Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Упражнения


А. И. Елкина. "Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1956 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Одним из основных средств закрепления знаний и выработки умений и навыков являются упражнения.
Значение упражнений в достижении прочных знаний-неоднократно подчеркивалось классиками педагогики. Я. А. Коменский писал в своем замечательном труде «Великая дидактика»: «...обучение нельзя довести до основательности без возможно более четких и особенно искусно поставленных повторений и упражнений». К. Д. Ушинский указывал, что упражнения должны быть самостоятельными и проводиться систематически. «Систематичность в упражнениях должна также выражаться в большем или меньшем участии, которое учитель, смотря по силам детей, принимает в их упражнениях. Чем более развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть их упражнения...». Говоря об организации упражнений, Ушинский рекомендовал строить работу так, чтобы при каждом упражнении ученик должен был подумать, как его сделать, а не только припомнить, как оно делалось, т. е. чтобы упражнения вызывали активную умственную деятельность учащихся.
Высказывания классиков педагогики дают общее направление для правильной организации упражнений в школе.
В советской дидактике разработаны определенные требования к организации упражнений. Первое и самое важное из них — сознательность выполнения упражнений. Если ученик упражняется без понимания, без умения объяснить, почему он делает так, а не иначе то его работа не даст положительных результатов. Сознательности выполнения упражнений способствует наглядность, которая особенно необходима учащимся начальной школы при первых упражнениях по изучаемому разделу.
Содержание упражнений и приемы их выполнения изменяются в зависимости от цели, которую они преследуют. Так, в первоначальных упражнениях, идущих непосредственно за восприятием нового материала, главное внимание уделяется углублению понимания его смысловой стороны. Например, решая новые примеры, ученик детально воспроизводит весь ход вычислений. Объясняя и доказывая, ученик все больше и больше углубляется в сущность понятия, оно становится для него все более ясным и конкретным. Первоначальные упражнения проводятся под непосредственным руководством учителя, при его значительной помощи.
Учитель исправляет ошибки и дополнительными разъяснениями уточняет недостаточно понятое. По мере того, как учащийся овладевает правилом, его объяснения и рассуждения становятся короче, схематичнее. На первый план выступают действия, операции без их объяснения. Цель упражнений на данном этапе — «набить руку и глаз». Отсюда — большая самостоятельность учащихся при выполнении упражнений.
При организации упражнений необходимо соблюдать и другие важные условия: целеустремленность учащихся в работе, внимательность на протяжении всего периода выполнения задания, настойчивость и упорство в достижении цели.
Таковы общие положения, касающиеся постановки упражнений в школе.
В опыте учителей II класса наблюдается некоторое своеобразие в содержании и организации выполнения упражнений.
Учительница средней школы № 524 г. Москвы Е. И. Гумилева на уроках русского языка много внимания уделяет выработке у детей умения быстро замечать орфографическую трудность в словах. Используя разнообразные упражнения, она сохраняет один непрерывно повторяющийся элемент в них: во всех письменных работах дети обязательно подчеркивают трудные орфограммы и ставят ударение в словах.
Начиная такого рода упражнения с I класса, учительница постепенно вырабатывает у детей умение быстро находить слова на изученные правила, замечать в них расхождение между произношением и написанием и практически пользоваться правилами в процессе письма.
Одновременно с этим у учащихся развивается наблюдательность, внимание и мышление, так как они постоянно упражняются в сравнении, в анализе и синтезе.
В данном классе постепенно усложняется самостоятельная работа детей при выполнении упражнений. Проследим это на конкретном материале.
В начале учебного года на уроках грамматики и правописания учительница использует неполную запись на доске. При этом полностью записываются трудные слова, а более легкие учительница пишет с пропуском слога или отдельных букв. Приводим одну из таких записей на доске:
К-леше при... гости. (К Алеше пришли гости.)
Прием сокращенной записи не новый для детей, с ним они встречались еще в I классе, работая по букварю. Новым является лишь материал упражнения, усложненный в соответствии с программой II класса.
Ученики пишут предложение, самостоятельно применяя известные им правила правописания. Черточки, являющиеся условным обозначением пропущенных букв, служат учащимся зрительной опорой при письме, предупреждая ошибки на пропуск букв. Применение неполной записи имеется и на уроках арифметики.
Чтобы учащиеся постепенно овладели навыком правильной арифметической записи, учительница показывает образцы на доске, но при этом, чтобы не снижать самостоятельности детей при выполнении ими упражнений, оставляет незаполненными клеточки, в которых нужно записать числовые данные и результаты вычисления при решении арифметических задач.
Приводим пример:
1) ...коп.Х6=...коп. (заплатит мальчик).
2) ...коп.Х4=...коп. (заплатит девочка).
К концу первого полугодия учащиеся уже хорошо умеют самостоятельно записать решение задачи, поэтому показ образца на доске используется учительницей значительно реже, главным образом в трудных случаях.
Постепенно увеличивая долю самостоятельности при выполнении заданий, учительница добивается безошибочного выполнения упражнений.
В опыте Е. И. Гумилевой отчетливо выступает забота о предупреждении ошибок при выполнении учащимися упражнений. Это осуществляется последовательно на всех уроках, включая и уроки арифметики. Так, при записи условия задачи учительница выписывает на доске трудные слова и предлагает учащимся внимательно прочитать и запомнить, как они пишутся. На уроках русского языка проводится большая подготовительная работа перед письмом: учащиеся производят слоговой и звуковой анализ трудных слов, объясняют их правописание, применяя известные правила, хором повторяют каждое слово, а затем записывают его «с произношением», чтобы уловить звуки и не сделать ошибки на пропуск букв и искажение слов.
Покажем это на примере.
Перед записью предложения «На катке веселый шум и смех» была проведена следующая работа:
Учитель:
— Какие слова в этом предложении имеют безударную гласную? (Задание на узнавание орфограммы, выделение ее.)
— Как вы напишете слова «на катке»?
— Почему нужно в слове «катке» написать безударную гласную а?
— Как напишете слово «веселый»?
— Как же узнать, какую гласную нужно писать в безударном слоге? (Вопрос на воспроизведение правила правописания.)
Учащиеся:
— На катке.
— Веселый.
— Слова «на катке» надо написать раздельно. Отмечу безударную а.
— Потому что проверочное слово «катит». Я знаю правило.
— Ве-се-лый.
— Отмечу в первом слоге е, проверочное слово — «веселье», «весело».
(Ученик воспроизводит правило правописания безударных гласных.)
Таким образом проводится предупреждение ошибок на правила, знакомые учащимся и входящие в программу II класса. Несколько иначе проводится работа над трудными словами на непройденные правила (по курсу III—IV классов), встречающимися в текстах упражнений.
Чтобы ученики не сделали ошибки на безударную гласную в приставках и суффиксах, учительница выписывает на доске эти слова и подчеркивает в них трудную орфограмму, предлагая детям внимательно прочитать данные слова про себя, а потом хором вслух. Чтобы постепенно приучить детей к безошибочному написанию падежных окончаний имен прилагательных, учительница учит их ставить вопросы к словам (большую — какую! Окончание -ую).
Е. И. Гумилева систематически учитывает ошибки, допущенные учащимися в письменных работах. Такая работа проводится не только после контрольных диктантов, а ежедневно, при проверке домашних тетрадей по письму и арифметике.
Выписывая допущенные учеником ошибки, учительница в своей учетной тетради отмечает, какие дополнительные задания нужно дать тому или иному ученику. Например, ученик Шура М. допустил ошибки в следующих словах: «метель», «вожжи» (ошибка в переносе). Ему дано индивидуальное задание:
1. Выписать слова, в которых допущены ошибки.
2. Написать две строчки слова «метель».
3. Слово «вожжи» написать три раза, разделив его черточками для переноса.
4. Написать, разделив на слоги для переноса, следующие слова: «касса», «классы».
Учительница красными чернилами пишет образцы выполнения задания в тетради ученика. Своевременное выявление недочетов в знаниях каждого ученика помогает учителю исправлять их.
Работа над типичными ошибками проводится со всем классом.
Учащиеся объясняют написание слов, опираясь на известные им правила, и упражняются в письме других слов на эти правила. Чтобы дети не допустили ошибок в новых словах, учительница записывает их на доске, но не для простого списывания, а для выполнения определенных заданий: подчеркнуть орфограмму, поставить ударение, вставить пропущенную букву или слог. Например, 17 декабря в классе был проведен контрольный диктант на пройденные правила. Текст диктанта:

В лесу.
Леня и Костя были в лесу. Мальчики рвали орехи. Костя заметил на сучке белку. Белка прыгала с ветки на ветку. Дети зашли в чащу леса. Как им найти дорогу домой? Леня стал кричать. Лесник Иван Петрович вывел ребят из леса.

Всего было допущено учащимися 10 ошибок, из них 7 — на безударные гласные.
На следующем уроке проводилась работа над ошибками. Учительница сообщила итоги диктанта. Затем предложила вспомнить первое предложение. (Дети воспроизводят его по памяти.) В первом предложении ошибок нет. Во втором предложении один ученик допустил ошибку в слове «мальчики». Он объясняет правописание данного слова и приводит свои примеры на нужное правило (деньки, коньки, мельница). Так разбирается каждое предложение. Дети пользуются известным им приемом проверки безударной гласной в корне слова (в лесу — лес); слова с непроверяемой безударной гласной (орехи, дорога, ребята) находят в своем словарике и проверяют их написание. Урок заканчивается письменной работой: дети составляют предложения со словами на те правила, которые еще не всеми усвоены, и записывают их в тетради после предварительного орфографического разбора. Вносится новое: анализируя предложение со словом «дорога», учительница обращает внимание детей на окончание глагола: дорога покрыта пылью, небо покрыто тучами, сарай покрыт железом. Можно поставить слова эта, это, этот, чтобы узнать, какое окончание следует писать. Попутное объяснение правил, с которыми ученики встретятся позже, помогает накопить большое количество фактов для последующих обобщений, что очень важно для формирования грамматических понятий.
Говоря об упражнениях, как об одном из важных средств достижения прочности знаний и навыков, нельзя не отметить значения количества упражнений, выполняемых учащимися. Изучение опыта лучших учителей показывает, что они длительно, на протяжении всего учебного года упражняют детей, благодаря чему знания и навыки становятся устойчивыми, хорошо сохраняются.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +