Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Большая любовь (продолжение...)


Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Не торопясь, отчетливо и уверенно провел он грамматический разбор знаменитого монолога царя Эдипа. Когда урок подходил к концу, студент с ужасом понял, что грамматический разбор проведен неправильно. До звонка оставалось несколько минут.
— Господа, — сказал Лызлов, обращаясь к гимназистам, — я сделал ошибку. Вы слушали неправильный разбор, а вот теперь послушайте правильный.
Оценивая этот урок, директор гимназии, человек справедливый, несколько удивил педагогов.
— Урок был хороший, — сказал он, — а самое лучшее в этом уроке то, что будущий учитель признал свою ошибку.
И Лызлов запомнил этот урок. Зная, что учитель никогда не говорит им неправды, ученики верили ему во всем.
В те годы в некоторых школах пытались ввести «бригадные методы» и «свободное расписание». Предполагалось, что школьники должны заниматься самостоятельно, без педагогов, переходя по своему желанию из одного «кабинета» в другой, Лызлов, который был помощником заведующего Мытищинской школой, решительно отверг «бригадные методы» и «свободное расписание».
— Учить ребят должны учителя, а не кабинеты. Везде обязан учитель помогать ученику, вести с ним индивидуальную работу, учитывать его особенности, ошибки.
Это Лызлов говорил и в школе, и в Мытищинском отделе народного образования, и в московском Доме учителя, куда он часто ездил послушать лекции профессоров.
Особенно интересовали Лызлова лекции по историческому материализму, которые читал профессор Орест Владимирович Трахтенберг, заведовавший кафедрой в МГУ. Эти лекции в Доме учителя Лызлов никогда не пропускал. Он сам руководил в Мытищах кружком педагогов, изучавших историю. Это было не совсем точное название. В кружке изучали историю философии, историю труда, читали «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал», вообще читали очень много. С большой охотой учителя выступали с докладами. Начинались горячие споры, мечты вслух.
В начале тридцатых годов в Мытищах были закрыты старшие классы средней школы, где Лызлов преподавал обществоведение. Директор школы перешел в техникум, а Лызлов был направлен в фабрично-заводское училище. Два года спустя он стал учителем русского языка в семилетней школе подмосковного села Пушкино.
Это село было хорошо знакомо Лызлову. Не раз он приходил сюда со своими учениками из Мытищ. Деревянный двухэтажный дом, где помещалась Пушкинская школа, Лызлов знал так же давно, как старый мост и сосны за рекой...
К первому уроку русского языка в пятом классе Лызлов готовился очень долго.
Девочки и мальчики встали из-за парт, здороваясь с новым учителем. Лызлов придавал большое значение тому, как учитель входит в класс, как начинает урок. Острые детские глаза, не отрываясь, следили за ним. Он знал: они могут стать насмешливыми, внимательными, удивленными, и все это зависит от него.
Учитель вошел в класс, будто он уже бывал здесь и давно знает ребят. Без тени заискивания, с искренним доверием он взглянул на своих учеников.
— Здравствуйте, дети!
Зная, что его имя и отчество запоминаются трудно, он дважды произнес:
— Меня зовут Анастасий Фотиевич.
— Анастасий Фотиевич, — повторили дети. Посмотрев классный журнал и узнав, кто из ребят не пришел сегодня в школу, Лызлов начал диктант, выбрав простой и легкий текст. Этот диктант должен был дать ему первое представление о знаниях учеников.
Диктуя, он ходил между рядами парт и наблюдал за ребятами. Одни писали, не задумываясь, другие, закусив губы, размышляли над каждым словом, шопотом советовались со своими соседями.
Учитель оценил первый диктант невысоко. Было сделано много ошибок на безударные гласные, падежные окончания, суффиксы. Лызлов был озадачен. Ему говорили, что этот класс отличался особым прилежанием.
На следующем уроке Лызлов начал опрос учеников. Почти все они, действительно, знали правила и отвечали хорошо. В чем же дело? Вызывая учеников к доске, Лызлов увидел, что многие из них, зная правила, не умеют их применять. Загадка разъяснилась. Лызлов снова пересмотрел тетради с первым диктантом. Теперь учитель думал над каждым словом. Почему эта девочка написала «домек», а не «домик»? Что думал мальчик, написав «мышька» вместо «мышка»? Быть может, механически заучив правило, он и не вспомнил о нем на уроке, как о чем-то скучном, неживом, неинтересном. Это необходимо узнать, без этого ничему не научишь ребят.
Раскрыв новую записную книжку, которой предстояло впоследствии сыграть большую роль в педагогической практике учителя,. Лызлов стал выписывать ошибки из ученических тетрадей: «Надя Петрова: слаба в правописании согласных. Написала «зберегать» и «зжатый». Путается в сложных словах: «темно золотой». Дать домашнее задание на эти правила».
Для Нади Петровой в записной книжке было отведено две страницы, — наверное, у нее будут и другие ошибки. А потом придется записать, как она выполнила домашнее задание. И, наконец, появится запись о том, как Надя освободилась от своих ошибок. Так на каждого ученика был открыт «лицевой счет». Теперь Лызлов мог сказать, что познакомился с пятиклассниками.
В его записной книжке были живые характеристики ребят. Учитель мог наметить план индивидуальных занятий с каждым учеником. Но достаточно ли этого будет, чтобы научить детей любить родной язык — мудрый, живой, берущий истоки в глубине веков и вечно обновляющийся?
Многие в школе считают грамматику сборником правил, которые нужно заучить. А можно ли увлечься этими правилами, полюбить их? Это не все могут себе представить. Но почему же? Ведь грамматика — одна из самых увлекательных книг в мире. Только надо уметь ее читать! И сколько интересного, неожиданного, смелого откроется за каждым правилом! Грамматика тесно связана с историей языка. И в то же время грамматика — это не только теория. Именно грамматика поможет ученику правильно строить свою речь, четко передавать свои мысли, рассуждать.
Об этом думал Лызлов, склонившись над ученическими тетрадями. Еще он думал о том, как найти путь к детскому сердцу, открытому и замкнутому, мягкому и непреклонному.
И он стал искать. Прежде всего, надо было помочь ученикам усвоить правила грамматики. Механическое заучивание, зубрежка Анастасию Фотиевичу были ненавистны. Учитель знал: то, что ученик вызубрил, не вызовет у него никаких чувств, не натолкнет его на размышления, не станет новой ступенькой в его развитии. Мертвым грузом лягут в памяти вызубренные правила и незаметно забудутся навсегда.
Как же научить ребят осмысленно учить грамматику? Невольно, сами того не зная, дети во многом помогли учителю. В контрольной письменной работе ученик шестого класса написал «пъет» вместо «пьет». Лызлов, думавший над каждой ошибкой учеников, спросил мальчика:
— Почему ты так написал? По рассеянности? Ты знаешь, что здесь следовало написать мягкий знак?
— Нет, Анастасий Фотиевич, — ответил мальчик, — я, наоборот, много думал. Ведь в слове «пъет» буква «п» говорится твердо. Почему же надо писать мягкий знак?
И вот, после долгих раздумий, подготовки, планирования, Анастасий Фотиевич говорил на уроке русского языка:
— Есть так называемый твердый знак и так называемый мягкий: «ер» и «ерь». Раньше, у наших предков-славян, буквы эти обозначали глухие, то есть очень краткие, гласные. «Ер» обозначал звук, близкий к нашему «о», а «ерь» — звук, близкий к нашему «е». Глухой гласный «ерь» перед некоторыми буквами старославянской азбуки переходил в «и». Слово «житье» произносилось «житие», «бьешь» — «биеши», а «пью» — «пию». Теперь в слове «пью» мягкий знак остался и как след старого произношения, и как разделительный. Ведь у нас «ер» и «ерь» употребляются чаще всего как разделительные знаки. Мягкий служит еще для смягчения согласных в таких словах, как «сталь», «конь», «лень»... А вот в словах «ночь», «читаешь», «бежишь» мягкий знак смягчает окончание? Нет, звуки «ч» и «ш» не смягчаются. Здесь мягкий знак остался лишь как след старого произношения, как след глухого «и».
Анастасий Фотиевич очень беспокоился, как бы его объяснения не показались ребятам скучными. Он внимательно смотрел на своих учеников, словно спрашивая: «Ну что, интересно?» И детские глаза отвечали: «Очень». Никто не перелистывал книг, не слышно было скрипа скамеек, шушуканья — все внимательно слушали учителя.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +