Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Литература и искусство за годы Советской власти


А. Н. Алексеева. Сб. "Культурное строительство Горьковской области 1917-1957",
Горьковское книжное издательство, 1957 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с некоторыми сокращениями

Вернуться в оглавление книги ...


Литературно-художественная жизнь г. Горького и Горьковской области за годы Советской власти характеризуется большой интенсивностью, богатством и разнообразием и оказывает заметное влияние на общий рост социалистической культуры в крупном промышленном центре нашей страны. Деятельность работников литературы и искусства связана со множеством лучших традиций, характерных для Нижнего Новгорода в прошлом, и с самобытным и оригинальным народным творчеством, питающим современное профессиональное искусство в нашей стране.
Характеристику основных явлений литературы и искусства в нашем городе и области по справедливости следует начать с краткой истории горьковских творческих организаций - тех небольших отрядов творческих работников, которые, объединяясь в масштабе всей страны, содействуют росту советской литературы и искусства. В Горьковской области в настоящее время существует три таких творческих организации - областные отделения Союзов писателей, художников и композиторов СССР.
«Литературное дело, - писал в 1905 году В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература», - должно стать частью общепролетарского дела», подчеркивая тем самым и высокое общественное назначение литературы в борьбе народных масс за свое освобождение от гнета самодержавия и капитализма, и участие в литературном процессе широкого круга талантливых представителей из рабочих, крестьянства, трудовой интеллигенции. Это ленинское положение практически подтверждено всем ходом строительства социалистической культуры и литературы в нашей стране.
Еще в предреволюционные годы Коммунистическая партия привлекала к участию в партийной печати писателей, творчество которых было выражением революционных идей, стремления народных масс к свободе. Общеизвестно большое участие в партийной печати А. М. Горького, Д. Бедного, А. Серафимовича и тех многих молодых писателей - рабочих, крестьян, - тяга которых в литературу была живым свидетельством неизбывных творческих сил народа. Великий Октябрь положил начало строительству первого в мире социалистического государства и обеспечил возможности самого широкого участия народных масс в развитии социалистической культуры, литературы, искусства. Это участие народа в формировании литературного процесса проявляется не только в том, что кадры писателей непрерывно пополняются все новыми и новыми силами, но и в той горячей, страстной заинтересованности миллионов читателей, которую они проявляют к творчеству писателей страны. Литература у нас создается не только в Москве, в столицах союзных республик, но и повсюду. Писательские организации - отделения Союза советских писателей, литературные объединения, кружки в районных центрах, на крупных заводах, в институтах - это вое большие и малые отряды армии советских литераторов, делающих одно общее дело, пре. следующих одну цель - художественным словом помочь народу в строительстве коммунизма.
Многие тысячи литераторов работают на местах, в краях и областях. Наиболее талантливые из них входят во всесоюзную литературу, их произведения становятся широко известными в стране. Творческая деятельность таких писателей, как А. Сурков и М. Исаковский, В. Смирнов и В. Закруткин, А. Софронов и Г. Марков, Н. Кочин, В. Костылев, Г. Николаева и многих сотен других, началась именно в писательских коллективах краев и областей. Но и те писатели, известность которых не выходит за пределы их области, края, стоят в общем строю литературы и вместе с большими мастерами решают в меру своих творческих сил и способностей общую задачу. Это относится, несомненно, и к литераторам Горьковской области.
В старом Нижнем Новгороде и до Октябрьской революции жили и работали большие писатели, выразители интересов различных социальных слоев общества, различных идедшых направлений. Всего важнее для нас, что в начале века в Нижнем жил и работал великий писатель А. М. Горький, творчество которого оказывало огромное влияние на молодых писателей-нижегородцев, выходцев из рабочих, крестьян, демократической интеллигенции. Под знаком этого влияния прошло предреволюционное развитие литературного творчества нижегородцев. Уже тогда в Нижнем работали: талантливый, рано умерший писатель-прозаик А. Яровицкий (Корнев), за творчеством которого внимательно следил Горький; один из первых пролетарских поэтов А. А. Белозеров, стихи которого печатались в «Правде»; писатели из народа, как их тогда называли, - Н. Новиков, П. Клоков, И. Трубин и другие.
Тогда же выходили первые отдельные книги этих писателей и сборники, например, «Весенний шум», «Нижегородский альманах» и другие издания. С установлением Советской власти в Нижнем Новгороде, с переходом печати в руки трудящихся начинается бурное развитие литературы в городе и области. На страницах «Нижегородской коммуны», новых газет «Бурлак» (затем «Бурлак-коммунист»), «Известия красной военной флотилии», «Мысль красноармейца» печатается много рассказов, очерков, стихов, - факт, говорящий о широком стремлении простых людей выразить в художественном слове свои чувства, свои: впечатления. Тяга к литературе, стремление к творчеству становится огромным. Пишут рабочие, крестьяне, красноармейцы, моряки, литературное движение возникает в университете, в средних учебных заведениях города (выходят журналы «Первый опыт», «Метеор», «Ювенилиа»). Пусть не все новые авторы закрепились в литературе, а многие издания тех лет быстро прекращали свое существование, - важно отметить бурный процесс пробуждения небывалого интереса к литературе.
В 1919 году в Нижнем Новгороде выходят юбилейный сборник «Коммунист», посвященный 2-й годовщине Октября, в котором значительное место занял литературный отдел, и художественный сборник «Зарницы», посвященный той же дате. Среди авторов этих сборников - писатели С. Малашкин, И. Касаткин, Н. Власов-Окский, М. Царев (рабочий Петров) и другие.
В начале 20-х годов выходят литературно-художественные сборники «В кузнице», «Волжская вольница» (1920 г.), «По новому руслу» (1921), «Голодающим Поволжья» (1922), сборник футуристического направления «Даешь?», издаются новые литературные журналы: «Блокнот литератора», «Мысль» (двухнедельник студенчества Нижегородского государственного университета), «Зори Октября» (с 1923 г. -- двухнедельник), в качестве приложения к газете «Нижегородская коммуна» выходил сатирический журнал «Наша неделя» и журнал «Рабоче-крестьянское творчество» (позднее называвшийся «Рабочее творчество»), «Литературное обозрение» «Нижегородской коммуны» (1924 - 1926 гг.) и т. д. В этих журналах выступают десятки новых авторов: В. Костылев, А. Безруков, В. Мартовский, Н. Нардов и др.
С первых лет Советской власти в городе начинают издаваться книги писателей-нижегородцев. Так, появляются книги стихов С. Малашкина «Мускул», «Мятежи», М. Царева, рабочего Петрова - «Звездный путь», пьеса «От смерти к жизни», пьесы А. Морозова «Весна без солнышка», «Цветы безвременья», «Дунькина свадьба», «Максимов грех», рассказы А. Сигорского «Отклики войны» (в 30-х годах им выпущены также книги «Записки Мишутки Терентьева», «Костя Фефела»), книга рассказов В. Мартовского; в центральных издательствах выпускаются сборники стихов А. Белозерова «Мятежные вихри», Н. Власова-Окского «Воскресшая земля» и другие.
В 1920 году в Нижнем Новгороде начал выходить орган губернского комитета комсомола «Молодая рать», сыгравший большую роль в собирании писательских сил из рабочей и крестьянской молодежи. В 1925 году при редакции «Молодой рати» была организована литературная группа под тем же наименованием, в которую вошли молодые, начинающие писатели и журналисты-комсомольцы А. Распевин, Б. Рюриков, В. Николаев, К. Смирнов и другие, многие из которых впоследствии стали активными деятелями советской литературы и журналистики.
В те же годы возникают в городе и другие литературные организации: отделение Всероссийского союза поэтов, группа «Перевал», «Нижегородский Леф»; однако деятельность их была кратковременной и бесплодной, противоречащей интересам развития советской литературы, и эти группы исчезли одна за другой, тем более, что многие члены этих групп, имея более здоровые, верные взгляды и идейные устремления, тяготели к рабочей писательской организации - «Молодой рати». Именно «Молодая рать» и стала ядром созданной в Нижнем Новгороде в 1928 году Нижегородской ассоциации пролетарских писателей, а в 1932 году, после известного постановления ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций,- отделения Союза советских писателей.
После I съезда писателей в 1934 году в Горьковское отделение Союза писателей вошли как члены и кандидаты А. Муратов, Н. Кочин, П. Штатной, А. Патреев - прозаики; М. Шестериков, Б. Пильник, А. Зарубин, Н. Бирюков - поэты; Б. Рюриков, А. Елисеев - критики; позднее - В. Костылев, А. Белозеров, И. Ковалев (сказочник). Отделение Союза развернуло большую работу по сплочению вокруг себя писательского актива, стало вести большую консультационную работу, посредством которой также находило в городе и области новые литературные силы.
С 1931 года писательская организация издавала (вплоть до 1936 г.) ежемесячный литературный журнал «Натиск», в котором, кроме перечисленных выше членов писательской организации, активно выступали И. Симаненков, Ф. Фоломин, Ф. Жиженков, И. Марченко, А. Костин, А. Новожилов, К. Поздняев, Г. Коняхин, Н. Барсуков, Е. Рябчиков, М. Пиголкин, И. Рогов. В течение этого периода выходили литературные сборники «Начало», «Будни», «Тропы», «Победная весна» и др.
1937 г. вместо журнала стал выходить «Волжский альманах» - (до 1957 г. издано десять номеров, объемом более 200 печатных листов). На страницах журнала и альманаха выступали и выступают многие молодые писатели, начиная тем самым свой путь в литературу. Местное и центральное издательства выпустили в довоенные годы десятки книг горьковских писателей. Это книги ведущего горьковского писателя Н. И. Кочина («Девки», «Парни», «Тарабара», «Юность», «Записки селькора», «Кулибин»), А. Патреева («Инженеры», «Таблица Крафта», «В зеленых цехах»), П. Штатнова («Комбинированная умница», «Прекрасная жисть»), А. Муратова («Наше сердце»), В. Костылева («Хвойный шторм», «Жрецы», «Питирим»), Г. Федорова («Жизнь начинается вновь», «Обыкновенная женщина»), сборники стихов М. Шестерикова («Большевистская пашня», «Стихи»), А. Зарубина («Стихи»), Б. Пильника («Пестрая книга»-в ней интереснейшая романтическая поэма «Песня о крови»), И. Симаненкова, В. Щепотева, К. Поздняева, коллективные сборники «Стране нужен лес», «Поэтический альманах» и другие.
В годы Великой Отечественной войны из организации в ряды Советской Армии ушли А. Муратов, М. Шестериков, Б. Пильник, Б. Рюриков, А. Елисеев, И. Симаненков, К. Поздняев, И. Рогов. В боях за советскую Родину погибли ответственный секретарь отделения А. Муратов и талантливый молодой поэт И. Рогов.
Во время войны литературная жизнь в г. Горьком не замирала. Писатели активно участвовали страстным публицистическим словом, художественным творчеством в общенародной борьбе о фашизмом. Писатель В. И. Костылев в эти годы пишет свои исторические романы на темы, особенно близкие в те дни широкому читателю, - «Козьма Минин», трилогия «Иван Грозный», его пьеса о Минине идет на сцене театра; Г. Федоров пишет повесть «Матросская слава» и много рассказов и очерков; выходит альманах «Голос Родины», сборники стихов М. Шестерикова «Мы на Запад идем» и Б. Пильника «Стихи».
Горьковские писатели активно участвуют в работе областных газет, общественных организаций города и области.
В послевоенные годы наша писательская организация направляет свои усилия на решение тех новых больших задач, которые были определены решениями ЦК партии по вопросам литературы и искусства и постановлениями XIX и XX съездов партии, а также работой II съезда писателей. Несмотря на недостатки и ошибки, которыми характеризуется творчество некоторых наших писателей в эти годы, общее направление литературного движения в нашей области отмечено стремлением к правдивому отражению жизни, облика людей нашего времени, их величественного труда по строительству коммунизма, духовного богатства народа. В настоящее время после объединения с Кировским отделением Союза писательская организация Горьковской области имеет в своем составе писателей М. Шестерикова, Н. Кочина, А, Патреева, Г. Федорова, А. Ковалева, Н Бирюкова, Б. Пильника, И. Денисова, А. Еремина, М. Дьяконова и большой литературный актив; организация продолжает выпускать «Волжский альманах».
Широко известны в стране многие горьковские писатели и поэты, живущие сейчас в нашей области или работающие теперь в Москве. Общественное признание получил роман Г. Николаевой «Жатва», рисующий на горьковском областном материале важные этапы развития колхозного строительства. Высоко оценены советским читателем исторические романы покойного писателя В. Костылева, труды рано умершего талантливого литературоведа В. Николаева. Из рядов горьковской писательской организации вышли известный советский литературовед Б. Рюриков, талантливые журналисты Л. Кудреватых и Е. Рябчиков. Всесоюзную известность имеет горьковский писатель Н. Кочин, романы которого о новой деревне, книга «Записки селькора» правдиво и ярко отражают сложные процессы роста мировоззрения советских людей, а книга о Кулибине - до сего времени одна из лучших биографических работ о гениальном изобретателе-нижегородце; читатели знают Г. Федорова, написавшего в послевоенные годы повесть «Солдаты», несколько сборников рассказов и очерков («Простые рассказы», «На переправе и др.), пьесы «Пути-дороги», «Знатный гость», «В нашем доме» (все они ставились и на сцене Горьковского театра драмы, и во многих других театрах страны, а пьеса «Пути-дороги» и в театрах стран народной демократии). Спектакль Горьковского театра драмы по пьесе Федорова «В нашем доме» пользовался вниманием у московского зрителя.
Горьковский поэт Михаил Шестериков, ведущий большую организационную работу как ответственный секретарь отделения ССП, стал известен за пределами нашей области своей поэмой «Чкалов», посвященной выдающемуся летчику, нашему земляку. Поэма в ее новом варианте напечатана в 1955 году в журнале «Знамя».
Поэт Н. Бирюков в последние годы плодотворно работал над созданием оперных либретто. Он написал новые тексты опер «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Галька» Монюшко. Его либретто к опере композитора-горьковчанина А. Касьянова «Степан Разин» отличается четким драматическим сюжетом, острым конфликтом, полнокровными поэтическими характерами героев. Главное достоинство либретто - простой, народный язык, легко ложащийся на музыку, очень точно передающий характерные интонационные особенности речевого строя эпохи. Большими поэтическими достоинствами отличается и либретто оперы Бетховена «Фиделио», созданное поэтом для Большого театра Союза ССР и положительно оцененное центральной прессой.
Поэт Б. Пильник написал в послевоенный период поэму «Василий Пошехонов» - о подвиге нашего земляка, Героя Советского Союза, множество стихотворений, из которых подготавливается новый сборник, и- совместно с Героем Советского Союза А. Бринским - книгу «По ту сторону фронта» (Записки партизана). Опытный поэт владеет поэтической формой, имеет богатый запас жизненных впечатлений. В книге «По ту сторону фронта», над продолжением которой он сейчас работает, Б. Пильник показал себя и как хороший писатель-прозаик - многие эпизоды сделаны в острой драматической манере, имеют самостоятельное, литературное значение. Книга ценна как художественное обобщение воспоминаний о буднях и великих событиях Великой Отечественной войны.
Поэт А. Зарубин за последнее время в основном работает над жанром очерка. Им написана книга «В одном колхозе» на материале наблюдений над жизнью колхоза им. Кирова Кстовского района Горьковской области.
Способный писатель И. Денисов издал недавно книгу рассказов «Никита Ильич».
Вышли первые книги молодых поэтов В. Авдеева, В. Половинкина, В. Кулагина, В. Автономова, прозаиков - А. Великанова, А. Вершинина, М. Лисина, М. Фарутина, А. Цветнова, Ю. Шальнова и других. А. Еремин в 1951 г. выпустил книгу «Пушкин в Нижегородском крае», в настоящее время он закончил работу над романом о жизни А. С. Пушкина после восстания декабристов. Ю. Волчек создал либретто по повести А. Гайдара «Тимур и его команда» для балета горьковского композитора А. Нестерова.
Актер Дзержинского театра драмы Т. Лондон сделал удачные инсценировки по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и «Поднятой целине» М. Шолохова. Стали известны молодые поэты Л. Шерешевский, Г. Бедняев, В. Каныгин, С. Соколов, С. Кириллов, А. Люкин, прозаик Д. Кудис и многие другие.
Подготавливаются новые номера альманахов и коллективные сборники, вышла из печати книга «Огни зажглись» - сборник очерков местных писателей о Горьковской ГЭС.
Появление новых имен в литературе г. Горького-свидетельство организаторской и воспитательной работы областного отделения ССП. Литературное дело - живой процесс движения вперед, процесс роста писателей. Нет сомнения в том, что наша область даст советской литературе еще немало новых имен.
Сложный путь развития за 40 лет прошли и горьковские художники. Сквозь многие ошибки, заблуждения и прямые срывы проходят поиски реалистического метода в изобразительном искусстве, стремление найти самобытную, оригинальную художественную форму, которая бы по-настоящему правдиво выразила новое содержание жизни города, области, передавала бы во всем величии облик нашего современника. Эти поиски дались не легко и не просто, они проходили в борьбе, характерной для первых лет развития советской живописи, графики и скульптуры.
В 1917-18 гг. в Н. Новгороде еще продолжало формально существовать нижегородское «Общество любителей живописи», в свое время сыгравшее положительную роль в объединении местных художников и, главным образом, в обучении первоначальным навыкам изобразительного искусства самых широких слоев городского населения, притом из среды рабочих.
Нижегородское «Общество любителей живописи» было неоднородным по своему составу: здесь и сторонники академического искусства (К. Померанцев), и представители модернистского направления (Э. Гейне), а в 1916 - 1917 гг. выставлял свои «кубистические» опыты в то время еще очень молодой и необыкновенно увлекающийся художник Федор Богородский.
Совершенно естественно поэтому, что последняя выставка «Общества», открытая в декабре 1917 года, по своему содержанию никак не могла соответствовать тому, что переживал в это время город и вся страна, а «идейные» установки «Общества» не могли быть созвучны идеям Великой Октябрьской социалистической революции.
Однако и новая организация нижегородских художников, объединенных союзом «Рабис», не удовлетворяла еще требованиям нового советского искусства.
На выставках, которые устраивались нижегородскими художниками, участвовали представители самых различных направлений. На горячих диспутах некоторые художники, в то время увлекавшиеся Сезанном, делали попытки объявить свое искусство наиболее передовым и революционным, единственно необходимым победившему пролетариату. Наивные попытки Ф. Богородского облечь в «сезаннистские» формы темы революции и труда были не понятны и чужды народу; красивые,но ничтожные по содержанию и однообразные натюрморты А. Куприна также оставляли равнодушными посетителей, и совсем уже неприемлемыми и непонятными были кубистические портреты Л. Франкетти. Надо отметить, что вскоре и А. Куприн, и Ф. Богородский поняли свои заблуждения и оба уверенно встали на путь реализма.
В 1925 году в Н. Новгороде организуется нижегородский филиал АХРР (Ассоциация художников революционной России). Здесь впервые был поднят вопрос о необходимости реалистического отображения окружавшей художника советской действительности. Мы знаем, что, несмотря на недостатки, АХРР сыграла свою положительную роль в становлении советского изобразительного искусства.
В Нижнем Новгороде на выставках АХРР начали появляться картины и портреты работы Л. Хныгина, В. Мартынова, С. Коршунова, Ф. Кириллова. Тематика ях была почти всецело посвящена современности.
Организация единых творческих Союзов, утверждение метода социалистического реализма создали новые условия для объединения художественных сил в городе и области.
В 1933 году возникает Горьковский областной Союз советских художников. У него уже имеется конкретная программа борьбы за развитие искусства социалистического реализма, это - крепкая общественная организация, в дальнейшем хорошо обеспеченная государством (путем создания Художественного фонда СССР). Появляется все больше картин, посвященных советской действительности, строительству социализма в крае и области. В это время особенно плодотворной была деятельность Л. Хныгина. Поездка в Удмуртию дает возможность художнику написать серию картин, отражающих строительство социализма в национальной республике; работа Сормовского завода, строительство Горьковского автозавода, его дальнейшая работа,- вот что интересует художника.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в 30-е годы выставки Союза еще часто заполняются этюдами, в которых не чувствуется дыхание времени, портретами интимного характера, мало интересными для нового зрителя.
В Союз приходит молодежь: увлекает своими волжскими пейзажами М. Тихомиров, впервые начинает выставлять свои пейзажи А. Полюшенко, с каждым годом все увереннее и увереннее обретает свое творческое лицо А. Каманин, делает попытки создать сложные тематические картины В. Соколов, первые графические опыты показывают В. Аверина (гравюры на дереве) и С. Суслов (гравюры на линолеуме).
В Великую Отечественную войну резко меняется содержание выставок горьковских художников. Военная тематика занимает теперь главное место. Художники ведут большую работу по маскировке города, шефскую работу в госпиталях, принимают живейшее участие в наглядной агитации.
За время войны горьковскими художниками были созданы произведения, которые успешно демонстрировались на московских и межобластных выставкак: «Зоя Космодемьянская» (гипс) - Н. Чугурина„ «Государственный Комитет Обороны» - Л. Хныгина, «Тревожная ночь» - М. Тихомирова, «Весна на освобожденной земле» - А. Полюшенко, «Дети в Великой Отечественной войне» - С. Закржевской и другие.
После окончания войны активно включились в творческую работу молодые художники: А. Варламов, А. Никифоров, Н. Знаменский, О. Бордей, В. Данилюк, Ф. Бутин, С. Балаболкин, М. Левицкая, Н. Лысов и др. Творчески вырос и стал одним из ведущих художников А. Каманин; активно участвовали в областных выставках художники преподаватели художественного училища М. Лисенков, А. Самсонов, В. Ольшевский.
Союз укрепляется организационно, руководство им поручается наиболее активным и авторитетным художникам. Вместе с тем он проводит партийную линию в тематике творчества художников, ведет борьбу с формалистическими и натуралистическими тенденциями, за социалистический реализм, за создание идейных картин.
В первые годы после войны патриотическая, военная тематика занимает большое место в творчестве горьковчан, в особенности в творчестве непосредственных участников войны, стремившихся перенести свои фронтовые впечатления на полотно и бумагу. Многие из них (А. Варламов, А. Никифоров, А. Самсонов, В. Ольшевский) привозят с собой много зарисовок и даже законченных вещей в графике. Союз художников организует интересную выставку работ участников Великой Отечественной войны (1946 г.). В дальнейшем впечатления войны не оставляют художников: А. Варламов создает картину «Похороны партизана» (1946 г.), Н. Храмов - «Допрос пленного» (1947 г.), Н. Лысов - «Это было под Ровно» (1948 г.) и т. д.
Индустриальные пейзажи А. Каманина, «Отдых» Д. Лукьянцева, «В поле» Н. Лысова, «Артисты МХАТ на Волге» Л. Хныгина, «Сельская детвора» А. Варламова, «Из ЗАГСа» и «Свежая почта» Ф. Бутина, портреты Л. Шермана и С. Коршунова и многие другие картины и скульптурные работы свидетельствуют о живом интересе горьковских художников к окружающей их действительности.
Большое значение в оживлении художественной деятельности коллектива имела организация в 1949 г. специальной художественной выставки, посвященной столетию со дня основания завода «Красное Сормово». Был создан ряд произведений на заводскую тематику, выполнена портретная галерея лучших производственников и ветеранов завода.
Историческая тематика занимала значительное место в творчестве горьковских художников в 1945-50 гг. Л. Хныгин написал картину «Ленин и Горький», Н. Лысов - «Ленин в Н. Новгороде» и «Ленин среди нижегородских марксистов», Ф. Кириллов - «Первый арест Горького» и «Демонстрация 1902 г.», М. Лисенков - «П. Заломов на суде» и т. д.
Тема истории нашей революции, образ великого Ленина заняли одно из ведущих мест в творчестве горьковских художников. В 1950 году А. Варламов приобретает широкую известность своей картиной «Ленин с детьми». Теплая, живая, естественная и жизненная в своей композиции картина молодого талантливого художника отмечена и несомненным мастерством художественной формы.
В это же время горьковские художники активно выступают в Москве на республиканских и всесоюзных выставках: в следующие годы эта активность, к сожалению, несколько снижается.
В настоящее время Горьковский Союз советских художников представляет собой один из ведущих коллективов среди Союзов Российской Федерации.
После «Ленина с детьми» А. Варламов написал также ставшую широко известной картину «По Волге широкой», изображающую группу рабочих, стариков и молодежи, отдыхающих в солнечный день на великой реке.
А; Каманин создал серию индустриальных пейзажей. Д. Лукьянцев написал ряд значительных картин, посвященных жизни детей. В. Мартынов из творческой командировки в Карелию привез серию интересных пейзажей. Помимо графических работ, А. Никифоров написал картину «Дети на баррикадах» и ряд крымских пейзажей. Несколько пейзажей и картину «В дни восстания» создает молодой художник С. Тумаков. Картина экспонировалась на Всесоюзной выставке, посвященной революции 1905-1907 гг. На той же выставке экспонировался портрет старого сормовича М. Бокова работы М. Левицкой. Успешно работают в графике И. Савиных, В. Аверина и С. Закржевская.
Очень активны в последние годы и горьковские скульпторы.
Создавший в свое время замечательные скульптурные портреты В. Чкалова и К. Минина А. Кикин сейчас поглощен работой над портретом рабочего и над скульптурой «Алеша Пешков».
Работа Н. Чугурина «Алеша Пешков» была отмечена на республиканской выставке 1955 г. В настоящее время скульптор работает над портретом и фигурой Н. Добролюбова и мечтает о создании образов горьковских героев, о скульптурном романтическом портрете летчика-нижегородца Нестерова и о многом другом.
П. Гусев создал отличный скульптурный портрет В. Чкалова (1953), занявший почетное место в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время П. Гусев занят работой над скульптурой «Александр Герцен».
Портреты Н. Хмелева и П. И. Чайковского сделал скульптор С. Дуденков. После интересной работы «Девочка с голубями» Г. Миронова работает теперь над группой «На этюдах».
Художники заняты напряженной работой, создают новые картины, отражающие глубокие революционные преобразования в жизни) нашей страны и прежде всего в нашем городе и в области.
За последний год Союз пополнился новыми молодыми кадрами, выпускниками художественных вузов. Уже включились в активную работу В. Любимов, А. Алямовский и другие молодые художники. Союз работает с самодеятельными хзлдожниками, помогая раскрыться народным самобытным талантам.
Здоровой и работоспособной Горьковской организации художников предстоит, разумеется, еще очень большая работа над совершенствованием художественного мастерства, над поисками выразительной формы, над развитием новых жанров, но общее направление, взятое организацией в целом, несомненно плодотворно и должно принести горьковским художникам новые творческие успехи.

Музыкальное искусство в нашем городе и области глубокими традициями связано с народным творчеством. Нижегородский край всегда был богат самобытными народными песнями, которые удивляли профессионалов своей красотой и художественным совершенством. Созданная безвестным русским музыкантом знаменитая бурлацкая «Эй ухнем», чудесные лирические, хороводные и плясовые песни вошли в один из первых сборников русских народных песен, составленный нашим выдающимся земляком композитором М. А. Балакиревым, и стали широко известны по всему миру. Множество замечательных народных песен записано в Нижегородском крае и позже, а еще большее их число продолжает храниться в памяти народных певцов и сказителей. Тесная связь с народной песней является характерной чертой творчества нижегородских музыкантов-профессионалов. В летописях о нижегородской старине имеются скупые сведения о композиторах-нижегородцах далекого прошлого. Крепостной музыкант Я. Завидов был автором и составителем музыки для спектаклей первого нижегородского театра в начале XIX столетия. Из материалов, относящихся к более раннему периоду, известно, что гениальный нижегородский механик-самоучка И. Кулибин был также большим любителем музыки, хорошо играл на гуслях и сочинял музыкальные пьесы. К приезду Екатерины II в Нижний Новгород (1785 г.) местные певчие подготовили специально сочиненный им гимн. В ярмарочных театрах и балаганах часто звучали хоровые обработки, попурри из народных песен и отдельные инсценировки с музыкой, созданной руководителями небольших вокальных и инструментальных ансамблей.
В истории русской классической музыки выдающееся место принадлежит талантливейшему музыканту-нижегородцу М. А. Балакиреву, основателю и руководителю группы композиторов «могучей кучки», творческим девизом которой, как известно, было стремление к развитию музыкального искусства на основе национальных, народных его элементов. Уроженцами Нижнего Новгорода были также и другие крупные композиторы, в том числе С. Ляпунов и А. Крейн.
Однако, обстановка жизни дореволюционного купеческого Нижнего Новгорода не благоприятствовала развитию творческой деятельности местных талантливых музыкантов, и они, как правило, переселялись в Петербург или в Москву. Лишь немногие из них провели всю свою жизнь в родном городе, как например, видный нижегородский музыкальный деятель В. Ю. Виллуан, много лет руководивший местным музыкальным училищем и выступавший в качестве дирижера симфонического оркестра. Яркой и весьма своеобразной была личность другого нижегородского музыканта В. Дианина, в начале XX века издававшего газету «Нижегородские музыкальные новости» и сочинявшего различные музыкальные произведения.
В основном музыкальный быт старого Нижнего Новгорода заполняла народная музыка, во всей своей неприхотливой простоте звучавшая на праздниках и увеселениях и являвшаяся главным средством удовлетворения музыкальных запросов широких масс. Профессиональное же музыкальное творчество было знакомо преимущественно узкому кругу местной интеллигенции и привилегированных слоев населения города.
После Великой Октябрьской социалистической революции в нашем городе постепенно стали расти благоприятные возможности для развития творческой деятельности местных композиторов. Этому способствовало прежде всего рождение нового социалистического искусства, отражавшего в своем содержании героику и пафос социалистического строительства. Острая потребность в новых музыкальных произведениях, связанных с современной жизнью миллионов советских граждан, питала творчество местных композиторов и поэтов.
Организация новых многочисленных музыкальных учреждений (оперный театр, филармония, музыкальные школы, консерватория, радиовещание и пр.) способствовала повышению музыкальной культуры города и области, вызвала рост профессиональных музыкальных сил и в -их числе творчески одаренных музыкантов и создала условия для исполнения новых музыкальных произведений, что укрепляло творческое содружество композиторов и музыкантов-исполнителей.
В 1918 году в Нижний Новгород после окончания Петроградской консерватории вернулся молодой композитор А. А. Касьянов. С этого времени на протяжении 40 лет его творческая деятельность непрерывно протекала в родном городе. Начав с сочинения цикла романсов на стихи революционных поэтов и отдельных камерных инструментальных произведений, Касьянов в дальнейшем пишет музыку для драматических спектаклей и радиопостановок, произведения для хора, оркестра и т. д. С момента организации в 1935 году оперного театра в гор. Горьком творческая деятельность Касьянова развивается в основном в жанре оперы. В 1946 году композитору было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В советские годы группа творчески одаренной молодежи окончила местное музыкальное училище (Н. Макарова, А. Цфасман, Б. Мокроусов, М. Симанский, И. Елисеев, В. Владимиров и др). Одни из них работают в Москве и приобрели всесоюзную известность, другие плодотворно трудятся в Горьком. В 1947 - 1950 гг. в состав педагогов открывшейся в городе консерватории вошли композиторы О. Эйгес, А. Нестеров, музыковеды Г. Домбаев и В. Коллар.
С 1951 года организовалось Горьковское областное отделение Союза советских композиторов. Творчество горьковских композиторов охватывает разнообразные жанры музыкального искусства и представлено довольно значительным количеством произведений, сочиненных преимущественно за последние десять лет.
Среди них важнейшее место занимает опера. В этом жанре, как уже говорилось, работает композитор А. Касьянов. Им написаны три оперы: «Степан Разин» (1-я редакция в 1939 г., 2-я редакция в 1953 г.), «Фома Гордеев» (1946 г.) и «Ермак» (1956 г.). Две первых были поставлены в Горъковском театре оперы и балета им. А. С. Пушкина, опера «Ермак» .- на сцене Новосибирского оперного театра.
Главной чертой оперного творчества А. А. Касьянова является его близость к традициям композиторов «могучей кучки» (Касьянов в годы учения был лично связан с Балакиревым и занимался под руководством С. Ляпунова - друга и соратника Балакирева). Композитор стремится к широким историческим полотнам, эпическому складу музыкального повествования, проявляет особый интерес к построению массовых сцен., в которых народ выступает как основной герой произведения. Это наиболее сильно проявилось в опере «Степан Разин», где образ героя-руководителя крестьянского восстания органически сливается с образом народной массы. Вся опера (либретто горьковского поэта Н. Бирюкова) представляет собой ряд картин, последовательно раскрывающих различные этапы народного восстания.
Музыка оперы проникнута народно-песенными интонациями и вместе с тем отличается самобытностью и оригинальностью творческого почерка композитора. Выразительны в опере музыкальные характеристика некоторых основных действующих персонажей - Степана Разина, царя Алексея Михайловича, персианки Мейран, матери Степана - старой Разихи, воплощенные в ариях, сценах и ансамблях.
Образны и отдельные оркестрово-симфонические эпизоды, связанные с пейзажными картинами астраханской ночи, Жигулей и т. п. Но самыми яркими по музыке являются хоровые сцены, раскрывающие многообразные переживания и думы народа - хор бурлаков в «Прологе», хор разинцев на стругах, хор сенных девушек в Коломенском. Очень драматичны и выразительны хоровые сцены крестьян, угоняемых с родных мест «рубить город» под Астрахань, хор коломенских мужиков во время грозы, в особенности монументален: хор народа в картине казни Степана Разина.
Эти же хоровые сцены составляют наиболее сильные стороны оперы А. А. Касьянова «Фома Гордеев» (сцена подъема баржи, хор и пляска грузчиков, величавая хороводная песня «Как по морю» и многие другие). Близок волжскому народному песенному жанру ряд сольных и ансамблевых номеров в музыкальном тексте оперы. Однако народно-бытовые эпизоды, нашедшие удачное воплощение в музыке, из-за плохого либретто (писателя Г. Санникова) оказались мало связанными с основной сюжетной линией оперы - психологической и социальной драмой Фомы. Образ главного героя не получил достаточно четкой и выразительной музыкальной и драматической характеристики.
Третья опера А. А. Касьянова «Ермак», продолжая излюбленный композитором исторический жанр, также весьма насыщена народными хоровыми сценами. Но в ней значительно большее внимание уделено музыкальной характеристике героев, значительно динамичнее драматургия. В колорите оперы сильно развит восточный элемент (образ хана Кучума, танцы и т. п.), что сближает оперу, по характеру с «Князем Игорем» Бородина.
Видное место среди произведений горьковских композиторов, написанных для музыкального театра, занял балет А. А. Нестерова «Тимур и его команда» (либретто Ю Волчека), поставленный на горьковской сцене в 1956 году. Музыка балета «Тимур и его команда» обладает тем важным достоинством, что в ней, помимо общих качеств танцевальности, найдены меткие музыкальные характеристики образов советской детворы, современной молодежи. В музыке балета ощущаются интонации пионерских песен, маршей, молодежных танцев; при этом композитору удалось достигнуть общей драматургической цельности и единства музыкального стиля. Несмотря на некоторую неровность развития сценического действия и некоторую перегруженность пантомимой, балет «Тимур и его команда» привлекает как новизной своей темы и талантливым музыкальным ее воплощением, так и интересными хореографическими находками.
А. А. Нестеров проявил себя как композитор во многих музыкальных жанрах.
Хоровая и кантатно-ораториальная музыка горьковских композиторов представлена, главным образом, творчеством А. А. Касьянова и А. А. Нестерова. К числу наиболее значительных хоровых произведений крупной формы следует отнести кантату-поэму «Валерий Чкалов» А. Касьянова и кантату «Сказ о счастии народном» А. Нестерова. Оба сочинения написаны для хора, оркестра и солистов.
Построенная на контрастных эпизодах - частях, рисующих то тихую обстановку детства Чкалова, та динамическую картину перелета через Северный полюс, и завершающаяся песней-гимном памяти летчика, кантата-поэма «Валерий Чкалов» (текст горьковского поэта М. Шестерикова) представляет собой интересный опыт воплощения в музыке образа нашего героя-земляка, выдающегося советского пилота. Музыка кантаты А. Нестерова выдержана в стиле народного былинного распева.
Оба композитора создали также серию небольших хоровых пьес для Горьковской капеллы мальчиков. Творческое содружество с этим интересным хоровым коллективом оказалось весьма плодотворным.
Горьковскими композиторами написаны также песни для смешанного хора (А. Касьянов, А. Нестеров, В. Владимиров, О. Эйгес, М. Симанский).
Очень большое место в творчестве наших музыкантов занимает симфоническая музыка и форма инструментального концерта. О. К. Эйгесом (работает в Горьком с 1949 г.) написано 12 симфоний, концерт для фортепиано, концерт для скрипки с оркестром и другие крупные инструментальные пьесы, обнаруживающие, что автор хорошо владеет формой симфонической музыки и отлично использует оркестровые выразительные средства. Активно работает в симфоническом жанре также композитор М. Н. Симанский, создавший две симфонии, несколько симфонических поэм и два фортепианных концертов романтическом духе. В. В. Владимиров - автор концерта для фортепиано с оркестром, в котором использованы интонации русских народных песен.
А. А. Нестеров написал интересные симфонические поэмы «Белая береза» и «Буревестник», «Молодежную увертюру» и концерт для тромбона с оркестром, созданный в творческом содружестве с лауреатом международного конкурса исполнителей-музыкантов, воспитанником Горьковской консерватории К. Ладиловым.
Симфонические сочинения А. А. Касьянова (оркестровая сюита «Лесная песня», увертюра на русские темы и др.) относятся к раннему периоду его творчества.
Камерно-инструментальная и вокальная музыка в творчестве горьковских композиторов представлена большим числом произведений и характеризуется стремлением использовать народное, песенное богатство: «Трио на чувашские темы» А.Касьянова, сборник чувашских народных песен (они сыграли важную роль в формировании чувашской народной музыки), цикл фортепианных пьес В. Владимирова, отдельные вокальные сочинения А. Касьянова, А. Нестерова, М. Симанского.
Большими художественными достоинствами отмечены цикл романсов А. Касьянова на тексты русских поэтов, фортепианные прелюдии М. Симанского, его же романсы и романсы и песни композитора Б. Благовидова.
Надо отметить, что современная тема развивается пока еще в очень небольшом количестве произведений горьковских композиторов. Отсутствуют произведения для оркестров народных и духовых инструментов, легкая музыка.
Музыку для драматических спектаклей пишут А. Касьянов, И. Елисеев и Б. Благовидов.
С 1951 г. - с момента организации в Горьком Союза композиторов - было проведено 4 смотра творчества композиторов, на которых исполнялись все вновь созданные произведения. Многие произведения горьковских композиторов изданы Музгизом и нотным издательством Музфонда, вошли в репертуар музыкантов-исполнителей и симфонических оркестров в нашей стране и за рубежом и в радиопрограммы центрального вещания.
Отделение Союза композиторов ведет большую работу с самодеятельными композиторами - руководителями хоров и ансамблей. Творчество композиторов-самоучек развивается, главным образом, в жанре песни; среди произведений есть и такие, которые являются самобытными и связаны с лучшими традициями нижегородской народной песни. В районах нашей области уже сейчас известны самодеятельные композиторы: В. Хорев (Чкаловский район), Н. Коптев (Семеновский район), Аникин, Лебедев (г. Горький) и другие.
Эти народные таланты, вызванные к жизни Великой Октябрьской революцией,- свидетельство и залог прочности и плодотворности музыкального творчества в нашем песенном крае, славном своими музыкальными традициями.
В городе Горьком и Горьковской области в настоящее время действуют 8 театров и филармония. Каждый из театров имеет свою, уже довольно большую историю. Город Горький - город высокой театральной и музыкальной культуры и имеет множество своих оригинальных традиций в этой области.
Один из старейших театров нашей страны - Горьковский ордена Трудового Красного Знамени театр драмы им. М. Горького - ведет свою историю еще с 1798 года. В этом году, в конце XVIII века, нижегородский помещик из Ардатовского уезда князь Н. Г. Шаховской учредил в городе свой крепостной театр, который, как все театры XVIII в., был театром смешанного типа: ставились и оперы, и балеты, и драмы. В 1827 году театр был перекуплен у наследников князя предпринимателями Распутиным и Климовым и с тех пор попадает в руки сменяющих друг друга антрепренеров, стремящихся к получению максимального дохода за счет искусства. В первой половине XIX века на сцене Нижегородского театра перебывали крупные актеры того времени - такие, как Живокини, Вышеславцева и другие. Беспринципная власть невежественных антрепренеров вредила нашему театру, как и всем театрам провинции, но, однако, в истории театра были этапы, связанные прежде всего с приходом на сцену плеяды замечательных русских актеров, несущих традиции Островского. В Нижегородском театре работали лучшие актеры русской сцены, и в их числе - Стрепетова, Никулина-Косицкая, Рыбаков, позднее - Самойлов, Горбунов, Ленский. В 1857 г. в Нижнем Новгороде гастролировал великий русский актер М. С. Щепкин. Выступали на Нижегородской сцене М. Н. Ермолова и К. С. Станиславский.
Театр переселялся из здания в здание, и, наконец, в 90-х годах, по случаю художественно-промышленной выставки, нижегородское купечество приступило к строительству здания театра по проекту архитектора Шредера - того самого здания, в котором театр находится и сейчас. Первый сезон в новом здании 1 сентября 1896 года открыл один из крупнейших режиссеров русского провинциального театра Н. И. Соболыциков-Самарин, с именем которого с тех пор связан наш театр. Самарин взял курс на коренное улучшение репертуара театра: в первом сезоне на сцене шли «Без вины виноватые» и 5 других пьес А. Н. Островского, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя, «Орлеанская дева» Шиллера, «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Как и везде, где он работал, Н. И. Собольщиков-Самарин стремился в Нижегородском театре к утверждению сценического реализма, вопреки жестоким рамкам ограниченного и часто пошлого «модного» репертуара этих лет.
С 1899 года, после ухода Н. И. Самарина, до 1917 г история Нижегородского театра была типичной историей русского провинциального театра, с приливами и отливами, с годами славы, удач и тягостного жалкого прозябания. В период революции 1905 г. на сцене театра увидели свет революционные пьесы М. Горького: «Мещане», «На дне», «Дети солнца», «Дачники», «Илья Лунев» (по роману «Трое»), «Фома Гордеев и Маякин» (по роману «Фома Гордеев»), шли «Ткачи» Гауптмана, «Доктор Штокман» Ибсена, «Вильгельм Телль» Шиллера - пьесы, содержание которых наталкивало зрителей на мысли о политических бурях современности. Театр жил тогда интересами передовой демократической интеллигенции и отражал революционный подъем в русском обществе.
А в годы реакции в театре шли пессимистические декадентские пьесы Метерлинка, Пшибышевского, Ф. Сологуба, Леонида Андреева и пошлая драматургическая «продукция» Шпажинского, Суворина, Потапенко, Чаева и др. В дни первой империалистической войны - трескучие, ура-монархические пьески, жалкие ремесленнические поделки, от которых ничего не сохранилось в памяти зрителей.
Актерский состав не был однородным - были здесь и настоящие энтузиасты, и случайные люди. Но в годы, предшествующие революции, работали в театре и крупнейшие актеры, первоклассные мастера, как Далматов, Кварталова, Рудницкий, Мичурин, С. Юренев, Струйский, Мариус Петипа, Горев, Орлов-Чужбинин, Бородин, Смурский, Арди-Светлова, Соколовская, Двинский, Юренев. Некоторые из них, например, Заслуженный артист РСФСР С. В. Юренев, тонкий и благородный мастер театрального искусства, горячо любимый горьковским зрителем, встретили Великий Октябрь в Нижегородском театре.
Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции новый зритель властно потребовал нового репертуара, новых принципов служения искусству. По-новому воспринимались и старые классические пьесы-совсем по-иному звучали Островский, Шекспир, Шиллер, Гоголь, произведения которых ставились в первые годы революции в нашем театре. Помогли театру и пьесы А. В. Луначарского, в какой-то мере восполнявшие потребность в революционном репертуаре. Однако этот новый репертуар складывался с большими трудностями, в борьбе с чуждыми влияниями, с дурными традициями. Достаточно взглянуть на репертуарные списки 1917 - 1923 гг., чтобы представить себе резкие контрасты в общем стиле работы театра: «Смерть Пазухина», «Бедность - не порок», «Горе от ума», «Царь Федор Иоаннович», «Вишневый сад», «Три сестры», «Власть тьмы»-и «Царевич Алексей», «Дни нашей жизни», «Царь всея Руси»; «Дети солнца», «Мещане» - и «Игра интересов»; «Двенадцатая ночь», «Заговор Фиеско в Генуе», «Мария Стюарт», «Тристан и Изольда», «Тартюф» - и «Золотая Ева», «Потонувший колокол», «За океаном». Русская и западноевропейская классика здесь совершенно произвольно чередуется с «историческими» мелодрамами старого репертуара, с декадентскими пьесами Андреева, с претенциозными мещанскими драматургическими поделками. В дальнейшем эта большая внутренняя борьба в репертуаре осложняется новыми течениями, новыми враждебными влияниями и становится еще острее, отражая наиболее трудные этапы развития и напряженные искания советского театра в целом.
В первые же годы Советской власти в театре работали крупные талантливые актеры: Муромцев, Ольховский, Георгиевский, Успенский, Горский, Голодкова, Охотина, Весеньева, Терехов, Юренев; позднее в годы предвоенных пятилеток пришли С. М. Муратов, 3. Н. Зорич, 3. Н. Минаева, М. М. Белоусов, А. И. Семенова, И. А. Слонов, М. К. Высоцкий, В. А. Освецимский, А. С. Любош, А. П. Хованский, Е. П. Агуров, П. Б. Юдин, Н. И. Мартынова, А. А. Дубенский, М. А. Буйный и ныне работающие в театре Народные артисты РСФСР Н. А. Левкоев, В. И. Разумов, В. А. Соколовский, Заслуженные артисты РСФСР А. Н. Самарина, Т. П. Рождественская, А. Н. Горянская, В. Ф. Васильев, О. Д. Кашутина, В. А. Мазенков, Р. М. Батурина, артисты В. В. Симановский, Н. А. Вельская, С. А. Филиппов, Б. В. Костин и другие. В 1924 - 1944 гг. сложилась постоянная труппа театра, а образовавшие ее ведущие актеры и сейчас еще являются ее основой. Вместе с ними творчески работают более молодые актеры, влившиеся в театр в послевоенный период.

Продолжение статьи...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +