Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Об овладении марксизмом-ленинизмом работниками искусств


М. И. Калинин об искусстве и литературе
Статьи, речи, беседы.
Гос. изд-во худ. лит-ры, Москва, 1957 г.

Товарищи, здесь должны были собраться, как мне говорили, работники театра — артисты, но аудитория оказалась гораздо шире: здесь работники всех искусств. Все-таки я начну с театра. Это самое близкое к литературе искусство. Лучшие произведения великих и талантливых писателей часто сливаются с театром. Вспомните, например, Шекспира, Гете, Пушкина, Грибоедова, Островского и других писателей. Театральное искусство и литература имеют очень много общего. Во многих случаях театр не только дополняет литературное произведение, но и дает более яркое выражение его идеям, делая их более доступными, более доходчивыми до масс, что способствует даже лучшему пониманию данного произведения.
Русская художественная литература много сделала для развития общечеловеческой мысли и занимает в ней почетное место. Пушкин, Толстой, Горький — это огромные художники, великие писатели мира, и вместе с тем они действительно русские писатели, отражавшие свою эпоху и черты русского народа.
Параллельно с ростом русской литературы и ее значения вырастал русский театр и его роль в развитии нашего народа. Уже произведения Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского прочно поставили на ноги наш театр, благодаря столь блестящим критикам, как Белинский и Добролюбов, которые пристально наблюдали за развитием театра, за художественным творчеством артистов. Вспомните, как высоко ценил Белинский игру Мочалова, сколько блестящих страниц он посвятил его художественному творчеству!
Вообще наши театральные работники имеют славные традиции. Укажу просто по памяти имена, которые запечатлены в головах культурных людей СССР, например: Волков, упомянутый уже Мочалов, Щепкин, Савина Мария Гавриловна, семья Садовских и т. д. Уже один тот факт, что культурные люди целое столетие помнят эти имена, лучше всего говорит о важности и ценности театра в культурной жизни народа.
Оперные и балетные театры были дальше от народа: Мариинский — в Петербурге и Большой — в Москве опекались царским двором. Значит, как культурно-музыкальные очаги для народа, они исключались. Частная, провинциальная опера была слаба, а места в ней — дороги. Поэтому и артистов, в полном смысле народных, в театрах оперы и балета не было.
Но все же, несмотря на гнет сверху и предпринимательскую спекуляцию в частных театрах, музыкальное искусство имеет у нас ряд блестящих композиторов и музыкантов. Возьмите, например, Глинку, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова и, особенно, Мусоргского, про которого известный русский искусствовед и критик Стасов говорил, что он «принадлежит к числу тех людей, которым потомство ставит монументы».
Русское изобразительное искусство, в свою очередь, упорно и настойчиво развивалось под спудом царского самодержавия и буржуазно-помещичьего гнета. Укажу такие имена, как Венецианов, Федотов, Крамской и, особенно, Перов и Репин. Это — замечательные мастера, которыми справедливо гордится русский народ.
Вы ищете путей, как лучше служить народу. И правильно поступаете, обращаясь в поисках этих путей к изучению марксизма-ленинизма. Но имейте в виду, что изучение марксизма-ленинизма не освобождает, а, — напротив, — обязывает хорошо знать свое профессиональное дело, обязывает быть мастером высокого стиля.
Посмотрите, как в прошлом служила народу русская художественная мысль: литература, театр, живопись и т. д. — все так называемые «пластические» и «мусические» искусства. В чем была тогда сила искусства? — Она заключалась в том, что крупные художники направляли свой талант, свое мастерство к тому, чтобы по своему разумению выразить чаяния народа. И они достигали в этом значительных успехов, ибо в свое время они были передовыми людьми русского общества. Это легко проследить хотя бы по истории русской литературы.
Вот, например, Тургенев — один из крупнейших писателей. Существует распространенное мнение, что это — первоклассный мастер художественной формы. Но если мы обратимся к анализу его произведений, то узрим в них и социальное содержание. Возьмите «Записки охотника»: здесь в яркой, действительно художественной форме, словно в живописи, представлены на лоне природы живые образы простых людей, преимущественно крестьян. Что может быть безобиднее, аполитичнее этих тургеневских персонажей? Однако лучшие критики того времени, для которых защита обездоленных была решающим критерием в оценке литературного произведения, встретили «Записки охотника» с восторгом, находя в них соответствующее их убеждению содержание. В «Записках охотника» представлены крепостные со всеми человеческими переживаниями, присущими и так называемым «культурным» людям. В крепостном крестьянине Тургенев показал человека, который так же, как и все люди, достоин иметь человеческие права. Правда, об этих правах писатель не говорил, но они напрашивались сами собою, они возбуждали мысль у читателя, что, разумеется, в тогдашних условиях производило политическое действие: вызывало негодование крепостников, ободряло и укрепляло прогрессивные силы. Поэтому не удивительно, что почти каждая вновь вышедшая книга Тургенева вызывала острую борьбу, различную оценку борющихся литературных групп. Достаточно напомнить о его романе «Отцы и дети».
Все это говорит о том, что творчество Тургенева имело не только художественное, но и общественно-политическое значение, которое, как мне кажется, и придавало действительно художественный блеск его произведениям. Если изъять общественно-политическое содержание из произведений Тургенева, то они не заняли бы столь почетного места в истории русской литературы. Можно с уверенностью сказать, что Тургенев искал прогрессивные явления з русском обществе и стремился художественно их отобразить. В этом отношении он много сделал для развития русской общественной мысли, хотя сам и далеко стоял от действительных борцов с самодержавием, с рабовладельчеством, с режимом Николая I, которого народ недаром прозвал Николаем Палкиным, и с режимом Александра II.
Тургенев далеко стоял от Герцена, Чернышевского и Добролюбова. Люди типа Базарова не пользовались его симпатией. Но художественная правдивость влекла Тургенева к воссозданию реальных типов существовавшей действительности. Наиболее ярко и полно его художественный талант мог проявиться только в отображении этой действительности.
А вот еще один из крупнейших писателей — Чехов. Известно, что это неподражаемый мастер русского слова. Он как бы от избытка, совершенно непроизвольно показывал образы (типы), встречавшиеся ему на каждом шагу в повседневной жизни. И кто может заподозрить его в политической тенденциозности?
Но Чехов не видел положительных сторон и веселых сцен в жизни народа. Он рисовал в целом убийственную картину русского мещанства и чиновничества с их косностью, тупостью и черствостью. Он живописно и метко изображал политический гнет, ограбление крестьян помещиками и кулаками, безысходность крестьянства при царизме и капитализме. Несмотря на исключительную скупость в словах, несмотря на отсутствие внешних проявлений чувств к своим героям, он так покоряет читателя, так воздействует на него, что тот сам делает необходимый вывод. Надо полагать, что художественные восприятия Чехова заставляли его думать и о средствах избавления людей от существовавшего гнета. Но, оставаясь в плену буржуазного мировоззрения, он не видел истинных путей борьбы со старым миром. В этом отношении характерно его письмо Суворину от 25 ноября 1892 г. «Вспомните,— писал Чехов, — что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими, и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель, как у тени отца Гамлета, которая недаром приходила и тревожила воображение. У одних, смотря по калибру, цели ближайшие — крепостное право, освобождение родины, политика, красота или просто водка, как у Дениса Давыдова, у других цели отдаленные — бог, загробная жизнь, счастье человечества и т. п. Лучшие из них реальны и пишут жизнь такою, какая она есть, но оттого, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, Вы кроме жизни, какая есть, чувствуете еще ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет Вас. А мы? Мы! Мы пишем жизнь такою, какая она есть, а дальше — ни тпрру ни ну... Дальше хоть плетями нас стегайте. У нас нет ни ближайших, ни отдаленных целей, и в нашей душе хоть шаром покати».
Как видите, огромный художник считал основной причиной своей творческой ограниченности отсутствие «ближайших» и «отдаленных» целей. Истинной же целью «писания жизни» в его время мог быть только социализм. И так как эта цель была ему недоступна, то он довольствовался критикой существующего общества, чем как бы подготовлял почву для пролетарских писателей.
Максим Горький первый в романе «Мать» дал художественные образы революционеров из рабочего класса и тем самым положил начало пролетарской художественной литературе, знающей сбои «ближайшие» и «отдаленные» цели и печерпающей в них свою силу.
Товарищи, я напомнил вам о Тургеневе и Чехове лишь потому, что, по издавна распространенному мнению, они не приносили в жертву тенденции художественную форму своих произведений. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни, — говорил Тургенев, — есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». И вот реальная жизнь, воспроизведенная настоящим художником, сама создавала тенденцию и разжигала политические страсти в обществе.
Наша художественная литература в прошлом была наполнена глубоким социальным содержанием. И это делало нашу литературу народной. Она захватывала, развивала, толкала людей на революционные действия. Эта литература показывала отрицательные стороны существующего буржуазно-помещичьего мира и занималась вопросом о том, как улучшить жизнь угнетенных людей, страдающих, бедноты.
С этой стороны наша литература имеет, пожалуй, специфические русские качества. Конечно, к этому были особые причины, но сейчас мы о них не говор-им, только оттеняем эти качества, которые заметил еще Энгельс. В одном из своих писем он указывал: «Современные русские и норвежские писатели, которые пишут превосходные романы, все сплошь тенденциозны».
С полным основанием то же самое можно сказать о нашей музыке, живописи и т. д. Позвольте снова напомнить вам о Мусоргском, которого я уже называл в качестве примера. Он создал множество композиций на темы из крестьянской жизни: «Калистрат», «Спи, усни, крестьянский сын», «Колыбельная Еремушки», отдельные сцены в «Хованщине», «Борисе Годунове» и др. В этих композициях прямо оживают тяжелые картины безотрадной жизни крепостных крестьян.
В живописи в параллель с Мусоргским можно поставить замечательного народного художника Перова, которого я также называл в качестве примера. Крестьянские типы и сцены принадлежат к разряду лучших его произведений: «Приезд станового на следствие», «Сцены у железной дороги», «Проводы покойника» и др. Перов создал очень много ярких картин антицерковного характера. Все это говорит о том, что Перов был живописец народа, отдавшийся острому чувству яегодования и боли за его невыносимые тягости и приниженность.
Значит, наша художественная литература, музыка, живопись, театр и вообще наша художественная мысль в лице лучших представителей никогда не забывала свою служебную роль по отношению к народу.
И все же, за немногими исключениями, она выражала идеи господствующих классов, оставалась в пределах их мировоззрения, выступая только против крайностей старого мира. Народность основной струи художественной мысли состояла в развитии прогрессивных элементов в господствующих классах, что не могло не вести хотя бы отчасти к развитию народа.
«В каждую эпоху, — говорили Маркс и Энгельс, — мысли господствующего класса суть господствующие мысли, т. е. тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила». Это значит, что в каждую эпоху господствующий класс господствует не только материально, но и духовно, т. е. господствуют и мысли этого класса.
Вспомните Гоголя: как он клеймил крепостное, помещичье общество! Вряд ли найдется в мире человек, который сумел бы представить в столь неприглядном виде общество, в котором он жил. Однако Гоголь остался верным сыном своего класса.
Чехов, как я сказал, величайший мастер слова, уничтожающий критик буржуазно-помещичьего общества, в котором он жил. Однако и Чехов не выскочил из пределов буржуазного мировоззрения. Товарищи, у нас руководящим, ведущим и в этом смысле господствующим классом является рабочий класс, который в братском союзе с колхозным крестьянством строит бесклассовое социалистическое общество, коммунизм. Материальные богатства Советского Союза принадлежат рабочему классу и колхозному крестьянству, т. е. всему народу. Отсюда — вполне естественный вывод: если советская интеллигенция хочет занять то место, которое передовая интеллигенция занимала в прошлом, т. е. идти впереди по пути прогресса, если она хочет занять руководящее место в строительстве социализма, если она хочет формировать и двигать вперед человеческую мысль, то она должна овладеть марксизмом-ленинизмом — мировоззрением рабочего класса.
Товарищи, ведь социализм мы строим практически только в первый раз. Еще нигде, никогда и никто его не строил. Были утопии, фантазии о построении социалистического общества. Таких фантазий было значительное количество. Но на базе научного социализма мы строим социализм все-таки первые. И, разумеется, каждый шаг нашего движения вперед требует огромной работы человеческой мысли.
Вы хорошо знаете историю старой России. Если надо было реформировать какое-нибудь ведомство, то посылали людей за границу, там они брали образец, привозили в Россию и здесь осторожно его применяли, чтобы не заразиться либерализмом. Даже великий преобразователь Петр I значительную часть своих новшеств взял из-за границы.
А нам, увы... ехать некуда. (Бурные аплодисменты, смех.)
Было время, когда мы, рабочие, члены подпольной марксистской партии, учились классовой борьбе у западноевропейских рабочих, политическое развитие и организация которых для нас была идеалом. Было время, когда лично я мечтал: может быть, когда-нибудь и я буду членом российского парламента от рабочей партии. Так я думал. Это, конечно, была фантазия... (Смех). А теперь вы видите—моя фантазия более чем оправдалась. Мы все сделались строителями социализма. Это такой скачок, равного которому в истории не было. Может быть, кто-нибудь из вас лучше знает историю и найдет в ней хоть какое-нибудь подобие этому скачку? (Смех, аплодисменты.)
Итак, мы являемся первыми строителями социализма. История предоставила нам такую честь. Подумайте только — что это значит! Пройдет тысяча лет, человечество будет изучать историю социализма, при этом оно будет восхищаться и удивляться, что столь простые люди были первыми строителями социализма. Это — величайший почет. Правда, через тысячу лет этот почет вряд ли ¦ будет на нас особенно действовать... (Смех.) Но эта мысль о том, что нас когда-то будут вспоминать за великий исторический подвиг в интересах всего человечества, эта мысль не может не вдохновлять и не воодушевлять нас теперь. (Аплодисменты.) А вы, как работники искусства, лучше всего это чувствуете и знаете.
И вот для того, чтобы двигать мысль вперед, чтобы полностью претворить в жизнь идеалы социализма, — для этого надо овладеть теорией марксизма-ленинизма. Нельзя двигать вперед человеческую мысль, нельзя двигать вперед социалистическую организацию общества, нельзя двигать вперед социалистическое строительство, если люди не овладеют в совершенстве этой революционной теорией, теорией самого передового и прогрессивного класса, призванного историей перевернуть весь мир, очистить его от всякой эксплуатации и кабалы, создать достойную человека обстановку и условия жизни. Вот, товарищи, откуда исходит необходимость изучения теории марксизма-ленинизма.
Передо мною работники искусства — один из значительных отрядов советской интеллигенции. Прежняя интеллигенция мнила себя солью земли. Советская интеллигенция действительно становится солью земли, она уже занимает такое место в нашей общественной жизни, какого не занимала интеллигенция никогда в истории и не занимает теперь ни в одном капиталистическом государстве. (Аплодисменты.) Вот, товарищи, из чего исходит необходимость изучения марксистско-ленинской теории советской интеллигенцией. В особенности это относится к работникам искусств решительно всех областей.
Я уже сказал, что некогда я мечтал о таких временах, когда я буду членом российского парламента от рабочей партии. Это была моя романтика. А у вас разве нет романтики? Разве вы не хотите сделаться активными общественными деятелями, приносящими максимальную пользу Советскому государству? Разве вы не стремитесь двигать вперед социалистическое строительство, социалистическую мысль? Разве у каждого из вас эта идея не сверлит в голове? (Аплодисменты.)
Но могут совершенно справедливо задать вопрос: а как практически осуществить эту животворящую идею? Вы здесь все — работники искусств, и вам надо особенно хорошо знать, в чем должно проявиться и как практически должно претвориться в жизнь служение народу.
Наиболее эффективное служение народу, мне кажется, может быть лишь на базе овладения хотя бы в общих чертах теорией марксизма-ленинизма и — что гораздо труднее — при умении применять ее в своей практической работе. Дело в том, что работа всякого художника в нашу эпоху должна базироваться на социалистическом реализме. Об этом теперь очень много говорят, это стало как бы требованием времени. Возьмите, например, артиста: если он крепко стоит на базе социалистического реализма, то его успех даже при среднем таланте можно считать обеспеченным. Но стать сознательным социалистическим реалистом невозможно без овладения марксизмом-ленинизмом. Что же такое социалистический реализм? Я знаю, что этот вопрос существует у вас и вы, наверное, уже приготовились сказать мне: «Объясните толком, формулируйте конкретно, в чем заключается социалистический реализм. Мы у себя часто говорим на эту тему, а конкретно еще не договорились». — Верно это или нет? Мне кажется, что верно. Вот я и попробую поделиться с вами своим пониманием социалистического реализма. Я скажу вам, как лично я понимаю социалистический реализм.
Мне кажется, что форма в искусстве является внешним материальным проявлением человеческих идей и чувств. Переживания же и мысли общественного человека всегда определяются социальными условиями. Например, очень легко подметить мысли и переживания безработного, голодного человека. Можно не сомневаться, что у него преобладает гнев и ненависть к пресыщенным, мысль об уничтожении безработицы. Миллионы таких людей накладывают свой отпечаток на всю жизнь капиталистического общества: на улицу, на внешний облик городов и сел, на лица людей. Там не может иметь массового успеха задорная, постоянно повторяемая у нас и каждый раз как бы впервые звучащая песня «Широка страна моя родная».
Белинский прав, говоря: «Искусство без мысли, что человек без души — труп...». И в самом деле, представим себе художника, задавшегося целью зарисовать типы, ну, хотя бы американских безработных и людей, живущих только заработной платой. Может ли у него получиться художественное произведение, если ему чужды интересы, переживания, горести и радости этих людей? В лучшем случае получится технически хорошо выполненный портрет, фотографическая похожесть на оригинал.
Отсюда вывод: люди, стоящие на точке зрения формализма, или преследуют политические цели — скрывают социальные недуги, страдания трудящихся, как это делается в капиталистических странах защитниками капиталистической системы, или же они занимаются пустопорожним техническим упражнением, перебиранием четок в руках.
Только художник, который проникся полным пониманием всех переживаний и мыслей своего героя, который видит и чувствует безнадежность во взгляде безработного, который читает в глазах работающего страх потерять работу, — только такой художник найдет, и притом как бы непроизвольно, яркие слова, выразительные жесты, мимику, интонации, краски и мелодии для создания действительно реалистического образа.
Создание формы требует от художника огромной работы мысли, напряженных переживаний и очень больших знаний. Значит, и форма находится в конечном счете в зависимости от социальных отношений, от классовой борьбы. Сильное влияние русской художественной литературы и искусства в прежние времена может быть объяснено только их глубоким социальным содержанием и реалистическим направлением.
Определение реализма дано еще Белинским, вероятно, около ста лет тому назад. Реализм — это единство формы и содержания, когда дается не только правдивое внешнее описание, но и глубоко верно передается внутреннее содержание явления.
Школа Белинского — это почетная школа. Она проделала огромную работу по просвещению наших мастеров и далеко вперед двинула наше искусство и литературу.
Единство содержания и формы входит, конечно, и в социалистический реализм. Но есть разница между социалистическим реализмом и прежним, досоциалистическим реализмом.
Например, самые яркие художники-реалисты капиталистического общества не вышли из пределов этого общества, что наглядно подтверждает письмо Чехова к Суворину.
Мы живем в социалистическом обществе. Поэтому у нас художник-реалист поставлен в принципиально иное положение как к самому обществу, так и к своим героям-типам.
В прошлом столетии русские писатели старательно искали положительные типы в русской жизни. Достаточно напомнить Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова, Онегина в поэме Пушкина, Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова, Инсарова в «Накануне» и Базарова в «Отцах и детях» Тургенева. Все это — крупнейшие произведения художественной литературы. Но их художественная ценность была велика именно потому, что они показывали отрицательные типы, а героев, которых бы народ признал за образец, не вышло. Все они — «лишние люди».
Были ли в тогдашней жизни люди, которые могли являться такими героями? Мне кажется, что были. Это — декабристы, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Герцен. Очевидно, дворянская художественная литература не могла их поднять, с одной стороны, по цензурным условиям, а с другой — и это самое главное — по своим идейно-политическим воззрениям. Она не могла возвыситься до уровня этих борцов за народное дело в силу своей социальной обусловленности. После Тургенева уже нет таких поисков в литературе. Русская буржуазия, не успев расцвести политически и культурно, уже трепетала перед революцией больше, чем перед реакцией. Это резко сказалось в искусстве и литературе в виде распространения натурализма, формализма, символизма, импрессионизма и т. д. Одним словом, пошло всякое декадентство.
С появлением Горького художественная литература снова приобрела боевое общественное значение, в особенности в связи с выходом в свет его романа «Мать». Но теперь уже героями выступили рабочие. Этим как бы фиксировался тот факт, что борьба за все прогрессивное перешла к рабочему классу.
Советскому художнику не приходится утруждать себя поисками положительных типов и героев — таких людей у нас миллионы. Недаром в уставе Союза советских писателей сказано:
«Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».
Примером такой работы в известной степени может служить роман Малышкина «Люди из захолустья». Здесь удивительно конкретно, в соответствии с жизненной правдой, показан рост людей из маленьких городов захолустья на больших стройках. У нас этот рост идет повсюду и во всех сферах человеческой деятельности.
Разве не бросается в глаза, например, рост социалистической государственности и советского патриотизма в нашей стране по сравнению с дореволюционным временем, по сравнению с любой капиталистической страной? Ну, где, в какой стране, в какой исторический момент (может быть, только в 1812 году, в связи с нашествием на Россию полчищ Наполеона) народ был так глубоко проникнут духом патриотизма, как у нас в эпоху советской власти?
В настоящий момент подавляющая масса населения СССР в своей повседневной жизни занята мыслью о строительстве социалистического общества. Частные интересы советских граждан все больше связываются, и притом вполне сознательно, с интересами социалистического государства. А благодаря этому растет и чувство патриотизма к социалистической родине, которое проявляется в самых различных формах.
Вы, как художники, великолепно понимаете, что у нас сейчас интересы социалистического государства, интересы социалистического общества занимают в голове каждого человека в десять, сто раз большее место, чем, предположим, не только в старой России, но и в любом современном капиталистическом государстве. Там люди меньше заняты общественными интересами. А мы больше этим заняты. Значит, если можно так выразиться, в голове каждого советского гражданина, в его быту гораздо большее место занимают общественные интересы, интересы общегосударственные, чем это было раньше. Это, мне кажется, бесспорный факт. А потому и в произведениях, которые вы творите на сцене, на полотне или в книге, необходимо со всей силой оттенить и подчеркнуть эту важнейшую черту.
Раньше этой черты не было. Не любили у нас раньше государства. Не любили армии. Не любили правительства. Всех этих орудий насилия над народом не любили.
А теперь совсем иное. Теперь, например, армия — это же факт — пользуется колоссальной любовью среди всех слоев населения. (Бурные аплодисменты.) Это есть выражение новой черты, нового отношения людей к социалистическому государству, ибо армия есть один из важнейших институтов государства.
За время существования советского строя население накопило в своем быту массу новых черт, несвойственных капиталистическому миру. Например, в магазинах очень часто можно наблюдать такую картину: у кого-нибудь из покупателей не хватило денег — к нему сейчас же придут на помощь. В трамвае, троллейбусе, автобусе, метро считается нормальным уплатить за пассажира, у которого не оказалось мелкой монеты. Конечно, это — мелочь, но она характерна для нашего строя общественных отношений. Люди у нас приобретают социалистические черты, сами того не замечая. Если хотите рисовать социализм, то не насилуйте свое воображение: у вас под руками великое множество благодарного материала, накопленного за двадцать лет. Социализм у нас — не мечта, а подлинная реальность. Этот реальный, а не фантастический социализм требует мощной кисти художника: писателя, артиста, живописца, певца, музыканта, скульптора, архитектора и т. д. Уже кое-что в этом отношении делается, но сравнительно мало.
При этом, когда вы правдиво «пишете жизнь», надо выявлять не только те черты, которые каждому бросаются в глаза, но и те черты, которые обыкновенному глазу трудно заметить. Предположим, что ваш персонаж — корявый. Рисуйте, что он — корявый. Но оттеняйте и внутренние черты, которые не столь заметны, но которые типичны для наших людей. Например, любовь к родине. Она сказывается у различных людей в самых различных формах. Надо у каждого человека найти и показать эту любовь, выразив ее не умозрительно, а конкретно.
Мадонна Микель-Анджело — очень красивая фигура. Все от нее в восхищении. Но я уверен, что простая неуродливая девушка для живого человека ближе, чем Мадонна. (Смех.)
Так вот, пора, наконец, понять, что социалистическое государство надо любить не только умозрительно, а конкретно, т. е. с его природой, полями, лесами, фабриками, заводами, колхозами, совхозами и т. д., с его стахановцами и стахановками, с комсомолками и комсомольцами. Надо любить нашу родину со всем тем новым, что существует в Советском Союзе, и показать ее, родину, в красивом виде, не в таком, как я вам говорю речь, а действительно в ярком, художественно-нарядном виде. Если художник так будет любить социалистическую родину, то перед его глазами раскроется все то живое и великое, что делается в Советской стране, и его любовь наполнится глубоким, живым, реальным содержанием.
Но, помимо этого, есть еще одно очень важное требование, которое всегда надо помнить, если художник хочет быть социалистическим реалистом. Наша старая литература и искусство были велики не только своей художественной правдивостью, но в особенности тем, что они все время искали лучших путей, лучшего устройства жизни людей. Конечно, сейчас можно говорить, что тогда люди ошибались, шли не по той дороге и т. д. Но факт остается фактом: они искали новых путей.
Советское искусство и литература должны крепко усвоить эту благородную традицию. Ведь каждый художник хочет в своем произведении довести до зрителя или читателя какую-то мысль. Социалистический реалист должен рисовать действительность, живую действительность, без прикрас. Но вместе с тем он должен толкать своим произведением развитие человеческой мысли вперед. А тот литератор, который не ставит себе такой цели, — это полулитератор; тот артист, который не ставит себе такой цели, — это полуартист.
Поэтому задача каждого работника советского искусства, — если он хочет быть с народом, если он хочет быть в передовых рядах борцов за социализм, если он хочет вложить частицу своего «л» в строительство нового мира, — толкать людей своим произведением вперед, к достижению самой возвышенной и благородной цели — к построению коммунистического общества, воспитывать в народе любовь к родине, беззаветную преданность партии и готовность к претворению в жизнь ее идей, чтобы строй, явившийся воплощением этих идей, был для народа дороже всего на свете, чтобы наша молодежь пылала честолюбивым стремлением сделаться лучшими борцами за дело Ленина — Сталина.
Значит ли все это, что художник не должен описывать, изображать, представлять отрицательные типы и явления? — Ни в коем случае. Борьба за коммунизм, ломка старого, рост нового — все это само собою предполагает их существование. А кроме того, не забудьте, что мы находимся в капиталистическом окружении и подвергаемся с этой стороны постоянному нажиму вплоть до засылки к нам шпионов и диверсантов. Выпускать все это из поля зрения художника — значит не охватывать жизнь во всей ее полноте и совокупности, не выполнять основного требования социалистического реализма.
Итак, идти в ногу с самой передовой частью народа, т. е. с коммунистической партией, — вот как художники могут стать на практике социалистическими реалистами. Теория марксизма-ленинизма идет вперед. Товарищ Сталин развивает и обогащает эту передовую революционную теорию, которая стала господствующим мировоззрением в нашей стране.
Но вот уже пошел третий десяток лет, как существует у нас советский строй и господствует мировоззрение пролетариата. Пора, наконец, работникам искусства выравняться, пора овладеть передовой революционной теорией пролетариата — марксизмом-ленинизмом. Эта теория исключительно обогащает людей, развивает их ум, раскрывает необозримые творческие горизонты. А помимо всего, для честного человека, в сущности говоря, и нет иной дороги, иного пути, как идти вместе с коммунистами. Заправилы современного капиталистического общества изо всех сил поддерживают фашизм, отрекаясь не только от будущего, но и от прошлого, уже завоеванного человечеством прогресса. Их идеал — восстановление рабства и необузданной эксплуатации своего народа. Их идеал— международный разбой и возвращение трудящихся к варварству. Одним словом, реакционные силы буржуазии хотят повернуть колесо истории вспять. Разумеется, история за все эти насилия над кею жестоко покарает насильников. Но пока что наша страна остается единственной хранительницей всего культурного наследия и единственным двигателем человеческого прогресса. Мы, большевики, народ скромный, незахватнический. Но все-таки мы думаем своими идеями завоевать весь мир и даже... раздвинуть вселенную.
А чтобы справиться с этими задачами, наша интеллигенция и в особенности работники искусства должны вооружить себя передовой теорией марксизма-ленинизма, теорией самого революционного в мире класса — пролетариата.
1939




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +