Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> О детской психологии >>

Развитие личности детей


В годы детства развиваются не только отдельные психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление), но и личность ребёнка в целом.
Складываются убеждения, формируются способности и интересы, вырабатываются основные черты характера.
Особенности личности не готовы от рождения. Лежащие в их основе типичные черты нервной системы человека не остаются постоянными в течение его жизни, но изменяются под влияниеи внешних воздействий.
«Образ поведения человека и животного, — говорит И. П. Павлов, — обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов».
То, какие способности разовьются у данного ребёнка, какие основные побуждения будут определять его деятельность, какой характер у него образуется, решающим образом зависит от тех общественных условий, в которых он живёт, от того, какое влияние на него оказывают окружающие взрослые.
В дореволюционной русской литературе мы находим замечательные примеры того, как буржуазно-помещичья среда с ранних лет начинала прививать детям те психические качества, которые затем становились устойчивыми чертами личности типичных представителей старого общества.
Гончаров в «Обломове» показывает, как царящая в дворянской семье атмосфера безделья, паразитизма, глубокого отвращения к труду создаёт постепенно обломовский характер.
«Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нём: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки за спину, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду... Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему? А как жили взрослые в Обломовке? ...Добрые люди понимали её (жизнь — А. 3.) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом. Они сносили труд как наказание, наложенное ещё на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».
Невозможно более ярко и убедительно показать ту обстановку, те влияния, которые создают человека, не способного ни к какому делу, не способного ни к каким волевым усилиям, с характером, типичным для многих выходцев из дворянско-помещичьей среды.
Процесс развития другой личности, другого характера раскрывает Гоголь в «Мёртвых душах». Он показывает те обстоятельства, при которых с раннего детства начинают складываться черты хитрого проходимца, готового на всё ради карьеры и личного обогащения.
Описывая детство Чичикова, Гоголь приводит знаменательную сцену прощания героя с отцом, накануне поступления в школу.
«При расставании слёз не были пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».
Эти слова, превозносящие беспредельный эгоизм, враждебность к окружающим людям, сказанные ребёнку в волнующую минуту разлуки, произвели на юного Чичикова глубокое впечатление, «заронились глубоко ему в душу».
Так близкие люди, окружающая среда с детских лет начали формировать характер типичного героя старого общества — лукавого авантюриста, изображённого Гоголем в бессмертном образе скупщика мёртвых душ.
Наряду с безвольными тунеядцами и стяжателями, авантюристами буржуазно-помещичья среда дореволюционного общества порождала и другие типы, другие характеры. Горький в «Климе Самгине» рассказывает, как дореволюционная буржуазно-интеллигентская семья коверкает личность ребёнка, учит его лицемерить, прививает ему чудовищное самолюбие, стремление во что бы то ни стало возвыситься над другими, не брезгуя ни обманом, ни унижением. Ребёнок, из которого в других условиях мог бы получиться нормальный, дельный человек, под влиянием неблагоприятной среды и нелепого воспитания превращается постепенно в изломанного честолюбца, не способного принести пользу окружающим людям, не умеющего найти своё собственное счастье.
Однако угнетающее, тлетворное влияние эксплуататорского строя не могло исковеркать в дореволюционное время одинаково всех детей, определить развитие всех характеров.
Возрастающее революционное движение рабочего класса, распространение в народе передовых социалистических идей служили источником живого благотворного влияния на развитие личности, на формирование благородных черт отважных революционеров, самоотверженных борцов за коммунизм. (..)
Советская литература отразила те благородные черты советских детей, подростков, юношей, которые проявились и в период войны гражданской, и в эпоху Великой Отечественной войны, и в подвигах мирного труда на фабриках и в колхозах.
Светлые образы Павла Корчагина, Павлика Морозова, Олега Кошевого, Зои Космодемьянской, Володи Дубинина навсегда останутся в памяти прогрессивного человечества и будут служить идеалом для детей и юношей всех свободолюбивых народов мира.
Формирование личности, развитие характера будущего строителя коммунистического общества является ответственнейшей и почётнейшей задачей родителей и воспитателей. Лишь правильная организация всей жизни ребёнка и окружающих его людей, повседневное руководство его деятельностью могут оказать влияние на формирование стойких коммунистических убеждений, высоких стремлений и идеалов, сильной, несгибаемой воли.
«Не думайте, — говорил А. С. Макаренко, — что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету, — всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете; а если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо».
Характер является в каком-то смысле квинтэссенцией всего жизненного опыта ребёнка, результатом всех бесчисленных влияний, которые на него оказывает окружающая среда.
Однако бывают случаи, когда одно какое-либо важное событие, одно какое-либо сильное впечатление приводит к глубоким изменениям в детской личности.
«Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной ещё стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз, во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества» (Л. Толстой).
Обычно мощное влияние на развитие личности новые впечатления оказывают тогда, когда они связаны с какими-либо глубокими изменениями в жизни ребёнка, с перестройкой его отношения с окружающими людьми.
Выразительное описание такого перелома в детской психике даёт Смирнов в книге «Открытие мира». После проводов отца на фронт мать с сыном возвращаются домой.
«Опомнился он за станцией, на коленях матери. Правя одной рукой вожжами, мать другой рукой гладила его по спине.
— Вот и нету... нашего тятьки, — медленно сказала мать, и слёзы затрясли её. Она прижалась к Шурке.
— Как жить будем, Санька?...
— Не плачь, мамка,— сказал он,— тятьку не убьют... Он всех германцев перестреляет из пушки и вернётся домой. А покудова... я буду за тятьку. Ладно?
Мать подняла мокрое, живое лицо и улыбнулась сквозь слёзы.
— Один ты у меня остался... мужик в дому.
...Шурка отнял у матери вожжи и намотал их себе на ладошки.
— Но-о, пошёл! Я тебе побалую... смотри у меня! — погрозил он концом вожжей мерину.
Лютик почувствовал твёрдую, мужицкую руку нового хозяина, махнул хвостом и послушно побежал рысцой».
В осиротевшей семье ребёнок почувствовал новые требования жизни, новую ответственность, которую на него возложило положение единственного мужчины в доме. И эти новые обстоятельства привели к глубоким изменениям в личности.
Новые условия, новые обстоятельства оказывают влияние на развитие ребёнка, когда они не только им воспринимаются, но и побуждают жить и действовать по-новому.
Павленко в повести «Степное солнце» рассказывает, как десятилетний мальчик едет со своим отцом-шофёром на уборку урожая в колхоз. Это событие вызывает глубокие изменения в психике ребёнка. До этого времени он знал о большой трудовой жизни взрослых людей, но был в стороне от неё, в ней не участвовал. А здесь, в напряжённой атмосфере трудового подъёма, которая охватила не только больших, но и маленьких, он оказался, так сказать, в центре событий, активным участником коллективного творческого труда.
И вот Серёжа постепенно втягивается в выполнение новых обязанностей. Он принимает активное участие в колхозных делах, он становится бригадиром ребят, собирающих фрукты. И эти новые дела создают у него новые мысли, чувства, стремления. Когда Серёже приходится уезжать домой, он чувствует, что стал другим, что он уже непохож на прежнего маленького Серёжу.
«Узнав, что завтра, на рассвете, они поедут домой, Сергей, как ни странно, нисколько не обрадовался известию. Он и сам понять не умел, хочется ли ему домой или он ещё поездил бы по этой степи, которой конца нет, но одно было ясно, что после всего пережитого он не мог уже стать прежним Сергеем, которого не пускали одного к морю или в кинотеатр».
Он стал взрослее, сознательнее, самостоятельнее.
Развитие личности основывается не только на пассивном восприятии действительности, но и на активном участии в жизни окружающих людей, на выполнении их всё более высоких и сложных требований.
Развитие личности у ребёнка начинается очень рано. Уже первые впечатления, получаемые младенцем, оставляют определённый след в его мозгу, закладывают основы его характера.
Однако психические особенности младенца и преддошкольника, их интересы и склонности, способы отношения к окружающему ещё недостаточно определились, ещё не приобрели достаточной устойчивости для того, чтобы превратиться в настоящие качества личности.
Решающий перелом в этом отношении происходит в дошкольном возрасте — том периоде детства, когда происходит не только интенсивное развитие отдельных психических процессов, но и формирование личности ребёнка в целом.
Под влиянием знакомства с окружающей природой и советской общественной жизнью у дошкольника начинают складываться начатки материалистического мировоззрения, правильного понимания действительности. При этом ребёнок перенимает не только взгляды окружающих и воспитывающих его людей, но и проникается их стремлениями и идеалами. Благородные общественные интересы советских людей постепенно становятся интересами самого ребёнка. Этот важнейший для всего последующего развития процесс формирования у дошкольника новых интересов чрезвычайно ярко обнаруживается в детских играх, его изобразительной деятельности. При правильной организации воспитательной работы содержание детских игр всё более усложняется, выражая растущее стремление к будущей серьёзной общественно-полезной деятельности. Ребёнка побуждает играть желание быть рабочим, колхозником, шофёром, врачом, т. е. людьми полезными, нужными обществу.
Важнейшую роль в развитии личности играет правильная организация детского коллектива. Участвуя в совместной деятельности детей, неся определённые трудовые обязанности в семье или в группе детского сада, ребёнок постепенно научается руководствоваться общественными интересами, считаться с требованиями коллектива.
Вместе с формированием новых интересов идёт развитие знаний и умений, а также способностей ребёнка к различным видам деятельности. Дошкольник, приобретая разнообразные знания об окружающем, приобретает ряд умений, необходимых в практической жизни и при решении познавательных задач.
Развиваются разнообразные способности к изобразительной деятельности, музыке, конструированию, творческому воображению, к самостоятельной умственной работе.
Наконец, те новые, более сложные отношения, в которые вступает дошкольник к окружающим взрослым и детям, те новые более сложные требования, которые ему приходится выполнять в своей деятельности, оказывают влияние на развитие его воли, на формирование его характера.
Если малыш-преддошкольник в своих действиях руководствуется, главным образом, непосредственными желаниями, то дошкольник, выполняя поручения взрослых, неся определённые обязанности в группе, участвуя в коллективных играх, учебных и трудовых занятиях, приучается постепенно делать то, что требуется коллективом, то, что вытекает из правил игры, то, что необходимо для выполнения взятого на себя задания.
Иначе говоря, у него вырабатывается умение действовать волевым образом, подчинять свои поступки сознательно намеченной цели.
В формировании этих качеств личности важнейшая роль принадлежит воспитателю.
Действуя на ребёнка своим личным примером, сообщая ему правильное понимание окружающего, организуя всю его жизнь и деятельность, воспитатель с любовью выращивает положительные качества личности и искореняет всякие проявления отрицательных черт — трусости, эгоизма, жадности, которые могли возникнуть в результате ошибок воспитания на предшествующих ступенях развития.
Трудно переоценить важность и ответственность этой задачи. Ибо в таком деле, как воспитание нового человека, в формировании его личности не должно быть, как говорил Макаренко, «никаких неудач, никаких процентов брака, даже выраженных сотыми единицы».
Всестороннее развитие способностей ребёнка, формирование у него высоких физических, умственных и нравственных качеств является в нашей стране делом первостепенной важности.


А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +