Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Вступительное слово на торжественном заседании, посвященном 75-летию со дня смерти К. Д. Ушинского, в Большом зале Московской консерватории 3 января 1946 г.


Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи
Под ред. И.А.Каирова, А.Г.Калашникова и Н.А.Константинова.
Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.

3 января исполнилось 75 лет со дня кончины Константина Дмитриевича Ушинского.
Советское правительство постановило отметить эту дату торжественными собраниями, посвященными памяти великого русского педагога. Имя Ушинского присваивается ряду учебных заведений страны. В университетах и педагогических институтах учреждаются стипендии имени Ушинского. Денежными премиями ежегодно будут награждаться авторы выдающихся трудов в области педагогических наук, В Ленинграде воздвигается памятник творцу «Детского мира» и «Родного слова». Бронзовый бюст Константина Дмитриевича украсит конференц-зал Академии педагогических наук. Для награждения наиболее отличившихся учителей и работников педагогической науки учреждена серебряная медаль имени Ушинского.
День 3 января 1946 г. должен быть признан подлинным праздником советской педагогической науки, учительства, школы. В истории русского просвещения Ушинскому принадлежит почётнейшее место. Один из наиболее одарённых, образованных и передовых людей своего времени, основоположник яауки о воспитании, смелый преобразователь школы, он отдал всю свою жизнь жертвенному служению делу народного образования. Великий русский педагог был героем и подвижником своего высокого призвания. За это и воздаётся ему ныне всенародная дань признательности и почитания.
Но Ушинский принадлежит не только прошлому: он продолжает жить и в нашей современности. Идеи создателя «Детского мира», «Родного слова», «Педагогической антропологии» сохраняют по сей день свою творческую силу.
Под гнётом царизма нельзя было ни раскрыть их во всей полноте, ни, тем более, претворить в действительность. Возможным, всё это стало лишь тогда, когда Октябрьский социалистический переворот сбросил иго самодержавия, освободил трудящихся от помещичьей кабалы и буржуазной эксплоатации, дал простор могучим силам народа, положил начало великой культурной революции, сделав образование и науку достоянием широких масс.
Тесно и душно было Ушинскому в «тюрьме самодержавия», где, по его собственным словам, не было «даже стен, чтобы разбить себе голову». 22-летним профессором Демидовского лицея по кафедре энциклопедии законоведения, истории законодательств и финансовой науки, Ушинский с горячим увлечением развивает перед слушателями смелые мысли о несостоятельности так называемой камеральной науки, завезённой в Россию из Германии. Взамен узко практических и пошлых наставлений, как лучше управлять государственными имуществами и извлекать выгоду из промышленных предприятий, — молодой Ушинский доказывает необходимость глубокого изучения народного хозяйства, народного права, народного быта. В этих требованиях слышатся отзвуки страстной проповеди властителя дум тогдашней молодёжи — Белинского, провозгласившего идею народности, воздействие глубокомысленных университетских чтений философа-юриста Редкина, вдохновенных речей профессора-гуманиста Грановского.
Пламенный последователь их идей Ушинский своими смелыми выступлениями как бы бросает вызов гасителю просвещения, министру Уварову. Он не внемлет строгим начальственным предостережениям его циркуляра от 31 декабря 1840 г. «Против чрезмерного стремления к высшим предметам, могущего поколебать порядок гражданских сословий, возбуждая в юных умах порыв к приобретению роскошных знаний». Не хочет молодой энтузиаст науки смириться и перед свирепой реакцией, которая воцарилась в России после разгрома революции 1848 г. во Франции. Плодом этой реакции явилась достопамятная министерская инструкция, которая обязывала ректоров и деканов наблюдать за преподаванием наук, дабы в нём не оказалось ничего «несогласного с учением православной церкви и с образом правления и духом государственных учреждений».
Науки общественные и философские — объявлялись под опалой и подвергались гонениям. Преподавание логики и психологии поручалось профессорам богословия, которым вменялось в обязанность «сроднить» эти науки с «истинным откровением».
Со свойственным ему бесстрашием Ушинский бурно восставал против жандармской опеки учебного начальства, которое стеснительным надзором «убивало живое дело» преподавания. Но негодующие протесты молодого учёного оказывались тщетными. Скоро пришлось и Ушинскому покинуть профессорскую кафедру.
Ещё более горькая неудача постигла Ушинского тогда, когда пять лет спустя, вернувшись к педагогической деятельности, он попытался вдохнуть новую жизнь в постановку женского среднего образования в России.
Установление одинакового объёма учебного курса в так называемой «благородной» и «неблагородной» части Смольного института, куда он был назначен инспектором; наглядное обучение взамен словесного и формального; родной язык, как основа образования; серьёзная постановка природоведения, географии, истории, русской и иностранной литературы; организация педагогических классов для ознакомления будущих учительниц и матерей с основами науки о воспитании м обучении, — всё эти смелые преобразования Ушинского были радостно приняты передовыми русскими педагогами. Они вошли в плоть и в кровь новейшей русской школы. Но привилегированные классы времени Ушинского не хотели допустить серьёзного образования женщины. Женские училища при монастырях, где преобладало религиозное воспитание, частные пансионы и казенные институты, где девушек обучали танцам, светским манерам, болтовне на иностранном языке, где «кисейных барышень» учили чему-нибудь и как-нибудь, — такова была господствующая система женского образования в половине прошлого века.
Мог ли преображённый Ушинским Смольный институт, зажужжавший как улей, закипевший новой жизнью, не растревожить закоснелых охранителей старины? — Мог ли смелый преобразователь обучения и воспитания женской молодёжи беспрепятственно развивать свою реформаторскую деятельность? — Ответ общеизвестен. Достаточно напомнить о вынужденном уходе Ушинского из Смольного, об оскорбительной необходимости для него оправдываться против доносов и клеветы, о командировке — по существу о высылке его за границу — с иронически звучавшим поручением: заняться там ознакомлением с постановкой дела женского образования.
В течение томительного пребывания на чужбине Ушинский остаётся неизменно верен своим общественным, научным и педагогическим интересам и идеалам.
Он изучает учительские семинарии в различных кантонах Швейцарии..» «Боже мой», — восклицает он: «Когда же мы увидим такие же характерные русские учебные заведения и во главе их такие же типические русские личности в высоко развитой облагороженной форме. Когда подобные личности будут развивать в воспитателях благороднейшие черты истинно русского характера, а воспитатели будут вызывать этот характер в молодых поколениях русского народа»... Школа, которая служит самому народу, школа, которая воспитывает молодые поколения в духе лучших заветов многовековой и богатой русской культуры, — вот о чём мечтает Ушинский в своём изгнании за границей... «Школу народную, школу дайте России и тогда... станет она на прямую дорогу»...
Он узнаёт, что по распоряжению министра Дмитрия Толстого из министерских школ в России изъята знаменитая книга Ушинского для классного чтения «Детский мир». Пусть восторженно встретили её учителя; пусть горячо полюбила её школа. Пусть то же самое министерство просвещения — но только раньше, при Головнине — одобрило её и в особую заслугу поставило богатство сведений о природе, сообщаемых ею детям. Ныне, с наступлением реакции, именно это обилие материала по природоведению и признано было самым опасным пороком «Детского мира»: ведь оно воспитывает в детях материализм. Но сам Ушинский убеждён был вместе с Герценом, что «без естественных наук нет спасения человеку». Но, говоря о материализме, он отмечает, «как много положительного внесла и продолжает вносить материалистическая философия в науку и мышление»; по его мнению, «искусство воспитания в особенности много обязано именно материалистическому направлению, преобладающему в последнее время». Разумеется, Ушинский оскорблён и возмущён расправой министерских мракобесов над его любимым детищем. Конечно, он не идёт ни на какие сделки со своей педагогической совестью. Там же, за границей, создаётся его «Родное слово» — гениальное руководство для первоначального обучения, где ознакомление детей с природой занимает виднейшее место.
Ни на пядь не отступает Ушинский от своих принципиальных позиций. В 1866 г. раздаётся выстрел Каракозова. За ним следует разъярённый высочайший рескрипт, обвиняющий школу в распространении «пагубного лжеучения» и требующий искоренения «стремлений и умствований, дерзновенно посягающих на всё для России исконно священное —- на религиозное верование, на основы семейной жизни, на право собственности, на покорность закону и на уважение к установленным властям».
Ушинский не сдаётся. На научных основаниях — физиологических, биологических, социальных — строит он свой фундаментальный труд — «Человек, как предмет воспитания», опыт «педагогической антропологии», носящий для того времени достаточно заметную окраску материалистических идей автора. Ушинский восстаёт против распространённых руководств по педагогике, которые содержат педагогические рецепты, лишённые научной основы и не вытекающие из изучения свойств человеческой природы.
С особым презрением говорит он о немецких книгах такого рода: они напоминают ему лечебники, написанные без знания анатомии и физиологии человека. «Педагогическая антропология» самого Ушинского — единственный в своём роде труд, который опрокидывал ходячие теории воспитания, совершал подлинную революцию в этой области, открывал широкую дорогу для будущих создателей педагогики, как науки.
Насколько смел и прямодушен был Ушинский, и какую чуткость проявлял он к прогрессивным веяниям эпохи, свидетельствуют, между прочим, его известные письма о воспитании наследника русского престола. «Итти вперёд необходимо», — пишет Ушинский... «Ход назад государственного организма есть его разрушение...» «Все с лихорадочным напряжением требуют преобразования и улучшения...» «...Правительство обязано прислушиваться к голосу лучших людей, к голосу народа...» «Дело народного образования должно-быть вручено самому народу». Ушинский предупреждает, что нельзя рассчитывать на спокойствие, если подавлять требования народа. Он предчувствует возможность революционного взрыва, если нужды народа и, прежде всего, крестьянство не найдут удовлетворения. Он говорил об «индустриальном направлении века». Он видел, говоря словами Ленина, что «на смену крепостной России шла Россия капиталистическая»... Во имя будущего России «отец русской школы» требовал отказа от устаревшей системы воспитания в обучения и замены её новой, более совершенной, более научной, более демократической.
Таким встаёт перед нами образ Ушинского — борца за народное просвещение, за научные основы воспитания и обучения, за духовное раскрепощение русской женщины, за освободительные преобразования, за народность, за культуру. Непрерывная борьба с гасителями просвещения надорвала его силы. Вернувшись на родину, он прожил всего три года. Чахотка свела его в могилу на 47 году жизни.
Умирая, Ушинский произнёс, обращаясь к близким: «Света! Побольше бы света!»
В этих предсмертных словах — волнующий символ основного жизненного стремления великого русского педагога. Всю жизнь жаждал он света. Все силы положил он на то, чтобы пламенным горением своего духа, светочем свободы, знания и культуры рассеять мрак ненастного времени, когда суждено было ему жить.
Воздавая должную дань отцу русской школы, свободное и счастливое поколение сталинской эпохи склоняет голову перед его благородной и чистой памятью. Словами надписи, начертанной на могиле Ушинского, оно может сказать: «...Да почиют от трудов своих, дела бо ходят вслед за ними».
Достаточно известные дела Ушинского, которые пережили его и «ходят вслед» за ним. «Детский мир», «Родное слово», «Человек, как предмет воспитания» — таковы творения, в которых увековечены для потомства лучшие заветы гениального русского педагога.
Народность, как живая основа образования и культуры, школа, отвечающая запросам народных масс и действительно служащая их интересам; родной язык, как самое могущественное средство воспитания и обучения; широкое познание русской природы, русской истории, русской географии, литературы, искусства, — как важнейший элемент общего образования, как источник святой любви к родине; подготовка учащихся к творческому труду — этому истинному призванию человека, этому делу чести, доблести и геройства; построение педагогики на научных основаниях; необходимость для учителя самой серьёзной самообразовательной работы в продолжении всей преподавательской деятельности...
Все эти требования Ушинского звучат ныне как нельзя более современно. Для него самого они оставались только чаяниями. Для нас они являются уже руководящими принципами практической деятельности в области народного просвещения. Октябрьская социалистическая революция, советский строй, неизменная забота и поддержка, оказываемые делу народного образования партией и правительством, живейший интерес всей общественности к вопросам школы и воспитания, создание центра научно-исследовательской мысли в области педагогики, — таковы условия, при которых на наших глазах сбываются надежды и упования Ушинского.
Всё это созидается на основе драгоценнейшего нашего научного достояния, которого не имел ещё Ушинский, — учения марксизма-ленинизма. Всё направляется к высочайшей цели — победе коммунизма — разумом и волей нашего вождя.
В день торжественного чествования памяти отца русской школы, учителя русских учителей, сердца и помыслы наши с любовью и благодарностью обращаются к учителю человечества — великому и мудрому Сталину.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +