Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Вопросы искусства и литературы в трудах М. И. Калинина


М. И. Калинин об искусстве и литературе
Статьи, речи, беседы.
Гос. изд-во худ. лит-ры, Москва, 1957 г.

Имя Михаила Ивановича Калинина неразрывно связано с революционным прошлым рабочего класса России, с историей Коммунистической партии и Советского государства. Крестьянин-труженик, получивший боевую закалку среди кадровых рабочих, ставший образованным марксистом, Михаил Иванович был выдающимся политическим деятелем нового типа. В его лице соединились черты простого русского человека - выходца из народных низов с благороднейшими качествами партийного деятеля, одного из замечательных представителей славной когорты революционеров-большевиков. Предлагая кандидатуру М. И. Калинина на пост Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, В. И. Ленин в марте 1919 года говорил:
«Это товарищ, за которым около двадцати лет партийной работы; сам он крестьянин Тверской губернии, имеющий тесную связь с крестьянским хозяйством и постоянно обновляющий и освежающий эту связь. Петроградские рабочие сумели убедиться, что он обладает умением подходить к широким слоям трудящихся масс, когда у них нет партийной подготовки, когда пропагандистам и агитаторам не удавалось к ним подойти по-товарищески и умело, тогда тов. Калинину удавалось разрешить эту задачу».
На протяжении двадцати семи лет Михаил Иванович Калинин руководил верховным органом Советского государства. Верный Ученик и соратник В. И. Ленина, он являлся одним из активнейших строителей и виднейших руководителей ленинской партии и социалистического государства. С 1928 года и до последнего дня своей жизни он был членом Политбюро Центрального Комитета нашей партии. В поле его постоянного внимания находились разнообразнейшие вопросы экономической и политической жизни, коммунистического воспитания масс, развития культуры и науки. В разрешений этих вопросов Михаил Иванович всегда руководствовался интересами народа, задачами построения коммунизма. Своей близостью к массам и глубоким пониманием их потребностей, своей неустанной заботой о благе народа Михаил Иванович завоевал признательность и любовь всех трудящихся.
Одним из ярких примеров заботы М. И. Калинина об интересах народа является его внимание к проблемам художественного творчества, к работе советской интеллигенции, к пропаганде классического наследия в области искусства и литературы. Нет такого вида художественного творчества, которого не коснулся бы в своих высказываниях М. И. Калинин. Он говорил и писал не только о разных видах искусства, но и о явлениях разных эпох, разных художественных направлений. Он всегда подчеркивал значение искусства и литературы в жизни народа, говорил о высоком общественном смысле деятельности художников, о существе и специфике их работы, о путях их творческого роста. В книгах, в произведениях искусства он видел богатейший источник духовного воспитания людей.
В жизни самого М. И. Калинина, в формировании его общественных взглядов, в процессе выработки определенных эстетических представлений важную роль сыграло передовое искусство и в особенности художественная литература.
«Свое образование, или правильнее - развитие, - вспоминает М. И. Калинин, - я начал с сельской школы; учителем был крестьянин-старик, который получал что-то около рубля или меньше за зиму учения с каждого ученика, и, насколько я помню, его по очереди кормили. Всего учеников было человек двадцать. Школа помещалась у одинокого старика, в большой черной избе. Расставили несколько столов, скамеек - и школа готова.
Учился я по церковнославянской азбуке, большинство же - по русским азбукам. Учение шло самым первобытным образом: все двадцать человек читали вслух, каждый свое, получался непрерывный гул. В такой школе я пробыл месяца три, выучил буквы, двойные и тройные слоги и уже стал складывать слова.
На следующую зиму я имел возможность уже поступить в настоящую школу, в земское народное училище, где курс был четырехлетний. Там я на учение набросился, как голодный на еду. С осени до рождества я прошел два класса - младший и полусредний, и вступил в средний.
Как только научился читать, так и набросился на книги школьной библиотеки, которая в большинстве состояла из религиозных книг, главным образом из житий святых. За два года я окончил школу и вместе с тем прочитал школьную библиотеку. К концу мне учительница стала давать кое-что из собственных книг. Летом, хотя было и некогда читать постоянно, я все-таки урывками прочитал несколько книг из библиотеки соседнего помещика.
Таким образом, после окончания сельской школы я уже довольно сильно пристрастился к чтению, и у меня было большое желание учиться».
Это увлечение книгами продолжалось у М. И. Калинина и в более поздние годы. Выехав в 1889 году из тверской деревни в столицу, он поступил служить в дом Болтовского - того самого «соседнего помещика», имевшего свои владения в Тверской губернии, на которого указывал Михаил Иванович в приведенных выше строках.
«...я был, - вспоминает М. И. Калинин, - мальчиком в семье, где было много учащихся, которые, со своей стороны, стремились идти навстречу моему желанию учиться, и даже, насколько помню, некоторые давали мне уроки, во всяком случае помогали мне в том, в чем они сами разбирались. Затем они меня снабжали в достаточном количестве необходимыми книгами».
В доме помещика была обширная библиотека. Наряду с произведениями русских классиков здесь имелись книги по естественным наукам, по истории и политической экономии, комплекты современных журналов, беллетристика, предназначенная для «домашнего чтения» и даже нелегальные издания, выпускавшиеся русской революционной эмиграцией за рубежом. За четыре года службы у Болтовских М. И. Калинин познакомился со всеми выдающимися произведениями русской классики, прочел «Обзор философии» Джона Стюарта Милля, иллюстрированную «Жизнь животных» Брема и впервые столкнулся с образцами вольной русской печати: читал «Полярную звезду» и книгу А. И. Герцена «С того берега», посвященную событиям 1848 года в Европе.
Уже в эти ранние годы произведения литературы помогали М. И. Калинину ориентироваться в жизни, находить верную линию в отношениях с людьми, с которыми ему приходилось встречаться.
Характерное свидетельство об этом содержит одна из статей, написанная М. И. Калининым в 1923 году:
«Много лет тому назад, на пятнадцатом году моей жизни, перед поступлением на завод, которое затянулось, я устроился кухонным мужиком у баронессы Будберг, занимал очень маленькое положение в иерархической лестнице ее челяди. У нее был камердинер Петр Петрович, к которому приходила вся камердинерская знать Петербурга; они в точности копировали своих господ: пили хорошие вина, вели светские разговоры, больше о чинах, орденах, карьере своих господ.
Внешностью из них каждый сошел бы за канцлера любой европейской страны... В столь трудной профессии... действительно, они являлись артистами, а мне, как сейчас помню, они казались пустыми, совершенно невежественными людьми, может быть потому, что я основательно уже ознакомился с русской литературой и людскую глупость великолепно подмечал...»
Когда в 1893 году М. И. Калинин поступил учеником на завод «Старый арсенал», а спустя три года - на Путиловский, он уже слыл среди рабочих знатоком русских классиков и любителем «вольной печати». Среди его товарищей были образованные рабочие - молодые туляки, окончившие в свое время воскресную школу и побывавшие в нелегальных кружках; они были хорошо знакомы с народнической литературой, свободно пересказывали целые главы из «Золотых сердец» и «Устоев» Златовратского, знали сочинения Н. К. Михайловского. Из запрещенных изданий рабочие-туляки были знакомы преимущественно с народовольческими прокламациями и брошюрами, в то время как Калинин уже читал Герцена, был знаком с трудами Писарева, Чернышевского и прочел несколько марксистских брошюр.
«Наша встреча, - вспоминает М. И. Калинин, - как бы столкнула две культуры: я был знаком с русской классической литературой, но зато был слаб в народнической, туляки - обратно - они мало были знакомы с нашей литературой, но зато хорошо знали народническую.
При взаимном обмене мы сорганизовали кружок, библиотеку, как легальную, так и нелегальную, которую составляли из ежемесячных взносов. Около этого же времени, также через туляков, мы завели связь с нелегальной организацией, с РСДРП, которая присылала нам пропагандиста, с которым у нас были занятия месяцев восемь-девять регулярно».
Общаясь с туляками, М. И. Калинин заинтересовался сочинениями публицистов-народников. Как известно, к этому времени идейные вожди народничества порвали с революционными традициями 60-70-х годов, выступали с резкими нападками на марксизм. Но народническая проповедь не могла поколебать молодого революционера. В этом большую роль сыграла не только его связь с социал-демократами, но и знакомство с работой В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», вышедшей нелегально гектографированным изданием в 1894 году. Работа Ленина имела громадный успех в революционном подполье, особенно среди молодежи. Однажды студент-технолог, пропагандист того кружка, участником которого был М. И. Калинин, рассказывал об этой книге; он восторженно говорил, что автор «крепко посадил в галошу народнических вождей и им из нее не вылезти». Члены кружка расспрашивали пропагандиста об авторе знаменитой работы, но узнали только, что написал ее студент Казанского университета (на самом деле Ленин еще в декабре 1887 года был за революционную деятельность исключен из университета и выслан из Казани). Несколько позднее кружковцы узнали, что автор книги находится в Петербурге.
О том, какую роль в формировании политических и литературных взглядов Калинина сыграла работа Ленина о «друзьях народа», можно судить по одной из статей Михаила Ивановича (1925), в которой он вспоминал время борьбы марксистов с народниками. Труд Ленина явился, по словам Калинина, «великолепным памфлетом, направленным против главных вождей народничества- Михайловского, Кривенко, Южакова и др.». «Надо знать, - продолжал Калинин, - тогдашнюю обстановку и обаяние названных лиц на интеллигентскую среду, учащуюся молодежь и т. д., чтобы понять, какую смелость и, до известной степени, дерзость проявил В. И. Ленин в брошюре о «друзьях народа...».
В ту пору принять ленинский тезис о гегемонии пролетариата, отмечал Калинин, значило «изгнать из революционного обихода сентиментализм, романтику, позу, самолюбование своей обреченностью на высокое служение народу - качества, особо присущие интеллигентским слоям, в значительной степени распространенные тогда в обществе... Тов. Ленин своим первым выступлением, - можно сказать, военным языком, - произвел небывалые прежде опустошения в народнических рядах».
Горячий интерес проявили участники путиловского кружка к произведениям русских писателей. Труды Герцена, Белинского, Чернышевского, сочинения Некрасова, статьи Писарева изучались в кружке с живейшим вниманием. Собираясь в доме у туляков или в пригородной деревне Волынкиной, где жил Калинин, кружковцы засиживались до позднего вечера за громкими читками и спорами. Литература была для них не предметом занимательного чтения, она служила важнейшим помощником в изучении русского общества, жизни страны.
«В былые годы, - говорил впоследствии Калинин, - когда мы росли духовно и набирались сил, в художественной литературе мы искали ответов на все волнующие вопросы. У нас были любимые герои, любимые писатели, на которых мы смотрели как на учителей жизни. Это были властители дум. Взять хотя бы таких людей, как Чернышевский, Салтыков-Щедрин, а потом наши современники - Короленко, Горький...»
М. И. Калинин считался одним из самых начитанных работников революционного подполья. Кружковцы говорили о нем: «С трудами Ленина знаком, историю и философию знает. Он наших интеллигентов за пояс заткнет».
Михаил Иванович возглавил путиловскую группу «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и фактически руководил революционной работой в двух крупнейших пролетарских районах столицы - Нарвском и Московском. В 1898 году он вступил в социал-демократическую партию.
М. И. Калинин был одним из организаторов рабочего клуба Нарвского района. Он выступал в клубе с докладами, вел пропаганднстские кружки. Часто, «беседуя по душам», он приводил факты из жизни, примеры из художественных произведений.
Многие произведения русской поэзии М. И. Калинин знал наизусть. Старый путиловец С. Марков вспоминает, что, поступив подручным токаря на завод, он познакомился с М. И. Калининым и стал у него часто бывать. При этих встречах Калинин рассказывал гостю о прочитанных книгах. «Михаил Иванович, - пишет С. Марков, - обладал хорошей памятью, знал многие стихотворения Некрасова на память: он, например, декламировал нам, по нашей просьбе, такие стихотворения «поэта мести и печали» Н. А. Некрасова, как «Железная дорога» и «Саша».
Особенно много времени уделял чтению М. И. Калинин в тюрьмах и ссылке. «Иногда мы,- рассказывал он.- были «свободными» для учебы людьми. Бывало, посадят в тюрьму, там и читаем, что, правда, не всегда удавалось».
В июле 1899 года Михаил Иванович, в числе пятидесяти двух членов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», был арестован и после десятимесячного заключения в тюрьме сослан на Кавказ. За эти месяцы он прочел много книг; среди них были первый том «Капитала» Маркса, сочинения на естественно-научные темы, произведения русских и иностранных писателей. Постоянным спутником в бесконечных скитаниях и переездах была у Калинина небольшая дорожная библиотечка, которая систематически пополнялась и обновлялась.
В апреле 1901 года М. И. Калинин был выслан из Тифлиса в Ревель. Там, поступив на завод Вольта, он организовал нелегальный марксистский кружок и подпольную типографию. В то же время он продолжал заниматься самообразованием.
Вспоминая о встрече с Калининым в Ревеле, старая коммунистка Ц. Зеликсон-Бобровская рассказывает: «По внешнему своему виду он не был похож на рабочего: аккуратно подстриженная бородка клинышком, очки, тихий голос - все это делало его похожим скорее на народного учителя или на земского статистика», И первое, что бросилось ей в глаза, - это широкая начитанность собеседника, знакомство его с новейшей литературой. По условиям конспирации, в беседе, протекавшей при третьем лице, нельзя было касаться партийной работы: «За чайным столом разговор шел на общие, нейтральные темы - о последних номерах толстых журналов, о новинках в области художественной литературы, о которых Михаил Иванович высказывался с большим знанием дела».
В эту пору дошел до Калинина и четвертый номер легального марксистского журнала «Жизнь» за 1901 год, в котором была опубликована «Песня о Буревестнике» М. Горького. Поэтический образ буревестника глубоко запал в память молодого Калинина. «Рабочее движение, - писал он впоследствии, -- вышло на широкую арену политической борьбы, захватило и увлекло за собой огромные массы народа, что великолепно выразил Горький в своем «Буревестнике».
А. М. Горький был любимейшим писателем молодого Калинина. Попав в 1903 году в петербургскую тюрьму «Кресты», Михаил Иванович пропагандировал там произведения Горького и Чернышевского. «Помню, мы с Михаилом Ивановичем и с другими (всего человек 5-8) устроили кружок и через окна обсуждали книжку «Что делать?». А на другой день М. И. Калинин сделал доклад о творчестве Горького». Доклад был таков, что тюремщики, не дав кончить, жестоко избили Калинина и бросили в карцер. Слух об этом быстро распространился среди петербургских рабочих. Была выпущена прокламация, в которой рабочие выражали свое возмущение действиями полицейской стражи в «Крестах».
Характерно, что. в донесениях властей о деятельности М. И. Калинина отмечался и ставился ему в вину постоянный интерес к литературе. Так, например, в одном из докладов министра юстиции царю указывалось, что в конце 1901 года в Петербурге образовалось «нелегальное сообщество», которое основало тайную типографию и снабжало население «книгами, отвечающими его запросам». При обыске у членов этого «сообщества» были обнаружены запрещенные книги, прокламации, «стихотворения преступного содержания» и т. д. В числе арестованных полицией лиц, которые «поддерживали сношения с агитаторами, получали от них для чтения нелегальные издания», значится и крестьянин 26 лет, токарь по профессии, Калинин, Михаил Иванович. В документе говорится, что еще в прошлом, работая в Тифлисе, он «принимал участие в социал-демократической пропаганде среди рабочих, знакомил последних с подпольной литературой».
Вскоре М. И. Калинин был привлечен в социал-демократическую прессу: он стал корреспондентом ленинской «Искры», включившись в «сеть местных агентов единой партии», о которой писал В. И. Ленин в четвертом номере «Искры» в статье «С чего начать».
Специальным письмом из Петербурга редакции «Искры» было сообщено: «Связываем с вами рабочего Михаила Ивановича Калинина (Август из Ревеля), писавшего в «Искру» под псевдонимом Чужестранец и в «Рабочую мысль», когда находился в Петербургском Союзе. Человек весьма энергичный, имеет много связей с провинцией, которые и сообщит вам. Намерен постоянно корреспондировать и вести с вами переписку».
М. И. Калинин посылал в «Искру» шифрованные письма, партийную информацию. «Мы уже стали иметь постоянную связь с заграницей, - вспоминал М. Калинин. - Почти регулярно получали оттуда «Искру», «Революционную Россию» и др. издания. Завели связь с полками, куда представляли литературу».
Два года - с января 1903 года до января 1905 года - Михаил Иванович провел в тюрьмах и ссылке, а когда началась первая русская революция, нелегально прибыл в Петербург, где осенью 1905 года снова возглавил большевистскую организацию на Путиловском заводе. Тогда в Петербурге выходила легальная большевистская газета «Новая жизнь», которую редактировал В. И. Ленин. В номере этой газеты, вышедшем 13 ноября, была напечатана статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». «Перед нами, - говорилось в статье, - трудная и новая, но великая и благодарная задача - организовать обширное, разностороннее, разнообразное литературное дело в тесной и неразрывной связи с социал-демократическим рабочим движением».
Литература и печать в руках нашей партии становились сильнейшими средствами воздействия на массы, революционного воспитания народа. Необходимо было, по словам Ленина, превратить литературное дело в неотъемлемую часть общепролетарского дела. Разоблачая анархо-индивидуалистические представления о художественном творчестве как якобы независимом от общественных интересов, от классовой борьбы, Ленин противопоставлял им литературу, открыто связанную с идеями социализма, с задачами пролетарской борьбы.
М. И. Калинин в своей работе партийного пропагандиста; сотрудника большевистской печати твердо руководствовался требованием партийности, сформулированным В. И. Лениным в его исторической статье 1905 года.
Знал Калинин и статьи Ленина, посвященные отдельным писателям. Несмотря на длительные скитания, затруднявшие знакомство с партийными изданиями, до Калинина дошли и статья Ленина, написанная к 80-летию со дня рождения Л. Н. Толстого (Михаил Иванович был тогда на нелегальной партийной работе в Москве и получал издававшуюся за границей большевистскую газету «Пролетарий», где была напечатана эта статья), и работа В. И. Ленина «Памяти Герцена», появившаяся в «Социал-демократе» в 1912 году. В своих суждениях о Герцене Михаил Иванович исходил из ленинской оценки писателя, а статью Владимира Ильича цитировал в одной из работ позднейшего времени («Союз рабочих и крестьян в прошлом и настоящем», 1925).
Серьезной школой для М. И. Калинина как партийного литератора было его участие в работе «Правды». М. И. Калинин организовал на заводе «Айваз» группу правдистов, широко пропагандировал материалы газеты. После ареста И. В. Сталина и Я. М. Свердлова, весной 1913 года, ЦК партии поручил Калинину руководство партийной печатью.
Большую работу вел М. И. Калинин также в просветительных обществах и клубах. Еще в 1910 году за создание в Москве клуба под названием «Для небогатых слоев населения» Михаил Иванович был арестован и заключен в Сущевский полицейский дом. Заметную роль играл М. И. Калинин в деятельности «Сампсониевского общества самообразования» в Петербурге (1913-1914). Это легальное общество, фактически превратившееся в один из центров революционной работы, часто устраивало литературные и музыкальные вечера. М. И. Калинин был членом правления общества. Энергичную революционную деятельность развернул М. И. Калинин в годы первой мировой войны. Выступая на митингах, Михаил Иванович разоблачал социал-оборонцев, пропагандировал революционные лозунги большевиков. Он помогал издавать нелегальную газету «Пролетарский голос» и много времени уделял политико-просветительной работе. В течение полутора лет он руководил двумя конспиративными кружками самообразования. На его тесные связи с передовой интеллигенцией, на пропагандистскую деятельность в годы войны обратила внимание в одном из своих донесений охранка: «Калинин, Михаил Иванович, по агентурным сведениям - социал-демократ (большевик), ленинец, ведет широкое знакомство с интеллигенцией, пользуется большой популярностью среди рабочих, много раз выступал на митингах, призывал к забастовке, хороший оратор и пропагандист».
В февральские дни 1917 года М. И. Калинин был одним из руководителей героической борьбы рабочих и солдат Петрограда против самодержавия. После свержения царской власти, когда возобновился выход «Правды», Михаил Иванович, будучи избран членом Петроградского комитета партии и введен в редакцию «Правды», регулярно выступал в качестве литератора и публициста на страницах большевистской печати.
12 марта 1917 года в центральном органе партии появилась статья М. Калинина «О земле», 28 марта - вторая статья, «Революция и деревня». Затем М. И. Калинин сотрудничал в газете «Солдатская правда»: в первом номере ее, 15 апреля 1917 года, он опубликовал фельетон «Слухи», потом выступил со статьями «Братание», «О большевиках», «Кризис власти», «Нужна рабочая хроника». В последней из этих статей он говорил о необходимости широкого освещения жизни рабочего класса и о том, что «такие описания, такие картины внутренней жизни и борьбы» помогут делу революционного воспитания всех слоев трудящихся.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в осуществлении которой М. И. Калинин принимал непосредственное и активное участие, его общественно-политическая деятельность приобрела необычайно широкий размах.
Уже в первые годы советской власти, ведя обширную государственную работу, Михаил Иванович внес большой вклад в дело осуществления культурной революции в нашей стране. Он постоянно занимался вопросами просвещения, культурной пропаганды, охраны художественных ценностей, распространения книг среди населения. Бывая с агитпоездом на фронтах и в прилегающих к фронтам селах и городах, М. И. Калинин широко использовал в качестве средств массовой пропаганды художественную литературу, плакатную живопись и кино.
1 мая 1919 года в газете «Известия» появилось сообщение: «29 апреля с Рязанского вокзала отошел литературно-инструкторский поезд «Октябрьская революция». С этим поездом, во главе его агитационно-инструкторского состава, выехал Председатель ВЦИК М. И. Калинин». В беседе с сотрудником газеты Калинин сказал: «Губернии, по которым мы намерены проехать, близки к колчаковскому фронту, и политическая агитация в этой области имеет огромное значение. Появление агитаторов из центра, митинги, которые мы будем устраивать на местах, раздача литературы, плакатов, воззваний, демонстрирование лент советского кинематографа, самое соприкосновение с представителями центральной рабоче-крестьянской власти должно поднять настроение народа, рассеять сомнения, вносимые колчаковскими агентами-провокаторами».
В поезде специальным вагоном следовали книжный склад и книжная лавка. Кроме того, один вагон был отведен под типографию, другой - под киноаппаратуру и киноленты. В отчете об этом рейсе поезда, длившемся двадцать дней, указывалось, что «магазин продавал литературу всем желающим, со склада же литература отпускалась исключительно организациям», что «кинематограф работал днем для школ, вечером под открытым небом для взрослой публики. Все сеансы сопровождались объяснением картин, а в антрактах произносились речи инструкторов и агитаторов по текущему моменту». В той же поездке работниками кинокомитета Наркомпроса было сделано 50 фотоснимков и 155 киносъемок.
6 июня 1919 года агитпоезд во главе с М. И. Калининым выехал на Западный фронт. В телеграмме из Минска, касаясь пребывания поезда в населенных пунктах Белоруссии, корреспондент «Известий» сообщал: «Спрос на литературу необычайный. У книжного магазина тянутся громадные хвосты чающих получить книгу. К кинематографу стекаются ежедневно до 10 тысяч»
Во время рейсов агитпоезда, выступая на митингах, М. И. Калинин, наряду с вопросами военного и экономического положения, останавливался на задачах просветительной, культурной работы.
Обращаясь к выпускникам офицерских курсов в Тамбове 2 августа 1919 года, он сказал: «Вы будете воевать не только штыками,- ваш штык грозен врагам, - но вы являетесь и просветителями тех мест, где не слыхали голоса свободы, не знают, что такое социализм».
На митинге в Бобруйске 19 июня 1919 года Михаил Иванович горячо говорил о том недалеком времени, «когда все будет направлено на налаживание культурной жизни».
Забота о «налаживании культурной жизни», о расцвете творческих сил советского народа, о развитии всех областей нашей художественной культуры стала существенной частью партийной и государственной деятельности М. И. Калинина. Ряд важных вопросов, касающихся пропаганды и распространения книги, постановки книгоиздательского и библиотечного дела, деятельности писательских организаций разрешался при прямом участии М. И. Калинина.
Значительное место вопросы литературы заняли в печатных трудах и публичных выступлениях всесоюзного старосты, посвященных самым разным вопросам партийной и государственной жизни. Немалую роль в развитии нашей литературы сыграли также и его личные встречи с писателями. В беседе Калинина с группой молодых авторов накануне Всесоюзного съезда писателей (1934), при его встречах с М. Шолоховым, Ф. Гладковым, Л. Леоновым, М. Пришвиным и другими обсуждались насущные проблемы литературной жизни. Михаил Иванович поддерживал новые литературные начинания, проявлял заботу о молодых писательских кадрах, следил за нашими литературно-художественными журналами, наконец, на протяжении долгого времени участвовал в работе редакционной коллегии журнала «Новый мир».
«Я помню, - пишет Леонид Леонов, - как много помогал нам, писателям редколлегии, Михаил Иванович, которого мы считали своим шефом. И когда мы четверо, вся редколлегия в полном составе - Ставский, Малышкин, Гладков и я, - приходили к нему в Кремль, он живо интересовался журналом, внимательно расспрашивал о том новом, что скопилось в портфеле редакции. Он не только знал по имени писателей, но читал их произведения и давал им удивительно точные и меткие характеристики. Эти встречи по поводу журнала превращались обычно в живые дискуссии о литературе. В высказываниях Михаила Ивановича чувствовались горячая любовь к русской литературе XIX века и живая заинтересованность в литературе современной, в тех произведениях, которые могли бы служить образцами жизни и поведения рядового советского гражданина-читателя. В этих встречах я неизменно ощущал в Михаиле Ивановиче человека громадного жизненного опыта, окидывающего всепон.имающим отеческим взглядом не одно поколение людей».
За время участия М. И. Калинина в работе редакционной коллегии «Нового мира» на страницах журнала появился ряд выдающихся произведений советской литературы, в том числе романы и повести А. Толстого, А. Новикова-Прибоя, М. Пришвина, С. Сергеева-Ценского, В. Вересаева, В. Шишкова, А. Малышкина, Вс. Иванова, Л. Сейфуллиной. 26 декабря 1934 года Михаил Иванович принял участие в вечере, посвященном 10-летию журнала. Вечер происходил в Доме советских писателей (ныне Центральный дом литераторов). Выступавшие на вечере с благодарностью отмечали большую помощь, которую на протяжении всех десяти лет всесоюзный староста оказывал журналу. «С напряженным вниманием, - читаем мы в газетном отчете, - писатели выслушали речь т. Калинина, затронувшего ряд общих вопросов развития советской культуры, в частности художественной литературы и критики, и пожелавшего советским писателям успеха в работе». Через руки Михаила Ивановича прошло немало рукописей, для чтения которых он всегда находил время. Нередко после ознакомления с рукописями он писал к ним вступительные статьи или предисловия. Для тома «Литературного наследства», посвященного Н. А. Некрасову, Михаил Иванович согласился написать статью о великом поэте. Материал для статьи был им подготовлен, но болезнь (это было в год смерти Калинина) помешала ему приступить к работе.
До последних дней жизни М. И. Калинина художественная литература была предметом его постоянного внимания и изучения. «Я ежедневно прочитываю хохя бы восемь - десять страниц не бумаг, а марксистских книг, а кроме того, читаю и новинки беллетристики», - говорил он в 1934 году.
А спустя десять лет на приеме комсомольских работников Советской Армии заметил: «Мне вот скоро семьдесят лет, а все равно неумолимо изо дня в день приходится следить за литературой и учиться. И никак нельзя иначе».
В личной библиотеке М. И. Калинина мы находим книги, которыми он пользовался в последние годы своей жизни. Среди них произведения классической литературы («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Кто виноват?» и «Былое и думы» А. И. Герцена, «Племянник Рамо» Д. Дидро и др.}, книги советских писателей («Годы войны» В. Гроссмана, «Фронтовые записки» В. Ставского, «Война» И. Эренбурга, «Гвардейские высоты» А. Первенцева)\ сборники фольклора («Сказки и предания»); и большое количество мемуаров политических деятелей, литераторов, деятелей театра (А. Ф. Кони, В. И. Немировича-Данченко, В. Д. Бонч-Бруевича и др.). М. И. Калинин был истинным другом писателей, знатоком и ценителем литературы, постоянно способствовавшим ее росту.
Большую поддержку получали от него и деятели других родов советского искусства. Михаил Иванович проявлял постоянную заинтересованность в творческой жизни советского театра, в развитии кино, в достижении новых успехов композиторами, музыкантами-исполнителями, работниками изобразительного искусства. «Для нас, людей искусства, - вспоминает В. Барсова, - Михаил Иванович всегда был близким и чутким другом. Несмотря на свою огромную загруженность большими государственными делами, он находил время для дружеской встречи с работниками искусства. Эти встречи, замечательные мысли, высказанные Михаилом Ивановичем в беседах с нами, навсегда останутся в нашей памяти».
«Его острая, беспощадная, но в то же время всегда очень дружественная критика, - пишет М. Михайлов, - содержит в себе чрезвычайно много ценного для нас. Даже высказанные им вскользь замечания не раз заставляли художника вновь обдумывать свою работу, приводили к новой трактовке образа, а иногда и к изменению целого плана постановки».
Речи М. И. Калинина, обращенные к артистам Большого, Малого и Художественного театров, к деятелям украинского, казахского, грузинского, узбекского, азербайджанского искусства, к работникам Ленинградской консерватории, к труженикам советского кино, беседа Михаила Ивановича с художниками-плакатистами в период Великой Отечественной войны, неоднократные встречи с архитекторами, суждения М. И. Калинина о советской живописи, о графике и т. д. - все это помогало изживать недостатки, преодолевать трудности и двигать вперед развитие советского искусства. «Михаил Иванович для нас, советских художников, - отмечал А. Герасимов, - всегда был и есть строгий, требовательный, но неизменно доброжелательный, горячо любя щий искусство друг и судья.
Изучение жизни М. И. Калинина показывает, что искусство, литература были для него важнейшими средствами познания действительности, богатейшим источником мыслей, образов, идей, воплощением творческого гения народа и в то же время великой воспитательной силой.
В статьях, речах и высказываниях М. И. Калинин осветил ряд важнейших вопросов эстетики - об отношении искусства к действительности, об общественной роли искусства, о специфике художественного творчества, о значении формы, наконец о сущности метода социалистического реализма. Суждения эти представляют собой пример живого творческого следования принципам марксизма-ленинизма в подходе к явлениям искусства; в то же время они свидетельствуют о глубине и свежести индивидуального восприятия искусства М. И. Калининым. Человек широкой эруди-дии, активной творческой мысли, Михаил Иванович не терпел догматизма ни в одной сфере человеческой деятельности, а тем более в области духовного творчества.
М. И. Калинин неоднократно отмечал, что искусство, верно отражающее жизнь, активно содействует ее преобразованию. Поэтому он решительно отстаивал правдивое, наглядное, целеустремленное воспроизведение действительности в искусстве. Он боролся за высокую идейную и творческую вооруженность художника и в этой связи подчеркивал значение марксизма-ленинизма. «Эта теория, - говорил он, - исключительно обогащает людей, развивает их ум, раскрывает необозримые творческие горизонты».
М. И. Калинин доказывал, что усвоение теории - это не начетническое повторение заученных формул. Он едко иронизировал по адресу «коммунистических начетчиков» - людей без «искры», жалких догматиков, не понимающих глубочайшего жизненного смысла марксистско-ленинских идей. «Они, - говорил о таких людях Калинин, - плохие проводники коммунизма... Если человек в душе коммунист, то он сам собою, своими воззрениями, своим подходом к явлениям проводит коммунистическую линию, и не в формулах, а в подходе к явлениям, в умении видеть, анализировать, изучать, смело и решительно отделяя старое от нового в самой жизни и борясь за торжество нового, передового». «Кто коммунист, - подчеркивал Калинин, - пусть он свое коммунистическое мировоззрение внесет в каждое явление жизни. Предположим, он описывает какое-нибудь маленькое событие, он сейчас же должен оценить, как коммунист, что это событие - является ли отражением старого или нового. Является ли это событие отражением старого, уже изжитого, погибшего строя, или же оно является отражением новой культурности, новой нарождающейся жизни».
Таким образом, вопрос о партийности искусства был для М. И. Калинина вопросом о мировоззрении художника, об его месте в общественной борьбе. Деятельность советского человека, в какой бы области он ни трудился, должна быть целенаправленна, партийна. В чем же выражается партийность писателя, художника, журналиста?
Говоря о слабости некоторых литераторов, Михаил Иванович подчеркивал, что «многие из них не научились творчески выражать эту направленность, партийность. Нужно каждый художественный очерк, корреспонденцию, радиопередачу сделать реалистическими, пропитанными идейным содержанием не в смысле того, чтобы в конце или в начале статьи были сказаны слова «партийность», «социализм» и т. п., а чтобы сами факты, само действие приводило читателя к партийности».
Итак, глубоко реалистическое изображение действительности - вот главное средство идейного' воздействия на слушателя, читателя. А реалистическое изображение требует особого подхода к жизненным явлениям, особой позиции художника, - он должен уметь выбирать и воспроизводить наиболее существенное, наиболее типичное. «Ведь только концентрированное, типичное, - напоминал М. И. Калинин, - производит большое впечатление. Вспомните литературную классику. Тут даны чрезвычайно концентрированные типы, и поэтому она до сих пор производит огромное впечатление, ее читаешь с захватывающим интересом».
Если художник подойдет к делу без мысли, у него получится не тип, а лишь «технически хорошо выполненный портрет, фотографическая похожесть на оригинал». Касаясь некоторых образов в произведениях Гладкова, Михаил Иванович отмечал: «Живые прототипы можно брать за натуру, только типизируя их».
Чтобы достичь полноты реалистического образа, надо постоянно искать и находить яркие слова, выразительные интонации, краски, мелодии; художник должен не только проникнуть в сущность изображаемого, но и овладеть техникой, формой изображения. А «создание формы. - напоминал М. И. Калинин, - требует от художника огромной работы мысли, напряженных переживаний и очень больших знаний».
Советская действительность открывает исключительно широкий простор для творческой работы, но в то же время предъявляет к художнику и небывало высокие требования. «Социализм у нас - не мечта, а подлинная реальность. Этот реальный, а не фантастический социализм требует мощной кисти художника: писателя, артиста, живописца, певца, музыканта, скульптора, архитектора и т. д.» Работа советского художника, говорил М. И. Калинин, опирается на принципы социалистического реализма, в основе которых лежит требование жизненной правды. Но что понимать под правдой в искусстве? «Когда вы правдиво «пишете жизнь», - замечал М. И. Калинин, - надо выявлять не только те черты, которые каждому бросаются в глаза, но и те черты, которые обыкновенному глазу трудно заметить. Например, любовь к родине. Она сказывается у различных людей в самых различных формах. Надо у каждого человека найти и показать эту любовь, выразив ее не умозрительно, а конкретно».
Картина жизни в произведении искусства должна обогащать читателя, расширять его кругозор. Наше искусство воспитывает в людях преданность родине, любовь к труду, готовность к борьбе. «Значит ли все это, - спрашивал Михаил Иванович, - что художник не должен описывать, изображать, представлять отрицательные типы и явления? И отвечал: «Ни в коем случае». Рост нового в нашей жизни неотделим от борьбы с отживающим, старым, враждебным, идущим от буржуазного миропонимания, буржуазной морали. «Выпускать все это из поля зрения художника, - предупреждал М. И. Калинин, - значит не охватывать жизнь во всей ее полноте и совокупности, не выполнять основного требования социалистического реализма».
Творческому методу советских художников органически присуща революционная романтика. В своей пропагандистской деятельности Михаил Иванович всегда уделял большое внимание воспитанию чувства революционной романтики у советских людей. Говоря о рабочей молодежи, прошедшей школу первой русской революции, он указывал, что ее «революционный романтизм был шире и глубже, чем у дореволюционного поколения, а цели борьбы конкретнее». Вся обстановка революционной борьбы, по словам Михаила Ивановича, «полна романтизма и опасностей».
По убеждению М. И. Калинина, романтическая мечта, активное стремление вперед свойственны самой природе советского художника - участника великой созидательной работы. «Некогда я мечтал, - рассказывал всесоюзный староста на собрании интеллигенции,- о таких временах, когда я буду членом российского парламента от рабочей партии. Это была моя романтика. А у вас разве нет романтики? Разве вы не хотите сделаться активными общественными деятелями, приносящими максимальную пользу Советскому государству? Разве вы не стремитесь двигать вперед социалистическое строительство, социалистическую мысль?»
Метод социалистического реализма предполагает многообразие художественных течений, широкое и свободное проявление индивидуального своеобразия художника. У каждого писателя, говорил Калинин молодым литераторам, должен быть свой стиль, а собственный стиль вырабатывается жизнью, всем жизненным и творческим опытом художника. Эту же мысль Михаил Иванович развивал в беседе с художниками-плакатистами. Он подчеркивал, что выбор темы произведения, жанра, выразительных средств должен зависеть от индивидуальных наклонностей и.вкусов автора: «Один любит героику, находит ее и изображает, другому более свойственна сатира, и он работает в этой области. Незачем ставить вопрос - то или другое, героика или сатира? Мне кажется, надо использовать все, что поддается плакатному изображению в том духе, который наиболее свойствен тому или иному художнику, и даже теми средствами, которые ему предпочтительнее: карандашом, маслом, акварелью и т. д. Нужно все использовать и не следует ставить какие-либо искусственные ограничения».
Развитие и совершенствование единого для всех советских художников метода требует максимально полного и глубокого выражения творческих возможностей каждого из них. Именно так понимал М. И. Калинин процесс творческого содружества и соревнования в советском искусстве.
Исключительное внимание в своих статьях и высказываниях М. И. Калинин уделял культурному наследию прошлого и в особенности русской классической литературе.
Михаил Иванович подчеркивал, что литература наша, выражая национально-исторические особенности жизни России, внесла огром~ цый вклад в развитие общечеловеческой культуры и занимает в ней. почетное место. «Пушкин, Толстой, Горький - это огромные художники, великие писатели мира, и вместе с тем они действительна русские писатели, отражавшие свою эпоху и черты русского народа».
Характерной чертой русской литературы М. И. Калинин считал ее неразрывную связь с освободительным движением народа,, неустанные поиски ее мастерами путей освобождения народа. Она «облагородила человека, заставила весь мир признать его высокую моральность, которая особенно поднялась и проникла в народную, толщу при советском строе», - писал М. И. Калинин. Величие русской литературы М. И. Калинин видел и в многообразии воплощенных ею характеров, в богатстве ее языка. Не-однократно ссылался он в этой связи на произведения Гоголя и Щедрина, «первоклассных мастеров», творения которых, благодаря своему художественному совершенству, продолжают нас волновать,, хотя мы живем уже «в других условиях, в другом мире».
М. И. Калинин постоянно призывал молодых писателей учиться у классиков глубине и правдивости воспроизведения жизни.
Представленные в настоящем сборнике суждения М. И. Калинина о творчестве Фонвизина, Радищева, Грибоедова, Гоголя, Герцена, Огарева, Тургенева, Гончарова, Л. Толстого, Чехова подчеркивают прогрессивную историческую роль творчества классиков, его огромное познавательное и воспитательное значение.
Михаил Иванович особо отмечал исключительную роль русских революционных демократов в истории освободительного движения, в борьбе с крепостниками и либералами, в пропаганде идей крестьянской революции, в развитии и обогащении лучших традиций передового искусства. Он напоминал, что «такие разночинцы, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, заняли выдающееся место и в литературе и на арене классовой борьбы». Он отмечал, что революционный характер мировоззрения Некрасова придал его поэзии высокий пафос гражданственности. «Некрасов своими пооизведениями в каждом честном человеке возбуждал ненависть к рабовладельцам, любовь к народу, призывал к борьбе».
Неоднократно пользовался М. И. Калинин образами из произведений русских классиков в пропагандистско-публицистических целях.
Для иллюстрации своих мыслей для характеристики тех или иных политических деятелей Михаил Иванович прибегал к басням Крылова, к рассказам Толстого, Короленко, Горького, а особенно часто - к произведениям Гоголя и Щедрина.
Образы гоголевских помещиков Михаил Иванович использовал для характеристики «сытой, бездеятельной буржуазной публики» за рубежом, которой «настоящая культура не нужна». Вровень с гоголевским Петухом и даже ниже его поставил Калинин белоэмигранта А. Яблоновского, опубликовавшего 22 января 1926 года в белогвардейской газетке «Руль» фельетон «Русский Париж». Осенью 1926 года М. И. Калинин написал статью «Что делает советская власть для осуществления демократии», и представлявшую собой достойную отповедь этому писаке. Приводя выдержки из фельетона А. Яблоновского, полные сожаления о минувших временах, М. И. Калинин заключает: «Ведь это пишет бывший русский радикал, и между тем как ему мил старый, помещичий быт с его ваньками, нянями и прочей помещичьей челядью. Насколько же выше, благороднее современных писак «Руля» гоголевский Петух. Он вместе со своими крепостными ловил карасей в своем пруду и смаковал не рабство, а искусство своего повара.
Правнуки Петуха выросли, они поняли вкус не только в кулебяках, а и в смачности института рабовладения».
Несколькими строками ниже Калинин писал о «гоголевском зоологическом саде эмиграции», скрашивающей свои будни мечтой о возвращении крепостничества.
Характерный случай использования М. И. Калининым гоголевского образа мы встречаем в его суждениях по поводу опубликованного в одном из январских номеров «Крестьянской газеты» за 1925 год письма крестьянина Одесской губернии Владимира Я., названного самим автором «Где моя революционная заслуга?» Это письмо политически отсталого человека, до смешного преувеличивавшего свою роль в революции (он был писарем во время гражданской войны), полно было претенциозных обывательских доводов о «распределении благ». В том же (15-м) номере «Крестьянской газеты» был помещен ответ М. И. Калинина Владимиру Я. - статья под названием «О дутых заслугах и широких претензиях на награду». В характеристике бывшего писаря, возомнившего себя героем революции, Михаил Иванович прибегнул к одному из самых популярных гоголевских образов: «Владимир Я- о своей персоне очень высокого мнения. Он о себе так же думает, как о себе думал Хлестаков. Но ведь Хлестакову подвезло, целый город во главе с городничим его принял за ревизора, и поэтому какую бы глупость он ни говорил, все эти глупости ставились ему в плюсы, за которыми таятся скрытые мысли ревизора».
Пример из Щедрина был использован Калининым в одной из речей, произнесенных во время фронтовых поездок 2 августа 1919 года на митинге в Тамбове, разоблачая обывателей-шкурников из «культурных слоев», мечтающих остаться в стороне от великих событий, Михаил Иванович говорил: «Тщетно будет обыватель искать покоя своей трусливой душе в момент беспощадной борьбы. Поведение премудрого пескаря в конце концов не спасло его от щуки. Есть сейчас только один способ уменьшить остроту индивидуальных страданий: это влиться в русло борющихся, в тот или иной лагерь».
Ссылки на Щедрина встречаются и в других выступлениях всесоюзного старосты.
При всей своей любви к русской литературе М. И. Калинин постоянно предостерегал от некритического восприятия литературного наследия; он отмечал противоречия в мировоззрении и в творчестве отдельных писателей и требовал объективного подхода к определению места каждого из них в литературном процессе. Михаил Иванович решительно отвергал всякого рода «среднюю», «временную», псевдонародную и псевдореалистическую литературу. Претил ему слащавый стиль писателей, рядившихся в крестьянские одежды, но внутренне чуждых крестьянству. М. И. Калинин решительно осуждал присущий им отвратительный привкус «слащавости, сентиментализма, внешней жалости и скорбности». Всякое явление литературы, которое свидетельствовало о чуждости писателя интересам народа, идейной отсталости художника, Калинин встречал с неизменным осуждением.
В начале XX века, подчеркивал он, обнаружились признаки вырождения буржуазной культуры. В кругу людей господствующих классов появились декадентские, упадочнические направления. «Русская буржуазия, не успев расцвести политически и культурно, уже трепетала перед революцией больше, чем перед реакцией. Это резко сказалось в искусстве и литературе в виде распространения натурализма, формализма, символизма, импрессионизма и т. д. Одним словом, пошло всякое декадентство». М. И. Калинин рассказывал о чувстве протеста, которое всегда охватывало его при знакомстве с сочинениями символистов и футуристов.
В чем был выход из тупика, к которому неизбежно вел литературу кризис буржуазно-дворянской культуры? Выход был только в революции. Перед литературой стояла задача высоко поднять знамя великих освободительных идей, которое пролетариат взял в свои руки. «С появлением Горького, - отмечал М. И. Калинин, - художественная литература снова приобрела боевое общественное значение, в особенности в связи с выходом в свет его романа «Мать». Но теперь уже героями выступили рабочие. Этим как бы фиксировался тот факт; что борьба за все прогрессивное перешла к рабочему классу».
Постоянный интерес проявлял М. И. Калинин к творческому наследию зарубежных классиков. В его трудах упоминаются произведения Сервантеса, Шекспира, Гете, Бальзака, Гейне, Флобера, Мериме и многих других. Михаил Иванович отмечал, что реалистическая литература на Западе дала «замечательные произведения, бичующие капитализм». Ярким примером такого обличения капитализма он считал роман Бальзака «Отец Горио», напомнив о нем в одной из своих последних работ («О моральном облике нашего народа»). Под учебой у классиков Калинин понимал освоение опыта всех великих писателей мира.
Следил Михаил Иванович и за творчеством современных иностранных писателей. Он хорошо знал книги Г. Уэллса, А. Франса, Л. Фейхтвангера, Ж- Р. Блока, Э. Ремарка, знакомился с новинками публицистики. В произведениях передовых литераторов зарубежных стран он ценил раскрытие противоречий буржуазной действительности. Он считал, что правдивым изображением тягот, на которые обрекает трудящихся капиталистический строй, писатели помогают борьбе за демократию. М. И. Калинин неоднократно говорил о новаторстве советской литературы, о широте ее воспитательных задач, о том, что она призвана служить делу строительства социализма. Из этого исходил Михаил Иванович, характеризуя отдельных писателей и отдельные произведения советской литературы.
Мы уже говорили, что с юношеских лет он питал особое пристрастие к произведениям А. М. Горького. Роль творчества Горького в воспитании классового самосознания пролетариата была отмечена М. И. Калининым в марте 1919 года во время празднования 50-летия писателя. В газетной заметке о вечере в Александрийском театре мы читаем:
«Юбилейный спектакль по случаю 50-летия со дня рождения Максима Горького, организованный Петросоветом, собрал переполненный зрительный зал из представителей политических, профессиональных и культурно-просветительных организаций... Перед началом спектакля произнесли речи: от труппы Александрийского театра - артист Г. Г. Ге, от Петроградского совета - комиссар городского хозяйства М. И. Калинин...
М. И. Калинин отметил значение Максима Горького в общественной борьбе как буревестника, указав, как в эпоху царизма каждое произведение великого писателя являлось для передового авангарда рабочего класса целым политическим событием, вызывавшим страстные споры и вдохновлявшим к новой борьбе».
Для нас особый интерес представляет вопрос о месте, которое М. И. Калинин отводил Горькому в истории отечественной литературы. Михаил Иванович рассматривал дооктябрьское творчество Горького как предысторию советской литературы. «Песню о Буревестнике» М. И. Калинин непосредственно связывал с началом организованной борьбы рабочего класса за свое освобождение. О повести «Мать» он говорил, что этим произведением, изображающим героев новой эпохи, рабочих-революционеров, Горький положил начало развитию литературы пролетариата. Всестороннее знакомство М. И. Калинина с творчеством Горького, деловые и дружеские их встречи в советские годы дали возможность Михаилу Ивановичу многократно ссылаться в статьях и речах на произведения писателя, на факты его общественной деятельности. Еще в марте 1917 года, в статье «Слухи», опубликованной за подписью «Рабочий М. Калинин» в газете «Солдатская правда», был использован образ горьковского Буревестника.
В 1922 году, в статье «Итоги голодной кампании», Михаил Иванович сообщил об участии М. Горького в организации Всероссийского комитета помощи голодающим.2 В докладе «О выборах в Советы в 1928-29 гг.» 11 декабря 1928 года М. И. Калинин цитировал из газеты «Известия» статью М. Горького «Еще о механических гражданах».
В работе, написанной к 20-летию ВЛКСМ, Калинин приводил цитаты из разных произведений Горького.
Весьма лаконичны, но полны глубокого значения оценки, данные М. И. Калининым крупнейшим советским поэтам - Маяковскому и Демьяну Бедному. Калинин подчеркнул их беззаветное служение интересам отечества, их смелое новаторство.
Из произведений советской прозы М. И. Калинин особенно высоко ценил романы М. Шолохова, Н. Островского, Ф. Гладкова, А. Малышкина. В этих книгах он отмечал глубину и конкретность изображения действительности, особенно выделяя образы положительных героев.
Большое количество литературных оценок М. И. Калинина относится к произведениям военных лет. Художественному отображению борьбы советского народа за родину он придавал исключительное значение.
Еще задолго до Великой Отечественной войны М. И. Калининым были осуждены и принцип «романтизации» военных действий и принцип натуралистического воспроизведения тягот и жестоко-стей войны. Михаил Иванович считал, что писателю не следует становиться ни на первый, ни на второй путь, что, познавая историческое содержание войны, он должен изобразить ее реалистически. Эта мысль была впервые высказана М. И. Калининым в одной из речей 1919 года на митинге в поселке Рамонь. Он напомнил слушателям о том, как войну часто «красиво описывают в книгах, в поэмах, в чудных стихотворениях, которые многие из нас изучали в детстве». «И вот, - продолжал Калинин, - перед нашими глазами идет настоящая война, красоту которой вы вполне уразумели и увидели на деле. И сейчас вы думаете, что все эти стихотворения - мираж, что красоты в войне нет никакой, не поднимается там народный дух, нет там красивых жестов и картин, которые описываются в наших книгах...
Но вопрос, - говорил далее М. И. Калинин, - разрешается результатом войны и целями, за которые воюют... Когда происходит беспощадная борьба, люди проникаются одним сознанием - уничтожить врага, и, только уничтоживши его, люди начинают приходить в мирное состояние я налаживать жизнь».
Из этих слов следует, что писатели всегда должны проникать глубоко в суть происходящих событий, вскрывать их внутренние закономерности.
Мысли М. И. Калинина о реалистическом изображении войны определили его подход и к литературе периода Великой Отечественной войны - к произведениям И. Эренбурга, Б. Горбатова, А. Корнейчука, В. Гроссмана, А. Довженко, К. Симонова, Н. Тихонова и других. Ряд очерков, рассказов, корреспонденции он рекомендовал как материал для политической агитации в воинских частях.
Признавая большие достижения нашей литературы, М. И. Калинин в то же время отчетливо видел присущие ей слабости и недостатки. Он говорил, что у нас мало произведений, исполненных пафоса созидания, поэтизирующих труд. Привычка некоторых авторов идти проторенными путями, их творческая инертность, невнимание к актуальным вопросам жизни - все это вызывает, па мнению М. И. Калинина, отставание этих писателей от жизни. Михаил Иванович отмечал, что писатели, не испытывающие идейного и творческого горения, не обладающие подлинным знанием действительности, создают не художественные произведения, а «книги-поденки». Перед читателем таких книг проходят не живые люди, а серые, бесплотные тени. Хорошей книгой, говорил М. И. Калинин, может считаться лишь та, у которой под обложкой пульсирует жизнь, как кровь под кожей человека. Дурная назидательность и дешевая иллюстративность в искусстве резко осуждались М. И. Калининым, так же как и пустая риторика, словесная, трескотня.
Значительный интерес представляют высказывания М. И. Калинина о литературном языке. Язык, по его словам, служит не только средством общения между людьми, но и оружием идейного и эмоционального воздействия на них. Языковому мастерству Калинин призывал учиться у классиков русской литературы, а также щедро черпать из сокровищ живой народной речи. В совершенствовании языка Калинин видел важнейшую задачу советских писателей, ибо «без знания, без настоящего знания русского языка, - предупреждал он, - никто никогда настоящим писателем не будет».
Многое из того, что М. И. Калининым было сказано о художественной литературе, имеет отношение ко всем родам искусства. Но в трудах всесоюзного старосты есть и прямые высказывания о театре, музыке, живописи, архитектуре.
Театр, по мнению Калинина, теснее других родов искусства связан с массами, его воздействие на них наиболее сильно, по сравнению со всеми другими родами искусства. «Как ни хороши пьесы Горького, - говорил Михаил Иванович, - но когда мы видим их на сцене, они становятся ближе и понятней, чем при чтении, и чем талантливей они показываются на сцене, тем большее количество их воспринимает. Поэтому мы и говорим, что театральное искусство - одно из самых могучих средств для воспитания людей, для поднятия культурного уровня всего нашего населения».
Среди вопросов театральной жизни, привлекших внимание всесоюзного старосты, особое место занимает вопрос о взаимоотношениях между театром и драматургом. «Театр, - говорил Михаил Иванович, - ждет величайшего драматурга, крупнейших произведений». На материале революционной борьбы рабочего класса и крестьянства, на материале социалистического творчества масс должны быть созданы драматические произведения, которые пре-.взойдут по своей глубине и силе выдающиеся творения писателей прошлых эпох. Но театр не должен пассивно ждать появления таких произведений. «Вы, как великая культурная сила> - говорил М. И. Калинин, обращаясь к деятелям театра, - должны подталкивать это дело». Иными словами, театр всей своей творческой работой должен содействовать развитию драматургии.
Так же решался Калининым вопрос о процессе создания значительных музыкальных произведений: «Оперный коллектив должен настраивать, должен толкать наших композиторов на творчество, на создание новых опер, полноценных опер», так как опера «оформляет те огромные чувства, которые проявляются в народе».
Говоря об изобразительном искусстве, о необходимости развивать живопись, графику, жанр, сатиру, плакат, о том, что надо глубже внедрять произведения искусства в массы, Михаил Иванович останавливался на слабых сторонах творчества советских художников. Он подчеркивал необходимость добиваться такого мастерства, при котором образ, созданный художником, концентрировал бы в себе большое жизненное содержание.
Серьезный счет предъявлял Калинин и советским архитекторам. Он призывал их строить здания, которые отвечали бы возросшим эстетическим вкусам и вместе с тем «соответствовали всем практическим потребностям живущих». В сочетании художественного совершенства с соответствием целевому назначению зданий, в смелости мысли, направленной на осуществление экономических, практических и художественных задач планировки и строительства, М. И. Калинин видел почетную обязанность зодчих. Он считал, что работа архитекторов должна стать предметом широкого обсуждения и предлагал устраивать общественные смотры архитектурных проектов. Советское искусство - это искусство всех народов нашей великой страны. Оно растет и крепнет на почве братского содружества социалистических наций. Оно активно содействует их единению; «...ведь что сплачивает, сближает народы между собой, делает их родными? - говорил Калинин на приеме работников азербайджанского искусства. - Помимо общности экономики, культурное творчество - самое мощное средство такого сближения». Оценивая произведения искусства, ставя перед деятелями искусства большие задачи, Калинин всемерно способствовал подъему культуры всех народов нашей страны.
Когда исполнилось двадцать пять лет пребывания М. И. Калинина на посту руководителя верховного органа Советского государства, газета «Известия» писала:
«Слово Михаила Ивановича Калинина, простое, доходчивое, полное ума, широкого понимания людей и стоящих перед нами задач, спокойно и деловито направляющее энергию масс в государственное русло, всегда являлось выдающимся образцом руководства массами».
Характеристика эта полностью применима и к высказываниям М. И. Калинина о литературе и искусстве. Высказывания эти сочетают в себе необыкновенную простоту и доходчивость формы изложения с широтой постановки идейных и творческих задач, с государственным подходом к вопросам культуры.
Как и многие другие выступления М. И. Калинина, его высказывания о литературе и искусстве служат дальнейшему развитию и пропаганде марксистско-ленинской теории, помогают делу коммунистического строительства.
В настоящей книге собраны статьи, речи, беседы М. И. Калинина, охватывающие почти 30-летний период его общественно-политической деятельности (с 1917 по 1946 год).
Материал помещен в трех разделах. Первый составлен из текстов, содержащих высказывания М. И. Калинина по общим вопросам эстетики. Во втором собраны суждения М. И. Калинина, посвященные главным образом художественной литературе, в третьем - другим видам искусства (театру, музыке, кино, живописи, архитектуре). Внутри каждого из разделов работы даны в хронологическом порядке. Тексты, как правило, приводятся целиком, за исключением тех случаев, когда материал, касающийся вопросов литературы и искусства, сосредоточен в отдельных частях работ, посвященных в целом другой теме. Из таких работ, значительных по своему общему объему («О моральном облике нашего народа», «Славный путь комсомола» и др.) приводятся лишь соответствующие части.
Ряд высказываний по вопросам искусства и литературы содержат работы М. И. Калинина, не входящие в настоящий сборник. Извлечения из них читатель найдет в «Приложениях»; там они расположены по темам.
В «Приложениях» даны также воспоминания писателей и деятелей искусства о встречах с М. И. Калининым.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +