Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Об улучшении качества обучения и воспитания в школе. Доклад на Всероссийском совещании по народному образованию, 15 августа 1944 г.


Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи
Под ред. И.А.Каирова, А.Г.Калашникова и Н.А.Константинова.
Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.

Второй раз за время Отечественной войны созывается Народным комиссариатом просвещения Всероссийское совещание по народному образованию.
Год назад оно начинало свою работу в момент провала летнего наступления немецко-фащистских полчищ. В нынешнем году оно открывается в исторические дни, когда под сокрушительными ударами Красной Армии гитлеровские орды неудержимо откатываются на запад и десятками тысяч сдаются в плен, чувствуя приближение окончательного разгрома и неизбежной гибели всей немецко-фашистской военной машины.
В прошлом году Всероссийскому совещанию пришлось посвятить своё внимание прежде всего вопросам организационно-хозяйственного характера, связанным с выполнением государственного закона о всеобщем обязательном обучении в условиях военного времени. Разумеется, в настоящем году эти вопросы сохраняют всё своё значение. Однако пути и средства их разрешения представляются уже достаточно ясными и общеизвестными. Поэтому основной проблемой которая стоит перед Всероссийским совещанием по народному образованию в настоящее время, является необходимость улучшения качества обучения и воспитания в советской школе и поднятия его на уровень тех требований, которые предъявляет нам не только Великая Отечественная война, но и сознательная работа, ожидающая нашу страну после победоносного окончания её борьбы с немецко-фашистскими варварами.
За истекший учебный год в области как обучения, так и воспитания школой выполнена значительная работа. Но результаты её ещё нельзя считать достаточными. Вот почему Всероссийское совещание по народному образованию в нынешнем году целиком посвящается той же проблеме улучшения качества обучения и воспитания нашей молодёжи.
К разрешению этой проблемы органы народного образования, директоры, заведующие школами и учительство подходят ныне, опираясь на ряд важнейших правительственных мероприятий в области школьной работы, которыми ознаменовался истекший учебный год.
Участникам совещания понятно, что имею я в виду. Я говорю о мероприятиях, в которых выразились особое внимание и забота правительства и партии о нашей школе: раздельное обучение мальчиков и девочек в школах областных и краевых городов, столичных центров республик и крупных промышленных городов, введение «Правил для учащихся» и ученического билета; упорядочение поведения учащихся вне школы, в частности, урегулирование посещений школьниками кино, театров и прочих зрелищ; прекращение практики социалистического соревнования в школе среди учащихся и учителей по вопросам учебной работы; установление цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся; улучшение контроля за работой школ и учителей и постановки учёта знаний учащихся; важнейшее постановление Совнаркома СССР от 21 июня 1944 г. о мероприятиях по улучшению качества обучения в школе, предусматривающее, в частности, выпускные экзамены в IV и VII классах и сдачу экзаменов на аттестат зрелости в X классе, — таков беглый перечень тех приобретений, которыми обогатилась наша школьная практика за последний учебный год.
Нет нужды подробно разъяснять принципиальное значение перечисленных мероприятий столь ответственному и авторитетному совещанию. Это сделано уже в соответствующих правительственных решениях, приказах и циркулярных письмах Народного комиссариата просвещения, в статьях руководящих органов общей и педагогической печати.
Целесообразнее остановиться на том, как проводятся на практике эти мероприятия и что надлежит сделать в дальнейшем для их неуклонного и полного осуществления.
Начну с раздельного обучения.
Мы имеем пока предварительный итог этого мероприятия. На первых порах, при всей осторожности в его проведении и несмотря на ограниченный его масштаб, приходилось считаться с некоторыми организационными и педагогическими затруднениями. Возникали они при выделении потребных помещений, подборе соответствующих кадров для мужских ш женских школ, слияния контингентов учащихся из различных школ и классов, поручении этих смешанных контингентом новым педагогам. Всё это не могло не сказаться как на учебной, так и на воспитательной работе раздельных школ. Особенно чувствовались эти затруднения в школах мальчиков, где далеко не сразу удавалось водворить должную дисциплину.
К концу учебного года положение в общем более или менее выравнялось. Во всяком случае, оно уже не внушает особого беспокойства.
Устранены и некоторые недоразумения принципиального порядка, имевшие место кое-где при введении раздельного обучения.
Ведь находились же на первых порах такие чудаки, которые решались всерьёз доказывать, что способности у мальчиков и девочек неравноценны, что мальчики более склонны к точным наукам, что девочки менее интересуются вопросами общественной жизни и даже — представьте себе — менее правдивы.
Ведь выступали же в Дагестане и Удмуртии с предложениями издавать особые учебники и программы для мальчиков и девочек.
Ведь раздавались же на городской учительской конференции в Ижевске такие речи, что в мужской школе из произведений Тургенева надо читать «Отцы и дети», а с девочками изучать тургеневские женские образы, что из «Войны и мира» для девочек надо читать страницы о мире, а с мальчиками — о войне.
Ведь пробовали же новоявленные мещане развивать такую мысль, что раздельное обучение должно подготовлять женщину к созданию жизненного комфорта и домашнего уюта.
Всё это встретило со стороны педагогической общественности заслуженный отпор и уже относится к прошлому.
В итоге годичного опыта раздельного обучения мы уверенно устанавливаем следующее: повысилась деловитость в. учебной работе учащихся этих школ; проще и серьёзнее держится в раздельных школах наша молодёжь; изживается, грубость, наблюдающаяся порою в смешанных школах во взаимоотношениях между мальчиками и девочками. Воспитательная работа облегчается тем, что в лице педагогов соответствующего пола девочки и мальчики находят старших руководителей, которые могут ближе подойти к ним, лучше других понять и удовлетворить их умственные, нравственные» а порою и жизненные запросы и нужды.
Всё это даёт основание расширять и углублять систему раздельного обучения. В предстоящем учебном году по представлению местных органов, поддержанному Народным комиссариатом просвещения, Совнарком республики разрешил распространить раздельное обучение ещё на 28 городов РСФСР.
Раньше всего, и притом повсеместно, раздельное обучение введено было в области военно-физической подготовки наших школьников, но самые школы в массе оставались смешанными. Это не позволяло военным руководителям полностью использовать все преимущества раздельного обучения. Вот почему они особенно решительно и единодушно высказываются за систему раздельных школ. По их мнению, эта система наилучшим образом обеспечивает качество военно-физической подготовки учащейся молодёжи. Едва ли можно возражать против этого положения. Однако его следует дополнить ещё целым рядом условий. Прежде всего, нужно добиваться надлежащего подбора кадров военных руководителей.
Нельзя мириться с таким положением, что свыше 45 проц. военруков в начальной школе, 19 проц. в семилетней и 12 проц. в школе десятилетней не имеют никакого военного образования. Совершенно неудовлетворительным является состав военруков нашей школы и со стороны образовательного ценза: до 30 проц. военруков начальной школы, 18 проц. семилетней и 11 проц. средней школы имеют только начальное образование.
Неотложной задачей является улучшение состава военных руководителей и повышение их специальной и общеобразовательной квалификации. Следует бороться и против нынешней текучести этих кадров. Необходимо далее вооружить военных руководителей известными педагогическими сведениями и навыками. Всю систему военно-физической подготовки надобно построить на практической основе, преодолевая наблюдаемую нередко отвлечённость и книжность этих занятий, вынося их из класса в естественные условия — на воздух, в поле, обеспечивая их потребным военно-техническим оборудованием. При этом отнюдь не следует забывать, что основной целью всех этих занятий является оздоровление нашей молодёжи, укрепление её физического здоровья и дисциплины, а не одностороннее насаждение только строевой мушгровки и менее всего — превращение школы в казарму.
Раздельное обучение и надлежащая постановка занятий по военно-физической подготовке в значительной мере содействуют установлению в школе порядка и дисциплины. Тем же целям служат «Правила для учащихся» и введение ученического билета.
Нет нужды распространяться о том, с каким сочувствием были встречены эти мероприятия работниками народного образования, учительством и всей нашей общественностью. Но отнюдь не бесполезно напомнить, что ещё на прошлом Всероссийском совещании, год назад, мы сочли нужным предупредить директоров, заведующих школами и учителей, что действенная сила обоих мероприятий зависит прежде всего от педагога. Нельзя думать, что «Правила для учащихся» и ученический билет обладают сами по себе какой-то магической силой. Нельзя считать, что стоит только объявить учащимся эти «Правила», вывесить их на стене, вышить на оконных занавесках в классе (одна из школ г. Молотова), сделать их предметом классного диктанта, посвятить им специальные уроки за счёт других предметов, раздать учащимся ученические билеты, хотя бы без школьной печати и подписи директора, — как это имело место в некоторых школах г. Москвы, — и «Правила» начнут действовать сами собой, и школьники немедленно преобразятся, и в школах воцарится требуемая дисциплина.
Нет, органам народного образования, директорам, заведующим школами, учителям, комсомольским и пионерским организациям, родителям нужно совместно бороться за претворение в жизнь «Правил для учащихся» и укрепление дисциплины среди нашей молодёжи.
В этом направлении нужно сделать ещё очень много. Работа эта только начата. В школе она уже даёт себя чувствовать. Но вне школы с поведением учащихся дело обстоит ещё совершенно неудовлетворительно. Некоторое оздоровление в больших городах внесло упорядочение посещения учащимися кино, театров и прочих зрелищ. Но на улице, на остановках трамваев, в общественных местах школьники ещё продолжают вести себя неподобающим образом. Здесь особенно необходимы дружные, согласованные, систематические воздействия и надзор школы, местных советских органов, родителей, комсомола. Разумеется, непременным условием должно быть единство требований, предъявляемых к ученику.
«Правила», воспринятые большинством учителей как закон, — читаем мы в годовом отчёте Пензенского областного отдела народного образования, — повысили требовательность к учащимся со стороны воспитателей: уже в истекшем году был нанесён решительный удар «маниловщине» в воспитании. Дух происшедшей в школе перемены поняли и многие учащиеся. Они поняли, что «Правила» требуют дисциплины, и что за невыполнение «Правил» ученик может быть подвергнут самому суровому наказанию».
В инструкции от 28-го февраля 1944 г. «О применение цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся» Народный комиссариат установил, что выдача свидетельств и аттестатов допускается только при отличном поведении учащихся, оцениваемом баллом «5». Для, учащихся, особенно выпускных классов, это является серьёзным предупреждением и, вместе с тем, фактором воспитывающего и сдерживающего характера. Для учителей — призывом к особой осмотрительности при оценке поведения учащихся, напоминанием о том, чтобы при максимальной требовательности к школьнику не допускать поверхностной и поспешной оценки его поведения, уметь отличать простую детскую шалость от грубого нарушения школьного порядка и дисциплины.
Разрешение воспитательных задач нашей школы существенно облегчается решениями XII пленума ЦК комсомола. Этими решениями комсомольские организации, не вмешиваясь в работу учителей, которым государство доверило ответственнейшее и почётное дело обучения и воспитания подрастающего поколения, призваны оказывать им всемерную помощь. Директорам, заведующим школами и учителям необходимо возможно шире использовать эту помощь. Для этого сами педагоги должны систематически и повседневно помогать работе комсомольских и пионерских организаций, участвуя в их жизни и содействуя их укреплению и росту. В таком сотрудничестве педагогов с организациями молодёжи — залог успешного выполнения не только воспитательных, но и образовательных задач нашей школы. С этой точки зрения решения XII пленума ЦК комсомола имеют для нас исключительно важное значение.
Таковы важнейшие мероприятия в области воспитательной работы, которыми ознаменовался истекший 1943/44 уч. г.
Не меньшее значение имеют правительственные мероприятия истекшего года, направленные к улучшению учебной работы школы.
Итоги этого года показывают, что обучение в школе всё ещё продолжает страдать некоторыми застарелыми недугами.
Годовые отчёты, обследования инспекторов, заключения виднейших специалистов устанавливают, что основным недостатком школьного преподавания и знаний учащихся является формализм.
Этот вывод относится ко всем школьным дисциплинам и, в первую очередь, к родному языку.
Грамматика родного языка изучается как догма, оторванная от живой речи. Правила грамматики заучиваются школьниками наизусть как катехизис; но ученики не умеют применять эти правила на практике, в своей устной и письменной речи.
Следствием этого является слабая грамотность учащихся и крайняя бедность их речи.
Материал, представленный Институтом методов обучения Академии педагогических наук о состоянии знаний и навыков учащихся по русскому языку в конце истекшего учебного года, вновь подтверждает тревожные факты: крайне низкий уровень культуры речи школьников, её грамматическую и стилистическую неправильность... Нечего и говорить, что слишком часто наши ученики оказываются беспомощными, когда им приходится излагать собственные мысли или передавать содержание прочитанного.
В общем, можно сказать, что обучение русскому языку в большинстве наших школ не удовлетворяет требованиям государственной программы и не соответствует условиям, которые были определены приказом Народного комиссара просвещения от 28 декабря 1940 г. о мероприятиях по улучшению преподавания русского языка.
Не случайно участники февральского Всероссийского совещания заведующих школьными секторами протестовали против забвения этого важного документа.
Ответственными за такое положение надо считать органы народного образования, руководителей школ и в первую очередь самих учителей. Некоторые из них проявляют недостаточное внимание к надлежащей постановке обучения русскому языку; другие мирятся с неграмотностью учащихся; третьи просто не замечают её.
Недаром в одной из средних школ г. Горького, в классе учительницы Бесхмельковой, при проверке 33 экзаменационных работ оказалось 154 пропущенных ошибки. В Карасульской средней школе Ишимского района Омской обл. ученик VIII класса представил работу по литературе, где мы читаем:
«Онегину нужно было стать хозяином имения. Он знакомится с Лариными и в одной из Лариных возбудил любовь к себе. Татьяна пишет объяснение (объяснительную записку) Онегину, но он с холодностью отвёртывается»...
Дальше ученик пишет: «Но он сделал хорошо, что отказал Татьяне, Татьяна пострадала раз».
Какую оценку заслужило подобное «сочинение»? Автору его поставлено было «5».
В 22-й школе г. Молотова ученики VII класса в изложении на тему «Смерть Остапа» по повести Гоголя «Тарас Бульба» написали вместо: «Ему первому приходилось выпить эту тяжёлую чашу» — «В первую очередь, чашу пришлось выпить Остапу, а затем пили её другие товарищи»...
Учащиеся этого класса не знали таких слов, как «чуб», «эшафот», и написали: «Остапа одели в такие «эшафоты», как и его товарищей». «На них были одеты изношенные чубы».
К сожалению, такие примеры оказываются не единичными. Они относятся не только к русскому языку, но и к преподаванию русской литературы, истории, географии и прочих дисциплин.
Здесь наблюдается тот же самый недостаток. При наличии некоторых заученных сведений по математике, физике, химии, географии, естествознанию учащиеся зачастую бессильны применять их на практике.
Ученик VII класса 150-й школы г. Москвы растерялся, когда ему пришлось измерить температуру воды в стакане. Ученица V класса 223-й школы прекрасно рассказала на испытаниях об устройстве барометра, но призналась, что никогда его не видела.
Корень этого явления всё тот же формализм преподавания, словесно-книжный его характер. А это проистекает из недостаточной квалификации многих наших учителей.
Формализм учебной работы сказывается не только в методе преподавания. До последнего времени он имел место и в оценке успеваемости знаний учащихся.
Всем нам известно, какое зло представляла собой распространённая в наших школах погоня за высоким средним процентом успеваемости. Все мы знаем, как при этой погоне на учителя оказывалось давление с разных сторон: этим грешили органы народного образования, администрация школ, учащиеся, их родители. В результате, поддаваясь этому давлению, учитель становился на ложный путь, приводивший порою к грубому очковтирательству.
Вот почему наша педагогическая общественность с глубоким удовлетворением приняла решение руководящих органов о прекращении практики социалистического соревнования, механически перенесённого из области производства в учебную работу. Можно без преувеличения сказать, что это важнейшее мероприятие было встречено нашим учительством со вздохом облегчения.
Находились, правда, на первых порах отдельные паникёры, которым представлялось, что с прекращением практики социалистического соревнования в школе поколеблются все устои учебной работы. Так, на районном совещании учителей директор Чувашско-Кубовской семилетней школы Башкирской АССР после ознакомления с приказом № 52 взволнованно заявил, что у него рухнет теперь вся работа: школьники не будут учиться, учителя — готовиться к урокам.
Справедливость требует сказать, что и после приказа о прекращении практики социалистического соревнования давление на учителя прекратилось не сразу и не повсеместно. Так, Райком партии и Райисполком Мервинского района Рязанской области признали работу заведующего РайОНО неудовлетворительной, так как средний процент успеваемости его учащихся оказался низким. На этом основании заведующему райОНО было предложено решить вопрос о возможности «дальнейшего использования директоров на педагогической работе». Это означало, что ему предстояло освободить ряд директоров от занимаемой должности! Только вмешательство бюро Рязанского обкома партии, отменившего это решение, внесло должную ясность в данный вопрос и спасло директоров от ожидавшей их неприятности.
Следует отметить несомненный факт: после опубликования приказа показатели успеваемости по всем школам действительно снизились, классные журналы запестрели двойками и единицами.
Чем объяснить такое явление? Несомненно, оно связано было, во-первых, с повышением требовательности учителя к своим ученикам; во-вторых, с запущенностью учебной работы при господстве формальной оценки успеваемости её средним процентом; в-третьих, непривычкой учащихся к аккуратному и добросовестному выполнению школьных заданий.
В итоге учебного года количество второгодников и учеников, получивших переэкзаменовки на осень, увеличилось в сравнении с прошлым годом. С одной стороны, это свидетельствует о том, что учителями была проявлена большая объективность в оценке знаний учащихся по существу; с другой стороны, это говорит и о том, что качество работы самого учителя ещё не стояло на должной высоте.
Если в истекшем учебном году приходится рассматривать такое явление как неизбежность, то в будущем мы ни в коем случае не можем с ним мириться.
Учителя обязаны проникнуться сознанием ответственности за свою работу, обеспечить полноценность знаний, сообщаемых ученикам, и в предстоящем учебном году подготовить к переводу в следующие классы или к выпуску из школы возможно большее количество грамотных учащихся.
Одним из действенных средств при разрешении этой задачи является для учителя более совершенная, давно проверенная на практике, точная и гибкая цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся.
Отделам народного образования, директорам, инспекторам придётся всемерно усилить контроль за качество обучения. Достаточно ясные указания по вопросу об улучшении контроля за работой школ и учителя даёт приказ народного комиссара просвещения за № 162 от 16/IX 1943 г.
В итоге истекшего учебного года можно констатировать, что действие этого приказа уже определённо даёт себя чувствовать в ряде областей. Сюда мы относим Горьковскую и Кемеровскую области, города Ленинград и Свердловск. Здесь наблюдение за педагогической работой ведётся уже более или менее планомерно и систематически. Руководители школ и инспекторы регулярно посещают уроки учителей, производят непосредственно опрос учащихся, следят за должной подготовкой учителей к урокам. К сожалению, нельзя сказать того же об Алтайском и Красноярском краях, отдельных районах Молотовской области. В частности, школы Коми-Пермяцкого округа Молотовской области не контролировались Молотовским облОНО с 1939 г. А между тем, как известно, приказом за № 1235 от 4-го сентября 1939 г. Наркомпрос обязывает инспекторов проверять каждую школу не реже одного раза в четверть.
Основным органом контроля за учебно-воспитательной работой школы является, конечно, школьная инспектура. Естественно поэтому, что Народный комиссариат просвещения считает необходимым уделить этому органу особое внимание. Дело идёт, прежде всего, об упорядочении системы инспектирования и об установлении ясных и точных взаимоотношений между звеньями районного, областного и центрального аппарата инспекции.
Основной предпосылкой, обеспечивающей нормальную работу всего этого аппарата, является освобождение инспектора от поглощающей его в настоящее время канцелярской и организационно-хозяйственной работы. Внимание инспектора должно быть сосредоточено на учебно-воспитательной работе школы.
Далее, необходимо точное разграничение компетенции районных, областных и центральных инспекторов.
Само собой разумеется, что для успешного действия всей этой системы необходимо точно определить права и обязанности инспектора и всемерно поднять авторитет этого органа контроля. Соответствующие предложения уже внесены в правительство Народным комиссариатом просвещения.
От самого комиссариата будет зависеть укомплектование института инспекторов соответствующими работниками.
В этом деле органам народного образования надлежит проявить особую тщательность.
Исключительно важное значение для улучшения качества учебно-воспитательной работы школы имеет постановление Совнаркома СССР от 21 июня 1944 г. о мероприятиях по улучшению качества обучения.
Основными недостатками знаний наших учащихся, кроме формализма, являются их поверхностность, неполнота, отрывочность и непрочность. Упомянутое мероприятие правительства ставит своей задачей устранить эти недостатки улучшением педагогического процесса, в котором на первый план выдвигается укрепление знаний учащихся путём систематического повторения и регулярной проверки.
До последнего времени в учебной практике, как правило, программный материал, в лучшем случае, повторялся классом только в четвёртой четверти и в пределах текущего года. На испытаниях при вопросе экзаминатора, относящемся к учебному материалу прошлого года, нередко приходилось слышать возражения учителя, что данный вопрос не предусмотрен программой испытаний. Насколько прочны были такие настроения среди учителей и руководящих работников народного образования, свидетельствует следующий факт.
Хабаровский краевой отдел народного образования предложил включить в контрольные работы по математике в VII и X классах один пример решения обыкновенной дроби, а но русскому языку — грамматический разбор одного предложения. В связи с этим в Народном комиссариате просвещения была получена телеграмма заведующей Хабаровским горОНО т. Акопян. Телеграмма гласила, что «вопреки указаниям Наркомпроса, Хабаровский крайОНО включил в проверочные испытания VIII—X классов русский язык, а VI—X классов — арифметику.
Учащиеся не подготовлены. Наши протесты во внимание не принимаются. Просим Вашего вмешательства».
В предстоящем учебном году будут проводиться экзамены по всему курсу предметов, включённых в программу испытаний. Это обязывает руководителей школ и учителей обратить особое внимание на систематическое повторение всего пройденного материала, восполнение имеющихся пробелов, регулярную проверку знаний.
Особого внимания требует подготовка к экзаменам на аттестат зрелости, установленным указанным решением Совнаркома СССР. Как известно, проведение этих экзаменов будет поручено лицам, имеющим высшее образование. Председателем экзаменационной комиссии может быть только^ директор, окончивший высшую школу. К сожалению, педагогический состав средних школ не всегда отвечает этим требованиям. Таким образом, окажется ряд школ, куда областным и краевым отделам народного образования придётся, направлять своих уполномоченных или даже целые экзаменационные комиссии. Это ставит перед органами народного образования весьма сложную и ответственную задачу надлежащего распределения и расстановки квалифицированных педагогических кадров, имеющих высшее образование.
Особое внимание необходимо будет обратить на разъясне-ние учащимся и учителям «Положения об экзаменах на аттестат зрелости», утверждённого Совнаркомом РСФСР, и такой эффективной меры поощрения учащихся, отлично окончивших среднюю школу при примерном поведении, как награждение их золотыми и серебряными медалями.
Все вопросы, связанные с задачами дальнейшего улучшения качества учебно-воспитательной работы школ, упираются в основную проблему — обеспечение школ квалифицированными учительскими кадрами.
Всероссийское совещание по кадрам, созванное Народным комиссариатом просвещения в конце мая — начале июня текущего года, отметило крайне напряжённое положение в этом вопросе.
В предстоящем учебном году школам в пределах республики потребуется до 80 тыс. новых учителей. Выпуск молодых специалистов из педагогических училищ, педвузов и университетов лишь частично может покрыть эту потребность. Основными источниками обеспечения школ педагогическими кадрами являются курсовые мероприятия и возвращение в школу учителей, работающих не по специальности.
К сожалению, местные органы народного образования далеко не везде с должным вниманием и ответственностью» относятся к организации курсовых мероприятий: план комплектования курсов не выполняется, сроки обучения произвольно сокращаются, контроль за постановкой учебной работы на курсах отсутствует.
Не проявляется местными органами и должная настойчивость в деле освобождения учителей, работающих не по специальности.
Такое положение представляется особенно нетерпимым, если учесть, что в предстоящем учебном году общий контингент учащихся в школах всеобуча запланирован в размере свыше 14 млн., из них около 2 млн. детей семилетнего возраста, которые впервые явятся в школу и которых, как и вообще начальную школу, Наркомпрос обязан обеспечить наилучше подготовленными педагогическими кадрами.
Не приходится забывать, что состав и качество наличных кадров (работающих учителей) в ряде случаев представляются явно неудовлетворительными. Целая треть этого контингента не имеет требуемого образовательного ценза. К такой категории относится также больше половины учителей V—VII классов.
Основным средством улучшения состава учителей является должная организация их самообразовательной работы в плане заочного обучения, предусмотренном постановлением Совнаркома Союза от 18 декабря 1943 г. — «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования».
Нам предстоит охватить этой системой свыше 80 тыс. работающих учителей. Органы народного образования обязаны обеспечить сдачу учителями-заочниками экзаменов в установленные сроки. При этом для учителей-заочников должны быть созданы условия, которые облегчат им успешное выполнение этой государственной обязанности.
Но обеспечения условий для всех этих мероприятий всё же недостаточно.
Необходимо самым серьёзным образом, по-государственному организовать подлинную учёбу работающих учителей, которые зачастую, даже обладая формальным образовательным цензом, ещё не владеют ни содержанием предмета, ни методами его преподавания.
Особо стоит вопрос об улучшении качества подготовки учительских кадров в педагогических училищах и учительских институтах.
В этом плане Народным комиссариатом просвещения выполнена определённая работа. По представлению Наркомпроса, Совнаркомом РСФСР вынесены весьма важные постановления об улучшении работы педагогических училищ и учительских институтов.
Общим и основным для этих постановлений является придание педагогическим училищам и учительским институтам строго законченного профессионального профиля. Эти учебные заведения призваны подготовить учителей для начальной и семилетней школы, вооружённых необходимыми предметными сведениями, методическими знаниями и практическими навыками.
Оба постановления имеют исключительную важность для пополнения учительских рядов квалифицированными силами.
Обязанностью местных органов является обеспечить комплектование этих учебных заведений наиболее подготовленными контингентами учащихся, направить в них лучшие преподавательские силы, создать для них требуемую учебную базу и максимально улучшить материально-бытовые условия как для учащихся, так и для преподавательского персонала.
Конкретное рассмотрение этого вопроса для принятия руководящих решений поручается специальной секции нашего совещания.
Уже на прошлогоднем Всероссийском совещании по народному образованию его участникам было доложено о значительной работе, которой занят был Народный комиссариат просвещения в лице своего Учебно-методического совета и Научно-исследовательского института школ, по пересмотру и улучшению действующих учебных планов и программ нашей школы. В своей резолюции совещание признало своевременной проводимую Наркомпросом РСФСР работу по пересмотру учебных планов и программ школы, в целях разгрузки программ от лишнего материала, рационализации учебного плана и придания большей законченности курсу начального и семилетнего обучения.
В истекшем 194З/44 уч. г. указанная работа Наркомпроса продолжалась и в настоящее время уже завершена. К систематическому участию в ней привлечено было до 300 человек, в том числе академиков и профессоров — 88, других научных работников—ПО и 95 методистов, директоров и лучших учителей. В процессе работы секций, образованных по всем •предметам учебного плана, значительную помощь Учебно-методическому совету оказали своей консультацией институты Всесоюзной Академии наук, университеты Москвы и Ленинграда и крупнейшие педагогические вузы страны. Кроме того, проекты программ рассылались для рецензии широкому кругу специалистов. Обсуждение этих материалов было весьма активным и притом достаточно всесторонним.
С большим удовлетворением я могу доложить Всероссийскому совещанию, что по основным вопросам учебного плана 31 программ нам удалось достигнуть полного единодушия.
Как же выглядит сейчас проект пересмотренного учебного плана?
Прежде всего, следует отметить достигнутое в этом проекте сокращение количества недельных часов по учебной сетке. Далее, в I—IV классах школы преподавание истории, географии и естествознания, как отдельных предметов, начинается не с III класса, как в настоящее время, а с IV класса. Первоначальные же сведения по этим предметам в I, II, III классах сообщаются учащимся на уроках объяснительного чтения, которое восстанавливается в качестве основного метода обучения — согласно заветам Ушинского. В учебном плане первых трёх классов предусмотрены специальные уроки по чистописанию. Наконец, в тех же I—IV классах в учебном плане отведены специальные часы для практических занятий и вдвое увеличено количество часов на физическую подготовку в I и II классах. Курсу семилетней школы проектом учебного плана придаётся известная законченность. В частности, с этой целью в VII классе вводится курс Отечественной истории, даются сведения по анатомии и физиологии человека, с элементами гигиены, которые в настоящее время проходятся в старших классах средней школы.
В VIII—X классах для пополнения общего образования учащихся предполагается введение таких предметов, как психология, логика, а в женских школах и педагогика. Значительно расширяется в новом учебном плане преподавание иностранного языка. Успешный опыт преподавания иностранного языка с III класса в некоторых школах Ленинграда и Москвы предполагается распространить на значительно более широкий круг крупных городов. Значительная работа проведена по согласованию программ смежных школьных дисциплин. Самые программы разгружены от непосильного для учащихся и излишнего материала.
Значительная работа произведена по пересмотру школьного учебника. Некоторые из них признаны подлежащими замене; другие — требующими переработки и исправления; по новым дисциплинам, как психология, логика, педагогика, должны быть составлены учебники, которых школа до сих пор не имела. К работе по пересмотру старых учебников и составлению новых привлечены виднейшие специалисты, в том числе и педагоги-практики.
На прошлом Всероссийском совещании я докладывал о недостатках системы составления учебников. Между прочим, я отмечал, что некоторые авторские коллективы оказывались как бы монополистами своего рода. В истекшем году Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса совместно с Управлением начальных и средних школ шире применяет отбор учебников, проводя их через специальное жюри. По всем дисциплинам в жюри поступает по нескольку рукописей.
Особое внимание обращено было в истекшем году на улучшение учебников для начальной школы. Участники совещания могут уже ознакомиться с новыми книгами для чтения I и II классов. Такие же книги для чтения составляются уже для III и IV классов.
В ближайшее время на утверждение Наркома просвещения поступит два новых букваря, уже прошедшие через жюри. В то же жюри в ближайшее время будут представлены» новые учебники по русскому языку и арифметике для I, II, III и IV классов.
Значительные исправления внесены в учебники по истории русской литературы для VIII—X классов и книги для чтения для V, VI и VII классов. Известные улучшения внесены и в учебники истории.
Более подробно с итогами работ Учебно-методического совета по пересмотру учебных планов и программ участники Совещания будут ознакомлены в школьной секции, где с докладом выступит учёный- секретарь Учебно-методического совета. Можно не сомневаться, что участники совещания уделят этим крупнейшим организационным и педагогическим вопросам должное внимание.
Как сказано, в своей деятельности по улучшению качества учебно-воспитательной работы нашей школы Наркомпрос в основном опирался на Учебно-методический совет и Научно-исследовательский институт школ. В настоящее время руководящая роль в разработке основных проблем педагогической теории и практики переходит к новому учреждению, которым обогатилась наша страна. Я имею в виду Академию педагогических наук, утверждённую постановлением правительства от 6 октября 1943 г. Фактически Академия организовалась и приступила к своей работе в марте т. г.
В постановлении правительства об учреждении Академик педагогических наук точно сформулированы её задачи. Они сводятся к следующему: научная разработка вопросов общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной системы и методов преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе; подготовка через аспирантуру и докторантуру научных кадров для вузов, и научно-исследовательских учреждений по педагогике и психологии. В состав Академии педагогических наук вошли Институты: теории и истории педагогики, Институт методов обучения (преобразованный Научно-исследовательский институт школ), Институт психологии и Институт дефектологии. В качестве вспомогательных учреждений ей приданы: библиотека по народному образованию, музей по народному образованию и научный архив. В своей практической работе Академия педагогических наук и её институты будут опираться на такие учреждения, как Центральный дом художественного воспитания детей, Центральная станция юных натуралистов, Педагогическая лаборатория и др.
Общее собрание Академии педагогических наук, состоявшееся 28 июня 1944 г. подвергло предварительному рассмотрению проект плана научной работы Академии.
В основу этого проекта положена научная разработка актуальных проблем, вытекающих из решений партии и правительства по вопросам воспитания и обучения детей, а также из государственных задач развития народного образования в нашей стране.
В проекте плана находит себе место разработка таких основных вопросов, как физическое, нравственное и эстетическое воспитание, содержание и методы обучения, вопросы истории русской педагогики и школьного дела, проблемы общей и педагогической психологии, школьной гигиены и ряд других проблем.
Непосредственная помощь учительству со стороны Академии педагогических наук выразится на первых порах в составлении ряда практических пособий для начинающих педагогов.
Для дальнейшей разработки проблем советской педагогической науки, основанной на принципах марксизма-ленинизма, Академия педагогических наук должна будет широко использовать и обобщить опыт советской школы, передового учительства и органов народного образования.
Проект плана подвергается дальнейшей разработке и уточнению.
Всероссийское совещание по народному образованию может оказать весьма ценное содействие этой работе, обсудив этот план и внеся в него желательные дополнения и изменения.
С этой целью имеется в виду организовать встречу Академии педагогических наук с участниками Всероссийского совещания.
Из всего сказанного явствует, что Академия педагогических наук призвана выполнять серьёзнейшую творческую научную работу. Не подлежит сомнению, что эту свою работу она построит на принципах марксистско-ленинской педагогики и на лучших традициях национальной русской педагогики, которая уже внесла в сокровищницу мировой педагогической науки свой полноценный вклад. Самобытность и оригинальность русской педагогики можно проследить с самого её зарождения. Уже в «Поучении Владимира Мономаха», в школьной практике юго-западных братств, в просветительной деятельности Петра Великого, бурных выступлениях гениального Ломоносова в защиту русской науки и русской школы; работах Бецкого, Новикова, Радищева, мы находим элементы, из которых к половине XIX в. сложится наша замечательная русская прогрессивная педагогика. Её основные черты — гуманизм, демократизм, пламенная вера в творческую силу науки и просвещения, глубокий патриотизм и народность, бережное отношение к личности ребёнка и стремление развить в нём лучшие черты, свойственные нашему великому народу, — трудолюбие, скромность, самоотверженную преданность Родине, любовь к свободе.
Золотой фонд классической русской педагогики заложен в трудах блестящей плеяды таких русских мыслителей, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Пирогов Лев Толстой, Ушинский.
Тогда, когда некоторые русские педагоги некритически увлекались чужеземной, в частности, немецкой теоретической педагогикой, а царское правительство переносило в Россию самые реакционные элементы прусской школьной системы, такие передовые представители нашей революционной демократии, как Герцен, страстно восставали против этого направления.
«В немецких офицерах и чиновниках правительство русское находит именно то, что ему нужно, — писал Герцен, — правильность и бесстрастность машины, скромное безмолвие глухих и немых, стоицизм послушания, способного выдержать всякое испытание, усидчивость в труде, не знающую усталости. Прибавьте к этому полное равнодушие к участи управляемых, глубочайшее презрение к народу, полное незнание национального характера — и вы поймёте, почему народ ненавидит и почему наше правительство так любит их».
«Пусть Германия, — вторил этим мыслям Ушинский, — как знает, сама разделывается со своей хитро обдуманной педагогикой... нам же не нужны ни её болезни, ни её лекарства...»
Те же мысли, выраженные с необычайной силой, находим мы у Льва Толстого. В «Письме к неизвестному о немецких школах» (т. VIII, стр. 299—401) Толстой убийственно разоблачает самодовольство немецких педагогов, считающих, что все педагогические вопросы у них уже разрешены, издевается над метафизическим подходом немцев к психологии ребёнка, с негодованием говорит о муштровке детей в немецкой школе.
В годы первой мировой войны в педагогических журналах «Русская школа», «Вестник воспитания», «Педагогический сборник» и другие самой резкой критике подвергались такие отрицательные черты немецкого воспитания, как жестокость, увлечение муштровкой и машинным автоматизмом, пропаганда презрения к другим народам, восхваление всего немецкого. Упомянутые журналы призывали к русскому самостоятельному педагогическому творчеству, предостерегая против немецкой педагогики.
Под знаком освобождения русской школы от чужеродных влияний предпринята была в 1915 г. попытка реформы школьь в кратковременный период управления министерством народного просвещения Игнатьева. В разработке этой реформы приняла широкое участие педагогическая общественность.
Проект реформы средней школы, выработанный в 1915 г., не был одобрен царским правительством. Оно, естественно, предпочло сохранить старую буржуазную школу — школу муштры, школу зубрёжки, которая воспитывала послушных чиновников с головой, забитой, — говоря словами Ленина, — массой лишних, мёртвых знаний — на 0,9 ненужных и на 0,1 искажённых.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция, и советская власть коренным образом преобразовали старую, школу.
Наша школа, построенная на принципах марксизма-ленинизма, на научной основе, на неразрывной связи знания с практикой жизни, является принципиально новой и подлинно передовой.
Задача Всероссийского совещания — содействовать дальнейшему развитию этой школы путём улучшения качества её учебно-воспитательной работы с тем, чтобы поднять её на уровень новых требований, предъявляемых современной жизнью.
Всероссийское совещание приступает к своей работе в знаменательный исторический момент. Близятся решающие сроки наших побед.
Великая наша Родина, принявшая на свою грудь самые тяжкие удары немецко-фашистских бандитов, героическими усилиями фронта, тыла, всех своих народов несёт всему человечеству победу и избавления.
В гигантской борьбе за свободу и счастье человечества Питомцы советской школы и её учителя уже заняли достойное место. Многие из них покрыли себя славой героев.
С законной гордостью смотрим мы на бойцов и патриотов, воспитанных советской школой. С чувством великой ответственности подходим мы к развёртыванию задач, которые ставятся перед нами жизнью. Ведь дело идёт о воспитании новых поколений, призванных восстановить потери, понесённые нашей родиной, и обеспечить её дальнейший невиданный хозяйственный и культурный расцвет.
Пусть же наше Всероссийское совещание внесёт свой вклад в это всенародное дело. Пусть скажем мы единодушна советскому правительству, большевистской партии и великому Сталину, что армия учителей и работников народного образования приложит все силы, дабы с честью выполнить свой долг перед родиной, её защитниками, её молодёжью, всем советским народом.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +