Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Последние годы жизни Блока


Л. Тимофеев, "Александр Блок"
Изд-во "Советский писатель", М., 1946 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Еще в январе, кончая «Двенадцать», Блок чувствовал себя гением.
А 7 июля в его записной книжке появилась запись: «...я одичал и не чувствую политики окончательно».
Девятнадцатого августа он пишет: «Опять вялость, озлобленность, молчание», и — 21 августа: «Как безвыходно все. Бросить бы все, продать, уехать далеко — на солнце и жить совершенно иначе».
К Блоку снова вернулась его депрессия. И он творчески замолчал уже до конца жизни. А конец ее был недалек.
Неправильно думать, что он отшатнулся от революции. «Путь среди революции — верный путь», — записал он в «Дневнике» в 1919 году. Интересны его мысли о соотношении искусства и политики, которые показывают, что многое он переосмыслил после Октября: «Быть вне политики? — записывает он в марте 1919 года. — С какой же это стати? Это значит — бояться политики, прятаться от нее, замыкаться в эстетизм и индивидуализм... Мы уже знаем, что значит быть вне политики: это значит стыдливо закрывать глаза на гоголевскую «Переписку с друзьями», на «Дневник писателя» Достоевского... Нет, мы не можем быть «вне политики».
И в другом месте:
«Я боюсь каких бы то ни было проявлений тенденции «искусства для искусства», потому что такая тенденция противоречит самой сущности искусства и потому, что, следуя ей, мы в конце концов потеряем искусство».
Блок сравнивает подлинное искусство с русским садом, в котором непременно соединяется всегда приятное с полезным и красивое с некрасивым. Такой сад «прекраснее красивого парка; творчество больших художников есть всегда прекрасный сад и с цветами и с репейником, а не красивый парк с утрамбованными дорожками» (1 апреля 1919 г.).
В 1920 году Блок писал комментарии к повести Лермонтова «Вадим»; в этих примечаниях он снова выразил свою старую мысль о том, что случайные жестокости не должны отпугивать художника от революции: «Лермонтов, — писал он, — как свойственно большому художнику, относится к революции без всякой излишней чувствительности, не закрывает глаза на ее темные стороны, видит в ней историческую необходимость... Ни из чего не видно, чтобы отдельные преступления заставляли его забыть об историческом смысле революции».
В 1920 году Блок резко заявлял о том, что не отрекается от «Двенадцати»: «Недавно я говорил одному из тогдашних врагов, едва ли и теперь простившему мне мою деятельность того времени, что я, хотя и не мог бы написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чем от писаний того года» (1 апреля 1920 г.).
Интересны воспоминания К. Федина о том, как в 1921 году Блок резко ответил человеку, намекнувшему на то, что Блок отошел от своей поэмы: «Сейчас я думаю так же, как думал, когда писал «Двенадцать».
Таким образом, Блок не отошел от взглядов, наиболее полно высказанных в 1918 год. И в личной своей жизни Блок ни в какой мере не обнаруживал враждебного отношения к революции. Он легко переносил неизбежные неудобства жизни в голодном Петрограде 1920 года. О встрече с ним в то время вспоминает С. Городецкий: «Первое, что он мне сказал, когда мы обнялись летом 20-го года после долгой разлуки, это то, что колет и таскает дрова и каждый день купается в Пряжке. Он был загорелый, красный, похожий на финна. Про дрова сказал не с дамски интеллигентской кокетливостью, как все, а как здоровяк. Глаза у него были упорно-веселые, — те глаза, которые создали трагическую гримасу, связавшись с морщинами страдания, на последнем его портрете.
Встреча эта была чудесная, незабвенная. «Милому с нежным поцелуем» — написал он мне на «Двенадцати». Опять сидели за столом, как в юности, все, Любовь Дмитриевна и Александра Андреевна. Он больше всего требовал рассказов, особенно про деревню, откуда я приехал, чем сам рассказывал. Никакого нытья я в нем не заметил. Весь быт его был цел. Но пока в порядке, как всегда, лежали новые его книги, он с молодой ловкостью доставал их с верхних полок. Я был счастлив, что встретил его живым и здоровым. И показался он мне живым, нашим, по эту сторону огненной реки, расколовшей всех на два лагеря. Вспомнили все и всех. В нем была жадность понять, увидеть, осязать новое».
Но творчество Блока оборвалось, и сам он был, несмотря на внешнюю жизнерадостность, надломленным человеком: «Я скоро убедился, — пишет С. Городецкий, — что первое впечатление о сохранности его первоприродных сил было у меня преувеличено».
В основе этой надломленности лежали не те или иные внешние обстоятельства. Чем дальше развивалась революция, тем больше переставал Блок ее понимать.
Ненависть к старому миру, роднившая Блока с революцией, мечта о прекрасной жизни, объединявшая его с ней, не дополнялась у него представлением о повседневной тяжкой, напряженной созидательной работе. И когда эта работа в стране началась, у Блока завершилась яркая вспышка революционного восторга, охватившая его в 1918 году. А для новоге творческого подъема поэту необходимо было более глубокое понимание революции. Прежние творческие силы Блока были исчерпаны, пафос его творчества истощился, а зажечься новым от огня революции он не успел.
Как гражданин, Блок остался верен революции до конца: сейчас же после Октября Блок начал большую работу в области культуры. Он был членом, а затем председателем репертуарной комиссии театрального отдела Наркомпроса, отбирал пьесы для театров, рецензировал новые пьесы. По приглашению М. Горького он начал работу в издательстве «Всемирная литература», рецензировал и редактировал переводы произведений западной европейской литературы. Позднее он работал в Большом драматическом театре в качестве председателя режиссерского управления. В театре Блок работал много и тщательно, исправляя тексты пьес, выступал с докладами для артистов. На спектаклях, которые театр ставил для красноармейцев, Блок выступал с речами, в которых разъяснял слушателям содержание пьес.
В 1920 году Блок был избран председателем петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. В эти же годы выходит ряд книг Блока: «Соловьиный сад», «Двенадцать», «Ямбы», «Песня судьбы», новое издание стихотворений (три тома) и «Театр». В 1920 году Блок выпустил сборник своих юношеских стихотворений «За гранью прошлых дней» и последний сборник стихов «Седое утро».
В 1921 году он пытался, уже больной, работать над продолжением «Возмездия». Но основные силы Блока были отданы советской работе, заседаниям, докладам в театре.
Обстановка работы была тяжелая: не ходили трамваи, электричество было выключено, и Блок занимался при свечах. Интервенция и блокада особенно тяжело сказывались в революционном Петрограде.
Организм Блока слабел. Но и в это тяжелое время у Блока ни разу не обнаружилось колебаний, сомнений в правоте избранного им пути: «Он ни за что не хотел уезжать из России...— вспоминает Чуковский. — Покинуть Россию теперь — казалось ему изменой России»
В последний раз оживился Блок и в последний раз прозвучал его голос поэта в годовщину смерти Пушкина — 10 февраля 1921 года. Блок выступил с речью: «О назначении поэта». На следующий день после речи Блок написал свое последнее стихотворение, обращенное к Пушкину. Оно звучит как прощание с миром.
Блок писал:

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!

В мае 1921 года Блок совершил поездку в Москву. Условия жизни изменились к лучшему, но он очень плохо чувствовал себя. Поездка была предпринята не только для того, чтобы развлечь Блока, но и чтобы поправить его материальные дела.
Блок выступил шесть раз. «Успех был все больше (цветы, письма и овации), — писал он матери. — Но денег почти никаких — устроители ничего не сумели сделать, и условия скверные. Выгоду, довольно большую, я получил от продажи «Розы и креста» театру Незлобина, где она пойдет в сентябре...» (постановка не состоялась.— Л. Т.). В Москве Блоку стало совсем плохо.
Бывший с ним в те дни К. Чуковский в своих воспоминаниях рисует картину начинавшегося угасания Блока: «В Москве — в мае 1921 года — мы сидели с ним за кулисами Дома печати и слушали, как на подмостках какой-то «вития», которых так много в Москве, весело доказывал толпе, что Блок — как поэт — уже умер: «Я вас спрашиваю, товарищи, где здесь динамика? Эти стихи — мертвечина, и написал их мертвец».
Блок наклонился ко мне и сказал: «Это правда. — И хотя я не видел его, я всею спиною почувствовал, что он улыбается. — Он говорит правду: я умер...»
Особенно тягостна была последняя встреча К. Чуковского с Блоком: «Мы сидели с ним вечером за чайным столом и беседовали. Я что-то говорил, не глядя на него, и вдруг, нечаянно подняв глаза, чуть не крикнул: пере до мною сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Даже волосы, даже уши стали другие. И главное: он был явно отрезан от всех, слеп и глух ко всему человеческому.
— Вы ли это, Александр Александрович? — крикнул я, но он даже не посмотрел на меня.
Я и теперь, как ни напрягаюсь, не могу представить себе, что это был тот самый человек, которого я знал двенадцать лет. Я взял шляпу и тихо ушел.
Это было мое последнее свидание с ним».
Одиннадцатого мая Блок вернулся в Петроград. Запись в «Дневнике»: «Люба встретила меня на вокзале... Мне захотелось плакать, одно из немногих живых чувств за это время (давно; тень чувства)»
Летом определилась болезнь Блока. Это было воспаление обоих сердечных клапанов. Кроме того, у него с возрастающей силой развивалась психостения.
Восемнадцатого июня Блок пересмотрел свой архив и многое сжег.
Третьего июля он пересмотрел свои записные книжки, которые он вел с 1901 года и которых у него накопилось больше шестидесяти, — и также сжег многие из них. Начал составлять их перечень, дополняя его воспоминаниями, но дошел лишь до пятой книжки. Очевидно, он уже понимал безнадежность своего положения. Болезнь его быстро развивалась, несмотря на все заботы о нем.
«Со всех сторон, — пишет М. Бекетова, — предлагали денег, доставляли лекарства, посылали шоколад и другие сласти... Я нарочно привожу все эти подробности, чтобы разрушить басню, которую досужие русские эмигранты сложили о голодающем Блоке... Все, что можно было сделать для него в Петербурге, делалось».
Предполагалось увезти ослабевшего Блока в Финляндию. Было получено разрешение на отъезд, но выезжать было нельзя. Больной был слишком слаб.
В десять часов утра 7 августа 1921 года Александр Блок умер.
«Творчество Александра Блока, — писал Маяковский в статье, посвященной памяти Блока,— целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого.
Славнейший мастер-символист, Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию.
Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк... Другие преодолели его романтику раннего периода, объявили ей поэтическую войну и, очистив души от обломков символизма, прорывают фундаменты новых ритмов, громоздят камни новых образов, скрепляют строки новыми рифмами, кладут героический труд, созидающий поэзию будущего. Но и тем и другим одинаково любовно памятен Блок».
Маяковский был глубоко прав.
И сам он в раннем пеоиоде творчества, и Багрицкий, и Есенин, и Пастернак, и многие поэты народов Союза ССР — П. Тычина, М. Рыльский и другие начали свой путь под влиянием Блока.
Острота социальной тематики Блока, глубина его патриотизма, сила изображения человеческих чувств, необыкновенно богато разработанная система интонаций и ритмов были плодотворной поэтической школой для поэтов последующего поколения. Впитав в себя лучшие черты нашей классической поэзии, Блок в то же время внес в поэзию ту напряженность и тонкость выражения, которые во многом определили звучание современного стиха.
Он был завершителем развития нашей дореволюционной поэзии и прокладывал пути для поэзии новой — революционной. Он довел до предела протест против страшного мира, то отрицание его, которое характеризовало творчество наших лучших писателей прошлого. И в то же время негодующий пафос его стихов был настолько мощен, что в «Двенадцати» зазвучал с подлинной революционной силой, — поэтому поэма по праву входит в историю поэзии советской эпохи. Но сродниться с этой эпохой до конца Блоку не дала смерть.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +