Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

В. П. Острогорский. Владимир Яковлевич Стоюнин (продолжение ...)


"Русские методисты-словесники в воспоминаниях"
Составитель, автор вступительной статьи и примечаний В. С. Баевский.
М., «Просвещение», 1969 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Прежде чем перейти к преподаванию русского языка и словесности, которое составляет важный предмет моих воспоминаний, брошу взгляд на постановку в гимназии учебных предметов вообще, кроме математики и физики. Я почти не буду называть учителей по именам, чтоб не тревожить памяти людей, может быть вне своего учительства и очень почтенных, да и не в именах дело, тем более, что все эти педагоги были продуктами своего крутого времени и тяжкого педагогического режима. Гимназия наша, как я сказал, была единственная «классическая»,— следовательно, древние языки играли в ней подобающую важную роль. И нужно отдать справедливость: они тогда, несмотря на большое число отведенных на них уроков, нисколько не тяготили нас, и между нами в старших классах было немало учеников, которые занимались латынью охотно и самостоятельно и достигали в ней весьма порядочных успехов. Этим обязаны мы были особенно покойному университетскому лектору Григорию Ивановичу Лапшину, сумевшему своим, до педантизма серьезным, отношением к предмету, к преподаванию которого он относился, как к какому-то священнодействию, возбудить и в нас, юношах, любовь не только к языку в его сжатых, определенных и ярких формах, но и к самому содержанию писателей, особенно Вергилия и Овидия, и вообще к древнему миру. Недостаточно ученый для профессора, в гимназии он был на месте вполне.
Своею справедливою педантическою требовательностью по грамматике он заставил нас основательно работать, обращением внимания на выразительное чтение латинского периода и стихов, на их скандирование, давал чувствовать музыкальную красоту чуждого языка, который старался передавать возможно красивыми оборотами русскими (мы много учили у него стихов наизусть), сообщением же многочисленных примечаний литературных, биографических, исторических и археологических в разных сторонах быта незаметно вводил нас в подробности жизни древнего мира. И нужно заметить при этом, что грамматика в то время стояла на втором плане: ознакомив с нею в самых основных чертах в третьем классе, старались поскорее обратить учеников к чтению авторов и затем прибегали к ней только постольку, поскольку это нужно было для их понимания. Но если преподавание латыни, благодаря Григорию Ивановичу, которому старались подражать и другие латинисты, в значительной степени способствовало нашему литературному образованию и развитию, так сказать, филологического вкуса, а личность почтенного наставника, несмотря на некоторые его странности и педантизм, возбуждала к себе уважение,— то уже отнюдь не могу сказать этого о языке греческом, и слова Гейне: «Не говорите мне о греческом языке, а то я очень рассержусь» — приходят на память тотчас же, как вспомню о бесполезно убитых на этот предмет многочисленных часах, и убитых благодаря только безобразнейшему преподаванию. Хотя знали мы по-гречески немножко и больше, чем тот же Гейне, утверждавший, что «греческие правильные глаголы отличаются от неправильных только тем, что за правильные меньше секут», но, сколько помню, греческий язык, можно сказать, отсутствовал в нашем гимназическом образовании совершенно. Вверенный до самого последнего класса преподавателю-немцу, не выучившемуся даже правильно говорить по-русски, крайне смешному своими манерами, с какими-то выкрикиваниями на высоких нотах бабьим голосом и пришепетыванием, ко всему этому еще страшно рассеянному оригиналу, бедный греческий язык, как и читаемые на нем писатели, к великому вреду нашего образования, остался нам чуждым почти совершенно, и, поступив в филологический факультет, мы должны были учиться по-гречески сызнова.
Не менее печально были поставлены у нас и языки новые. Они были, прямо сказать, в каком-то загоне. Классы обоих новых языков шли своим порядком, но не делали мы почти ничего, выезжая на трудах тех редких счастливцев, которые приносили практическое знание языков из дому. Преподаватели, может быть и почтенные люди, по-русски говорить почти не умели и не желали,— значит, мы их не понимали. Какой-то, именно «дурацкий», господствовавший более или менее во всех тогдашних мужских учебных заведениях, квасной патриотизм видел в преподавателях-иностранцах только смешных «шмерцев» да тонконогих «легкомысленных французиков», и ни с кем из учителей не проделывалось столько школьных глупостей и надувательств, как именно с этими бедными иностранцами. Что же касается успехов в новых языках, то скажу одно, что по-французски я, окончив курс, мог только читать, почти ровно ничего не понимая, а немецкий язык, который в детстве знал почти как свой родной, наполовину забыл... Таким-то образом гимназия, подготовлявшая будущих учителей, не дала нам не только знания греческого языка, но и языков новых.
Убита была совершенно в гимназии и история, особенно всеобщая, преподававшаяся по безобразнейшему, общепринятому тогда учебнику, сначала высокопарного Смарагдова, а потом Зуева, причем, за неимением библиотеки, мы решительно ничего не читали по истории. История русская, проходившаяся по краткому учебнику Устрялова, носила густую патриотическую окраску и выучивалась чуть не наизусть, так что и до сих пор помню, например, такой отрывок: «В шестой год Борисова царствования явился в Литве человек ума быстрого, души непомерно дерзкой (едва ли не жид)...» И точно для того, чтобы нагляднее показать нам всю незначительность и придавленность такого предмета, как история, и преподаватель истории был у нас какой-то необыкновенно, загнанный, из семинаристов, страшно боявшийся и начальства и даже нас, всегда ходивший на цыпочках и тонким голоском задававший нам по книге отсюда досюда или очень редко, с акцентом на о, рассказывавший своими словами почти тоже самое, что стояло в учебнике. Впрочем, это был добрый, простой человек, никого никогда не обижавший, ставивший всем хорошие баллы. Кажется, впоследствии он был где-то в провинции директором гимназии, и, говорят, хорошим, но что ему была история и что он для истории?
Таково было на рубеже старого, Николаевского времени и начала новых, Александровых дней положение в нашей «филологической» гимназий учебных предметов, долженствовавших дать нам в совокупности «образование» общее, гуманитарное, просвещенные и вооруженные которым, мы должны были вступить в Главный педагогический институт или университет. Я нарочно оставил под конец русский язык и словесность и перейду теперь к ним.
Год пребывания в третьем классе, уже 3-й гимназии, по отношению к русскому языку представляется мне как-то смутно. Те же диктовки, то же ученье и писанье стихов наизусть, то же чтение и рассказ по той же книге для чтения Максимовича,— новое представляла только грамматика, которая уже не писалась на доске, как в 1-й гимназии, а была роздана каждому ученику, в виде тоненькой-тоненькой книжечки, ценой в 7 копеек. «Сокращенная грамматика Востокова», которая, разделенная учителем на маленькие порции (синтаксис помещался в ней на нескольких страницах), вся с начала до конца, со всеми примерами, была за год выучена нами слово в слово и послужила основой и единственным прочным материалом наших грамматических знаний. Кроме этой сокращенной, было еще дано на класс несколько экземпляров грамматики того же Востокова, но уже полной, ценой, кажется, в 17 копеек. Она должна была служить для справок по правописанию, но так как я был грамотен, и даже в ятях ошибок не делал, то и не раскрывал ее вовсе. Хорошая была эта тоненькая русская грамматика, написанная хоть и немцем, но просвещенным и серьезным филологом, сумевшим выбрать из наших грамматических дебрей только самое существенное и необходимое и изложить все это строго догматически, просто и точно настолько, что она, при внимательном чтении, была понятна двенадцати-, четырнадцатилетним детям даже без всяких объяснений; да и самые-то выражения настолько в ней сжаты и определенны, что весьма хитро, да и незачем было ученику излагать ее своими словами, а достаточно только при ответах иллюстрировать ее своими примерами, по образцу приведенных в книжке, что и делалось нами без особенных затруднений, точно так же, как и этимологические разборы по формуле. Впоследствии, просматривая и проходя, уже учителем, с учениками курс грамматики по разным обязательным учебникам, которых развелось у нас видимо-невидимо, и где авторы их пускались в тонкости фонетики и словообразования, я часто вспоминал эту «тоненькую» грамматику Востокова и удивлялся, почему это мы, старые гимназисты, кроме нее никакой грамматики не изучавшие и расставшиеся совсем с русской грамматикой в третьем класс.е, и грамотны были, и могли без труда заниматься грамматиками других языков; между тем как потом, да часто и теперь, эта грамматика проходится усиленно, иногда даже в старших классах, а ученики пишут с ошибками и путаются в терминах, на что жалуются учителя древних и новых языков.
И случилось мне, и на частных уроках, и в низших классах военной гимназии, в 60-х годах, вводить этот краткий востоковский курс, присоединяя к нему свой сжатый конспект синтаксиса, рассчитанный на правила пунктуации, и результат выходил хороший. Я, конечно, нисколько не умаляю достоинств многих почтенных трудов по русской грамматике, явившихся для школьного преподавания за эти сорок лет; но, на основании опыта, позволю себе утверждать, что в курсе среднего образования грамматика родного языка должна быть доведена до строгого минимума, имеющего в виду только правописание, пунктуацию и основной логический (синтаксический) разбор, с которого и начинается ныне преподавание, и должна быть закончена в третьем, много в четвертом классе, причем в руках учеников должен быть один сжатый и определенный учебник, который обязательно знать весь возможно ближе к тексту и с примерами. Всякое дальнейшее развитие собственно грамматического курса, сухого и неинтересного для детей, и особенно растягивание грамматики на несколько лет, до старших классов, в виде всяких «концентраций с целью расширения понятий» и повторительных курсов, утверждаю прямо, идет во вред здоровому развитию юношеского ума, сковываемого ненужной схоластикой, и еще более в ущерб усвоению живого родного языка и литературного образования. Филология вообще и грамматика родного языка в связи с церковнославянским и другими славянскими наречиями — дело филолога-студента, а никак не гимназии, которая есть прежде всего, и единственно, заведение общеобразовательное. Загромождение же в гимназиях такого важнейшего предмета, как родной язык, массою грамматического материала ведет только к страшному понижению общего образования.
Август 1853 года, когда я перешагнул из третьего класса в четвертый, отнесенный в гимназии уже к старшим классам, даже занимавшимся в особой большой камере, начинает для меня новый период, так сказать, моего литературного гимназического образования. Этот период, продолжавшийся до университета пять лет (в пятом классе сидел я из-за недававшейся мне математики два года), тесно связан для меня с незабвенной личностью покойного Владимира Яковлевича Стоюнина, преподававшего во всех старших классах русский язык и словесность и все время состоявшего секретарем педагогического совета, на который имел он большое влияние и где веское и умное его слово было авторитетом. Из всего тогдашнего, педагогического персонала, за все шестилетнее мое пребывание в 3-й гимназии, насколько представляется оно теперь в моем воображении, прямо должен еказать, что, на мой личный взгляд, этот человек только и был у нас один настоящим серьезным педагогом, любившим свое дело и сознательно стремившимся подействовать на нас, юношей, своим преподаванием и отношением к нам не только образовательно, но и воспитательно. Его светлая личность окончательно решила мое педагогическое и литературное призвание, и во всю мою педагогическую деятельность по настоящее время служит мне идеалом учителя и человека. В жестокий век сухого формализма казенной педагогии, когда учитель был почти всегда только чиновник, редко приобретавший уважение учеников и обыкновенно игравший роль точного исполнителя приказаний начальства, у которого старался заискать расположение,— Стоюнин, несколько суховатый, пожалуй, гордый на вид, серьезный и сосредоточенный, сдержанный и ровный в обращении, резко отличался от всех учителей и гувернеров какою-то особой манерой держать себя так, что его невольно именно уважали, как мы, дети и юноши, так, сколько могли мы заметить, и все другие преподаватели и начальство, как наше гимназическое, так даже и высшее, наезжавшее в гимназию. Он отнюдь не был так называемым популярным учителем и вовсе не искал этой популярности: держал себя от нас в некотором отдалении, немножко, что называется, на высоте; но никого мы так не уважали, и даже не любили, хотя и не умели, да и не могли, при тогдашнем отдалении ученика от учителя, выразить ему этой любви видимым образом. Была в этом человеке большая нравственная сила, поддерживавшая в нем собственное достоинство человека и побуждавшая и нас, школьников, уважать его личность. Никогда не унижал он себя до несправедливости, до раздражения, окрика или грубости, редко даже возвышал голос; никого никогда не наказывал, ни на кого не жаловался и почти, особенно в старших классах, не ставил дурных баллов, не придавая и вообще баллам значения; но все мы вели себя у него в классе прилично, так что внутренняя дисциплина была у него образцовая, и все, до самых неспособных и апатичных, решительно все, занимались у него — кто как мог.
Вторая особенность покойного, действовавшая на юношей, была действительная, настоящая и серьезная образованность, соединенная с культурностью, проявлявшеюся в его обращении, манерах и такте. Речь его, не блиставшая красноречием, пафосом, эффектами, поражала нас своей свободою и простотой в выборе слов и выражений, определенностью, необыкновенной ясностью и содержательностью, а когда касался он своих любимых предметов, достигал одушевления и сердечности. Видно было и нам, юношам, что у этого человека в душе, что называется, бог был, и прочно заложены дорогие убеждения: так, как Владимир Яковлевич, у нас и с нами не говорил в гимназии никто, а горячие и серьезные речи его на выпускных актах, отличавшихся тогда большою торжественностью, были в наших глазах торжеством нашего наставника. Но, конечно, главная «образовательная» сила его, как учителя, заключалась в самом преподавании. Но прежде чем говорить о последнем, надобно принять во внимание, что в эти 1853—1858 годы учитель словесности был поставлен в тесные рамки схоластической программы, составленной по пресловутым обязательным книжкам Зеленецкого (риторика, пиитика и история литературы), которые мы должны были за три класса (пятый, шестой и седьмой) знать, лукаво не мудрствуя. Писатели — Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Жуковский — были изданы бог знает как, дорого и с урезками, да и книг было мало, и они были редки, при этом еще Гоголь был не в фаворе, а о Белинском в классе не упоминалось вовсе, и известная хрестоматия А. Д. Галахова, составленная, кажется, по поручению Управления военно-учебных заведений для корпусов, была единственной нашей живой настольной книгой в классах словесности, а изданные отдельно к ней примечания (III часть) — единственным источником, из которого почерпали мы, в смысле книги, здравые понятия по теории словесности.
Никаких подробных разборов произведений вроде тех, какие находим в известных книгах Стоюнина и Водовозова, не было еще и в помине: все это — пособия, сборники авторов и отдельные издания их сочинений — явилось потом; в то же время, о котором говорю я, положение преподавателя словесности, без пособий, библиотеки, при схоластической программе, тщательно очищенной от всяких «вольномыслии», входящих в юношеские головы через литературу, было крайне тяжелое. Но и в это дореформенное время между словесниками находились добрые и образованные люди, которые, пользуясь находящимся в их руках скудным материалом, ухитрялись развивать вкус молодежи, обращать ее интересы к писателю, к хорошей книге, даже давать кое-какие положительные эстетические и историко-литературные знания. В числе таких людей Стоюнин бесспорно занимал одно из самых видных мест во всей России.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +