Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Н. В. Гоголь


Л. Н. Симоненко, "Искусство на уроках русской литературы в 4—8 классах"
Изд-во «Радянська школа», Киев, 1974 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

6-й класс. Изучение биографии Н. В. Гоголя в этом классе программой не предусмотрено. Но перед тем как изучать повесть «Тарас Бульба», желательно дать детям краткие сведения о жизни и творчестве писателя, осветив такие моменты, как годы детства, важнейшие события в жизни (учеба в Нежинской гимназии, переезд в Петербург, дружба с А. Пушкиным, знакомство с В. Белинским), при этом хорошо назвать лучшие произведения, созданные Н. Гоголем. Краткие записи об основных событиях в жизни Н. Гоголя можно сделать в тетради.
В ходе беседы желательно показать учащимся портрет Гоголя художника Ф. Моллера, с которым писатель был одно время очень дружен, портреты родителей Н. Гоголя. Можно показать одну-две акварели самого Гоголя («Васильевка, дом семьи Гоголя»), рисунок Т. Шевченко («В Васильевке»).
Повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба» с точки зрения идейно-эстетического воспитания учащихся представляет собой очень благодатный материал. В поэтической, увлекательной форме здесь рассказывается о героических подвигах сынов украинского народа, о их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край. В живой беседе о произведении, в процессе постепенного ознакомления с содержанием дети поймут, что это не повесть об одном герое, а рассказ о целом народе, о его могучих силах. Это, как сказал В. Белинский, «...поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам... Что такое Тарас Бульба — герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни... Он любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капле крови своей...»
Во вступлении учитель рассказывает о работе писателя над повестью, которая продолжалась в течение девяти лет (с 1833 по 1842 г.). Н. Гоголь ознакомился с огромным количеством исторических исследований об истории запорожских казаков и истории Украины, читал различные списки украинских летописей. Но самым ценным материалом, который он использовал в своей работе над исторической повестью, были украинские народные песни и думы. Они оказали огромное влияние на язык повести и образную систему, пронизали строчки повести тем высоким лирическим пафосом, который отличает произведения народного творчества. Можно привести слова Гоголя: «Моя радость, жизнь моя! Песни! как я вас люблю!»
Учащиеся заранее читают повесть дома самостоятельно. Часть первой главы можно прочитать в классе в лицах, другую часть (от автора) выразительно читает учитель. Первая глава дает представление о времени действия, знакомит с главными героями. Здесь можно использовать иллюстрацию Т. Шевченко «Тарас встречает своих сыновей», отражающую первый момент встречи. Иллюстрация, выдержанная в духе гоголевской повести, поможет учащимся глубоко понять содержание повести. Изображение дано на фоне будничного сельского пейзажа. Видна новая хозяйственная постройка, на которой лежит колесо от телеги (чтоб аист свил гнездо на счастье, по народному поверью); высокий забор, старый развесистый дуб, бросающий густую тень на стену; вдали казак уводит коней, на которых только что приехали сыновья.
За сценой встречи отца с сыновьями наблюдает мать, не смея вмешиваться, и во всей ее фигуре и лице чувствуется не только радость, но и тревога, как будто она уже предчувствует разлуку. Вся иллюстрация, пронизанная лирико-драматическим настроением, является как бы вступлением к развитию событий. Во второй и третьей главах писатель знакомит с обстановкой, окружающей героев, показывает, как формировались их характеры, рисует жизнь и быт Запорожской Сечи, которая была тем гнездом, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы.., откуда развивается воля и казачество на всю Украину!». Вольная ширь — необъятный степной простор, как бы символизируют удаль, размах, храбрость запорожских казаков.
Важно обратить внимание на описание степи во второй главе. Желательно, чтоб вначале учащиеся охарактеризовали чувства и настроения героев, едущих по степи. Дети находят в тексте слова о том, что у Тараса при воспоминании о боевых товарищах, которых уже нет в живых, «поседевшая голова уныло понурилась», задумчиво опустил голову Остап, Андрий ехал тоже «повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего», вспоминая прекрасную полячку. В тексте повести учащиеся находят выражения, которые гармонируют с грустными мыслями и настроениями героев: «Днепр был серый», «птицы щебетали как-то в разлад».
При изучении описания степи важно обратить внимание на меткость, образность и яркость языка писателя. Какую гамму красок, разнообразия звуков дает нам Гоголь при описании степи днем, вечером, ночью! Он живописует словом, только словом, но в его описании, например вечерней степи, чувствуется тонкое понимание колорита, он подчеркивает прямую зависимость колорита от освещения: «Вечером вся степь совершенно переменилась... по небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака...». Или: «...темная вереница лебедей, летевших на севере, вдруг освещалась серебряно-розовым светом и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу».
Эти особенности гоголевского слова надо помочь увидеть шестиклассникам, увидеть степь с ее звуками, запахами, цветом, пробудить у детей интерес и любовь к природе.
Рекомендуем показать репродукцию картины советского художника А. Пластова на сюжет «Тараса Бульбы». Этого художника увлекла лирико-драматическая сторона повести. Художник изображает цветущую степь, по которой казаки едут в Сечь. Всматриваясь, ученики расскажут, что казаки изображены крупным планом, чтобы более выразительно раскрыть переживания героев, различие характеров добродушного Тараса, мужественного Остапа и лиричного Андрия.
Художники С. Иванов, С. Васильковский, используя эпизод поездки по степи Тараса и его сыновей, раскрыли другую сторону — богатство украинской природы, подчеркнули ширь, простор степи, о которой с таким упоением писал Н. Гоголь, а образы героев даны на втором плане, по сути дела, эскизно.
А. Пластов же, поставив перед собой задачу раскрытия характеров героев, останавливается на самых трагических моментах в жизни Тараса: смерть Андрия, скорбь Тараса об Остапе и смерть Тараса. Эти акварели А. Пластова можно использовать в дальнейшем при анализе повести. Особенно сильно изображен Тарас, в тоске и отчаянии сидящий на берегу моря. Остап в плену. Сам Тарас только оправился от тяжких ран. Старых товарищей нет, все погибли «за правое дело, за веру и братство».
Когда учащиеся будут рассматривать репродукцию, надо обратить внимание на то, что в этом эпизоде художник большое внимание уделил пейзажу, хотя Гоголь дает его в повести всего в двух предложениях: «Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка». У Пластова Черное, море не спокойное, а волнующееся. Горе Тараса подобно глубине и мощи волнующейся стихии. Художник по-своему прочитал эти страницы Н. Гоголя, сознательно допустив некоторую неточность.
С большим волнением воспринимают шестиклассники описания картин боя, героических подвигов запорожцев. Они могут самостоятельно, без предварительной подготовки рассказать о патриотизме Тараса, Остапа и других запорожцев, об измене Андрия, вспомнить слова Тараса, обращенные к сыну-предателю, о разных характерах братьев. Задача учителя — помочь шестиклассникам увидеть художественное своеобразие, мастерство писателя. При рассмотрении образа главного героя повести — Тараса Бульбы, большое внимание надо уделить IX главе, на материале которой раскрывается идейная связь гоголевской поэмы и былин, прославляющих борьбу народа за независимость. Здесь своеобразная эпическая, песенная форма речи, большая эмоциональность. С былинами учащиеся знакомы, и поэтому на вопрос о том, кого напоминает Тарас в сцене схватки с врагом, дети вспоминают Илью Муромца, находят предложения, подтверждающие это: «рубится, бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову». Как богатырей изображает Гоголь и других казаков. Мощная сила запорожцев подчеркивается и теми глаголами, которые использует писатель, создавая прямо-таки звуковую картину: Тарас «грохнулся», Балабан «грянулся наземь», Охрим Гуска «надломился и бухнулся о землю».
Раскрывая идею произведения — непобедимую силу народа, товарищескую солидарность, взаимовыручку и дружбу запорожцев — Н. Гоголь использует прием трехкратного повторения, столь характерный для устного поэтического творчества. Следует зачитать трехкратную перекличку Тараса с куренями, которая звучит подобно былинному сказу. Прием повторения писатель использует и в сценах боя, где умирают запорожцы с мыслью о родине, о своих товарищах.
Сильно звучит мысль о единстве, сплоченности казаков в речи Тараса о товариществе. И на вопрос, о чем говорит Тарас в своей речи, дети ответят правильно и исчерпывающе. Следует обратить внимание на образ автора, голос которого звучит то трагически, то радостно, то грустно-лирически, то тревожно, то вдохновляюще. Это эмоционально окрашивает каждую строчку произведения. Здесь слышится голос писателя-патриота, который всецело на стороне борющегося народа.
К повести есть иллюстрации советских художников Д. Шмаринова, А. Бубнова, Е. Кибрика, А. Герасимова. Обратим внимание на иллюстрации Е. Кибрика и А. Герасимова.
Оба эти художника темой для иллюстраций избрали не лирико-драматическую сторону повести, подобно Т. Г. Шевченко и А. А Пластову, а героико-эпическую борьбу народа с иноземными захватчиками. Но каждый из них, в свою очередь, отличается своеобразным индивидуальным подходом к этой теме, что очень важно показать учащимся.
Е. Кибрик создал в 1949 г. большую серию автолитографий к «Тарасу Бульбе». При рассмотрении в классе двух-трех иллюстраций (по выбору) надо увидеть самое главное в художественной манере художника — раскрытие психологической глубины характеров. Листы, посвященные Тарасу, открывают какие-то новые грани его характера, характера, данного в развитии во времени. Надо предложить школьникам описать разные черты его характера, это несомненно, будет развивать не только их речь, но и эстетическое мышление.
Более повествовательны иллюстрации украинского художника М. Дерегуса. В листе «Казнь Остапа» один из центральных образов повести Н. Гоголя изображен на фоне массы народа, который сочувствует мужественному воину.
Своеобразно подошел к раскрытию героизма народа художник А. Герасимов. Для его серии иллюстраций (более двадцати листов — гуашь, акварель) характерно преобладание массовых сцен. Он показывает все казачье войско, на фоне которого действуют главные герои. Батальные сцены всей серии, отличающиеся масштабностью и размахом, соответствуют гоголевской повести, пронизанной суровым духом народно-освободительной борьбы.
Батальные сцены, динамические и многофигурные, передают пыл жаркой битвы, отвагу и напор казачьего войска, как например «Битва запорожцев с ляхами», и воспринимают их шестиклассники всегда с большим увлечением. Важно обратить внимание учащихся на то, что художник не задерживается на деталях, а стремится к общему изображению. Это тоже особенность иллюстраций А. Герасимова, обусловленная идейным замыслом художника.
Но в эту героико-батальную серию А. Герасимов вносит драматический элемент. Желательно показать наиболее сильный и выразительный лист — сцена у постели тяжело больного Тараса, которого выхаживал верный боевой друг Товкач. Учащиеся рассмотрят, охарактеризуют и с помощью учителя подметят главное — внутренний патриотический пафос, боевую дружбу, товарищество, скрепляющие запорожцев нерушимой клятвой.
Знакомя школьников с повестью Н. Гоголя, учитель показывает им картину И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эта картина не является прямой иллюстрацией повести, но тем не менее ощущается большая внутренняя связь между картиной и повестью.
Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану и тут же сделал набросок, который лег в основу картины. Над своим произведением Репин работал много лет.
Конец XVI века. Турецкий султан Мухаммед шлет запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им добровольно сдаться. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.
С большим интересом и вниманием ученики всматриваются в изображение, вслушиваются в слова. Они обнаружат, что описание жизни Запорожской Сечи, данное Н. Гоголем, имеет много общего с изображением на картине.
Можно спросить в учащихся:
— Кто же из казаков, изображенных на картине, по-вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?
Мнения обычно сходятся — это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет. Чувствуется, что он просто в упоении от письма, которое сочиняют его товарищи, и в его бесхитростном, громком, от всей души смехе звучит широта и удаль казацкой вольницы.
Этот образ списан с натуры: Репину позировал его друг и земляк А. Рубец — потомственный казак Запорожской Сечи, современник Т. Шевченко и первый автор музыки на стихи Шевченко.
Большую роль в повести играет пейзаж. Яркие, красочные картины степи, описание Днепра и другие изображения природы возбуждают представления учащихся, развивают эмоциональную сторону их восприятия. Углубить понимание пейзажа поможет пейзажная живопись. Можно использовать картину А. Куинджи «Лунная ночь над Днепром», где очарование теплой южной ночи раскрыто с большой поэтической силой.
Во внеклассное время желательно предоставить возможность детям послушать и музыкальное произведение — одноименную оперу (в отрывках) композитора Н. Лысенко.
Выдающийся украинский композитор Н. Лысенко писал оперу около 10 лет, закончил в 1890 г. Прослушав всю оперу (в доме у Лысенко), Чайковский восхищался ее национальным, песенно-лирическим колоритом и предложил поставить ее в Петербурге. Началась подготовка к постановке оперы, но смерть композитора прервала работу над ней в театре.
Опера была впервые поставлена в 1924 г. на сцене Харьковского оперного театра, позже (в 1927 г.) в Киеве. В основу либретто оперы положена повесть Н. Гоголя. Особенно близок в опере к литературному прототипу патриотический образ Тараса.
Можно сказать и о том, что в оперу введена фигура Кобзаря, иной финал оперы — Тарас и Остап не погибают. Запорожцы в зареве пожарища во главе с Тарасом, высоко поднимая боевое знамя Сечи, бросаются в бой, на приступ и побеждают. В сражении от руки отца гибнет Андрий. Композиторы не всегда строго придерживаются литературного источника, а, согласно своему замыслу, подчас отходят от него. В данном случае победа казаков, а не их смерть соответствовала замыслу и духу всей оперы.
Лучшие страницы оперы связаны с изображением вольнолюбивого казачества, во главе которого стоит мужественный Тарас. Чтобы учащиеся глубже почувствовали в музыкальных образах размах силы народа, пусть послушают из I акта думу Кобзаря «Ох, не черная туча над Украиной повисла». Она звучит как призыв мстить «шляхетским панам» и «поганым туркам».
В опере «Тарас Бульба» много ярких арий главного героя, можно выбрать любую, но в арии «Что на свете есть святее нашего побратимства?» особенно глубоко раскрывается героический характер Тараса — его воля, решительность, верность товариществу. Собственно это то, о чем с большой силой, но другими художественными средствами (словом) рассказывает Гоголь в повести. Помимо этого, интересно прослушать и сравнить те различные мелодии, которые использует Н. В. Лысенко для обрисовки двух противоположных лагерей — образы из народа пронизаны мелодиями украинского фольклора, а польская шляхта, воевода, его дочь раскрываются в другом музыкальном ключе — музыка здесь выдержана в ритме кокетливой мазурки, вальса, полонеза.
В советское время композитор В. Соловьев-Седой создал балет по одноименному произведению Н. Гоголя, который был поставлен в 1940—41 гг. в Москве и Ленинграде. Через несколько лет (1951 г.) композитор Р. Глиэр тоже написал музыку к «Тарасу Бульбе».
7-й класс. «Ревизор» — первое большое произведение русской классической драматургии, с которым знакомятся семиклассники, поэтому учителю надо тщательно продумать весь план анализа комедии, чтобы наиболее полно донести до учащихся всю значительность гоголевской пьесы.
Во вступительной беседе учитель рассказывает об истории создания пьесы, о том, что сюжет для комедии Гоголю дал Пушкин. Рекомендуем показать ученикам литографии и рисунки 30—40-х годов XIX века, рисунок «Городничий», который А. Пушкин подарил Н. В. Гоголю в период создания «Ревизора», рисунок П. Федотова «Городничий и извозчик»; титульные листы первого издания «Ревизор». В этой же беседе необходимо раскрыть особенности литературного произведения, которое называется пьесой, определить два литературных понятия — сюжет, комедия.
Желательно использовать для этого высказывания самого Гоголя. Обращаясь к А. Пушкину в октябре 1835 г., Гоголь пишет: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта!».
Анализу комедии на уроках предшествует домашнее чтение всего текста «Ревизора». Ознакомившись с содержанием, семиклассники будут иметь общее представление о событиях, характерах и поведении действующих лиц комедии, у них сложится определенное эмоциональное впечатление.
В классе комментированное чтение начинается с «афиши» (авторской ремарки о действующих лицах) и с «Замечаний для актеров». Одновременно учитель объясняет чины, звания и должности действующих лиц. О методике изучения текста комедии есть достаточное количество работ.
По мере ознакомления с комедией в классе (чтение в ролях некоторых сцен, разбор вопросов, составление плана характеристик и т. д.) учащиеся постепенно выясняют идейно-эстетическую направленность пьесы, ее жанровые признаки.
Комедия «Ревизор» — важнейшая страница творчества Н. Гоголя. Писатель создал в этой пьесе обобщенные сатирические образы, типы общегосударственного значения. Можно привести слова самого Н. Гоголя из его «Авторской исповеди»: «Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья. В «Ревизоре» я решился собрать в одну, кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие».
Характеризуя жанр «Ревизора», учитель подчеркивает сатирический характер комедии, говорит о том, что здесь главное оружие против общественного зла — это смех, который должен заставить зрителя задуматься над общественно-политическими вопросами жизни русского общества.
Для более глубокого понимания персонажей комедии весьма важно как можно шире использовать иллюстрации, рисунки, репродукции, относящиеся к «Ревизору». Особенно выразительны литографии П. Боклевского, который назвал всю серию «Бюрократическим катехизисом». Этим он точно определил сущность комедии — разоблачение самодержавно-бюрократического строя России.
В альбоме «Бюрократический катехизис» каждая из пяти сцен имеет свое название: «Философия бюрократов», «Религия бюрократов», «Политика бюрократов», «Поэзия бюрократов» и «Общественные отношения бюрократов».
Рассматривая иллюстрации П. Боклевского, учащиеся отметят, что художник все внимание сосредоточил на характеристике действующих лиц. Галерея его портретов-типов отличается социально-сатирическим характером, делает их внутренне близкими гоголевской комедии.
Кроме иллюстраций П. Боклевского, есть картина С. Грибкова «Ревизор. Обед Хлестакова», иллюстрации советских художников — акварели Д. Кардовского и рисунки А. Константиновского, у которого особенно удачен образ Хлестакова. Рисунки А. Константиновского хороши и тем, что не только дают представление о действующих лицах, но и об окружающей обстановке. При рассмотрении предложенных иллюстраций рекомендуем учителю обратить внимание учащихся и на те различные художественные средства, которые используют художник и драматург. У художника — композиция, рисунок, краски, у драматурга — слово в диалогической форме, действие, ремарки.
«Ревизор» — драматургическое произведение, предназначенное только для театра; чтобы семиклассники сумели связывать свои впечатления от литературного текста пьесы с ее сценическим воплощением, желательно пойти всем классом в театр, если есть такая возможность.
Помимо этого на одном из внеклассных занятий хорошо ознакомить учащихся не только со сценической историей комедии, но рассказать о спектаклях, об актерах.
Впервые «Ревизор», как известно, был поставлен в апреле 1836 г. в Александрийском театре в Петербурге; Гоголь принимал непосредственное участие в постановке, и все же он остался недоволен игрой актеров, которые, в основном, подошли к пьесе как к обычному фарсу.
В мае этого же года «Ревизор» был поставлен в Малом театре, и в роли городничего выступил знаменитый актер М. Щепкин. Н. Гоголь был в восторге от его игры и преподнес ему экземпляр первого издания «Ревизора» с надписью. Этот экземпляр сейчас хранится в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина. Подарил его библиотеке К. С. Станиславский.
Следует показать акварельный портрет М. Щепкина работы А. Добровольского, портреты первых исполнителей комедии: В. Давыдова, И. Сосницкого, М. Савиной, М. Садовского и др. Рекомендуем использовать офорт В. Даниловой и О. Дмитриева «Гоголь читает «Ревизора» 5-го ноября 1851 года в Москве».
Много поколений актеров воспитывалось на гоголевской комедии, многие режиссеры трактовали пьесу по-своему. В 20-е годы режиссер Вс. Мейерхольд ставит «Ревизора» и переводит его из жанра комедии в жанр трагедии. Это был не «Ревизор», а скорее сценическая поэма о России. Рассказ учителя о первых постановках «Ревизора» с демонстрированием фото, иллюстраций, портретов, чтение отрывков из статей Н. Гоголя о театре желательно еще раз увязать с вопросом о громадном общественном значении «Ревизора», о взглядах Н. Гоголя на театр как на трибуну, с которой «можно сказать много миру добра».
На сюжет «Ревизора» было создано несколько музыкальных произведений. В 1934 г. советский композитор Д. Шведов делает первую попытку создать оперу «Ревизор». В 1957 г. немецкий композитор В. Эгк тоже пишет оперу «Ревизор», которая была впервые поставлена в Шветцингене, в Бадене, на открытии Майского музыкального фестиваля. Композитор использовал традиционные оперные формы, арии, речитативы и русские народно-песенные интонации. Интересна сцена взятки, поданная в форме гротескной пантомимы.
Комедия «Ревизор» вызвала интерес и у кинематографистов. До революции, в 1916 г., режиссер В. Сашин экранизировал спектакль Московского Малого театра. В 1933 г. чехословацкий режиссер М. Фрич экранизировал комедию. В 1952 г. по сценарию режиссера В. Петрова был снят фильм с участием таких актеров, как Э. Гарин, Ю. Толубеев, М. Яншин, Н. Грибов, И. Горбачев и др. Просмотром этого фильма на внеклассном занятии и рекомендуем закончить изучение комедии «Ревизор».
8-й класс. Согласно программе, в этом классе полностью изучается биография Н. Гоголя. Ознакомление с ней можно начать с чтения стихотворения Н. Некрасова «Блажен незлобивый поэт», написанного в день смерти Н. Гоголя, и закончить рассказом о похоронах писателя, которые вылились в демонстрацию народной любви к Н. Гоголю.
Н. Некрасов создал в стихотворении образ поэта-обличителя, который «любил — ненавидя»:

Нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он,— ненавидя!

Такое вступление, построенное на эмоциональной основе, должно захватить учащихся, привлечь их внимание, вызвать интерес к Гоголю-человеку, Гоголю-писателю.
Сведения о раннем детстве писателя очень скудны. Известно, что на протяжении восьмидесяти лет ученые, литераторы не могли определить точную дату рождения писателя. Родился Гоголь в селе Сорочинцах, раннее детство провел в небольшом имении Васильевка Миргородского уезда Полтавской губернии. Отец писателя очень любил и ценил литературу, театр, сам сочинял комедии («Простак»), пронизанные мудрым народным юмором, и сумел привить эту любовь и сыну.
Учитель, рассказывая об учебе Гоголя в Нежинской гимназии высших наук, покажет фото этого здания. Сейчас здесь размещается Нежинский педагогический институт им. Н. В. Гоголя. Необходимо отметить любовь будущего писателя к книге. Будучи гимназистом, он обзаводится «подручной энциклопедией» по типу записной книжки писателя, усердно занимается изучением поэзии В. Жуковского, А. Пушкина, И.-В. Гете, Ф. Шиллера. Гоголя влечет живопись, с которой он не расстается всю жизнь. Уже в гимназии он создает самые разнообразные рисунки архитектурных ансамблей, портреты, пейзажи. Рекомендуем использовать на уроках некоторые из них: «Сельский пейзаж», «Портрет сестры». В Петербурге он делает черновой набросок портрета А. Пушкина. Будущий писатель интересуется историей, народными песнями, сказками и преданиями, наконец, известна его привязанность к театру.
В гимназии выпускались рукописные журналы, где публиковались первые литературные опыты Н. Гоголя: его сатирические пьесы, стихи, исторические поэмы, эпиграммы; помещались рецензии на исполнение шестнадцатилетним Н. Гоголем комических ролей на гимназической сцене. Уже в то время Гоголь превосходно играл на сцене и мечтал стать профессионалом-актером.
Необходимо иметь в виду и то, что учеба Гоголя в Нежине проходила в годы движения декабристов.
Южное общество на Украине не могло не оказать прогрессивного влияния на умы революционно настроенной части дворянской и разночинной интеллигенции, среди которых оказались некоторые профессора и преподаватели Нежинской гимназии. Восстание Черниговского полка (недалеко от Нежина) в период декабрьских событий вызвало интерес к политической жизни страны не только у преподавателей Нежинской гимназии, но и у ее воспитанников.
Группе профессоров (среди них был самый любимый профессор Гоголя Н. Белоусов) было предъявлено обвинение в распространении неугодных самодержавно-крепостнической власти мыслей, «могущих поселить вольнодумство» среди воспитанников. Их обвиняли в разрушении божьей веры, благочестия, в призывах к цареубийству, распространении стихов А. Пушкина (оды «Вольность»), К. Рылеева. Так возникло «дело о вольнодумстве». По этому вопросу вызывали на допрос старших гимназистов, в том числе и Гоголя, ученика 9-го класса, показания которого говорят о стремлении «выгородить», «не выдавать» своего любимого профессора, отношение к которому Н. Гоголь не изменял до конца жизни.
Бесспорно, лекции профессора юридических наук Н. Белоусова по естественному праву оказали прогрессивное влияние на мировоззрение Н. Гоголя. Об этом говорит его письмо к родственнику, в котором Н. Гоголь пишет о своей будущей деятельности после окончания Нежинской гимназии: «Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции... Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты жизни своей не утерять, не сделав блага. Два года занимался я постоянно изучением прав других народов и естественных, как основных для всех, законов, теперь занимаюсь отечественными. Исполнятся ли высокие мои начертания?..»
Этот отрывок раскрывает большую гражданскую ответственность юноши-Гоголя перед обществом. Гоголь стремится быть полезным своей родине, обществу. Учитель должен кратко рассказать о начале литературной деятельности Гоголя в Петербурге, назвать первую книгу писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки», с которой обычно восьмиклассники уже знакомы, рассказать о той восторженной оценке, которую дали этому сборнику А. Пушкин и В. Белинский.
Но, работая над книгами, Н. Гоголь не забывает живопись и театр. Он становится вольнослушателем Академии художеств, пишет статьи о живописи. Рассказывая о петербургском периоде в жизни писателя, учитель демонстрирует портрет работы Н. Горюнова (1835 г.) «Н. В. Гоголь в Петербурге», рисунки Д. Кардовского «Невский проспект».
Затем учитель называет все крупнейшие произведения писателя, в том числе и поэму «Мертвые души».
Изучая жизнь и творчество Н. Гоголя, учащиеся должны ознакомиться с краткой характеристикой 30—40-х годов XIX века. В это время усиливается крепостническая реакция, наступившая после разгрома декабристов. Малейшие проявления свободомыслия преследуются, свирепствует цензура, запрещаются даже выражения «единство народа», «движение века вперед», «свобода» и т. д. Было бы хорошо привести пример о том, на какие цензурные препятствия натолкнулось опубликование книги «Мертвые души». По словам самого Гоголя, один из цензоров, услышав название рукописи, закричал голосом древнего римлянина: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья».
Учитель, характеризуя общественную жизнь этого периода, должен подчеркнуть, что, несмотря на все преграды и притеснения, зрели новые революционные силы, развивались литература, искусство, насыщенные идеями свободы и справедливости. Эти прогрессивные веянья в литературе были связаны с именами А. Пушкина, В. Белинского, М. Лермонтова, А. Грибоедова, А. Герцена, Н. Гоголя и неотделимы от становления реализма. Изобразительное искусство этой поры хотя в некоторой степени и отставало от литературы (что отмечал В. Белинский), но развитие его шло в сторону реалистического отражения жизни. Огромное влияние оказал Н. Гоголь, произведения которого помогали развитию и укреплению реализма в изобразительном искусстве, в первую очередь в творчестве А. Иванова, П. Федотова, А. Агина, П. Боклевского.
Ни один из русских писателей того времени не был так близко связан с изобразительным искусством, как Н. Гоголь. Это проявилось и в личной близости писателя со многими выдающимися художниками его времени, и в том, что он в своих произведениях часто создавал образы художников («Невский проспект», «Портрет»); наконец, в его критико-литературных статьях.
Большая дружба связывала Н. Гоголя с К. Брюлловым и в особенности с А. Ивановым — двумя выдающимися художниками первой половины XIX века. Писатель отозвался восторженной статьей по поводу картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Можно показать репродукцию с картины.
Большой интерес проявлял Гоголь к народной песне, архитектуре, театру. В его письмах, специальных статьях, например «Петербургские записки 1834 года», есть много высказываний о драматургии и театре.
Живя в Петербурге, Гоголь обращается к жизни Украины, к ее песням, думам, легендам, и постепенно в творческом воображении автора складывается новый замысел. Так родилась серия повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832 гг.).
Выходят сборники «Миргород», «Арабески», уже отличающиеся от «Вечеров». С горькой усмешкой рассказывает Н. Гоголь об узком мирке «Старосветских помещиков», о ничтожных ссорах обывателей.
В год выхода этих сборников в журнале «Телескоп» появляется статья В. Белинского «О русской повести и повестях Гоголя», в которой великий критик показал всю мощь гоголевского реализма и гоголевской самобытности, дал классическую характеристику творчества Н. Гоголя.
Вслед за статьей В. Белинского в журнале «Современник» появляется статья А. Пушкина о повестях Н. Гоголя. Великий поэт восторженно отозвался о таланте Н. Гоголя, отметив его художественное своеобразие «...все прочли «Старосветских помещиков», эту шутливую, трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления».
В эти же годы завязывается личная дружба Н. Гоголя с А. Пушкиным и В. Жуковским. Рекомендуем показать учащимся репродукции с картин М. Клодта «Пушкин у Гоголя», А. Мокрицкого «Субботы у Жуковского», рисунок Б. Лебедева «Н. В. Гоголь и В. Г. Белинский».
Н. Гоголь недолго служит в одном из госдепартаментов Петербурга, вскоре, бросив службу, он целиком посвящает себя литературе. Работа в чиновничьем аппарате самодержавного государства однако не прошла даром для наблюдательного писателя. Накапливались жизненные впечатления, оценки существующих порядков, и все это нашло отражение в его «Петербургских повестях», над которыми он работал на протяжении многих лет.
Учитель подчеркнет, что общей для всех повестей является тема: изображение жизни петербургской бедноты. И опять здесь сильно ощутима та особенность творчества Н. Гоголя, о которой упоминали А. Пушкин и В. Белинский. Это гоголевский смех — «смех сквозь слезы», высокий гуманизм писателя. Наиболее яркий пример этому повесть «Шинель». В обзорной лекции о творчестве писателя желательно на ней больше остановиться. При этом можно использовать иллюстрации Д. Кардовского, Б. Кустодиева, Кукрыниксов, организовать демонстрацию кинофильма «Шинель».
В 1836 г. на сцене Александрийского театра в Петербурге впервые была поставлена комедия Н. Гоголя «Ревизор» и одновременно напечатана отдельным изданием.
Комедия детально рассматривалась в 7-м классе, поэтому сейчас вместе с учащимися можно кратко вспомнить отдельные важные моменты истории ее создания, идейную направленность комедии, ее героев.
При изучении биографии писателя следует показать диафильмы «Гоголь и Украина», продемонстрировать портреты Н. Гоголя (по выбору учителя), создававшиеся в разное время разными художниками: А. Венециановым в 1834 г.; А. Ивановым в 1841 и 1847 гг., В. Тропининым и Т. Шевченко около 1840 г. В ходе рассказа можно показать портреты современников, занимавших большое место в жизни Н. Гоголя (А. Пушкина, В. Белинского, М. Щепкина, А. Иванова, К. Брюллова), ознакомить учеников с их воспоминаниями о Н. Гоголе (С. Аксакова, И. Тургенева, И. Панаева).
Писатель бывал за границей, особенно любил Италию, где побывал шесть раз в период с 1837 по 1848 гг. и прожил там в общей сложности пять лет. Здесь он встречался с русским художником Ф. Бруни, подружился с А. Ивановым, в кругу художников читал свои произведения, в частности «Ревизора». В Риме встречался с В. Жуковским, который дважды его нарисовал, а Ф. Бруни сделал шарж на Н. Гоголя. Сам писатель в Риме с увлечением занимался живописью, сохранились его римские пейзажи. Там и застала его весть о трагической гибели А. Пушкина, В одном из писем на родину он с большой любовью писал о поэте: «...Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним... Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина... мне дорого было его вечное и непреложное слово... все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему... я тешил себя мыслью, как будет доволен он, угадывал, что будет нравиться ему, и это было моею высшею и первою наградою... Теперь этой награды нет впереди! Что труд мой? Что теперь жизнь моя?»
За границей Н, В. Гоголь усиленно работал над поэмой «Мертвые души», которая вышла в свет в 1842 г. Широкая обличительная картина феодально-крепостнической России, беспощадность сатиры произведения «потрясли всю Россию», по выражению А. Герцена. Высокую оценку произведению дали В. Белинский и все прогрессивные современники Н. Гоголя.
Поскольку с «Мертвыми душами» учащиеся ознакомятся позже, в обзоре можно не давать подробной характеристики произведения. Знакомство с жизнью и творчеством писателя можно закончить рассказом о его произведении «Выбранные места из переписки с друзьями», написанном уже в годы, когда Н. Гоголь примкнул к силам реакции.
Как известно, книга вызвала негодующий протест в среде прогрессивных людей того времени и заставила В. Белинского выступить с критической статьей в «Современнике», а затем обратиться к Гоголю с известным письмом, которое подробно изучается в теме «В. Г. Белинский. Литературно-критические статьи».
Сущность духовной драмы Н. Гоголя заключалась в том, что в поисках положительного героя он в своих «Выбранных местах...» становится на путь проповеди религиозно-нравственного совершенствования личности, благословения самодержавно-крепостнического порядка. Он пытался помещичий, чиновничий мир сделать истинным при помощи нравственного исправления и начал защищать то, что сам же отрицал и высмеивал в своих критических произведениях. С болью и отчаянием он чувствовал, что говорит не о том, о чем хочет, но найти истинные пути изменения русской действительности он не смог и не сумел. Надо рассказать учащимся и о том, что на писателе сказалось влияние его друзей из реакционного лагеря, они препятствовали сближению Н. Гоголя с революционно-демократическим лагерем, во главе которого стоял В. Белинский.
Чтобы факты, говорящие о духовной драме Н. Гоголя, были более убедительны, желательно привести восьмиклассникам выдержки из «Выбранных мест», в частности из статей «О лиризме наших поэтов», «О театре».
Заканчивая обзор, учитель еще раз скажет о непреходящем значении творчества Гоголя в русской литературе, приведет высказывания революционно-демократической критики и классиков марксизма-ленинизма.
Рекомендуем показать фото: дом на Никитском бульваре в Москве, где жил последнее время и умер писатель; фото посмертной маски Н. Гоголя, снятой Н. Рамазановым в феврале 1852 г.; рисунок с натуры В. Еленева «Н. В. Гоголь на смертном одре»; фото нового памятника, установленного на Новодевичьем кладбище в Москве (работа скульптора Н. Томского). Произведения Гоголя были источником для творческих вдохновений не только художников-современников писателя, но и последующих поколений. На основе гоголевских «Вечеров» такие композиторы, как П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский создали оперы «Черевички», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Сорочинская ярмарка». Советский композитор Д. Шостакович в 30-е годы написал оперу «Нос» по одноименной повести писателя. Замечательные иллюстрации, рисунки к произведениям Н. Гоголя создали русские художники А. Агин, П. Боклевский, П. Соколов, А. Иванов, Т. Шевченко, К. Трутовский, И. Репин, С. Иванов, В. Маковский, А. Куинджи, И. Крамской, И. Прянишников, М. Клодт, Б. Кустодиев, В. Серов, советские художники Е. Кибрик, А. Герасимов, А. Пластов, А. Лаптев, Кукрыниксы, А. Константиновский.
Не только произведения, но и образ самого писателя вдохновлял многих художников. О портретах Н. В. Гоголя уже говорилось, теперь желательно назвать имена скульпторов, запечатлевших образ великого писателя. Это Р. Бах, Н. Андреев, М. Манизер, Н. Томский.
Приступая к изучению поэмы «Мертвые души», важно сразу заинтересовать учащихся этим произведением, так как известно по опыту, что своеобразный язык поэмы, ее стиль зачастую бывают непонятны и трудны для восприятия школьникам. Подробнейшие описания им кажутся порой скучными. Отсутствие героических, мужественных характеров также не вызывает интереса к страницам поэмы, а нравственное уродство «героев» просто отталкивает их. Поэтому желательно при ознакомлении учеников с историей создания «Мертвых душ» и общей предварительной характеристикой поэмы показать детям отдельные кадры кинофильма «Мертвые души». Мы рекомендуем его продемонстрировать по частям именно в процессе детального разбора гоголевского произведения, потому что кинофильм (режиссер Л. Трауберг, Мосфильм, 1960) с участием блестящего созвездия актеров МХАТА (В. Белокурова, Б. Ливанова, Н. Грибова и др.) поможет учащимся войти в реальную атмосферу крепостнической действительности, сделает образы героев более понятными, поможет вникнуть в сущность гоголевского «смеха сквозь слезы».
Пусть учащиеся прочитают поэму, посмотрят фильм и выскажут свои эмоциональные суждения, дадут свои оценки, что ни в коей степени, по нашему убеждению, не нарушает методических принципов проведения уроков по данной теме.
Приступая к детальному изучению произведения, учитель во вступительной беседе, рассказав об истории создания поэмы, дает характеристику эпохи, останавливается на замысле произведения. В этой связи учащиеся вспомнят факты из биографии писателя, рассмотрят репродукции с картин К. Трутовского «Помещик на отдыхе», Е. Крендовского «Провинциальный город», рисунок А. Орловского «Нищие у кареты», которые тоже дополняют представления восьмиклассников об эпохе, воссозданной с такой обобщающей сатирической силой в гоголевской поэме.
Хорошо показать учащимся фото титульных листов первого и второго изданий книги (второй выполнен по рисунку Н. Гоголя), титульный лист с поправками рукою цензора, рисунок Э. Дмитриева-Мамонова «Гоголь читает «Мертвые души» в 1839 г.».
Сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин, поведавший о случае скупки мертвых душ одним аферистом в Псковской губернии. Н. Гоголь, заинтересовавшись сюжетом, начинает делать наброски, о чем сообщает А. Пушкину: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
Постепенно углубляя и расширяя поэму, Н. Гоголь превратил ее в широкую обличительную картину крепостнической России. Писатель работал над ней семнадцать лет, начиная с 1835 и кончая последними месяцами 1852 г.
«Мертвые души» были задуманы как трилогия, в последних частях которой Н. Гоголь хотел показать не только отрицательные стороны русской жизни, «героев недостатков», по выражению самого писателя, но и образы положительные, светлые стороны современного ему общества. Однако показать положительное Н. Гоголю не удалось. Мучительные раздумья и противоречия, овладевшие Гоголем, привели к тому, что он сжег 2-й том «Мертвых душ» — плод многолетней работы. До нас дошло только несколько глав этого тома.
При анализе поэмы учитель, на наш взгляд, должен обратить внимание учеников на такие стороны поэмы: реалистическое изображение русской действительности первой половины XIX века; сатирическое звучание произведения, раскрывающееся в изображении действующих лиц; патриотический пафос Н. Гоголя и признание им высоких и благородных качеств своего народа, вера в его будущее. Учащиеся, знакомясь с персонажами поэмы, должны почувствовать, что Гоголь, начав с комических образов Манилова и Ноздрева, усиливает сатирическое звучание, раскрывая махинации Чичикова, скопидомство Коробочки, кулачество Собакевича и, наконец, доходит до Плюшкина, который уже не смешон. Он просто страшен и жалок. В этом образе комическое доходит до трагического, это уже не смех, это скорбь о погибшей человеческой личности. И восьмиклассники по ходу анализа поэмы увидят, что переход к серьезному происходит по мере включения новых комических персонажей и событий и заканчивается вдохновенным лирическим концом (о «тройке»), где раскрыта основная мысль автора о судьбе России. Вся поэма, таким образом, совершает путь от «веселого» к печальному, трагическому и торжественному. В связи с этим интересен вопрос о композиции поэмы, дополнительные сведения о которой учитель найдет в статье Е. Соллертинского.
Творчество Н. Гоголя нашло широкое отражение в книжной иллюстрации. Среди лучших иллюстраторов «Мертвых душ» — А. Агин, П. Боклевский, П. Соколов, В. Маковский, советские художники А. Лаптев, О. Навозонов. Но каждый из них, соответственно своему мировоззрению, творческой индивидуальности, жизненному опыту и, наконец, таланту, подошел по-разному к раскрытию содержания поэмы графическими средствами.
Первым иллюстратором «мертвых душ» был А. Агин, который в 1846 г. создал свыше ста реалистических иллюстраций к поэме. Их можно разделить на три группы: первая — рисунки, изображающие посещения Чичиковым помещиков; ко второй группе относятся рисунки, рассказывающие о жизни Чичикова в губернском городе, сюда же входят листы, иллюстрирующие «повесть о капитане Копейкине»; третья группа рисунков — биография основного героя произведения.
Во всех этих иллюстрациях явно ощутима сатира, и это очень сближает их с гоголевскими литературными типами-портретами. Рассматривая детально некоторые иллюстрации (все смотреть невозможно), например, «Манилов и Чичиков», «Чичиков и Собакевич», «Чичиков и Ноздрев», учащиеся обнаружат, что.они соответствуют гоголевской характеристике, очень близки к тексту. К иллюстрации беседы Чичикова и Собакевича можно прочитать слова из текста, произносимые про себя Чичиковым: «Эк наградил-то тебя бог! вот уж, точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит!..»
Для рисунков А. Агина характерна острая и точная передача движения и жеста изображаемого лица в сатирическом ключе, но нигде художник не нарушает меры и не прибегает к карикатуре. Учащиеся это могут проследить на иллюстрациях (Чичиков и Собакевич, Чичиков и Плюшкин). Всматриваясь в изображение Чичикова, ученики, безусловно, заметят одну особенность, которая была продиктована А. Агину спецификой графического искусства. Невозможно передать в графике контраст характера и внешности. Поэтому художник, стремясь раскрыть внутренние отрицательные качества Чичикова, которые явно не соответствуют его приятной внешности (по характеристике Гоголя), рисует его и внешне неприглядным, чем усиливает выразительность образа, глубже раскрывая его суть. Для художественной манеры Агина характерно создание великолепных портретов-иллюстраций, что же касается изображения природы, связанной с лирическими отступлениями автора, сцен из провинциальной жизни, быта и предметов, то это Агин показывает скупо.
Если детально рассмотреть, например иллюстрацию «Пошла писать губерния!», то можно убедиться, что в ней с поразительной меткостью и зоркостью схвачена пошлая обстановка провинциального бала: сплетничанье, жеманство местных красавиц, чрезмерная пышность нарядов, «словом,— как иронически восклицает Н. В. Гоголь,— кажется как будто на всем было написано: нет, это не губерния, это столица, это сам Париж!»
В процессе изучения иллюстраций рекомендуем обращать внимание учащихся не только на содержание рисунков, но и на технику выполнения. Например, рисунки А. Агина гравированы на дереве.
Вслед за А. Агиным в 60—70-х годах П. М. Боклев-ский создает целую серию характеров-портретов.
Свои рисунки П. Боклевский выполнял свинцовым карандашом с растушевкой, создавая этим плавные переходы из одного тона в другой, что подчеркивало выразительность объема. Предлагаем учителю книгу, которая поможет разобраться в искусстве графики. Но если сравнить иллюстрации Боклевского с иллюстрациями Агина, то чувствуется еще большая глубина сатирического звучания, особенно в первых вариантах этих типических портретов. Желательно некоторые из них рассмотреть и охарактеризовать (Чичиков, Ноздрев, Плюшкин). П. Боклевский резко подчеркивал моральное и физическое вырождение выведенных типов, что придавало иллюстрациям очень большую социальную остроту.
П. Соколов в 90-е годы XIX столетия проиллюстрировал не только первую, но и вторую часть «Мертвых душ». Его акварели уступают портретным характеристикам А. Агина и П. Боклевского в острой сатирической выразительности, но он широко показал жизнь различных социальных слоев, помещичий и крестьянский быт.
Для подробного анализа иллюстраций этого художника учителю поможет книга О. Спицыной.
Из советских иллюстраторов рекомендуем изучить работы А. Лаптева, который подчеркивал сатирическую сторону в персонажах. Но есть одна важная деталь, которую учащиеся заметят при сравнении портретов-образов. У А. Лаптева на первом плане не только портрет, поданный крупным планом во весь рост, но и действие героя, его движение, поза, одежда, интерьер, различные бытовые детали, а это все вместе психологически убедительно углубляет сатирический облик.
А. Лаптев тщательно выписывает все детали, дополняющие портрет героя. Например, наглость, самоуверенность, бесцеремонность Ноздрева не только написаны на его лице, это подчеркивают небрежно наброшенный халат и широко расставленные ноги, брошенное в углу ружье, настежь открытая дверь комнаты, в которую он только что ворвался. Отсюда большая экспрессия рисунка, четкая композиция, яркое освещение в иллюстрациях художника.
А. Лаптев — один из первых художников, воплотивший в своих иллюстрациях лирическую сторону поэмы Н. Гоголя. Желательно показать восьмиклассникам его иллюстрацию «Родина», изображающую одну из картин русской природы, которые проходили перед Чичиковым во время его поездок. Пейзаж А. Лаптева, передающий лиризм, одухотворенность русской природы, является иллюстрацией к основной мысли поэмы — любви Н. Гоголя к родине.
Этот материал (анализ и сопоставление иллюстраций разных художников к одному литературному произведению) может послужить основой для самостоятельных работ восьмиклассников. Для повышения эстетического уровня учащихся как читателей рекомендуем ознакомить их с различными видами иллюстраций по месту их расположения в книге: фронтисписом, который находится рядом с титульным листом книги и как бы дает общий тон всей книге; заставками, заглавными буквами, орнаментом, концовками, страничными иллюстрациями. Это повысит интерес учащихся к художественному оформлению книги, заставит вдумчивее относиться к ее содержанию и будет способствовать воспитанию эстетических вкусов.
На одном из внеклассных занятий уместно рассказать учащимся о знаменитом доме-музее в Абрамцево, творческая атмосфера которого вдохновила многих русских художников на создание произведений, ставших гордостью национальной культуры. В Абрамцево, имении С. Аксакова, бывал и Н. Гоголь в период 1849—1851 гг., читал здесь в кругу друзей отрывки из своих произведений («Мертвые души» и др.).
Интересно рассмотреть на внеклассных занятиях скульптурные изображения Н. Гоголя работы Н. Андреева и Н. Томского. Оба стремились раскрыть в его облике главное: Н. Гоголь — писатель, мыслитель, человек. Но к решению темы скульпторы подошли по-разному. Восьмиклассники, анализируя и сравнивая скульптуры (фоторепродукции), должны почувствовать это.
Скульптура Н. Андреева была установлена в 1900 г. на одном из бульваров Москвы, недалеко от того дома, где жил и умер писатель.
На невысоком почти прямоугольном постаменте в глубоком кресле сидит сгорбившись Гоголь, в длинном плаще, устало склонив голову, погруженный в тяжкие думы. Острый силуэт фигуры, подчеркнуто длинный нос, больное страдальческое лицо — все говорит о том, что он объят глубокими мыслями. Н. Андреев создал образ выдающегося писателя, полного трагических противоречий и страданий. Во всем его облике чувствуется надлом, тоска и отчаяние. Таким был Н. Гоголь в последние годы своей жизни. Персонажи из произведений Н. Гоголя, изображенные на постаменте, удивительно убедительны, реалистичны, живописны. При рассмотрении учащиеся обнаружат, что четыре рельефа посвящены образам из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Петербургских повестей», «Ревизора» и «Мертвых душ». Восьмиклассники сами увидят и расскажут о том, что здесь даны целые эпизоды и сцены из произведений. Например, Хлестаков на балу. Он изображен стоящим перед всем семейством городничего, за которым видна группа чиновников с умильно-подобострастным выражением лиц и фигур, и, наконец, Бобчинский и Добчинский в состоянии полного восторга.
Вся сцена выполнена с большим драматическим и сценическим мастерством. Дело в том, что в период работы над рельефами Н. Андреев сблизился с МХАТом, где оформлял некоторые спектакли, и это, бесспорно, повлияло на воплощение гоголевских образов в рельефах.
— Есть ли в скульптуре рисунок, линии, краски как в живописи?
Учащиеся дают отрицательный ответ. Учитель добавляет, что в скульптуре форма головы, надбровные дуги, глаза, очертания фигуры вылеплены, объемны. Объемом скульптор передает образ, объем — это главное средство выражения в скульптуре, ее язык. Он имеет длину, ширину и высоту, которые нельзя воссоздать на плоскости холста или бумаги. Поэтому скульптуре нужны вязкие материалы (бронза, мрамор, дерево и т. д.).
Ученики обращаются к скульптуре Н. Томского. В отличие от камерного памятника Н. Андреева памятник Томского монументален по характеру. Гоголь стоит и, слегка улыбаясь, спокойно смотрит вдаль. Его лицо одухотворено. Монумент решен в пластически четких и ясных объемах, и это подчеркивает жизненность фигуры, ее убедительность. Скульптор стремился показать Н. Гоголя как человека острого ума, уверенно глядящего на мир.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +