Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Оправдали ли себя фабзавучи?


И. Ходоровский. На фронте просвещения
Статьи и речи.
Гос. изд-во, Москва-Ленинград, 1926 г.

Ровно полгода тому назад происходил Всесоюзный съезд по рабочему образованию, на котором присутствовало несколько сот делегатов, в том числе большое количество делегатов от профессиональных союзов и хозорганов. На съезде подвергались обсуждению и, как тогда казалось, разрешению все основные и существенные вопросы, связанные с подготовкой новой рабочей силы и с повышением квалификации уже занятых в производстве рабочих. Съезд принял целый ряд резолюций, касающихся улучшения дела подготовки рабочей силы. Но среди всех этих резолюций не было ни одной, которая хотя бы отдаленно намекала на то, что школы фабрично-заводского ученичества уперлись в тупик или, как принято теперь пo-модному выражаться, просто обанкротились. Наоборот. Съезд отмечал громадные преимущества нашей системы рабочего образования, содержащей в себе все предпосылки, подлинно социалистической рабочей школы и в которой весьма удачно соединены элементы политехнического образования с профессиональным, теоретическое обучение с производственным на базе данного предприятия и т. д. А на этот съезде—еще раз подчеркиваю — присутствовали в очень большом количестве хозяйственники и профсоюзники. И вдруг—этакое превращение. Прошло всего каких-нибудь 4—5 месяцев, и оказалось, что школы фабзауча — это не то, что нужно нашей промышленности. Наркомтруд тов. Шмидт на всесоюзном совещании отделов рынка труда заявляет: «Мало оправдало себя и фабрично-заводское ученичество, ибо метод обучения, видимо, не соответствовал производственным заданиям наших предприятий. Школы фабзавуча готовили хороших комсомольцев, хороших вузовцев и меньше всего производственников». «Вопрос о фабрично-заводском ученичестве необходимо будет пересмотреть также и с методологической стороны, ибо опыт показал, что главпрофобровский метод обучения подростков фабзавуча никуда не годен. Оттуда выходят, может быть, мало-мальски грамотные люди, но для производства они мало приспособлены».
Тов. Гастев, в качестве принципиального противника системы фабзавуча вообще, приходит к выводу, что фабзавучи готовят не кузнецов, а ораторов, а некоторые профсоюзные и хозяйственные органы, которые всего несколько месяцев тому назад не находили никаких возражений против системы фабзавуча, вместе с тов. Шмидтом и тов. Гостевым голосуют пересмотр и фактическое уничтожение фабзавуча.
Что случилось? Неужели именно за последние 4 — 5 месяцев фабзавучи выявили свою несостоятельность, и кто эту несостоятельность установил и какими методами? Стоит только поставить так вопрос, чтобы сразу был ясен ответ: дело, повидимому, не в природе фабзавуча, а в чем-то другом. Дело в том, что за последние месяцы обозначился такой бурный рост нашей промышленности (и металлургической и металлообрабатывающей —в первую очередь), внезапно потребовавшей такое количество квалифицированных рабочих, что фабзавуч, при той сети, какая сейчас имеется, эту потребность удовлетворить не может. Могут сказать: а почему вы этого не предвидели? Ну, а кто вообще предвидел такой бурный рост промышленности?—хозяйственники? профсоюзники? И затем ведь всякий знает, что Наркомпросу приходилось буквально воевать с хозяйственниками за каждую лишнюю школу фабзавуча.
Ео всяком случае несомненно, что основная причина недовольства фабзавучами в данный момент сводится к тому, что фабзавучи готовят недостаточное количество рабочих. Начав с этого, некоторые хозяйственники и профсоюзники подошли к качественной стороне работы школы фабзавуча и тут без каких-бы то ни было новых данных и по сути дела без всякого обоснования пытаются провести такие положения, которые представляются на наш взгляд крайне вредными и опасными и против которых мы должны протестовать самым категорическим образом.
Постараемся, однако, сформулировать обвинения против школ фабзавуча, как они представляются в данный момент.
Обвинения эта сводятся к следующему:
1) молодежь по окончании фабзавучей уходит в вузы, на рабфаки, в секретари комсомольских ячеек и меньше всего—в производство;
2) окончившие школу фабзавуча не обладают нужной квалификацией и не пригодны к работе в производстве;
3) фабзавучи если и выпускают каких-нибудь рабочих, то только слесарей и токарей, и не выпускают рабочих других специальностей;
4) фабзавучи загружены общеобразовательными предметами;
5) фабзавучи — очень дорогая школа.
Отсюда делаются выводы:
1) школы фабзавуча должны разгрузиться от широкой общеобразовательной программы, сведя ее к минимуму прикладных дисциплин (по тов. Гастеву—черчение и арифметика) и к общеполитическому воспитанию;
2) подготовка рабочей силы должна производиться как чисто хозяйственная задача, а не как разновидность народного образования в общей системе Наркомпроса;
3) школы фабзавуча должны быть приспособлены для подготовки высоко квалифицированных рабочих и среднего технического персонала (бригадиры, подмастерья, установщики и стр.);
4) подготовка квалифицированной рабочей силы вообще должна идти через бригадно-индивидуальное ученичество, через курсы ЦИТ'а и т. п., но отнюдь не через школы фабзавуча.
Разберем всю эту аргументацию.
Надо прежде всего сказать, что данных для выводов и обобщений дано вообще очень мало. Мы имели прошлым летом только первый выпуск из фабзавучей — по всему СССР не больше 3.000 чел., а по РСФСР — не более 1.500 человек.
Этим летом ожидается выпуск по СССР до 8—10 тыс. человек. Но те данные, которые имеются в нашем распоряжении, говорят не в пользу противников фабзавуча.
В самом деле.
1. Куда идет молодежь по окончании школ фабзавуча? По данным прошлого года по 41 школе мы имеем такую картину: из общего количества окончивших 617 чел. работают в своем производстве 495 чел., в других предприятиях — 75 чел., поступило на рабфаки 5 чел., в техникум— 6 чел., на военную службу — 1, неизвестно — 35. Можно считать несомненным, что до 90% окончивших школы фабзавуча используются на производстве. Так разрушается первая легенда, будто оканчивающие фабзавучи в производство не идут.
2. Какой квалификации рабочие выпускаются из фабзавучей? Данные обследования ряда металлообрабатывающих заводов («Серп и Молот», «Икар», «Динамо», «Борец», «Манометр», «Дукс») г. Москвы показывают, что среди окончивших в прошлом году фабзавучи мы имеем: окончивших по третьему разряду 6 человек, по четвертому разряду — 6 чел., по пятому разряду —46 чел., по шестому разряду — 54 чел. и по седьмому разряду—8 человек; итого до пятого разряда 10% всего количества окончивших и с пятого по седьмой разряд —10%, т. е. школы фабзавуча выпускают рабочих примерно той квалификации, к которой школы фабзавуча по своей установке и должны готовить. Такая же примерно картина наблюдается и в других районах. По данным Наркомтруда (вниманию тов. Шмидта), из 9 окончивших школу при Харьковском заводе сельско-хозяйственных машин «Серп и Молот» 1 получает по 6 разряду, 5 — по 5 разряду и 3 —по 4 разряду. В школе фабзавуча при Костромском объединении льняных фабрик выпущено 20 человек; из них получают: по 7 разряду — 2 человека, по 6 разряду — 8 человек и по 6 разряду — 6 человек, по 4 разряду — 1 чел. и по 5 разряду — 3 человека. На заводе «Геофизика» выпущено 19 человек; из них 7 разряда — 5 человек и 6 разряда— 14 человек.
«При этом надо иметь в виду, — говорит упомянутая докладная записка Наркомтруда, — что выпущенные ученики тарифицируются ниже их квалификации, поскольку во время обучения они задерживаются в низших разрядах». Проще говоря, Наркомтруд считает, что выпущенные из школы фабзавуча фактически являются более квалифицированными рабочими, чем их тарифицируют.
Вообще же оканчивающим школы фабзауча та же докладная записка дает такую оценку: «Что касается квалификации учеников, то, невидимому, она достаточно высока. Хозяйственники и на предприятиях единогласно высказывают свое удовлетворение результатами ученичества в фабзауче. Многие окончившие становятся сразу на ответственные производственные работы».
Так разрушается вторая легенда—будто оканчивающие фабзавучи непригодны для производства.
3. Каких профессий рабочие выпускаются из фабзавуча? Здесь мы несомненно имеем нерациональный уклон, когда не только в металлургической или в металлообрабатывающей промышленности готовились главным образом слесаря и токаря, но когда эти слесаря и токаря готовились и на текстильных, и на горных, и на всяких иных предприятиях.
С этим уклоном мы вместе с профсоюзами и хозорганами провели борьбу, и результаты этой борьбы уже налицо. Представитель ЦК металлистов тов. Козелев на специальном совещании, посвященном вопросу о способах подготовки рабочей силы, засвидетельствовал, что «слесарно-токарное увеличение» преодолено. И в самом деле, на 12.193 учащихся в школах фабзавуча металлопромышленности мы имеем до 40 % слесарей и до 12% токарей — остальное приходится на другие профессии.
Наметился решительный сдвиг в отношении горячих цехов, которые находились до последнего времени в особо тяжелых условиях по части подготовки рабочей силы.
Так, по приему в фабзавучи в 1924/25 г. в металлургических районах (Урал и др.) мы имеем: 357 литейщиков, 129 мартенов, 136 прокатчиков, 58 горновых и др. По данным состава учащихся некоторых уральских школ видно, что, напр., в Чусовской школе на 158 учеников приходится 66 учеников в горячих цехах, в Чермовской школе на 119 учащихся—66 в горячих цехах и в Златоустовской на 148—40 в горячих цехах. Такая же картина наблюдается и в других отраслях промышленности, и здесь центр внимания переносится не на слесарей и токарей, а на подготовку рабочих для основных для данной отрасли промышленности профессий.
4. Какое место в системе фабзавуча занимают общеобразовательные предметы? Противники существующей системы фабзавуча правы в том отношении, что в наши фабзавучи включен довольно большой цикл общеобразовательных предметов. Можно еще раз, и еще два раза, и еще много раз этот вопрос пересмотреть — но не с точки зренли фактического уничтожения общеобразовательного минимума, а с точки зрения разгрузки его от того, что, быть может, является действительно лишним. В основном же курс должен держаться в направлении подготовки не только квалифицированного рабочего, но и рабочего грамотного и культурного. Мы наблюдаем в данный момент в деревне интересный процесс. Крестьяне всюду требуют школы повышенного типа; их уже не удовлетворяет четырехлетка, они требуют семилетки; крестьяне требуют, чтобы деревне давался грамотный и культурный молодняк, и мы идем навстречу этому требованию.
Фабзавучи в общем и целом дают общеобразовательные знания в объеме семилетней трудовой школы. Они тратят на это много времени. Но это —и не вина фабзавучей, а их беда. И беда эта состоит в том, что в фабзавучи принимаются рабочие подростки с крайне низкой общеобразовательной подготовкой (очень часто эта подготовка ниже не только четырехлетней, но и трехлетней школы). Задача сводится к тому, чтобы интенсивно развивать сеть семилетних трудовых школ в рабочих районах и постепенно переходить на прием в фабзавучи рабочих подростков, окончивших семилетку. Вот тогда общеобразовательная часть учебного плана фабзавучей будет сведена действительно до минимума. А пока этого нет, фабзавучи должны восполнить тот пробел в общеобразовательной подготовке поступающих, какой имеется в настоящее время. Все сказанное показывает, насколько неправильно многие товарищи ставят вопрос об отрыве дела подготовки рабочей силы от системы народного образования. Дело подготовки рабочей силы есть, разумеется, хозяйственная задача. Но в то же время это и задача воспитания и образования рабочей молодежи в таком направлении, чтобы из рабочей молодежи получались не просто квалифицированные рабочие, а такие рабочие, которые способны осуществлять диктатуру пролетариата.
5. Насколько дорога школа фабрично-заводского ученичества? Школа фабзавуча пока что—не дешевая школа. Это надо признать со всей откровенностью. По всем имеющимся данным, стоимость обучения одного ученика в школе фабзавуча составляет в среднем 18 — 20 руб. в месяц. Дороговизна школы происходит прежде всего от сравнительно длительного срока обучения, а эта длительность, в свою очередь, обусловливается, как мы уже говорили, крайне низким общеобразовательным уровнем поступающих до сих пор в школы фабзавуча. По мере повышения общеобразовательной базы поступающих (а линия в этом направлении ведется, и уже имеются кой-какие результаты) будет удешевляться и их обучение. Одновременно принимаются и другие меры по удешевлению школы фабзавуча, а именно: большая увязка производственного обучения с хозяйственными интересами предприятия (выполнение, школой работ полезных и необходимых для предприятия) и рационализация самых методов производственного обучения.
На совещаниях специальной комиссии Наркомпроса с администрацией текстильных фабрик в Иваново-Вознесенске заведующие текстильными фабриками приводили следующие данные:
«Выработка на станках постепенно увеличивается, ученики вырабатывают до 90% технической нормы». (Завед. Тюменской фабрикой.)
«Вырабатывают 65 — 70%». (Кохменская фабрика.)
«Ученики работают самостоятельно на машинах; не дорабатывают до нормы взрослого рабочего лишь 7, 28%, т. е. выработка учеников, достигает 93% нормы взрослого». (Шуйская фабрика.)
Все эти данные говорят, что при желании и умении рационально использовать труд учеников таковое использование вполне осуществимо и дает надлежащий хозяйственный эффект.
Вообще ряд данных по разным отраслям, промышленности говорит о том, что удешевление школы фабзавуча становится фактом. Так, по-пяти школам разных специальностей (текстильная, кондитерская, швейная, металлообрабатывающая, деревообделочная) зарплата 494 учеников и расходы по их обучению составляют 150.000 руб., а выработка учеников — 77.000 руб., т. е. своей выработкой ученики покрывают уже 50 % расходов по содержанию фабзавуча.
Резюмируем. Все данные, все факты и цифры говорят за то, что школа фабзавуча себя уже оправдала и должна быть сохранена в качестве наиболее подходящей и наиболее удачной формы подготовки в плановом порядке квалифицированной рабочей силы (не инструкторов и мастеров, не верхушечного слоя рабочих, а обыкновенной квалифицированной рабочей силы).
Но как же быть с большим и острым недостатком в рабочей силе в данный момент? В качестве мер временного характера, которые содействовали бы разрешению кризиса, Наркомпрос предлагает широко использовать бригадное и индивидуальное ученичество, курсы ЦИТ'а, курсы мастеров, старших рабочих, краткосрочные курсы для подготовки массовых рабочих, использование лиц, занятых в кустарной и ремесленной промышленности, и т. п. Но все это не должно заслонять того большого дела, которое выполняют и будут дальше (при всякой экономической ситуации) выполнять школы фабрично-заводского ученичества—готовить в массовом масштабе квалифицированных рабочих, культурных и высоко грамотных, подготовленных к сознательному участию в строительстве социалистического хозяйства.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +