— Нет! — она усиленно закачала кудрявой головой.
— А у Анки? У Аленки? Простудились от мороженого? Сейчас пойду посмотрю.
Иришка не дала мне встать.
— Ты, пожалуйста, не вставай. Не надо ходить. Отдыхай... Читай книжку. Давайте не мешать друг другу. Ты нам только дай лекарство. Мы хорошо играем.
— Лекарство — не игрушка... Не выдумывайте глупостей. Не дам я вам никакого лекарства. Иди и не мешай мне.
Тут раздался звонок, я пошла отворить дверь. Иришка недовольная поплелась в большую комнату.
Пришли гости. Стали пить чай в столовой. Начался шумный разговор. Алексей рассказывал про спектакли, которые они ставили в разных городах, представлял в лицах целые сцены, вспоминал смешные приключения, случившиеся с ним в поездках. Я была занята угощением — разливала чай, резала сыр, колбасу, булки, раскладывала по блюдечкам варенье.
Пришли два художника. Они принесли рисунки — декорации и костюмы, и все стали их рассматривать. Алексей заспорил с одним из художников из-за его рисунка, и художник пошел в мою комнату, чтобы что-то поправить. Он устроился за моим столом и даже дверь немножко прикрыл, чтобы, как он сказал, собраться с мыслями.
Мы совсем забыли про девочек. Только один раз Иришка бочком проскользнула через столовую в мою комнату.
— Эй, Ириша, что же ты не здороваешься? — закричал кто-то из гостей. Но она уже убежала.
— В самом деле, что это не видно ваших девочек? — спросила наша знакомая.— В доме непривычная тишина.
— Они играют в большой комнате,— сказала сестра и оглянулась на меня: — Пусть играют...
...Иришка остановилась, как вкопанная, увидев за моим столом художника, который, прищурясь, стирал что-то резинкой на рисунке. Потом она сделала шаг вперед, склонила голову на бок и сказала нежно:
— Здравствуйте. Встаньте, пожалуйста. Мне нужно достать лекарство из аптечки, а вы заняли стул...
— Ах, извините, будь ласка,— весело сказал художник.— Что? Лекарство? Я вам сейчас достану.— Он встал и открыл маленький шкафчик, висевший на стене.— Какое вам угодно?
— От кашля,— сказала Иришка.
Он перебрал пузырьки на полочке, нашел один, отдал Иришке:
— Нашатырно-анисовые капли вас устраивают?
— Спасибо,— пролепетала Иришка и, как мышка, скользнула вон.
Художник закрыл шкафчик и опять уселся за рисунок.
В столовой никто не заметил, как Иришка прошмыгнула обратно.
Вдруг раздался пронзительный вопль в большой комнате.
Мы так и обмерли за столом.
— Что? Что такое? — тревожно спросила сестра, побледнев.
Крик повторился, за ним еще и еще. Я вскочила и бросилась к двери. Она была заперта.
— Девочки, откройте сейчас же! — закричала я.
— Спокойно,— сказал Алексей и побежал в переднюю, откуда тоже была дверь в большую комнату. Мы все — за ним.
Нам представилась такая картина: на двух стульях была устроена постель, и на этой постели сидела Алена, зажмурив глаза, широко раскрыв рот, и дико кричала. Анка и Иришка стояли рядом, не дыша.
— Что случилось? Что с Аленой? — спросила я, беря Алену на руки. Она не переставала кричать, широко разевая рот, как галчонок, и только трясла головой.
— Анна, отвечай сейчас же, что вы тут сделали? — строго сказал отец.
Анка молча, округлившимися от ужаса глазами показала на табуретку, стоявшую рядом: на ней были какие-то коробочки, футляр от термометра, круглое зеркальце и пузырек. Чайная ложка валялась на полу.
— Ага,— сказал Алексей, беря пузырек: — нашатырно-анисовые капли? Понятно. Сколько она выпила?
— Пол-ложечки — запинаясь, сказала Анка: — Иришка ей только пол-ложечки налила.
— Боже мой, отравилась! — закричала сестра, зажимая уши от Аленкиного крика.— За доктором! За доктором! Скорее!
Услыхав про доктора, Алена перестала кричать, закрыла рот и заплакала.
— Боже мой, она умрет! Ну, что же вы стоите? — кричала сестра.
— Спокойно. Нужно позвонить в аптеку,— сказал Алексей.
Алена заплакала еще сильней. Гости в смятении столпились вокруг.
— Не надо в аптеку. Ну-ка, Алена, покажи горло,— сказала наша знакомая тетя Котя.
Алена славилась своим умением «показывать горло», и сейчас тоже с готовностью раскрыла рот.
— Ничего страшного,— сказала, посмотрев Аленино горло, тетя Котя.— Я кое-что в этом понимаю, не бойтесь. Она просто немного обожгла горло. Надо согреть молока и напоить ее. Есть у вас уксус?
— Есть,— сказала дрожащая Паша: —потерпи, Аленка, сейчас принесу...
Принесли уксус. Тетя Котя налила несколько капель в стакан воды и заставила Алену выпить, пока на кухне грели молоко. Потом Аленка пила молоко, морщась при каждом глотке, и слезы дрожали у нее на ресницах, и она говорила охрипшим голосом, что у нее уже не горит во рту, и теперь она не умрет. Алексей взял ее на руки и ходил с ней по комнате, тихонько баюкая. Наплакавшуюся Анку Паша увела умываться.
В столовой я поила сестру валерьянкой, и все говорили, как трудно с детьми, как опасны их выдумки,— нужен глаз да глаз, ни на минутку их нельзя оставлять одних.
— А где они достали нашатырно-анисовые капли? — спросил кто-то.— Разве можно держать лекарство так, чтобы его могли взять дети?
— Увы, это я,— сказал молчавший до сих пор художник.
— Что — вы?
— Я дал им эти капли. Пришла девочка, очень вежливо попросила достать ей из маминой аптечки лекарство «от кашля», я думал, что ее послала мама, и любезно сам дал ей этот пузырек.
Все накинулись на бедного художника, ахали и бранили его.
Я заступилась за него.
— Не надо его так ругать. А если бы в комнате никого не было? Иришка сама залезла бы в шкафчик...
— Хорошо еще, что я дал ей нашатырно-анисовые капли... Сама она могла бы взять что-нибудь похуже,— сказал художник.
— Надо запирать шкафчик,— взволновалась опять Аленкина мама.— Да, да, запирать на замок!
— Э, замков не напасешься,— сказал Алексей, успевший уже отнести уснувшую Алену в постель.— Да и что за беда? Ну, выпили вместо двадцати капель пятьдесят... Зато теперь опыт есть — небось, в другой раз подумают, прежде чем глотать что попало.
— Ну что ты говоришь, Алексей? — возмутилась сестра.— Ведь она обожгла себе горло.
— До свадьбы заживет,— сказал Алексей,— пожалуйста, без паники.
— Почему это ребята так любят играть в больных, в доктора? — сказала я.— Болеть и лечиться на самом деле — не любят, а играть в это — для них первое удовольствие. Ужасно глупо. Теперь я все понимаю: они решили играть в болезнь и присылали Иришку ко мне за «лекарством». Я, конечно, сказала: «глупости!» А они, видишь, все-таки сделали по-своему.
— Эх, ты! А еще педагог! — закричал Алексей.— Ничего ты не понимаешь! Надо было узнать, как они играют, и тоже войти в их игру.— Ах, вам лекарство нужно? Пожалуйста!.. Вам какого лекарства дать — от кашля или от живота? Подождите минутку, сейчас приготовим, как в аптеке.— Взять чистый пузырек, налить воды кипяченой, чаю прибавить — для цвета, пузырек пробкой заткнуть, даже «рецепт» изготовить и к пузырьку привязать.— Будь ласка, получайте ваше лекарство! Капать только по десять капель в ложечку, три раза в день. И все было бы в порядке. Даже польза была бы: научились бы считать капельки. Так-то, моя дорогая! Надо иметь воображение... Воображения у нас не хватает, у взрослых!
И он тихонько пошлепал меня по затылку.
Тут все стали спорить о воспитании и собираться домой.
— А где же сама «отравительница»? — спросил, прощаясь со мной, художник. Я вдруг вспомнила отчаянное лицо Иришки, когда мы вбежали в комнату на крик Аленки. С тех пор я ее не видела. В самом деле, где же Иришка?
Я стала искать. Ее не было ни в моей комнате, ни у девочек, ни на кухне. Обеспокоенная, я пошла в большую комнату — ее и там не было. Я взяла злополучный пузырек с нашатырно-анисовыми каплями и понесла к себе. Открыв шкафчик и ставя пузырек на место, я вдруг услыхала не то вздох, не то стон.
— Ириша?
Никто не отзывается.
— Куда ты спряталась?
Молчание.
Отгибаю край пестрой скатерти, которой покрыт стол, и вижу в уголке на полу сжавшуюся в комочек, бледную, неподвижную Иришку. Она не глядит на меня, когда я вытаскиваю ее из-под стола — всю холодную, дрожащую.
— Все обошлось, моя глупенькая,— говорю я.— Аленка уже спит, все обошлось. Только мы все так испугались за нее... Ах, девочки, девочки!
Тогда она наконец решается открыть глаза и смотрит на меня так испуганно, с такой отчаянной надеждой и с таким укором, что я не могу выдержать этого взгляда и поскорее целую ее, чтобы эти ясные, голубенькие «кукольные», как говорит Анка, глаза не увидели, что мне тоже хочется плакать.
Губы ее дрожат и кривятся, и, уткнувшись мне в грудь, Иришка плачет с облегчением.
А мне плакать нельзя: я — мама, взрослая, педагог.
...Конечно, это отнюдь не «рецепты», это просто «случаи из практики», записки воспитательницы. Здесь ничего не выдумано, это сама жизнь. И, конечно, это — варианты не из худших, это благополучный дом и благополучные дети. Многие из этих эпизодов кажутся просто забавными, но все они показывают своеобразие детского мышления, детских представлений, детского поведения и заставляют задумываться о том, как вести себя с детьми нам — взрослым. А чтобы правильно вести себя с детьми, нужно учиться понимать их.
Замечательный польский педагог, детский врач и писатель Януш Корчак пишет в предисловии к своей книге «Когда я снова стану маленьким»:
«Вы говорите:
— Дети нас утомляют. Вы правы.
Вы поясняете:
— Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».
Общение с маленькими детьми требует от взрослого человека любви, внимания и терпения. Надо всегда быть готовым прийти ребенку на помощь, ответить на любой его вопрос, поддержать его интерес к миру, научить его уважать труд и людей труда, расширить круг его видения, его знания, его мечты. Надо всегда помнить, что впечатления первых лет жизни оставляют в человеке неизгладимый след. «Воспитанием решается участь человека»,— справедливо сказал Белинский. Эта «участь» должна решаться с самых ранних, младенческих лет. Семья — отец, мать, ребенок — первоначальный маленький коллектив, где начинается формирование будущего человека. Когда ребенок идет в детский сад, а затем в школу, влияние семьи ослабляется влиянием детского коллектива, влиянием учителей и воспитателей. Хорошо, когда направление влияния детского сада и школы не идет наперекор силе семейного начала. Беда, если обнаружатся противоречия, если начнутся столкновения. Ребенка либо ожидают неприятности с двух сторон, либо он, чтобы избежать их, приучится лицемерить и двурушничать.
Чистая, веселая, спокойная атмосфера семьи — вот что прежде всего необходимо для роста нормального ребенка. Спокойное, ровное обращение, улыбка важны не менее, чем хорошее питание и здоровый режим. «Откуда берутся у детей капризы?» — спрашивают себя порой хорошие, добрые, работящие родители. Чаще всего оттого, что ребенка все время дергают — то бурно ласкают, то обрывают и отталкивают. То: «Замолчи! Отстань! Не лезь! Что за несносный ребенок!», то: «Солнышко мое! Радость моя! Ну, поцелуй меня! Ну, скажи, что ты меня любишь!» Особенно противны уговоры во время еды: «Ну, золотко, ну, съешь ложечку — за папу, за маму... Кушай, тебе говорят, а то кошка съест твою котлету!.. Ах, ты не хочешь, дрянь такая, убирайся с глаз моих!»... и т. д. и т. п.
Одна маленькая девочка, обливаясь слезами, кричала при мне: «Они мне все нервы истрепали!» Это было и смешно, потому что она повторяла, конечно, слова взрослых, но и грустно, потому что, сама того не сознавая, она говорила правду. Что может быть печальнее маленького ребенка с «истрепанными нервами»? Какое множество болезненных последствий ожидает его в будущем! Неуравновешенность, нестойкость, вспыльчивость, страхи, подозрительность, ревность, неуверенность в себе, несосредоточенность, деспотизм — не говоря уж о самых настоящих болезнях нервной системы.
Но хорошо еще, если такие явления происходят в семье более или менее благополучной и вызваны лишь усталостью взрослых, их нервностью, неумением иной раз сдержать себя при ребенке. А как трудно приходится ребенку, когда в семье начинается раскол, вражда, когда ставится под угрозу не только семейное счастье, но и само существование семьи! Ребенка делают орудием гнева, мести, а частенько и материальных вымогательств. При ребенке бранятся, выливают друг на друга всю грязь и ненависть, даже дерутся. Но, пожалуй, самое страшное, когда ребенка заставляют выбирать, делают судьей между отцом и матерью. «Побей его! — истерически кричит мать пятилетнему сыну:—Он нас больше не любит!»... «Пусть она знает, какая у нее мать!»—заключает отец безобразную ссору, хватая на руки разбуженную криками крошку-дочь... Хочется прямо назвать это преступлением. Да, это преступление перед маленьким человеком, надругательство над его душой, тяжкий удар по его будущему.
А ведь сплошь и рядом это происходит не просто от распущенности и злобы взрослых, а от непонимания, от глубокого «педагогического невежества» родителей. Они не знают, сколько зла приносит их детям это невежество. Бригады коммунистического труда на заводах и фабриках, в совхозах и колхозах объединяют людей, которые хотят не только трудиться, но и жить по-коммунистически. Как было бы хорошо, если бы это распространилось и на семью. Чтобы людям захотелось и семью свою сделать коммунистической.
У нас в стране есть много способов помочь молодым родителям на первых порах их материнства и отцовства. Есть «пособия для молодых матерей», есть медицинские консультации, где вам посоветуют, как обращаться с новорожденным, как его купать, кормить, одевать, как учить ходить, говорить, как прививать ему полезные навыки, какие давать игрушки. Но все это ограничено, к сожалению, одними заботами о физическом воспитании. О моральном облике будущего человека вспоминают довольно поздно. А между тем, навыки нравственные также необходимо прививать с малых лет. И конечно, есть много семей, где это и делается, иногда инстинктивно, иногда сознательно. Но пора уже ввести в обиход «молодых матерей» научно обоснованные руководства не только по физическому, но и по этическому и эстетическому и трудовому воспитанию детей в самом раннем возрасте. Пусть это не будут готовые рецепты на разные случаи жизни, категорические «советы молодым матерям», но дружеская педагогическая помощь — стремление научить постоянно думать о ребенке, как о маленьком человеке с большим душевным миром, который нуждается в бережном обращении. Надо больше писать о детях. Надо, чтобы мы все научились всегда помнить, что, воспитывая детей, мы несем величайшую ответственность. Мы отвечаем за будущее.
Следующая глава будет эпилогом ко всему тому, что было сказано о достоинстве в отношениях между мужчиной и женщиной, о семейных конфликтах, о принципах воспитания детей в советской семье.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.