Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Культурное строительство и заветы Ильича


И. Ходоровский. На фронте просвещения
Статьи и речи.
Гос. изд-во, Москва-Ленинград, 1926 г.

«Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. Девять десятых трудящихся масс поняли, что знание является орудием в их борьбе за освобождение, что их неудачи объясняются недостатком образования и что теперь от них самих зависит сделать просвещение действительно доступным всем. Наше дело обеспечено тем, что массы сами взялись за строительство новой социалистической России».
(В. И. Ленин, речь на I Всероссийском съезде по просвещению, 25 августа 1918 г.)
Если бы можно было разложить по полочкам все то богатство идей, которое в области народного просвещения оставил нам в наследство Владимир Ильич, то этим идеям можно было бы дать примерно следующие формулировки:
1) без знания и культуры не может быть социализма;
2) только в Советской республике, освободившейся от власти капиталистов и помещиков, имеются налицо все предпосылки для мощного расцвета и действительного роста культуры;
3) социалистическая культура не может возникнуть внезапно, как феникс из пепла; как социалистическое хозяйство, так и социалистическая культура могут строиться на базе тех научных и технических завоеваний, которые накоплены при капитализме и оставлены нам в наследство; разумеется, старая схоластика, буквоедство, все, что является действительно хламом, должно быть изгнано, — это «наследие» нам не нужно;
4) вот почему голое противопоставление так называемой «пролетарской культуры» всей той сумме и системе научных знаний, какая оставлена нам капитализмом, как культуре буржуазной, само по себе бессодержательно и только мешает вести действительно нужную для нас культурную работу;
5) как и во всех областях социалистического строительства, так и здесь, в вопросах культуры и просвещения, в каждый данный отрезок времени надо выделять самое основное и главное; таким главным звеном на ближайший период является развитие среди широких трудовых масс простой элементарной грамотности — массовая школа для детей и подростков, ликвидация неграмотности среди взрослых;
6) основной проводник культурного строительства среди широких масс — учитель, и прежде всего — народный, и прежде всего — деревенский;
7) среди всей массы задач в области культурного строительства первое место должны занимать задачи, связанные с деревней;
8) необходима подготовка новых специалистов из рабочей и крестьянской среды — новых инженеров, новых агрономов, новых учителей, врачей и т. п., которые не за страх, а за совесть, с достаточно ясным сознанием, с энергией и энтузиазмом работали бы над созиданием социалистического общества;
9) необходимо привлечь к работе по строительству социализма всю ту массу квалифицированных специалистов, какие нам остались в наследство от капитализма — старых врачей, учителей, инженеров, агрономов и т. п.; создать для них товарищескую атмосферу, убедить их в необходимости энергичной работы по строительству социализма;
10) необходимейшее и основное условие для успешного разрешения всех перечисленных задач — усиление, и притом в достаточных размерах, материальной базы народного просвещения.
Разумеется, все эти формулировки и подразделения крайне условны. В действительности мысли и идеи тов. Ленина по вопросам культуры и просвещения гораздо шире, богаче и многообразнее и не укладываются в начерченные рамки. Но, как исходная точка, они могут быть приняты. В речи, произнесенной на совещании политпросветов 3 ноября 1920 г., В. И. Ленин так характеризовал задачи коммунистической партии в области воспитания и просвещения:
«Задачей коммунистической партии, как авангарда в борьбе, должна быть помощь в деле воспитания и образования трудящихся масс, чтобы преодолеть старые привычки, старые навыки, оставшиеся нам в наследие от старого строя, навыки и привычки собственнические, которые насквозь пропитывают толщу масс».
В ряде других своих выступлений В. И. Ленин неустанно подчеркивает, что без большого культурного подъема народных масс нам трудно будет построить социалистическое общество. Поэтому воспитание и просвещение масс является основной предпосылкой для строительства социализма. Обращаясь к элементам этого строительства, Владичиф Ильич останавливается прежде всего на школе, такой, какой она досталась нам от старого строя, и дает этой школе уничтожающую характеристику.
«Старая школа, — говорит Владимир Ильич, — была целиком превращена в орудие классового господства буржуазии, она была вся проникнута кастовым буржуазным духом, она имела целью дать капиталистам услужливых холопов и толковых рабочих».
Особенно подробно Владимир Ильич останавливается на старой школе в речи, произнесенной на III Всероссийском съезде комсомола 4 октября 1920 г.:
«Старая школа заявляла, что она хочет создать человека всесторонне образованного, что она учит наукам вообще. Мы знаем, что это было насквозь лживо, ибо все общество было основано и держалось на разделении людей на классы, на эксплуататоров и угнетенных. Естественно, что вся старая школа, будучи целиком пропитана классовым духом, давала знания только детям буржуазии. Каждое слово ее было подделано в интересах буржуазии. В этих школах молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии».
«Старая школа вырабатывала прислужников, необходимых для капиталистов; старая школа из людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам. Это значит, что мы должны ее убрать».
Чем мы должны ее заменить? На это ясный ответ дает программа партии, принятая VIII партийным съездом и составленная в части, касающейся просвещения, под непосредственным руководством В. И. Ленина. Соответственные пункты программы говорят, что партия ставит своей задачей «полное осуществление принципов единой трудовой школы, проводящей тесную связь обучения с общественно-производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества», при чем для всех детей обоего пола до 17 лет должно быть обеспечено общее и политехническое образование, знакомящее в теории и на практике со всеми главными отраслями производства, а для лиц от 17-летнего возраста должно быть обеспечено широкое развитие профессионального образования в связи с общими политехническими знаниями.
Наиболее важным для данного момента Вл. Ильич считал школу социального воспитания, общеобразовательную школу, или, как она у нас называется в программе партии, политехническую школу, как первичную лабораторию для прививки подрастающему поколению коммунистической идеологии. Школа в том виде, как она нам досталась от царского строя, оказалась неприспособленной к выполнению этой задачи — ни по своему внутреннему укладу, ни по составу педагогического персонала, и, наконец (и это самое главное), по своим программам, Дать школе такую программу, которая обеспечила бы подготовку из учащегося сознательного работника, — это была основная задача партии и Наркомпроса. Вне этой программы, и притом действительно проводимой в жизнь, трудовая школа оставалась фикцией. Еще при жизни тов. Ленина и при помощи его советов начала разрабатываться программа для наших школ I и II ступени. Исключительная роль в этом деле выпала на долю Н. К. Крупской. В настоящее время мы имеем новые программы для школ I и II ступени. Эти программы построены на принципах марксизма и воплощают заветы В. И. Ленина — сочетать теорию с практикой. Основными элементами, вокруг которых по этим программам должна вестись учебная работа, являются — природа, трудовая деятельность людей, общественный уклад их жизни. Самое расположение учебного материала в этих программах таково, что от близкого и легко воспринимаемого (местность, примитивные трудовые процессы, семья) учащиеся продвигаются к вопросам и темам более общего характера (район, губерния, область, СССР, др. страны, — как в отношении, изучения природы, так и труда, производства, общественного устройства и т. п.), так что к окончанию школы II ступени они должны обладать всеми необходимыми сведениями и основными знаниями для того, чтобы ориентироваться в обстановке советского социалистического государства и сознательно участвовать в работе по строительству социализма. С программами в старом смысле слова у наших программ нет ничего общего. Самое преподавание начинает у нас строиться так, что элементы схоластики и мертвой учебы оттуда изгоняются. Комплексная система преподавания, т. е. увязывание между собой отдельных дисциплин в нечто цельное и законченное, объединение конкретных явлений вокруг определенной центральной темы или идеи, завоевала себе признание всех сколько-нибудь передовых педагогов и успешно проводится во многих местах. Рядом с этим, как крупное достижение последнего года, следует отметить необычайное развитие детского пионерского движения. При Владимире Ильиче это движение только зарождалось; теперь оно сделалось важным фактором в системе социального воспитания. Конечно, пионерское движение не может и не должно заменять собою школы, но рядом с школой оно становится необходимым элементом коммунистического воспитания детского поколения школьного возраста. Вся система обучения и воспитания во всех наших просветительных учреждениях должна быть пропитана общественно-политическим содержанием или, что то же, ленинизмом. Линия в этом направлении выдерживается достаточно четко, но сил для ее проведения очень мало, и результаты пока что не совсем утешительны. Задача эта — основная, она должна быть и будет разрешена. Итак, мы имеем все основания утверждать, что заветы Ильича мы помним и на месте старой школы стараемся строить школу новую, коммунистическую.
Самое главное во всей нашей работе по культурному строительству, — говорил неоднократно Владимир Ильич, — это — ясно знать, чего мы хотим. Владимир Ильич называл болтунами и фразерами всех тех, которые считали, что основной задачей нашей партии и советского государства является голый отказ от всех тех культурных ценностей, которые оставлены нам буржуазным обществом, и противопоставление им ценностей новых, пролетарских.
«Пролетарская культура, — говорил тов. Ленин молодежи в 1920 г.,—не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все — сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знаний, которое человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
И дальше, в той же речи:
«Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить». Именно с этой точки зрения Владимир Ильич и подходил к старой школе. Он требовал, чтобы из нашей школы было изгнано все то ненужное, лишнее, мертвое, что было в старой школе и что рассчитано было на подготовку послушных чиновников. В этом смысле он говорил, что «старую школу надо убрать». Но в то же время он требовал от всех нас, чтобы от всех тех действительных знаний (в области техники, естествознания, точных наук и т. п.), которые давала старая школа, чтобы мы от них не открещивались, а соответственно перерабатывали и сообщали новому, молодому поколению. В. И. Ленин злился, когда видел, что люди выдумывают и вымучивают «новые проблемы», вроде «пролетарской культуры», когда кругом нас— море темноты и невежества. В одной из своих предсмертных статей «Странички из дневника», касаясь вопроса о состоянии грамотности в нашей стране, Владимир Ильич писал:
«В то время как мы болтали о пролетарской культуре и о соотношении ее с буржуазной культурой, факты преподносят нам цифры, показывающие, что даже и с буржуазной культурой дела обстоят у нас очень слабо». Вот об этих элементарных задачах, оставшихся нам в наследство от царизма, о простой грамотности больше всего думал сам тов. Ленин, учил нас об этом думать и заставлял в этом направлении больше всего работать. Важнейшей задачей на ряд ближайших лет Владимир Ильич считал ликвидацию безграмотности. По данным переписи 1920 г., на каждую тысячу населения Советской республики приходилось всего 319 грамотных. Отсюда Владимир Ильич делал вывод: всякие разговоры о новой пролетарской культуре—оплошная болтовня, покуда у нас на каждую тысячу жителей — около 700 безграмотных. И ему, В. И., принадлежит идея ликвидации безграмотности среди взрослого населения нашей страны к десятилетию Октябрьской революции. Эти заветы тов. Ленина Наркомпрос претворяет в конкретный план, рассчитанный на то, чтобы всю работу по ликвидации неграмотности среди 17 миллионов населения (только по РСФСР; по всему СССР можно считать около 27 миллионов неграмотных) выполнить следующим образом: в 1923/24 г. обучить грамоте 2 миллиона человек, в 1924/25 г. 4 миллиона, в 1925/26 г. — 8 миллионов и в 1926/27 г. — 3 миллиона. По тем сведениям, которыми мы располагаем, можно судить, что если мы и не выполним к назначенному сроку всю задачу, то на 75 % она будет разрешена. Во всяком случае, в программе деятельности Наркомпроса эта задача стоит как одна из первых. Рядом с ней стоит другая задача — ликвидировать неграмотность среди так называемых переростков, т.-е. среди того детского населения и подростков, которые вышли из школьного возраста, не прошедши через школу, и которые поставляют огромную резервную армию безграмотных для взрослого населении. По приблизительному подсчету, количество неграмотных среди детского населения в возрасте от 12 до 16 лет только по РСФСР достигает почти 3 миллионов. Наркомпрос поставил себе задачу—приступить к ликвидации неграмотности среди этих переростков путем организации краткосрочных (четырехмесячных) курсов. В этом году мы хотели бы пропустить хотя бы 10 — 15 % этого количества, т. е. около 300 — 400 тысяч переростков.
Когда Владимир Ильич говорил о наших простейших, но вместе , с тем и самых важных задачах по насаждению простой грамотности среди населения, он имел в виду прежде всего сельское население. Это понятно, потому что из 17 миллионов безграмотного взрослого населения 13 миллионов с лишним падает на деревню. То же можно сказать и в отношении детского населения. Школы I ступени охватывают в среднем только 50% детей школьного возраста (8—11 лет). Если отдельно обратиться к деревне, то там этот процент понижается до 40 и даже до 35 %. Следовательно, и наша работа по строительству массовой школы I ступени, так же, как и работа по ликвидации неграмотности среди переростков, должна быть и будет главным образом работой деревенской. В такой же степени исключительно деревенской является некоторая часть нашей политико-просветительной работы — прежде всего избы-читальни, а затем и библиотеки. В программе деятельности Наркомпроса и особенно в программе работы местных органов по народному образованию все эти перечисленные элементарные задачи занимают главное внимание и место.
И, наконец, — учитель. Об учителе Владимир Ильич писал в своих «Страничка из дневника»:
«Народный учитель должен быть у нас поставлен на такую высоту, на какой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию, и, главное, главное и главное — над поднятием его материального положения. Надо систематически усилить работу по организации народных учителей, чтобы сделать их из опоры буржуазного строя, которой они являются до сих пор во всех, без исключения, капиталистических странах, опорой советского строя, чтобы отвлечь через них крестьянство от союза с буржуазией и привлечь их к союзу с пролетариатом».
Владимир Ильич неоднократно говорил, что надо стремиться к тому, чтобы учитель был постоянным пропагандистом и агитатором идей коммунизма в деревне, ибо он по самому своему положению ближе стоит к крестьянину, лучше знает его, а крестьянин, в свою очередь, больше ему, учителю, доверяет. Надо отметить, что за истекший год Советской властью и коммунистической партией сделаны большие и весьма важные шаги в отношении учителей. Начать хотя бы с материального обеспечения. Еще в прошлом году заработная плата учителя, особенно в деревне, равнялась 10—15 рублям. Уже в июне 1924 года государство пришло на помощь местным бюджетам, отпустив около 5 миллионов рублей на остающиеся 4 месяца до нового бюджетного года для повышения заработной платы учителям. Это дало возможность почти повсюду довести заработную плату учителей в среднем до 20 рублей. Вторая сессия ВЦИК (октябрь 1924 г.) постановила, что средняя заработная плата учителя в школе I ступени должна быть не ниже 25 рублей. Для того, чтобы это постановление было проведено действительно в жизнь, правительство отпустило из государственного бюджета местам субвенцию в размере 14 с лишним .миллионов рублей на 1924/25 бюджетный год. Недавним постановлением правительства этот субвенционный фонд увеличивается еще на 5 миллионов рублей, что даст возможность среднюю заработную плату учителя I ступени повысить еще на несколько рублей. В то же время за истекший год достигнуты большие результаты в смысле идеологического влияния нашей партии на учительскую массу. По всем областям, губерниям и уездам были проведены курсы-конференции по повышению квалификации учительства как в отношении педагогическом, так и в отношении общественно-политическом. Все эти конференции показали, что прежний забитый, закабаленный помещиками, капиталистами и царем учитель совершенно переродился. Не осталось никаких следов и от упадочно-саботажнических настроений, которые были так свойственны интеллигентской массе вообще и учительской в частности в первые годы советского режима. Учитель теперь прежде всего хочет быть современным советским педагогом, в полном смысле этого слова. Он отчетливо сознает свои общественные функции и обязанности и хочет быть на высоте требований, какие они предъявляют. Поэтому, среди учительства наблюдается колоссальный интерес, переходящий кое-где прямо в энтузиазм, к новым программам. Эти программы изучаются, прорабатываются, учитель добросовестно и искренно хочет их усвоить и по ним работать. Неменьший интерес обнаруживает учительство и к проблемам политическим. Вопросы, связанные с теорией исторического материализма, с программой нашей партии и историей ее, с историей революциюнното движения вообще, с религией и т. п., положительно захватывают учителя, и вся беда в том, что нет возможности за недостатком сил этот интерес полностью удовлетворить.
Назначенный на первую половину января Всеооюзный учительский съезд должен явиться событием огромной политической важности — здесь впервые встретятся ответственные представители нашего правительства и партии со всей низовой массой учительства, здесь все учительство выявит свое лицо. Однако вопрос об учителе не исчерпывается переподготовкой (как принято теперь выражаться) старого учителя. Еще более важной задачей является подготовка нового учителя — и здесь огромная роль выпадает на долю наших педагогических учебных заведений — пед. вузов и пед. техникумов. В этом, 1924, году Наркомпросом проделана большая работа в области реформы педагогического образования. Совершенно перестроены учебные планы и программы пед. вузов. Пед. вуз, который прежде готовил узкого специалиста (например, по математике, физике, химии и т.п.), теперь в соответствии с новыми программами трудовой школы готовит широкого специалиста по целому циклу наук (физико-математический цикл, цикл «богатства и силы природы», общественный цикл, лингвистический и т. п.). В соответствии с тем, что новые программы трудовой школы пропитаны изучением общественного значения трудовой деятельности людей, — ив работе пед. вузов этот момент приобретает важное значение. Подготовить учителя, знакомого с общественной и хозяйственной средой и способного с этой средой ознакомить и учащихся, — такова цель проведенной реформы педагогического образования.
Практически все педагогические учебные заведения получают теперь определенный хозяйственный уклон — либо сельско-хозяйственный, либо индустриальный. Реформа эта затрагивает и пед. техникумы, хотя в этой части нашего педагогического образовании реформа у нас проводится гораздо медленнее. Офомное значение приобретает также и вопрос о комплектовании пед. вузов — кто идет и будет, идти в эти учебные заведения, из кого мы будем готовить нового учителя. Здесь до сих пар было наше самое слабое место. Социальный состав учащихся в наших лед. вузах не отличался высокими качествами. В этом году Наркомпросом приняты меры к тому, чтобы уже та самих рабфаках формировались кадры будущих студентов пед. вузов. С этой целью при 23 рабочих факультетах организованы педагогические уклоны. Здесь рабфаковцы будут получать предварительную педагогическую закалку, с тем, чтобы по окончании рабфаков автоматически переходить в пед. вузы.
И, наконец, наше профтехническое образование. Здесь я хочу коснуться только двух моментов — нашего высшего образования, где готовятся специалисты высокой квалификации, и наших низших школ— школ фабрично-заводского ученичества, где воспроизводится квалифицированная рабочая сила. Мы в точности выполняли заветы Владимира Ильича, когда приступили к пересмотру сети высших учебных заведений с целью устранения всеро того, без чего, при нашей бедности, можно обойтись. Совет Народных Комиссаров декретировал сокращение сети, и это сокращение сейчас проводится. Наши расходы на такие виды образования, как художественное, сведены до минимума. Точно также мы шли по стопам Ильича, когда неуклонно продолжали проводить политику пролетаризации высшей школы. Прием в вузы в 1924 г. дал чрезвычайно ценный в социальном отношении материал. Рабочие с производства и дети рабочих составили 35,3% всего приема, земледельцы и дети земледельцев — 30 % всего приема. Такие же чрезвычайно ценные результаты дал нам прием на рабфаки: здесь рабочие составили 64,15% и крестьяне — 28,8%. Эту линию на овладение трудящимися цысшей школой мы будем вести и дальше, раскрывая вместе с тем постепенно двери в высшую школу и другим социальным слоям, близко стоящим к Советской власти (трудовая интеллигенция).
Совершенно исключительное значение в условиях советского социалистического строительства приобретает школа фабрично-заводского ученичества. Это — особый, чрезвычайно интересный тип учебного заведения, где теоретическое обучение полностью сочетается с производственной практикой. Владимир Ильич имел возможность наблюдать только первые шали этого интересного и ценного начинания; ему не довелось быть свидетелем того, как школа фабзавуча окрепла и заняла прочное место в системе народного образования. Именно перед этой школой открываются наиболее широкие перспективы; именно эта школа, больше всякой другой, является по своей идее школой подлинно социалистической.
Вся политика партии и советского правительства под руководством тов. Ленина направлена была к тому, чтобы, не отступая ни на шаг от принципов пролетарской диктатуры, вовлекать в дело строительства социализма все те культурные силы, которые работали прежде на капиталистов и в помощи которых так нуждаются пролетариат и крестьянство. Последний год мы являемся свидетелями чрезвычайно большого роста активности интеллигентских слоев и притом активности, весьма желательной для рабочего класса и крестьянства. Учителя, агрономы, врачи, инженеры и даже такая, сравнительно далеко стоящая от пролетариата, группа, как профессора, всюду и везде, по всякому случаю, по всякому поводу, искренно свидетельствуют свое сближение с Советской властью и готовность отдать свои силы и знания на служение трудящимся массам. Совершенно особый подъем наблюдается среди учительства, как об этом свидетельствуют происходящие всюду губернские и уездные учительские съезды, или как это видно по данным о последних выборах в сельсоветы, где наиболее активной группой избирателей были х учителя. И здесь, следовательно, партия, оставшись без Ильича, верно шла по намеченному им пути.
Как итог истекшего года можно отметить несомненное усиление наше на культурном фронте. Материальная база народного просвещения хотя и в недостаточной степени, но заметно усилилась. В области массового начального образования мы имеем несомненный сдвиг. Учительство (и вообще трудовая интеллигенция) к нам подошло вплотную, работает вместе с нами и является весьма важным фактором культурного роста нашей страны. Высшая школа находится в руках трудящихся. Мы имеем там большие кадры пролетарского студенчества, эту основную нашу базу при проведении реформы высшей школы. Профессура (и вообще преподавательский персонал) новые задачи, стоящие перед вузами, поняла и их в жизнь проводит. В области массового профтехнического образования мы имеем такой твердый опорный пункт, как школа фабрично-заводского ученичества. Всю нашу работу в области просвещения мы в значительной ее части повернули в сторону деревни. Что сулит нам будущий год? Несомненно, новые достижения и новые завоевания. И порукой нам в этом служат не только заветы Владимира Ильича, которым мы будем следовать, но и громадная тяга к знанию со стороны широких масс трудящихся и огромный культурный подъем, переживаемый всей страной.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +