Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Шестнадцатая всероссийская выставка


В. Блохина, Л. Либединская. «Горький в родном городе»
Изд-во «Детская литература», М., 1972 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Уже много дней живет Алексей Максимович в родном городе. Утро начинается с того, что он едет на выставку.
Алексею Максимовичу хорошо знаком огромный пустырь за Канавином, где идут приготовления к открытию выставки. Всегда это было одним из самых грязных и неприютных мест в городе. Но вот, оказывается, что могут сделать умные человеческие руки...
Часами бродил Горький в зеленом парке, словно по мановению волшебного жезла возникшем на пустыре и свалке. Одних дорожек проложили около трехсот тысяч квадратных метров.
Благоухали цветы, зеленели декоративные кустарники, прохладой тянуло от выкопанных и наполненных прозрачной водой прудов. Лебеди, как маленькие белые паруса, скользили по зеркальной поверхности.
Самый большой пруд — у входа. Он украшен фонтанами. Мощные струи воды, сверкая на солнце веселой радугой, искрились и переливались, обдавая вошедшего водяной пылью.
А по вечерам двести пятьдесят дуговых электрических фонарей, словно искусственные луны, загорались над выставкой, освещая ее призрачным матовым светом.
Алексей Максимович ходил из павильона в павильон, беседовал и с хозяевами выставки, и с теми, кто трудился на строительстве, и просто с праздными зеваками, пришедшими поглядеть на невиданное зрелище. Листки тетрадей и блокнотов заполнялись круглыми четкими буквами...
Поглядеть будет на что! Нынешняя выставка — дело до сей поры в России не виданное.
Хоть это и Шестнадцатая всероссийская промышленно-художественная выставка, однако нынче все необычно. Пятнадцать предыдущих выставок проводились в столицах — Москве или Петербурге. А эта — в Нижнем. Горды нижегородские купцы: выбор места еще раз свидетельствует, что Нижний Новгород — главный купеческий город России.
К открытию выставки Нижний Новгород получил трамвай. Скорость вагончиков не превышала десяти верст в час, но и она казалась горожанам опасной.
Часто возникали ссоры между кондуктором и публикой. Публика требовала, чтобы трамвай останавливался по первому требованию, там, где пассажиру нужно выйти.
Нередко вагон соскакивал с рельсов. Тогда пассажиры выходили из вагона и водружали его на место общими силами.
На поворотах вагончик частенько опрокидывался набок. Обыкновенно обходилось без несчастных случаев, но все же газетный репортер, прибегавший на место происшествия, справлялся на всякий случай у ближайшего блюстителя порядка, нет ли увечий или смерти. На что получал трафаретный ответ: «Никак нет! Все упали благополучно!»
Наконец наступил торжественный день открытия выставки. И уже на следующий день газеты на все лады восхваляли ее разнообразную оригинальную архитектуру. Угодливые корреспонденты, не жалея красок, расписывали «грандиозное, невиданное зрелище».
Зрелище и вправду было грандиозное, но подчас такое безвкусное! Большинство павильонов строилось по проектам видных профессоров и академиков архитектуры. Оформлением павильонов занимались лучшие художники. Но Алексей Максимович хорошо знал, по чьему заказу все это делалось.
По заказу купцов и промышленников. Откуда тут взяться хорошему вкусу! И каким диссонансом в этом хвалебном хоре звучал первый очерк Горького, напечатанный в газете за несколько дней до открытия выставки.
«Со всех сторон вас окружают разные архитектурные деликатесы, всюду много стиля, много красоты, из хаоса то и дело возрождаются различные возбуждающие изумление диковинки,— а между ними, на той же самой земле, на которой стоят и они, вздымая свои красивые купола к небу,— согнувшись в три погибели, грязные и облитые потом рабочие возят на деревянных тачках и носят «на хребтах» десятипудовые ящики с экспонатами...
Неприятно видеть на художественно-промышленной выставке — выставку изнурительного поденного труда чернорабочих. Это портит общий ансамбль праздника промышленности и даже как бы иронизирует над праздником.
Не эстетично, знаете ли, видеть у подножия архитектурных шедевров, гордо поднимающих свои разноцветные кружевные купола к небесам,— к небесам же обращенную в три дуги согнутую спину, пышущую испарениями далеко не ароматными, покрытую грязными лохмотьями и, кажется, даже тихонько поскрипывающую от натуги».
А его коллеги журналисты в это же время каждый на свой манер превозносили могущество русского капитала, пророчили ему быстрый и блестящий расцвет. А о тех, кто день и ночь, не разгибая спины, трудился на фабриках, заводах, в шахтах, — о рабочем человеке — ни слова!
Выставку опоясывала кольцевая электрическая дорога. Вагоны доставляли посетителей из одного павильона в другой — их на выставке сто семьдесят два!
Больше тридцати ресторанов, кафе, кабачков гостеприимно встречали посетителей.
В центре выставки великолепное сооружение: павильон для «отдохновения государя императора и его августейшего семейства». С высокой башни открывалась широкая панорама всей выставки. В павильоне приемный зал в русском вкусе, кабинет царя в стиле мавританском и кабинет царицы в стиле Людовика XV.
Царь пробыл в этом павильоне всего-то около трех часов, а на постройку его затратили десятки тысяч рублей.
В устройстве выставки приняли участие не только замечательные художники и архитекторы, но и крупнейшие ученые: Менделеев, Тимирязев, Докучаев, Попов.
А. С. Попов демонстрировал сконструированный им прибор для записи электрических разрядов в атмосфере. К. А. Тимирязев ставил опыты в теплицах. Ф. Блинов показал первый в мире самоходный трактор.
Много диковинок на выставке!
Привезены в Нижний одиннадцатисаженная миноноска, шар-аэростат, почетные ветераны русского флота — «Верейка» и «Плезир»,— яхты, построенные Петром I, модель катера, на котором Екатерина II совершала путешествие по Волге.
Сооружены громадные аквариумы, длиною до четырех метров, в которых плавают речные и морские рыбы.
В громадном стеклянном баке, наполненном водой, нижегородцы впервые увидели водолаза.
В бассейне дрессированный морж Васька, коверкая, выкрикивал слова: «папа», «мама» и «ура».
А самодвижущийся экипаж под названием автомобиль!
И еще достопримечательность: десять купеческих сыновей, разодетые в древнерусские костюмы великокняжеских и царских телохранителей и оруженосцев. Белые кафтаны шиты золотом, белые головные уборы украшены драгоценными Камнями. На ногах красные сафьяновые сапоги, а в руках секиры, разрисованные славянским орнаментом. Костюмы исполнены по эскизам художника Васнецова.
Купеческим сыновьям выпала честь охранять самого государя императора. Они волновались и краснели, неловко наступая на шлейфы придворных дам, звенели секирами, но несли свою службу верноподданно.
Пожалуй, самое большое впечатление на посетителей произвел синематограф Люмьера.
Конечно, для нас ничего удивительного в этом не было бы — ведь кино стало неотъемлемой частью нашего быта. Но зрителям минувшего века синематограф казался чудом.
На большом экране — нам бы он показался маленьким: аршина два с половиной длины и полтора в высоту — вдруг возникали самые разнообразные картины. Парижская улица — экипажи, дети, пешеходы. И люди и предметы в одну десятую натуральной величины.
Сначала все неподвижно, но вдруг щелчок — и экипажи прямо с экрана катятся на зрителя, пешеходы оживают, дети гоняются за собачкой. Или такая картина: садовник поливает цветы из шланга, струи воды падают на деревья, на клумбы, ветки, листья, цветы колышутся под брызгами...
А то вдруг на экране поезд, он набирает скорость и мчится прямо в зрительный зал — берегитесь!
Чего только не увидишь на выставке! Даже даму с бородой. Специальное свидетельство удостоверяло, что борода у нее настоящая, «не фальсифицированная». Чтобы поглядеть на даму, надо было заплатить гривенник. Но потом с радостью заплатишь еще рубль, лишь бы ее никогда не видеть — так страшна!
Вызывал изумление посетителей оркестр — «убежище для нищих детей».
С горечью и грустью глядел Алексей Максимович на это зрелище. Малютки оркестранты играли на барабанах и на кларнетах, дули в большие медные трубы. А один из детей, совсем маленький мальчик, четыре часа подряд играл на пикколо-флейте, а когда, вконец измученный, опустился на стул, голова его оказалась ниже пюпитра. Для этого крошки даже пюпитра по его росту не удосужились сделать!
«Бедные дети,— с сожалением думал Алексей Максимович.— И они должны увеселять своей музыкой и без того пресыщенное развлечениями общество...»
И он спрашивал себя: «Где же развлечения разумные, поучающие и воспитывающие ум и душу?»
Возвращаясь домой, он по вечерам перебирал записи, сделанные за день.
«На выставке забыт стомиллионный, неумытый, добрый и грубый, сильный и усталый народ...» — думал он.
Один из дней Алексей Максимович с утра до вечера провел в машинном павильоне — гигантском сооружении из красных медных труб. Вот где можно было увидеть чудеса из металла!
Паровой молот, невиданных размеров аппарат для сахароварения, лесопильный станок с большими стальными зубьями, опутанная шерстью чесальная машина - Алексей Максимович медленно шел по павильону.
Человек — творец и хозяин этих металлических чудес — ползал вокруг своих стальных созданий, выпачканный в машинном масле, в поту, с грязной тряпкой в руках. Как он жалок и ничтожен в сравнении с блестящими, сильными, красивыми станками, созданными для облегчения труда и жизни людей.
Людей? Но каких людей? Неужели вот этих, измученных, неразговорчивых, с черными лицами? Оборванные, грязные, они молча поили маслом маленькие части машин. Они стирали с них пыль и грязь куда чаще, чем пот со своих усталых лиц. И чувство обиды за человека вытесняло из его сердца удивление и восхищение перед машинами...
В павильоне «нефтяных королей» — макеты и модели заводов, пристаней и целых флотилий, перевозящих нефть. Аппарат для бурения нефти. Образцы продуктов из нефти. Диаграммы добычи нефти в миллионах пудов и рублей.
А вот о том, как трудятся рабочие на нефтяных промыслах, нигде ни слова.
Алексей Максимович вспоминал свои странствия по Кавказу. Грязь, дичь и скверна бакинских промыслов. Пыль и песок на улицах Баку, этого незабываемого, единственного в мире города, подковой раскинувшегося по берегу Каспия. Но, видно, хозяева города слишком глубоко были погружены в заботы о собственном кармане и потому не желали уделять городу ни внимания, ни денег...
Разноцветный грот, сложенный из сорока четырех пород камней,— павильон «Сибирь». Над гротом каменный орел держит в лапах медальон с портретом Александра III, выполненный из русской яшмы. Вазы, кубки и всевозможные безделушки из драгоценных камней — огромные и совсем маленькие, тонкие и прозрачные.
Кто они, эти художники, режущие из камня цветы и кружева, способные придать твердому камню воздушные формы? Ничего не рассказывает выставка об этих людях!
Рельефные карты, на которых шариками из золота, серебра, каменного угля и ярких разноцветных камешков отмечены залежи полезных ископаемых. Таблицы добычи золота, начиная с 1835 года.
Но кто, чем и как вытащил из земли эти десять тысяч пудов золота? Кто принес государству за тридцать лет почти триста миллионов золотых рублей, не считая серебряных и медных? Как они это делают? Как живут?
И снова молчат стенды...
И еще одно оскорбляло Алексея Максимовича. Почему везде и всюду Запад выступает в роли нашего учителя... Французы, англичане, немцы: Лильпоп, Бромлей, Поле, Орицнер и Гампер, Лист, Борман и Шведе, Пфор, Реппган... Почему нет на выставке трудов наших, русских ученых, изобретателей? А ведь какой-то, кажется, Людвиг Цоп вырабатывает железо по системе инженера Артемьева!
И как же радостно было Алексею Максимовичу прочесть в статье великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева:
«...Не дожить мне до той выставки, которая покажет такой новый скачок русской исторической жизни, при котором свои Ползуновы, Петровы, Шиллинги, Яблочковы, Лодыгины не будут пропадать, а станут во главе русского и всемирного промышленного успеха...
Верю в то, что наши дети увидят Всероссийскую выставку, которая будет иметь значение всемирной, где русский гений реально встанет не в уровень, а впереди своего века...
Там, впереди, не только мир, соединение Востока с Западом и усиление мирового значения России, но и торжество русского гения на пути промышленного прогресса, а вместе с тем богатство и могущество русского народа».
Нет, никогда не иссякнет талантами щедрая и могучая русская земля!
Лучшее тому свидетельство — кустарный отдел. Вот она, оригинальная, самобытная Россия! Как ярки и чисты краски, какая веселая, озорная выдумка!
Игрушки и посуда, вышивки и ткани, изделия из бересты, лыка, дерева, камня. Вятские, павловские, нижегородские, московские кустари — вот истинные кудесники и художники. Вот бы чем гордиться, чему радоваться. Вот где вкус и талант. Так ведь нет, все это прекрасное заслоняется безвкусицей и аляповатостью, которой так много на выставке.
Купцы в погоне за рекламой старались перещеголять один другого.
Домики из каменной соли. Бюсты императоров из мыла. Триумфальная арка из винных бутылок трех цветов: белого, синего, красного — цвета государственного флага. Железнодорожные будки из шоколада. Шалаши из канатных кругов. Сухарева башня из ваты...
А к приезду царя Николая II купцы еще пуще разукрасили свои павильоны. На каждый павильон и на каждый киоск был водружен вензель «Н. А.». Железники сделали буквы из якорных цепей, рыбники из сушеной рыбы, текстильщики из ситца, а экипажники — из колес!
И еще забота у купцов: кто преподнесет государю императору лучший подарок?
Победили железоторговцы - вручили царю корзину ландышей из жемчуга и бриллиантов, с листьями из уральского нефрита.
Но как ни старайся, а не завалишь безвкусным хламом истинную красоту и чистоту.
Однажды необычное зрелище привлекло внимание Алексея Максимовича... Маленькая, хромая старушка, вся в морщинах, словно выкатилась на открытую эстраду. Кругленькая, в ситцевом платье. Белый платок покрывал ее седую голову.
Зрители были изумлены. Они привыкли видеть красивых артистов в нарядных костюмах, с отрепетированными жестами,— и вдруг сама простота, сама Россия...
— Вопленница Федосова,— услышал Алексей Максимович позади себя чей-то шепот.
Зазвучала народная былина о Добрыне. Былину сменил «вопль вдовы по муже». Потом заголосила невеста, тоскуя о девичьей своей воле. А вот разудалая свадебная и горькая солдатская...
Вздох прошел среди публики, вздох горя и восхищения. Казалось, стонет и плачет со сцены весь русский народ, стремясь выплакать в песнях свою многовековую боль и страдание.
Вопли всё рвутся и рвутся из груди маленькой женщины,— откуда сила берется? Семьдесят лет прожила она на земле, выпевая в своем искусстве чужое горе и свою собственную горькую долю.
Алексей Максимович ушел потрясенный, взволнованный. Направляясь к выходу, он оглядывался на публику, праздно гуляющую по выставке, и снова, в который раз, до боли ему стало обидно, что посещает выставку «публика», а не народ!
Да и откуда взяться тут трудовому люду? Нет у него на это ни времени, ни денег. Вот и получается, что ни рабочие Нижнего, ни крестьяне окрестных деревень так и не увидели «торжества русской промышленности».
Теперь по утрам Алексею Максимовичу все труднее было заставлять себя отправляться на выставку. Постепенно он стал бывать там все реже. Если бы не обязанность писать в газеты, право, он и вовсе не ездил бы туда.
Но дело есть дело. И хоть два раза в неделю, но Алексей Максимович обязательно бывал на выставке.
Горький посылал свои корреспонденции не только в «Одесские новости» — он еще печатал их в «Нижегородском листке».
Однако несмотря на то что газета «Нижегородский листок» велась в либеральном духе, Горькому она поначалу не нравилась. Но он вынужден был работать в ней ради денег.
Платили ему пятьдесят рублей в месяц и еще дополнительно по пять копеек за строку фельетона. Раз в неделю он был обязан давать в газету один фельетон.
Не скрывая своих чувств — разочарования и обиды за народ,— писал Алексей Максимович статьи о выставке.
После выхода нескольких номеров его вызвал к себе губернатор и сделал выговор за резкость тона. А еще через некоторое время одна из статей Горького была задержана цензурой и отправлена министру внутренних дел.
С горечью сетовал Алексей Максимович в письме к своей невесте Екатерине Павловне Волжиной:
«Я не писал противозаконных статей — я писал по совести о том, что выставка... не народна и что народ в ней никакого участья не принимает».
Так прошло лето.
Последний свой фельетон Алексей Максимович написал 13 октября 1896 года. И назывался он весьма символически: «Разгром». Это и вправду походило на разгром. Алексею Максимовичу казалось, что какое-то злое гигантское существо оползло выставку, разрыв носом ни в чем не повинную землю,— это вынули рельсы кольцевой железной дороги.
У входа с шипением и свистом продолжал бить огромный фонтан, хотя давно уже спала жара и никому не было надобности в его прохладе.
«Вода льется, словно символ любимого занятия праздных людей — переливать из пустого в порожнее»,— с усмешкой думал Алексей Максимович, глядя на фонтан.
С большой иронией и сарказмом пишет он, что сеяли на этой земле деньги, а собирают в житницы — хлам.
«Он — всюду. Он заполняет собой всю территорию выставки в виде соломы, мочала, стружек, щеп, разноцветных кусочков бумаги, кусков извести, рваных газет...
Лежат горы ящиков. Одни из них открыты и смотрят как гроба и ждут, когда в них положат «продукт русского национального труда», выработанный иностранной фирмой...
На «Москве» надпись: продается. Таков век — не только люди, целые города продаются...
И всюду, куда ни посмотришь, все падает, разрушается, трещит — от всего на землю сыплется хлам. Как ни велика сила миллионов, но не прочно все то, что творят они; и выставка на каждом шагу свидетельствует об этом».
«Прах и хлам», «Город мертвых» — так метко характеризует Горький выставку в своей заключительной статье.
В этой статье он создает символическую картину гибели и разгрома современного денежного мира.
Мысль, которая прозвучала в этом фельетоне, Горький вскоре развил в повести «Фома Гордеев».

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +