Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Вступительная и заключительная речь на Всероссийском совещании заведующих областными (краевыми) отделами народного обрат зования н наркомов просвещения АССР 27-31 января 1941 г.


Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи
Под ред. И.А.Каирова, А.Г.Калашникова и Н.А.Константинова.
Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.

Задачи нашего совещания, которое устанавливает неши средственный и коллективный контакт Народного комиссариата просвещения с руководящими работниками его системы на местах, собственно, сводятся к трём основным: во-первых, здесь будет иметь место взаимный обмен информацией о нашей общей работе. В той части, которая касается деятельности центра, т. е. Народного комиссариата просвещения, задача такой информации сегодня выпадает на мою долю.
Вторая задача — рассмотреть и оценить итоги минувшего полугодия 1940/41 уч. г. Этому вопросу будет посвящен доклад Управления начальных и средних школ в лице т. Парфёновой.
Третья задача, обозначенная в повестке, — обсуждений одной из крупнейших проблем качественного улучшения учебно-воспитательной работы нашей школы, т. е. вопроса о привитии учащимся известных практических навыков в процессе прохождения материала программы.
Следует сказать, что уже на апрельском активе Народа ного комиссариата просвещения в минувшем году было признано необходимым внести в деятельность Наркомпроса недостававшее ему начало плановости. Отыскивая то основное звено цепи, ухватившись за которое наш комиссариат мог бы вытянуть и все остальные его звенья, мы решили,, что основной задачей, которой должна быть подчинена вся деятельность наркомата в ближайшие годы, является осуществление постановления XVIII съезда нашей партии о проведении в жизнь всеобщего среднего обучения — семилетнего на селе и в национальных республиках, десятилетнего — в городах и рабочих посёлках. Это означает, что к началу 1943 г. в школах Народного комиссариата просвещения РСФСР должно быть свыше 20 млн. учащихся. Это означает также, что в средней школе к этому времени должно быть несколько больше 70 проц. всего контингента учащихся, охваченных нашей школой.
Совершенно понятно, что для осуществления такой задачи необходимо было выработать план конкретных мероприятий, осуществляя которые в порядке известной очерёдности» Народный комиссариат просвещения мог бы справиться с нею в целом. Для этого в составе Комиссариата просвещения была организована особая комиссия с участием представителей Планово-финансового управления, Управления начальных и средних школ, Института школ, Главной инспекции Наркомпроса. Руководство этой комиссией по всеобучу,—так мы условимся её называть, — было возложено на первого заместителя народного комиссара просвещения.
Одним из важнейших мероприятий, которое комиссия признала необходимым немедленно же провести в жизнь в плане своей общей работы, явилось изучение и упорядочение школьной сети.
Я не думаю, чтобы вам, работникам с мест, нужно было подробно напоминать о всеми признанных недостатках этой школьной сети. Развивалась она, как известно, без точного государственного плана, без надлежащего учёта потребностей местного населения, без учёта наличия необходимого контингента молодёжи школьного возраста, вне соответствия местным экономическим, бытовым, транспортным предпосылкам. Кое-что в этой сети возникало даже самочинно, стихийно.
Оказалось, что в некоторых районах имеются, например, школы карликового типа, т. е. школы с одним-двумя учениками, которые, однако, требуют учителя, затраты материальных, финансовых и прочих средств. Такова, например, Цип-новолокская начальная школа Полярного района Мурманской области: в ней учащихся-—всего один в 1 классе начальной школы, другой—в Ш классе; в Глушицкой школе Сапожковского района Рязанской области имелось 7 учащихся: в 1 классе — 3 человека, в Ш классе — 4 человека.
Возникновение подобных школ объяснялось иногда местной инициативой. В каком-нибудь сельсовете возникала мысль создать у себя в селе школу без оглядки на то, существует ли по соседству другая школа, обеспечена ли будет новая школа необходимым контингентом учащихся, имеются ли поблизости пути сообщения и т. д.
Такие школы пестрели в нашей сети. Когда комиссия по всеобучу принялась за проверку школьной сети, дала соответствующие инструктивные указания местам, вызвала в Москву поочерёдно почти всех представителей местных отделов народного образования, чтобы проинформировать их, проверить их планы и материалы, — оказалось необходимым в конце концов закрыть около полутора тысяч школ. Само собой разумеется, всё это проводилось без ущерба для дела народного образования. Полторы тысячи школ в результате проверки были закрыты. 14,5 тыс. классов-комплектов были ликвидированы; высвобождено было для более целесообразного использования свыше 22 тыс. учителей. Они направлены были туда, где в них ощущалась настоятельная необходимость.
В результате большой работы, проведённой в этом плане под руководством комиссии по всеобучу, мы имеем в настоящее время более или менее полную картину состояния нашей школьной сети.
На местах были составлены карты по районам; на эти карты занесены были все школьные точки с указанием перспектив развития школьной сети. Этот материал был доложен своевременно исполнительным комитетам областей и краёв и Совнаркомам автономных республик. Там он был утверждён согласно постановлению СНК РСФСР. В данное время Народный комиссариат просвещения и его органы на местах располагают материалом, значение которого трудно преувеличить. Даже с точки зрения чисто фискальной нельзя обойти молчанием тот факт, что только по фонду заработной платы проведённая рационализация школьной сети дала государству около 97 млн. рублей экономии.
Об этой работе, которая была произведена под руководством комиссии по всеобучу Народного комиссариата просвещения, нам пришлось делать доклад в Совнаркоме РСФСР 9 октября 1940 г.
В постановлении, которое принято было Совнаркомом РСФСР, было записано, что «работа, проведённая отделами народного образования и исполкомами Советов депутатов трудящихся по упорядочению сети школ РСФСР, имеет большое значение в деле успешного выполнения плана всеобщего обучения. В результате проведённой работы достигнуто более правильное размещение сети школ, по большинству районов, установлены титульные списки существующих школ всех типов, уменьшена потребность в учительских кадрах, получена значительная экономия государственных средств».
В том же постановлении Совет народных комиссаров РСФСР отметил, что необходимо продолжать эту работу; следует проверять её на местах для того, чтобы выяснить, например, соответствуют ли данные, занесённые на упомянутые мною карты, действительному положению вещей.
Одновременно Совнарком РСФСР указал на необходимость провести уже в 1940/41 уч. г. инвентаризацию школьной сети.
Следует отметить, что эта проблема была самостоятельно поставлена некоторыми областями. Так, например, Сталинградская область проявила в этом направлении весьма полезную инициативу. Но, разумеется, в дело инвентаризации школ нужно внести известное единообразие, если можно так выразиться, — необходимость стандартизовать это дело.
Народным комиссаром просвещения уже внесён в Совнарком РСФСР проект паспорта для школы. В него будет внесён профиль школы; будут даны справки о том, когда школа построена, какой район она обслуживает, в каком состоянии находятся школьные помещения, как школа оборудована, как укомплектована она учащимися в настоящее время, каков её педагогический и административный персонал и т. д.
Таковы, примерно, те сведения, которые должен содержать единый паспорт школ нашей сети.
На работу по паспортизации и инвентаризации школ мы испросили у союзного правительства определённые ассигнования. Во втором полугодии учебного 1940/41 г. эта задача практически встанет перед вами, товарищи, на местах.
Народный комиссариат просвещения будет следить за разрешением этой задачи, которая является естественным продолжением проверки и рационализации школьной сети.
Для осуществления всеобщего обучения недостаточно только проверить и упорядочить школьную сеть; необходимо, чтобы эта школьная сеть была надлежащим образом оборудована. Ещё в июне 1940 г. Народный комиссариат просвещения при содействии своей основной научной лаборатории — Государственного научно-исследовательского института школ — разработал и внёс в Совет народных комиссаров РСФСР списки типового оборудования школ по всем дисциплинам. Необходимо было учесть, что реальные возможности оборудования, поистине, гигантской школьной сети вынуждают ограничиться самым необходимым его минимумом. Тем не менее, получились такие заявки, которые предъявляют к нашему государственному бюджету и к нашим производственным мощностям исключительно напряжённые требования.
Само собой разумеется, что не может быть и речи о немедленном выполнении этого плана. Его придётся осуществить постепенно. На первой очереди, конечно, должны стоять те школьные дисциплины, преподавание которых скорее всего может дать учащимся известные практические навыки — физика, химия, биология, география, иностранные языки. Особое место в деле оборудования школы должно занять снабжение её физкультурным инвентарём и тем, что потребно для надлежащей постановки начальной и допризывной военной подготовки. На этот счёт уже имеется решение нашего правительства. В своём постановлении от 13 января 1941 г., посвященном вопросу об улучшении дела физического воспитания учащихся в нашей школе, Совет народных комиссаров РСФСР записал, что уже в 1940/41 уч. г. во всех средних школах республики должен быть налицо известный физкультурный инвентарь. Для приобретения этого инвентаря ассигнуется на каждую школу до 1500 руб. В итоге это составляет по местному бюджету миллионов 15.
Одновременно Народному комиссариату просвещения предписано организовать в течение 1940/41 уч. г. физкультурные площадки при каждой средней школе. Народный комиссариат просвещения уже поручил Отделу капитального строительства совместно с Управлением военной и физкультурной подготовки в месячный срок разработать финансовый и материальный план строительства физкультурных площадок. По предварительным расчётам, устройство такой площадки потребует 1000—1200 руб. на каждую.
Для осуществления всеобуча необходимо поставить нд надлежащую высоту дело снабжения школ, в первую очередь письменными и канцелярскими принадлежностями, учебными пособиями и т. д.
Ещё в первом полугодии учебного года Народный комиссариат просвещения признал необходимым реорганизовать Отдел снабжения, который существовал в его аппарате. С разрешения Совета народных комиссаров РСФСР Отдел снабжения Наркомпроса превращен в главк, подчинённый Наркомпросу и развивающий свою деятельность на основе хозяйственного расчёта.
В распоряжение Главснабпроса решением Совнаркома РСФСР передана была вся сеть Учторга, который был органом Наркомторга. В настоящее время Главснабпрос имеет свою сеть в 29 областных (краевых) центрах. У него — 35 базисных магазинов, 4 оптовые базы и одна кинобаза. Вы можете поинтересоваться, как развивается розничный товаро-оборот Главснабпроса после такой реорганизации? Данные на этот счёт представляются довольно показательными. Розничный оборот по учебно-наглядным пособиям, по плану на 1940 г., составлял 120 млн. руб. В течение первого полугодия, когда ещё работал Учторг, этот план был выполнен в сумме 44 709 тыс. руб., что составляет всего-навсего 37,2 проц. к годовому плану, или 83,3 проц. к плану первого полугодия.
Во второе полугодие это дело перенял Главснабпрос. Перед ним встала задача перекрытия того прорыва в деле выполнения плана, который был допущен Учторгом. Главснабпрос выполнил план второго полугодия в сумме 75 041 тыс. рублей. Это составляет уже 62 проц. к годовому плану, или 121,4 проц. к плану второго полугодия. В итоге — товаропроводящая сеть по учебным пособиям в системе Народного комиссариата просвещения добилась выполнения годового плана в сумме 119 350 тыс. рублей. Это составляет уже 88,8 проц. плана — по оперативным данным Главснабпроса.
Реорганизация Главснабпроса ещё не закончена. Обследование его работы поставило перед нами задачу улучшения» структуры этого главка. Однако можно констатировать, что в общем снабжение школ письменными принадлежностями, тетрадями, дневниками, учебниками за истекшее первое полугодие как будто несколько улучшилось. По крайней мере, судя по отзывам с мест, имеются некоторые основания сделать такой вывод. Улучшению снабжения наших школ письменными и канцелярскими принадлежностями и пособиями содействовало особое внимание, которое было проявлено к этому делу нашей партией, её Центральным комитетом. По его решению, была образована специальная комиссия под председательством Народного комиссара просвещения с участием народных комиссаров и руководителей хозяйственных организаций союзного и республиканского масштаба. Комиссии было предложено принимать самостоятельно те решения, которые могут непосредственно улучшить дело снабжения школ. Такие решения были приняты и проведены в жизнь: результаты этого ощущаются сейчас всей сетью наших школ.
В деле снабжения наших школ необходимым оборудованием и учебными пособиями значительную роль играет другой наш хозяйственный главк — Главучтехпром. В истекшем полугодии производственная база Главучтехпрома заметно сократилась. Основной наш комбинат, который снабжал своей продукцией не только РСФСР, но и союзные республики, перешёл из рук Народного комиссариата просвещения в распоряжение другого наркомата. Всё же, несмотря на то, что сейчас Главучтехпром располагает всего-навсего 10 предприятиями значительно меньшей мощности, он, более или менее, выполняет свой план.
Данные, которые позволяют придти к такому заключению, таковы: в четвёртом квартале 1940 г. план валового выпуска продукции предприятиями Главучтехпрома выполнен на 125 проц. За весь же 1940 г. этот план выполнен всего-навсего на 93 проц. Хуже обстоит дело с ассортиментом. По ассортименту план выполнен лишь на 86,6 проц.
Во втором полугодии учебного 1940/41 г. в связи с недавним постановлением Центрального комитета партии и Совнаркома Союза о развитии местной промышленности, вам придётся особое внимание обратить на то, чтобы по вашим заявкам и заказам местная промышленность снабжала школы необходимым оборудованием и пособиями своего производства. Это — задача, о которой нам ещё придётся думать и говорить особо. Народный комиссариат занят её предварительным изучением.
В том же плане интересно было бы привлечь к делу изготовления пособий и оборудования для нашей школы мастерские наших детских домов. Это — одна из очередных задач Управления детскими домами Наркомпроса.
Приведение в порядок школьной сети, забота о материальном оборудовании и снабжении школ — ещё не всё нербхо-димое для осуществления задачи всеобуча во всём её объёме. В том же плане перед нами встаёт проблема обеспечения школы необходимыми кадрами.
Здесь не место подробно распространяться о значении этой проблемы и способах, какими она разрешается. Я ограничусь краткой справкой, которая даст вам представление о том, что было сделано Управлением кадров Наркомпроса в истекшем полугодии для снабжения наших школ преподавательскими силами.
Управление подготовки учителей организовало в пределах республики 22 новых учительских института и три педагогических института. В порядке распределения молодых специалистов в текущем учебном году направлено в качестве учителей, из числа окончивших университеты, педагогические институты, учительские институты и педагогические училища, включая и посланных из этих учебных заведений на педагогическую практику, — больше 44 тысяч молодых людей.
Следует отметить, что Наркомпрос РСФСР не мог в истекшем полугодии не'оказать помощи учительскими кадрами некоторым союзным республикам. Всего в эти республики было направлено в текущем году 2800 человек.
При направлении учителей на практическую работу Наркомпрос принимал все меры для того, чтобы удовлетворить потребность в учителях и таких отдалённых краёв и областей, как Хабаровский, Приморский, Красноярский края и Новосибирская область.
Ещё на апрельском активе при обсуждении плана работ Наркомпроса было признано необходимым реорганизовать структуру центрального аппарата, руководящего делом народного образования в республике.
Такая реорганизация была произведена и утверждена постановлением Совнаркома РСФСР 19 мая 1940 г. В каком направлении произведена реорганизация? Мы решили сообщишь структуре аппарата Народного комиссариата просвещения известную целеустремлённость, выделить и укрепить те управления и отделы Народного комиссариата просвещения, на долю которых выпадает наиболее важная и ответственная работа в деле осуществления всеобуча. Так как мы считаем, что Народный комиссариат просвещения является преимущественно комиссариатом школы, естественным выводом из такого положения было то, что центральное место в системе нашего аппарата заняло единое управление начальными и средними школами.
В подчинении этому Управлению начальной и средней школы находится тот аппарат, который является щупальцами Наркомпроса, его руками и глазами — звеном, соединяющим Народный комиссариат с периферией. Этот аппарат — школьная инспекция, построенная на территориальной основе и насчитывающая в своём составе до 30 чел. Совет народных комиссаров РСФСР пошёл нам навстречу, когда мы ходатайствовали о том, чтобы в смете Народного комиссариата просвещения были предусмотрены достаточные ассигнования для использования этого аппарата путём, командировок на места. Благодаря этому школьная инспекция Народного комиссариата просвещения могла развить за истекшее полугодие весьма интенсивную работу. Инспекторы Наркомпроса были командированы в 86 территориальных пунктов. Всего лишь 5 пунктов оказались пока вне этого обследования. Таким образом, орган контроля, проверки, помогающий на местах отделам народного образования выполнять свои задачи, был мобилизован Наркомпросом и связал его с периферией. Это является одним из самых важных приобретений Народного комиссариата просвещения после реорганизации.
В дополнение к школьным инспекторам, которые рассылаются в известном плане в ту или другую область или край, Народный комиссариат просвещения признал необходимым организовать более крупные бригады, которые выезжают для обстоятельного обследования на места. Таких бригад за истекшее полугодие было отправлено 11. Имея в своём составе представителей различных специальностей, эти бригады изучают на месте положение народного образования, дают местным его руководителям авторитетные указания, связываются непосредственно с советскими и партийными органами и совместно с ними проводят те или другие решения. Вам самим, товарищи, легче судить, насколько оправдывает себя такая система нашей работы. Народный комиссариат просвещения признаёт её весьма целесообразной. Во втором полугодии 1940/41 г. мы намерены всемерно укреплять, развивать и улучшать такую систему связи с местами. Я должен добавить, что во главе бригад в отдельных случаях мы ставим товарищей из руководства Народного комиссариата просвещения.
В тех же целях укрепления живой, непосредственной связи с местами вызывались в Народный Комиссариат просвещения в истекшем полугодии для доклада Коллегии и руководству 29 заведующих областными и краевыми отделами народного образования и наркомпросы АССР. Обычно в качестве содокладчиков выступают соответствующие инспекторы или товарищи, которые возглавляли вернувшуюся с данной территории бригаду. Это обеспечивает всесторонность информации о работе на местах и помогает руководству Наркомпроса делать из такого материала надлежащие выводы.
Управление начальных и средних школ подчинено первому заместителю народного комиссара. Одновременно этот заместитель подчиняет себе: Управление по дошкольному воспитанию, Управление детских домов и Управление по физкультурной и военной подготовке.
Рядом с управлением начальных и средних школ виднейшее место в системе наркомата занимает Управление кадров, подчинённое другому заместителю народного комиссара. Естественно, что этому управлению мы уделяем самое серьёзное внимание. Ведь если мы только что назвали Народный комиссариат просвещения комиссариатом школы, то с равным правом можно именовать его и комиссариатом кадров, ибо через школы нашей системы проходят, вступают в жизнь, принимаются за труд, за деятельность во всех отраслях государственного строительства и военной обороны молодые люди — учащиеся наших школ. Тому же заместителю наркома вместе с Управлением кадров подчиняется и Управление подготовки учителей. Он же руководит и Управлением по делам университетов и научно-исследовательских институтов.
Так организован и нацелен на свои задачи аппарат, ведающий кадрами и подчинённый заместителю народного комиссара просвещения.
Третьему заместителю народного комиссара — после реорганизации структуры комиссариата — подчинены такие аппараты, как Управление политико-просветительной работы, Управление по образованию взрослых и Центральное лекционное бюро. Последний орган лишь недавно создан в системе Народного комиссариата просвещения.
В управление политпросветработы входит в настоящее время и Библиотечный отдел. И этому сектору НКП нельзя отказать в чёткости организационной структуры и целеустремлённости его деятельности.
Четвёртый заместитель народного комиссара просвещения ведает такими аппаратами, как Планово-финансовое управление, Центральная бухгалтерия, Отдел капитального строительства, Управление делами и три хозяйственных наших главка; Учпедгиз, Главснабпрос и Главучтехпром.
Что касается народного комиссара, то, сохраняя за собой руководство всеми секторами, управлениями и отделами, он непосредственно подчиняет себе, во-первых, Главную инспекцию. Ей принадлежит весьма значительная роль как в центральном аппарате, так и в контроле, проверке и обследовании работы на местах. Далее Наркому подчиняются: Секретариат Наркомпроса, Секретный отдел, Специальный отдел и Учебно-методический совет. Последний, не будучи штатным органом Наркомпроса и являясь лишь научно-консультативным учреждением, за первое полугодие, когда мы привели в движение эту машину, уже проявил весьма активную деятельность.
Такова в общих чертах структура Наркомпроса, определившаяся после произведённой в ней реорганизации.
Особое внимание в системе Наркомпроса и в его деятельности уделяется проверке и контролю исполнения решений партии и правительства, постановлений Коллегии и распоряжений руководства.
На одном из последних заседаний Коллегии, заслушан был доклад Главной инспекции о выполнении полугодового плана Наркомпроса. Коллегией было констатировано, что самое установление этого плана оказало организующее влияние не только на деятельность самого аппарата Наркомпроса, но и на работу периферии. В настоящее время местные органы народного образования равняются по общему плану Наркомпроса и координируют с ним собственную свою деятельность. Таким образом, начало плановости проникает из центра на периферию. Это нужно признать серьёзным приобретением в организации работы Наркомпроса. Впрочем, как выполнение плана, так и осуществление контроля за его выполнением нуждаются ещё в существенных улучшениях.
Таковы важнейшие организационные мероприятия, которые Наркомпрос провёл в течение первого полугодия 1940/41 уч. г.
Не меньшего вашего внимания заслуживают и те мероприятия, которые были осуществлены Народным комиссариатом просвещения в плане качественного улучшения учебно-воспитательной работы.
Одним из первых мероприятий такого рода было принятие Наркомпросом так называемых норм оценки знаний учащихся в наших школах по русскому языку и по математике. Подготовлены были эти нормы в Институте школ при участии наиболее компетентных практических работников нашей школы. Затем эти нормы подверглись обсуждению на майской сессии Учебно-методического совета, после чего были утверждены коллегией Наркомпроса.
Я должен оговориться, что эти нормы оценки знаний уча-•щихся не представляют собой какого-то обязательного правила. Это — не более как методический ориентир. Это то, что помогает нашему учителю, школе покончить с неясностью, неопределённостью, иногда даже прямым произволом, которые до последнего времени царили при оценке знаний учащихся. Вам легче на местах судить, что положительного дали школе эти нормы. Но из общения с учительством, с практическими работниками школ мы выносим заключение, что учительство рассматривает их как несомненное приобретение. Вторым мероприятием в области качественного улучшения работы школ было то, что за 22 года существования советская школа, наконец, получила к началу 1940/41 уч. г. достаточно умело составленные учебники по истории. Последствия этого приобретения скажутся скоро в более широкой области, чем школа. В результате введения этих учебников повысится общий уровень исторической культуры в нашей стране. Какое политическое значение имеет это, разъяснять не нужно. Всем известно, какую колоссальную важность имеет историческое образование, одно из самых мощных средств политического просвещения; все знают, какое значение придают ему правительство, партия и лично товарищ Сталин. Приём, оказанный этим учебникам руководящими органами нашей печати, говорит о том, как высоко оценивается это приобретение нашей школы. Исторические учебники будут скоро выпущены вторым изданием. Мною уже утверждён представленный Учпедгизом план этого издания по каждому учебнику.
Рядом с учебниками истории важным приобретением школы в этом году является издание улучшенных учебников по литературе.
Я позволю себе несколько отвлечься от фактического материала, который я излагаю. Мне хотелось бы поделиться с Вами некоторыми наблюдениями, которые сделаны мною при посещении московских школ вскоре после появления в них учебников истории. Я считаю полезным сигнализировать вам нечто такое, что заслуживает, по моему мнению, серьёзного внимания.
Мне кажется, что значительная часть наших учащихся неохотно пользуется новыми учебниками.
Я был в одной из передовых московских школ. Я сидел рядом с ученицей, которая только что бойко ответила по истории. Она принадлежит к числу отличниц своего класса. Но, усевшись возле неё, я заметил, что перед ней, рядом с нераскрытым учебником, лежат на столе записки.
Я спросил: Зачем вы ведёте записки, когда у вас есть учебник?
Последовал ответ:
— Учебник неинтересный. То, что говорит учитель, лучше и легче.
— Но ведь учитель говорит приблизительно то же самое, что имеется в учебнике? Иногда учебник содержит даже больше того, что вы узнаёте от учителя?
- Нет, всё-таки с записками заниматься легче и интересней.
Я думаю, что в приведенном факте сказывается отсутствие у наших учащихся привычки работать серьёзно е книгой, делать выписки, составлять конспекты. Наши учащиеся испорчены системой механического записывания за учителем. За этой механической и спешной записью атрофируется действительное внимание к тому, что говорится и что без записи легче сознательно воспринимается: речь учителя записывается; запись потом, как правило, не проверяется; мне самому не раз приходилось в ней обнаружить множество ошибок; затем эта запись механически заучивается, легко и механически же воспроизводится. Такой ответ не представляет труда и легко может быть оценено учителем, как хороший и даже отличный. Но можно ли назвать такое усвоение учебного материала сознательным и глубоким?
Есть в данном деле и другая сторона. Мне кажется, что и некоторая часть учителей не вполне приветливо встречает новые учебники. Почему? Потому что без учебника проще было учителю, если он не работал над собой, что-то приготовить, — может быть, на целый год, а может быть и не на один год, — и воспроизводить это с урока на урок, ввиде диктовки, которая механически записывается учащимися. Учитель при таких условиях является единственным источником сведений; он — их монополист и потому спокоен. Он знает, что проверить его какой-нибудь книгой нельзя: ведь книг нет или их слишком мало, и ученику негде прочесть что-нибудь сверх того, что он узнает от учителя...
Я считаю уместным отметить, что благодаря поддержке правительства наша школа в большем, чем прежде масштабе снабжается учебниками. При всех затруднениях, которые испытывают наши учреждения по части бумаги, Учпедгизу было отпущено на отпечатание учебников к новому учебному году 11,5 тысяч т бумаги. При этом Учпедгизу было поручено выпустить учебников для школы в количестве 78,5 млн.
Одной из важнейших задач в деле повышения качественного уровня учебно-воспитательной работы в наших школах-является проблема повышения уровня грамотности учащихся. Общепризнанным фактом является то, что наши учащиеся до сих пор недостаточно владеют правильной устной речью и умением письменно излагать свои мысли. Анализировать причины, породившие это явление, я не буду. Этим достаточно-занимались и специальные конференции, и Институт школ и «Учительская газета», оказывающая большую помощь Народному комиссариату просвещения и привлекающая внимание учительства и общественности к актуальнейшим проблемам нашей работы. Приказ народного комиссара просвещения от 28/ХII 1940 г. о мероприятиях по улучшению преподавания русского языка в начальных, неполных средних и средних школах встретил поддержку и сочувствие широких масс учительства, общественности, руководящей прессы. Напомню по этому поводу о статье «Правды», которая была посвящена разъяснению значения приказа Наркомпроса.
Аналогичным приказом Народного комиссариата просвещения предписано провести конкретные мероприятия для повышения грамотности учащихся педагогических и учительских институтов.
Грамотность учащихся в значительной степени зависит от грамотности и общей квалификации учителей. Естественно, что Народный комиссариат просвещения поставил перед собой задачу заняться улучшением подготовки наших учителей в педагогических институтах, учительских институтах и педагогических училищах.
При этом внимание обращается на то, чтобы пересмотреть учебные планы и программы названных учебных заведений, разгрузить их от излишнего балласта, расширить преподавание предметов, имеющих прямое отношение к будущей деятельности преподавателя, в особенности усилить предварительную педагогическую практику студентов, находящихся ещё в стенах учебного заведения.
В настоящее время эти вопросы разрабатываются Народным комиссариатом просвещения вместе с Комитетом по делам высшей школы, К 1 апреля 1941 г. результаты этой ра~ ооты должны быть представлены на утверждение директивных органов.
Наряду с пересмотром программ и учебных планов педагогических высших учебных заведений и педагогических училищ Народный комиссариат просвещения проводит пересмотр учебных планов и программ начальной и средней школы. К 1 марта 1941 г. результаты этого пересмотра должны быть также представлены в директивные органы.
В каком же направлении ведётся пересмотр учебных планов и программ школы? Он проводится в том направлении, какое было указано в известном постановлении Центрального Комитета партии от 25 августа 1932 г. Там говорилось о перегрузке наших программ излишним материалом, о недостаточной увязке между собою программ, о наличии в них известного упрощенства, об отсутствии, по крайней мере, в некоторых программах по общественным предметам, последовательно проведённого принципа историзма. В своё время народному комиссариату просвещения было поручено Центральным Комитетом партии произвести пересмотр программ в указанном направлении. Некоторая работа была предпринята, но до конца доведена не была. В результате и в нынешних программах и учебных планах школ имеются налицо указанные в постановлении ЦК ВКП(б) недостатки.
Мы не говорим уже об оторванности учебного материала от жизни, теории от практики, о преобладании словесного, формального преподавания и усвоения учебного материала. Всем памятно указание товарища Молотова на XVIII съезде партии, что наша школа должна давать учащимся известные навыки для будущей практической деятельности. Понятно, поэтому, в каком общем направлении ведётся сейчас пересмотр учебных планов и программ. Этой работой занимается Научно-исследовательский институт школ. На ближайшей сессии Учебно-методического совета будут доложены результаты этой работы и затем представлены на утверждение Коллегии Наркомпроса.
По инициативе Научно-исследовательского института школ перед Коллегией НКП была поставлена проблема внесения в работу сельской школы известных элементов, связывающих её с интересами нашего социалистического земледелия. Коллегия рассмотрела этот вопрос. Решения её были опубликованы в форме приказа от 26 августа 1940 г. Этот приказ всем хорошо известен. Он встретил сочувственную поддержку по всей республике, не исключая отдалённейших окраин. Советские и партийные организации, пресса, учительство, колхозы живейшим образом отозвались на него. В некоторых областях, краях и АССР местные органы уже выделяют пришкольные земельные участки. Наркомпрос и его органы обязаны обеспечить проведение этого приказа в жизнь во втором полугодии 1940/41 уч. г.
Едва ли нужно пояснять, почему мы поставили вопрос о привитии учащимся некоторых практических навыков на январских совещаниях учителей в пределах всей нашей республики. Мы хотели привлечь учительство с его богатейшим опытом к рассмотрению этой проблемы. И мы не обманулись. Учительство двинулось навстречу этому призыву включиться в творческую работу наркомата, помочь нам своим опытом. Институту школ, Учебно-методическому совету, Управлению начальных и средних школ придётся изучить материал январских совещаний, относящийся к указанной проблеме. Этот материал будет дополнен результатами обсуждения той же проблемы и на данном республиканском совещании.
Вместе с пересмотром учебных планов и программ на тех же январских совещаниях, о которых я упоминал, был по- ставлен и другой важный и волнующий многих вопрос — о поднятии и укреплении сознательной дисциплины учащихся. Я, впрочем, должен здесь сделать некоторую оговорку. Постановка вопроса о сознательной дисциплине отнюдь не продиктована какими-либо чрезвычайными или острыми обстоятельствами. Мы не бьём никакой тревоги. Дисциплина в наших школах неуклонно повышается. Об этом уверенно говорят работники школ, особенно имея в виду последний год. Вопрос укрепления сознательной дисциплины поставлен на очередь дня потому, что такая дисциплина является одним из основных элементов коммунистического воспитания. Естественно, мы не могли обойти этот вопрос, когда ставили перед собой проблему качественного улучшения работы школы вообще. Действием же каких факторов достигается укрепление сознательной дисциплины? Прежде всего работой самого учителя. На сессии Учебно-методического совета, где рассматривали вопрос, товарищи с мест и наши лучшие московские директоры (Солохин, Новиков, присутствующие здесь) правильно указывали на то, что этот фактор является решающим: умение увлечь учащихся живым, ярким, творческим содержанием урока, живой пример учителя, согласованная деятельность педагогического коллектива, работа директора школы, — всё это в своей совокупности представляет собой могучий фактор, обеспечивающий укрепление сознательной дисциплины. Второй фактор — это семья, это родительский комитет, организованный в живой коллектив при школе. Такой коллектив предусматривает и будущий устав нашей школы, говорящий о родительском комитете, о классных собраниях родителей, о родительской коллективной самодеятельности, которая оказывает систематическую помощь школе. Одновременно с педагогическим персоналом школы семья несёт на себе и большую долю ответственности за то, как ученик работает, как он воспитывается дома, насколько он здоров, аккуратно ли он посещает школу, не поддаётся ли разлагающему влиянию улицы. Красной нитью сейчас в отношениях школы к семье проходят и призыв к сотрудничеству и напоминание родителям об ответственности за успеваемость, здоровье и поведение их детей. Третьим фактором, который обеспечивает укрепление сознательной дисциплины, является коллектив самих учащихся. Будучи максимально самодеятельным, он в то же время должен находиться под неусыпным, но отнюдь не назойливым воздействием педагога. Этот школьный коллектив вместе с пионерскими и комсомольскими организациями должен направляться живым, умелым, энергичным и твёрдым руководством неоценимого сотрудника Наркомпроса в этом деле — ленинского комсомола.
Таковы факторы, сотрудничеством которых создаётся сознательная дисциплина. Напоминая о них, я отмечаю, что на местах, в вашей практической работе, в деятельности руководимой вами школы такое сотрудничество должно осуществляться нзо дня в день. Так бyдут обеспечены условия, которые необходимы для укрепления сознательной дисциплины учащихся.
С вопросом о сознательной дисциплине связана и проблема надлежащей постановки в нашей школе физического воспитания молодёжи, её начальной и допризывной военной подготовки. Само наличие этих предметов в системе школьного обучения оказывает большое воспитательное и дисциплинирующее влияние на учащихся. Этим, конечно, не исчерпывается значение указанных дисциплин. Физическое воспитание учащихся, начальная и допризывная военная их подготовка— это те элементы, которые необходимы в деле коммунистического воспитания. Наша школа воспитывает всесторонне развитых молодых граждан, образованных политехнически, крепких, выносливых, здоровых, смелых, способных и к труду и к обороне родины.
Вот почему этим вопросам сейчас уделяется такое внимание.
Я упоминал уже о заседании Коллегии 9 января 1941 т.т посвященном этому вопросу и происходившем с участием представителей Народного комиссариата обороны, Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта и Центрального комитета комсомола. Тем же вопросом занялся и Совнарком РСФСР. 13 января текущего года им приняты решения, обязывающие Народный комиссариат просвещения РСФСР и его органы на местах провести в текущем году ряд практических мероприятий, имеющих целью поднять это дело на должную высоту.
Все перечисленные вопросы включены в план работы Народного комиссариата просвещения во втором полугодии, который был нами принят на последнем заседании Коллегии. Этот перечень дополнен ещё другими проблемами, которые мы должны с вами совместно разрешать во втором полугодии. Сюда относятся: ликвидация последних остатков неграмотности в нашей стране; разработка мероприятий, которые улучшили бы дело руководства детским чтением со стороны учителя, школы, библиотеки; развитие лекционного дела под руководством Народного комиссариата просвещения и местных органов; поднятие роли библиотеки в системе политико-просветительных учреждений.
На последней сессии Учебно-методического совета при обсуждении вопроса о сознательной дисциплине и о роли школьного коллектива весьма активное участие в этой дискуссии приняли представители нашей теоретической науки — педагоги, психологи, такие заслуженные деятели науки, как присутствующий здесь Николай Владимирович Чехов, как Николай Николаевич Иорданский, профессор Медынский, профессор психологии Корнилов, профессор Каиров, Ривес и другие. Участие их в обсуждении этих проблем оказалось чрезвычайно ценным. Это подало мне, как председателю сессии, повод обратиться к этим представителям науки с призывом включиться в нашу работу для того, чтобы систематически, изо дня в день освещать и оплодотворять своими теоретическими знаниями наш богатейший практический опыт и, с другой стороны, самим получать такое обогащение от практического опыта школы, от которого в последние годы эти представители нашей науки стояли несколько в стороне.
Мы хотим, товарищи, на деле выполнить известное решение ЦК партии «о восстановлении в правах педагогики». Мы желаем творческого сочетания теории с практикой. Мы хотим, наконец, осуществить сталинское указание о согласном сотрудничестве, как в одном оркестре, по выражению товарища Сталина, наших старых и молодых кадров. Для этого в ближайшее же время в Народном комиссариате просвещения будет созвано совещание представителей педагогической и психологической науки с практическими школьными работниками. Там конкретно, по-деловому, будет намечено, в каком плане и в какой очерёдности возможно осуществить это сотрудничества. Я должен сказать, что призыв, который был обращен к представителям науки, встретил с их стороны самый горячий отклик.
На кого же мы рассчитываем при осуществлении того плана, который был в беглых чертах намечен перед вами?
Мне хотелось бы сказать несколько слов специально об учительстве. Мне сдаётся, что на августовских учительских совещаниях и в особенности наглядно и выразительно на январских совещаниях учителей сказалось некоторое новое их настроение. Оно свидетельствует о стремлении учительства возможно более активно, горячо включиться в нашу общую творческую работу.
Ведь что случилось? В отличие от прежней практики учительских совещаний, которые занимались из полугодия в полугодие статистическими подсчётами итогов успеваемости, распределением школ по полочкам, в зависимости от показателей успеваемости, небольшими методическими вопросами в секционном порядке, — в этом учебном году в августе, а потом и в январе, на учительских совещаниях поставлены были животрепещущие принципиальные вопросы: нормы оценки знаний учащихся, сознательная дисциплина, привитие учащимся практических навыков, роль школьного коллектива. Это поднимает роль учительства. Со своим богатейшим опытом оно рвётся к творческой работе Народного комиссариата просвещения. Оно идёт ей навстречу. Необходимо использовать этот подъём и закрепить его организационно. При этом нужно вооружить наше учительство и необходимыми методическими ресурсами. Вот почему в плане Учпедгиза, утверждённом на днях Коллегией, более значительное место в сравнении с прошлым занимает «Библиотека учителя». В неё войдёт целый ряд необходимейших для наших учителей методических пособий.
Рассчитываем, мы, конечно, и на помощь семьи. Я говорил, какой семьи — семьи организованной, семьи, которая не только даёт школе свою помощь, но и получает от школы всё необходимое в смысле педагогических знаний и навыков, пропаганды общеобразовательных сведений, лекций и университетов для родителей, книг по вопросам воспитания и образования детей. Таковы конкретные формы помощи родителям,, необходимой для закрепления и поднятия на должную высоту их сотрудничества с нами в деле коммунистического воспитания молодёжи.
Нужно ли говорить о содействии, которое оказывает нам передовая общественность, и в частности советская интеллигенция? Почин черепановцев, недавний призыв интеллигенции села Федякино Рязанской области являются важным фактором нашей общей работы. В первых рядах наших сотрудников и соратников мы видим ленинский комсомол, откликающийся на любой призыв, проявляющий живейшую инициативу, ставящий наиболее остро вопросы просветительной работы. Помощь ленинского комсомола необходима для нас в деле осуществления поставленных перед нами задач.
Если учесть внимание и заботу, которые встречают наша школа, наука и учительство со стороны правительства, партии и лично товарища Сталина, совершенно очевидным становится, что мы имеем все данные для того, чтобы более уверенно, светло и бодро смотреть на перспективы нашей работы в области народного просвещения.
Быть может, я несколько утомил ваше внимание, развёртывая перед вами план работы Народного комиссариата просвещения. Но без этого плана мы с вами рискуем быть захлёстнутыми текучкой повседневной деятельности. Чтобы владеть своей работой, надо крепко держать руль, необходимо иметь компас, нужно следовать по чётко намеченному пути.
Я уверен, товарищи, что это совещание, проходящее под знаком плановости, в обстановке подъёма проблем культуры и коммунистического воспитания на необычайную высоту окажет решающее влияние на работу комиссариата и его органов на местах.
К бодрой, смелой, по-большевистски, по-сталински боевой работе в области народного просвещения и призывает вас руководство Народного комиссариата просвещения.
Три задачи стояли перед республиканским совещанием: во-первых, взаимная информация Наркомпроса и его органов на местах; во-вторых, оценка итогов минувшего полугодия нашей общей работы; наконец, обсуждение очередной проблемы улучшения качества учебно-воспитательной деятельности школы — именно привития учащимся практических навыков в процессе прохождения ими учебного материала.
С какими же итогами по выполнению этих задач заканчивает сегодня свою работу республиканское совещание?
Я полагаю, что со стороны Наркомпроса вы получили достаточно полную информацию о его работе. Каков генеральный план деятельности Наркомпроса до конца третьей пятилетки; в какой связи между собой и в порядке какой очерёдности поставлены в этом плане наши главные задачи; как они разрешаются или будут разрешены Наркомпросом, — обо всём этом достаточно подробно говорилось в выступлениях руководства Наркомпроса на республиканском совещании. Осведомлёны вы и о плане работ НКП на ближайшее полугодие. Вам остаётся учесть эту информацию, принять к руководству установки Наркомпроса и применительно к ним построить вашу собственную работу на местах. Этим будут обеспечены надлежащая её плановость, чёткость и согласованность в республиканском масштабе.
Достаточно полную информацию получил сам Наркомпрос от ваших сообщений с мест о работе, производимой отделами народного образования, школами, советскими и партийными организациями, общественностью, комсомолом. Это было не только живым отчётом о деятельности периферии. Это явилось и ценнейшим для всех нас обменом практическим опытом работы. Остаётся извлечь из него надлежащие выводы. Думаю, что одним из средств, облегчающих разрешение этой задачи, могло бы явиться издание в печатном виде материалов республиканского совещания или, по крайней мере, важнейшей их части.
Хотелось бы глубже использовать и организованную здесь выставку. Это могла бы сделать и пресса («Учительская газета»), ознакомив свою широкую аудиторию с интереснейшими из представленных на выставке экспонатов. Может быть, и вам самим следовало бы ещё пройти по выставке с надлежащими руководителями, чтобы получше освоить её поучительный материал.
По итогам истекшего полугодия и перспективам нового, наше совещание провело достаточно серьёзную работу. Результаты её зафиксированы в принятой совещанием резолюции. Эта резолюция будет внесена на рассмотрение Коллегии Наркомпроса; по утверждении она станет нашим оперативным документом. Такой же документ представит и резолюция о привитии учащимся практических навыков. В нём не только даны основные, принципиальные положения педагогического и дидактического характера. Он содержит и ряд практических указаний, которые могут быть немедленно использованы школой. Само собой разумеется, что предстоящей сессии Учебно-методического совета придётся уделить должное внимание этому документу при рассмотрении материалов, относящихся к вопросу о пересмотре программ и учебных планов нашей школы.
Можем ли мы быть более или менее удовлетворены работой совещания Наркомпроса? Мне кажется, на этот вопрос мы имеем основание дать, в общем, положительный ответ. Прежде всего, следует сказать, что всё совещание было выдержано в деловом тоне. Участники его воздерживались от общих мест и декларативных выступлений. В конкретности обсуждения вопросов заключается одно из достоинств нынешнего республиканского совещания. В начале его высказывалось сожаление, что представители мест — областей, краёв и республик не ставят перед Наркомпросом сколько-нибудь крупных вопросов и не вносят своих предложений. Однако после выступлений ряда товарищей едва ли можно признать заслуженным такой упрёк. Нам предстоит извлечь из стенограммы совещания предложения этих товарищей, систематизировать поставленные ими вопросы и серьёзно заняться их рассмотрением в практическом плане.
Прозвучала в выступлении одного из участников совещания— именно т. Лукина — и такая нота, что в обсуждение наших вопросов вносится недостаточно критики и самокритики, что, в частности, в позиции Наркомпроса, оказывается известная доля преждевременной самоуспокоенности?
Тов. Лукину по старой привычке, повидимому, хотелось бы, чтобы Наркомпрос преимущественно предавался публичному покаянию в своих грехах, как это бывало прежде.
Повидимому, заведующий Московским областным отделом народного образования смешивает две вещи — самоуспокоенность и здоровый оптимизм. Это, конечно, не одно и то же. Мы весьма далеки от самоуспокоенности. Ведь мы только начинаем вносить плановость в нашу работу. Мы провели лишь предварительную проверку и упорядочение нашей сети. Мы лишь поставили перед собой задачу её оборудования, оснащения учебными пособиями, снабжения всем необходимым и пока ещё очень мало смогли сделать для её действительного разрешения. Мы чрезвычайно озабочены количественным недостатком наших кадров и невысоким их качественным уровнем. Построение нашего аппарата на местах ещё не завершено. Контроль и проверка выполнения лишь частично улучшены нами, но обеспечены ещё далеко не достаточно. Нормы оценок знаний учащихся, новые учебники, методическая литература для учителей распространяются нами ещё в недостаточном количестве.
Грамотность учащихся, подготовка наших учителей оставляют желать ещё очень и очень многого. Успеваемость учащихся недостаточно ровна, и высока. Неохват школьной молодёжи школьного возраста, отсев, второгодничество — явления, которые требуют с нашей стороны неустанной и упорной работы. Сознательная дисциплина учащихся, их физическая культура, привитие учащимся некоторых практических навыков, — всё это проблемы, которые также требуют нашего внимания. Сюда же отношу я и ту проблему ликвидации последних остатков неграмотности и малограмотности, которой посвящено было выступление заместителя наркома т. Гаврилова.
Можно ли при этом говорить о самоуспокоенности? Наркомпрос озабочен всеми этими проблемами. Он сознаёт всю свою ответственность перед партией, правительством и народом за выполнение порученных ему огромных задач. Но озабоченность, но сознание ответственности лишь мобилизуют и организуют наши силы на выполнение намеченного плана. При этом мы проникнуты самым бодрым оптимизмом: для этого имеются все объективные основания.
Имеется ли некоторый сдвиг в нашей работе? Конечно, имеется. Можем ли мы констатировать её организационное и качественное улучшение? Несомненно. Больше ли плановости, чёткости и координированности стало в деятельности всей системы органов народного образования? Неоспоримо больше. Повышается ли успеваемость учащихся? Кто же может в этом усомниться? Растут ли наши учительские кадры, повышается ли их профессиональный, идейно-политический, общекультурный уровень? Никто не сможет этого отрицать. Больше ли внимания уделяют школе и просвещению советские и партийные органы? Вы сами убедительно свидетельствовали об этом в своих сообщениях с мест. Поддерживает ли нас широкая общественность, крепнет ли наше дружное и тесное сотрудничество с ленинско-сталинским комсомолом? Об этом красноречиво говорят факты, известные вам, сообщаемые ежедневно нашей прессой. Об этом рассказал здесь в своём прекрасном выступлении секретарь ЦК комсомола т. Романов.
Вот, что питает и поддерживает наш оптимизм. Вот что окрыляет нас и наполняет энтузиазмом. Нынешнему республиканскому совещанию уделено особое внимание представителями правительства и партии. Вы видели здесь председателя и заместителя председателя Совнаркома РСФСР; вчера со своим мудрым словом выступал здесь председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР товарищ Михаил Иванович Калинин. Всё это — естественная дань внимания к работе по просвещению, которая окружена заботой партии и правительства и — прежде всего и больше всех — вождя трудящихся, великого организатора социалистической культуры — нашего Сталина.
Совещание начало свою работу и заканчивает её в атмосфере подъёма, бодрости и радости. Мы, работники просвещения, чувствуем больше, чем кто бы то ни было, что жить нам стало лучше, жить стало веселее. В этом сознании и лежит объяснение того единения, дружелюбия, взаимного доверия и уважения, которыми проникнута была вся работа республиканского совещания.
Закрывая совещание, от имени руководства Наркомпроса приношу вам признательность за товарищеское сотрудничество ш помощь, которую принесли вы нам с мест. Проведём же второе полугодие в точном соответствии с нашими решениями. Закончим его с новыми показателями наших общих успехов.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +