Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

По родной стране (продолжение...)


Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Вот, взглянув поверх круглых очков на класс, старый учитель произносит:
— Этот осколок глазурованного кирпича я подобрал в Самарканде, на развалинах старинной мечети...
И в классе воцаряется та внимательная тишина, в которой не пропадает ни одно слово, ни одна мысль педагога.
Вкус к путешествиям, к изучению родного края Михаил Агафангелович неустанно воспитывает в своих учениках. Вот с группой школьников он предпринимает краеведческое обследование Перова и его окрестностей. Он увлекает учащихся и увлекается сам сбором сведений о революционных событиях 1905 года на Московско-Казанской железной дороге...
Надолго запомнили школьники поход по Клинско-Дмитровской гряде, совершенный ими под руководством старого учителя. Запомнились остатки укреплений на крутых возвышенностях в Звенигороде, путь из Звенигорода в Истру по лесным чащобам, а в Истре — реликвии глубокой древности и совсем недавних событий Великой Отечественной войны. Потом — Вельяминово. В Вельяминове — глухая даль времен — была стоянка первобытного человека. Сколько расспросов и разговоров об этой древности! И тут же живые впечатления о сегодняшней жизни в попутных колхозах; встречи, беседы, дорожные приключения...
Запомнили школьники и другой поход с Михаилом Агафангеловичем — на реку Яхрому, в «непроходимые» лесные заросли этого района, осмотр Дмитрова с его чудесным кремлем и в заключение — обратный путь в Москву по каналу...
Такие путешествия раскрывали перед школьниками красоту и разнообразие подмосковной природы, пробуждали в них интерес к изучению родной земли.
Мне рассказывал Исаак Ильич Карасик, директор Перовской школы номер четыре, с которым много лет работал Михаил Агафангелович:
— Как-то раз заглянул я на его урок, просидел весь час... Ну, сами понимаете, географию в пределах требований средней школы я знаю. И, представьте, ничуть не заскучал. Больше скажу: слушал Михаила Агафангеловича с таким же интересом, как все ученики. Удивительно он рассказывает — как будто берет за руку и ведет за собой!.. Но вот прошел год, и я снова посетил урок Михаила Агафангеловича. Случилось, что тема урока была та же, что в прошлом году. Но и на этот раз мне не было скучно. Оказалось, что старый педагог готовится к каждому уроку, как к своему первому уроку, как будто он десятки лет не преподает одно и то же. И к каждому уроку Михаил Агафангелович подбирает новые примеры, факты, взятые из собственных наблюдений и из литературных источников, за которыми он не перестает постоянно следить...
Михаилу Агафангеловичу шестьдесят четыре года. Но как не угасает в нем стремление путешествовать, так не оставляет его и жажда знаний, юношеская любознательность и трудолюбие.
Как-то в беседе со мной он обронил:
— Видите ли, я уже давно понял, что хорошо учить может лишь тот, кто сам не перестает учиться, а перестанет — ну, готово... — И он сделал безнадежный жест.
Михаил Агафангелович в преподавании географии широко использует свои знания по другим предметам. Он полагает, что нельзя преподавать географию без знания общественных наук, истории, без глубокого понимания событий современной политической жизни.
Но есть у географии и так называемые «сопредельные» науки: геология, астрономия, климатология, этнография. Учитель, если он хочет преподавать живую науку, а не застывшие догмы, обязан, как говорит Старокадомский, быть «в курсе» всех этих бурно развивающихся наук.
Конечно, это не легко.
— Тем более не легко, — улыбается Михаил Агафангелович, — что очень уж много нового преподносит нам советская наука...
Смотришь, новая теория происхождения планетной системы выдвинута, новый взгляд на понятие климата родился. А там, читаешь, по-другому уже объясняют горообразование... Наука живет, удивительно, как живет наука!..
Старый учитель не хочет отставать от этого постоянного и стремительного движения, оно увлекает его, и знать каждый новый шаг науки ему необходимо.
Не удивительно, что Михаил Агафангелович — неутомимо любознательный, широко образованный человек — на шестом десятке лет своей жизни прошел курс заочного отделения Московского педагогического института и окончил его с отличием, а еще через несколько лет, накануне своего шестидесятилетия, написал научный труд и защитил кандидатскую диссертацию.
Для своей диссертации Михаил Агафангелович выбрал историко-географическую тему. Его всегда привлекал Север, а на Севере — поистине богатырские подвиги русских людей, открывших, исследовавших и освоивших самые труднодоступные районы земли. Столетиями длилась эта работа, но самые яркие страницы вписаны в историю Заполярья уже в наши годы, в советскую эпоху. И Михаил Агафангелович останавливается на историко-географической теме именно по Арктике, причем берется за разработку такого вопроса, которого ни один ученый еще не касался: истории исследования Гыданского района в годы Советской власти. Диссертация Михаила Агафангеловича была высоко оценена. В отзывах отмечалось, что автор проделал громадный труд по систематизации, согласованию и стройному изложению разрозненных, иногда необъективных архивных и литературных материалов, что диссертация послужит необходимым и важным материалом для истории русской географической науки и при создании новых учебников географии.
Было бы странно, если бы опыт и знания Михаила Агафангеловича остались только его личной и неразделенной собственностью. Учителя Перовской школы рабочей молодежи рассказывают, что характерной чертой старого педагога является его всегдашнее стремление помочь товарищам— молодым преподавателям. Он не ожидает просьб, а сам предлагает молодежи совет и руководство.
Широкий выход естественной потребности поделиться своим опытом нашел Михаил Агафангелович в Московском городском заочном педагогическом институте, где он преподает с 1948 года, продолжая работать и в средней школе.
Еще раньше, в течение многих лет Михаил Агафангелович вел методическую работу с преподавателями географии Ухтомского района, был методистом в ряде учреждений народного образования.
Между тем, отдавая должное педагогической методике, Михаил Агафангелович не склонен, как это иногда делается, преувеличивать ее значение.
— Конечно, методические правила нужны, — говорит Михаил Агафангелович, улыбаясь одними глазами, — но, если хотите знать правду, я всегда забываю о них, как только вхожу в класс. И то же самое рекомендую молодым педагогам. Да, да, забыть надо о правилах, но зато — жить на уроке полной жизнью, откровенно увлекаться, радоваться и творить, творить урок!..
Михаил Агафангелович объясняет свою точку зрения. Методика, говорит он, должна базироваться на общих законах педагогики и особенно педагогической психологии. Но методика останется мертвой и бесполезной, если ее не осветит индивидуальное творчество педагога, если не проявится его вдохновение и темперамент. А коли так, то нельзя ли сказать, что работа педагога сродни работе художника, что преподавание — то же искусство?..
— Хочу стать географом! — говорила Тамара Тарелкина. — Хочу увидеть все своими глазами, как Михаил Агафангелович видел... Вот окончу школу, поступлю на географический факультет и буду учительницей географии.
Тамара Тарелкина — ученица девятого класса Михельсоновской средней школы, Ухтомского района, где Михаил Агафангелович уже многие годы преподает географию и астрономию.
Для учеников этой школы география стала одним из самых любимых предметов. И произошло это не потому только, что учитель содержательно проводит свои уроки. Михаил Агафангелович сумел, прежде всего, заинтересовать школьников изучением природы родного края, привить им наблюдательность и пытливость; у них родилась жажда узнавания природных богатств всей страны, любовь к ее бескрайним просторам, к ее буйным рекам и морям, к зеленым лесам.
Каждый год из стен этой школы выходят последователи Михаила Агафангеловича. Одни уже преподают географию, иные еще учатся в вузе.
Но можно с уверенностью сказать, что и те, кто стал инженером или филологом, агрономом или врачом, никогда не забудут уроков старого учителя, никогда не разучатся понимать природу родной страны.
У многих, очень многих из нас, если оглянемся на годы учения, возникнет в памяти образ учителя, особенно повлиявшего на наше сознание и, быть может, уже тогда повернувшего его к той цели, к которой идем и будем итти всю жизнь. Были и другие учителя, исправно учившие и принесшие свою пользу, но, не правда ли, — их едва помнишь. А вот одного учителя навсегда сохранила благодарная память, одного видишь, как живого, хотя и прошло с той поры немало десятилетий. Видишь его нахмуренного или улыбающегося, слышишь его голос, чувствуешь его руку на своем плече... Это можно сравнить с теми избранными книгами, которые прочитал среди сотен других, но благодаря особенному, счастливому свойству памяти именно эти навсегда остались жить в тебе, меж тем как другие, многие, легко позабылись. И если посмотреть, какие же книги избирает наша память, какие из них остаются жить в душе человека, — увидишь: это книги искренние, взволнованные, исполненные большого чувства, но — никогда не равнодушные, не холодные, хотя и сделанные искусно.
Знания, которые имеет Михаил Агафангелович, его умение и педагогический опыт сами по себе представляли бы пассивную, неподвижную силу, если б уроки его не были согреты животворной теплотой патриотизма.
Обо всем этом невольно задумываешься, когда наблюдаешь учительскую работу Михаила Агафангеловича, когда слышишь рассказы о нем учеников и учителей.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +