Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Высшее образование и работа Главпрофобра в 1924/25 году


И. Ходоровский. На фронте просвещения
Статьи и речи.
Гос. изд-во, Москва-Ленинград, 1926 г.

(Доклад на Всероссийском ректорском совещании 18 мая 1925 г.)
Наши достижения.
Истекший учебный год был для нашей работы переломным в самом настоящем и буквальном смысле этого слова. В этом году мы, пожалуй, в первый раз за все прошедшие 7 лет, работали более или менее уверенно, по плану, чувствуя под ногами почву. Это можно сказать, прежде всего, в отношении нашей работы — Народного Комиссариата Просвещения и Главного Управления Профессионально - Технического Образования. Это характерно для самих высших учебных заведений, поскольку мы из громадного материала, которым располагаем, имеем возможность с этой работой познакомиться. Я не склонен ни в малейшей мере переоценивать достигнутые Главпрофобром или самими вузами успехи, но я думаю, что было бы совершенно ненужной и излишней скромностью отрицать несомненные результаты прежде всего в деле упорядочения административно-организационной жизни вузов и затем, — быть может, в меньшей мере, — в организации учебной жизни наших вузов. Мы вовсе не думаем, что нам удалось за истекший год исчерпать полностью все сложные организационные проблемы нашей высшей школы, но самое основное и самое главное, что нам мешало в работе и что путалось у нас в ногах, вот это основное и главное, мне кажется, устранено. В дальнейшем мы будем стремиться все наше внимание перенести на учебно-методическую работу, т. е. на то, чего ждёт от нас хозяйство, государственный аппарат, ждут рабоче-крестьянские массы, ждет само студенчество.
Финансовая база вузов.
Перелом в состоянии всего высшего образования за истекший год выразился, и это не могло быть иначе, в укреплении финансовой базы высшего образования. Алексей Иванович Рыков, в своем докладе на этом совещании, уже назвал цифру — 27 милл. рублей. Он чуточку ее сократил. Если прибавить все те дополнительные ассигнования, которые имели место в недавнее время, то, в общем, наш бюджет по РСФСР по высшей школе достигает 28.000.000 рублей. Если теперь в общих чертах сравнить это с тем, что расходовалось на высшее образование в старое время, разумея и ассигнование по бюджету и специальные средства, какие получали вузы от платности за обучение, от пожертвований, от патронирующих вузы организаций: промышленных, торговых и всяких других,—то окажется, что мы достигли теперь 50 % уровня 1914 г. Укрепление финансовой базы вькшего образования шло прежде всего по линии улучшения материального положения научных работников. Мы ни в малейшей мере не думаем, что те 80 рублей в месяц для профессора при 6-ти обязательных часах занятий в неделю, которые у нас твердо установлены и, насколько я знаю, твердо выполняются, — что это достаточно. Но если (вспомнить, что в прошлом году в июне месяце мы имели в 2,5 раза меньше и что еще в октябре и ноябре месяце мы имели вдвое меньше, то достигнутый результат нужно будет признать, в общем, достаточно ощутительным. У нас слишком отстала заработная плата низшего обслуживающего персонала, и мне нет необходимости доказывать ректорам, насколько прав Алексей Иванович Рыков, когда указывает, что на эту сторону нам нужно обратить особенное внимание. Поэтому, наряду с дальнейшим поднятием заработной платы научных работников, преподавательского персонала, мы выдаигаем совершенно неотложную задачу — значительное поднятие зарплаты обслуживающего низшего технического персонала. В отношении студенчества мы в истекшем году добились заметного увеличения стипендиального фонда, равно как и размера стипендии. С точки зрения интересов каждого отдельного студента, увеличение, может быть, не столь велико: получал студент московских вузов 10 рублей, теперь получает 20 рублей; студент провинциального вуза получал 8 рублей, стал получать 15 рублей. Но если просмотреть в общей сумме, какие ассигнования на это потребовались, то вы увидите, что здесь против прошлого года мы значительно шагнули вперед, и это потребовало со стороны государства большого финансового напряжения. В дальнейшем нам нужно будет иметь перед собою ясную перспективу и план увеличения наших расходов. В предстоящем новом бюджетном году мы выдвигаем четыре задачи как актуальнейшие, при чем две задачи уже были отмечены А. И. Рыковым, как первоочередные, это — оборудование и переоборудование вузов и поднятие уровня зарплаты технического обслуживающего персонала. Рядом с этим идут две другие задачи, тоже важные; мы надеемся в той или иной степени их разрешить; это — дальнейшее поднятие заработной платы педагогического персонала и улучшение хозяйственной стороны жизни вузов. Все то, что относится к ремонту, освещению, отоплению,— все это должно быть поднято, чтобы вуз перестал каждый день дрожать от угроз электрической станции или городского водопровода лишить его света или воды.
Наряду с финансовыми достижениями, которые у нас имеются и которые, мы надеемся, будут еще большими в будущем году, нам необходимо для себя решить еще одну проблему, — проблему упорядочения внутренней хозяйственной жизни наших учебных заведений. Я говорю о подборе персонала, который мог бы справляться с хозяйством высшей школы, который отвечал бы за хозяйство, умел бы экономно расходовать средства. Эта сторона требует большого внимания со стороны правлений вузов и, прежде всего, со стороны ректоров. Нас будут расценивать прежде всего с точки зрения того, насколько целесообразно и правильно мы будем расходовать в пределах каждого учебного заведения те средства, которые нам отпускаются. Я думаю, что та большая работа, которая продельшается центральной штатной комиссией по установлению штатов вузов, внесет ясность и систему в работу вузов и явится одним из элементов упорядочения внутреннего хозяйственного строя нашей высшей школы.
Когда мы говорим о бюджете высшего образования в нашей Республике, мы не должны забывать одного: довоенная норма расходов, которая нами далеко еще не достигнута, не может являться и, как мы видели из слов председателя СНК Алексея Ивановича Рыкова, не будет являться для нас идеалом. Ошибочно думать, будто высшая школа в такой стране, как наша, при том общественном и хозяйственном строе, к какому мы ищем, при стоящих перед нами колоссальных задачах по переоборудованию на новых технических началах всей нашей промышленности и перестройки всего сельского хозяйства, и, следовательно, по созданию громадных: кадров высоко-квалифицированной интеллигенции, — ошибочно думать, что при таких условиях бюджет высшего образования у нас может быть более тощим и низким, чем он был при царе. Наше студенчество должно стоить и неизбежно будет стоить дороже, чем стоили студенты в старое время. Haш студент идет из крестьянской и пролетарской массы, и государство заинтересовано в том, чтобы этому студенту создать обстановку, которая благоприятствовала бы его учебным занятиям. Этот студент обычно не имеет никаких источников существования, и государство должно обеспечивать и в меру своих сил обеспечивает его. Современный студент, вышедший из недр рабочего класса и крестьянства, часто с трудом воспринимает все то, что преподается в высшем учебном заведении, ибо он (если взять взрослого рабочего или взрослого крестьянина) не получил с детства той подготовки и того закала, какие получал старый студент. Он должен теперь, часто в зрелом возрасте, приучать себя к работе в высшей школе. Нужно, поэтому, создать ему соответствующую обстановку по части оборудования лабораторий и кабинетов и т. п.; все это ясно говорит о том, что наше государство не может ставить и не будет ставить себе задачей снижать расходы на нашего современного студента в современной хозяйственной обстановке, в сравнении с тем, что расходовалось в старое время. И, наконец, вопрос о платности за обучение в вузах.
Платность в вузах.
Мне кажется, что декрет, который вышел от ВЦИК'а и Совнаркома, построен достаточно гибко и, в общем и целом, охраняет интересы наименее обеспеченных слоев рабочих и крестьян; в то же время он гарантирует и интересы научных работников и вообще работников просвещения, ведущих педагогическую работу. Работа по взиманию платы проходит гладко. Это свидетельствует о том, что декрет попал в надлежащее место и полностью и целиком учитывает состав студенчества в современной высшей школе.
Сеть вузов.
Я перехожу к вопросу о сети. Та сеть, которую мы будем иметь к концу этого года и которая, как это авторитетно заявил председатель Совнаркома, должна считаться твердой, — эта сеть у нас родилась не случайно, она явилась результатом большой плановой работы, которую проделали Наркомлрос, Госплан, Совет Народных Комиссаров. В результате такой работы мы получили ту сеть, которую будем иметь к концу года, которая отвечает современному состоянию нашего хозяйства и потребностям этого хозяйства в специалистах высшей квалификации.
Мы ставим себе задачей в ближайшее время эту сеть не расширять, а закрепить то, что есть. В годы революции наша сеть развивалась стихийно; впрочем, нельзя сказать, чтобы она планомерно развивалась и в годы, предшествовавшие революции. Но в годы революции, копда пробудились массы, стоявшие до сих пор в стороне от всякого образования, и в (Особенности от высшего, в каждом губернском городе стали учреждаться высшие учебные заведения, и мы в 1919 г. имели 164 вуза и в них 170.000 учащихся. На 1921 г. мы имели 159 вузов и 197.000 учащихся. В 1922 г. практические институты реорганизуются в техникумы и, в небольшой части своей, в высшие учебные заведения. В итоге мы имеем на 1922 г. 99 вузов и 130.000 учащихся, на 1923 г. — 96 вузов и 134.000 учащихся. На 1 июня 1924 г. мы имеем 96 вузов и 140.000 учащихся (вследствие большого приема). В данный момент мы имеем 87 вузов и 113.000 учащихся. К концу учебного года мы будем иметь 74 вуза и 110.000 учащихся. Мне думается, что сеть, которая у нас остается к концу года, через 2 или 3 года будет вмещать от 100 до 110 тысяч учащихся. Эта сеть пока что для нас достаточна: в дальнейшем мы не будем расширять ее до тех пор, пока все ресурсы существующей сети не будут нами полностью использованы.
Состав учащихся вузов.
Я хочу познакомить вас в общих чертах с составом учащихся по разным разделам нашего бывшего специального образования.
В индустриально-технических вузах мы имеем сейчас 40.417 учащихся. Здесь, вероятно, немного от нас отпадает вследствие того, что Средне-Азиатский Университет от нас переходит в Узбекскую Республику. Студенческая масса распределяется так: 1-й курс — 7.258, 2-й курс (это результат большого приема в лето 1923 г.) имеет 12.527 студентов, 3-й курс (тоже результат большого приема) имеет 10.688 студентов, 4-й курс (тоже по этой причине) имеет около 8.000. Из этих цифр мы видим, что на старших курсах мы имеем, перегрузку. Теперь—о распределении учащихся по полу. Среди всей массы учащихся в индустриально-технических вузах: мужчин—81,6% и женщин— 18,4%. По сравнению со старым мы имеем несомненные достижения. В старых технических вузах процент женщин был, несомненно, ниже. По социальному положению: рабочие с производства и дети рабочих составляют 26,5% по отношению ко всей массе учащихся, крестьяне и дети крестьян — 16,1 %.
Сельско-хозяйственные вузы: учащихся всего 18.328; по курсам такая картина: 1-й курс — 4.532 человека, 2-й курс — 6.075 и 3-й — 6.264. Мужчин — 78,7 %, женщин — 21,3 %. И тут несомненный сдвиг в отношении вовлечения женщин. В социальном отношении: рабочих и детей рабочих —15,4%, крестьян и детей крестьян — 43,6%.
Педагогические вузы: всех учащихся 14.928; 1-й курс — 3.357, 2-й курс — 4.994, 3-й курс — 3.514, 4-й курс — 2.579.
Распределение по полу: мужчин — 37,5%, женщин — 62,2%. Тут две трети женщин, но это явление исторического порядка: всегда в педагогических вузах преобладали женщины. В отношении социального состава: рабочих с производства и детей рабочих —18,8%, крестьян и детей крестьян — 32,5%. В отношении педагогических вузов мы до сих пор сталкивались с таким положением, что рабочие в эти педагогические вузы не шли. Причины этому были разного порядка. Назову главные из них: во-первых, естественный, если можно так выразиться, уклон и стремление рабочих направляться прежде всего по линии индустриально-технического и социально-экономического образования. Во-вторых, причины материального порядка: учительский труд, труд работников просвещения, до сих пор был наименее оплачиваемым трудом. Мы сейчас принимаем меры к тому, чтобы стимулировать рабочих итти в педагогические вузы. Для этого мы создали при 22 рабочих факультетах так называемые педагогические уклоны с 3.930 студентами с тем, чтобы по окончании рабфаков эти студенты рабфаковцы переходили в педагогические вузы.
Что касается процента крестьян в педагогических вузах — 32,5%, то он, в общем и целом, приличен, если принять во внимание, что мы только короткое время, каких-нибудь 3 года, принимаем в вузы по классовому признаку, т. е. обеспечиваем наибольшую возможность проникновения в высшую школу рабочим и крестьянским элементам. Но поскольку мы имеем в педагогических вузах такое явление, — так исторически оно сложилось и так продолжает и сейчас, — когда туда устремляются главным образом женщины, должно стать ясным, почему процент крестьянского элемента в вузах недостаточно высок. В крестьянском быту крестьянская девушка в прежние времена очень редко получала образовательную подготовку в объеме девятилетней школы, как того требуют наши правила приема в вузы. Этого общеобразовательного уровня у крестьянской девушки нет. За это только нужно бороться. Поэтому, поскольку женщины преобладают в педагогических вузах, постольку процент крестьян в этих вузах недостаточно высок. В равной мере это применимо к медицинским вузам. Тут мы имеем: мужчин — 41,1%, женщин — 57,1%. Отсюда вытекает ответ, почему и здесь недостаточно высок процент крестьян. Здесь мы имеем крестьян и детей крестьян — 24,4%. Я считаю, однако, что и по педагогическим и по медицинским вузам результаты приема крестьян за последние 2—3 года все же достаточно ощутительны.
В медицинских вузах, в круглых цифрах, 24.500 студентов: на 1-м курсе — 2.923, на 2-м—5.257, на 3-м — 5.275, на 4-м — 5.167 и на 5-м — 4.704 студента.
В социально-экономических вузах общее количество учащихся равняется 10.622. По курсам они распределяются следующим образом: на 1-м курсе — 1.731 студент, на- 2-м — 4.260 и на 3-м курсе — 4.386. По полу мы имеем;: мужчин—69,9% и женщин—30,1%. В отношении социального состава: рабочих и детей рабочих —16,8% и крестьян и детей крестьян — 18,2 %. Если мы обратимся к художественным вузам, то из 4.240 студентов мы на 1-м курсе имеем 539, на 2-м — 770, на 3-м — 408. В отношении состава учащихся по полу это количество распределяется следующим образом: мужчин — 62,1 %, женщин — 37,9 %.
Чрезвычайно интересными являются данные приема прошлого, 1924 г., т. е. того первого курса, который сейчас обучается. Если сравнить данные приема этого года с предыдущими годами, то мы получим такую картину: в 1922/23 учебном году принято свыше 34.000 студентов, в 1923/24 учебном году — 38.000 и в 1924/25 году —15.280. По настоящему, только в этом последнем году мы проводили прием достаточно жестко, и здесь мы встретили полное содействие со стороны правления вузов, ректоров и студенчества.
Норма наша была намечена, в круглых цифрах, в 14.000. Принято было 15.280 — (превышение нормы, сравнительно, незначительное. Принимать в пределах жесткой нормы — такой линии нам нужно держаться и при приеме 1925 гада, и на этот счет мы имеем специальное постановление Совета Народных Комиссаров от 23 февраля по моему докладу о состоянии высшего образования в Республике. Если правительство не нашло возможным больше увеличивать норму приема, то нельзя ни в какой мере допускать самочинного, самовольного превышения этой нормы: никакие организации, сколыко бы они ни были влиятельны в губерниях или областях, не могут предписывать вузам принимать сверх того, что для этих вузов установлено Наркомпросом.
Данные приема прошлого года такие: рабочие с производства и дети рабочих составляли 35,5%, крестьяне и дети крестьян — 29,5%. Таким образом, 65% мы имели рабочих и детей рабочих, крестьян и детей крестьян. Это, несомненно, высокий в качественном отношении состав, и к такому составу мы должны стремиться и в будущем году.
Норма приема в 1925/26 году.
Норма приема на 1925/26 год Совнаркомом установлена в 18.000 против 14.000, официально принятых в прошлом гаду. Правительство, устанавливая повышенную против прошлого года норму, исходило из следующих соображений. Вонпервых, в этом гаду нужно значительно усилить против прошлого года возможность проникновения в высшую школу крестьян; во-вторых, нужно расширить доступ в высшую школу для детей трудовой интеллигенции, куда причисляются и дета научных работников; в-третьих, мы должны целесообразно и разумно использовать то оборудование, которое имеется при наших учебных заведениях и которое при 14.000 учащихся на 1-м курсе остается неиспользованным. И последнее соображение: нам уже сейчас нужно иметь некоторую перспективу в отношении постепенного увеличения приема, чтобы оставаться в контакте с потребностями государственного строительства и хозяйственного развития в специалистах высокой квалификации. Из того примерного расчета, который мы сейчас сделаем, мне кажется, что около шести тысяч крестьян мы во всяком случае сможем принять в вузы в этом году. Задача сводится к тому, чтобы обнаруживать, выискивать действительно подготовленных в учебном отношении крестьян, — идти на понижение учебной подготовки; нам нельзя, ибо это означало бы идти на понижение квалификации обучающихся в вузах. Затем нам нужно выискивать крестьян действительно от земли, крестьян, непосредственно связанных с сельским хозяйством. Тут и отделы народного образования, и местные общественные организации, и сами вузы должны проявить инициативу, должны подробно информировать крестьян, находящихся в глухих деревнях, о всех довольно сложных правилах нашего приема, дабы облегчить каждому крестьянину процедуру продвижения к высшей школе.
Затем мы значительно увеличили возможность проникновения в высшую шмолу для детей трудовой интеллигенции. В прошлом году для этих слоев населения нами было отведено 500—600 мест, а в этом году гораздо больше: мы предоставляем более 2.500 мест для окончивших школы II ступени и техникумы и 1.000 мест бронируем за профессиональными союзами для распределения между трудовой интеллигенцией— научными работниками, учителями, врачами, агрономами, инженерами и т. п. Политика и задачи Советского правительства вовсе не сводятся к тому, чтобы закрывать всем, кроме рабочих и крестьян, доступ в высшую школу. Правительство с каждым годом все больше и больше будет расширять те пути, по которым дети трудовой интеллигенции и служащих смогут проникать в школу. Правительство должно было пойти на классовый прием для того, чтобы восстановить попранную историей справедливость и открыть доступ к вузам трудящимся массам, которые создавали и создают все ценности и которые были до сего времени отброшены от культуры вообще и от высшей школы в особенности. Правительство пошло на классовый прием, когда встал вопрос о необходимости для строительства рабоче-крестьянского государства—подготовить кадры новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. Разумеется, и в дальнейшем нам придется сохранять за рабочими и крестьянами это преимущественное право поступления в вузы, но с тем, однако, что все больше и больше будут расширяться пути поступления в вузы и для других общественных слоев, пользующихся, по нашей конституции, политическими правами. Советская власть заинтересована в том, чтобы социальная база ее расширялась, а не суживалась.
Какой нам нужен специалист.
Обращаясь к вопросам учебного характера, надо отметить, что основная проблема, какая сейчас стоит перед нами в нашей работе по строительству высшей школы, сводится к выяснению того, какой нам нужен специалист. От этого все зависит, но на этот счет, надо сказать, нет достаточной ясности у самих наркоматов, для которых мы готовим специалистов. Наибольшая ясность существует у Наркомздрава и у самого Наркомпроса. В отношении Наркомздрава мы знаем, что он вдет по линии подготовки врача-общественника, врача, который маг бы хорошо ориентироваться и всесторонне разбираться в условиях социальной среды, в которой ему придется работать. Элементы профилактики во всей системе медицинского образования должны преобладать,—такова точка зрения Наркомздрава, точка зрения ясная, выдержанная, по которой должно равняться высшее медицинское образование. В общем и целом достаточная ясность и у Наркомпроса, который хорошо знает, каких ему нужно педагогов для школ I и II ступени и для техникумов. Наркомпросу нужны педагоги, которые могли бы работать в этих учебных заведениях по линии программ, разработанных для них Государственным Ученым Советом и рассчитанных на учителя хорошо образоваиного и охватывающего всю совокупность проблем, стоящих перед ним в деревне, на фабрике, заводе. Меньше ясности у Наркомзема, хотя как будто бы и тут уже определилась задача создания участкового агронома; как будто эта задача является основной. Наименьшая ясность у нашей промышленности, у ВСНХ. На целом ряде совещаний по основному вопросу — какого типа специалисты нужны нашей промышленности—мы встречали разноречивые взгляды. Одни представители промышленности нам творят: нам нужны специалисты двоякого рода: во-первых, специалисты широкого охвата, организаторы-плановики с большой научной подготовкой и, во-вторых, специалисты узкой практической работы в отдельных отраслях народного ховяйства. Другие представители промышленности, как мы это видели на целом: ряде совещаний, созданных по этим .вопросам, стоят на той точке зрения, что промышленности нужны только узкие специалисты. Повидимому, дело все же идет к тому, что нам придется стать иа путь подготовки специалистов двоякого рода: инженера-организатора, плановика с широким техническим и экономическим образованием и инженера-практика, узкого специалиста. Соответственно этому нам придется перестраивать учебные планы и программы ряда вузов. Во всяком случае уточнение типов специалистов, которых мы готовим по всем видам образования, является важнейшей для нас задачей, и сейчас мы этой задачей заняты. Мы имели с Наркомземом специальное совещание, и мы создали комиссию из наших представителей и представителей Наркомзема для того, чтобы всесторонне проработать вопрос о необходимом сельскому хозяйству типе специалиста. Работаем мы над этим вопросом и в отношении промышленности — разумеется, вместе с хозяйственниками.
Учебные планы вузов.
Тут я перехожу к вопросу об учебных планах вузов. В конце концов, учебный план определяет физиономию учебного заве-ления, и мы должны как можно тщательнее и внимательнее отнестись к пересмотру учебных планов, проводя эту работу одновременно и в соответствии с выяснением типов специалистов, о чем я уже говорил. Независимо, однако, от этой общей задачи, перед нами встает необходимость некоторого пересмотра учебных планов, хотя бы с точки зрения устранения многопредметности, — устранения того, без чего данный вуз может обойтись без ущерба для своей основной задачи. Можно думать, что в этом году или, во, всяком случае, не позднее начала нового учебного года (будем стараться с лета) мы приступим к пересмотру учебных планов наших учебных заведений с изложенной выше точки зрения. В отношении медицинского образования мы этот пересмотр уже совершаем и в значительной части уже совершили. В основном можно считать проделанной эту работу и по педагогическим учебным заведениям, но в отношении социально-экономического образования у нас имеется большое отставание. Когда мы утверждали основы производственного плана отдела вузов на следующий год, мы поставили себе задачу — серьезно, по-настоящему заняться разработкой вопросов социально-экономического образования в том смысле, чтобы мы подготовляли, кооператоров, финансовых работников, банковских деятелей, работников в области торговли и т. п. того типа и для тех целей, какие сейчас стоят перед нашим хозяйством.
О сроках обучения в вузах.
В связи с пересмотром учебных планов стоит вопрос и о сроках обучения. Однако Глаапрофобр, Наркомпрос и ГУС, даже независимо от этого, пришли к заключению, в результате опыта последних двух лет, что те сроки, которые установлены почти по всем видам образования, практически неосуществимы и изменение, этих сроков в сторону некоторого увеличения настоятельно необходимы. Мы приняли постановление о таких сроках (включая и защиту квалификационной работы) обучения в вузах: по индустриально-техническим вузам устанавливается нормальный срок обучения в 4,5 года, по социально-экономическим — 4, по сельско-хозяйственным — 4, по медицинским— 5, по художественным — 4 и по педагогическим — 4. Мы установили и предельные сроки на тот случай, если тот или иной студент по обстоятельствам объективноюо рода (длительная болезнь, важная общественная работа, отвлекающая его от занятий в учебном заведении и заставляющая его по причинам, от него независящим, временно оторваться от учебного заведения и т. д.) не может окончить вуза в установленный срок. Предельные сроки для разного вида вузов следующие: по сельскохозяйственным учебным заведениям — 5 лет, по педагогическим, социально-экономическим, физматам и художественным — 5 лет, по индустриально-техническим — 6 лет и по медицинским — до 7 лет. Бот в отношении последних мы еще считаем вопрос диокутабельным— не удастся ли нам чуточку сократить срок. Рядом с этим мы ставим себе задачу более точно уяснить каждому вузу его физиономию, или, как принято выражаться на языке Наркомпроса, его целевую установку. Недостаточно иметь общий устав высшей школы, общее положение о вузах, дающих лишь общие регламентирующие нормы, надо установить задачу каждого данного вуза — кого он выпускает, каков срок обучения в данном вузе, характер деятельности его, структуру и т. д.,— одним словом, необходима разработка индивидуальных положений для каждого отдельного учебного заведения. К этой задаче мы считаем необходимым приступить в самом срочном порядке.
О проверке знаний учащихся и методах преподавания.
Я хочу теперь кратко остановиться на состоянии учебной работы или учебной жизни в самих наших вузах. На прошлом ректорском совещании мы уделили очень много внимания вопросам, связанным с методикой преподавания, и, в связи с этим, вопросам о методах и формах проверки знаний учащихся. У нас не было на этот счет никаких разногласий, резолюция была принята по этим вопросом единогласно. В развитие тех принципов, которые были приняты на ректорском совещании, мы разработали более или менее детальное письмо, как применять эти принципы к делу, к живой жизни, и затем этот вопрос детально прорабатывался у нас и будет прорабатываться в отношении каждого вида образования. Я хочу напомнить некоторые моменты этого нашего письма, выпущенного в развитие постановления ректорского совещания. Напомню, что в постановлении ректорского совещания говорилось, что наиболее отвечающей требованиям современной высшей школы является семинарская групповая и лабораторная система занятий. Упомянутое письмо ГУС'а и Главпрофобра разъясняет, что: сущность этого метода заключается в том, что изучение студентами научного материала происходит не в виде пассивного восприятии преподносимой профессором: с кафедры лекции, а путем самостоятельной работы аудитории над этим материалом по данному профессором списку вопросов или тем, составляющих сущность изучаемой дисциплины, и беседы руководителя группы по указанному материалу. При этом методе лекции ориентируют и дают направление изучению предмета и обобщают усвоенный материал, давая общую перспективу предмета и метод научного мышления в данной области. Обычно такие лекции ставятся в начале и в конце изучения данного отдела предмета. Но, в зависимости от самого цредмета, порядок может быть и иной, при том непременном условии, чтобы лекции составляли единое целое с другими способами последовательного изучении предмета».
Один из вариантов этого метода, приведенный в п. 5-м резолюции ректорского совещания, заключается в следующем:
«Начиная свой курс, профессор делит его на отделы и главы, а эти последние, в свою очередь,—на ряд последовательно идущих вопросов. Это распределение курсов на отделы, а отделов — на вопросы сообщается профессором аудитории с указанием литературы и других пособий, необходимых для проработки этого материала. В начале отдела профессор читает всей аудитории вступительную лекцию, в которой намечает основные вехи проходимого отдела и дает указания, если понадобится, по технике работы над указанными вопросами. Далее дело переходит уже к работе студентов под руководством ассистентов-преподавателей в группах, на которые разбивается аудитория».
Дальше говорится о там, как построить самую работу, чтобы избегнуть чрезмерной перегрузки студентов, и дается целый ряд указаний относительно распределения занятий по курсам, по группам и т. д. Те сведения, которыми мы располагаем, говорят о том, что в истекающем году вузы в этом отношении проделали чрезвычайно интенсивную и углубленную работу. По тем отчетам, которые мы имеем, нам трудно сказать, где, в каких вузах и на сколько процентов какие результаты достигнуты. Это мы сможем сказать только по годовым отчетам. Но, во всяком случае, сдвиг у нас наметился, и задача сводится к тому, чтобы эти достигнутые результаты закрепить и на них не успокаиваться, а двигаться дальше.
Связь вузов с производством.
Из области учебной работы, являющейся для нас основной, нам необходимо остановиться на вопросе о связи вузов с производством,— именно только остановиться, потому что на эту тему будет специальный доклад. Суррогатом этой связи вузов с производством являлась до сих пор и является теперь летняя производственная практика. В прошлом году практика охватила всего каких-нибудь 35 % того студенчества, которое должно было пройти практику согласно учебных планов вузов. Я не думаю, чтобы в этом году мы имели большее количество мест, тем более, что нам нужно обеспечить практику и студентам техникумов. В прошлом году летняя практика была поставлена далеко неудовлетворительно, и объяснялось это причинами разного характера: первая и, на мой взгляд, основная причина - недостаточно внимательное, формалистическое и бездушное отношение к практикантам-студентам со стороны хозяйственных органов и предприятий. Очень часто мы получали сведения о том, что предприятие не знает, как использовать студентов. Мне такой аргумент кажется диким. Предприятие, насчитывающее 2—3 тысячи рабочих и большой кадр технического персонала, не может не использовать нескольких культурных квалифицированных интеллигентных работников, которые пришли на практику. Это — нежелание и, в некоторых случаях, неумение использовать этих студентов. Вторая причина — мы сами были к этому новому для нас делу недостаточно подготовлены в методическом отношении. У нас не было достаточно ясно продуманных указаний, как студенту проходить практику, а те инструкции, которые были нами изданы, оказались чрезвычайно громоздкими и охватывали множество проблем, часто не имеющих касательства к делу практикантства. Студентов-практикантов перегружали всякой другой работой и не давали возможности выполнять основную работу. Наконец, третья причина — отрыв вузов от этого дела и от студентов, которые на-лраалялись на практику. Мы в этом году по мере сил стараемся исправить недостатки в том смысле, что у нас имеются подробные методические инструкции по каждому виду образования, своевременно разработанные и разосланные; равным образом, в этом году мы раньше, чем в прошлом, рассылаем наряды на практику. В этом году имеется и достаточный правительственный нажим со стороны Совета Народных Комиссаров. Но мы должны сказать, что летняя практика в самой своей системе таит причины неудачного ее проведения. Когда внезапно на предприятие или в учреждение является большое количество практикантов, предприятие сразу попадает в затруднительное положение: оно должно всех этих практикантов переварить; оно не знает студентов, не знает вуза, из которого эти студенты пришли, не связано с ним, не знает, что вуз хотел бы получить от предприятия через это практикантство. Необходимо установление такого порядка и такой системы, когда существовала бы постоянная органическая связь между вузом и предприятием, когда вуз принимал бы участие в руководстве постоянно производственной практикой студентов, когда вуз имел бы постоянное закрепленное число мест по предприятиям для своих студентов. Вот, когда такая система постоянной связи вузов с производством будет осуществлена, тогда дело будет обстоять иначе. Мы считаем, что производственная практика студентов должна составлять органическую и неотъемлемую часть учебного плана данного вуза. У нас имеется достаточно продуманно разработанная система построения производственной практики; у нас разработана схема построения учебного плана в соответствии с этой принципиальной линией. Но тут нажимом, голым администрированием и наскоком дела не разрешись. Мы будем считать большим достижением, если в наступающем новом учебном году нам удастся в отношении некоторых вузов эту систему яостоянной связи с производством осуществить.
Подготовка научных работников.
Один из основных вопросов для нашей высшей школы в современном ее состоянии, это — вопрос о подготовке научных работников. За истекшие 10 лет, с момента возникновения империалистической войны, кадр научных работников не пополнялся, а таял. Особенно сильно он таял в годы гражданской войны и голода. Правительство считает важнейшей задачей на ближайший период воспроизводство этой высоко-квалифицированной рабочей силы — научных работников. У нас разработано достаточно подробно положение относительно порядка подготовки к научной деятельности. Подробно освещается роль самого вуза, его правления в деле отбора аспирантов, а главное, мы даем сейчас этому делу некоторую финансовую базу, пока что не особенно богатую. Мы имели до сих пор 380 стипендий для оставляемых к подготовке к научной деятельности. С 1 апреля (фактически выйдет позже) мы получаем еще 150, а всего 530 стипендий. В будущем году мы ставим своей целью довести количество оставляемых для подготовки к научной деятельности до 800, если не до 1.000 человек. Одновременно мы ставим задачу лучшего обеспечения оставляемых, дабы они могли заниматься только научной работой. Рядом с этим чрезвычайно большую роль играют заграничные командировки. Сумма, которая отпускается правительством для научных командировок (за исключением некоторого резерва, оставляемого в Наркомпросе для международных съездов и конференций и для командировок Наркомпроса общего характера), следующим образом распределяется между Ленинградом, Москвой и провинцией московским вузам и научным учреждениям мы даем 25% того, что нам отпущено, Ленинграду— (принимая во внимание, что в Ленинграде большое количество наших крупнейших научных учреждений, в том числе Академия Наук) и 25% провинциальным научным учреждениям и вузам. Если сравнить это с тем, как мы распределяли в прошлом году, то получится такая картина: провинция имела 15%, в этом году мы наметили—25%, фактически даем 30%. Ленинград в прошлом году имел 48%, в этом году мы наметили—30%, даем—33%. Вы видите, что Москва увеличения не имеет, а имеет некоторое уменьшение, провинция же заметно подвинулась вперед. Мы исходили из того, что нужно направлять за границу для усовершенствования молодые начинающие научные силы. Это отразилось на нашем распределении. Так, в то время как в прошлом году академиков было 15%, в этом году профессоров в прошлом году было 74 %, в этом году — 57 % и преподавателей было в прошлом году 11 %, в этом году—38 %. Я думаю, что наша линия совершенно правильна: надо дать возможность поднимающимся новым силам научных работников прикоснуться к источникам научной мысли. Далее, мы считали необходимым увеличить процент для прикладных наук и уменьшить для гуманитарных. Это получило такое выражение. В прошлом году гуманитарные имели 31%, в этом году —19%, прикладные в прошлом году —10%, в этом:—24%, медицинские в прошлом, году—15%, в этом — 18%, физико-математические в прошлом году —13%, в этом— 21 %. Мы считаем, однако, что, наяду с заграничными командировками, необходимо наладить и внутренние командировки. К заграничным командировкам надо прибегать только тогда, когда использованы все ресурсы для научной работы внутри страны. Нужно командировать провинциальных работников прежде всего в лучшие вузы Москвы и Ленинграда, это —первая наша задача.
Чтобы закончить с учебными вопросами, необходимо отметить большие результаты, которые мы получили на наших последних методических совещаниях.
Итоги методических совещаний.
Мы имели методические совещания: по медицинскому образованию, по художественному, по индустриально-техническому, по сельскохозяйственному, и мы открываем через два дня методическую конференцию по педагогическому образованию.
Совещания прорабатывали вопросы, касающиеся принципов построения учебных планов, о связи вузов с производством, о методах преподавания. Особенно тщательно обсуждался вопрос о связи вузов с производством. Методическое совещание по сельско-хозяйственному образованию, помимо сказанного, проработало довольно сложный вопрос о взаимоотношениях между нами и Наркомземом по линии связи между вузами и опытными учреждениями.
Мне кажется, что истекший год дал возможность Главпрофобру более тесно связаться с высшими учебными заведениями. Эта связь осуществлялась и крепла и по части приглашения вузов к нам для докладов, и по части инспектирования вузов. У меня имеется описок того, что мы должны заслушать в ближайший день: доклады Дальневосточного Университета и Донского Политехнического Института. А вот что мы успели заслушать в коллегии (после предварительного заслушаиию в отделе вузов): доклад педфака 2-го МГУ, Педагогического Института им. К. Либкнехта, Института Народного Хозяйства имени Плеханова, МВТУ, Тимирязевской С.-Х. Академии, Ленинградского Политехнического Института, Казанского Государственного Университета и Средне-Азиатского Государственного Университета.
Кроме того, отдел вузов заслушал доклады целого ряда московских вузов: Московского Кооперативного Института, Института Педологии и Дефектологии, Московского Лесного Института, Высшего Литературно-Художественного Института, Ветеринарного, Московской Государственной Консерватории и Текстильного Института. Мы физически не в состоянии пропустить большее количество учебных заведений.
Взаимоотношения студенческих организаций и правлений вузов.
Последний момент, которого я хотел бы коснуться и которого касался в своем докладе Алексей Иванович Рыков, это — вопрос о взаимоотношениях студенческих организаций и правлений вузов. Мы стремимся с достаточной твердостью проводить правительственный курс в отношении разграничения функций между правлениями высших учебных заведений и студенческими организациями. Мы не забываем исторических заслуг нашего пролетарского студенчества в деле реформы высшей школы. Но мы понимаем, что настал момент, когда нужно большую ответственность возложить на правления высших учебных заведений и на профессуру и предоставить правлениям большие права. Я могу констатировать (и это выявилось лучше всего на Всесоюзной конференции пролетарского студенчества), что студенчество полностью и целиком усвоило курс правительства, поняло его и добросовестно и лойяльно его проводит. Мы сейчас стоим в полосе взаимного и активного сотрудничества студенчества и профессуры в высшей школе.
Несомненно, что самое тяжелое в жизни наших вузов уже позади: мы приобрели большую уверенность и твердость в нашей работе. В вузах устанавливается строчный внутренний порядок — каждый знает, кто и за что отвечает, установилась ясность во взаимоотношениях и понимание между студенчеством и профессурой. Эти итога говорят за то, что предаваться пессимизму нам нечего и что леред нами открываются широчайшие перспективы.
Высшая школа заняла свое место и вместе со всеми рабочими и крестьянскими организациями работает над делом построения социалистического общества.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +