Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

О дальнейшем улучшении учебно-воспитательной работы в школе. Доклад и заключительное слово на Всероссийском совещании по народному образованию в августе 1945 г.


Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи
Под ред. И.А.Каирова, А.Г.Калашникова и Н.А.Константинова.
Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.

Прошлогоднее Всероссийское совещание по народному образованию провело свою работу под лозунгом улучшения качества учебно-воспитательной работы школы.
Эта задача повелительно стояла перед учительством и органами народного образования за последние годы. Рядом мероприятий правительство и партия указали путь к её разрешению.
Ныне Великая Отечественная война закончилась нашей полной победой и окончательным разгромом фашистской Германии. Для работы в области народного просвещения открываются широчайшие горизонты. Мы вступили в период мирного развития. При этих условиях мы имеем все возможности ещё выше поднять нашу школу. Вот почему доклад, которым открывается сегодня наше совещание, посвящён вопросу о дальнейшем улучшении учебно-воспитательной работы школы.
В чём же усматривали мы в прошлом году коренной недостаток в учебной работе нашей школы?

О формализме в обучении

С полным единодушием мы признали, что таким недостатком является формализм. Конечно, дело не ограничилось тем, что мы записали это в нашей резолюции. На августовских совещаниях учителей, на учительских конференциях, в заседаниях педагогических советов, в консультациях методических кабинетов, наконец, в нашей печати слово формализм; склонялось на все лады в течение всего учебного 1944/45 г.
Весьма многие школы и учителя обнаружили живейший интерес к борьбе с формализмом; ими проявлено было самое искреннее стремление преодолеть этот основной порок нашей учебной работы. Мы знаем о серьёзных попытках и добросовестных усилиях в этом направлении; разумеется, они не остались бесплодными. И всё же с полной откровенностью мы должны признать, что для немалого числа наших учителей и руководителей школ лозунг борьбы с формализмом, обучения остаётся пока ещё пустым звуком. Очевидно, они не продумали его достаточно глубоко; конкретное содержание его не стало для них совершенно ясным; он превратился для них в чисто словесную формулу — своего рода заклинание. Вот почему наш лозунг и не оказал решающего влияния на дело борьбы против элементов начётничества и схоластики; к сожалению, они зачастую ещё сказываются в деле школьного обучения.

Что показали экзамены

В частности, переводные и выпускные экзамены этой весны показали, что во многих школах в течение учебного года-не была проведена необходимая работа по преодолению формализма. Поэтому и на экзамены учащиеся явились с такими знаниями, которые явно страдали этим недостатком.
Мне самому пришлось присутствовать на экзаменах в ряде школ. Я мог воочию убедиться, что многие учащиеся, в подавляющем большинстве русские дети, совершенно неудовлетворительно владеют родным языком.
Ученица произносит наизусть известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер»... «Буря мглою небо кроет...» Я спрашиваю, что значит «мгла». Точного объяснения ученица не даёт. Её подруга довольно живо передаёт своими словами содержание повести Тургенева «Муму». Она рассказывает, как Герасим накормил спасённую им собачку и накрыл её армяком. Спрашиваю, что такое «армяк». Следует ответ — «матрац».
Декламируется отрывок из поэмы Пушкина «Руслан » Людмила» — «У лукоморья дуб зелёный»: произносится слово «витязь». Спрашиваю, что такое «витязь». Замешательство, потом нерешительный ответ «царь».
Если некоторые из учащихся не понимают коренных русских слов, то ещё хуже обстоит дело со словами иностранного происхождения. Ученица бойко и даже с выражением произносит наизусть басню Крылова «Осёл и Соловей». «Внимало всё тогда любимцу и певцу Авроры», — декламирует она. Её останавливают вопросом, что такое «Аврора». Не задумываясь, девочка отвечает: «Аврора» — это корабль, с которого матросы обстреляли Зимний дворец».
Передавая содержание «Отцов и детей» Тургенева, учащийся вместо «нигилист» говорит «евангелист Базаров».
Я должен оговориться, что привожу эти примеры отнюдь не для вашего увеселения. Весёлого тут очень мало. И кое-кому из учителей, смеющихся над такими примерами, можно было бы сказать словами из гоголевского «Ревизора»: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь»...
Ведь в самом деле, кто прежде всего виноват в незнании русского языка учащимися русской школы? В первую очередь сами учителя!
Ведь читаем же мы в записи учительницы Обуховской семилетней школы Свердловской области следующий план разбора комедии Гоголя «Ревизор»:
«Цель урока: Сделать соответствующую запись.
Ход урока: Первое — рассказать фабулу комедии. Дать такой план комедии: Комната городничего. Слух о приезде ревизора. Гостиница, где остановился ревизор. Ревизор переехал к городничему. Ревизор и просители. И, наконец, уезд (!) ревизора».
Этот пример характеризует уровень грамотности учительницы русского языка.
Другой пример, который я приведу, говорит о чрезмерном увлечении педагога учёными терминами.
В городе Правдинске Горьковской области учительница средней школы читает ученицам X класса лекцию о литературных течениях начала XX века. Ученицы старательно записывают этот доклад. И что же? В их записях встречаются такие слова; как: «месцимизм», «индевезуализм» и, наконец, «дикоданс»...
Не скажем ли мы, что за увлечением ролью учёного докладчика преподавательница забыла об основном — именно, что надо следить прежде всего за грамотностью своих учениц и толково объяснять им каждое незнакомое слово.
Непонимание иностранных слов пришлось наблюдать и мне самому на экзаменах нынешнего года в некоторых школах.
Словами Пушкина учеником даётся характеристика Онегина. В ней встречаются такие слова, как «педант», «эпиграмма», «эпилог». Я предлагаю ученику объяснить эти слова. Ничего не получается. «Ну, что такое эпиграмма?» «Эпиграмма — это замечание», — отвечает ученик. «А если я сделаю тебе замечание, что ты не знаешь этого слова, — что это будет моя эпиграмма?..»
Наряду с непониманием школьниками смысла слов, следует отметить ужасающую неправильность ударений в употребляемых ими русских словах: огниво произносится как огниво, гробница—как гробница, морское судно произносится как судно и т. д.
В общем поражает отсутствие чутья родного языка, безвкусица и неряшливость в употреблении слов, засорение его штампованными выражениями в результате погони за книжностью и дешёвой риторикой.
«Евгений Онегин, принимая вызов Ленского, хотел доказать, что он мужественный боец», — читаем мы в одном из сочинений ученика X класса.
«Волки не приняли боя и отошли на новые позиции» («Ночёвка в лесу» Мельникова-Печерского, г. Астрахань).
«Ольга Ильинская полюбила Обломова на почве перевоспитания его» (Свердловск).
В одной из школ Ивановской области в VII классе Пугачёв оказывается... героем Советского Союза.
Примеров такого рода можно было бы привести бесконечное количество. О чём же они говорят? Что некоторыми учащимися механически, пассивно и неосмысленно усваиваются слова родного языка. Это и есть худший плод формализма. Детям не прививаются желание и умение вникать в смысл каждого слова, пользоваться им с разбором, вдыхать аромат слова, радоваться богатству родной речи, чувствовать волшебную силу слова, его магию, его способность вызывать в нашем сознании живые образы, яркие, волнующие картины.
А между тем, мы, дети русского народа, являемся обладателями величайшего сокровища, которому Тургенев посвящал свои вдохновенные слова:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»...
Великий грех совершают те, которые, будучи призваны обучать русскому языку, не умеют или не желают передать детям это подлинное сокровище нашей национальной культуры.
Формализм обучения сказывается и в том, что учащиеся зачастую попрежнему не умеют связывать свои знания с жизнью.
Ученица VII класса Лебяжьевской школы Курганской области на экзамене по физике не может рассказать о применении термометра в медицинской практике.
Сотрудник Института теории и истории педагогики Академии педагогических наук Шибанов, присутствуя на экзаменах по физике, убеждается, что учащиеся не умеют пользоваться физическими приборами, зарядить аккумулятор, включить электрический звонок в цепь.
В VII классе Полянской средней школы Воронежской области ученица как будто толково рассказывает о паровом двигателе, но тут же заявляет, что он применяется... на автомобиле.
На вопрос экзаминатора по географии, какой политический строй существует в Англии, следует ответ, что «там правительство возглавляют капиталисты и помещики».
Как видите, тут все приличия соблюдены: сказано о капиталистах, упомянуты и помещики; произнесено столь излюбленное слово «возглавляют», — значит, всё в порядке; и совесть преподавателя как будто бы должна быть спокойна. Но можно ли признать такой ответ удовлетворительным? Разве в нём не сказался всё тот же формализм?
Механическое усвоение учебного материала, содержание которого не раскрыто и не продумано; заучивание школьниками словесных формул, лишённых для них конкретного смысла; отсутствие связи между приобретаемыми знаниями и жизнью практической — вот основные признаки того, что мы называем формализмом в обучении.
Отнюдь не следует обобщать все эти факты. Мы знаем, какие прекрасные письменные работы по русскому языку представлены были на экзаменах на аттестат зрелости множеством учащихся X классов. Особенно выделялись сочинения на тему «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы»...
Мне самому пришлось слышать на экзамене по истории в одной из женских школ, поистине, превосходный ответ ученицы по истории СССР. В этом ответе была с полной отчётливостью изображена роль Польши в нашем историческом прошлом. При этом ученица обнаружила достаточное понимание и современных международных отношений. Очевидно, что её преподаватель умел связывать свои уроки с текущими событиями.

Источники формализма

Каковы же главные причины, порождающие формализм обучения в нашей школе?
Это прежде всего слабая теоретическая, практическая и общекультурная подготовка части учителей; это недостаточная методическая помощь им со стороны органов народного образования; это скудость литературы, которой пользуются наши учителя; это, конечно, слабая работа учителей над самообразованием; это забвение ими основного дидактического правила, требующего конкретного обучения, связи сообщаемых школьникам знаний с жизнью практической; это ещё неизжитая погоня за формально высокими показателями успеваемости.
Нельзя обойти молчанием и непривычку многих учащихся к самостоятельному труду — одного из основных недостатков -нашего школьного обучения, а так же ещё неустранённого несовершенства наших программ и учебников.
Все эти вопросы требуют самого серьёзного внимания, Ими займётся школьная секция нашего совещания. Поставлены они будут в практической форме и на августовских совещаниях учителей. Участие в дальнейшей борьбе с формализмом обучения примут соответствующие институты Академии педагогических наук. Между прочим этой теме будет посвящен специальный доклад учёного секретаря Академии т. Скаткина на сентябрьской её сессии.
Я полагаю, что впредь уже не явится необходимым вновь разъяснять учителям, что такое формализм. Я считаю, чт» достаточно ясны пути и средства для преодоления этого недостатка обучения.
Надеюсь, что на следующем нашем Всероссийском совещании мы будем иметь возможность выступить с более утешительными достижениями в этой области.

Проверка знаний и контроль над обучением

Ставя перед органами народного образования и учительством задачу улучшения качества обучения в школе, правительство и партия выдвинула на первый план организацию проверки знаний учащихся и контроля над работой учителя. Практическим выражением этой заботы явились два важнейших постановления правительства — о введении выпускных экзаменов и экзаменов на аттестат зрелости и об инспекторах школ.

Вопрос о повторении

Введение выпускных экзаменов и экзаменов на аттестат зрелости было связано с требованием, чтобы учащиеся отчитывались в знаниях не только за истекший год, но и за предыдущие классы. В течение первой четверти истекшего учебного года кое-где в среде учительства наблюдалось замешательство. Такое настроение, естественно, не могло не передаться и учащимся. Некоторые учителя затруднялись установить педагогически правильное соотношение между усвоением нового и повторением ранее пройденного материала. Пройденное в предыдущие годы бралось в полном объёме. На указание, что повторять надо самое существенное и основное в курсе, учителя отвечали вопросом: «А что в курсе является самым существенным и основным?» Такой вопрос свидетельствовал о том, что учитель недостаточно владеет своим предметом; он не является хозяином учебного материала; он не решается самостоятельно определить, что в этом материале является основным; по привычке оглядывается он на начальство, ожидая от него исчерпывающих указаний. Но скажите: учитель, знающий своё дело; учитель, хорошо владеющий своим предметом; учитель вооружённый достаточным опытом и неустанно совершенствующий своё мастерство работой над самообразованием, — может ли он затрудняться в решении вопроса, что в его программном материале является важнейшим и необходимейшим для учеников?
Со стороны Народного комиссариата просвещения даны были надлежащие указания, которые имели целью разъяснить учителям, что и как нужно повторять с учащимися. готовя их к экзаменам. Всем вам известны эти документы. Напомню кстати, что в первом же пункте резолюции прошлогоднего Всероссийского совещания было указано «на необходимость систематического повторения с учащимися пройденного учебного материала как за курс данного года обучения, так и за предшествующие классы».
Билеты, темы письменных работ
Значительную помощь учителям в этом деле оказали январские учительские совещания, на которых вопрос о повторении пройденного учебного материала подвергся всестороннему обсуждению. Успокоение в среду учителей и школьников внесено было тогда, когда на местах школами были получены экзаменационные билеты Наркомпроса. С этими билетами учащиеся и учителя подошли к экзаменам более уверенно и организованно. Билеты, единые темы и тексты экзаменационных работ, тщательный подбор экзаминаторов, включение в их состав представителей высших учебных заведений придали экзаменам этого года особый характер.
Проверка знаний учащихся и работы учителей приобрела значение важного государственного мероприятия. К школе было приковано общественное внимание; интерес к её работе возрос чрезвычайно. Одновременно экзамены дали возможность с большей объективностью и точностью определить действительный объём и уровень знаний учащихся.
Народному комиссариату просвещения, Академии педагогических наук, органам народного образования и учительству на предстоящих районных совещаниях придётся самым серьёзным образом разобраться в итогах экзаменов нынешнего года, сделать надлежащие выводы из этого изучения и наметить ряд практических мероприятий, которые помогут ещё выше поднять качество учебной работы нашей школы.

Большой процент не выдержавших экзамены

Нельзя обойти молчанием тот факт, что экзамены этого года оказались неудачными для большого количества учащихся, особенно в сельских и нерусских школах. Конечно, можно объяснить это явление тем, что в этом году значительно повысились требования, предъявляемые учащимся на экзаменах. Этому содействовал более квалифицированный состав экзаменационных комиссий. Но было бы неправильным сводить только к этому моменту объяснение отмеченного мною факта. Я вновь должен напомнить о нашем прошлогоднем Всероссийском совещании. Участники его знают, что в своём докладе я серьёзно предупреждал органы народного образования, администрацию школ и учительство о необходимости принять все меры, чтобы улучшить учебную работу школы и подготовить к переводу в следующие классы или к выпуску из школ возможно большее количества учащихся. Очевидно, что ещё значительная часть учителей осталась глуха к этому предупреждению. Поэтому итоги нынешнего учебного года и оказались столь мало утешительными.
Я обращаюсь к гражданскому долгу и профессиональной совести работников просвещения. Можем ли мы мириться с тем, что в момент, когда наша Родина, как никогда нуждается в кадрах образованной и культурной молодёжи, не все ещё школы стоят на уровне этой задачи и не все её работники проникнуты должным сознанием своей ответственности перед народом?
О школах рабочей и сельской молодёжи
Нельзя не отметить попутно результатов экзаменов по школам рабочей и сельской молодёжи.
Этот новый тип школы, созданный Наркомпросом в условиях Отечественной войны, имеет большое культурное политическое значение. Юноши и девушки, вынужденные обстоятельствами военного времени прервать своё образование и занятые в промышленности и сельском хозяйстве, получают в этих школах возможность завершить своё общее образование. Это открывает им путь в высшую школу и одновременно содействует повышению их производственной квалификации.
Замечательно, что, несмотря на свою, поистине, самоотверженную работу, которую они выполняют как настоящие стахановцы, учащиеся этих школ приходят на экзамены с такими знаниями, которые не уступают подготовке наших школьников.
Что касается умения самостоятельно работать над книгой и связывать получаемые знания с жизнью, то эта молодёжь стоит даже выше среднего уровня учащихся массовой школы.
В будущем учебном году контингент учащихся школ рабочей и сельской молодёжи достигнет 865 тыс.
Считаю необходимым призвать наше учительство, органы народного образования, комсомол, а также руководителей предприятий, при которых организуются эти школы, оказывать им особое внимание и поддержку. Представляйте им лучшие помещения; обеспечивайте их топливом, освещением, оборудованием, пособиями, тетрадями, учебниками; подбирайте для них лучших учителей; не нагружайте учащихся сверхурочной работой; оберегайте их досуг, необходимый для учебных занятий; окружайте их тёплой заботой и сердечным участием. Всем этим вы окажете помощь большому государственному и культурному делу.

Об инспекторах школ

Органом, при помощи которого проводится контрольная работа Наркомпроса, является институт инспекторов школ. Постановление Совнаркома Союза от 29 апреля этого года, относящееся к укреплению этого института, является одним из важнейших мероприятий, направленных к улучшению руководства делом народного образования. Следует отметить, что, во-первых, сам аппарат школьной инспекции количественно возрастает; во-вторых, отныне кадры инспекторов Должны пополняться только лицами с высшим образованием и со стажем педагогической и административной работы от 5 до 10 лет; в-третьих, что особенно важно, основное внимание инспекторов школ сосредоточивается на вопросах обучения и воспитания. Таким образом, кладётся конец прежнему порядку, при котором местные отделы народного образования отвлекали своих школьных инспекторов от прямой задачи, нагружая их, главным образом, канцелярскими делами и административно-хозяйственными поручениями. Как известно, прошлогоднее Всероссийское совещание единодушно высказалось за такую реформу института инспекторов школ.
Напомню, что инспектор является не только государственным контролем школы. Он — и её инструктор, учитель учителей, своим советом, примером помогающий им повысить качество их работы.
Ввиду особой важности, которую имеет контрольная работа Наркомпроса и его органов на местах, необходимо, чтобы кадры инспекторов школы подбирались с особой тщательностью; при этом отделы народного образования обязаны озаботиться скорейшим укомплектованием штатов инспекторами.

Программы и учебники

Улучшение качества учебно-воспитательной работы школы, обеспечиваемое целым рядом отмеченных мероприятий и проверяемое органами инспекции Наркомпроса и отделами народного образования, наиболее осязательно даёт себя чувствовать в младших классах нашей школы. Здесь уже с начала 1945/46 уч. г. обучение будет построено по улучшенным учебным планам и программам. Уже на прошлом Всероссийском совещании мною было заявлено, что в первых трёх классах школы естествознание, география и история не будут преподаваться как самостоятельные предметы. Знания по этим предметам будут сообщаться детям на уроках русского языка в процессе так называемого объяснительного чтения. Такое чтение должно сопровождаться проведением опытов, внесением максимальной наглядности в обучение, организацией экскурсий в природу и практическими занятиями детей.
В письме, опубликованном в «Учительской газете» 25 июля с. г., Управление начальных и средних школ Народного комиссариата просвещения и Институт методов обучения Академии педагогических наук сообщили учительству об изменениях, внесённых в программу начальной школы.
Применительно к такому построению курса для всех классов начальной школы составлены новые книги — для чтения по русскому языку, по грамматике и арифметике. Утверждена мною и печатается книга для чтения по истории IV класса; её живой и красочный материал должен заменить устаревший и в некоторых отношениях трудный учебник истории, вышедший под редакцией Шестакова.
Следует оговориться, что, к сожалению, новые учебники пока ещё издаются не в том количестве, которое могло бы полностью удовлетворить потребность школы. Тем не менеец уже в нынешнем учебном году значительная часть школ и учителей получит новые книги, которые позволят внести существенные улучшения в дело обучения в начальных классах нашей школы.
Учебные планы и программы
Что касается частичного пересмотра учебных планов и программ для старших классов по всем предметам, то свое Предложения по этому вопросу Народный комиссариат просвещения уже представил в директивные организации. Отмечу, кстати, что в нескольких московских школах в истекшем учебном году уже проводилось в виде опыта преподавание таких новых предметов, как логика, психология, педагогика. Специалисты, проводившие это преподавание, отмечают, что программы, разработанные Народным комиссариатом просвещения, оказались вполне по плечу нашим школьникам. Более того, учащиеся проявляли живейший интерес к новым предметам. Несмотря на то, что курс не был для них обязательным, занятия проходили при большей активности всего класса. Опыт такого преподавания представляется целесообразным распространить и на другие школы.

Наглядность обучения

Одним из важнейших условий дальнейшего улучшения работы школ является наглядность обучения.
Ещё до войны наша школа испытывала большую нужду в учебно-наглядных пособиях. После войны, за годы которой школьные кабинеты почти не пополнялись, к Наркомпросу отовсюду направляются настойчивые просьбы помочь школе в снабжении её учебным оборудованием и пособиями. Особенно остро ощущается неудовлетворительное состояние школьных кабинетов по физике, химии, биологии, географии, истории.
Постановлением от 14 мая с. г. Совет народных комиссаров Союза ССР обязал наркоматы вооружения, авиационной-промышленности, электропромышленности, местной промышленности и другие заняться производством учебных пособий для школ. Значительно расширяет свою производственную программу и Главучтехпром Наркомпроса. Против 12 млн. в 1943 г. он должен дать в 1945 г. учебно-наглядных пособий для школы на сумму 60 млн. руб.
Конечно, не следует думать, что всё это в полной мере обеспечит школу, учебными пособиями. В этом деле особенно вредно проявление иждивенческих настроений мест. Ведь бывает и так, что из Москвы ожидают для школ даже таких наглядных пособий, как образцы почв, минеральных пород, разрезов дерева. Кто же не согласится, что такие предметы как ученические счёты, арифметические ящики, линейки, угольники, гербарии зоологических коллекций и пр., могут быть без труда изготовлены на месте, в первую очередь местной промышленностью? Многое в этом направлении могут сделать и сами учителя. Ведь смог же преподаватель физики т. Подчинёнов в 13-й средней школы г. Воронежа, где фашистские разбойники совершенно разрушили школы, вновь создать свой кабинет. При помощи учащихся он изготовил свыше 50 приборов, среди них — тепловой амперметр, нагревательные приборы, лабораторные столы с подведённым к ним электрическим током. Ведь снабдил же преподаватель физики Семилукской средней школы той же области т. Гатилов свой школьный кабинет изготовленными им самим 60 приборами. Ведь работает же награждённый орденом Ленина учитель Новохоперской средней школы т. Селиванов в оборудованном им самим физическом кабинете, который является одним из лучших в области. Ту же самодеятельность проявляют очень многие учителя в организации кабинетов химии, географии, биологии и других предметов.
Печальный контраст представляют такие школы, в которых имеющееся оборудование остаётся без применения и порою хранится в безобразном виде. Такова Черновская средняя школа Куйбышевского района Куйбышевской области. Здесь был проверен шкаф, в котором хранились учебные пособия. Что же в нём обнаружено? Смятые, скомканные таблицы по естествознанию, разрозненные и запылённые диапозитивы, химическая посуда, стенки которой покрыла уже плесень; ящик с минералами, где мыши успели свить гнездо и даже вывести детей. Уж не предлагалось ли использовать этот ящик для наглядного преподавания не только минералогии, но и зоологии?
Интересно, что думает об этом директор школы? Кстати, он же ведёт и предмет естествознания в Черновской школе.

Педагогические кадры

Никакое улучшение учебно-воспитательной работы школы невозможно, пока выполнение этой важнейшей задачи не обеспечивается соответствующими кадрами учителей. Более настоятельной, чем когда-либо, является ныне задача надлежащей подготовки этих кадров. Уже на прошлогоднем Всероссийском совещании мною даны были указания по вопросу о необходимом улучшении дела такой подготовки. В частности, это относилось к постановке работы в педагогических училищах и учительских институтах. Что же сделано за истекший год в этом направлении? Прежде всего выросла сеть педагогических училищ и учительских институтов. Против 396 в прошлом году в настоящее время их насчитывается 437.
В соответствии с постановлениями Совнаркома РСФСРот 11 марта и 5 августа 1944 г. введены в действие новые уставы, новые учебные планы и программы педагогических училищ и учительских институтов. Проводится серьёзная работа по составлению новых учебников для этих учебных заведений, а также по улучшению постановки дела и в педагогических институтах. Общее направление всех этих мероприятий Народного комиссариата просвещения достаточно ясно. Дело идёт, во-первых, об усилении в системе всей подготовки преподавателей профессионального элемента применительно к типам начальной, семилетней и средней школы; во-вторых, о поднятии общего культурного уровня будущего учителя и воспитателя молодого поколения.
Упомянутыми выше постановлениями правительства в обязанность местным советским органам вменено повседневно заботиться об укреплении всего хозяйства педагогических училищ и учительских институтов. Кое-что делается в этом отношении. Тем не менее, до сих пор ещё не мало наших педагогических учебных заведений вынуждено заниматься в негодных помещениях — нередко в две и даже три смены, обходиться без учебных кабинетов, мастерских, без положенных для них земельных участков.
В ноябре с. г. созывается Всероссийское совещание по вопросам улучшения состояния высших педагогических учебных заведений. Несомненно, оно сыграет большую роль в практическом разрешении задач, связанных с постановкой дела педагогических институтов страны. Необходимо, чтобы и местные областные, краевые, автономно-республиканские органы осознали всё значение для них самих дела подготовки учительских кадров. Они должны понимать, что их педагогические учебные заведения готовят кадры прежде всего для местных школ. Народный комиссариат просвещения намерен впредь проводить такую систему распределения молодых специалистов, при которой основная часть оканчивающих педагогические учебные заведения оставалась бы в распоряжении местных отделов народного образования.

Сохранение контингентов старших классов и увеличение приёма в педвузы

Решающее значение для дела подготовки педагогических кадров имеют два момента: во-первых, сохранение контингентов старших классов нашей средней школы; во-вторых, максимальное увеличение приёма в педагогические и учительские институты и университеты.
Пусть делом чести каждой школы и каждого отдела народного образования будет неустанная борьба с отсевом учащихся, в частности старших классов школы. Пусть лучшие педагоги, пользующиеся особым авторитетом среди учащихся средней школы, со всей убедительностью разъясняют им высокое значение педагогической профессии и благородную роль учителя в советской стране. Между прочим, могу сообщить, что Народным комиссариатом просвещения разработан и представлен на рассмотрение правительства проект организации в ряде средних женских школ 11-го, педагогического класса. Едва ли нужно разъяснять, насколько важно для девушек, оканчивающих среднюю школу, не отрываясь от родной среды, приобрести в специальном педагогическом классе необходимую подготовку, чтобы оттуда непосредственно перейти на педагогическую работу в одной из местных начальных школ.
Следует добавить, что такой способ подготовки учительниц начальной школы на базе законченного десятилетнего образования не может идти в сравнение с далеко не совершенной системой краткосрочных курсов для подготовки учителей, от которой, к сожалению, мы пока ещё не можем отказаться.

Академия педагогических наук РСФСР

Важную роль в деле улучшения учебно-воспитательной работы школы в подготовке учительских кадров и поднятия общего уровня педагогических знаний и педагогической культуры в стране призвана сыграть Академия педагогических наук нашей федерации.
За год, истекший с прошлого Всероссийского совещания, к четырём институтам Академии — методов обучения, теории и истории педагогики, психологии, дефектологии — прибавился вновь организованный Институт школьной гигиены. С января 1946 г. откроется шестой институт Академии — Институт педагогического образования.
В учреждениях академии работает около 750 человек — в их числе 54 доктора наук, 70 профессоров, 132 доцента. При институтах Академии готовят к научной деятельности 10 докторантов педагогических наук. В текущем году число их будет удвоено.
Непосредственно для школы большое значение имеет работа институтов Академии педагогических наук по составлению учебников. В числе прочих Институт психологии составил впервые учебник по психологии для средней школы. Учебник этот уже находится в печати.
Конструкторское бюро при Институте методов изготовило ряд образцов портативных приборов для школ по химии, физике, биологии, математике и другим предметам.
Для учителя особый интерес представляет работа всех кабинетов Института методов над отдельными вопросами методики преподавания. Сюда относятся: «Культура устной и письменной речи учащихся», «Система упражнений по орфографии», «Историзм в преподавании литературы», «Методика преподавания геометрии», «Устный счёт», «Методика обучения рисованию», «Литературное чтение». Все эти работы уже закончены и сданы в печать.
Для самообразования учителей ценными пособиями явятся такие издания, как «Педагогическая энциклопедия», а также серия книг под общим наименованием «Историко-педагогическая библиотека учителя». Сюда входят однотомники избранных произведений Ушинского, Белинского, Герцена, Толстого.
Кроме того, Академия педагогических наук приступила к академическому изданию классиков русской педагогики. Подготовлены четыре тома собраний сочинений Ушинского.
Серьёзное внимание Академия педагогических наук уделяет своим периодическим изданиям. Журнал «Советская педагогика» будет издаваться в объёме довоенного времени; его тираж с 12 тыс. экземпляров увеличивается до 25 тыс. К журналу разрешено давать приложения — классиков педагогики, лучшие диссертации по педагогическим вопросам и пр.
Академии педагогических наук передан журн. «Начальная школа».
Разрешён Академии новый научно-популярный журн. «Семья и школа». Потребность в нём чрезвычайно велика. Выходить он будет ежемесячно книжками объёмом 5 печатных листов. Тираж журнала «Семья и школа» установлен в 50 тыс. экземпляров.
Крупнейшим начинанием Академии педагогических наук является издание «Детской энциклопедии».
Ввиду значительного роста издательской деятельности Академии педагогических наук создаются самостоятельное издательство и типография.
Связь Академии с широкими кругами педагогической общественности осуществляется в различных формах. Научные сотрудники Академии принимают участие в местных учительских совещаниях и конференциях, командируются в школы для присутствия на экзаменах и для помощи учителям в деле организации учебно-воспитательной работы. Сотрудниками Академии педагогических наук за истекший год прочитано до тысячи лекций. Академией проводятся публичные сессии по важнейшим вопросам теории и истории педагогики.
В сентябре созывается сессия Академии, посвященная основным проблемам педагогической науки и практики, Кроме сотрудников самой Академии, участие в этой сессии примут представители кафедр педагогики высших учебных заведений страны, наиболее опытные учителя, представители педагогической науки из союзных республик и, наконец, наиболее выдающиеся педагоги братских славянских государств — Болгарии, Югославии, Чехословакии и Польши.
3 января 1946 г. исполняется 75 лет со дня смерти великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Эта дата будет ознаменована торжественной сессией Академии педагогических наук с широким участием всей педагогической общественности. Образован комитет для подготовки ж проведения этой сессии, которая должна превратиться в подлинное торжество русской педагогической науки. Комитетом будут разработаны мероприятия, которыми должна быть увековечена память великого русского педагога.

Воспитательная работа

Мой доклад был бы неполным, если бы после указаний, относящихся к улучшению учебной работы, я не коснулся и работы воспитательной.
Нет нужды повторять то, что является общепризнанным я общепринятым в этом деле. Любой из нас может наизусть воспроизвести всю совокупность требований, которыми определяются задачи воспитания нашей молодёжи. Всем нам хорошо известны и средства, которыми осуществляются эти задачи. Но беда в том, что, подобно формализму в обучении, формализм даёт себя чувствовать и в области воспитательной работы.
Не согласитесь ли вы с тем, что, например, правила для учащихся всё ещё остаются для большей части наших учителей и школ мёртвой буквой? Напрасно предупреждал я в прошлом году на Всероссийском совещании, что действенную силу эти правила могут приобрести только при повседневной, упорной, неустанной работе педагога, которому на иомощь обязаны придти и комсомольские организации, семья, и местные органы власти.
С полной откровенностью следует признать, что до сих пор нам ещё не удавалось достигнуть такого дружного, согласованного и систематического воспитательного воздействия на наших детей. Более того, по моему мнению, за последнее время, будучи заняты преимущественно вопросами учебной работы, мы даже несколько ослабили внимание к важнейшим проблемам воспитания детей.
Необходим решительный поворот в этом деле. К этому нас обязывает и то, что в нынешний период мирного развития долгом чести педагога является работа не только над образованием молодёжи, но и над воспитанием её в духе высокой культуры, достойной нашей великой страны.
Разумеется, никто не посмеет утверждать, что наша школа ве выполнила своей основной воспитательной задачи. Все мы с гордостью сознаём, что доблестными защитниками Родины, победителями немецкого фашизма явились и питомцы советской школы.
Советская школа победила фашистскую школу; советский учитель победил немецкого учителя-фашиста.
Но задачи воспитания в нашей стране становятся всё шире. Ныне мы уже не можем ограничиться в деле воспитания героикой войны, ратного подвига, самоотверженной защиты Родины. Всё это, конечно, сохраняет и впредь полную свою силу. Однако, я повторяю, страна вступила в период мирного развития. В этих условиях особое значение приобретает героика мирного созидательного труда.
Товарищи учителя! Умейте зажечь в сердцах ваших учеников неугасимый огонь трудового энтузиазма; раскрывайте перед ними всю красоту и величие трудового подвига; неустанно напоминайте им, что тот, кто привёл нас к победе, кто освободил человечество от фашистской чумы, является не только гениальным полководцем, но и величайшим тружеником нашей страны. Он должен быть идеалом нашего воспитания. Он — Сталин — Герой Социалистического Труда.
Идите по этому пути. Он приведёт нас к разрешению основных воспитательных задач нашей школы.
Задачи воспитания в настоящее время выдвигаются повсеместно на первый план. Человечество, на глазах которого немецкий зверь творил свои злодеяния, естественно, задумывается над тем, как предохранить молодые поколения от тлетворного влияния фашистского трупного яда, как воспитать их в духе свободы, прогресса и демократии.
В передовых странах Запада мысль напряжённо работает над этими вопросами. Созываются конференции, разрабатываются проекты, намечаются планы международного сотрудничества в области воспитания.
В такой обстановке взоры передового человечества обращаются к нашей стране.
Страна, где хозяином является народ-победитель; страна, в течение своего тысячелетнего существования победоносно отражавшая все покушения на её свободу и независимость; страна, низвергшая во прах самых грозных завоевателей — от татарских ханов до Наполеона; страна, прославленная именами Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра 1-го, Суворова, Кутузова; страна победившей социалистической революции; страна Ленина и Сталина, первая в мире развеявшая миф о непобедимости фашистской Германии и первая же водрузившая знамя победы над Берлином, — эта страна, естественно, приковывает к себе всеобщее внимание. Внимание это распространяется и на советскую школу, воспитавшую героев и победителей.
Представители славянских государств — Югославии, Чехословакии, Болгарии, Польши; граждане демократических; стран — Англии, Соединённых Штатов, Франции, политические деятели, руководители профсоюзных организаций, академики, профессора, учителя школ направляются к Нам, чтобы ознакомиться с советской системой образования и воспитания. Многие из них обращаются к нам за советом и помощью в деле организации народного образования.
Советская школа перестала быть предметом не всегда доброжелательного любопытства. Советскую школу изучают, у советской школы заимствуют её опыт.
Такое положение обязывает нас ещё ревностнее блюсти достоинство и честь нашей школы. Мы делали это всегда во имя долга перед своим народом и Родиной. Ныне, стоя на высоте всемирно-исторической славы нашей страны, мы обязаны сделать и школу нашу примером и образцом для всего передового человечества.
Пусть же над дальнейшим улучшением советской школы трудится, не покладая рук, миллионная армия наших учителей; пусть, обучая детей, учится сама, растёт, расширяет свой кругозор, повышает свою общую и профессиональную культуру! Пусть благороднейший пример видит она в лице нашего вождя и учителя! Ведь с ранней юности неустанно работал Сталин над самообразованием; ведь на всю свою жизнь крепко сдружился он с наукой. Вооружённый её доспехами, в героической борьбе за освобождение рабочего класса, в великих трудах на благо Родины, на счастье человечества, — поднялся он на вершину всемирной славы. Светоч науки, мудрейший государственный деятель, гениальный полководец, — стоит он в веках, озарённый сиянием исторического бессмертия. Будем же в труде нашем помнить о примере великого Сталина! Будем воспитывать молодые поколения, достойные сталинской эпохи! Словом, делом я помышлением будем в работе на благо народного просвещения утверждать величие Родины и славу родного Сталина!

Заключительное слово

В момент, когда мы заканчиваем работу нашего Всероссийского совещания по народному образованию, естественно поставить вопрос: разрешило ли оно свою задачу? Я полагаю, что выражу и ваше впечатление, если заявлю, что во всяком случае Всероссийское совещание нынешнего года ясно наметило пути к разрешению своей задачи, т. е. к улучшению качества обучения и воспитания нашей школы.
В постановку вопросов, связанных с этой общей проблемой, внесена необходимая отчётливость. Раскрыто понятие формализма — этого основного недостатка обучения, дано определение сущности формализма. Указаны причины, порождающие этот недостаток нашей школы. Наконец, намечены и средства для его преодоления.
Основной доклад, заслушанный вами на первом пленуме нашего совещания, естественно, должен был ограничиться принципиальными положениями. Доклад этот дополнен работой двух секций совещания. Работа секций прошла с чрезвычайным оживлением, при весьма значительной активности всех участников. Материалы, которые переданы нам из секций, полностью подтверждают такую характеристику. Бесспорно, что эти материалы послужат ценным приложением к протоколам нашего Всероссийского совещания и к резолюции, которую мы только что приняли.
Особое внимание совещания было сосредоточено на двух вопросах: во-первых, на проверки знаний учащихся — в виде экзаменов, во-вторых, на организации инспекторского контроля над работой учителя и школы.
Совещанием единодушно признано, что система экзаменов, введённая в этом году, является одним из важнейших приобретений нашей школы. Остаётся только устранить некоторые недочёты, которые давали себя чувствовать в организации экзаменов этого года. Наркомпросу придётся заняться уточнением инструкции об экзаменах и медалях, помочь учителю лучше поставить дело повторения пройденного учебного материала, внести улучшение в экзаменационные билеты и тексты, рассылаемые Наркомпросом. Что касается организации школьной инспекции, то нужно озаботиться скорейшим укомплектованием этого института и оказывать инспекторам школы всяческую поддержку в их работе. Поднять авторитет инспектора; сделать его желанным гостем в любой школе; сосредоточить его внимание на учебно-воспитательной работе, на помощи учителю советом и показом — вот что нужно сделать, чтобы превратить инспектора в подлинного учителя учителей.
Ещё две важнейших проблемы стояли перед нами: я говорю о кадрах и о воспитательной работе в нашей школе. Что касается кадров, то на первое место выдвигается задача наилучшей их подготовки: с этим неразрывно связано всемерное повышение той самообразовательной работы учителей, без которой невозможно и думать о сколько-нибудь действительном улучшении преподавания и воспитания в нашей школе. Относительно проблемы воспитания нужно сказать, что, жрежде всего, оно должно быть направлено на сообщение нашей молодёжи навыков к самостоятельной работе, привитие этой молодёжи трудолюбия, возбуждение в ней благородной любознательности. Одним из важнейших факторов, который содействует разрешению этой задачи, является внеклассная и внешкольная работа с учащимися. Мы должны признать, что этот участок работы Наркомпроса, его органов на местах, учительства и комсомола является одним, из слабейших.
Мы несколько расширяем и самое содержание воспитательной работы. В условиях мирного развития нашей страны мы ставим перед собой задачу — воспитание молодёжи в духе героики творческого труда, — труда, перед которым отныне открываются, поистине, необозримые горизонты.
Второй уже год Всероссийское совещание по народному образованию занимается обсуждением проблемы улучшения качества учебно-воспитательной работы. К этим вопросам Всероссийское совещание подходит вплотную; в их рассмотрение участники его вносят достаточное знание дела. Что это означает? Это означает прежде всего, что вопросы материально-хозяйственного и организационного порядка,— отнюдь не теряющие для нас своего значения, — уже достаточно ясны для работников народного образования; разрешение их не встречается с непреодолимыми трудностями. С другой стороны, то же явление свидетельствует и о том, что работники народного образования и учителя выросли и созрели для разрешения серьёзнейших проблем учебно-воспитательной работы. Я с чувством удовлетворения отмечаю, что мз года в год теоретический уровень всероссийских совещаний по народному образованию неизменно повышается. Участники совещаний не только обмениваются теоретическим опытом. Они пользуются этим опытом для широких обобщений и выводов, которые ложатся в основу самобытной советской педагогики, методики и дидактики.
Кто-то отметил, что нынешнее Всероссийское совещание «о своему характеру несколько напоминает научную сессию. Я считаю, что в этом замечании имеется доля правды. Вместе с тем в нём содержится доказательство нашего общего с вами идейного, профессионального, культурного роста.
Я уверен, что меня не поймут таким образом, будто я рекомендую работникам народного образования отвернуться от забот организационно-хозяйственного порядка. Отнюдь нет. Я считаю, например, что вовсе не грех и не преступление, если директор школы лично занимается вопросами ремонта» отопления, освещения школы, её чистоты, содержания её в культурном виде. Плох тот директор, который не заботится, чтобы в школе его было светло, тепло, уютно, чтобы школа являлась центром притяжения для учащихся и предметом уважения для всей местной общественности. Директор школы — это её хозяин; он отвечает за всё, что в школе происходит. Так было, товарищи, так и будет. Поэтому я считаю необходимым предупредить отделы народного образования и самих директоров школ, что Наркомпрос, инспектора школ будут и впредь, притом всё более строго, предъявлять директорам требование, чтобы их школы были во всех отношениях в полном порядке.
В заключение я позволю себе выразить уверенность, чтог когда на будущий год мы встретимся вновь на Всероссийском совещании, мы сможем поделиться с вами такими сообщениями, которые будут доказывать, что год не прошёл даром, что решения нашего совещания претворены в жизнь. В уверенности, что надежда эта оправдается, я считаю необходимым поблагодарить вас за дружную и активную работу этой сессии, а также за то, что вашим опытом, советами и критикой вы помогли нам лучше разобраться в задачах нашей общей работы. Позвольте же пожелать вам доброго пути и наилучших успехов в практическом разрешении вопросов, которым посвящена была нынешняя сессия Всероссийского совещания.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +