Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Предварительные итоги учебного года и задачи школы. Из выступления на собрании директоров и заведующих учебной частью школ гор. Ленинграда 14 июня 1940 г.


Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи
Под ред. И.А.Каирова, А.Г.Калашникова и Н.А.Константинова.
Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.

Не думаю, товарищи, что мне надобно подробно вам объяснять, чем вызвана была моя поездка в Ленинград. Эта поездка — сердечная дань уважения великому городу Ленина, нашему крупнейшему пролетарскому центру, где зачиналась и победоносно завершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция.
Мой приезд является данью уважения к тем, которые в городе Ленина, величайшем пролетарском центре, волей партии и правительства призваны организовывать ответственнейшее дело народного просвещения.
Это дело в настоящее время находится в центре внимания партии, правительства и всей советской общественности. В итоге социалистического строительства, приближающегося к своему завершению, на первый план выдвигаются задачи воспитания нового человека, члена будущего бесклассового общества. На нашу с вами долю выпали счастье и честь — быть призванными к этой работе, чтобы помочь родиться новому человеку.
Об этих задачах, стоящих перед нами, я и приехал побеседовать с вами. Мне известно, что в Ленинграде вопросы просвещения ставятся смело и обсуждаются серьёзно. Здесь, в городе Ленина, просветительная работа поднята на значительную высоту.
Такое явление представляется вполне естественным. Город Ленина, бывший Петербург, хранит старые культурные традиции. Учительство Ленинграда представляет собою передовой отряд нашей армии просвещенцев. Около 40 проц. ленинградского учительства имеет от 10 до 15 лет стажа. 12 проц. местных педагогов трудятся на ниве просвещения свыше 25 лет. Понятно, что в вашем городе общий уровень просветительной работы достаточно высок.
Для чего же конкретно понадобилась наша встреча с вами?
Во-первых, для того, чтобы этим собранием положить начало нашему непосредственному, живому трудовому общению, необходимому для разрешения стоящих перед нами грандиозных задач.
Во-вторых, чтобы узнать, чем живёт, чем дышит, над чем работает та масса ленинградских работников просвещения, которая представлена на этом собрании в вашем лице.
В-третьих, чтобы рассказать вам о том, чем занят в данный момент Наркомат просвещения.
Наконец, чтобы найти здесь общий язык и товарищески, дружески договориться о совместной работе и взаимной помощи при разрешении актуальнейших задач нашей просветительной работы.
Таковы вопросы, которые я хотел бы осветить на этом собрании.
Встреча наша произошла. Информацию о том, чем заняты работники просвещения в Ленинграде, я получил сегодня на этом собрании. Теперь надлежит осведомить вас о том, чем занят сейчас сам Наркомат просвещения. Для этого я начну с ответов на поступившие ко мне вопросы.
Прежде всего меня спрашивают, каковы сведения наркомата о результатах проверочных и выпускных испытаний текущего года?
Исчерпывающих данных по этому вопросу я вам сообщить пока не могу. Однако некоторые предварительные сведения уже имеются в распоряжении Наркомата просвещения. Позвольте мне воспроизвести эти данные по лежащему передо мною документу.
Об успешной работе школ в 1939/40 уч. г. свидетельствуют многочисленные показатели высокой успеваемости, выявившейся на устных и письменных испытаниях по ряду школ в районах, городах и республиках нашей федерации.
В Ленинском районе г. Молотова, во 2-й, 11-й, 17-й, 21-й, 25-й школах учащиеся X классов не получили ни одной неудовлетворительной отметки по сочинениям.
В Закамской средней школе 3-го Краснокамского района письменные контрольные работы по русскому языку и литературе прошли без единой плохой отметки.
В 10-й школе в классах VI «А», VI «Б», V «А», V «Б», V «Д» имеются лишь хорошие и отличные отметки. Учащиеся VII класса 8-й школы Краснокамского района прекрасно отвечали по русскому языку и литературе. 26 человек сдали на «отлично» и 6 — на «хорошо».
Целый ряд школ Ярославской области имеет классы с полной успеваемостью.
В 3-й школе г. Рыбинска VII классов держатся на уровне полной успеваемости по русскому языку. В устных ответах обращают на себя внимание весьма чёткие и грамматически правильные формулировки. Ответы подкреплялись прекрасными примерами из художественной литературы. Грамматический разбор в 3-й, 43-й, 49-й школах производился учащимися весьма уверенно.
В г. Белозерске Вологодской области наилучшие результаты по большинству школ, дали IV классы, имеющие почти полную успеваемость по всем предметам. Учащиеся обнаружили устойчивые навыки русской грамотности- В устных ответах по географии они проявили не только достаточные знания, но и умение передавать их в связной форме.
В г. Москве в 634-й и 367-й школах Железнодорожного района учащиеся самостоятельно давали анализ произведений классической и современной литературы.
Ученик X класса 634-й школы Андрей Гордиенко, излагая произведения Шекспира «Гамлет», дал неплохой анализ этого образа, стоящего на рубеже двух эпох. Особенно внимание обратило на себя прекрасное чтение этим учеником монолога «Быть или не быть?» Следует отметить, что Гордиенко является членом комсомола и призывается в ряды Красной Армии.
Ученик IX класса той же школы Саша Крыжановский s сочинении на тему «Новое общество» по роману Чернышевского «Что делать?» не только дал правильную оценку этого произведения, но и сумел сопоставить эпоху Чернышевского с современной нам действительностью.
В ряде школ весьма активное содействие должной подготовке к испытаниям и успешному их прохождению оказали комсомольские организации.
Комсомольцы 14-й неполной средней школы г. Сталинска Новосибирской области развернули широкую массовую работу по подготовке учащихся к испытаниям и помощи отстающим товарищам. Недавно 9 комсомольцев этой школы за отличную успеваемость, высокую дисциплину и общественную работу были в торжественной обстановке отмечены горкомом комсомола.
Я отметил весьма бегло положительные достижения школьной работы, выяснившиеся в итоге 1939/40 уч. года. Наряду с этим успехом обнаружились некоторые теневые стороны.
В 37-й школе г. Молотова из 34 учащихся VII класса «Б» 13 написали контрольный диктант на «плохо».
В 26-й школе из 38 учащихся IV класса 17 получили по диктанту «плохо».
В Ануфриевской школе Белозерского района из 33 человек 9 написали диктант на «плохо», а 2 — на «очень плохо».
В 428-й школе Сталинского района г. Москвы из 32 учащихся X класса «Б» письменную работу по алгебре 16 человек, т. е. половина, выполнили на «плохо».
В 598-й школе Свердловского района г. Москвы в X классе «А» из 26 человек третья часть выполнила письменную-работу по геометрии на «посредственно». Все остальные получили оценку «плохо».
В ряде школ нашей федерации учащиеся проявили неудовлетворительные знания по алгебре и арифметике. В частности, обнаружился слабый навык учеников в решении задач на проценты.
На испытаниях по географии в V классах г. Молотова учащиеся обнаружили неумение обращаться с компасом и не знали, что такое барометр.
Во 2-й школе г. Молотова учащиеся проявили теоретические знания по физике, которые казались достаточными. Однако задачи они решали очень слабо. Когда же нужно было проделать некоторые опыты с приборами, ученики уже вовсе растерялись.
Не везде оказались на должной высоте и учителя наших школ.
В Ленинском районе Горьковской области, по 28-ми VII классам преподаватели пропустили на контрольных диктантах 6461 ошибку, в том числе орфографических 2927.
Проведённые письменные контрольные работы по русскому языку в четвёртой четверти в IV, V и VII классах 28-й школы г. Чкалова обнаружили крайне низкую успеваемость учащихся.
В VII классе 313-й школы г. Москвы (как видите я не страдаю чрезмерным местным патриотизмом и московские грехи демонстрирую перед вами с полной откровенностью) на вопрос, какая союзная республика является 12-й по счёту, последовал ответ: «Карельская с главным городом Петропавловском». Потом было добавлено: «Там промышленность даёт стране много хлеба».
Судите сами: допустимы ли в советских школах подобные ответы?
Теперь позвольте сообщить вам некоторые мои личные впечатления об итогах истекшего учебного года.
Я не могу, конечно, претендовать на безупречность своих обобщений. Думаю, однако, что непосредственные впечатления человека, посетившего немалое количество школ, посидевшего на уроках, участвовавшего в экзаменах, в том числе и в двух школах г. Ленинграда, имеет некоторое право на ваше внимание.
Начну с общего моего вывода, что в сравнении со старыми, дореволюционными школами, которые хорошо нам известны по опыту, наши учащиеся в настоящее время знают больше и лучше того, что знали ученики выпускных классов гимназий, реальных и коммерческих училищ. Этот факт для меня сомнению не подлежит.
Вместе с тем следует отметить, что учащиеся наши обладают знаниями в тех областях, которые были закрыты для молодёжи прежнего времени. Все мы знаем, что происходило в том случае, когда в книжках ученика старой гимназии обнаруживалось знаменитое письмо Белинского к Гоголю. Это обстоятельство служило достаточным основанием для немедленного исключения такого ученика из школы.
А вот в Москве, в одной из школ, и притом в классе, который не пользуется репутацией сильного, я слышал уверенный ответ ученика о том, что такое письмо Белинского к Гоголю. Ученик знал и об эволюции философских взглядов Белинского, о влиянии на него идей Шеллинга и Гегеля, о последующем разочаровании «неистового Виссариона» в преклонении перед «философским колпаком» прусского мыслителя. Учащиеся нашей школы могут толково рассказать о творчестве Горького, о поэзии Маяковского, о революции 1848 г., о Коммунистическом манифесте, о I Интернационале. Нужно ли напоминать, что о таких познаниях в старой школе не приходилось и мечтать?
В одной из московских школ ученица X класса излагала при мне свой реферат на тему о «Гамлете» Шекспира. Анализ этого произведения был достаточно продуманным. Я пожалел лишь о том, что в передаче гениального творения Шекспира не чувствовалось его эмоционального восприятия. Между тем, по моему мнению, такое восприятие обогащает нашу душу образами, которые остаются нашими спутниками на всю дальнейшую жизнь.
Я говорил учащимся, что когда ещё совсем юным студентом я был приглашён в дом Льва Толстого, я с бьющимся сердцем стоял перед его дверью. Я волновался перед встречей с великим художником, создателем огромного мира живых существ, которые остались верными моими спутниками до нынешнего дня.
К сожалению, у некоторых преподавателей литературы я заметил известное увлечение абстрактным анализом идеологического содержания художественных произведений в явный ущерб их образно-эмоциональной ценности. В результате в ответах юношей и девушек 16 и 17 лет тот же Толстой изображался нередко лишь как мыслитель, запутавшийся в собственных ошибках. Создалось впечатление, что Толстой, в лучшем случае, заслуживает только снисходительное отношение. В самом деле, народ он идеализировал, истинных факторов войны он не понимал, о Наполеоне судил неправильно, исход сражений ставил в зависимость от стихийных движений масс. Вот, и Ленин указывал на те же заблуждения Толстого.
Естественно возникла потребность спросить у этих снисходительных мальчиков и девочек: «А почему Ленин считал того же Толстого гениальным художником? И в чём эта гениальность выражается?»
Порою на этой почве возникал оживлённый разговор с учащимися. В результате приходилось констатировать, что текста произведений Толстого они часто не знают и сами произведения усваивают лишь со слов преподавателя.
Такое преподавание литературы я считаю явно неудовлетворительным и методически неправильным. Я настаиваю на том, что основой преподавания литературы должен служить подлинный текст произведения. Без атого нет знания литературы и не может быть любви к её творческому, художественному содержанию. Так я понимаю это дело. Хотелось бы знать, сочувствуете ли вы такому мнению?
То же самое, лишь с некоторыми вариантами, приходится сказать и о преподавании истории. Незачем доказывать, что к её проблемам нужно подходить с известным уважением и осторожностью. Между тем нередко наш учитель с циферблатом в руках стремительно проносится вместе с учащимися мимо крупнейших явлений исторического прошлого. Конечно, в первую очередь в этом повинны наши программы. Они явно перегружены материалом. Повидимому, составители этих программ никак не могли освободиться от мысли, что многие учащиеся средней школы, покинув её, больше уже не вернутся к истории. Поэтому, видите ли, и нужно поскорее нафаршировать их историческими сведениями. Однако можно ли забывать большевистское правило «Лучше меньше, да лучше»?
К сожалению, это правило не проводится у нас при преподавании истории...
До сих пор ещё звучит у меня в ушах стереотипная формулировка ответа учащихся о роли Англии в XIX в.: «Во второй половине XIX в. Англия превратилась в главную мастерскую Европы». Спрашиваешь: почему превратилась? В какую мастерскую? Что вы знаете о промышленном перевороте XVIII в.? Почему он произошёл? Какие изобретения сообщили английской промышленности её невиданный размах? И т. д. Конкретного ответа на это не получаешь. Но штампы повторяются уверенно, по-попугайски.
Одной из очередных наших задач в ближайшее время должен быть пересмотр школьных программ по истории. Необходимо их облегчить и вместе с тем углубить. Таким образом, внимание учителей и учащихся будет сосредоточено лишь на основных моментах исторического процесса.
Конечно, помимо перегруженности программы неудовлетворительная постановка преподавания истории объясняется ещё отсутствием учебников по этому предмету. Здесь я касаюсь больного места. Не сомневаюсь, что сообщение об учебниках будет выслушано вами с особым интересом. Однако разрешите, в некоторое нарушение логической последовательности моей информации, вернуться ещё к преподаванию литературы и родному языку. Я говорил уже, что в преподавании истории в наших школах зачастую наблюдается применение упрощенного штампа. То же самое явление имеет место и в постановке предмета русской литературы.
В V, VI и VII классах нашей школы, где ведётся литературное чтение, наши преподаватели весьма нередко проявляют недостаточное внимание к тексту произведения. При таких условиях учащиеся сохраняют недостаточно конкретное и стойкое впечатление от живого языка и художественных образов читаемого текста. Сообщаемые преподавателем биографические сведения о писателях зачастую сбиваются на казённый формуляр. В такой передаче фактов, относящихся к жизни и творчеству писателей, стираются индивидуальные особенности гениальных художников слова. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев становятся безликими.
Естественно, что такие уроки литературы менее всего способны развивать культуру речи учащихся. Конечно, нельзя отрицать, что в общем качество этой речи постепенно улучшается. Порой приходится слышать и такие ответы наших школьников, которые радуют живостью, связностью и выразительностью речи. И всё-таки, наряду с этим, приходится отметить, что слишком часто в устных ответах наших учащихся и в каждой почти фразе повторяются лишённые смысла слова: «ну», «вот», «теперь», «значит» и т. д. С другой стороны, порой и в неплохой речи учащегося вдруг пробивается вульгарная струйка. Недавно, как сказано, я слушал устный доклад ученицы X класса о «Гамлете» Шекспира. Всё шло гладко. Но вот, рассказывая, как Гамлет собирался убить Клавдия, докладчица сообщила, что, увидев короля, стоящего на молитве, Гамлет отказался выполнить при этих условиях своё намерение. Он сообразил, что, если убьёт злодея, «тот прямым сообщением попадёт в рай».
В заключение та же докладчица сразила меня совсем уже замечательной фразой: «Гамлет решил, что этот номер не пройдёт».
Я убеждён товарищи, что вы поддержите мой призыв: серьёзно, упорно, непримеримо бороться против искажений нашего прекрасного русского языка.
Конечно, наш учащийся повинен только отчасти. Слух его непрерывно засоряется изуродованными до неузнаваемости словами живого языка. Прислушайтесь хотя бы к тому, как. говорят дикторы нашего радио. Порой можно, в ужас придти от того, что они творят с русскими словами. Такая порча языка не может не передаваться и подрастающему поколению. Всем, кто ценит красоту и богатство нашего языка, надлежит неустанно бороться с таким явлением.
К недостаткам постановки преподавания истории литературы в нашей школе следует отнести перегрузку программ: этого предмета материалом и его неправильное распределение по классам.
Нужно пересмотреть такую постановку. В результате переобременения программы и порой недостаточной методической вооружённости нашего преподавателя истории литературы и здесь пускаются в дело штампы и упрощённые схемы, подменяющие живое и конкретное изложение историко-литературного материала. При этом приходится убеждаться, что? традиции наукообразного социологизма ещё не окончательно изжиты нашей школой. Об этом свидетельствует, отчасти, и существующая программа по истории литературы.
Можно ли не улыбнуться, читая в программе по истории русской литературы, что Алеко в «Цыганах» Пушкина разоблачает язвы капиталистического строя? Можно ли не изумиться тому открытию, что в некоторых своих произведениях: Генрих Гейне предрекает пролетарскую революцию?
Можно ли мириться с такой характеристикой «Короля Лира», что он-де является «феодалом с головы до пят»? В своём усердии составители программ доходят до того, что обретают и у Гамлета известные элементы материалистического мировоззрения.
Совершенно очевидно, что придётся пересмотреть программы по истории литературы, чтобы освободить их от подобных абсурдов.
Меня спрашивают: будут ли пересмотрены в ближайшее время учебные планы и программы? Этот вопрос ставят в связь с известным решением правительства о введении в нашей школе допризывной военной подготовки. Какое место найдёт в учебных планах упомянутый мною предмет? Окончательного решения я вам сообщить ещё не могу. Однако с некоторой предварительной информацией я могу с вами поделиться.
Ещё не выяснено, какое количество часов в учебных планах наших школ может быть отведено на допризывную военную подготовку вместе с физкультурой. Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта настаивает на сохранении, по крайней мере, одного часа на физкультуру в каждом из классов нашей средней школы. Комитету представляется, впрочем, что и такое количество времени ещё не обеспечивает надлежащей постановки этого предмета. Поэтому комитет предлагает увеличить указанное время. Мне представляется сомнительным, чтобы можно было принять такое решение. Между прочим существует мнение, что физкультуру следует рассматривать как один из составных элементов допризывной военной подготовки. Мне хотелось бы знать, товарищи, как вы относитесь к этому взгляду?
Существует далее такая точка зрения, что не следовало бы, вводя допризывную военную подготовку в нашу школу, выходить за пределы нынешних 27 часов нашей школьной шестидневки. Добавив ещё один лишний час, мы увеличили бы сетку учебных часов до 28, а в национальной школе — до 29. Конечно, было бы лучше обойтись без этого. Если, однако, нам придётся, сохранив один час для физкультуры, добавить ещё два часа на допризывную военную подготовку, мы вынуждены будем не только увеличить на один час учебную сетку, но и пожертвовать кое-чем в рамках существующего учебного плана. Вы спросите: за чей счёт будут принесены эти жертвы?
Сегодня здесь весьма горячо выступал представитель рисования. Он сетовал, что его предмет находится в нашей школе в худших условиях, чем было до революции. Рисование мы трогать не собираемся. Однако я не знаю, не присутствует ли на нашем совещании представитель другой художественной дисциплины — именно, пения. Боюсь, что если я сообщу, что мы собираемся пожертвовать пением в интересах физкультуры и допризывной военной подготовки, то кто-нибудь потребует слова, чтобы выступить на защиту интересов пения.
Предупреждая такое выступление, я должен сказать, что нынешняя постановка преподавания пения в наших школах оставляет желать слишком многого. Насколько мне известно, на уроках пения поют старательно только хорошие, усердные девочки. Мальчики, как правило, уклоняются от пения.
Конечно, такое пение даёт учащимся слишком мало.
Я полагаю, что пению следовало бы отвести место в плане внешкольной работы с учащимися. Я вспоминаю свой собственный детский опыт. Мне никогда не забыть тех часов,,, когда в воскресные дни в гулких коридорах и пустых классах огромной казённой гимназии мы налаживали свой ученический оркестр. Какое приволье, какое веселье, какая свежесть восприятий музыки нашего начинающего ансамбля! Эти увлекательные занятия вносили в наше общее развитие драгоценный художественный элемент. Ведь любить музыку, воспринимать её, хотя бы эмоционально, а тем более, знать её — это радость, которая может скрасить жизнь. Нынешними уроками пения это, конечно, не даётся. Вот почему мы и допускаем, что в интересах допризывной военной подготовки и физкультуры можно пожертвовать преподаванием пения в школе, перенеся его на факультативные внешкольные занятия учащихся.
Возможно, что на этом наши жертвы и не остановятся. Мы пойдём на них потому, что признаём всю важность воспитания в нашей школе физически крепких и подготовленных к военной службе молодых людей.
Здесь выступали с вопросом о преподавании Конституции в нашей школе. Одна из записок спрашивала, как собираемся мы обеспечить надлежащее преподавание этого предмета. Должен сообщить, что учебника по нему мы ещё не имеем. Правда, учебник написан и передан на рассмотрение авторитетных рецензентов. Каково будет их заключение — предсказать не берусь. Я должен лишь отметить, что в настоящее время преподавание Конституции ведётся в наших школах явно неудовлетворительно. В своём докладе заведующий городским отделом народного образования констатировал, что многие преподаватели вынуждены довольствоваться одним лишь текстом Конституции. К нему, по мере своих познаний и изобретательности, они добавляют ещё кое-какие сведения, полезные для учеников.
При таких условиях, быть может и не явилось бы слишком тяжёлой жертвой сокращение в пользу допризывной военной подготовки одного или двух часов, предоставленных нашей школе для преподавания Конституции. Разумеется, самостоятельно Наркомпрос не в праве принять такое решение. Но думается, что, когда мы получим учебник, по этому предмету, ущерб во времени был бы во много раз возмещён лучшим качеством преподавания. Могу ли я обещать, что уже к началу 1941 г. мы дадим этот учебник? Такой надежды я ещё не теряю. Однако я не даю вам обязывающих обещаний. На этот путь я не вступлю.
Перехожу к вопросу об учебниках. План издания стабильных учебников на 1940/1941 уч. г. утверждён Наркоматом просвещения. Документ этот находится при мне. Но я не вижу надобности воспроизводить перед вами длинный перечень намеченных в нём изданий. Я должен лишь отметить, что до недавнего времени осуществление этого плана упиралось в недостаток бумаги. Сейчас это затруднение устранено. При поддержке правительства нам удалось обеспечить Учпедгиз, необходимым количеством бумаги для издания учебников. При этом пришлось сигнализировать, что до сих пор основные затруднения с изданием учебников возникали вследствие неудовлетворительной работы Наркомлеса — нынешнего Наркомата целлюлозной и бумажной промышленности. Об этом нарком просвещения заявлял и с трибуны Верховного Совета РСФСР. Это казалось ему необходимым.
В самом деле: зачем Наркомату просвещения сохранять неизменную позу всенародного покаяния? Это не к лицу уважающим себя работникам просвещения. Они знают свои недостатки. Они не намерены их скрывать. В порядке самокритики они, как большевики, сами укажут на них и сделают всё для их скорого исправления. Но пусть и другие несут свою долю ответственности, если по их вине страдают интересы просветительной работы.
В настоящее время Учпедгизу выделено 11,5 тыс. тонн бумаги целевого назначения для напечатания школьных учебников. К 1 сентября Учпедгиз обязан выпустить 50 млн. учебников. Не позднее 1 декабря он должен дать школе еще 28,5 млн. книг. Как идёт сейчас это дело? В настоящее время полиграфическая база Учпедгиза расходует ежедневно, довольно много бумаги на печатание школьных учебников. Необходимо лишь, чтобы поставки бумаги продолжались равномерными количествами и без перебоев. Вы скажете: хорошо. Бумага есть. Типографии работают. Но что печатается. на1 этой бумаге? В ответ на этот вопрос я хотел бы вкратце сообщить вам о положении с тремя важнейшими группами учебников: по литературе, по истории и, наконец, по теории, эволюции.
Имеется решение, обязывающее Наркомпрос к 15 мая сдать в производство представленные ему на рассмотрение учебники истории. Это — учебники по истории древнего мира, по истории средних веков, по новой истории, по истории СССР. Большинство этих учебников уже проверено на школьном опыте. Почти все они просмотрены и одобрены Институтом школ и Институтом истории при Академии наук. За некоторыми незначительными поправками они могут быть даны школе в качестве стабильных руководств.
Что касается учебников по литературе, то. конференция виднейших специалистов, созванная Наркомпросом в начале марта, высказалась за возможность принятия существующих учебников для V, VI и VIII классов нашей средней школы в качестве стабильных руководств. С этим мнением Наркомпрос согласен.
Учебники для VII, IX и X классов написаны заново и находятся на рассмотрении наркомата. Составлены они применительно к заключению упомянутой мартовской конференции, занимавшейся вопросами преподавания литературы в нашей средней школе. Соответствуют они и тем принципиальным положениям, которые выдвинуты запиской, внесённой недавно в директивный орган, о преподавании литературы в средней школе и о плане составления учебников по этому предмету. Возможно, что Наркомпросу будет разрешено утвердить уже одобренные рецензентами и жюри для VII, IX и X классов. Впрочем, как сказано, я ничего не обещаю. Я лишь выражаю надежду, что Наркомпросу удастся в непродолжительном времени снабдить школу полным комплектом учебников по литературе и истории литературы.
Составлен также и учебник по истории эволюции. Однако в нём имеются некоторые вопросы, вызывающие споры между специалистами. Эти вопросы относятся преимущественно к области генетики. Вокруг них ведётся полемика, которой не видно конца. Вероятней всего, придётся изъять из этого руководства спорные элементы. В конце концов, школе необходимо дать лишь основные принципы учения Дарвина и его последователей. Дискуссионные вопросы, вызывающие острую полемику в лагере учёных, лучше предоставить им самим.
Сообщая вам о том, как стоит вопрос об издании стабильных учебников для начальной школы, я прошу вас уделить должное внимание и другому вопросу крупной государственной важности. Я говорю об организации скупки подержанных учебников. Таковых мы должны собрать к началу учебного года 56 млн.
Мне известно точно, как обстоит дело со скупкой подержанных учебников в Ленинграде и Ленинградской области. Но, кажется, здесь ещё сделано далеко не всё, что можно и нужно. Во всяком случае, мы рассчитываем на активнейшее содействие этому делу со стороны органов народного образования и всего учительства. Учительство должно осознать всю важность закупки подержанных учебников. Это дело неплохо выполняется Когизом. Помогают ему также и школы. Значительно неповоротливее действует в этой области кооперация. Но мы надеемся понудить и её к выполнению своих обязательств. Мы рассчитываем, что Совнарком РСФСР окажет нам значительную помощь в этом деле. Во всяком случае, 56 млн. подержанных учебников должно быть собрано к началу учебного года...
Нас спросили затем, когда школам будут даны принципы критериев оценки успеваемости учащихся.
Критериям оценки успеваемости посвящена была недавняя сессия Учебно-методического совета при Наркомпросе. Доклад о принципах этих критериев сделан был проф. Всесвятским — директором Института школ. Он дополнен был двумя содокладами о критериях оценки успеваемости по русскому языку и математике. Все эти доклады вызвали горячую дискуссию. В заключение принято было решение переработать и дополнить доклад Института школ, а проекты критериев по отдельным предметам сдать в соответствующие секции для подробного рассмотрения. В месячный срок эта работа должна быть закончена. Считаю необходимым предупредить, что предстоящее опубликование этих критериев не следует рассматривать, как установление каких-то канонов, представляющих последнее слово школьно-педагогического законодательства. Подготовляемые критерии оценки успеваемости должны дать преподавателям лишь ориентирующие указания. Мы хотим вооружить учителей некоторыми методическими установками, а не догматами.
Перехожу к последней теме своего сообщения. Я хочу указать вам, в чём мы рассчитываем на вашу помощь. Без неё мы не могли бы полностью разрешить поставленные перед нами задачи.
Партия и правительство возложили на Наркомпрос и его органы осуществление всеобуча. Этой задаче мы подчиняем всю нашу работу. Что значит всеобуч в переводе на язык цифр? Это значит, что к концу 1940 г. мы должны дать стране новых 6 700 школ, принять в школу ещё 3,5 млн. учащихся, подготовить дополнительно кадры учителей в количестве ; 129 тыс. человек. Такова задача. Мы обязаны перед правительством и страной выполнить её в положенный срок. Для этого прежде всего необходимо упорядочить школьную сеть. Эта работа имеет исключительно важное значение. Следует отметить, что школы возникали у нас в стране нередко вне плана, без согласования с центром и без учёта действительной потребности в них населения. Местные власти по своей инициативе решают построить школу, отводят участок, закладывают фундамент, затрачивают десяток — другой тысяч рублей. Затем они обращаются в Наркомпрос и требуют: «Давайте нам денег, снабдите школу оборудованием, обеспечьте её учителями...» Словом, пуговица готова — потрудитесь пришить к ней пальто. С этими беспорядками мы должны бороться.
В Сталинградской области проверку и упорядочение школьной сети местные органы провели по своей инициативе. Это сократило на 500 учителей потребность по данной области. Это создало значительную экономию местных финансовых средств. О ней, впрочем, я пока больше не скажу. Нет нужды раньше времени вызывать радостный переполох в органах Наркомата финансов.
В Ленинграде и Ленинградской области работа по изучению и упорядочению сети ещё не выполнена. Её требовалось закончить к 1 мая. Сейчас июнь, а дело ещё не доведено до конца. Такая позиция со стороны города и области Ленина недопустима. Вы должны оказать Наркомпросу содействие в скорейшем выполнении этого задания.
Нужно далее выполнить план школьного строительства. И в этом отношении в Ленинграде дело обстоит не вполне благополучно. 6 новых школ города готовы лишь на 11,3 проц., 3 переходящих школы — только на 59,3 проц. Подтянуться нужно и в этом вопросе. В Ленинграде школы строятся наряднее и комфортабельнее, нежели в Москве. Мы требуем, чтобы они и заканчивались к положенному сроку.
В школы необходимо вовлечь всех детей школьного возраста. В Ленинграде имеется свыше 3 тысяч не охваченных школой детей. Второгодников на 340 тыс. человек в проверенных районах оказалось в текущем году 16 700 человек. При таких условиях работу городского отдела народного образования нельзя признать вполне удовлетворительной.
Нужно далее вплотную и всерьёз заняться подготовкой учительских кадров к предстоящему учебному году. Как понимаем мы эту подготовку в плане августовских совещаний, я скажу вам в двух словах. Наркомпросу не поднять грандиозных задач, поставленных перед ним, если на помощь себе он не призовёт учительских масс. На предстоящих августовских совещаниях мы хотим отступить от традиции, которая сводила эти совещания к спешному и поверхностному ознакомлению учителей с методическими установками по отдельным предметам. Взамен этого мы хотим во всём масштабе республики поднять августовское совещание учителей на высоту принципиальных проблем политики просвещения.
До сих пор учитель оставался в стороне от этих проблем. Однако жизнь повелительно требует, чтобы он активно включился в обсуждение и расширение основных вопросов работы Наркомата просвещения. В эту сторону должны быть мобилизованы внимание и сила всей армии просвещенцев.
Приказ Наркомпроса, изданный на днях, предлагает отделам народного образования подготовить и провести августовские совещания учителей в указанном мною плане. Это не значит, что на совещаниях не будет организована секционная работа. Такая работа возможна и желательна как дополнение к пленарным совещаниям, где учительство будет активно обсуждать поставленные перед ним общие вопросы нашей просветительной политики. В этом деле Наркомпрос рассчитывает на ваше горячее и плодотворное содействие.
Кроме учительства, на помощь школе приходит наша советская общественность. В первых её рядах идёт ленинский комсомол. На X пленуме ЦК ВЛКСМ был выброшен лозунг — «Всем лицом повернуться к школе». Такой поворот ещё не реализован в должной мере. Мы обязаны активно и планомерно содействовать привлечению комсомольской молодёжи к работе вместе с нами внутри школы и вне её.
За комсомолом идёт наша широкая советская общественность. В частности значительное оживление интереса к школе и к вопросам воспитания наблюдается в родительской среде. Когда узнаёшь, что в Горьковской области открыто 16 родительских университетов и 8 лекториев, что в подмосковном Серпухове действует 4 родительских университета — спрашиваешь себя: а сколько таких университетов имеется в Ленинграде. (С места: «Один».) Если один, то такое положение нужно исправить. Я не сомневаюсь, что в городе Ленина в этом направлении будет сделано всё, что соответствует достоинству носимого им имени.
Товарищи, я пришёл со словами приветствия и с призывом к общей работе в город Ленина из города Сталина — красной Москвы.
Ленинград и Москва. Два величайших города Советского Союза покажут пример всей стране, как горячо, смело, радостно, по-большевистски нужно работать над разрешением благороднейших задач — над воспитанием нового человека — члена бесклассового коммунистического общества.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +