Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Заслуженная учительница (продолжение...)


Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В первый день занятий урок малышей еще похож на игру: знает Вера Ивановна, как зовут какую-нибудь Машеньку Иванову, но серьезным тоном попросит ее тихо, «как надо» встать за партой и отчетливо, полностью произнести свое имя и свою фамилию, сказать, сколько у нее братьев и сестер, как их зовут, как зовут папу и маму.
Затем раздаст всем листки бумаги и попросит нарисовать, что кому хочется. Наблюдательному взору учительницы многое открывают эти рисунки: что интересует ребенка в окружающем мире, каков он сам, этот художник: аккуратен или небрежен, быстро или вяло работает и соображает, самостоятелен ли в своем творчестве или только подражатель, «копиист».
С этих рисунков начинается то кропотливое исследование маленького человека, которое позволяет потом Вере Ивановне воздействовать на него. В ее дневнике появляются первые записи об учениках.
После рисования учительница дает детям еще по листочку и просит написать строчку палочек сейчас и строчку — дома, на этой же бумаге, а завтра показать свою работу в классе. И палочки подчас больше говорят, чем рисунок: еще яснее характер ребенка. Один ученик сдаст листок чистый, тщательно сложенный. У другого палочки вкривь и вкось, бумага грязная, мятая, в сальных пятнах — этот не дорожит школой, неряха и торопыга, лишь бы как-нибудь сбыть с рук. Значит, приглядывайся, учитель, к нему — настойчиво, повседневно, бывай и в семье почаще, наставляй родителей.
А то покажет Вера Ивановна первоклассникам картины «Зима», «Лето», «Осень», и опять новые заметочки в тетради-дневнике. Один ребенок обратит внимание только на красоту природы, на ее краски. Другого остановит деятельность людей, лица, одежда. А иной будет сидеть безучастно, занятый мыслями о чем-то далеком от классных дел.
Увеличиваются записи о каждом школьнике, вернее становятся выводы о характере, отчетливее и задачи, которые ставит перед собой учительница-воспитатель, словно осязает она детскую душу со всеми ее извилинами. Знает, что нужно развивать, с чем бороться, с чем сладит сама, а в чем понадобится помощь родителей и надежного школьного коллектива. У ребенка, как и у взрослого, сложная психика. Черты характера не выступают отчетливо, в строгом порядке, как клавиши рояля — нажал и получил желаемый звук. Задатки, склонности переплетены, запутаны, дают все новые и новые сочетания.
Трудно уловить, когда и почему ребенок стал говорить неправду, замкнулся в себе или начал лицемерить, льстить; почему один скромен, застенчив, а другой заносчив, высокомерен, хвастлив, тщеславен; один работает увлеченно, упорно, настойчиво, а другой, легко загораясь, бросает дело на полдороге, едва встретится с трудностями. Нет, не вдруг, как Афина из головы Зевса, возникает личность. Надо много потратить времени, сил, надо приобрести те знания, которые становятся «педагогической проницательностью».
Иной раз входит Вера Ивановна в класс с тяжелой головой, с плохим настроением — учитель тоже человек, а не машина. Кажется, все забыла, что надо делать с живым, все время меняющимся коллективом ребят. Но обведет глазами сидящих за партами, каждый ученик предстанет перед ней со всеми своими достоинствами и недостатками, и она снова владеет собой, — чувствует, что сегодня надо делать.
После занятий Вера Ивановна уходит с первоклассниками в лес, перекликается с ними: «Ау!» Дети собирают яркие листочки, жолуди, ягоды, цветы, палочки — срезы веток. Они уже знают: все это понадобится на уроках арифметики и русского языка. Побегав, ученики окружают Веру Ивановну.
— А как я открываю рот, когда говорю «а»? — неожиданно спросит учительница.
— Широко! — кричат ребята. — Вот так! — И, как галчата, раскрывают рты и тянут, тянут «а», пока не попадет в рот «смешинка» и не огласится луг звонким детским смехом.
— Ну, а как я «у» произношу?
Дети смотрят, как вытягивает губы Вера Ивановна.
— Трубочкой! Трубочкой! И гудят «у-у», что шмели.
В классе она может легко убедиться, что ребята знают эти звуки. Вывесит картинку — младенец в люльке. Начнет разговаривать о маленьких братьях и сестрах своих учеников. Спросит:
— А как они плачут?
— Уа, уа! — отвечают дети и, вспоминая, как аукались в лесу, произносят звуки ясно, отчетливо. Вера Ивановна предлагает им попробовать «напечатать» изученные буквы, проведет на доске косую линию, прямую:
— Ну, кто сумеет так сделать?
И ребята уверенно повторяют. Летние упражнения сказываются.
Вся азбука в классе Веры Ивановны иллюстрирована подходящими к случаю картинками. В Москве она ходит по книжным магазинам и подбирает то, что ей нужно. Но букваря не дает детям две-три недели. Главные действующие «лица» в классе — это доска и мел.
— Зачем им, этим малышам, давать сразу букварь?— говорит она. — Пока они не изучат буквы, только книгу треплют. Букварь нужен тогда, когда начинают читать по слогам.
Упражнениями на доске она подводит детей к чтению. Долго задерживается на слогах. Кажется иным, что это замедляет процесс обучения. Но из своей многолетней практики Вера Ивановна знает, что беглость в чтении придет: деление на слоги, так отчетливо слышимое на первых порах, потом сглаживается, а навык правильного произношения остается навсегда. Длительные упражнения в писании палочек, а затем букв — это тоже очень существенная основа будущей грамотности.
— Детей надо на только любить, но и знать, что для труда, а не для тунеядства ты их растишь. Тогда и педагогические приемы найдутся, и своей цели добьешься. Как же иначе? — пожимает плечами Вера Ивановна Осипова, когда учителя жалуются, что не справляются с «трудным характером» школьника.
И на уроках, и вне уроков Вера Ивановна буквально не спускает глаз с учеников. Все дети разные: один довольствуется классными заданиями, другому их недостаточно. Обычно это живые, способные дети. Они быстро выучивают уроки, а потом не знают, что с собой делать.
— Деревенские ребятишки неугомонней городских, — говорит Вера Ивановна. — Крепкие они, на сосновом воздухе да на грибном духе настоенные. Силы у них бродят, а девать некуда. Долг учителя — направить эту энергию, ввести ее в прямое русло, чтобы не петляла, как наша речка Северка. Нет плохих детей. Ребята — это источник радости, доброты, ласки. Откуда дурные дети берутся? Виноваты только мы, взрослые. Вовремя не заметили, во-время не пришли на помощь. Способным ребятам всегда нужна дополнительная деятельность. Вы, милые, Макаренко повнимательней читайте. У него сердце коммуниста, и педагог он замечательный.
За все тридцать лет работы в селе Федоровском учительница не может вспомнить случая, когда бы дети, попавшие к ней с первого класса, хулиганили, дерзили, лгали. Случалось это обычно только с «пришлыми» детьми, попадавшими к ней в третий, четвертый классы из других школ. Так, однажды в числе ее учеников оказался мальчик-воришка. Заметив его дурную наклонность, Вера Ивановна обдумала педагогическое «наступление». Она подбирала подходящие литературные материалы и сама «сочиняла» рассказы для изложения. Наблюдая, какое впечатление производят эти рассказы на мальчика, с удовлетворением отмечала, что они волнуют его.
Однажды она проделала несколько рискованный опыт. Она решилась на него, так как была уверена, что ребенок уже достаточно подготовлен. К концу урока Вера Ивановна оставила на столе под бумагами довольно крупную сумму денег и ушла, задержав в классе мальчика каким-то поручением. Как она была счастлива, когда через несколько минут мальчик выбежал из школы и бросился вдогонку за ней с возгласом: «Деньги! Деньги, Вера Ивановна! Деньги забыли!»
Он был так горд своим благородством, щеки его пылали, глаза блестели, — Вера Ивановна даже залюбовалась им. Правда, поблагодарила она его спокойно, сдерживая свою радость, как будто иначе и быть не могло: мальчик проявил обыкновенную заботу о рассеянной учительнице.
Узнает, например, Вера Ивановна, что мальчики плохо отнеслись к товарищу, — непременно найдет подходящий рассказ, прочитает его в классе, поговорит о нем на прогулке, а затем воспользуется им и при изложении на уроке русского языка. Дети же, сами пересказав его на бумаге, запоминают приведенный случай. Подчас писатели и не смогли бы в этих пересказах узнать свое собственное произведение: Вера Ивановна приспосабливает литературу для своих «надобностей».
На одной из учительских конференций в районе эти изложения разбирали, и учителя вынесли глубокое одобрение подобному методу воздействия на детей.
— Учитель должен всегда помнить, — говорит Вера Ивановна, — что характер складывается в самом юном возрасте. Что посеем, то и пожнем. А ведь сеем-то главным образом мы, учителя начальных школ; задача же преподавателей средней школы — растить всходы, питать их, направлять. Надо всегда думать, что за семя роняем мы в детскую податливую душу, — перевоспитывать, исправлять несравненно труднее.
Ваня Буянов был поразительно застенчивым мальчиком. Он так смущался в первые месяцы пребывания в школе, что чуть ли не прятался от учительницы под парту.
Вера Ивановна приучала его к себе лаской, приветливостью. Мальчик смущается, а она словно и не замечает этого. Вынет из папки интересные картинки, показывает школьникам, говорит: «Ваня, а тебе нравится?» Мальчику и хочется подержать в руках картинку, и боязно. А Вера Ивановна еще что-нибудь поинтереснее придумает — волей-неволей приходится быть смелей. Попривык он — учительница стала давать Ване поручения, перед которыми он не мог устоять: то надо скворешню пристроить на дереве без гвоздей, то ответственное объявление написать цветным карандашом.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +