Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формы организации детской среды


С. А. Каменев. Советская трудовая школа
Изд-во "Севкавкнига", 1925 г.

Как формальная структура организации детской среды, так и содержание работы коллектива учащихся не могут быть регламентированы в виде готовых формул и положений, поскольку каждая школьная единица, в зависимости от своих местных социально-производственных интересов и особенностей, может иметь свои индивидуальные уклоны, не вкладывающиеся ни в какой трафарет. Конечно, основная линия в вопросах организации детской среды (выработка коммунистов-хозяйственников, организаторов и борцов за рабочее дело) остается неизменной, но способы ее воплощения могут быть чрезвычайно разнообразны. В частности, структура детской самоорганизации в первой группе I ступени не та, что во второй группе той же ступени, равно как третья и четвертая группы носят свои специфические особенности, в зависимости от роста, осложнения и углубления основных задач трудовой школы в их последовательном разрешении.
В первой группе I ступени формы организации детской среды примитивны и могут, примерно, выражаться в дежурствах, собраниях, носящих скорее характер коллективных бесед, в играх и т. п. В дальнейшем процессе работы могут возникнуть санитарные группы, группы ухода за обстановкой, кружки и т. д. Главная цель работы по самоорганизации учащихся в I группе .сводится к выработке элементарных организационно-трудовых коллективных навыков.
Во второй группе формы детской самоорганизации получают дальнейшее развитие в связи с общим развитием детей и более широкой учебно-воспитательной работой. Здесь область самоорганизации расширяется, могут образовываться временные и постоянные артели, кружки, комиссии, а также организации, объединяющие отдельные группы, т. е. класскомы. Общие собрания в этой группе носят преимущественно организационный характер. Здесь ребята отчетливее сознают необходимость самоорганизации. В третьей и четвертой группах групповые объединения, класскомы, получают уже вполне отчетливую форму. Эти объединения, организации, избираемые общими групповыми собраниями, могут являться организующими, контролирующими и исполнительными органами учащихся.
Во II ступени детская самоорганизация вырастает уже в полном, развернутом виде.
Мы говорили, что как формальная структура детской самоорганизации, так и содержание работы последней не могут быть регламентированы, представлены в виде готовых рецептов, положений и т. п. Организация детской среды, оставаясь единой по своей целевой установке, развивается на основе локальных особенностей каждой отдельной школы.
Тем не менее, как результат уже отложившегося опыта, можно дать ряд схем школьных самоорганизаций, охватывающих формальную структуру последних и частично намечающих их работу.
„Верховным" органом ученических самоорганизаций является общее собрание учащихся. Общее собрание избирает организационный комитет (оргком) от 3 до 5 человек. Оргком организует общие собрания, выполняет задания последнего, создает ряд комиссий по разным вопросам, распределяет работу и т. п.
Низовые школьные ячейки (группы) избирают „классный" комитет („класском") или групповой старостат (2 — 3 человека: председатель, секретарь; председатель, товарищ председателя, секретарь).
Кроме оргкома и класскома существует ряд комиссий (хозяйственная, санитарная, общественно-политическая, культурно-просветительная) и кружков (политических, драматических, естественных и т. п.).
Формальная структура организации детской среды в одной из школ г. Ростова на Дону представлена в следующем виде:
На обязанности учащихся лежит организация всей среды, прежде всего, а затем и несение некоторых административных, хозяйственных обязанностей. В первую очередь их деятельность должна касаться постановки клубной работы, кружковой, установления самодисциплины и стремления принять участие в учебной жизни. Первичной организацией учащихся являются классные комитеты, которые избираются группой на общем собрании относительным большинством голосов в количестве трех человек (председателя, заместителя и секретаря) сроком на один месяц. На обязанности класскома лежит:
1. Следить за внешним порядком и чистотою класса.
2. Вести учет отсутствующих учащих и учащихся.
3. Следить за ведением коллективного дневника группы.
4. Следить за ведением дневника содержания хода занятий.
5. Собирать общие собрания группы для обсуждения тех или других организационных вопросов или вопросов, связанных с учебной жизнью.
6. Устранять обстоятельства, тормозящие нормальный ход занятий.
Класскомы должны ежемесячно давать отчет о своей работе и состоянии в заседаниях ученического исполкома. Ежедневно же класском дает отчет в учебную часть школы. Время доклада устанавливает учком, по соглашению с учебной частью.
Обязанности по отдельным областям работы между членами класскома распределяются заседанием последнего. Обязанности санитарных комиссий передаются класскому, при чем в этой области он действует по указанию школьного врача или на основании особой инструкции. Сроки заседания класскомов устанавливаются последними, но не реже одного раза в неделю. Высшим органом самоуправления устанавливается совет класскомов, которому принадлежит руководящая роль среди организованной массы учащихся данной школы и созыв общих собраний.
Совет класскомов обсуждает и решает все дела, касающиеся регулирования ученической жизни школы, издает инструкции и положения о новых внутришкольных организациях, клубах и всякого рода внешкольных учебно-воспитательных учреждениях.
Совет класскомов созывается учисполкомом не реже одного раза в месяц. Учисполком избирается советом класскомов из своей среды в количестве 7 человек, сроком на один месяц и ведет свою текущую работу по тому плану, который установил совет класскомов. Исполком берет на себя ответственность за установление нормальной школьной дисциплины и имеет право в контакте с администрацией школы издавать на свой счет те или другие постановления, обязательные для всех учащихся. Здесь предусматривается и общая планировка работы, порядок работы кружков, порядок несения обязанностей по обслуживанию читален, библиотек и др. учебно-воспитательных учреждений, работа среди населения и т. п. На ряду с этим Исполком следит через класскомы за целостью и бережным отношением со стороны учащихся к школьной мебели, ведет соответствующую агитацию, выносит на общее собрание все моменты, тормозящие, мешающие работе. Для более планомерной организационной, работы исполком в отдельных случаях назначает ответственных руководителей, которые группируют вокруг себя работников этих областей. Таким образом, при исполкоме устанавливаются: а) культурно-просветительный отдел, который ведает клубом, читальней, изданием газет и журналов, и б) организационный, который производит обследования, статистический учет, намечает дежурства учащихся, распределяет между ними обязанности, следит за выполнением постановлений совета класскомов.
Приведенная организационная схема вошла в силу с момента ее утверждения школьным советом и общим собранием учащихся.
Одна из нахичеванских школ пришла, в результате опыта, к следующей структуре:
Высшим органом самоуправления учащихся является общее собрание учащихся, перед которым отчитываются все остальные организации учащихся. Каждая группа имеет свой групп-ком, который следит за внутренним распорядком жизни группы, назначает дежурства, отмечает отсутствующих или опаздывающих, следит за работой санкомиссии, ведет соответствующую беседу с нарушителями школьного порядка и проч. В группком входит от 3 до 5 человек; избирается он на срок от 2 недель до месяца; отчитывается перед групповым и общим собранием учащихся. Кроме группкома, учащиеся каждой группы избирают санкомиссию, которая работает под руководством врача и следит за соблюдением гигиенических требований. Общее собрание всех группкомов составляет учком школы, который является исполнительным органом школьного самоуправления. Учком из своей среды выделяет президиум, который разрешает текущие вопросы школьной жизни, подготовляет материал для общих собраний, проводит в жизнь постановления учкома и проч. Учком посылает своих представителей в педагогический совет и в комитет содействия.
Общее собрание учащихся выделяет редколлегию для издания стенгазеты и журнала, учкоров в газету „Молодой Рабочий", активных учащихся в культкомиссию завода „Красный Металлист", в Нахичженотдел. Каждая группа также выделяет учкоров для работы в школьной стенгазете „Дети Молота". Все представленные выше детские самоуправленческие аппараты имеют некоторые административные функции (наблюдение за внешним порядком, установление дежурств, учет посещаемости школы учащимися, ведение групповых дневников, собирание и систематизация материала учебного характера и т. д.), но необходимо иметь в виду, чтобы у учащихся не сложился взгляд на них, как только на подчиненные и передаточные исполнительные органы школьной администрации, облегчающие работу последней. Необходимо всеми мерами стремиться к тому, чтобы эти органы приобрели среди учащихся необходимый авторитет, как представители коллектива , и выразители его коллективной воли, направленной к созиданию необходимой внутренней самодисциплины, организационной и трудовой „зарядки", без которой невозможна планомерная и плодотворная совместная работа. В этом отношении от аппаратов школьного управления и преподавательского персонала требуется большой такт, и, если правильная линия будет ими найдена,—органы школьного самоуправления могут стать для них ценнейшим сотрудником в деле организации и административно-хозяйственной и воспитательно-образовательной работы.
Необходимо, чтобы вопросы, обсуждаемые и решаемые на общих собраниях учащихся как отдельных групп, так и всего школьного коллектива, представляли бы для учащихся жизненный интерес, были бы тесно связаны с их работой, без чего такие собрания обращаются в скучную повинность, от которой учащиеся будут уклоняться; принуждение же к участию в них—недопустимо, так как оно обескровит работу школьного коллектива.
Периодически, сверх того, по мере надобности, все выборные ученические органы должны давать отчеты своим избирателям о проделанной ими работе, при чем, в случае недовольства избирателей работой своих избранников, последние могут быть заменены вновь избранными.
Это касается детских организаций всех типов.
Естественно, что в младших группах школы I ступени не могут быть обязательными перечисленные выше организации, но, несомненно, школьному коллективу необходимо стремиться к тому, чтобы пробуждать в детях возможно ранее потребность организовать свою жизнь и работу.
Небесполезно ознакомиться с вопросами, которые ставились отдельными школьными коллективами на общих ученических собраниях.
Типовые вопросы, наиболее часто встречающиеся в школах, следующие (отбрасываю „внеочередные" собрания, приезд в школу шефа и т. п.):
1. Организация нашей школы.
2. Выработка школьной конституции.
3. Выборы в ученические организации.
4. Школьная дисциплина.
5. Беседа с товарищами, мешающими работе школы.
6. Отчет выборных организаций о своей работе.
7. Вопрос о помощи отстающим товарищам.
8. Шефство нашей школы над деревенской.
9. Культшефство над Красной армией.
10. Выборы делегатов для поездки в подшефную школу.
11. Выборы делегатов для поездки в подшефную красноармейскую часть.
12. Отчет делегатов.
13. Организация работы в летней школе.
14. Наш быт и как его улучшить.
15. Проведение подписки на газету „Молодежь Дона" и др.
Необходимо иметь в виду, что детская самоорганизация должна охватить всех ребят: ни один из них не должен быть за пределами организованного детского коллектива.
Не мешает отметить еще одно обстоятельство. Обследование школ донского округа показало, что почти все школы взваливают работу коллектива на небольшое количество активистов. Они исправно „переизбираются" и, по существу, несут на себе всю школьную „тягу". При таком подходе к делу организация детской среды теряет всякий смысл; не говоря уже о нерациональном распределении труда,— самое воспитательное значение детской организации превращается в пустую трату времени. Необходимо, чтобы каждый из учащихся смог выявить и оформить себя не только в качестве исполнителя, но и организатора. В противном случае ядро активистов (обычно 5—10 человек) неизбежно превратится в подсобный для учителя контрольно-направляющий аппарат и, тем самым, детская самоорганизация превратится в типичное буржуазное „самоуправление".




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +