Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Каковы принципы построения программ ГУС'а


С. А. Каменев. Советская трудовая школа
Изд-во "Севкавкнига", 1925 г.

Эти принципы сжато сформированы в объяснительных записках к программам. В основе новых программ лежит центр человеческого бытия — труд, трудовая деятельность людей. Труд представляет собою процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек, по словам Маркса, своей собственной деятельностью обусловливает, регулирует и контролирует обмен веществ между собою и природой. Отсюда, наряду с изучением труда, программы ГУС'а выдвигают изучение природы. На основе подчинения человеком природы развивается общественная жизнь; отсюда—третий боковой стержень программы — общество.
По своему содержанию программы ГУС'а ставят своей задачей: „1) изучать действительность, притом—не как ряд отдельных изолированных явлений, но принимая во внимание связь и взаимную зависимость их; 2) изучать конкретную действительность в ее динамике и не разрывать теорию и практику, так как основательное познание без практики невозможно; 3) ключей к изучению окружающей действительности считать трудовую деятельность человека; 4) вводить рациональные элементы, в пределах возраста, в труд ребенка".
Таким образом, программы ГУС'а являются марксистскими программами: труд, производство, как база, определяющая собою характер общественных взаимоотношений,— лежит в центре гусовских программ. Действительность изучается на основе диалектического материализма. Все содержание направляется к овладению окружающей действительностью и воздействию на нее.
„В первом отделении начальной школы изучается наиболее близкий для ребенка труд — труд в школе, труд домашних— в связи с изменением природы в различные времена года. Во втором году кругозор ребенка расширяется: он изучает трудовую деятельность и жизнь уже более широкой окружающей его среды (деревни или городского квартала), в связи с сезонными изменениями в природе, при чем при изучении природы его внимание больше всего задерживается на так называемых культурных животных и растениях. Третий год носит, по преимуществу, краеведческий характер. Здесь изучается, в доступных для данного возраста формах, наша деревня, наш город, взаимоотношения города и деревни и наш край. Четвертый год является, по преимуществу, мироведческим".
В основу работ первого года обучения на II ступени берется изучение земледельческой добывающей промышленности. Второй год идет под знаком индустриальной промышленности. Третий — посвящается вопросам организации труда и организации общества на основе производственных отношений, четвертый—дает историю труда и пятый, как широкий рабочий синтез,— научную организацию труда.
Намеченный план требует коренного пересмотра методов работы в школе: во главу угла кладется исследовательски-трудовой метод. Учащийся добывает знания, а не получает их в готовом виде. Эти знания он добывает не только путем изучения труда других людей, но и посильным непосредственным участием в труде.
„Такой характер работы школы,— говорится в объяснительных записках,— и существо самих задач, стоящих перед школой,— все это требует, чтобы дети привыкали к организованному коллективному труду. Поэтому очень важно дать в школе должное место детскому самоуправлению и важно при этом втягивание детей в планирование своей работы и в ее учет.
Эти моменты имеют громадное воспитательное значение.
Конечно, необходимо, чтобы формы этого планирования и учета соответствовали силе и особенностям данного детского возраста. Для облегчения планировки работы программа первых двух лет распределяется на три триместра: осенне-зимний (до нового года), зимне-весенний и весенне-летний.
Программа строится во всех триместрах в смысле распорядка тем приблизительно одинаково: каждый триместр исходит из учета детской жизни до триместра, .учит, далее, ребенка планировать и организовывать свою ближайшую деятельность, ставит затем перед ним ряд сезонных тем и заканчивает все это триместровой отчетной выставкой — подведением итогов. 1) Исход от ребенка, психо-физической его организации, среды, в которой он живет, его классовой принадлежности, 2) организация работы, 3) сама работа сообразно данному сезону и 4) отчет о ней — вот методический остов любой триместровой программы.
Первые шаги, делающие возможность скорейшего проведения программы в жизнь, должны заключаться:
1) в изучении учителем совместно с учениками окружающей трудовой деятельности людей в порядке, намеченном программой;
2) в изучении — индивидуальном и коллективном — учительством тех отраслей знания, которые дают понимание окружающей трудовой деятельности людей: истории труда, политэкономии, экономической географии, организации труда".
Новые программы требуют со стороны учительства изучения своего производственного района. Индивидуализация программ, облечение программного скелета живой плотью краеведческого материала,— говорят составители программ,— является неотложной задачей учителя. Необходимо осознать, далее, что трудовая школа придает другой смысл и значение краеведению. И здесь центральная ось — трудовая деятельность людей и ее организация.
„На что следует обратить особое внимание,—говорится в объяснительных записках к программам (см. выпуск I, изд. 1923 г., стр. 28—29),— это на необходимость изучения явлений природы и ее богатств с точки зрения производства. Эта точка зрения скажется, прежде всего, в выборе предметов изучения. Там, где не растет пшеница, надо изучать не пшеницу, а рожь; в Донбассе надо гораздо больше обращать внимания на изучение каменного угля, чем где-либо в другом месте; в местности, расположенной на берегу Волги,— всестороннее изучение реки должно занимать совсем особое место, и т. д.. Научно-методические советы должны индивидуализировать и в этом отношении программы. Что касается главных отраслей производства каждого района, нужно чтобы учителя этого района имели представление о том, как постепенно росла власть человека над природой в этих областях, как наука помогала все более и более овладеть силами и богатствами, лежавшими до тех пор мертвыми капиталами, нужно показать перспективы дальнейшего овладения этими силами и богатствами. Если учитель будет обладать этими знаниями, он сумеет вдохнуть в своих учеников стремление к знанию, сумеет разжечь и направить в должное русло их исследовательские инстинкты, сделать их своего рода пропагандистами научного знания в их семьях. Научно-методические советы, преследуя цель проведения принятых последним съездом соцвосов программ в жизнь, должны осветить эти вопросы местным учителям, организовать чтение лекций по этим вопросам. Научно-педагогическая секция обратилась к центральному физико-математическому педагогическому и к центральному естественно - педагогическому институтам с предложением изготовить примерную работу подобного типа и тем облегчить работу местных научно-методических советов. В местных библиотеках должны быть подобраны соответственные книжки, составлены своего рода передвижки по этим вопросам для использования их учителями.
Наконец, надо индивидуализировать программу в ее общественной части. Надо дать, например, историю земельных отношений данного района (хорошо, например, взять какой-нибудь ближайший совхоз, вьгяснить, кому он раньше принадлежал, проследить историю данной помещичьей семьи); выяснить также, какие государственные должности занимали члены данной семьи, какую роль они играли, занимая эти должности, вообще, как общественно выявляли свои взгляды; надо дать картину состояния промышленности данного района, обратить особое внимание на положение рабочих, на их взаимоотношения с хозяевами фабрик, на причины рабочих волнений; надо проследить историю революционного движения в данном районе; дать картину местных промыслов, ярмарок (если они есть), путей сообщения; рассмотреть работу советов и т. д.. Материал подобного рода в изобилии найдется в каждом районе, в каждом уезде, его надо учесть. Он позволит индивидуализировать программы, даст возможность сделать их чрезвычайно жизненными, конкретными, близкими ученикам. Тут опять-таки на научно-методические советы ложится работа по инструктированию учителей в этом отношении. Только опираясь на этот материал, учитель сумеет провести преподавание обществоведения в том духе, как этого требуют схемы программ.
И еще необходимо учителю быть знакомым с историческим материализмом, который лучше всего дает представление о взаимоотношениях различных общественных факторов. Тогда и история перестанет для него быть случайным сцеплением происшествий, а превратится в развивающийся процесс, изучение которого проливает яркий свет на современность, дает представление о том, куда идет общественное развитие. Тогда учитель поймет, что в обществоведении и в истории имеет главное и что второстепенное значение, поймет соотношение между экономикой, политикой и культурой. И тогда, конечно, новые программы не затруднят его".
Некоторые работники, и довольно крупные, например, М. Пистрак (см. его прекрасную книгу—„Насущные проблемы современной советской школы". Гиз., делают упрек программам ГУС'а в том смысле, что они являются программами только обучения, а не воспитания. Этот упрек не основателен. Все содержание программ ГУС'а пронизано духом коммунистического воспитания. Исходный и конечный пункт программ — диалектика бытия, диалектика классовой борьбы, и сущность программ — их марксистский характер.
Не может ГУ С, не рискуя впасть в „советскую схоластику", написать отдельные „программы по труду", включить в них клубную работу, вечера, постановки и т. п., как это предлагает т. Пистрак. Это значит—создать какую-то отвлеченную универсальную программу, не считающуюся ни с временем, ни с пространством. Это значит — вложить богатое содержание школьной жизни в Прокрустово ложе „программ самодеятельности". Школе нужна принципиальная установка и вехи для ее реализации. С этой задачей ГУС справился. И программы ГУС'а охватывают, конечно, не только, как полагает т. Пистрак, учебную сторону школьной жизни. Но как раз эта учебная сторона, марксистски построенная, неизбежно вызывает на очередь вопросы организации детской среды в самом широком смысле этого слова. И тут никакие программы не помогут. Больше того, эти „программы воспитания" будут вредны, ибо организация детской среды вырастает не из программ, а из конкретного содержания данной действительности, определяемой задачами государства, условиями определенного района, с учетом, по возможности, биосоциальных особенностей детей.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +