Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Профиль советской школы (продолжение ...)


"Лабораторная система занятий"
Главпромкадр, М.-Л., 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

10. В ряду «логический момент» (колонка X) для советской: школы характерны элементы 5 и 4, в то время как для революционной преобладающим является 1 и 2. Не следует, конечно, думать, что в советской школе «отрицаются» элементы «доказательства» или «эвристики»: они отрицаются диалектически, т. е. они не признаются самодовлеющими, а входят, как часть, в более высокую форму исследования и решения целевой проблемы.
11. Планирование работы — весьма важный организующий момент, в старой школе почти отсутствовал: работа учителя шла по единому готовому, данному свыше трафарету, имевшему солидную давность; самому преподавателю приходилось только наметить программу (которая обычно почти ничем не отличалась, от «министерской»); само преподавание «планировалось» этой программой, которая указывала последовательность прохождения курса (клетка № 1 колонки XI). Учащиеся, конечно, никакого участия в планировании не принимали, во-первых, потому, что и самого-то планирования по существу не было, а, во-вторых, и потому, что учащиеся к (организации своей учобы в старой школе, конечно, не допускались.
Наша школа, воспитывающая будущих активных работников, обладающих уменьями и навыками воздействия на окружающую среду, несомненно, должна дать своим учащимся умение планировать свою собственную работу: ведь плановость является одним из краеугольных камней всего народного хозяйства нашего Союза. Но научить учащихся планировать сразу нельзя, поэтому и самому учителю придется, во-первых, планировать свою собственную работу, а, во-вторых, помогать это делать и учащимся. Поэтому в профиле советской школы в сетку заштрихована клетка № 3, а в «линию» — клетка № 2 колонки XI.
12. Что касается степени конкретизации (колонка XII), то понятно без особых разъяснений, что для советской школы характерен элемент 4 и не исключены элементы 3 и 2; характерным же элементом дореволюционной школы является голая абстракция (клетка № 1).
13. В старой школе господствовали либо заучивание с голоса учителя (и списывание с классной доски) и заучивание по учебнику (клетки 1 и 2 колонки XIII). Учебник еще и до наших дней не покинул наших школ, но, само собою понятно, имеет совершенно иное лицо и применение.
Рабочая книга (клетка № 3)— уже более совершенная форма учебного пособия, дающая возможность учащемуся работать над ним самостоятельно. Но все же рабочая книга является книгой, написанной специально для «учебы», а потому она искусственна.
«Инструкция» (№ 4) к работе, дающая общие указания, на работу, а затем и ссылки на литературу, и справочники (№ 5)— уже более высокая форма пособия для школы активно-трудовой. Высшей формой будет та, когда учащийся будет поставлен в условия, аналогичные взрослому работнику: когда он будет оперировать «обычной» книгой (№ 6), написанной, конечно, языком ему доступным, когда в этой «обычной» книге он сам разыщет те места, которые ему нужны для работы (особенно при работе по методу проектов). Соответствующая штриховка иллюстрирует высказанную мысль.
14. Высшей формой «фиксации» является продукция производственной работы учащихся (клетка № 5 колонки XIV), что характерно для школы политехнизированной и школ профтехнического образования; моделирование, самостоятельная запись (особенно тезирование и конспектирование, зарисовка и т. п.) тоже являются необходимыми элементами фиксации. В дореволюционной школе фиксация почти отсутствовала (клетка № 1), так как запись под диктовку считать «фиксацией» не приходится; чаще же учащиеся просто «слушали», а затем учили «урок» по учебнику дома.
15. Что касается учета работы (колонка XV), то в старой школе он почти отсутствовал: учет собственной работы преподавателя сводился к записи уроков и посещения школы учащимися в специальном классном журнале и к годовому отчету; учет же успеваемости выражался в пятибальной системе путем опроса учащихся 1—2 раза в «четверть».
Для советской школы учет, конечно, важный момент: преподаватель должен тщательно вести учет и собственной работы и достижений учащихся (№ 2); высшей и параллельной (но не исключающей) формой является самоучет учащихся (№ 3): будущий активный работник должен уметь и планировать и учитывать свою собственную работу. Преподаватель должен постепенно воспитывать в учащихся уменье и привычку производить самоучет своей работы. На общих конференциях, сопровождающих работу, учащиеся проводят коллективный самоучет, приближающий его по идее к самокритике.
Приведенный сравнительный обзор профилей советской и дореволюционной школ дает подробную картину тех задач, которые стоят перед школой и советским педагогом.
В тех случаях, когда по вполне реальным условиям данная школа не сможет стать на путь, приводящий к профилю нормальной школы, возможны некоторые промежуточные профили, один да вариантов которых представлен на таблице IV, понятной без всяких пояснений.
В заключение необходимо сделать общий вывод из приведенного анализа школ двух миров: социалистического и буржуазного. Советская педагогика рассматривает себя как теорию и практику изменения поведения человека в самом широком смысле слова. Она раздвигает таким образом, во-первых, возрастные границы сферы влияния, включая в число объектов своего воздействия не только детей и подростков, но и людей всех решительно возрастов, воспитывая их в процессе и ликвидации неграмотности, и партийной работы, и в Красной армии, и в процессе работы советов, профсоюзов и т. д.
Во-вторых, она разрушает стены, изолировавшие ее в дореволюционный период от действительности и вливается в живую, бурно кипящую, творящуюся новую жизнь. Школа всех видов, типов и всяких возрастов ставит своей задачей не только учебный процесс в узком смысле слова; она не только что-то «дает» учащимся, но она требует от учащихся активного воздействия на окружающую среду; она перестает быть только «учебным заведением» в ограниченном смысле слова, но делается для окружающих ее населения, предприятий и пр. штабом культурной революции.
При таком понимании педагогики — театр, кино, собрания, митинги, демонстрации, работа в любой организации,— все это является средством педагогического воздействия, так как все указанные факторы, без сомнения, влияют на изменение поведения человека.
Советская педагогика, следовательно, приводит к новому, незнакомому старой школе понятию большого педагогического процесса, в который включаются все решительно стороны жизни, так или иначе изменяющие поведение человека.
Среди этих многочисленнейших факторов педагогического воздействия можно выделить 2 больших группы. К одной относится все то, что поддается целевой организации со стороны школы, советской общественности и органов государственного управления, это так называемый организованный педпроцесс; к другой группе относятся те факторы, которые рока еще не поддаются этой организации: это факторы так называемого неорганизованного педпроцесса. К этому последнему следует отнести влияние улицы, домашней обстановки и многое другое.
Советская педагогика ставит своей задачей превратить неорганизованный педпроцесс ворганизованный, в чем и заключается, между прочим, целевая установка культпохода. С другой стороны, советская педагогика идейно и планово борется и с организованным педпроцессом враждебного нам класса буржуазии: церковью, сектантством и т. п. и с неорганизованным влиянием домашней среды, очередей, улицы и пр.
Отсюда вытекает особое значение антирелигиозной, антимещанской, антишовинистической, антиалкогольной и т. п. пропаганды и культпросветработы среди населения.
По отношению к большому педпроцессу чисто учебная школьная работа называется малымпедпроцессом и является лишь его частью. И если школа дореволюционная знала только малый педпроцесс (и то, конечно, в очень элементарно-упрощенной форме), то советская школа, наоборот, всемерно стремится к тому, чтобы ее малый педпроцесс органически слился с большим педпроцессом, сделался неотъемлемой его частью, и отсюда и вытекают те огромнейшие и сложнейшие задачи, которые ставятся перед советской школой и которые нашли себе отражение в вышеприведенном профиле ее.
Только ясное и четкое понимание задач советской школы в целом в связи с уяснением понятий «большого» и «малого» педпроцессов позволит сознательно и принципиально-обоснованно подойти к рациональному осуществлению лабораторной системы занятий, именно как системы, сливающей обе стороны педпроцесса (большой и малый) в одно диалектически единое и цельное.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +