Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Психологические основы формирования готовности студентов к трудовой деятельности после окончания вуза


М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы"
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности — одна из центральных задач учебно-воспитательной работы руководителей, преподавателей, партийных и комсомольских организаций. И решается она тем успешнее, чем полнее учитываются психологические особенности готовности к труду.

Психологическая характеристика готовности студентов к трудовой деятельности

Готовность студента-выпускника — это существенная предпосылка эффективности его деятельности после окончания вуза. Готовность помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий. Готовность — решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.
Как профессионально важное качество личности готовность студента является сложным психологическим образованием и включает в себя: а) положительное отношение к профессии, достаточно устойчивые мотивы деятельности; б) адекватные требования профессиональной деятельности чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; в) необходимые знания, навыки, умения; г) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоциональных, волевых процессов и т. д.
Готовность может выступать и в виде психического состояния, которое, хотя и не является качеством личности, все же может характеризовать возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным задачам профессиональной деятельности, а после распределения успешно включиться в работу по специальности. Психическое состояние готовности — это «настрой», актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. Готовность как психическое состояние личности студента — это его внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия (во время обучения и с началом работы после вуза).
Возникновение и формирование состояния готовности («настроя») определяется пониманием профессиональных задач, осознанием ответственности, желанием добиться успеха и т. д. Ее развертывание и функционирование в ходе учебной, а затем и трудовой деятельности определяется как условиями и задачами обучения, труда, так и свойствами личности, ее мотивацией и опытом. Состояние готовности («настрой») включает следующие компоненты: а) познавательные (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, значение способов решения, представления о вероятных изменениях трудовой обстановки); б) эмоциональные (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); в) мотивационные(потребность успешно выполнить первые трудовые задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); г) волевые (мобилизация сил, преодоление сомнений и т. д.).
Оба охарактеризованных вида готовности студента к труду находятся в единстве и взаимодействуют в ходе его деятельности. Причем состояние готовности является своего рода продолжением устойчивой, длительной готовности. Оба вида готовности к трудовой деятельности должны поддерживаться и совершенствоваться не только самим студентом, но и целой системой общественно-политических и других мероприятий, проводимых в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Например, в процессе труда проявляются как устойчивые личностные особенности человека (убеждения, взгляды, черты характера и т. д.), так и ситуативные его психические состояния, связанные с трудовым процессом (бдительность, собранность, удовлетворенность и т. д.).
Состояние готовности, закрепляясь в ходе обучения, превращается в устойчивую, длительную готовность.
Вопросы готовности студентов к трудовой деятельности следует рассматривать прежде всего с позиций целостной личности, учитывая при этом роль мотивов и психических процессов. Готовность как качество и как состояние в решающей степени обусловливается устойчивыми мотивами и психическими особенностями, свойственными данной личности.
Сложность проблемы готовности заключается в том, что успех в новой деятельности не гарантируется простым переносом выработанных ранее качеств и состояний в новую ситуацию. Наряду с актуализацией качеств, опыта в новой ситуации наблюдается процесс вхождения в нее. Поэтому важным показателем готовности студентов является как процесс приобретения профессиональной самостоятельности во время учебы в вузе, так и процесс адаптации их как выпускников к успешной профессиональной деятельности. О готовности, ее уровне можно судить по времени, необходимом для приобретения профессиональной самостоятельности после окончания вуза.
Исследованиями установлено, что наиболее существенным фактором, влияющим на успеваемость студентов младших курсов втузов, являются трудности, связанные с переходом на вузовские формы обучения.
Переходные трудности испытали 49% студентов, закончивших среднюю школу с расширенной программой обучения, 53,8% — закончивших школу-интернат, 59,5% — среднее специальное учебное заведение, 60,3% — дневную школу и 61,4% студентов, закончивших вечернюю среднюю школу. Очевидно, что переходные трудности замедляют формирование готовности к труду.
Следует отметить, что в ходе обучения в вузе не все студенты обнаруживают достаточно положительное отношение к своей будущей профессии. Так, из 1812 обследованных студентов негативное отношение к своей специальности и вузу в среднем проявили 12,6%, причем: на первом курсе — 7,7%, на втором — 12,8, на третьем — 17,2, на четвертом — 17,4 и на пятом курсе — 8,2%.
Это объясняется неопределенностью цели учебы в вузе и несоответствием будущего рода занятий личным склонностям и стремлениям. На первом курсе на это указали 7,9%, на втором — 10,5, на третьем — 10,9, на четвертом — 19,4, на пятом — 17,3%.
Как видно, размер этой группы студентов увеличивается от курса к курсу, и на четвертом курсе, когда в процессе прохождения производственной практики студенты получают наиболее полное представление о своей будущей специальности, группа достигает наибольшей величины.
Иллюзии части абитуриентов относительно профессий и специальностей, а также гипертрофированное в данном случае стремление к социальному продвижению (главное — поступить в вуз, а специальность не так уж важна!) вызвали у группы студентов индифферентность к учебному процессу, к овладению будущей профессией. В настоящее время проводятся многочисленные исследования и по проблеме готовности молодых специалистов к трудовой деятельности, анализируется период их адаптации.
Отмечается, что полная профессиональная адаптация измеряется временем, которое требуется молодому специалисту после окончания вуза для того, чтобы достичь эталонной производительности труда и качества работы на должности, отвечающей его профилю подготовки. Предлагается соотносить время адаптации со временем подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Там, где это соотношение меньше, там и качество обучения выше.
Об уровне профессиональной готовности можно судить также по тому, как оценивает молодой специалист свою профессиональную самостоятельность или несамостоятельность. По данным одного из исследований, подавляющее большинство молодых специалистов (81%) говорят, что им понадобилось менее одного года, чтобы «войти» в дело, т. е. почувствовать уверенность в себе. Более того, 67% считают, что им понадобился для этого значительно меньший срок — до 6 месяцев. Коррекцией этого мнения служили данные экспертов, в качестве которых выступали руководители коллективов, где работали молодые специалисты.
Думается, что срок профессиональной адаптации в пределах полугода для большинства выпускников можно считать оптимальным. Разумеется, более короткий срок профессиональной адаптации выпускников будет свидетельствовать об их высокой готовности к труду после окончания вуза.
Исследование адаптации к условиям коллективной деятельности показало, что выпускникам нужно разное время, чтобы почувствовать себя в коллективе уверенно, понять и принять систему личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе. Как видно, адаптация к внутригрупповым отношениям заканчивается приблизительно на полгода раньше, чем профессиональная. Таким образом, одним из важнейших показателей готовности является период адаптации к трудовой деятельности. Вместе с тем для определения уровня готовности нужна характеристика процесса и результатов деятельности специалиста в первые месяцы его работы после назначения.

Психологические предпосылки и пути формирования готовности студентов к трудовой деятельности

Как уже отмечалось, ряд претензий к уровню готовности и последующей работе выпускников вузов вызваны несовершенством системы отбора в вузы и профессиональной подготовки студентов. К этим причинам следует добавить и наличие недостатков в работе по формированию психологической готовности студентов к труду.
Формирование этой готовности означает образование таких необходимых отношений, установок, мастерства, свойств личности, которые обеспечивают возможность студенту сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и успешно выполнять свою трудовую деятельность.
При формировании готовности не следует сводить ее только к воспитанию отдельных качеств у студентов, к их простой сумме. Главное внимание следует уделять целостной доводке результатов всего учебно-воспитательного процесса к требованиям и условиям будущей профессиональной деятельности выпускников. Готовность центрирует эти результаты, так как является совокупным выражением специально направленного развития личности, воздействия на разные стороны психики студентам.
Готовность к деятельности развивается и крепнет благодаря вооружению общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками, совершенствованию психических процессов и свойств личности. Формирование профессионально важных личностных предпосылок готовности к деятельности студента имеет особое значение, поскольку эти предпосылки, являясь ее слагаемыми, в значительной мере обусловливают появления «настроя» на добросовестную работу.
Целенаправленное формирование готовности к деятельности предполагает систематическое и творческое использование разнообразных принципов, средств, форм и методов воспитания и обучения, управления деятельностью студентов.
Многогранность процесса формирования готовности выпускников вузов включает ряд этапов, которые можно условно разбить на три. Первый этап связан с вопросами профессиональной ориентации абитуриентов, активного отбора из большой группы претендентов тех, кто хочет и может успешно после поступления освоить программу вуза, специальных мероприятий по ускорению адаптации первокурсников.
Второй этап — формирование готовности в процессе учебы, и наконец, третий — подведение пика готовности к выпуску и началу профессиональной деятельности.
На первом этапе существенную роль в формировании готовности студентов наряду с рассмотренными нами ранее вопросами профориентации и отбора играет преемственность школы и вуза. В этом отношении интересен опыт ряда городов, обобщенный Ю. А. Кустовым. В практике работы школ городов Тольятти, Жигулевска и Куйбышева используются такие формы подготовки учащихся к вузовским методам обучения:
1. Проблемное изложение материала на уроках.
2. Обучение конспектированию первоисточников.
3. Организация работы учащихся над рефератами.
4. Обзорные лекции для потока из старших параллельных классов.
5. Проведение семинарских занятий в школе.
6. Организация двухчасовых лабораторных работ с последующим отчетом по ним.
7. Зачетная система учета знаний школьников по отдельным разделам и темам курсов и др.
В свою очередь вузы, стремящиеся осуществить преемственность со средней школой, используют такие формы работы со старшеклассниками:
1. Создание при кафедрах школ юных математиков, физиков, химиков и др.
2. Использование лабораторий института для проведения практических работ.
3. Проведение дней открытых дверей.
4. Организация обзорных лекций силами преподавателей института.
5. Организация олимпиад.
6. Проведение преподавателями вузов факультативных занятий со старшеклассниками.
7. Проведение экскурсионной работы со старшеклассниками и т. д.
Подобные мероприятия совместной работы школы и вуза, безусловно, способствуют формированию готовности абитуриентов к учебе в вузе.
В ряде вузов есть специальные занятия по программе «Школа, первокурсника». В программу занятий этой школы входят такие вопросы: «Как прослушать и записать лекцию?», «Взаимосвязь конспекта и учебника», «Как работать с книгой?», «Как организовать свой рабочий день?» и т. д.
В Тольяттинском политехническом институте, например, для студентов двух первых курсов предусмотрены специальные часы контрольных опросов по лекционным курсам. Раз в две недели каждый студент отчитывается перед преподавателем того или иного предмета о результатах самостоятельной работы над читаемым курсом.
На втором этапе в ходе учебы в вузе формирование готовности во многом определяется существующей структурой учебных планов вуза. В настоящее время в течение первых трех лет учебы студент, как правило, изучает общетеоретические и общетехнические предметы и только на четвертом и пятом курсах начинается изучение специальных дисциплин. Этот разрыв ослабляет интерес к избранной специальности.
Четкие и полные знания студентов об избранной профессии в лучшем случае складываются лишь к пятому курсу, в то время как обучение, по существу, уже закончено. Слишком запоздалое изучение специальных предметов не ставит студентов в проблемную ситуацию, не создает стимула к изучению общетеоретических предметов. Для устранения этих недостатков, очевидно, необходимо исследовать вопрос о введении хотя бы описательных курсов по специальности с первых лет обучения в вузе. Тогда преемственность между школой и вузом и дальнейшей профессиональной деятельностью может быть осуществлена в виде более стройной системы.
Формирование готовности к выполнению профессиональной деятельности достигается в ходе учения целеустремленным, взаимосвязанным воздействием на личность студента и коллектив по таким направлениям, как: активизация профессиональных мотивов средствами воспитательной работы; создание системы знаний и представлений об условиях и содержании профессиональных задач путем наглядного и словесного ознакомления с ними, обстановкой будущей деятельности; накопление необходимых навыков и умений путем организации учебной деятельности, упражнений и тренировки; самовоспитание, а также самонастройка на успешную профессиональную деятельность.
Успешность формирования готовности зависит от ряда условий, прежде всего от внутреннего принятия студентами целей будущей профессии, от отношения к ней. Внутреннее принятие целей и задач будущей профессиональной деятельности связано с повышением уровня основных потребностей, интересов и идеалов студентов, с развитием положительных мотивов будущей трудовой деятельности, созданием у них такой внутренней позиции, которая соответствует идеологии и политике КПСС, задачам коммунистического строительства. Наши исследования показывают, что если студенты глубоко осознали цель учебно-воспитательного процесса в вузе, внутренне приняли цели и задачи избранной профессии, то они успешно формируются как будущие специалисты. Соответственно в учебно-воспитательной работе важно добиться: у одних студентов перерастания узких частных целей и мотивов в цели и мотивы более широкого социального значения,у других — развития умений конкретизировать общественные цели, добиваться осознания и переосмысления узко личных целей и мотивов. Одновременно с этим следует направлять развитие мотивов, активизирующих деятельность но подготовке к будущей профессии, что в ряде случаев связано с пересмотром содержания и методов воспитательной работы в вузах, прежде всего на первом курсе. Наряду с развитием цельного научного мировоззрения, сознания, убеждений, и привычек нравственного поведения необходимо, чтйбы преподаватели и руководящий состав вузов заботились о глубоком ознакомлении студентов с работой специалистов-выпускников, с современными требованиями к их труду в народном хозяйстве, показали бы им необходимые перспективные качества специалиста и пути их воспитания.
При этом важно, чтобы преподаватели и руководящий состав вузов не ограничивались только преподнесением мировоззренческих и нравственных знаний, а формировали твердую направленность в будущее, активное отношение каждого студента к обществу, перспективе его развития, добивались, чтобы профессиональные интересы студентов носили высокоидейный характер. Это необходимо осуществлять как в процессе преподавания отдельных предметов, так и при организации внеучебной деятельности.
Воспитатели вузов располагают разнообразными способами и средствами для развития мотивации, побуждающей студентов более целеустремленно строить свою деятельность, для стимулирования самовоспитания и самонастройки на добросовестный и творческий труд после окончания вуза. Важными из них являются разъяснение всем студентам целей их обучения — довести до сознания, зачем и почему они должны усваивать определенный учебный материал, повысить удельный вес вступительных лекций, более тщательно отработать их содержание сообразно назначению вузов. Задачи студентов по подготовке к будущей практической работе во внеучебное время также должны быть хорошо объяснены (участие в общественной и научной работе, в работе строительных отрядов и т. д.).
Следует целенаправленно строить преподавание каждой темы. Опытные преподаватели всегда объясняют студентам место темы в программе, познавательное и практическое значение изучаемого материала, целевое назначение отдельных занятий, его роль и т. д. Многие из них дают студентам заранее творческие задания, которые они должны выполнить в интересах полного усвоения темы: прочитать определенную литературу, подготовить примеры из жизни, самостоятельно раскрыть существенную сторону изучаемой проблемы, связь ее с будущим трудом на производстве, в научном учреждении.
Можно назвать некоторые общие мероприятия, которые проводятся в ряде вузов с целью улучшения работы по формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельности: целенаправленное использование курса «введение в специальность», научно-методические конференции преподавателей по проблемам формирования готовности выпускников к деятельности; составление ежегодных специальных планов, в которых, в частности, рекомендуется периодическое обсуждение вопросов формирования готовности студентов на заседаниях кафедр и факультетов; создание специальных кабинетов, где отражаются вопросы, связанные с проблемой готовности к деятельности; организация в библиотеках выставок рекомендуемой литературы по вопросам психологической готовности; включение в учебные программы кафедр специальных вопросов, направленных на формирование профессиональной готовности к деятельности; применение озвученных фрагментов из фильмов, использование диафильмов и других технических средств в учебном процессе, которые наглядно знакомят с условиями и особенностями будущей профессиональной деятельности и т. д.
Остановимся еще на некоторых формах занятий, в основном по профилирующим дисциплинам, направленных на формирование готовности студентов к деятельности.
Прежде всего это лекции и практические занятия, на которые отводится основной объем учебных часов. Целеустремленный процесс обучения на лекциях по профилирующим дисциплинам создает благоприятным условиям для формирования готовности студентов к их будущей профессии, глубоким знаниям характера производства, изучению специфических условий работы, наиболее типичных ситуаций, которые встречаются на практике, в том числе и напряженных.
Профилирующие дисциплины содержат воспитательные возможности для развития у студентов тех качеств, которые входят в структуру готовности к труду. Имеется также возможность показать на практических примерах, какие профессионально необходимые психические процессы, психические образования и свойства личности способствуют успешному выполнению профессиональной деятельности, что содействует дальнейшему самовоспитанию готовности.
Как уже отмечалось, у специалиста должна быть сформирована готовность к работе в различных напряженных ситуациях. Например, для выпускников технических вузов это ситуации, связанные с неожиданными отказами техники, авариями, дифицитом времени и т. п.
Для выпускников медицинских вузов — это ситуации, связанные с принятием ответственных решений о лечении тяжелобольных, проведением хирургических операций и т. д.
Для подготовки студентов к работе в условиях напряженных ситуаций целесообразно применять следующие методы и приемы:
сокращение сроков для решения определенного учебного задания;
решение задач при недостатке информации, наличии помех;
введение в занятия неожиданных усложнений;
проведение упражнений по сопоставлению и классификации отдельных целей своей деятельности в зависимости от их важности, сложности, сроков достижения;
постановка задачи, требующей самостоятельного выбора одного способа решения из нескольких возможных;
создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышенной активности;
постановка задачи, связанной с немедленным переходом к самостоятельным и организованным действиям;
создание ситуации соревнования и т. д.
На формирование готовности студентов к работе после окончания вуза большое значение оказывает их активная самостоятельная работа. В. И. Ленин писал, что «без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти...». Научная организация и планирование самостоятельной работы, контроль над ней, привлечение студентов к научно-исследовательской работе не только активизирует их познавательную деятельность во всех видах занятий, но и формирует организованность, ответственность, навыки и умения отбирать нужную информацию и самостоятельно добывать знания.
Будущий специалист уже со студенческой скамьи должен готовить себя к роли исследователя, творца нового и передового. Для формирования у студентов творческого отношения к своей будущей профессиональной деятельности большое значение имеет участие их в научно-исследовательской работе студенческого научного общества по математике кафедральных и общеинститутских исследований, курсовое и дипломное проектирование.
Из общего содержания работы по формированию готовности студентов к деятельности в ходе научно-исследовательской работы можно выделить следующие моменты:
углубление своих знаний в узкой области по выбранной теме исследований;
формирование стремления к самостоятельному обобщению и осмысливанию всей суммы знаний, полученных за период учебы;
отработка практических навыков, связанных с профессиональной деятельностью;
формирование умения самостоятельно решать производственные практические задачи.
Преподавателю (научному руководителю) следует иметь в виду, что встречаются студенты, которые, избрав тему исследования, через некоторое время начинают сомневаться в ее практической полезности, перспективности или в своих силах. Это бывает, когда у студента нет возможности проверить справедливость идей и разработок по избранной теме в период практики. В результате у некоторых из них может возникнуть неуверенность в успехе, недооценка своих возможностей, что отрицательно сказывается на формировании готовности к профессиональной деятельности.
Для успешного формирования готовности необходимо знать и учитывать особенности того вида деятельности, к которому проводится подготовка, сохранять и поддерживать настроенность на предстоящую работу в полном соответствии с характером и сложностью ее задач.
В этом отношении значительную помощь студентам оказывают преподаватели, закрепленные за группами (кураторы). Свою работу по формированию у студентов готовности к предстоящей деятельности они по опыту передовых вузов страны начинают с изучения группы и каждого студента, используя для этого разнообразные методы, в том числе и составление обобщенных психологических характеристик, для чего привлекаются преподаватели, секретарь партийной и комсомольской организации, староста группы, профгрупорг. Обобщенные психологические характеристики являются исходной основой для дальнейших наблюдений, ведения дневников и организации индивидуальной работы с каждым студентом. Содержание этих характеристик анализируется с учетом предварительного изучения и сравнения структуры и требований будущей деятельности к специалисту с теми личностными психологическими качествами, которые присущи студенту.
Все анкетные и биографические данные учащихся, в том числе их характеристики, полученные из школ и других мест, где ранее они учились, работали или служили, изучаются по личным делам и уточняются в дальнейшем с помощью непосредственных бесед с ними. Основная работа проходит по плану, разработанному куратором. Особенно велика его роль на первых двух курсах, когда идет период адаптации студентов к условиям обучения в вузе, а также для формирования профессиональной направленности, поскольку, как уже отмечалось, предметы первых курсов зачастую не выходят за рамки общеобразовательных дисциплин.
Исследования показывают, что одним из необходимых условий активного педагогического влияния на личность студента и сближения с ним является ведение куратором занятий в закрепленной за ними группе. В этом случае его работа приобретает более естественный и целенаправленный характер. О состоянии дел в группе куратор информирует партийную организацию кафедры, факультета и деканат. Куратор оказывает влияние на организацию и проведение как учебных, так и воспитательных мероприятий, таких как: коллективные и индивидуальные беседы, культпоходы в кино, театр, обсуждение кинофильмов, произведений художественной литературы, наиболее актуальных статей периодической печати, умело увязывая эту работу с профессиональной направленностью.
Опыт показывает, что для целенаправленного формирования готовности к предстоящей профессиональной деятельности в группе желательно проводить беседы или диспуты, например, на такие темы: «Что ты знаешь о своей будущей профессии?», «О психологических особенностях протекания трудовой деятельности специалистов», «Какие виды напряженных ситуаций встречаются в деятельности специалистов и пути их преодоления», «О качествах личности молодого специалиста» и т. д.
Целесообразно проведение тематических вечеров (с приглашением выпускников вузов) по обмену опытом становления молодого специалиста на производстве, школе, в условиях сельского хозяйства и т. д.
Интересно проходят различные викторины, тематические КВН, направленные на привитие интереса к будущей профессии, на лучшее знание некоторых разделов программы учебных курсов.
В результате кропотливой индивидуальной работы происходит сближение кураторов с учащимися, что выражается в обращении к ним студентов за советами по различным практическим вопросам, в их просьбе дать рекомендацию для вступления в партию, в приглашении на те или иные торжества в общежитие. Кураторам надо поддерживать постоянную связь с активом группы, преподавателями, проводящими занятия, и совместными усилиями решать вопросы, связанные с формированием готовности студентов к деятельности.
Но как бы идеально не была построена профессиональная подготовка — окончание учебного заведения еще не дает специалиста, обладающего вполне законченной профессиональной пригодностью и профессиональной надежностью. Здесь многое зависит от третьего этапа, т. е. подведения готовности к ее вершине, а также организации труда и воспитания молодых специалистов в первое время их самостоятельной работы.
Повышению готовности к труду способствует осознание студентом на практике общественной и личной ее значимости. Вместе с тем необходимы благоприятные объективные условия труда, которые бы содействовали реальному воплощению готовности и дальнейшему ее развитию.
Таким образом, непрерывный научно-технический прогресс, сложность трудовых задач предъявляют все более высокие требования к личности и деятельности выпускников вузов, к их опыту, самостоятельности, мышлению, знаниям, навыкам, умениям. В связи с этим большое значение приобретает формирование у студентов такого профессионально важного качества их личности, каким является готовность к будущей практической деятельности. Успех в формировании готовности к трудовой деятельности зависит от целенаправленного проведения учебно-воспитательной работы в вузе, от специальных мероприятий, проводимых в условиях, близких к реальной обстановке будущей работы.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +