Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Народное просвещение на X Съезде Советов


И. Ходоровский. На фронте просвещения
Статьи и речи.
Гос. изд-во, Москва-Ленинград, 1926 г.

Первые годы революции ознаменовались необычайным развитием дела народного образования в Советской России. Широкие массы трудящихся, которых царизм веками держал в невежестве, впервые получили возможность приобщиться к источнику знании и просвещения. Сотни и тьюячи всякого рода просветительных учреждений вырастали, буквально как грибы после дождя. Губернии и уезды покрылись огромным количеством новых просветительных учреждений — университетов, техникумов, художественных школ, клубов, библиотек и т. п. Весь этот поток не мог быть вводим ни в какие заранее строго рассчитанные рамки не только потому, что эти рамки не могли бы удовлетворить потребности миллионов рабочих и крестьян, потянувшихся к знанию, но и потому, что мы сами, советский аппарат, в организационном отношении были весьма слабо подготовлены к тому, чтобы нашу работу точно рассчитать в соответствии с нашими материальными ресурсами. Не следует, однако, думать, что это просветительное движение было исключительно стихийным; нет, сама власть в значительной степени это движение возглавляла, и если на расходы, связанные с восстановлением народного хозяйства, государство могло отпускать и отпускало ничтожную часть того, что нужно было для удовлетворения элементарных нужд населения, то к народному просвещению в эти годы был совсем другой подход: Советская власть чувствовала себя призванной раскрепостить трудящиеся массы от темноты и невежества и значительную часть своих ресурсов употребляла на это дело. Если сравнить расходы на народное просвещение за целый ряд лет, как в эпоху царизма, так и при советском строе, то получится такая картина: в 1914 году расходы министерства народного просвещения составляли 5,7% государственного бюджета, в 1918 году (первый бюджетный советский год) эти расходы возрастают до 6,3%, в 1919 году—до 11,6%, в 1920 году —до 10,4%.
При Советской власти в расходы по народному образованию вошел целый ряд статей, которых не знало министерство народного просвещения; это прежде всего расходы на политико-просветателыную работу (внешкольное образование среди взрослого населения), что отнимало в 1921 году 22% всего бюджета Наркомпроса. Затем, дошкольное воспитание (детские сады, очаги), чего также не знало министерство народного просвещения, отнимало 2,1 % наркомпросовского бюджета, социальное обеспечение учащихся — 3 %, издательская деятельность, расходы по музеям, архивам и театрам — 7,8%.
Массовые учреждения по народному образованию точно так же вырастали с такой быстротой, какой не знало старое время. На 1 января 1914 года низших начальных училищ (по старой терминологии) по Европейской России и Сибири насчитывалось 66.217 с 4.420.841 учащимся; на 1 января 1921 года шкал I ступени (соответствуют прежним начальным училищам) в той же Европейской России и Оибири (не по всей территории), по данным основного обследования, насчитывалось 73.293, из них подверглось обследованию 69.267 школ, при чем функционирующих оказалось всего только 64.529 школ, в которых значилось 5.460.465 учащихся. Как видим, несмотря на то, что значительное количество школ по причине хозяйственного кризиса было заколочено, тем не менее общее количество, учащихся функционирующих школ превысило на 25% количество учащихся 1914 гада. Более выразительные данные по школам II ступени (прежде средняя школа): на 1 января 1914 года на той же территории Европейской России и Сибири значилось 916 средних школ с 272.178 учащимися, тогда как на 1 января 1921 года одних только функционирующих школ II ступени значилось 3.073 с 356.085 учащимися. Что касается дошкольных учреждений (детских садов, очагов, площадок), то тут мы имеем величины совершенно несоизмеримые: всех учреждений этого типа на 1 января 1914 года значилось 387, а на 1 января 1921 года фукционирующих— 3.256 с 169.365 детьми. Об учреждениях внешкольного образования (избы-читальни, клубы, пункты ликвидации неграмотности) можно не упоминать; их в старое время совсем не было; а если обратиться к высшим учебным заведениям, то здесь, пожалуй, наиболее ярко и рельефно обнаруживаются достижения Советской власти в области народного образования. Нами создан невиданный в истории тип учреждения — рабочий факультет, это преддверие к высшему учебному заведению, в которое вовлекаются десятки тысяч рабочих получающих общеобразовательную и специально-политическую подготовку, и которое, таким образом, обеспечивает постепенное, но прочное завоевание высшей школы трудящимися массами.
Количество высших учебных заведений, особенно специальных (индустриально-технических и сельско-хозяйственных), в значительной степени возросло. Тип студента значительно изменился, в высшую школу влились новые силы из рабочих, крестьян и пролетарской интеллигенции. Таковы те несомненные завоевания, которые сделаны были Советской властью в. области народного образования в первые годы ее существования. Может возникнуть вопрос, насколько прочны и крепки эти завоевания. На: этот вопрос придется ответить с большой осторожностью. Не подлежит сомнению, что огромное количество учреждений просветительного характера, возникших в первые годы революции, не могло рассчитывать на постоянную, систематическую и достаточную материальную помощь со стороны государственного казначейства; созданные порывом масс к просвещению и большей частью своей не укладывавшиеся в рамки какого-нибудь расчета, эти учреждения должны были расшатываться, как только материальные условия жизни Советской республики поставили во всей остроте вопрос о хозяйственном расчете в настоящем смысле этого слова, об экономии рубля, о пересмотре и перестановке по очередям нужд и потребностей республики.
То, что принято называть новой экономической политикой, означало не только допущение частно-хозяйственной инициативы в торгово-промышленной -области, но и первую попытку советского государства приступить к построению плана работы, в том числе и в области просвещения, исходя из наличия материальных ресурсов. Поскольку вопросы армии, транспорта и тяжелой индустрии неизбежно должны были составить основу, вокруг которой и применительно к которой могла строиться вся остальная работа, постольку естественно и интересы народного просвещения должны были отходить на задний план; учреждения по народному просвещению, которые так стихийно вырастали в эпоху военного коммунизма, когда воя и все находилось на кормежке государства, также стихийно должны были свертываться и сокращаться, когда государство оказалось не в силах выполнять роль универсального интенданта. И уже в 1921 году,—первый неполный год новой экономической политики,—доля государственного бюджета на народное образование понижается против 1920 года до 8,9%; но в развернутом виде результаты новых условий оказались на народном образовании в 1922 году и особенно в последнюю четверть его, когда доля бюджета Наркомпроса в общем государственном бюджете упала до неслыханно ничтожной цифры — около 3,5%. Школы, библиотеки, клубы, избы-читальни, которые с грехом пополам содержались за счет натурально отпускавшихся губпродкомами средств, оказались перед зияющей пустотой, и в 1922 году мы наблюдаем, по сравнению с 1920 и 1921 гг., большое сокращение школьной сети. В 1920 году процент учащихся детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял 69,2% общего количества детей этого возраста; на 1 апреля 1922 года этот процент снижается до 59,1%, а на 1 октября 1922 года—до 50%. Школьная сеть в большинстве губерний снижается до размера земюкой 1909 —1914 гг., количество учащихся в ней тоже снижается до этого размера. Таким образом, первой попала под удар массовая школа, и к началу учебного 1922/23 года около половины всех детей школьного возраста должно было остаться за бортом школы.
Еще в более тяжелом положении оказались политико-просветительные учреждения, которые в огромнейшей своей массе выросли во время революции, не успели пустить глубоких материальных корней и при бедности средств очень часто должны были рассматриваться как своего рода предметы роскоши, несмотря на то, что в советской стране задачи политического просвещения масс отнюдь не (могут почитаться роскошью. Насколько силен был удар по этому разделу нашей работы, видно хотя бы из того, что в то время как в 1920—1921 гг. через пункты ликвидации неграмотности прошло до 4.000.000 человек, в 1922 году мы оказались в силах обслужить только 100.000 человек, а изб-читален, которых в 1921 году насчитывалось сотнями в каждом уезде, к концу 1922 года насчитывалось десятками в каждой губернии.
В эпоху военного коммунизма, когда работники всех отраслей государственной работы в очень ничтожной степени обеспечивались натурой и совсем не обеспечивались деньгами (ибо деньги тогда не имели никакой цены), они осе стояли у одной черты — голода и страшной нужды. Перехода к плановому хозяйству при строгом соблюдении очередности задач и важности тех или иных категорий работников, государство вынуждено было не в одинаковой степени повышать жизненный уровень работников, и во второй половине 1921 и в течение всего 1922 года мы наблюдаем такую картину): в то время как работники некоторых категорий сравнительно быстро повышают свой жизненный уровень, работники просвещения занимают в этом отношении самое последнее место. По квалификации работники просвещения занимают самое высокое и завидное место—они идут в 11-м разряде, тоща как по заработку они занимают последнее место, и если за единицу меры принять 100, то деревообделочники получают 81%, строители 76,3%, бумажники—68,7%, а работники просвещения—12,9%. В ноябре месяце работники просвещения непосредственно подведомственных Наркомпросу учреждений в Москве получали в 3,5 раза меньше кондукторов московского трамвая. Одним из наиболее реальных способов поставить дело народного образования на твердый материальный базис оказался переход значительного количества учреждений на местные средства. Целым радом правительственных декретов почти вся школьная сеть I и II ступени, а также все учреждения внешкольного и дошкольного образования передавались на содержание местных учреждений, но реальные результаты этого перехода могли сказаться только в самое последнее время, ибо местный бюджет только теперь строится, дело взимания налогов только теперь приводится в порядок, и фактически до последнего времени губернский отдел народного образования поглощал очень ничтожную часть местного бюджета.
В таких условиях собрался X Всероссийский Съезд Советов. Уже одно то, что на повестку этого самого авторитетного собрания Республики среди 4—5 других вопросов был поставлен доклад Наркомпроса, свидетельствовало о том, что вся страна почувствовала, что настал момент, когда должен быть совершен поворот в отношении народного просвещения. И если совсем недавно, за три месяца до этого, ответственные представители власти заявляли, что время для третьего фронта еще не настало, то теперь ясно было, что это время наступило. Другое дело, сколько средств сможет отпустить государство на это дело. Но самая постановка вопроса народного образования на повестку Всероссийского Съезда Советов означала, что отделываться от требований жизни уже нельзя: потребности в просвещении широких масс так неотложны и так лезут во все поры и щели, что Съезд Советов должен был сказать— как же в Советской России, при всей ее бедности, при всей слабости ресурсов государственного казначейства—как все-таки сдвинуть с места дело народного образования. Плотина была прорвана, «третий фронт» был поставлен в порядок дня. Как и следовало ожидать, Съезд Советов не занимался разбором программ, системы народного образования и т. п. Программ и систем у нас более чем достаточно. Деловым порядком в соответствующих учреждениях под руководством авторитетных педагоговнкоммумистов они пересматриваются, когда нужно переделываются и т. п. Не в них в данный момент дело. Съезд Советов все свое внимание остановил на тех вопросах, которые более всего волнуют трудящиеся массы: где найти средства для дела просвещения и на какие нужды эти средства расходовать в первую очередь. Вопрос финансовый естественно занял первое место в решениях Съезда Советов по народному образованию.
Меры, которые Съезд постановил принять в этом направлении, могут быть в общем и целом сведены к следующему: Съезд перед лицом всей страны признал, что та доля государственного бюджета, которая отпускалась в прошлом году на дело народного образования, не может быть признана ни в малейшей степени достаточной, и эта доля должна быть увеличена. Мы сейчас как раз заняты рассмотрением годового ориентировочного бюджета Наркомпроса и через несколько дней должны внести его на утверждение Совнаркома. Мы ни на минуту не обольщаемся насчет нашего финансового положения. Мы знаем, что оно продолжает оставаться чрезвычайно тяжелым, но мы все же уверены, что решение Съезда Советов не окажется пустым звуком.
Мы вправе рассчитывать (и всеми силами будем этого добиваться), что в 1923 году если не будем жить роскошно и сытно, то все же хотя чуточку приличнее, чем в прошлом году. Государственные средства должны обеспечить в первую голову те учреждения, которые находятся на государственном снабжении: это—высшие учебные заведения, управленческие аппараты в центре и на местах, потребность методической работы и руководства, в известной мере интересы переподготовки, политического просвещения учительской массы и т. п., опытно-показательные учреждения по социальному воспитанию и кое-какие нужды политико-просветительной работы; в массе же своей учреждения по народному образованию—школы I и II ступени, дошкольные и внешкольные учреждения переходят, согласно действующих законов, на местные средства. Съезд Советов не нашел удобным фиксировать в своем постановлении ту часть местного бюджета, которая должна расходоваться на народное просвещение, и свое постановление по этому предмету формулировал в общих выражениях: «Съезд вменяет в обязаниость губисиолкомам отводить на дело народного образования максимальный процент местного бюджета». Какой же все-таки это должен быть процент? Мы считаем, что этот процент должен быть во всяком случае не ниже 35. И здесь мы не фантазируем, а базируемся на достаточно реальных основаниях, коренящихся в опыте прошлого, в длительной практике земств. В 1913 году расходы земств на народное образование по 34 губерниям равнялись 31,6% всего земского бюджета, при чем по отдельным губерниям эти расходы достигали весьма крупных размеров, как, напр., в 1915 г. Владимирская губерния тратила на народное образование 31,9% своего бюджета, Воронежская—36,8%, Вятская—37,4%, Пермская—39,2% и т. д. Надо помнить, что кроме земских в каждой губернии существовали министерские и церковноприходские школы, на которые в другом порядке и из других источников также расходовались средства, это должно еще больше повысить процент, который отпускался в земские времена на народное образование. У нас уже теперь имеется ряд губерний, которые к этому проценту приближаются, а в некоторых случаях превышают его; укажем хотя бы на губернии Ярославскую, Орловскую, Иваново-Вознесенскую, Тамбовскую.
Само собой разумеется, что сила инерции чрезвычайно велика, и не легко добиться отпуска губислолкомами 35% местного бюджета на народное образование. Но это только доказывает, что в эту точку надо бить, что этой цели надо добиваться, что без нее решение Съезда Советов останется одной только хорошей резолюцией. Это особенно важно в отношении тех губерний, которые и теперь, после Съезда Советов, отводят на народное образование всего 15% местного бюджета, а на административные органы губернии 25%, как это имеет место в Тверской губернии. Съезд, однако, давал себе ясный отчет в том, что даже в том случае, если все губернии окажутся на высоте задачи, государству не обойтись без помощи своими средствами, в виде субсидии, маломощным в хозяйственном отношении и особенно пострадавшим от голода губерниям, у которых местный бюджет слаб.
Наркомпрос определяет потребную ему субвенцию в размере суммы, падающей на оплату 100.000 работников просвещения. Если нам удастся получить эту сумму, ,мы сможем теми или иными способами поддерживать сеть учреждений по народному образованию на определенном уровне, помогая в разные кварталы тем губерниям, которые в этой помощи особенно нуждаются, изыскивая далее пути к увеличению средств на дело народного образования.
Съезд Советов остановился и на договорной кампании. Мы имеем к настоящему моменту примерно около 7.000 договорных школ, что, .по вполне правильному заключению Съезда Советов, является относительным успехом. Съезд призывает крестьянство и в дальнейшем итти на эти договоры, обращая его внимание на то, что без активной помощи населения, особенно сельского, школы в наших условиях не могут прочно существовать и нормально работать. Этот призыв Съезда должны учесть те губернии, которые в течение многих месяцев не достаточно серьезно относились к этому делу и не проявили должной энергии для того, чтобы оно дало результаты. Очень часто приходится слышать возражения такого свойства, будто договорные школы могут выйти из-под идеологического и административного руководства отдела народного образования. Надо со всей решительностью отвергнуть этот аргумент.Ведь где-нибудь договорная школа выходит или может выйти из-под влияния наробраза, то это свидетельствует не о том, что договор—опасная вещь, а что люди, стоящие во главе отдела народного образования, не умеют ни руководить, ни администрировать. Кампания договоров должна развертываться все шире и шире с таким расчетом, чтобы мы имели по Республике не менее .15.000 договорных школ. Каждый договор, это — лишний кусок хлеба работникам просвещения, это — еще одна школа в губернии, а мы этими школами, как это всем нам известно, не особенно богаты.
Вопрос о платности в школах вызвал большие споры на фракции Съезда, хотя жизнью этот вопрос уже был разрешен до Съезда. В своем докладе А. В. Луначарский сообщил Съезду, что, по неполным сведениям, имеющимся в распоряжении НКП, 31 губерния и автономные области ввели плату за обучение постановлением губисполкомов, и только в пяти губерниях губисполкомы высказались против введения платности, хотя и некоторых из этих же губерний эта платность фактически существует в другой форме (самообложение и т. п.). Конечно, не из-за особого расположения к платности Съезд вынес решение в пользу платы. Все мы являемся принципиальными противниками платности за обучение и не прибегали к плате до последнего момента, а решились на эту меру только тогда, когда во всей остроте встал вопрос — жить школе или не жить. Платность ©водится как временная мера; это значит, что, как только состояние государственных финансов улучшится, мы эту плату отменим. Далее, Съезд постановляет ввести платность за учение только в городах и поселениях городского типа. Сельская школа от этой платы свободна; точно так же свободны от этой платы внешкольные и дошкольные учреждения, где бы они ни находились. Съезд Советов признал допустимость введения платы за обучение, и это вовсе не означает, что все губернии должны ее обязательно вводить. Само собой разумеется, чем больше будет таких губерний, в которых плата не введена—тем лучше, при том, конечно, условии, что от этого ни в малейшей мере не ухудшится положение дела народного образования. Своим постановлением Съезд имел в виду открыть легальную возможность введения платы для тех губерний, которые без такой платы не могут существовать. Но вместе с тем Съезд тут же поручил Наркомпросу срочно заняться разработкой вопроса о целевом налоге на школьное дело, который, если бы он был введен, должен был бы заменить всякую плату. Разработка этого вопроса пока задерживается, однако не по вине Наркопроса. Наконец, чтобы закончить с вопросами финансово-материального характера, следует остановиться еще на вопросе о наделении учебных заведений и детских учреждений земельными участками. Съезд разрешил этот вопрос в положительном смысле и поручил Наркомпросу совместно с Наркомземом издать соответствующую инструкцию. Такая инструкция уже разработана и в ближайшие дни будет опубликована.
Но самое главное и существенное, что должно быть отмечено в постановлении X Всероссийского Съезда Советов, это пункт 4-й, б котором Съезд обязывает как центральные, так и местные органы Советской власти принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено. Это означает, что закрываться школы по причине недостатка средств больше не могут; губисполкомы и губоно должны средства на содержание школ вырвать из-под земли, и школы должны непременно функционировать.
Мы более всего останавливались до сих пор при рассмотрении постановления X Съезда Советов по докладу Наркопроса на тех пунктах, которые имеют в виду массовую школу Соцвоса. Делали мы это совершенно сознательно. Массовая школа, в которой миллионы детей рабочих и крестьян должны получить элементарное образование, это—то самое главное, важное и неотложное, без чего Советская республика действительно не может жить ни одного дня, и на эту сторону дела Наркомпрос обращает теперь совершенно исключительное внимание.
Обращаясь к другим сторонам постановления Съезда, отметим прежде всего решение Съезда, относящееся к высшей школе.
Съезд признал вполне правильной ту политику привлечения в высшую школу рабочих и крестьян, которую проводил Наркомпрос в прошлом году, и вменил в обязанность Наркомпросу держаться этой линии и в предстоящем приемном 1923 году. В частности, Съезд обязал Наркомпрос и все советские учреждения с особым вниманием относиться к пролетарскому студенчеству и к рабфакам. В области политикопросветительной работы Съезд выделил, как ударный важнейший момент, работу по ликвидации неграмотности. Надо надеяться, что на основании этого решения нам удастся работу по ликвидации неграмотности сдвинуть с места, и полосе поголовной ликвидации не неграмотности, а пунктов по ликвидации неграмотности будет положен конец.
Заслуживает быть особо отмеченным 17-й пункт постановления Съезда Советов, в котором признается необходимым принять решительные и действительные меры к повышению заработной платы работников просвещения. Кое-вде в этом направлении что-то делается, но именно кое-где и кое-что. Надо сдвинуть это дело с мертвой точки и добиться того, чтобы школьный работник мог жить сносно на ту заработную плату, какою его обеспечивают государство и местные органы Советской власти.
И, наконец, последний пункт, на котором хотелось бы нам остановиться, это пункт 16-й, который в постановлении Съезда Советов сформулирован так: «Признавая значение искусств в культурной жизни страны, X Всероссийский Съезд Советов устанавливает тем не менее, что, ввиду нынешнего тяжелого финансового положения Республики, Наркомпрос и его местные органы при распределении средств должны в большей мере, чем до сих пор, считаться с первенствующим значением школ». Это вовсе не означает, что искусство, вообще говоря, является делом третьестепенным, а то, что при крайней нищете каждый грош должен итти на школу, а не на театр. Наркомпрос не имеет ни малейших оснований быть недовольным такой постановкой вопроса, ибо она полностью подтверждает тот курс, который взят нами в последнее время. Достаточно сказать, что. в нашем ориентировочном бюджете на 1922/23 год, так же, как и в нашей квартальной смете на январь—март, расходы на искусство составляют 1—2 % всех расходов Наркомпроса.
На этом можно было бы закончить наш беглый просмотр постановлений X Съезда Советов по народному образованию.
Из всего сказанного само собою напрашивается один вывод. Вопросы народного образования сделались в данный момент настолько актуальными, что отмахиваться от них уже нельзя. Не будем употреблять громких фраз и спорить о том, фронт ли у нас просвещенческий или не фронт, но то, что сейчас нет ни одной организации, ни одного исполкома, ни одного учреждения, ни одной газеты, которые не говорили бы без конца о народном образовании, которые не изыскивали бы средств для помощи школе (в одних больше, в других меньше), свидетельствует о том, что вопросы народного образования поставлены первым пунктом порядка дня советской и партийной работы, и от нас самих, от работников просвещения, от нашей настойчивости, энергии, нажима, аккуратности, четкости и ясности в работе зависит, чтобы из той ситуации, для нас вполне благоприятной, какая теперь создалась, мы вышли бы с результатами большими, а не меньшими.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +