Вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями является важнейшей задачей советской школы, призванной подготовить всесторонне развитых строителей коммунистического общества.
На необходимость сознательного и прочного усвоения знаний учащимися неоднократно указывалось в решениях партии и Советского правительства о школе. ЦК ВКП(б) в постановлении от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» обязывает учителя обеспечить твердое и прочное усвоение и закрепление основ каждой науки.
Для достижения прочности знаний в общеобразовательной школе большое значение имеет начальное обучение. От того, как дети начнут учиться, каковы их первые шаги в усвоении учебного материала и насколько прочно они закрепят самые первоначальные знания, существенно зависит успех их ученья в дальнейшем.
Вопрос о путях и средствах достижения прочности знаний нашбл широкое освещение в дореволюционной и советской педагогической литературе.
В дореволюционное время с наибольшей глубиной данный вопрос освещен в трудах классика русской педагогики К. Д. Ушинского, который основные пути достижения прочности знаний видел в сознательности обучения и развитии самостоятельной мысли ребенка.
Особую роль в достижении прочных знаний в начальной школе Ушинский придавал созданию у учащихся конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, для чего рекомендовал широко использовать средства наглядности. Ушинский указывал также на необходимость бережного отношения к памяти ребенка и выдвигал требование тщательного отбора учебного материала и рациональных приемов изложения его учителем.
Идеи Ушинского легли в основу дальнейшей разработки проблемы прочности обучения. Крупные методисты нашей предреволюционной школы Д. И. Тихомиров, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров и другие в своих методических руководствах для учителей также рассматривали пути обучения, направленные на достижение прочности знаний у детей. Так, Д. И. Тихомиров считал, что основой сознательности и прочности обучения в начальной школе является усвоение русского языка: изучая родной язык, учащиеся обогащаются новыми представлениями, идеями и вместе с тем обогащаются новыми словами и оборотами речи, развивают и укрепляют свою память, свои мыслительные способности.
В. П. Вахтеров основу прочности знаний видел в развитии у детей умения наблюдать и обобщать наблюдения. Он подчеркивает значение собственного опыта ребенка в достижении прочных знаний.
Не менее интересны высказывания и других методистов по вопросу о путях достижения прочности знаний у детей. Однако, нельзя не отметить, что в дореволюционное время все это было исканием отдельных передовых педагогов и не находило широкого применения в рядовых школах. Обучение в массовой школе было основано на механической зубрежке, притупляющей способности ученика, убивающей интерес к школьным занятиям и желание учиться.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции идеи крупнейших педагогов прошлого нашли свое практическое осуществление и дальнейшую теоретическую разработку.
В советской педагогике прочность усвоения знаний учащимися рассматривается в качестве одного из основных дидактических принципов. При этом принцип прочности знаний связывается со всей системой обучения: достижение глубоких и прочных знаний возможно лишь при условии сознательности усвоения, что в свою очередь зависит от последовательности и систематичности изложения знаний учителем и доступности их для учащихся определенного возраста.
Достижение прочности знаний у учащихся также зависит от активности учащихся в процессе усвоения учебного материала, от характера их познавательной деятельности на уроке. Отмечаются следующие условия, способствующие основательности и прочности обучения: ясность и отчетливость изложения учебного материала учителем; связь вновь сообщаемых знаний с ранее усвоенными; приведение знаний в систему; связь усвоенных понятий с чувствами и стремлениями учащихся; применение знаний на практике.
Опыт лучших учителей начальных классов показывает, что прочность знаний у учащихся достигается не какими-либо отдельными приемами, а правильной организацией всей учебно-воспитательной работы с классом на всех этапах учебного процесса.
Большое значение имеет подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
При объяснении нового материала передовые учителя привлекают наглядные средства и используют такие приемы, которые возбуждают интерес и способствуют активизации умственной деятельности школьников: вводят наблюдения, сравнение изучаемых предметов и явлений, выделение в них сходных и различных признаков.
Углубление, обобщение и систематизация знаний в их опыте осуществляются путем планомерного выполнения учащимися упражнений, заучивания и повторения, которые проводятся в определенной системе с постепенным нарастанием трудности заданий. Большое значение имеет учет и проверка знаний. Систематическая проверка знаний при вдумчивом анализе результатов проверки помогает учителю правильно организовать повторение ранее пройденного и своевременно оказать индивидуальную помощь нуждающимся в ней школьникам, добиваясь таким образом прочных знаний у всех учащихся класса. Помимо того, при объективной оценке знаний учителем проверка служит одним из средств стимулирования детей на более основательное изучение учебного материала.
В опыте передовых учителей можно видеть не только постоянное стремление к улучшению качества преподавания, но и заботу о пробуждении у учащихся любви к учению, о воспитании у них любознательности и внимания, что и обеспечивает успех в обучении.
В советской школе тысячи передовых учителей добиваются высокой успеваемости и прочных знаний у учащихся по программе каждого года обучения и переводят в следующий класс хорошо подготовленных учеников.
Однако в практике многих учителей проблема прочности знаний остается далеко еще не разрешенной. Это видно из того, что некоторая часть учащихся даже в младших классах, где объем знаний сравнительно невелик, не успевает в учении и остается на повторительный курс в том же классе. В ряде случаев по мере движения учащихся по ступеням обучения (с первого по пятый класс) количество неуспевающих по основным предметам возрастает, что в значительной мере объясняется недостаточной прочностью усвоения знаний в каждом классе.
Возникает необходимость выявить, какими средствами достигается прочность знаний у учащихся в классах передовых учителей и каковы пути улучшения знаний всех учащихся. Эту задачу и пытается разрешить автор данной работы, главным образом на материале II класса. Данный класс представляет особый интерес потому, что в нем впервые ученикам приходится оперировать знаниями, приобретенными ими на предыдущем году обучения. Кроме того, автор учитывает, что по вопросам учебно-воспитательной работы в I классе имеется ряд педагогических исследований, работа же II класса изучена сравнительно мало.
В III и IV классах, где учащиеся изучают более сложный по содержанию материал, часто проявляются уже такие недочеты в- знаниях учащихся, которые обусловлены недоработками в младших классах, и многое зависит от того, как учитель организует работу по ликвидации пробелов.
Анализ опыта передовых учителей II класса даёт возможность сделать некоторые общие выводы, касающиеся условий достижения прочности знаний в начальных классах, поэтому учителя III и IV классов могут использовать их в своей практической работе.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.