Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Бахметьев Владимир Матвеевич


Сборник "Советские писатели"
Автобиографии в 2-х томах.
Гос. изд-во худ. литературы, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru

От зари до зари (Автобиография)

Рассказать о своем жизненном пути с юности до старости — от зари на рассвете до зари вечерней — задача не из легких, если принять к тому же во внимание, что между этими «зорями» минуло свыше семидесяти лет, причем на пространном таком пути было у нашего поколения немало бурь и гроз. Все же попытаюсь, хотя бы бегло, поделиться с читателями воспоминаниями о пережитом, начав с далекого прошлого.
Представьте себе городишко, оторванный от железных дорог и судоходных рек, с большим собором под крестом которого исстари прославлялись «царь земной и царь небесный», с такою же большою, в два зтажа, тюрьмою — местом наказания непокорных «царю земному».
Землянск, Воронежской губернии, где 13 августа 1885 года, в семье бедняка, возникла жизнь пишущего эти строки, был именно таким: собор с протоиереем, тюрьма с исправником да площадь вокруг с лабазами местных торговцев.
Высшая школа в этом граде — уездное училище: инспектор из бурбонов, трое педагогов в мундирах, почитавших основою воспитания рукоприкладство, да еще наставник «закона божия»... Годы были дремучие, болотные — первые годы владычества Николая последнего. И — просто удивительно, как это в то поистине мрачное время наша молодежь, обреченная на жалкое прозябание, не теряла веры в завтрашний день, смела даже мечтать о героическом, а порою и вступала в борьбу с кошмарами окружающего.
От матери, зачитывающейся Щедриным и Ренаном, от суровых братьев ее — ремесленников, набрался я такого, что прямо-таки «задичал», рос сам по себе, в своем особом мире, населенном по началу сказками бабки, а потом всем тем, прекрасным и страшным, что дали мне в ранних годах Майн Рид и Эдгар По, Диккенс и Достоевский, Гоголь и Пушкин, Тургенев. Этакая смесь идей и настроений!.. А еще до того, проходя начальную школу, я, девятилетний, оказался «безбожником», и тут повинен был один из моих дядьев, исколесивший в бешеной тоске по «правде-матке» вдоль и поперек Русь. Это он увлек меня книжонкою с рассказами Шишко и собственными живыми рассказами о Разине и Пугачеве, о цареубийцах, о бунтах по городам мастеровщины. «Господь бог,— поучал он,— сущая выдумка для устрашения обездоленных». Атеистические наши беседы привели к тому, что в первый же «великий пост» перед праздником пасхи, проходя с одноклассниками обряд «исповеди» у попа, я на его вопрос под епитрахилью «в чем грешен, раб божий» не без удальства пролепетал: «В бога, батюшка, не верую!» Видимо, ошеломленный столь дерзким покаянием, он переспросил: «Как, как ты сказал?» А, услышав повторно мое «не верую», попик стукнул меня крестом в лоб и отпихнул прочь, а я поспешил нырнуть в толпу молящихся к выходу.
Позже, как бы продолжая дело моего дяди, внезапно исчезнувшего из городка, принялись «открывать мне глаза» на действительность слободские соседи-ремесленники. Не было, кажется, праздничного их вечера, на котором не побывал бы я со своим дружком-однолетком, а на тех вечерах подвыпившие столяры, кузнецы, сапожники проводили такие разговоры, что у нас, подростков, разгоралась жгучая ненависть к барам-помещикам, купцам, исправникам, земским начальникам с их прислужниками — урядниками, городовыми.
Однако на путь борьбы с ненавистным нам миром удалось подняться мне лишь по окончании уездного училища, устроившись на работу в местную земскую управу. Именно в ту пору юности, познакомившись с местными и заезжими революционерами из среды земских врачей, учителей, рабочих, и я к 1905 году имел уже со своими однолетками связь с острогожской, борисоглебской и воронежской группами социал-демократов «искровцев», а эта связь вовлекла нас в работу среди местных кустарей-рабочих, торговых служащих, окружного крестьянства. Особо захватывающим в этой работе, было распространение в деревнях листовок, закидываемых нам из Воронежа, да и собственного производства с выдержками из брошюры Ленина «К деревенской бедноте». Самобытная наша «печатня» на гектографе позволила нам при помощи пишущей машинки и своей машинистки, служащей земской управы М. Ф. Ильиной-Бахметьевой, заняться выпуском своеобразного «журнала» в пяток страниц под названием «Красный лапоть». Здесь, помимо пропагандистского материала, помещалось кое-что из произведений поэтов-земляков Кольцова, Никитина, а порою и мои «пробы пера» в прозе и стихах. Вот, например, одно из обращений к мятежной деревне:
Когда на клич рабочих —
«Долой царя, долой!» —
Подымут что есть мочи
Крестьяне голос свой,
Враз рухнет царский строй,
А там — ей-ей! — и баре
Окажутся на свале.
Сколь неказисты эти строки, но они запомнились одному из деревенских товарищей и были переданы мне уже в Сибири. Памятен эпиграф «Красного лаптя»:
С рабочей ратью в едином строю
Одержим победу в бою
За лучшую долю свою...
Рифмованная эта цитата по форме своей отдает ребячеством, но, смысл ее — о единении крестьянства с рабочим классом — говорит о нашей идейной установке на пороге первой революции, когда мы вели борьбу с социалистами-революционерами. Так, одна из листовок, нацеленная против эсеров, заканчивалась у меня так:
Ой, эсеры — это тараканы!
Те ж в опасности профаны,
Также прячутся в обои,
А при случае... герои.
Между прочим, уже тогда я пописывал корреспонденции в областные газеты, а одна из моих заметок в столичной газете о безобразиях, чинимых отрядом казаков — охранителей имения землянского помещика Струкова, чуть не стоила мне головы. Дело в том, что есаулу отряда удалось распознать (по-видимому, через «дозор» в почтовой конторе) об авторе анонимной корреспонденции, и вот в земскую управу, в часы занятий, ворвался взбешенный усач и атаковал меня, угрожая обнаженной шашкою «снести голову красноперому клеветнику». Только вмешательство сослуживцев и даже начальства управы помогло спастись «клеветнику». Невесть что предприняла бы казачья удаль в последующие дни, если б этот отряд не был экстренно переброшен под Острогожск ввиду особо угрожающих там «беспорядков» среди крестьян.
Как в общем ни скромна была наша работа, но уже в начале 1906 года я и М. Ф. Бахметьева оказались «под наблюдением согласно распоряжению начальника жандармского управления», о чем свидетельствует материал Воронежского архива, опубликованный в брошюре «1905 год в Воронеже» (издание Истпарта губкома РКП(б) к 20-летию первой революции).
Осенью 1907 года, после разгона первой и второй государственных Дум, собралась черносотенная третья Дума, и тут начались у нас в уезде аресты и обыски у «подозреваемых». Становой пристав и урядник со стражниками стали с того времени частыми «гостями» нашего семейного жилья, а вскоре «согласно распоряжению начальника губернии» я был изгнан «по неблагонадежности» со службы в земской управе. Принимавшие явную угрозу беспрерывные обыски понудили меня искать укрытие у товарищей по селам и в Воронеже. Однако дело закончилось тем, что в начале 1908 года я все же попал в лапы жандармерии, был в Землянске арестован и в том же 1908 году оказался в Сибири.
Перебравшись из Барнаула, из-под неусыпного надзора полицейщины, в Новониколаевск (ныне Новосибирск), я выполнял некоторое время работу счетовода в конторе фирмы сельскохозяйственных орудий Столль, а затем полностью отдался труду журналиста, активно сотрудничая в местной газете «Алтайское дело», «Обская жизнь» (вынужденной менять свои названия), и в 1912 году был редактором новой газеты «Сибирская новь».
Ввиду того, что наши новониколаевские газеты при сотрудничестве многих ссыльных товарищей имели явный облик социал-демократической прессы, все они, газеты, подвергались штрафам и угрозам со стороны цензуры. Потерпела крушение и «Сибирская новь», а моя попытка устроиться в местную городскую управу не имела успеха опять-таки из-за «неблагонадежности».
Состоя членом обской группы большевиков, я продолжал нелегальную и легальную партийную работу среди наборщиков типографий Новониколаевска, рабочих железнодорожного депо, паровой мельницы и торговых служащих, объединенных в Союз взаимопомощи приказчиков и располагавших своим клубом, библиотекой.
Наряду со статьями выступал я в ту пору в сибирских газетах с очерками и рассказами, посвященными несчастной судьбе беженцев из-за Урала на «вольные земли» (напр., рассказ «Лихолетье»), угнетенным фабричным труженикам, а также «алтай-кижи» (человеку Алтая). В горах Алтая побывал я не однажды, ведя там при содействии местной молодежи агитацию против буржуазно-царского строя, превратившего малые народности в «тюрьму народов». Мне представлялось, что наша работа «вестовых новины» (определение алтайцев) может содействовать возникновению национально-освободительного движения, какое имело здесь место в 1904—1905 годах. Однако только с установлением советской властью Ойротской автономной области алтай-кижи стал хозяином своей судьбы, а до этого в горах Алтая происходило то тяжкое, мрачное, что было передано в моих этюдах «На земле», «У последней воды», отмеченных в свое время положительно А. М. Горьким как «свежие, сочные» и т. д.
В Томске, куда переехал я в начале первой мировой войны, немедля установилась у меня связь с подпольем социал-демократов и местными органами печати. Уделял я время и для беллетристики. В журнале «Сибирский студент» — рассказ «Сухой потоп», а в газетах — «Таежное» и др. С повестью «Алена» (тогда под заглавием «Железная трава») и рассказом «Мать» я впервые .выступил в столичной печати. Первая вещь — в «Ежемесячном журнале», Петроград, 1915, вторая — в литературно-художественном сборнике «Северные зори», Москва, 1916, изд-во т-ва Сытина (весь доход от издания сборника по желанию авторов-сибиряков поступил в фонд на постройку учительского дома в Иркутске).
Здесь, в Томске, не раз посещал я вечера у Г. Н. Потанина, выдающегося исследователя стран и народов Азии, Алтая, киргизской степи, отбывшего в расцвете своей молодости за пропаганду передовых идей того времени каторгу и ссылку. Это был уже восьмидесятилетний, седобородый старик, сохранивший удивительно, по-юному, горячее внимание к нуждам Сибири, к ее культурным кадрам и, в частности, к нам, литераторам. Достаточно сказать, что он, не отрываясь часами слушал изустные рассказы В. Я. Шишкова, тогда инженера-путейца, о его скитаниях по исследованию путей сообщения «окраины». Кстати, Шишков, дружеская связь с которым продолжалась у меня многие годы, до самой его кончины в 1945 году, только еще мечтал в те годы о писательском труде, выступая в местной печати с путевыми очерками. Бывали на вечерах Потанина профессора, видные деятели адвокатуры, журналисты, прозаики и поэты (например, популярный в Сибири поэт Г. Вяткин).
Сколь ни любопытно было мне общение у Потанина с местной интеллигенцией, «цветом нашего общества», как говорили томичи, я не знаю за собою такого «греха», когда бы это общение с «цветом» Томска помешало в какой-то мере моей связи с товарищами по партии и, главное, выполнению революционной работы среди полиграфистов, железнодорожников, кустарей-рабочих, студентов. Мало того. С помощью того же старика Потанина и особенно В. Шишкова мы проникали в легальные аудитории Общества попечения о народном образовании, устраивали там после литературных вечеров беседы-летучки. Не могу не вспомнить о своей, происшедшей несколько позже, встрече здесь с группою венгерских солдат-военнопленных и среди них с коммунистом Бела Куном, оказавшим нам неоценимую помощь по революционной пропаганде в томском лагере военнопленных, а после февральской революции принимавшим активное участие в массовых митингах.
В 1916 году, в связи с распространением антивоенных листовок и манифеста ЦК РСДРП о превращении империалистической войны в гражданскую, я вместе с другими товарищами подвергся аресту. В тюремной одиночке мне удалось набросать план проектируемого нами журнала для молодежи и рассказ «Кандальник», который смог увидеть свет лишь после революции.
Чтобы укрепить и развить грянувшую в феврале 1917 года революцию, высвободить трудящихся из тенет, сплетенных пробиравшейся к власти буржуазией, потребовалось немало сил от пролетариата во главе с его партией. Вооруженный апрельскими тезисами Ленина, томский отряд армии большевиков, при всех местных трудностях, в первую очередь из-за малочисленности рабочих кадров, добился все же победы, создав вначале Совет солдатских депутатов, затем Совет рабочих депутатов и, наконец, объединение передовых землепашцев области в Совет крестьянских депутатов.
Для рассказа о пережитом, виденном и слышанном мною на этом, историческом этапе в жизни Сибири потребовались бы многие страницы. Ограничусь краткими данными из личной биографии рядового солдата партии.
Еще до октября 1917 года я заведовал в местной городской думе отделом народного образования, а после Октябрьской социалистической революции на меня, члена Томского комитета партии и губисполкома, были возложены, кроме работы по редактированию партийного органа «Сибирский рабочий», обязанности комиссара по народному просвещению Западно-Сибирского учебного округа.
Сняв с должности «попечителя» этого округа, закоренелого консерватора, и очистив начальные школы от явных монархистов, я со своими сотрудниками отдался работе по реорганизации духовных школ в гражданские, по введению всеобщего совместного обучения юношей и девушек, по овладению репертуаром театра, по пересмотру библиотечных, фондов, по организации школ и курсов для малограмотных и неграмотных, в первую очередь — среди солдат местного многотысячного гарнизона и т. д.
В Томске было свыше ста начальных и средних школ и три высших (университет, технологический институт, высшие женские курсы). Особо тяжелым для нас был процесс реорганизации управления высшими учебными заведениями, что потребовало создания учредительных комиссий с участием профессоров, служащих всех типов и студенчества.
В целях лучшей постановки народного образования на местах мы занялись организацией в каждом районе и селении отделов по народному образованию с участием крестьян, избираемых на сходках. Наряду со всем этим нам удалось в короткий срок добиться открытия первой в Сибири высшей школы живописи и народной художественной галереи, реквизировав для этой последней купеческий особняк, а также картины, этюды и т. д. у общественных организаций и частных лиц. Было, таким образом, собрано немало оригинальных произведений Шишкина, Васнецова, популярного местного художника Гуркина и др. К несчастью, просуществовала картинная галерея недолго, так как Томск был занят интервентами и белогвардейцами, а я в числе других товарищей — членов губисполкома и губкома — вынужден был покинуть город пароходом под охраною красногвардейцев — сибиряков и мадьяр, через Нарым в Екатеринбург, Тобольск, Казань.
Среди моих очерков и рассказов из наблюдений этого периода откликами критиков, особенно в сибирских комсомольских изданиях, последнего времени, отмечен рассказ «Последние дни его превосходительства», посвященный аресту в 1917 году губернатора и, главное, обстановке, сложившейся к тому моменту в Томске.
Некоторое время в условиях гражданской войны пробыл я в родном Воронеже, редактировал «Известия» губкома и губисполкома, руководил секцией печати Комитета по мобилизации культурных сил для фронта, писал статьи, очерки и, малоудачные, на мой взгляд, рассказы, как, например, «Конец Ворошилина».
Направленный в распоряжение Казанского губкома, редактировал (1919—1921) газету «Красная Татария» и «Известия» ЦИКа Татарской АССР, избирался делегатом парторганизаций и учредительного съезда республики. Дважды выезжал в Москву — на Всероссийский съезд журналистов, а в марте 1921 года на десятый съезд партии.
Этот съезд — один из счастливейших событий в моей жизни, так как здесь впервые я видел, слышал, внимал живому слову В. И. Ленина.
Кое-что из пережитого на съезде запечатлено в моем рассказе «В те дни», а недавно мною передано в «Московском литераторе» (№7, 1957) об участии кое-кого из делегатов Татреспублики в беседе с Владимиром Ильичей в один из перерывов между заседаниями съезда.
После разговора на общие темы Владимир Ильич, интересуясь успехами татарской литературы и, в частности, журналистикой, задал мне ряд вопросов — о тираже газет, об участии в них национальной интеллигенции и даже о нашей полиграфической базе. И вдруг, неожиданно, обратился с вопросом: «А вы татарским-то языком владеете?» В ответ один из наших собеседников сообщил, что казанцами издается газета на татарском и русском языках, причем — на русском, мол, языке редактирует он (кивок в мою сторону). Однако Владимир Ильич сказал, что и редактору русского языка не мешало бы знать татарский язык. Но, уловив мое смущение, внушительно заметил, что у всех советских народов, говорящих на своих языках, имеется единый общий и обязательный язык — язык нашей партии, и потому владение именно этим языком — «святой долг любого, любой национальности, редактора».
Признаюсь, после этой незабываемой встречи я еще усерднее принялся за изучение «единого и общего для всех народов» мира языка Маркса — Энгельса — Ленина. Того самого языка нашей партии, без глубокого знания которого невозможно представить себе труженика культуры, искусства, литературы; того самого языка, без овладения которым невозможно постичь до конца и метод социалистического реализма. Здесь, на базе диалектического и исторического материализма, заложен и самый успех в познании работниками культуры, искусства, литературы процесса общественной жизни народа любой национальности.
В ноябре 1921 года я был переведен из Казани в Москву. Не отрываясь от массовой общественной работы, участвуя здесь в первые же месяцы приезда в деятельности центрального издательства профсоюзов, в редколлегии Госиздата, вступил затем в объединение пролетарских писателей «Кузница», порвавшее к этому времени заявлением на страницах «Правды» с осужденной Лениным пролеткультовщиной, исповедовавшей отсталые взгляды А. Богданова. В следующие годы «Кузница» вырастает во Всесоюзное общество пролетписателей, но уже к 1930 году вступает в РДПП как одна из его групп, однако со своей творческой программой. Ведущим ее положением было: «Художественная литература пролетариата должна быть на уровне его революционного мировоззрения и социалистической практики. Она, литература, должна быть могильщиком прошлого (разумелось дореволюционное прошлое «тюрьмы народов»), вестовым будущего, энтузиастом настоящего» (см. «Пролетарский авангард» № 10—11, 1931). Или вот отрывок из застенографированного моего выступления по платформе группы: «Искусство, ни в каком случае нельзя отделять от политики, так как искусство вообще, литература в частности, есть выражение художественными средствами политики» и т. д.
В конце двадцатых и начале тридцатых годов я работал ответредактором журналов «Кузницы»: «Журнал для всех» и «Пролетарский авангард». В 1935—1941 годах состоял членом редколлегии основанного по инициативе Горького журнала «Красная новь». В те же годы, будучи членом парторганизации завода «Серп и молот», сотрудничал в заводской газете, оказывая помощь литературной группе серпомолотовцев «Вальцовка», принимал участие в издании, по инициативе опять-таки Горького, «Истории завода»... Годы, проведенные на «Серпе и молоте», весьма ценны для меня тем, что вооружили меня материалом из жизни рабочего класса, отраженным, между прочим, во многих главах романа «Наступление».
Явный избыток работы и обязанностей общественного порядка, включая, кстати сказать, выполнение долга депутата Краснопресненского райсовета Москвы, отнюдь не говорит о каких-то положительных моих особенностях. Нет и нет! Весь секрет такого рода работоспособности заключается в живом общении с трудящимися предприятий, в неустанном «чувстве локтя» близких товарищей, в чудодейственном подбадривании, исходящем от молодежи, среди которой я имел счастье проводить многие дни и часы, обсуждая творческие поиски не только в области литературы, а и в деле изобретательства, новаторства у станка... Удивительно ли, что в довольно солидном возрасте, под сорок лет, Бахметьев оказался комсомольцем! Бережно, как драгоценность, храню билет почетного комсомольца (№544 от 18/VII-1922 г.), выданный мне московской организацией Рогожско-Симоновского района РКСМ.
Не скрою, что, располагая достаточным фондом критических отзывов в прессе на свой более чем скромный вклад в советскую литературу, я особо дорожу голосом комсомольской печати, начиная с номера 89 «Комсомольской правды» 1928 года и кончая, скажем, «Молодым коммунистом» Воронежского обкома ВЛКСМ, или «Молодым ленинцем» Томского обкома и горкома ВЛКСМ (1957).
Сколь ни ограничена была у меня во времени литературная работа, все же мне удалось запечатлеть более или менее приметные моменты в народной жизни в период революции, гражданской войны, восстановления хозяйства и социалистического строительства, причем первое, что привлекало меня здесь,— это труд и борьба с пережитками прошлого в сознании советского человека и в быту его. Я имею в виду обративший на себя внимание широкого читателя роман «Преступление Мартына», повести и рассказы «Алена», «Мать», «Железная трава», «Корни», «Тень в пламени», «Конторщица», «Ее победа», «Медленная стрела», «Беспокойный» и др.
В 1932 году, после решения ЦК ВКПб) о перестройке писательских организаций, я — в составе Оргкомитета по созыву Первого Всесоюзного съезда писателей. Началась новая, сложная работа под общим руководством А. М. Горького.
Указывая в беседах с нами на необходимость «подтянуться в работенке», Алексей Максимович говорил не только о ближайших задачах Оргкомитета, а и о том, что мы обязаны быть «примером» для молодых кадров литературы и рассматривать создаваемый Союз писателей как общественно-политическую организацию, члены которого отнюдь не должны сводить свои заботы исключительно к «профессии литераторов». Посмеиваясь, Алексей Максимович ссылался на себя, повторяя то, что годом раньше было выражено им в «Беседах о ремесле», опубликованных в «Литературной учебе»: «Я никогда не чувствовал и не чувствую себя «исключительно литератором», всю жизнь занимался — в той или иной области — общественной деятельностью и до сего дня не утратил тяготения к ней». В «Беседах о ремесле» Горький в довольно суровом тоне говорил о тех, кто жалуется на «мелочную» общественную работу, нарушающую их творческий труд: «Жалобы эти я считаю неправильными! Общественная деятельность, даже мелочная, не может быть бесплодна».
Работа наша по подготовке Всесоюзного съезда писателей затянулась до 1934 года, и это имело свои основания. Требовалось шаг за шагом ликвидировать наблюдавшуюся в первое десятилетие нашей литературной жизни групповую борьбу, консолидировать, опираясь на коммунистические кадры, всю массу писателей на пути действенного участия в социалистическом строительстве, преодолеть всякого рода влияния на литературу «пережитков прошлого», пресечь, с другой стороны, левацкие загибы иных, вроде деления «попутчиков» советской литературы на «союзников» и «врагов» и т. д. и т. п. Немало времени заняли у нас также проблемы идеологического и организационного характера: проект устава Союза писателей, разработка положений социалистического реализма, вопросы материально-бытового обслуживания писателей и т. д. Кроме того, надо было закрепить связь с растущими отрядами литературы братских республик.
Наконец в августе 1934 года был созван съезд с участием писателей братских республик и зарубежных стран — от Англии, Франции, США до Китая и Японии. Съезд прошел в оживленной обстановке, утвердил Устав, определение метода социалистического реализма и на заключительном своем заседании избрал правление, а первый пленум его — президиум под председательством Горького.
Не один год работал я в правлении, в его президиуме, в их партгруппах и парторганизации писателей Москвы, стремившейся закрепить среди работников литературы творческую взаимопомощь и одновременно бороться против явлений «зазнайства» на почве «головокружения от успеха», пренебрежения общественными обязанностями и т. п.
Не однажды посещали мы заседания в ЦК партии по вопросам литературы. Кстати сказать, в истории нашего Союза, от первого всесоюзного его съезда до настоящего времени, не было такого сколько-нибудь знаменательного этапа, достижениям которого мы не были бы обязаны руководящему слову партии.
В годы Великой Отечественной войны мне вновь довелось побывать в столице Татарской АССР, куда были эвакуированы правление и актив нашего Союза и где на меня были возложены обязанности первого секретаря правления Союза. Однако уже в июне 1942 года я возвратился в Москву. В результате неоднократных выездов на фронт и живого общения с фронтовиками, в частности — 77-й Гвардейской дивизии, мне удалось написать немало очерков и рассказов, среди которых более или менее удачными считаю: «Оплошность сержанта Васютина», «Наша радость», «Самое главное».
По партийной и литературной работе в годы войны был я связан с промышленными предприятиями Москвы. Изрядно поработал я также среди железнодорожников, давая очерки о героическом оборонном труде рабочих транспорта на страницах газеты «Гудок», и был, в связи с этой работой, включен приказом Народного комиссара путей сообщения в ряды «почетных железнодорожников».
Продолжая в послевоенные годы свою творческую работу (роман «У порога», рассказы), я не прекращал работу с литературной молодежью. Позволю себе привести выдержку из обращения ко мне, в связи с моим 60-летием, коллектива издательства «Советский писатель». Поздравляя меня с правительственной наградой — орденом Ленина, коллектив издательства писал: «Нам, работникам издательства, особенно радостно отметить, что вы многие годы принимаете активное участие в работе издательства не только как писатель, но и как член редсовета, чуткий редактор, много уделявший времени и внимания выдвижению и воспитанию молодых писателей нашей родины».
В заключение хотелось бы упомянуть еще о многолетней своей работе по настоящий день на фронте профсоюзного движения трудящихся. Имею в виду профсоюз писателей, основанный в Москве в 1930 году и располагающий сейчас четырьмя объединениями. Руководителем одного из старейших среди них (при Гослитиздате) я избирался из года в год, и эта моя деятельность в 40-летие Октябрьской революции была отмечена почетной грамотой ЦК профсоюза работников культуры.
Чем именно заслуживают доброе внимание к себе профкомы работников литературы? Тем, прежде всего, что участие наше в профсоюзном движении трудящихся СССР прокладывает писателям, членам творческого Союза писателей и не состоящим в нем, путь в жизнь и труд рабочего класса. Лично я, как и многие мои соратники по перу, немало обязан именно этому классу — авангарду нашего советского народа осуществлением ряда произведений и продолжающейся своей работе над романом «Любовь и ненависть», основным кругом персонажей, которого является рабочий класс.
В 1958 году выпущен в свет сборник произведений («С добрым утром») рабочих завода «Серп и молот». В своей вступительной статье к сборнику я, высказав пожелание давним своим друзьям, «мастерам слова», не порывать связи с «миром мастеров металла», так как именно в этой связи — залог новых и новых побед нашей литературы,— привожу слова В. И. Ленина о литературе социалистического общества:
«Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата».
Эта заповедь бессмертного вождя всего трудового человечества с новою и новою силой звучащая на вечерней «заре» старейших писателей, является и для нашей молодежи, вступающей на путь работников литературы, ключом к тайнам художественного творчества.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +