Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Наши ближайшие задачи в области народного образования


И. Ходоровский. На фронте просвещения
Статьи и речи.
Гос. изд-во, Москва-Ленинград, 1926 г.

(Доклад, прочитанный на Совещании Зав. ОНО Юго-Восточного края 9 августа 1924 года).
Общая обстановка для нашей работы объективно (если, однако, исключить материальные предпосылки, о которых речь будет дальше) складывается в общем и целом благоприятно. Общественное мнение широких кругов партии, советский общественности и правительственных кругов складывается весьма сочувственно для нашей работы, и если два года назад нам нужно было очень много говорить и кричать, чтобы нас услышали, чтобы люди поняли, что дело наше является важным и существенным и отсрочивать его никак невозможно, то сейчас в этом пункте нашего участка брешь пробита: вы не встретите сейчас среди ответственных работников разных организаций и учреждений никого, кто считал бы наше дело последним, которое можно отсрочивать до греческих календ. Можно сказать, что впервые по-настоящему наша партия на своем партийном съезде подошла к вопросам, народного просвещения с разных точек зрения и по разным поводам. Если просмотреть резолюции XIII съезда по печати, по вопросам агитационно-пропагандистской работы, по работе в деревне, по работе среди молодежи, — по разным поводам с разных сторон партия через съезд вплотную подошла к основным и важнейшим вопросам нашей просвещенской жизни и работы. Толчок дан, и нужно, чтобы он был организационно закреплен, идеологически в нашей работе проработан и материально и финансово поддержан.
Когда мы теперь, после XIII партсъезда, перед собой поставили очередные задачи в области народного образования в связи с решением съезда, то общая линия совершенно отчетливо вырисовалась в таком направлении: мы должны более решительно, более круто, градусов на 45 по крайней мере, повернуть нашу работу в сторону обслуживания деревни. И если тов. Зиновьев по этому поводу в одной из своих статей, касающейся неурожая, бросил клич «стать лицом к деревне», то мы чувствуем и понимаем, что в нашей работе этот лозунг должен быть самым настоящим практическим делом сегодняшнего дня. В системе нашей работы, если взять такие крупные главки, как Главсоцвос или Главполитпросвет, — деревенская работа означает 75%, если не 90% всей работы этих главков, и поскольку партия сейчас употребляет большие усилия на идеологическое овладение деревней, постольку мы, Наркомпрос, энергичнее и серьезнее, чем кто бы то ни было, должны взяться за эту работу. Тов. Зиновьев обронил одну мысль,—что по-настоящему сельский учитель должен быть агитпропом в деревне, что никакая ячейка, никакой другой орган не может выполнять задачу агитации и пропаганды так, как сельский учитель, если дать ему идеологическое орудие, во-первых, и создать основные материальные условия, во-вторых. Что наша партия и правительство подошли серьезно к вопросу о работе с учительством, видно на двух примерах.
Первый пример, — несмотря на тяжелую финансовую обстановку, в которой мы работаем (ибо хозяйственное улучшение, которое наметилось, в значительной мере сорвалось неурожаем в целом ряде губерний), партия и правительство, после зрелого обсуждения вопроса и в полном сознании ответственности, принимают решение довести зарплату сельского учителя до 30 руб. в месяц. Осуществляться это должно разными путями: и путем нажима на местный бюджет, заставляя его перекраиваться в сторону наибольшего удовлетворения нужд народного просвещения, и путем поддержки мест со стороны государства. Эта поддержка есть настоящая реальность, и мы ее уже ощущаем: все наибольшие остатки, которые имелись в распоряжении государства в истекающем бюджетном году, почти целиком пошли на повышение зарплаты сельского учителя. И второй чрезвычайно интересный пример особо внимательного отношения нашей партии к учительству, — в то время, как наша партия держит курс на то, чтобы в партию принимались сейчас исключительно элементы пролетарские, специальным постановлением ЦК партии двери партии открыты для тысячи сельских учителей. Эти два момента имеют огромное политическое значение. Они показывают, что партия оценивает достаточно серьезно роль и положение сельского учителя, что партия к нему подходит внимательно, чутко и серьезно и предполагает по-настоящему использовать его в качестве проводника советских и коммунистических идей в деревне.
Следующий момент, на котором необходимо остановиться, чтобы наш поворот на деревню был достаточно ясен, это — всеобщее обучение. По докладу Наркомпроса в августе 1923 г. Совнарком принял постановление, по которому мы должны осуществить всеобщее обучение через 10 лет, т. е. к 1934. г.
У нас здесь, в Наркомпросе, вопрос этот в течение многих месяцев разрабатывался со всею тщательностью, прошел через президиум Госплана, вчера (8 августа) должен был обсуждаться в Совнаркоме. Госплан все наши основные положения принял. Мы к десятилетию Октябрьской революции должны осуществить общедоступность начального образования, т. е. добиться такого положения, при котором каждое дитя могло бы найти себе место в нашей школе I ступени. В дальнейшем, после этого, мы будем стремиться к обязательности всеобщего обучения. Сейчас это ставить преждевременно, потому, что мы не дожем, еще обеспечить общедоступности образования, но через несколько лет эту задачу мы сможем поставить и, надо надеяться, разрешить. Это тоже свидетельствует о нашем повороте на деревню, ибо вопрос идет о том, чтобы местный и государственный бюджеты основательнейшим образом финансировали школы I ступени, которые должны быть в большей части школами деревенскими. Наконец, третий момент, который характеризует нашу работу в отношении поворота лицом к деревне, это — наша работа по ликвидации неграмотности. Мы имеем директиву, оставленную нам в наследство Владимиром Ильичем, ликвидировать неграмотность среди взрослого населения к десятилетию Октябрьской революции. Мы пока от этой задачи не отказываемся. Быть может, мы на год, два или три запоздаем, но эта задача перед нами стоит, и тут необходимо, чтобы местные отделы народного образования и местные губисполкомы в достаточной мере ощутили всю важность этой задачи и от нее не отступали. А между тем отступления и отходы от этой задачи сейчас замечаются. Ввиду трудностей построения бюджета и его балансирования, ввиду недорода в некоторых губерниях, иные товарищи, работающие в местных учреждениях, идут по линии наименьшего сопротивления — по линии свертывания работы в области ликнеграмотности. Мы не предполагали и не предполагаем ни в какой мере от занятой позиции отступать, хотя в смысле финансирования наша позиция недостаточно обеспечена. Тов. Рыков стоит на той точке зрения, что мы дальше обеспечения букварями и пособиями вряд ли можем получить что-нибудь от государства на ликвидацию неграмотности. Необходим, следовательно, сильный нажим на места. Отступать же от этого дела во всяком случае невозможно, и в нашей политике в отношении деревни эта задача действительного осуществления ликвидации неграмотности к десятилетию Октябрьской революции должна стоять на видном месте. Мы сейчас в нашей политико-просветительной работе, которая составляет очень важную часть нашей работы в деревне вообще, ставим себе задачу планирования и большей организованности этой работы. Наши политикопросветительные учреждения в деревне собираются вокруг единого политпросветцентра, которым является изба-читальня. Обследование дела просвещения в деревне, которое мы произвели, показало, что в очень многих местах, где скверно живут школы, избы-читальни живут лучше. Это свидетельствует о том, что они нашли свое место, что они отвечают объективной потребности. Строить политттросветработу вокруг этих центров — очередная задача наших отделов народного образования.
В последнее время мы обсуждали много раз кардинальные вопросы нашей системы народного образования. Должен сказать, что в специальной большой комиссии, выделенной XIII партийным съездом по докладу тов. Бухарина о работе среди молодежи, вопрос о системе народного образования был очень жгучим вопросом. Казалось бы, что в докладе тов. Бухарина этот вопрос не должен был занимать такого большого места, но так как самое активное участие в работах комиссии принимал комсомол, то и естественно, что этот вопрос выделился. Комсомол хочет поставить ребром вопрос не только о высшей школе, но и вопрос о подступах к высшей школе — о школе II ступени, о профтехнических школах и т. д. В результате большой дискуссии комиссии партсъезд принял постановление, которым поручил ЦК организовать специальное партийное совещание по основным вопросам народного образования. Мы к этому партийному совещанию начинаем готовиться. Оно будет созвано в октябре, и к нему будут привлечены работники с мест — заведующие губоно крупнейших губерний. Надо, чтобы мы были в достаточной мере подготовлены и заранее выработали бы основные линии наших выступлений на этом совещании.
Мы в нашей системе исходим из того, что нашей первичной школьной ячейкой остается четырехлетка. Это не вызывает спора ни с кем, кроме Ленинграда, который утверждает, что он перерос четырехлетку и у него повсюду введена пятилетка. Когда мы переходим к II ступени, то у нас тут начинаются большие расхождения с Украиной и комсомолом, и имеется достаточно элементов для дискуссий и в нашей собственной наркомпросовской среде. Тут нет ничего дурного, вопрос очень сложный, и мы его стараемся изучить добросовестно. Вопрос вдет, главным образом, о 2-м концентре II ступени. Мы в последние годы нашей II ступени не давали хода в высшую школу. Исторически наша II ступень в преемственном порядке развилась из старой гимназии и положительно ничего хотя бы самого элементарного в смысле квалификации и подготовки к практической деятельности кончающим ее не давала и не дает. Теоретически II ступень являлась подступом к высшей школе —- и только. Но поскольку у нас этот подступ к высшей школе фактически закрыт (достаточно оказать, что мы приняли в этом году в высшую школу 650 человек из II ступени на 13.500 чел. приема и на 30.000 окончивших II ступень), II ступень уперлась в тупик, из которого, как будто, нет выхода. Перед проблемой II ступени стали и мы, и партийные органы, и комсомол, и целый ряд отдельных товарищей, интересующихся судьбой народного просвещения. Естественно, что наиболее энергичный молодой народ, всегда подходящий ко всему более решительно, — я разумею комсомол, — больше всего по этому вопросу волнуется. Нам недавно казалось, что мы здесь нащупали с комсомолом соглашение. Для нас было ясно, что мы школу II ступени сохранить только как подступ к высшей школе не можем, ибо, мы не можем обеспечить приема в высшую школу не только половины, но даже четверти тех, кого мы выпускаем из средней школы. Надо дать молодежи, кончающей II ступень, какой-нибудь выход на жизненную дорогу. Этот выход намечен, примерно, в таком смысле, что мы 2-й концентр II ступени превращаем в профессиональную школу, 2-му концентру дается ярко выраженный профессиональный уклон. По-настоящему мы этот уклон сможем осуществить только не раньше, чем через год, а результаты скажутся только через три года. Мы полагаем, что уклоны 2-го концентра могут быть весьма разнообразны, но преимущественно они должны быть рассчитаны на обслуживание нужд города: тут подготовка и кооперативных работников, и административного персонала, и счетоводов, бухгалтеров, муниципальных работников и т. д.
Признаюсь, что мы чувствуем тут некоторую невязку. Мы тут начинаем дублировать, итти параллельно с нашими профшколами и с нашими техникумами, которые в области социально-экономической готовят, счетоводов, бухгалтеров и коммерческих работников средней квалификации. В дальнейшем тут придется установить увязку. Сейчас же мы не столько беспокоимся о том, чтобы не было невязок и противоречий, сколько о том, чтобы II ступени найти выход из тупика, чтобы кончающие II ступень были хотя бы элементарно квалифицированными работниками и могли бы найти свою дорогу. У меня имеются, однако, большие основания предполагать, что эта система не удовлетворит комсомол, который метит гораздо дальше.
Несколько слов о школах фабзавуча. У нас фактически такое положение, что во многих случаях школы фабзавуча строятся даже не на четырехлетке; туда принимаются сплошь и рядом подростки, не имеющие подготовки в объеме 4 лет. И мы и комсомол считаем идеальным такой порядок, при котором фабзавуч будет строиться на базе семилетки, т.-е. чтобы квалифицированный рабочий был в то же время элементарно-грамотным, элементарно-образованным человеком в тех пределах, в каких он может получить образование в объеме семилетней школы. К этому мы идем, а пока ставим себе, как минимум, задачу, чтобы школа фабзавуча строилась на базе четырехлетки. Но если мы будем строить ее на базе семитлетки, то мы упремся во второй тупик. Наш техникум, который должен выпускать работников средней квалификации, по правилам строится также на базе 7 лет. А ведь школа фабзавуча гораздо ниже техникума по своим задачам. Кое-где намечается такой выход из этого противоречия: в Ленинграде, например, нет семилетки, и техникумы строятся на базе девяти лет. В Ленинграде — I ступень — 5 лет, II ступень — 4 года, а дальше идет техникум. Мне думается, что, поскольку мы стоим перед таким положением, что в ближайшие годы мы не сможем удовлетворить вузами всех желающих из оканчивающих среднюю школу, с одной стороны, а с другой стороны — поскольку потребность в специалистах средней квалификации стоит во всей остроте перед страной, нам придется, вероятно, довольно значительное количество кончающих девятилетку помещать в техникумы. Мне думается, что нам, может быть, придется устраивать техникумы двух типов: один — несколько повышенного типа, а другой — обычного типа, рассчитанный на нашу семилетку. Значение техникумов в системе профобразования и общего образования неизмеримо велико. Но, к сожалению, объективная обстановка сейчас такова, что значение этих техникумов не всюду и не всегда учитывается. Об этом мы будем говорить дальше, а теперь я хочу коснуться вопроса о наших рабфаках. Рабфаки, это — исключительно детище революции, и созданы они были со специальной целью: сначала только для того, чтобы наши втузы в известной мере укомплектовались необходимыми нам в классовом социальном отношении кадрами. Нам был необходим хороший социальный материал, из которого можно было бы подготовлять хороших специалистов в области индустрии. Затем задачи рабфаков были расширены: был поставлен вопрос, чтобы вообще все высшие школы всех видов укомплектовывались рабфаковцами. Таким образом был создан подступ к высшей школе в виде рабфака, который в течение 3 — 4 лет подготовляет рабочих от станка к обучению в высшей школе. Мы теперь ставим себе вопрос — какое место рабфак должен занимать дальше; всегда ли мы будем иметь в нашей системе этот рабфак, как подготовительное учебное заведение, куда мы берем крестьян от сохи и рабочих от станка, или мы будем переходить на такой порядок комплектования вузов, чтобы туда шла молодежь из кончающих II ступень и техникумы.
Вопрос о перспективах рабочих факультетов разрабатывается у нас на ряде совещаний рабфаковских работников. В частности, ставится вопрос о том, как сохранить живую связь рабфаковцев с их производством, с той средой, откуда они вышли, чтобы они за три года учения на рабфаке и 4 года в вузе не потеряли этой связи. В октябре мы внесем наши предложения по этому поводу в коллегию Наркомпроса. В отношении деревни, если говорить о школе, у иас сейчас выдвигается вопрос о школе крестьянской молодежи. Мы имеем в деревне четырехлетку (к сожалению, не везде). На базе четырех лет мы все больше будем строить школу крестьянской молодежи. Что это такое? В двух словах скажу, что это —общеобразовательная школа с объемом знаний семилетки и с ярко выраженным сельско-хозяйственным уклоном. Она имеет задачу подготовить грамотного, элементарно образованного крестьянина, знающего в то же время основное и главное, что необходимо для ведения хозяйства. В этой школе будет подготовляться культурный и толковый крестьянин для работы в деревне.
Сейчас перед нами стоит задача — эти школы строить. В частности, Главпрофобр должен передать несколько десятков сельско-хозяйственных профшкол под эти школы крестьянской молодежи. Перед Главсоцвосом и перед местными отделами народного образования стоит задача —целый ряд семилеток перестроить по типу школ крестьянской молодежи.
Так обстоит дело с нашей сетью. В нескольких словах я коснусь наших дошкольных учреждений. Мы и теперь настаиваем и будем настаивать на том, чтобы та минимальная программа в отношении построения дошкольной сети, которая была дана Наркомпросом и подкреплена ВЦИК, была осуществлена. Мы отчетливо сознаем, что от тех губерний, которые сейчас жесточайшим образом пострадали от неурожая, нельзя требовать, чтобы они провели эту программу полностью, на 100%. Но этому делу вообще всюду уделяется самое ничтожное внимание, и либо товарищи не понимают всей важности дела, либо считают, что есть дела более важные, а это дело может ждать. Мы ставим задачу добиться во что бы то ни стало, чтобы дошкольная работа не стояла на последнем месте, чтобы программа, нами выставленная, была осуществлена. Понимая, что в наших условиях финансовую базу подвести под дошкольное дело чрезвычайно трудно, мы приняли постановление о привлечении общественной и частной инициативы к делу дошкольного воспитания, с тем, что идеологическое руководство остается целиком в наших руках, но отдельным организациям и коллективам мы под нашим руководством позволяем участвовать организационно и материально в строительстве дошкольных учреждений.
В отношении школ перед нами стоит задача развития, особенно в последующие годы, начиная примерно с 1928 г., школ I ступени. Что касается школ II ступени и, в частности, девятилетки, то перед нами нет задачи их развивать, не потому, что мы их отвергаем принципиально: мы считаем, что нормальный порядок был бы такой, при котором мы имели бы возможность осуществить партийную программу, а она предусматривает, что общее образование должно даваться в девятилетке и специализация должна даваться после. И мы не от хорошего житья превращаем 2-й концентр девятилетки в профессиональную школу. Мы делаем это от нашей бедности. Девятилетку нам не нужно пока развивать, потому что по плану всеобщего начального обучения развитие школ II ступени должно находиться в полном соответствии с развитием школ I ступени. С этой точки зрения, наличной сети школ II ступени пока совершенно достаток. Важнейшая сейчас задача, это — развить массовое профобразование. По докладу тов. Бухарина о работе среди молодежи XII съезд в отношении массового профобразования специально отметил, что не может быть и речи о сокращении сети массовых профшкол, и что сеть эта должна расширяться.
Если обратиться к низшей заводской школе, к школе фабзавуча, то здесь мы имеем тоже довольно плохое положение. Ею охвачено только 50 % молодежи, работающей в предприятиях, значит половина остается за бортом школы фабзавуча; я уже не касаюсь того огромного количества рабочей молодежи, квторая не работает ни на каких заводах и фабриках. Комсомол насчитывает такой молодежи до 1 миллиона. Отсюда ясна задача развития школ фабзавуча. В прошлом году Совнарком принял постановление, чтобы к 1 сентября 1925. г. охватить школами фабзавуча всю молодежь, работающую в производстве. Но так как хозорганы и промышленность не в таком блестящем состоянии, то, я думаю, мы года на 4—5 должны будем оттянуть осуществление этой скромной задачи.
Что касается техникумов, то мы здесь попали в неслыханно тяжелое состояние. Эти виды нашей школы подвергаются наибольшим опасностям. У нас имеется целый ряд донесений о свертывании техникумов. Я не знаю, как мы выйдем из бюджета, но что техникумы должны занимать одно из первых мест в системе отделов. народного образования и не должны гибнуть, — это бесспорно. Правда, у нас имеются техникумы и областного значения, которые выходят за пределы губернии. И нужно будет добиться поддержки их со стороны государства. Но в общем и целом техникумы строятся по принципу районирования, т. е. каждая губерния в общем имеет такие техникумы, которые отвечают ее экономической структуре. В систему местных интересов и нужд техникумы, таким образом, входят целиком. Мы может совершить большую, непоправимую на 5—10 лет ошибку. Легко закрыть, но не так легко восстановить техникум. Ведь для этого требуется специальное оборудование, которое за время его ликвидации распылится, изничтожится, и потом его не восстановишь. А между тем потребность в техникумах является неоспоримой.
Последнее, чего я хотел коснуться, это—чистки учащихся. К нам стали поступать сведения, что и в техникумах и даже во II ступени чистка производится. Это нелепость, мы ее запретили и даже добились партийного распоряжения за подписью тов. Андреева. И вот на это запрещение поступает ряд ответов, между прочим, из Томска — сообщение, что чистка не производилась, но перед началом нового учебного года предполагается ее проведение. Мы должны co всей решительностыо отвергнуть этот прием и ни в какой мере не допускать этой чистки. Надо дать окончить тем, кто находится в средней школе, а не плодить неграмотность. И вообще наша задача вовсе не сводится к тому, чтобы всюду и везде ограничивать круг лиц, имеющих даже в наших тяжелых условиях право на школу. Совсем наоборот.
Для того, чтобы закончить с нашей школьной работой и с вопросами, которые в связи с этим стоят перед нами, я вкратце остановлюсь на пионерском движении и на беспризорности.
Оргбюро ЦК РКП на днях приняло тезисы по докладу о пионерском движении. В них констатируется, что со стороны Наркомпроса и местных отделов народного образования была недооценка этого движения, внимание ему уделялось самое ничтожное, материальной помощи, конечно, никакой. И теперь стоит вопрос так, чтобы за это дело взяться основательно. Те уклоны, которые намечались на Украине в сторону увлечения политикой (это замечалось и в Сибири) или, как это было в других местах, в сторону плац-парадности, начинают проходить. Элементы настоящего социально-коммунистического воспитания все больше и больше занимают место в системе пионерского движения. И нашим отделам народного образования и Наркомпросу в целом нужно овладеть пионерским движением.
Мы провели большую работу по сокращению сети вузов. Все лишнее мы старались ликвидировать. Эта работа встречала на своем пути неслыханные препятствия и затруднения со стороны каждого губисполкома, со стороны каждого профсоюза, который связан с тем или иным вузом, со стороны каждого Наркомата, Госплана и пр., и пр. Сегодня опубликован декрет о пересмотре сети высших учебных заведений. И то, что сегодня опубликовано, на 99%, а может быть, и на 100%, как раз то, что наметил Наркомпрос. Вообще нам удалось довести это дело до конца, до Политбюро ЦК, ибо там позавчера (7 августа) были рассмотрены и отклонены последние четыре жалобы. В постановлении Совнаркома сказано, что оставшаяся сеть считается твердой сетью.
Это сделано для того, чтобы каждое учреждение знало, живет оно или нет, и может ли оно планировать свою работу. Конечно, отдельные исправления в сети вузов у нас будут, и постановлением Совнаркома это предоставлено Наркомпросу. Наша очередная задача сводится к действительному внедрению в высшие учебные заведения новых .методов преподавания и новых учебных планов, углубления осей внутренней работы вузов. А это упирается в другую проблему — материальной обеспеченности высшей школы. Здесь, с одной стороны, обеспечение, учащихся, с другой стороны, — учащих. В отношении обеспечения учащихся — мы имеем постановление правительства о сокращении количества стипендиатов вузов (рабфаки не в счет) с 40 тысяч в этом году до 22 тысяч. Придется значительное количество студентов поставить в тяжелое положение, но зато мы имеем увеличение размера стипендий вдвое: в провинции вместо 8 р. —15 р. и в столицах и промышленных центрах вместо 10 р. — 20 р.
Это, конечно, не ахти какая роскошь, и обедать на нее в первоклассных ресторанах нельзя. Но это лучше, чем то, что было до сих пор. В отношении учащего — за 6 часов работы в неделю мы давали профессору в среднем 28 — 29 р. в месяц. Надо считать, что один час в день работы в вузе требует в среднем от профессора 3-часовой подготовки. Следовательно, за 24 часа работы в неделю профессор получал в месяц 28 — 29 р. Правительство постановило, чтобы с 1 октября профессор получал в среднем 60 р. Это тоже не ахти какое счастье, если принять во внимание, что до войны он получал 250 р.
Я подхожу к концу. Во всей нашей работе при постановке всех задач, которых я мельком попытался коснуться (само собою разумеется, что целого ряда вопросов я не коснулся), мы приняли как правило, что не нужно понимать только формально уклон в сторону обслуживания национальных меньшинств, а нужно это осуществлять на деле. У себя мы это проводим совершенно определенно. Если на учебное оборудование профтехнических учебных заведений мы вообще ничего не получаем, то мы все же стараемся, по крайней мере, 70.000 р. выкроить для педагогических техникумов нацмен. В отношении учебников Наркопрос делает все для того, чтобы дать возможность Совнацмену снабжать книгами восточные народы. Для этого он заставляет Госиздат идти на убыточные дела. На местах замечается невероятно небрежное отношение к делу просвещения нацмен. Достаточно сказать, что в Курской губ., где имеется огромное количество украинцев, работа Совнацмена совсем не поставлена. Мы считаем, что на 50 % инертность, косность и консерватизм в этом деле у нас, в НКП, изжиты, но, к сожалению, мы не можем этого констатировать в отношении местных отделов народного образования. Поэтому на эту сторону дела необходимо обратить особое внимание; надо сдвинуться, наконец, по-настоящему с точки, и мне думается, что мы это можем сделать и без того, чтобы у нас был обязательно большой аппарат для обслуживания работы среди нацмен.
Итак, товарищи, я делаю следующее резюме относительно важнейших задач, вокруг которых все наше и ваше внимание сосредоточено.
Во-первых, поворот на деревню,— это означает поворот на учителя, на первую ступень, рядом с которой по уделяемому вниманию должна стоять школа крестьянской молодежи. Во-вторых, в отношении города и фабрично-заводских районов — школа фабрично-заводского ученичества. Затем третий момент, который мы выдвигаем на важнейшее место, это — учащаяся молодежь, действительно чуткое и внимательное отношение к ней; четвертый момент, это — (обслуживание народностей нерусского языка. Само собой разумеется, что при постановке и разрешении всех этих задач мы должны исходить из того, что чисто административная работа у нас в значительной мере отходит на второе место. Не следует, конечно, думать, что административно-организационные задачи вообще отошли на задний план. Надо думать, что, благодаря неурожаю, этих задач у нас будет более чем достаточно. И все же, больше чем когда бы то ни было, нам нужно центр внимания перенести в сторону проработки методических вопросов. Места уже не удовлетворяются тем, что мы давм руководящие общеорганизационные указания, они хотят, чтобы мы помогли им строить внутреннюю жизнь школы.
Такие же требования предъявляет низовая периферия (школы, волости, уезды) нашим губернским органам. И мы должны стремиться к такому положению, когда эти требования будут нами удовлетворяться в полной мере.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +