Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Талант на любовь


Б. Брайнина, А. Коптяева и др. "Любовь, семья, дети"
Изд-во "Знание", М., 1963 г.
OCR Detskiysad.Ru

На одной из читательских конференций, посвященных романам Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето», молодая женщина с печальными, какими-то недоверчиво-ожидающими глазами неожиданно спросила:
— Почему в «Необыкновенном лете» Кирилл проявил такое жестокое равнодушие к Лизе? Неужели же любовь к Аночке, совсем еще девочке, могла бесследно уничтожить все, что было в прошлом?
В самом деле, почему так получилось, почему Аночка заслонила все то, что было связано с Лизой?
В «Первых радостях» Аночка еще девочка. Но уже тогда в ее характере ясно выступают замечательные человеческие качества — решимость, независимость, одухотворенная доброта. Через девять лет, в «Необыкновенном лете» мы видим взрослую Аночку, Аночку — девушку, видим именно такою, какую ждали. Во всем ее облике — торжествующая смелость и радостное удивление девушки из народа, которой революция вдруг, сразу открыла такие небывалые возможности, такие перспективы, о которых раньше и мечтать было нельзя. Одухотворенность и независимость привлекают к Аночке с первых же страниц появления ее в романе и читателя и Кирилла, и многих других героев «Необыкновенного лета».
Впервые Кирилл увидел ее, когда она неожиданно появилась в сумраке дверей у Веры Никандровны. «Была всего секунда паузы, когда Извеков и Рагозин словно решали, как отнестись к неожиданной этой помехе разговору, который только что по-настоящему начинался. Но в следующую секунду внимание их невольно переместилось с себя на вошедшую девушку, и они оба, как по сговору, поднялись».
Кирилл после долгой разлуки впервые свиделся с Рагозиным, и все же появление Аночки вызвало в нем не досаду, а пристальное, живое внимание. И читатель чувствует, что иначе не могло и быть. «Она поздоровалась с Петром Петровичем, огляделась и, не найдя стула, пошла в соседнюю комнату, до странности легко, с каким-то скольжением двигаясь. Однако, несмотря на бесшумность, поступь ее была как бы угловатой, и вся она казалась легкой не от плавности, но от худобы, особенно заметной по тонким ногам и рукам, к тому же слишком вытянутым, как у девочек, переросших свой возраст. Она принесла стул и подсела к Вере Никандровне. Лампа осветила ярче ее голову, остриженную накоротко, с недевичьим вихром на затылке, с маленькой женственно светящейся белизной прядкой на лбу и голыми висками. Лицо ее производило впечатление несколько противоречивое: тонкому овалу его и красивому рту и подбородку, пожалуй, не соответствовали чересчур строгие брови, вдруг делавшие суровым выражение медлительных синих глаз».
Противоречивое впечатление, которое производит лицо Аночки, отнюдь не говорит о характере раздвоенном, несобранном. Нет, в этом мастерски сделанном внешнем портрете виден характер цельный и сложный, где обаяние женственности и светлая доброта неотделимы от строгого достоинства и суровой требовательности к жизни, к людям и в первую очередь к себе самой.
Аночка говорит тихо, но голос у нее сильный, как у природного певца, а глаза то суровые и строгие, то изумленно-озорные, то вызывающе серьезные.
Не красотой привлекает к себе эта угловатая, худая девушка с длинными руками и ногами, а удивительной своей независимостью, решимостью и в то же время озорной, веселой легкостью.
Независимо, свободно разговаривает Аночка с Кириллом, и Кирилл сразу почувствовал, что у этой девушки свой, особый, большой, поэтический внутренний мир, что она никогда не уступит, не свернет с дороги, которую уже наметила себе.
Это подтверждает и все дальнейшее поведение Аночки, встречи, столкновение ее с другими героями романа.
Аночка готовится стать актрисой, она уже выбрала дело, которому будет служить требовательно, верно. Вызывающе строго разговаривает она с Пастуховым, когда в его словах об искусстве чувствует недоброе, чужое... «Я хочу жить, как хочу»,— с гордым достоинством бросает эта начинающая актриса прославленному, маститому драматургу. И тот отступает, слегка удивленный и покоренный ее отвагой.
Отступает перед Аночкой и отец, чувствуя ее силу и непреклонность. После смерти жены у Парабукина снова начинается запой, и он тащит из дома швейную машинку покойницы. Аночка застигает отца на месте преступления.
«...Она ловким и быстрым усилием со злобой надавила на машинку книзу и вырвала ее, едва удержав в своих тонких руках.
— Отнеси домой,— сказала она брату, и он понес машинку, сильно накренившись набок и махая далеко откинутой свободной рукой в лад частым маленьким шажкам, как несут переполненное водой ведро.
Аночка подняла с земли кофту, отряхнула ее, не глядя на отца.
Парабукин сказал заносчивым и обиженным голосом:
— Ты что хочешь? А? Переделать меня хочешь? Меня мать не переделала! А?
Она ответила коротко:
— Я попробую.
Краска спала у нее с лица. Она пошла двором медленно и легко».
В этой небольшой, но столь выразительной сцене хрупкая, худенькая девушка, похожая на подростка, одерживает моральную победу над богатырски сильным своим отцом, к тому же обуреваемым азартом запоя. Парабукина сокрушила моральная сила слабенькой Аночки. Оттого так быстро выпустил он машинку из рук и ничего не ответил на ее отважное: «Я попробую». Эта сцена также говорит и о большом внутреннем напряжении, ценой которого была одержана победа: краска сошла с лица Аночки, когда после сражения она легко и медленно шла по двору.
Эпитеты «легкий» и «одухотворенный» в фединском тексте звучат, как синонимы. И легкость Аночки (в портрете, интонации, жесте) воспринимается как одухотворенность и беззаветная решимость отстаивать то, что она считает необходимым.
Кирилла все больше и больше влечет к этой казавшейся ему необычной девушке. Он чувствует, что она совсем непохожа на Лизу, что она другая. Именно это другое и влечет его неодолимо, как никогда раньше.
«Как хороша, в самом деле, Аночка! Что за пение льется в ее манящем смехе! Как чутко откидывается ее голова этим легким, этим быстрым поворотом шеи! И как она вдруг рассердится, задумается, смутится. И опять вдруг заспорит... Разве сравнишь ее с Лизой? Да и какой была Лиза? Кирилл не помнит. Да и была ли когда-нибудь Лиза? Кирилл не знает. Что было главным в его чувстве к Лизе? Влекла ли она к себе Кирилла? Звала ли вот так, душной ночью, изнуряюще и неотступно, как зовет Аночка?».
Всегда таинственная, большая внутренняя жизнь Аночки, ее неистощимая духовная энергия, ее удивительная, непривычная Кириллу самостоятельность (она не уступает, не растворяется в нем, а сердится, задумывается, смущается и спорит, спорит) делает Аночку для него столь желанной.
Именно в этой ее одухотворенности и пленительной независимости и проявляется прежде всего талант Аночки на любовь.
Первое «объяснение в любви» Кирилла и Аночки крайне необычно и может показаться сухим и странным; но только показаться, ибо чрезвычайно глубок и сложен подтекст этого краткого объяснения:
«Мы как-то говорили с вашей мамой. Она считает, что Лиза была чересчур слаба, чтобы составить счастье сильного человека.
— Но, может быть, сильный человек сделал бы ее тоже сильной? — сказал Кирилл.
Она подумала, по своей привычке низко опуская брови.
— Все дело, стало быть, в том, чтобы подчиниться?
— Довериться,— ответил он тихо,— слабый должен довериться сильному.
Ей показалось, что он сам слушал себя удивленно, как будто общение с ней открыло в нем особую, мягкую сторону души, которую он редко в себе слышал. У нее вырвался странный вопрос:
— Вы любите, когда вас боятся?
Он смутился, прикрыл рот и, не отнимая руки, еще тише выговорил в ладонь:
— Простите меня... это глупость.
Она тотчас улыбнулась, однако ответила сама себе настойчиво и убежденно:
— Нет, нет. Любите. Я знаю. Это не глупость...»
Этот диалог раскрывает самую существенную черту в характере Аночки: она не хочет ни подчиниться, ни подчинять. В словах Кирилла о доверии она почувствовала оправдание подчинения слабого сильному, оправдание духовного паразитизма женщины, когда живя душевной энергией мужчины, она растрачивает, расхищает эту энергию. Отсюда скрытая неприязнь к Лизе и вызов Кириллу, как бы оправдывающему Лизину слабость.
Но Аночка также почувствовала, что Кириллу — человеку большой судьбы нужна не слабая, а сильная женщина, которой он мог бы довериться, как и она ему.
Аночка хочет не расхищать, а отдавать как можно больше; интуитивно она уже сознает, что эта взаимная отдача будет бесконечно пополнять душевные силы обоих, возбуждая неиссякаемую творческую энергию.
Аночка и Кирилл теперь уже крепкие и верные союзники. Кирилл может доверить ей все то, что не доверил бы даже матери.
Сцена их первого объяснения кончается так. Исполкомовский шофер передает Кириллу конверт с трагическим известием о взятии белыми Царицына. При свете фар Кирилл читает записку.
«...В разящем белом свете Аночке показалось, что пальцы не слушались Кирилла. Он прочитал записку и сказал тотчас:
— Поехали.
Он занес ногу в машину, но вернулся, взял Аночку за руку.
— Это я говорю только вам. Понимаете? Пал Царицын.— Он впрыгнул в автомобиль и уехал, не оглянувшись.
В тот же момент вышла на улицу Вера Никандровна. Сдерживая голос, она спросила, что случилось.
— Не знаю,— ответила Аночка,— он мне ни слова не сказал».
Вера Никандровна, конечно, не выдала бы тайны, если бы Аночка поделилась с ней. Но Кирилл не хотел, чтобы знала мать, и этого было достаточно. То доверие, которое Кирилл оказал Аночке, зависело не только от силы любви, но прежде всего от основных качеств характера самой Аночки. Кирилл знал, что таким, как Аночка, можно сказать все. Выдержка и самообладание в критические минуты жизни — удел сильных духом людей. И эта душевная сила всегда помогает в любви.
Мы знаем в жизни много примеров, когда женщина и в гражданской и Великой Отечественной войне, и в мирном труде — «на баррикадах производства» проявляла великое мужество, была верным другом и помощником любимого человека. Но бывало и по-другому: женский эгоизм и слабоволие разоряли любовь. «Она меня предала, потому что обманула доверие — значит конец любви»,— это было сказано мужем о жене, которая по-своему любила его, но в трудные дни жизни оказалась трусливой, мелкодушной...
Однако вернемся к Аночке. После трагического сообщения о падении Царицына почти два месяца Кирилл, занятый военными делами, не видел Аночки. Но вот снова они вместе: «Кирилл взял Аночку под руку. Второй раз держал он тонкую кисть, в которой прощупывалась каждая косточка. Ему пришла мысль, что, вероятно, часто эта рука ищет опоры и опускается от усталости. Но в резких сгибах кисти он будто услышал скрытое упрямство».
Эта деталь поэтически подтверждает внутреннюю силу Аночки, ее особенность, несхожесть с Лизой. И нежность Кирилла растет и крепнет, оттого что Аночка не ищет опоры даже тогда, когда ее рука опускается от усталости; ему дорого и любо вот это ее «скрытое упрямство». И в конце этого второго свидания он целует тонкую и упрямую Аночкину руку. Его наполняет счастье, что он поцеловал руку Аночки — изумительную руку необыкновенной девушки! Его поцелуй не имел никакого подобия с пошлой манерой, принятой хлыщами. «Он поцеловал не руку, а какую-то особую сущность Аночки, так притягательно скрытую в руке, он поцеловал Аночку, конечно самое Аночку! — не все ли одинаково в ней достойно поцелуя — лицо, шея, рот или рука?..»
Женщина, которая не ищет опоры в мужчине, женщина, которая перестала быть слабым полом и по внутренней силе не уступает мужчине — этим новым и особо привлекательным качеством одарила женщину Октябрьская революция.
Упрямая рука необыкновенной девушки, рука, не дрогнувшая в минуту тяжелых испытаний,— вот та новая «вечная женственность», о которой будут слагать стихи и поэмы!..
Аночка для Кирилла всегда новая, он не перестает открывать и удивляться изумительным, неведомым раньше чертам ее характера — так богата и увлекательна внутренняя жизнь этой девушки.
Ее талант актрисы воспринимается как часть ее характера. Талант этот как бы выражает ее сущность, ее требовательную любовь к жизни, неиссякаемый интерес к людям, наконец, ее деятельную, несравнимую доброту. Когда она играет Луизу в драме Шиллера, то Кирилл с поразительной ясностью видит сквозь грим саму Аночку, какой она была всегда в неустанном его представлении о ней. И в то же время он не перестает удивляться неведомой раньше Аночке. «Впрочем, он удивлялся одинаково и себе: как мог он прежде не оценить, не видеть самой сильной, самой поражающей стороны ее существа — ее таланта! Она была несравненно богаче, несравненно шире, чем он ее себе представлял. Она была выше всего, что приходило ему на ум, едва он начинал о ней думать».
Но не следует предполагать, что отношения Кирилла и Аночки были легкими и простыми, без трагических коллизий, без напряженной внутренней борьбы за право на большую любовь. И это особенно касается Аночки.
Обстоятельства складывались так, что встречаться им приходилось редко. Но вот Кирилл не пришел на одну из этих редких, отчаянно желанных встреч.
«Время тянулось убийственно. Аночка начала отчаиваться. Она переворошила в памяти все мимолетные фразы, которые Кирилл когда-нибудь сказал в оправдание или объяснение своей занятости, или долга, или вообще чего-нибудь, связанного с тем различием, какое было между ним и ею, с его ответственностью перед людьми, перед революцией, перед эпохой — ах, мало ли что обязывало Кирилла жить особой жизнью, совсем нэ схожей с обыкновенной маленькой жизнью Аночки!
Почему она до сих пор не задумывалась над значением всех его отговорок, мнимых нечаянностеи, мешавших встречам на протяжении целого лета и осени? Как она не замечала, что ему в тягость, в обременение, в обузу эти ее ожидания встреч, эти обещания, которые она берет с него,— чтобы он пришел, чтобы пренебрег непредвиденными делами, как рогатка стоящими поперек дороги? О, разумеется у него чрезвычайно значительные дела. Они могут быть даже действительно государственной спешности. Извеков — не Парабукин. Привирать он не станет. Ему незачем даже преувеличивать».
И Аночку вдруг обуревает страх, что никогда не исчезнет разница между столь большими и столь ответственными делами Кирилла и, как ей представлялось, маленькими, ничтожными ее делами.
Даже больше — эта разница сможет вырасти, стать еще более глубокой. В таком случае она, Аночка, будет обречена на бесплодные ожидания, на мучительное сознание, что любимый ею тяготится, «жертвует» ей какие-то крупицы своего времени и внимания. Но тут же в ее душе возникает горячий протест против такого неравенства.
«Почему, собственно, он считает себя в таком привилегированном положении? Разве для нее время не так же дорого, как для него? Разве ей легко далось вот сегодня, ради этой несчастной встречи с Кириллом, отказаться от читки новой пьесы, в которой Цветухин обещает ей новую роль? Не явиться в театр, когда ее там ждут, когда она только что начала работу, с детства ее манившую во сне и на яву! Это ли не жертва? А как поступает Кирилл? Он обманывает ее. Он ее обманул! Он не пришел!
Все-таки, может быть, он еще придет? Может быть, его задержало что-нибудь из ряда выходящее? Ведь сейчас так много больших событий! А он такой большой человек! У него такие обязанности! Как можно сравнивать его обязанности с какой-то читкой пьесы, в которой Аночка, поди, и роли-то никакой никогда не получит! Она слишком обидела Цветухина, чтобы он дал роль. Она должна за счастье считать, что любит такого выдающегося человека, как Кирилл, и что он любит ее.
Он, конечно, конечно, ее любит! Он просто задержался. Не обманщик же он в самом деле! Он сейчас придет. Что она должна для него сделать? Ах, господи, она готова все, все для него сделать, только бы он пришел! Но он не придет! Он опоздал на целых два часа. Нет, уже на два часа четыре минуты. Четыре минуты! Мама милая, боже мой, что же все-таки сделать, чтобы он пришел?! Подогреть еще раз самовар? Он остыл. Труба гудит, как домовой. А он уже остыл. Кирилл Извеков уже остыл. Господи, что за нелепица лезет в бедную голову!»
Перед нами обыкновенная женщина, влюбленная до отчаяния, которая ждет, ревнует, упрекает, подозревает, потом, вынырнув на мгновение из омута сомнений, исступленно надеется, верит... А потом опять все сначала.
Но Аночка сильная натура. Разница между сильной и слабой женщиной не в том, что одна страдает, терзаясь ревностью и сомнениями, а другая при всех обстоятельствах строга, ясна, спокойна. Нет, сильная, эмоционально одаренная Аночка страдает несравненно глубже, с большими потерями для себя. Разница между сильной и слабой в том, что первая умеет призвать на помощь мужество, вторая не хочет и не умеет этого делать, оскорбляя любовь истерикой упреков и самоуничижений.
Аночка не потерпит, чтобы Кирилл изнурял себя мыслью, что он в долгу у нее, она не потерпит, чтобы ее любовь была хоть чуть-чуть ему «в тягость, в обременение, в обузу». Она справится с женской своей слабостью и никогда не потребует оправданий и объяснений. Присущий Аночке талант на любовь подскажет ей, что посягательство на право Кирилла жить «особой жизнью» унизительно для них обоих. Но она сделает все возможное и невозможное, чтобы получить и свое право на «особую жизнь», чтобы по-своему, вместе с Кириллом строить «аэродром будущего». Пусть это будет трудно, труднее, чем можно вообразить, но Аночка никогда не искала легкого пути...
И в финальном эпизоде романа, когда Аночка провожает Кирилла на фронт, читатель уже в полной мере ощущает не только одухотворенную красоту Аночкиной силы, ее большую женскую мягкость и неизменную «готовность к подвигу», но и то, какой ценой все это давалось ей, в какой непрерывной внутренней борьбе совершенствовался ее характер...
Да, Аночка не искала легкого пути, потому что это скучный, безрадостный путь мелкодушных... «Слабый пол», так оскорбительно для человеческого достоинства взлелеянный старым миром, не так-то скоро и совсем не безболезненно сдавал свои позиции. У его представительниц, вопреки их «слабости», были весьма крепкие, устойчивые, воспитанные долгими десятилетиями повадки хищнического, паразитического существования. На этой почве в первые годы революции возникали часто, а изредка возникают и теперь тяжелые коллизии в отношениях между мужчиной и женщиной.
В произведениях о гражданской войне в 20-е годы бытовала такая ситуация: революционер из народа попадает в плен соблазнов некой представительницы «слабого пола», а потом наступает горькое, если не трагическое разочарование. В «Необыкновенном лете» нет таких крайних ситуаций. В этом романе женщины, контрастные Аночке, совсем не «коварные соблазнительницы» — они чистые, хорошие, любящие. Это лучшие представительницы «слабого пола», но все же «слабого» и потому они так неполноценны в сравнении с Аночкой, и нет у них, совсем нет таланта на любовь...
Лиза и Ася — обе эти женщины, с которыми судьба сталкивает Аночку, как будто должны затмить, заслонить ее своей красотой, блеском своей женственности. Обе они, каждая по-своему, красивы и привлекательны, в них, как говорится, влюбляются с первого взгляда, но не хватает им силы любви, не хватает счастья. Не хватает не только им, но и тем, кого они любят.
Почему же судьба так жестоко обошлась с ними? Судьба ли?
Некрасивой, угловатой Аночке не судьба ворожит, а она сама, своими худенькими, полудетскими ручонками расчищает дорогу к счастью, вырывает колючие сорняки — и сама создает свою судьбу.
Аночка—одухотворенно-деятельный характер. И поэтичность этого характера прежде всего в открытой и деятельной любви к жизни, доброй, достойной жизни. ч Она умеет защищать и защищаться, дать бой мещанству и пошлости.
Совсем другая Лиза. Ее внутренний мир тоже не лишен поэтичности, но она пассивна и робка и потому бессильна вырваться из плена старых понятий и предрассудков.
Лиза не смогла отстоять свою независимость и свою любовь к Кириллу и, уступив настояниям отца, выходит замуж за купца Шубникова.
В дореволюционное время это было весьма типичным явлением. Браки по любви много чаще встречались в благонравных романах, нежели в конкретной действительности. И даже такие не совсем заурядные девушки, как Лиза, нередко шли по проторенной стезе, уступали «благоразумным» настояниям старших и вступали в брак по расчету, брак, который вполне соответствовал их имущественному цензу и положению в обществе. Сначала таким девушкам было, разумеется, тяжело и горько, а потом они в большинстве случаев привыкали, рожали детей, толстели, душевно грубели и в свою очередь выдавали замуж или женили с расчетом — выгодно и прилично. «Стерпится — слюбится» — эта страшная поговорка благословляла на взаимную куплю-продажу...
Кирилл и Лиза — принципиально разные характеры. Лиза вспоминает такой разговор с Кириллом:
«— Мы с тобой непременно будем читать вслух самых, самых любимых писателей! И если будем читать про несчастных героев, то будем еще счастливее. Потому что мы будем про них читать и думать: какие мы счастливые, что не несчастны, как эти герои!
Тогда Кирилл ответил:
— Нет. Мы будем читать и придумывать с тобой, как бы сделать несчастных героев счастливыми героями. И от этого мы будем с тобой самыми счастливыми.
До сих пор помнит Лиза, как ответил Кирилл и как поглядел на нее будто подожженными изнутри глазами. Ей тогда очень понравилось, как он это сказал и как посмотрел».
Эти слова тогда очень тронули Лизу, она их с волнением вспоминает и сейчас, через девять лет, ибо она знает, что ни с кем никогда не будет так мечтать, как мечтала с Кириллом. «Свобода, Независимость» — эта надпись, сделанная когда-то Кириллом, еще учеником технического училища, на первой странице записной книжки с буквами «Е» и «К», до сих пор вызывает у Лизы слезы, воспоминания об утрате. Только слезы, а не желание бороться, отстаивать свои права на будущее, на утраченную свободу и независимость...
Лиза сама, своей волей не умеет, не может защитить свое достоинство женщины и человека. Ей нужна опора, сильный мужчина, который повел бы ее за собой. Если бы Кирилла не арестовали и если бы он был рядом, у нее, по всей вероятности, хватило бы сил не послушаться отца и пойти за Кириллом. Но предоставленная самой себе, она не может, не умеет сопротивляться. В ней нет той гордой решимости, той благородной непреклонности, которой полна Аночка. Будь на месте Лизы Аночка, она скорей бы умерла, чем покорилась воле отца, позволив оскорбить себя замужеством с пошляком Шубниковым.
Лизе отнюдь не чужды порывы к жизни светлой, красивой, вольной, но она в противоположность Аночке не хозяин, не творец своей судьбы. У нее хватает силы порвать с Шубниковым, но она снова опутывает себя браком с пресмыкающимся «тихоней», бывшим кандидатом на судебную должность Ознобишиным.
А ведь можно было ожидать, что Лиза «перевернет» свою жизнь.
Вспомним, как легко и радостно делается у нее на душе, когда она видит крушение старого мира. Вот срывают с дома вывеску «Шубников», и падают исковерканные аршинные буквы под восторженные крики бегущих кругом мальчишек. «Лязг багров, детские голоса, треск деревянных рам, отдираемых от железа, показались ей веселым шумом ранней весны. Задорная уверенность вселилась в нее: теперь с Шубниковым кончено для всех и для всего!»
Лиза умна и проницательна и, возможно, в какой-то большой день своей жизни она взбунтуется и против Ознобишина. Ведь в «доброте» Ознобишина она уже начинает видеть «что-то хитрое-прехитрое». Но коренным образом Лиза никогда не изменит свою жизнь. Она обречена лишь оплакивать свои неосуществленные мечты, утраченные надежды на свободу и независимость. В ней нет этой гордой, неуступчивой самостоятельности, которая делает женщину равной в любви с мужчиной.
С восхищением и тайной болью смотрит Лиза на Аночку, талантливо исполняющую роль Луизы из «Коварства и любви». Она видит, с какой преданной нежностью наблюдает за игрой Аночки Кирилл. В эти минуты Лиза забывает обо всем на свете, и о сыне, и о муже — так неудержимо влечет ее в новый, чудесный мир, где вдохновение, радость, борьба, в мир, куда, оставив ее далеко позади, ушла Аночка.
Не только женская ревность руководит Лизой, но и горькое раскаяние, что она сама обрекла себя на «бездействие мира старого», не сумела отстоять и свою любовь к Кириллу и право на большую жизнь...
В противоположность Лизе, жена Пастухова Ася сильна и деятельна. Это не пассивный характер. Но в ней нет Лизиной внутренней поэтичности. И потому Федин так строг к ней. Он прощает Лизе многое, заставляя читателя полюбить незадачливую свою героиню. Но Ася при всей внешней обаятельности не вызывает симпатий ни автора, ни читателя.
Лирические интонации, которые так сильны в изображении Лизы, здесь нередко уступают место снисходительно-иронической усмешке.
При первой же встрече с Асей чувствуется эта усмешка.
Вот в набитом до отказа вагоне семейство Пастухова, скрываясь от житейских бурь, направляется в Саратов. В этом же вагоне очутился и Дибич. «Устроившись кое-как, они (Дибич и Пастухов.— Б. Б.) с благодарностью смотрели за нежными руками Анастасии Германовны: она раздавала чайной ложечкой мелко наколотый сахар, выкраивала перочинным ножом кусочки хлеба и все говорила молчаливой своей лучистой улыбкой, что как, в сущности, мило располагает такая вот поездка в вонючем вагоне, с мухами и картежниками, навстречу полной неизвестности, туда, куда вовсе не собираешься ехать, как это приятно, если, конечно, умеешь себя хорошо держать в обществе и вот так, как она, обаятельно оттопыривать мизинчик».
Потом Дибич рассказывает о своем бегстве из плена, и Пастухов изрекает, что в России «бегут все: раскольники, невесты, каторжане, гимназисты.
...— И мы тоже бежим,— застенчиво улыбнулась Ася.
— Только — за чем? — вставил Пастухов.
— Как — за чем? — За пошеном, за картохой, за свеколкой,— игриво и хозяйственно перечислила Ася, давая понять, что, не теряя своей воздушной улыбки, она, если хотите, умеет быть земной, как любая деревенская Феклуша».
Ум, красота, деятельная любовь Аси оказались пригодными только для узкого, мирного, привычного мирка семейной жизни и только тогда, когда этот мирок находится в относительной безопасности, вдали от социальных потрясений.
Ася, вопреки всем своим достоинствам, лишена таланта на любовь. Потому что она по преимуществу женщина «физическая», как ее правильно определил сам Пастухов. И это отсутствие в ней высших, поэтических интересов делает ее удивительно беспомощной, глухой, когда надо проявить особую чуткость, выдержку, умение сделать выбор, предвидеть будущее, когда решается судьба. И именно поэтому Ася, так блестяще угадывавшая малейшие ощущения Пастухова и так искусно потворствующая его слабостям, в момент, когда Пастухов нуждается в самом глубоком понимании и в самой крепкой поддержке, не только не проявляет находчивости и не оказывает этой поддержки, но, против воли, толкает горячо любимого мужа на неверный шаг, чуть не приведший его к гибели. Она внушает Пастухову необходимость бегства из Саратова, толкает его на участие в делегации к генералу Мамонтову.
При всей силе своего женского обаяния, своей нарядной красоты, она кажется маленькой, жалкой и некрасивой в сравнении с худенькой, угловатой Аночкой, которая вся одухотворена порывом в будущее, страстным любопытством к жизни и людям. Союз Кирилла с Аночкой по-настоящему прочен, свободен, красив, в то время, как семейный мирок Аси и Пастухова может погибнуть от первых потрясений...
Контрастные характеры трех женщин — Аночки, Лизы, Аси, взаимодействие и отталкивание этих характеров раскрывают новое, самое обаятельное в женщине: достоинство творца, хозяина новой жизни, и это новое придает женщине внутреннюю красоту, особый талант на любовь. Она умеет подвижнически-преданно любить, сохраняя внутреннюю независимость и становясь от этого еще более желанной.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +