Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Основные условия правильного воспитания в семье. Продолжение


Л. И. Красногорская. "Роль семьи в воспитании дошкольника"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

На ребёнка может иметь влияние не только семья, но и товарищи. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны и легко поддаются влиянию. Это обязывает родителей хорошо знать товарищей, с которыми играют их дети. Иногда случайное влияние может иметь очень дурные последствия.
Приходит в детский сад взволнованный отец: «Беда у нас случилась. Давно мы уже замечаем, пропадает у меня то один инструмент, то другой, не обращали внимания, думаем — завалился, отыщется, взять всё равно некому. И вот вчера собираюсь утром на работу, вдруг вижу, что Витя озирается и что-то в карман прячет. Я будто ничего не заметил, а сам осмотрел всё кругом: в углу лежала моя отвёртка, и нет её. Гляжу на Витюшкин карман и вижу: отвёртка там. Ну, думаю, подожду, что дальше будет.
Отвела его мать к бабушке и взяла его домой только к вечеру. Прихожу с работы — отвёртки нет.
— Где отвёртка?
— Не знаю, не видел.
— Как не видел, ты отнёс её к бабушке.
— Нет, не брал.
Упёрся: «Не брал — и только».
Воспитательница посоветовала узнать, с кем дружит мальчик, когда бывает у бабушки. И вот что выяснилось. Утром у бабушки все уходили на работу. Скучно ребёнку. Он подружился с соседскими ребятами более старшего возраста, чем он. Чуть бабушка задремлет, а мальчик уже у них. Ребята просят его то гвозди принести, то отвёртку, то шило, то ручную пилку. Сначала Витя сопротивлялся:
— Я не могу, папа не разрешит.
— А ты не спрашивай. Потом положишь на место, никто и не заметит.
Вещи не имели в доме строго определённого места, и родители действительно не сразу обнаруживали пропажу. «Смотри не проговорись, нехорошо товарищей выдавать»,— просили ребята.
Так у ребёнка появилась тайна от родителей, которую он должен был скрывать, чтобы не подводить товарищей.
В дошкольном возрасте у детей не должно быть от родителей никаких тайн, за исключением «временных» секретов, связанных с желанием сделать родителям приятный сюрприз.
Этого требует прежде всего воспитание у детей честности. «Честность — это открытое, искреннее отношение. Нечестность — есть тайное, спрятанное отношение» — говорит А. С. Макаренко. «Если ребёнок хочет взять яблоко и открыто об этом заявляет, это будет честно. Если он это желание оставляет в тайне, но не отказывается от яблока, а старается взять его, чтобы никто не видел, это уже будет нечестно».
В данном случае опасность не в том, что мальчик, уступая просьбе товарищей, приносил вещи, которые им были необходимы для выполнения конструктивных замыслов, а в том, что это было «тайное, спрятанное отношение».
Отец, познакомившись с мальчиками, объяснил им, что неправильное понимание ими товарищества чуть не научило его сына обманывать родителей, и когда узнал, для чего им нужна отвёртка, то договорился с родителями этих ребят, и они совместно приобрели недорогие и полезные для творческого труда детей инструменты.
Если бы родители, оставляя ребёнка на целый день у бабушки, ежедневно интересовались, с кем и как он проводит время, своевременно познакомились с его товарищами, учли их общие интересы и постарались правильно направить их взаимоотношения, то можно уверенно сказать, что печального факта «кражи» не произошло бы.
Родители обязаны знать, чем живёт их ребёнок, и должны повседневно направлять его интересы в соответствии с задачами воспитания.
Некоторые родители считают это требование нереальным. «Не могу же я целый день ходить за ребёнком, у меня — работа». Ответим на их сомнения словами замечательной советской матери, воспитавшей детей, образ которых будет жить в веках.
«У меня нет времени воспитывать ребят, я целый день на работе», — слышу я нередко. И я думаю: «Да разве в семье надо отводить какие-то особые часы на воспитание детей?» — пишет Л. Т. Космодемьянская в своей повести о Зое и Шуре. — Анатолий Петрович научил меня понимать: воспитание — в каждой мелочи, в каждом твоём поступке, взгляде, слове. Всё воспитывает твоего ребёнка: и то, как ты работаешь, и как отдыхаешь, и как разговариваешь с друзьями и недругами, каков ты в здоровье и болезни, в горе и радости,— всё замечает твой ребёнок, и во всём станет тебе подражать. А если ты забываешь о нём, о его зорких, наблюдательных глазах, постоянно ищущих в каждом твоём поступке совета и примера, если ребёнок растёт рядом с тобою, сыт, обут, одет, но одинок, — тогда ничто не поможет правильно воспитывать его: ни дорогие игрушки, ни совместные увеселительные прогулки, ни строгие и разумные наставления. Ты должен быть со своим ребёнком постоянно, и он должен во всём чувствовать твою близость и никогда в ней не сомневаться».
Хороший пример родителей и близких не теряет своей силы и в их отсутствие, если он достаточно убедителен и между родителями и детьми существует или существовала необходимая близость. Это очень хорошо выразила в своём выступлении на родительской конференции колхозница села Каменки Горьковской области т. Речина: «Если кому из детей приходит на ум ослушаться или спросить, чего в доме нет, я только скажу. «Этому тебя отец учил, так ты его память почитаешь?» Всё как рукой снимет. Наш отец погиб, защищая родину, и все мы, от мала до велика, с почётом к нему относимся».
Для среднего и тем более для старшего дошкольника значение примера расширяется. Пример родителей подкрепляется примерами из жизни лучших людей нашей родины, в доступной форме детям даются примеры из жизни и деятельности наших вождей — Ленина и Сталина. Это имеет большое влияние на воспитание моральных качеств.
Многие часто спрашивают: почему же у хороших родителей бывают плохие дети, ведь они не подают им плохого примера? Сила примера велика, но всё дело в том, что и хороший пример не должен восприниматься пассивно. «Ничего нет опаснее пассивного соседства хорошего человека, ибо это наилучшая среда для развития эгоизма, — говорит А. С. Макаренко. — В таком случае как раз и разводят руками многие хорошие люди, вопрошая: «В кого он уродился?»
Хороший пример может быть плохо воспринят, если родители не будут активно воздействовать на детей путём убеждения, не будут создавать условий для систематических упражнений в приобретении хороших качеств. Без этих упражнений, если и можно приобрести правильное представление о том, что хорошо и что плохо, то нельзя приобрести правильной привычки делать только хорошо, а привычка — вторая природа, как говорит народная мудрость. Ребёнок от природы активен и стремится к деятельности. Задача родителей — развивать, поддерживать эту активность и направлять её в соответствии с задачами воспитания.
Нормы поведения и моральные устои ребёнок обычно заимствует у родителей и других членов семьи, но овладеть ими, сделать их движущей силой поведения ребёнка можно только путём систематической и последовательной воспитательной работы. Правильно организованный семейный коллектив имеет для этого большие возможности.
В каждой семье должен быть твёрдый режим, которому подчиняются все её члены. В семье Веткиных мы не видим ни малейшей растерянности, ни суматохи в организации такого большого семейного коллектива, потому что в этой семье установлен чёткий режим и порядок. Никто никого не уговаривает, не ищет, не упрашивает, каждый является в положенное время, в часы сбора всей семьи к завтраку, обеду и ужину, знает свои обязанности и своё определённое место за столом.
Строгое соблюдение режима особенно важно для детей в раннем возрасте. Каждая мать знает по своему опыту, что режим для ребёнка устанавливается с первого дня рождения. И от точности его выполнения в значительной мере зависит здоровье и самочувствие новорождённого. Организм ребёнка привыкает к определённому ритму, и ребёнок требует еды или сна только в положенное время.
Твёрдо установленный режим в дошкольном возрасте является не только основным условием для правильного физического воспитания, но и основой воспитания у детей моральных качеств.
Под режимом дошкольника подразумевается не только установленное время для еды, сна, прогулок, игр, занятий, но и выполнение детьми определённых культурно-гигиенических навыков, усвоение определённых правил. Приучение детей с раннего возраста к точному соблюдению режима воспитывает у них организованность, дисциплинированность, жизнерадостность, устойчивость поведения, привычку к преодолению трудностей в усвоении того или другого навыка. Делается это, конечно, не само с собой, а при систематическом руководстве родителей. Руководство это заключается главным образом в том, что родители чётко и продуманно намечают несложные, доступные для ребёнка требования и правила поведения и систематически, последовательно добиваются их выполнения. Научно доказано, что нельзя воспитать у детей прочных навыков, если сегодня с него требуют, а завтра забывают об этом, сегодня запрещают, а завтра разрешают. Обычно на почве такой непрследовательности вырастают детские капризы, непослушание, беспорядочность. Ребёнок быстро усваивает, что слезами, капризами, упрашиванием можно добиться у родителей отмены установленного порядка, добиться разрешения на то, что ему вредно или запрещено. Так, ребёнок приучается валяться утром в постели, после того как проснулся, выпрашивать сладости в неположенное время, находить предлоги к невыполнению своих обязанностей или правил, разбрасывать и не убирать свои вещи, игрушки.
Избежать этих отрицательных явлений можно только при условии соблюдения чёткого режима, последовательностью в требованиях к ребёнку и систематичности в руководстве его воспитанием. Подводя итоги трёхлетней воспитательной работе, в своём дневнике В. И. Кудрявцева пишет: «Люба имеет и некоторые навыки самостоятельности: умеет правильно держать ложку и самостоятельно есть, надеть платье, штанишки, тапочки и др., но я не могу сказать, что навыки эти устойчивы.
Наблюдая над её развитием и результатами воспитания со дня рождения, я убедилась, что навыки у ребёнка воспитываются и становятся устойчивыми только тогда, когда естественные упражнения по их закреплению представляют непрерывную цепь, и чем чаще эта цепь разрывается, тем труднее воспитать устойчивый навык.
Переехав ранней весной на дачу, мы все следили, чтобы Люба не забывала вытирать ноги при входе в помещение. Девочка делала это очень охотно и старательно. Вскоре не только не приходилось ей напоминать, но она сама укоризненно останавливала, если кто-нибудь забывал это делать: «Ноги вытирать надо. Тётя Шура полы мыла, мыла, чтобы чисто было».
Но вот установилась чудесная летняя погода; дорожки к летнему домику усыпали песком, и мы как-то перестали обращать внимание на вытирание ног. Когда же вновь пошли дожди, то Любе приходилось об этом снова напоминать.
Мы все приучали её спокойно выражать свою просьбу словами: «Дайте, пожалуйста». Она это хорошо усвоила, и когда ей пришлось наблюдать другую девочку, которая обычно капризно и плаксиво тянула: «Хочу кон-фе-етку», то она укоризненно замечала: «А Оля не умеет говорить «дайте, пожалуйста». Но вот в жизни Любы появилась тётя Шура, с которой ей приходилось проводить довольно много времени.
Не имея навыка в обращении с детьми и занятая своими делами, она часто не обращала внимания на спокойную просьбу ребёнка, но зато страшно боялась детского плача. Плаксивый тон сразу заставлял её уступить желанию ребёнка, в соответствии с этим изменился и характер у Любы. Как только она хотела чего-либо добиться, она сейчас же начинала громко и плаксиво тянуть: «Хочу яблоко. Мне яблоко не дают». Теперь нам всем приходится её отучать от этой новой и дурной привычки. Мы пресекаем этот тон словами: «А как надо сказать?» И только после того, как она спокойно, без слёз скажет: «Дайте, пожалуйста», исполняем её просьбу, если, конечно, она целесообразна.
То же получилось и со всеми другими навыками: правильно держать ложку мы приучали Любу с большим упорством, каждый день показывая, напоминая, исправляя, но стоило на небольшой отрезок времени предоставить её самой себе, как она стала во время еды зажимать ложку в кулаке; у девочки было стремление к самостоятельному одеванию, но оно подавлялось (одеть ведь ребёнка куда легче, чем терпеливо учить его одеваться), и теперь Люба каждый раз уже ждёт — когда её оденут. По моим наблюдениям, каждый навык, хотя бы временно подменённый другим, восстанавливается часто с большим трудом, чем первоначальное его воспитание, так как здесь уже приходится не только приучать, но и отучать. А каким бы лёгким мог быть процесс воспитания, если бы всегда быть последовательным и добиваться этой последовательности от всех, кому мы хотя бы на время поручаем своего ребёнка».
Из этих наблюдений мы видим, что воспитать элементарные культурно-гигиенические навыки путём показа, личного примера, напоминания, последовательного наблюдения и контроля за правильным и неуклонным их выполнением можно очень рано, но чем моложе ребёнок, тем неустойчивее и непроизвольнее его поведение, а следовательно, и руководство родителей и других членов семьи должно быть неустанно последовательным, так как приобретается навык гораздо труднее, чем утрачивается.
Иногда родители и не забывают о требованиях, но не создают условий для их выполнения. Так, от ребёнка требуют, чтобы он самостоятельно одевался, но для вещей не бывает установлено определённое место, требуют, чтобы он не разбрасывал свои игрушки, не делал беспорядка в комнате, но у него нет своего уголка, где он может играть, заниматься и хранить свои вещи. От ребёнка требуют, чтобы он не шумел, не бегал, не мешал взрослым, но ему нечем заняться; от него требуют аккуратности, а у взрослых у самих нет порядка. Например, мать поручает ребёнку вымыть чайную посуду, он не выполняет поручения, так как не находит на месте полотенца, таза для мытья посуды.
Родителям и всем членам семьи необходимо добиваться чистоты и порядка в квартире, не держать лишних и ненужных вещей, а для необходимых отводить определённое место, строго придерживаться установленного порядка. Только при этих условиях можно предъявлять к ребёнку неуклонные требования.
Это особенно важно в младшей группе, где дети только ещё начинают овладевать навыками самообслуживания. Детей приучают раздеваться в определённом порядке: сначала снять платье или куртку, затем ботинки, штанишки, лифчик, чулки. Платье и бельё аккуратно вешаются на спинку стула в таком порядке, чтобы детям было удобно их надевать; чулки кладутся на сиденье стула, ботинки ставятся под стул.
Одеваясь для прогулки, дети надевают сначала рейтузы и валенки, а затем с помощью взрослых — головной убор и пальто. Ребёнок, привыкший к точному режиму и чистоте, сохраняет обычно любовь к порядку и организованности на всю жизнь. Эти качества при правильном воспитании проявляются у детей дошкольного возраста очень рано.
«Вскоре я заметила, что Нина самостоятельно умеет убирать вещи на место, а ведь она моложе всех детей и пришла в детский сад недавно», — делится своими наблюдениями воспитательница младшей группы Т. И. Батищева.
При посещении семьи этой девочки воспитательница раскрыла истоки её любви к порядку. В комнате уютно, очень чисто, у Нины отдельная кровать, в углу — маленький столик. На столике цветные карандаши, тетрадь, сшитая руками матери. «Это у меня уголок для Нины, — показала мне мать, — здесь она у меня занимается вечером и в выходной день мы с ней вместе смотрим книги, иногда я ей читаю». На стенке висит сумка для книг, сделанная из толстой бумаги и обшитая шёлковой ленточкой. Нина достала книги. Они были у неё все как новые, хотя книги куплены давно. С ранних лет мама приучает Нину беречь книги, игрушки, убирать всё на место. У Нины отдельное полотенце, отдельная вешалка для пальто. Раздеваясь, Нина складывает свою одежду на стульчик в определённом порядке».
К сожалению, ещё довольно часто приходится встречаться с недооценкой значения режима и твёрдо установившегося порядка.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +